101 псалом читать

Толкование Псалма 101

Необычная надпись, соответствующая первому стиху этого псалма, говорит о нем как о псалме-размышлении в тягостных обстоятельствах, как о псалме личной печали (каковым он в большей своей части и является). Мысли, содержащиеся в нем, перекликаются с таковыми в Пс. 21, 68, 78. Известное сходство наблюдается также между этим псалмом и некоторыми размышлениями и высказываниями в Ис. 40-66.

А. Скоро услышь меня. Ибо сердце мое поражено (101:2-12)

Пс. 101:2-12. Страждущий, который обращается к Господу, испытывает крайнюю нужду в скором ответе Его, ибо скорбь его, уныние и печаль достигли предела. Услышь… скоро услышь меня! – молит он. На языке образов аллегорий описывает он свою бедственную ситуацию. Быстро бегущие дни свои, которые проводит в страдании, псалмопевец уподобляет дыму, бесследно тающему в воздухе; горечь мыслей, преследующих его, так глубоко проникает в него, что и кости его словно обожжены ею и уподобились головне.

Сердце его поражено, и иссохло, как трава (часто встречающийся в Библии образ бедствия, гибели: сравните стих 12; Пс. 36:2; 102:15-16; Ис. 40:6-8). Страждущий лишился аппетита (стих 5), и от этого, как и от постоянных стенаний своих, настолько исчах, что остались от него «кожа да кости» (стих 6). В стихах 7-8 – образы его одиночества.

Он знает, что враги клянут (стих 9) именем его тех, кому хотят несчастья (т. е. желают им таких же несчастий, какие обрушились на псалмопевца). В стихе 10 можно видеть сугубо образное выражение, но фраза Я ем пепел, как хлеб, может подразумевать и то, что в знак печали псалмопевец постоянно посыпает пеплом голову. Причину своих страданий он видит в гневе Господа, у Которого когда-то он знал блаженные дни (Ты вознес меня), но теперь он низринут Им в пучину бедствия. Я иссох, как трава, повторяет он (стих 12 сравните со стихом 5). Жизнь его ненадежна и неустойчива, как уклоняющаяся тень.

В. Господь умилосердится над Сионом (101:13-23)

Пс. 101:13-14. Внезапный «поворот темы» – от эфемерности существования псалмопевца к вечности Божиего бытия. Очевидно, причина страданий автора связана была со страданиями всего Сиона (Иерусалима), и сам псалом написан был в связи с каким-то бедствием, постигшим город. Но вот в псалме возникает мажорная нота, ибо поющий его выражает уверенность в том, что Господь умилосердится над Сионом, ибо… пришло время… помиловать его.

Пс. 101:15-18. Он напоминает Господу о безмерной любви к Иерусалиму его жителей, которым дороги не только камни его, но и пыль («прах»), покрывающая его улицы. И проникается все большей верой в то, что Господь откликнется на молитву беспомощных и вновь созиждет Иерусалим; он уже не сомневается в возвращении в город главы Господней, которой убоятся… все цари земные.

Пс. 101:19-23. И о том, что произойдет, узнают потомки; ибо об этом напишется, и они тоже вознесут хвалу Господу, Который внимательно всматривается е небес в то, что происходит на земле (стих 20). Он слышит стой узников и посылает освобождение обреченным на смерть (оконч. Стих 21). По этой причине с благодарностью возвестят на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме в тот день, когда соберутся народы вместе и для служения Господу (стих 23), провидит псалмопевец.

В. Лета Твои не кончатся (101:24-29)

Пс. 101:24-29. И опять неожиданный «поворот темы»: снова сетует псалмопевец на изнурившее его страдание, попущенное Господом, которое сократило дни его (стих 24). Он просит не восхищать души его теперь, когда он прожил лишь половину дней своих. Жизнь Самого Господа бесконечна (Твои лета в роды родов: стих 25), так пусть же Он в милости Своей хоть несколько продлит и его жизнь, подразумевает псалмопевец.

В стихах 26-28 – краткий, но торжественный гимн величию и неизменности в вечности Бога-Творца, которые подчеркиваются бренностью и «изменяемостью» творения (сравните 2-Пет. 3:10; Откр. 21:1).

«Гимн» этот цитируется автором послания к Евреям (Евр. 1:10-12). Псалмопевец обращается в стихе 26-28 к вечному Господу, с Которым новозаветный писатель отождествляет Иисуса Христа как того Бога, Который создал этот мир и «содержит» его силой Своей.

В стихе 29 автор псалма выражает надежду на осуществление идеального предназначения еврейского народа, на то, что он будет жить в согласии с Господними заповедями и из рода в род утверждаться пред лицем Господа. Народ этот, однако, «уклонился» от путей, указанных ему, и на «сегодняшний день» предназначение это осуществляется христианами.

Библия. Псалтирь

1 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.

2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.

3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, воззову , скоро услышь меня;

4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;

5 сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;

6 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.

7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;

8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.

9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.

10 Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами,

11 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня.

12 Дни мои – как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.

13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.

14 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его,- ибо пришло время;

15 ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.

16 И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей.

17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;

18 призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.

19 Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,

20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,

21 чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,

22 дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его – в Иерусалиме,

23 когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.

24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.

25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.

26 В начале Ты, основал землю, и небеса – дело Твоих рук;

27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;

28 но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся.

29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.

Псалом 101.

1 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.

2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.

3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, воззову , скоро услышь меня; 4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня; 5 сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; 6 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.

7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; 8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.

9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.

10 Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами, 11 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня.

12 Дни мои – как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.

13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.

14 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его,- ибо пришло время; 15 ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.

16 И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей.

17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей; 18 призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.

19 Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа, 20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю, 21 чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, 22 дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его – в Иерусалиме, 23 когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.

24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.

25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.

26 В начале Ты, основал землю, и небеса – дело Твоих рук; 27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; 28 но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся.

29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.

ПСАЛТЫРЬ, Псалом 101 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.

Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, когда воззову к Тебе, скоро услышь меня; ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня; сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей. Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле. Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною. Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами, от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня. Дни мои – как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава. Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род. Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, – ибо пришло время; ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют. И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей. Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей; призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их. Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа, ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его – в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу. Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои. Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся. Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.

Любые юридические вопросы в Москве и Подмосковье:

ПСАЛТИРЬ, Псалом 101.

Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к тебе да прiидет. Не отврати лица твоего от менe; в oньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо твое; в oньже аще день призову тя, скоро услыши мя. Яко исчезоша яко дым днiе мои, и кости моя яко сушило сосхошася. Уязвлен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. От гласа воздыханiя моего прильпе кость моя плоти моей. Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на развалине. Бдех и бых яко птица особящаяся на кровле. Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящiи мя мною кленяхуся. Зане пепел яко хлеб ядях и питiе мое с плачем растворях, от лица гнева твоего и ярости твоея; яко вознес низвергл мя eси. Днiе мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. Ты же, Господи, во век пребываеши, и память твоя в род и род. Ты воскрс ущедриши Сiона; яко время ущедрити eго, яко прiиде время. Яко благоволиша раби твои о каменiи eго, и персть eго ущедрят. И убоятся языцы имене Господня, и вси царiе земстiи славы твоея; яко созиждет Господь Сiона и явится во славе своей. Призре на молитву смиренных и не уничижи моленiя их. Да напишется сiе в род ин, и людiе зиждемiи восхвалят Господа; яко приниче с высоты святыя своея, Господь с небесе на землю призре, услышати воздыханiе окованных, разрешити сыны умерщвленных; возвестити в Сiоне имя Господне и хвалу eго во iерлиме, внегда собратися людем вкупе и царeм, eже работати Господеви. Отвеща eму на пути крепости eго; умаленiе днiй моих возвести ми; не возведи мене во преполовенiе днiй моих; в роде родов лета твоя. В началех ты, Господи, землю основал eси, и дела руку твоeю суть небеса. Та погибнут, ты же пребываеши; и вся яко риза обетшают, и яко oдежду свiеши я, и изменятся. Ты же тойжде eси, и лета твоя не оскудеют. Сынове раб твоих вселятся, и семя их во век исправится.

Псалом 101

Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое

Молитва нищего, когда он унывает и изливает пред Господом моление своё.

1 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет.

1 Господи, услышь молитву мою, и вопль мой к Тебе да придёт.

2 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя.

2 Не отврати лица Твоего от меня, в день, когда я скорблю, склони ко мне ухо Твоё, в день, когда призову Тебя, скоро услышь меня.

3 Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася.

3 Ибо исчезли как дым дни мои, и кости мои, как хворост, высохли.

4 Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой.

4 Я был подсечён, как трава, и иссохло сердце моё, так что забыл я съесть хлеб мой.

5 От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей.

5 От гласа стенания моего пристали кости мои к плоти моей.

6 Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи.

6 Я уподобился пеликану в пустыне, я стал как филин на развалинах.

7 Бдех и бых яко птица особящаяся на зде.

7 Не спал и стал как птичка, сидящая одиноко на кровле.

8 Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся.

8 Весь день поносили меня враги мои, и хвалящие меня мною клялись.

9 Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях.

9 Ибо пепел, как хлеб, я ел, и питьё моё слезами растворял

10 От лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси.

10 от гнева Твоего и ярости Твоей, ибо, подняв, Ты низверг меня.

11 Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох.

11 Дни мои склонились как тень, и, как трава, я иссох.

12 Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род.

12 Но Ты, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе – в род и род.

13 Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити eго, яко прииде время.

13 Ты, восстав, смилуешься над Сионом, ибо время помиловать его, ибо пришло время,

14 Яко благоволиша раби Твои камение eго, и персть eго ущедрят.

14 ибо возлюбили рабы Твои камни его и о прахе его жалеют.

15 И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея.

15 И убоятся народы имени Господня и все цари земные – славы Твоей,

16 Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей.

16 ибо построит Господь Сион и явится во славе Своей.

17 Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их.

17 Он призрел на молитву смиренных и не пренебрёг молением их.

18 Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа.

18 Да напишут это для рода иного, и народ созидаемый восхвалит Господа,

19 Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре,

19 ибо склонился Он с высоты святой Своей, Господь с небес на землю призрел,

20 услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных,

20 чтобы услышать стенания узников, освободить сыновей умерщвлённых,

21 возвестити в Сионе Имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме.

21 возвестить на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме,

22 Внегда собратися людем вкупе, и царем, еже работати Господеви.

22 когда соберутся народы вместе, и цари – для служения Господу.

23 Отвеща eму на пути крепости eго: умаление дней моих возвести ми.

23 Обратился он к Нему на пути, в дни крепости своей: “О немногих днях моих возвести мне;

24 Не возведи мене в преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя.

24 не похить меня на половине дней моих: в роде родов – годы Твои”.

25 В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса.

25 В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих – небеса;

26 Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я и изменятся.

26 они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся.

27 Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют.

27 Но Ты – тот же, и годы Твои не кончатся.

28 Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится.

28 Сыны рабов Твоих найдут приют, и семя их навек устроится.

Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася. Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей. Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи. Бдех и бых яко птица особящаяся на зде. Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся. Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. От лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси. Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род. Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити его, яко прииде время. Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят. И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея. Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей. Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их. Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа. Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных, возвестити в Сионе Имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме: внегда собратися людем вкупе, и царем, еже работати Господеви. Отвеща ему на пути крепости его: умаление дней моих возвести ми. Не возведи мене в преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть Небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я и изменятся. Ты же Тойжде еси, и лета твоя не оскудеют. Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится.

ПСАЛТЫРЬ.

КАФИСМА ЧЕТВЕРТАЯНАДЕСЯТЬ.

Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася. Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. От гласа воздыхания моего прильне кость моя плоти моей. Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи. Бдех и бых яко птица особящаяся на зде. Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящий мя мною кленяхуся. Зане пепел яко хлеб ядях, и питие с плачем растворях. От лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси. Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род. Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити его, яко прииде время. Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят. И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея. Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей. Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их. Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа. Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных, возвестити в Сионе имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме. Внегда собратися людем вкупе и царем, еже работати Господеви. Отвеща ему на пути крепости его, умаление дней моих возвести ми. Не возведи мене во преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится.

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность Твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя. Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззаконием нашым сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его. Благослови, душе моя Господа.

Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя своя, полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню. Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века. Бездна яко риза одеяние ея, на горах станут воды, от запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы, и низходят поля в место, еже основал еси им. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних Своих, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил. Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии. Скимни рыкающии восхитити, и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея. Сие море великое и пространное, тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими, тамо корабли проплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут, отверзшу Тебе руку, всяческая нсполнятся благости, отвращшу же Тебе лице, возмятутся, отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся,. и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих, призираяй на землю, и творяй ю трястися, прикасаяйся горам, и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь, да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа.

Исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его, возвестите во языцех дела Его. Воспойте Ему и пойте Ему, поведите вся чудеса Его. Хвалитеся о имени святем Его, да возвеселится сердце ищущих Господа. Взыщите Господа, и утвердитеся, взыщите лица Его выну. Помяните чудеса Его, яже сотвори, чудеса Его, и судьбы уст Его. Семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его. Той Господь Бог наш, по всей земли судьбы Его. Помяну в век завет Свой, слово, еже заповеда в тысящы родов, еже завеща Аврааму, и клятву Свою Исааку. И постави ю Иакову в повеление, и Израилю в завет вечен, глаголя: тебе дам землю Ханааню, уже достояния вашего, внегда быти им малым числом, малейшым и пришельцем в ней. И преидоша от языка в язык, и от царствия в люди ины. Не остави человека обидети их, и обличи о них цари. Не прикасайтеся помазанным моим, и во пророцех моих не лукавнуйте. И призва глад на землю, всяко утверждение хлебное сотры. Посла пред ними человека: в раба продан бысть Иосиф. Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его, дондеже прииде слово Его, слово Господне разжже его. Посла царь и разреши его: князь людей, и остави его. Постави его господина дому своему, и князя всему стяжанию своему, наказати князи его яко себе, и старцы его умудрити. И вниде Израиль во Египет, и Иаков пришельствова в землю Хамову. И возрасти люди своя зело, и укрепи я паче врагов их. Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех Его. Посла Моисеа раба Своего, Аарона, егоже избра Себе. Положи в них словеса знамений Своих, и чудес Своих в земли Хамове. Посла тьму и помрачи, яко преогорчиша словеса Его. Преложи воды их в кровь, и измори рыбы их. Воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их. Рече, и приидоша песии мухи, и скнипы во вся пределы их. Положи дожди их грады, огнь попаляющ в земли их, и порази винограды их и смоквы их, и сотры всякое древо предел их. Рече, и приидоша прузи и гусеницы, имже не бе числа. И снедоша всяку траву в земли их, и поядоша всяк плод земли их. И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их, и изведе я с сребром и златом, и не бе в коленах их боляй. Возвеселися Египет во исхождении их, яко нападе страх их на ня. Распростре облак в покров им и огнь, еже просветити им нощию. Просиша и приидоша крастели, и хлеба небеснаго насыти я, разверзе камень и потекоша воды, потекоша в безводных реки. Яко помяну слово святое Свое, еже ко Аврааму, рабу Своему. И изведе люди Своя в радости, и избранный Своя в веселии. И даде им страны язык, и труды людей наследоваша, яко да сохранят оправдания Его и закона Его взыщут.

Таже тропари, глас 8: Яко блудница припадаю Ти, да прииму оставление, и вместо мира слезы от сердца приношу Ти, Христе Боже: да яко оную ущедрищи мя, Спасе, и подаси очищение грехов. Яко оная бо зову Ти: избави мя от тимения дел моих.

Слава: Почто не помышляеши, душе моя, смерти? Почто не обращаешися прочее ко исправлению, прежде трубы глашения на суде? Тогда несть время покаяния. Приими во уме мытаря и блудницу зовущыя: согреших Ти, Господи, помилуй мя.

И ныне: Яко превосходящая воистинну рождеством Твоим силы Небесныя, Приснодево Богородице, иже Тобою Божеством обогатившеся, непрестанно Тя величаем.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Благодарим Тя, Господи Боже спасений наших, яко вся твориши во благодеяния жизни нашея, яко упокоил еси нас в прешедшем нощном времени, и воздвигл еси нас от ложей наших, и поставил еси нас в поклонение честнаго и славнаго имене Твоего. Темже молимся Тебе, Господи: даждь нам благодать и силу, да сподобимся Тебе пети разумно, и молитися непрестанно: и выну к Тебе зрети, Спасителю и Благодетелю наших душ, страхом и трепетом свое спасение действующе. Услыши убо и помилуй, Благоутробне, нас: сокруши под ноги наша невидимыя ратники и враги: приими яже по силе нашей благодарения: даждь нам благодать и силу во отверзение уст наших, и научи нас оправданием Твоим. Яко что помолимся, якоже подобает, не вемы, аще не Ты, Господи, Духом Твоим Святым наставиши ны. Аще же что согрешихом даже до настоящаго часа, словом, или делом, или помышлением, волею или неволею, ослаби, остави, прости. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть, у Тебе избавление. Ты еси Един Свят, Помощник Крепкий, и Защититель жизни нашея, и Тя благословим во вся веки. Аминь.

Псалтырь. Кафисма. Псалом:

Молитвы перед началом чтения Псалтири

Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей Псалтыри

О чтении Псалтири по усопшим

Порядок чтения псалмов на всякую потребу

Псалтырь как требник

Молитвы по псалтыри

Псалмы на разные случаи

Библия. Псалтырь

Ежедневные молитвы

Молитвы благодарственные каждодневные

Основные евангельские заповеди

Виды и формы православных молитв

Что нужно знать верующему

Молитвы, которые обязательно помогут

Православные информеры для сайтов и блогов

Детально: псалом 101 толкование — со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

В еврейской Торе, латинской и славянской Библии авторство Псалма 101 не указано. Существует несколько вариантов — одни исследователи считают, что его написал царь Давид, другие приписывают эту главу Псалтири пророку Неемии или Даниилу. Они придерживаются мнения, что псалом написан во времена вавилонского пленения, поскольку в нем говорится о разрушенном Иерусалиме и пустой Скинии (священное место для иудеев и христиан).

Оглавление

Текст псалма 101 на русском

В данном тексте 29 строф. Хотя автор не указан, но есть надписание — эта молитва составлена в период сильного уныния, когда человек изливает свои жалобы перед Богом. Поэтому несложно понять, для чего читают 101-й псалом — с его помощью можно получить утешение в скорбях. У современных людей благоустроенная жизнь, но во все времена духовные проблемы одни и те же. Человек часто теряет связь с Господом, в этом и корень всех его бед. В таком случае первое средство — чтение Священного Писания.

Автор несколько раз меняет тему — после рассказа о своих страданиях, переходит к восхвалению Творца, говорит о Божьей любви к избранному народу (в наше время к нему относятся все верующие в Христа). Он выражает уверенность в том, что Господь всегда придет на защиту верных, восстановит разрушенное, избавит от горестей тех, кто находится в тяжелом положении. Далее следует просьба продлить земные дни, поскольку их прожито еще недостаточно — лишь половина срока.

Принято читать 101-й псалом также за тех, кто облечен мирской властью. У этих людей много искушений, поэтому им особенно необходима молитвенная поддержка. Помогает также от уныния. Произносить текст можно на любом языке, дома удобней это делать на русском, поскольку в церковнославянском встречаются сложные незнакомые слова и обороты. А для полноценной молитвенной практики необходимо понимание. Механическое повторение не приносит пользы молящемуся, читайте очень внимательно:

Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое Молитва нищего, когда он унывает и изливает пред Господом моление своё.
1 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. 1 Господи, услышь молитву мою, и вопль мой к Тебе да придёт.
2 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. 2 Не отврати лица Твоего от меня, в день, когда я скорблю, склони ко мне ухо Твоё, в день, когда призову Тебя, скоро услышь меня.
3 Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася. 3 Ибо исчезли как дым дни мои, и кости мои, как хворост, высохли.
4 Уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. 4 Я был подсечён, как трава, и иссохло сердце моё, так что забыл я съесть хлеб мой.
5 От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей. 5 От гласа стенания моего пристали кости мои к плоти моей.
6 Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи. 6 Я уподобился пеликану в пустыне, я стал как филин на развалинах.
7 Бдех и бых яко птица особящаяся на зде. 7 Не спал и стал как птичка, сидящая одиноко на кровле.
8 Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся. 8 Весь день поносили меня враги мои, и хвалящие меня мною клялись.
9 Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. 9 Ибо пепел, как хлеб, я ел, и питьё моё слезами растворял
10 От лица гнева Твоего и ярости Твоея: яко вознес низвергл мя еси. 10 от гнева Твоего и ярости Твоей, ибо, подняв, Ты низверг меня.
11 Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. 11 Дни мои склонились как тень, и, как трава, я иссох.
12 Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род. 12 Но Ты, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе – в род и род.
13 Ты воскрес ущедриши Сиона, яко время ущедрити eго, яко прииде время. 13 Ты, восстав, смилуешься над Сионом, ибо время помиловать его, ибо пришло время,
14 Яко благоволиша раби Твои камение eго, и персть eго ущедрят. 14 ибо возлюбили рабы Твои камни его и о прахе его жалеют.
15 И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея. 15 И убоятся народы имени Господня и все цари земные – славы Твоей,
16 Яко созиждет Господь Сиона, и явится во славе Своей. 16 ибо построит Господь Сион и явится во славе Своей.
17 Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их. 17 Он призрел на молитву смиренных и не пренебрёг молением их.
18 Да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа. 18 Да напишут это для рода иного, и народ созидаемый восхвалит Господа,
19 Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с Небесе на землю призре, 19 ибо склонился Он с высоты святой Своей, Господь с небес на землю призрел,
20 услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных, 20 чтобы услышать стенания узников, освободить сыновей умерщвлённых,
21 возвестити в Сионе Имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме. 21 возвестить на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме,
22 Внегда собратися людем вкупе, и царем, еже работати Господеви. 22 когда соберутся народы вместе, и цари – для служения Господу.
23 Отвеща eму на пути крепости eго: умаление дней моих возвести ми. 23 Обратился он к Нему на пути, в дни крепости своей: «О немногих днях моих возвести мне;
24 Не возведи мене в преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. 24 не похить меня на половине дней моих: в роде родов – годы Твои».
25 В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. 25 В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих – небеса;
26 Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я и изменятся. 26 они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся.
27 Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. 27 Но Ты – тот же, и годы Твои не кончатся.
28 Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится. 28 Сыны рабов Твоих найдут приют, и семя их навек устроится.

Толкование 101 псалма

Различные богословы оставляли свои комментарии к священному христианскому псалму. Изучение таких трудов весьма полезно для души, оно помогает глубже понять мысли, заложенные автором в назидательные строки. Псалом 101 можно условно разделить на три части, которые отличаются по смыслу:

  • Со 2 по 12 строфы — молитва страждущего человека, который излагает свои скорби. Они не только личного характера — молящийся переживает за судьбу Христовой Церкви, что делает переживания особенно острыми.
  • С 13 по 23 строфы — посвящены тем радостям, которые дает верующим Дух Святой. Эта часть сглаживает и уравновешивает страдания, о них ведется речь в первой части.
  • С 24 по 29 строфы — более подробный взгляд на состояние общины верующих, пророческие стихи о Мессии.

Многие современные священники акцентируют внимание на том, что духовный результат дает только осмысленное чтение Библии. Простое «вычитывание», независимо от количества повторов, бесполезно. Ведь псалмы — это не магические заклинания. Поэтому внимательно ознакомьтесь с толкованием 101 псалма, чтобы ваша молитва была угодна Богу.

О чем идет речь в псалме

Земная жизнь бывает полна болезненных переживаний. От этого не застрахованы даже люди праведные. Именно святым часто приходится терпеть несправедливость, гонения, унижения. Порой переносить это становится тяжело. В таком положении надо особенно постараться сделать свои прошения угодными Богу, для чего извлекать слова из самого сердца. Поскольку Бог Сам повелел искать Его, слова веры обязательно будут услышаны. Верующий может и должен проявить в молитве усердие, только при этом не забывать о смирении.

  • Особо печально положение псалмопевца потому, что даже тело его находится в изнурении — плоть словно срослась с костями, сердце «высохло», беды обжигают, подобно огню. Эти строки напоминают о том, насколько слабо человеческое тело. Стоит христианину лишь ненадолго лишиться милости Божией, оно начинает увядать.

Хотя у человека и был хлеб, он не испытывал аппетита. Скорбные мысли мешали ему получать удовольствие от приема пищи. Вся сила праведника состояла в постоянном общении с Богом. Когда прекратилось храмовое служение, остановилось принесение жертв, закончилась независимость иудейского народа, милость Бога осталось в прошлом. Вот почему жизнь лишилась смысла и радости.

Но автора Псалма 101 не слишком тревожат собственные проблемы. Больше всего его огорчает недовольство Господа. Поэтому он принимает на себя пост и горько плачет. Воспоминания о былом величии лишь делают переживания более тяжелыми. Ведь чем выше кто-то вознесен, тем больней падение. Какой урок можно извлечь из этих строк? Верующие должны видеть мудрость Божию не только в периоды радости, но и во время упадка, испытаний.

Толкование

Далее следуют истины, способные принести облегчение во время уныния. Истинные христиане способны найти радость в том, что Господь и Его красота пребывают вечно. Хотя в период написания этой библейской главы израильтяне были рабами в чужой земле, пророк говорит о будущем. В нем он видит, как Бог вновь оборачивает лицо к людям и проявляет милость к своему народу. Его взгляд вновь брошен на опустошенное святилище.

  • Хотя Иерусалимский храм был полностью разрушен, остались материалы, из которых можно возвести новые стены.
  • Когда Господь возвеличит Церковь, ее прежние противники уверуют.
  • Иудеи, попавшие в вавилонский плен, снова обретут милость своего Владыки.

Под Сионом здесь понимается вселенская Церковь, которую оставил на земле Господь Иисус Христос после Вознесения. До явления Сына Божьего слова относились к избранному народу. Также пророчества имеют двойное значение.

Представители многих национальностей по возвращении евреев из Вавилона собрались в Иерусалиме для поклонения Иегове. Но данные слова можно отнести и к периоду обращения язычников в христианство. Пребывающие в Боге (простые верующие) могут надеяться на Его милость, а также приобщение к вечной славе Христа.

Псалом 101 — текст на русском, толкование, зачем читают was last modified: Май 9th, 2018 by Bogolub

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 101

Необычная надпись, соответствующая первому стиху этого псалма, говорит о нем как о псалме-размышлении в тягостных обстоятельствах, как о псалме личной печали (каковым он в большей своей части и является). Мысли, содержащиеся в нем, перекликаются с таковыми в Пс. 21, 68, 78. Известное сходство наблюдается также между этим псалмом и некоторыми размышлениями и высказываниями в Ис. 40-66.

А. Скоро услышь меня. Ибо сердце мое поражено (101:2-12)

Пс. 101:2-12. Страждущий, который обращается к Господу, испытывает крайнюю нужду в скором ответе Его, ибо скорбь его, уныние и печаль достигли предела. Услышь… скоро услышь меня! – молит он. На языке образов аллегорий описывает он свою бедственную ситуацию. Быстро бегущие дни свои, которые проводит в страдании, псалмопевец уподобляет дыму, бесследно тающему в воздухе; горечь мыслей, преследующих его, так глубоко проникает в него, что и кости его словно обожжены ею и уподобились головне.

Сердце его поражено, и иссохло, как трава (часто встречающийся в Библии образ бедствия, гибели: сравните стих 12; Пс. 36:2; 102:15-16; Ис. 40:6-8). Страждущий лишился аппетита (стих 5), и от этого, как и от постоянных стенаний своих, настолько исчах, что остались от него “кожа да кости” (стих 6). В стихах 7-8 – образы его одиночества.

Он знает, что враги клянут (стих 9) именем его тех, кому хотят несчастья (т. е. желают им таких же несчастий, какие обрушились на псалмопевца). В стихе 10 можно видеть сугубо образное выражение, но фраза Я ем пепел, как хлеб, может подразумевать и то, что в знак печали псалмопевец постоянно посыпает пеплом голову. Причину своих страданий он видит в гневе Господа, у Которого когда-то он знал блаженные дни (Ты вознес меня), но теперь он низринут Им в пучину бедствия. Я иссох, как трава, повторяет он (стих 12 сравните со стихом 5). Жизнь его ненадежна и неустойчива, как уклоняющаяся тень.

В. Господь умилосердится над Сионом (101:13-23)

Пс. 101:13-14. Внезапный “поворот темы” – от эфемерности существования псалмопевца к вечности Божиего бытия. Очевидно, причина страданий автора связана была со страданиями всего Сиона (Иерусалима), и сам псалом написан был в связи с каким-то бедствием, постигшим город. Но вот в псалме возникает мажорная нота, ибо поющий его выражает уверенность в том, что Господь умилосердится над Сионом, ибо… пришло время… помиловать его.

Пс. 101:15-18. Он напоминает Господу о безмерной любви к Иерусалиму его жителей, которым дороги не только камни его, но и пыль (“прах”), покрывающая его улицы. И проникается все большей верой в то, что Господь откликнется на молитву беспомощных и вновь созиждет Иерусалим; он уже не сомневается в возвращении в город главы Господней, которой убоятся… все цари земные.

Пс. 101:19-23. И о том, что произойдет, узнают потомки; ибо об этом напишется, и они тоже вознесут хвалу Господу, Который внимательно всматривается е небес в то, что происходит на земле (стих 20). Он слышит стой узников и посылает освобождение обреченным на смерть (оконч. Стих 21). По этой причине с благодарностью возвестят на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме в тот день, когда соберутся народы вместе и для служения Господу (стих 23), провидит псалмопевец.

В. Лета Твои не кончатся (101:24-29)

Пс. 101:24-29. И опять неожиданный “поворот темы”: снова сетует псалмопевец на изнурившее его страдание, попущенное Господом, которое сократило дни его (стих 24). Он просит не восхищать души его теперь, когда он прожил лишь половину дней своих. Жизнь Самого Господа бесконечна (Твои лета в роды родов: стих 25), так пусть же Он в милости Своей хоть несколько продлит и его жизнь, подразумевает псалмопевец.

В стихах 26-28 – краткий, но торжественный гимн величию и неизменности в вечности Бога-Творца, которые подчеркиваются бренностью и “изменяемостью” творения (сравните 2-Пет. 3:10; Откр. 21:1).

“Гимн” этот цитируется автором послания к Евреям (Евр. 1:10-12). Псалмопевец обращается в стихе 26-28 к вечному Господу, с Которым новозаветный писатель отождествляет Иисуса Христа как того Бога, Который создал этот мир и “содержит” его силой Своей.

В стихе 29 автор псалма выражает надежду на осуществление идеального предназначения еврейского народа, на то, что он будет жить в согласии с Господними заповедями и из рода в род утверждаться пред лицем Господа. Народ этот, однако, “уклонился” от путей, указанных ему, и на “сегодняшний день” предназначение это осуществляется христианами.

В еврейской, латинской и православной Библиях 101 псалом указан, как анонимный, однако по некоторым признакам можно догадаться если не об авторстве, то хотя бы о времени его написания.

Христианский текст 101 псалма написан от лица человека, страдающего из-за Божьей немилости, проявляющейся в виде различных жизненных неудач и лишений, но в контексте псалма этот человек олицетворяет собой целый народ. Псалом 101 представляет Иерусалим разрушенным, а Скинию Завета – разоренной: это дает исследователям основания полагать, что в нем описывается период Вавилонского пленения.

Христианский псалом 101 это молитва за людей, облеченных властью

Текст 101 псалма несколько раз меняет свою тематику: от страданий автора он плавно переходит к величию Божию и Его любви к Своему избранному народу. Затем в его строках появляется уверенность в том, что Господь не оставит Израиль и восстановит его после разрушений, но в конце псалмопевец вновь сетует на несчастья, которые сокращают дни его жизни, а также просит Бога не забирать его сейчас, когда он прожил лишь половину отпущенного ему срока. Слушать онлайн, читать и смотреть видео с текстом 101 псалма рекомендуется о представителях власти, чтобы Создатель дал им мудрость править благочестиво.

Читать текст молитвы псалом 101 на русском языке

Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.

Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, когда воззову к Тебе, скоро услышь меня; ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня; сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей. Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле. Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною. Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами, от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня. Дни мои — как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава. Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род. Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, — ибо пришло время; ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют. И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей. Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей; призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их. Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа, ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его — в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу. Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои. Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся. Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.

Православный псалтырь, текст псалом 101 на церковно славянском языке

Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к тебе да прiидет. Не отврати лица твоего от менe; в oньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо твое; в oньже аще день призову тя, скоро услыши мя. Яко исчезоша яко дым днiе мои, и кости моя яко сушило сосхошася. Уязвлен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. От гласа воздыханiя моего прильпе кость моя плоти моей. Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на развалине. Бдех и бых яко птица особящаяся на кровле. Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящiи мя мною кленяхуся. Зане пепел яко хлеб ядях и питiе мое с плачем растворях, от лица гнева твоего и ярости твоея; яко вознес низвергл мя eси. Днiе мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. Ты же, Господи, во век пребываеши, и память твоя в род и род. Ты воскрс ущедриши Сiона; яко время ущедрити eго, яко прiиде время. Яко благоволиша раби твои о каменiи eго, и персть eго ущедрят. И убоятся языцы имене Господня, и вси царiе земстiи славы твоея; яко созиждет Господь Сiона и явится во славе своей. Призре на молитву смиренных и не уничижи моленiя их. Да напишется сiе в род ин, и людiе зиждемiи восхвалят Господа; яко приниче с высоты святыя своея, Господь с небесе на землю призре, услышати воздыханiе окованных, разрешити сыны умерщвленных; возвестити в Сiоне имя Господне и хвалу eго во iерлиме, внегда собратися людем вкупе и царeм, eже работати Господеви. Отвеща eму на пути крепости eго; умаленiе днiй моих возвести ми; не возведи мене во преполовенiе днiй моих; в роде родов лета твоя. В началех ты, Господи, землю основал eси, и дела руку твоeю суть небеса. Та погибнут, ты же пребываеши; и вся яко риза обетшают, и яко oдежду свiеши я, и изменятся. Ты же тойжде eси, и лета твоя не оскудеют. Сынове раб твоих вселятся, и семя их во век исправится.

  1. Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.
  2. Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.
  3. Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, когда воззову к Тебе, скоро услышь меня;
  4. Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;
  5. сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
  6. от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
  7. Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;
  8. не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.
  9. Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.
  10. Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами,
  11. от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня.
  12. Дни мои — как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.
  13. Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.
  14. Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, — ибо пришло время;
  15. ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.
  16. И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей.
  17. Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;
  18. призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.
  19. Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,
  20. ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,
  21. чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,
  22. дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его — в Иерусалиме,
  23. когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.
  24. Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.
  25. Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.
  26. В начале Ты, основал землю, и небеса — дело Твоих рук;
  27. они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
  28. но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся.
  29. Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим.