Акафистная икона божией матери

Из истории Пряжевской иконы

Кто и когда написал ее, точно неизвестно, хотя с первого взгляда ясно, что это древнее византийское письмо. Икона объявилась в конце 17 либо в начале 18 века в селении Пряжев неподалеку от Житомира, по имени села она и получила свое название. Ее явление было зафиксировано в сельских церковных книгах.

С Пряжевской иконы, как это было принято, стали делать списки, и один из них был сделан поистине чудесным образом. Случилось это так. Когда татары разорили Дивногорский монастырь в Воронежской губернии, его иеромонахи перебрались в Курскую и основали в 1672 году Белогорскую Николаевскую пустынь. Однако в 1788 году в связи с определенными обстоятельствами пустынь была закрыта, а принадлежавший ей Преображенский собор стал приходской церковью находившейся поблизости слободы Горнали.

Предание гласит, что тогда-то и начали происходить в храме, некогда бывшим монастырским, чудеса: по окончании богослужения все свечи непременно гасили во избежание пожара, но наутро обнаруживалось, что некоторые из них вновь горят. Так происходило до того, как была вновь обретена Пряжевская икона Божией Матери.

Согласно игумену Нестору, записавшему в 1862 году эту удивительную историю, художник Иван Белый, который вел благочестивую жизнь, получил откровение свыше, что за иконостасом церкви, некогда принадлежавшей монастырю и еще уцелевшей до того времени, находится древняя икона Богородицы, писанная на полотне. Ивану было велено достать икону и провести ее обновление, не затрагивая при этом лики Божией Матери и Младенца, ибо они сохранились в неприкосновенности.

Никому до этого момента не было известно ни о самом существовании такой иконы, ни о том, где она сокрыта, однако Иван Белый, сопровождаемый священником и дьячком, обнаружил икону именно там, где было указано в откровении. Живописец страдал от болезни, но после того как был отслужен молебен в честь явления иконы, он полностью выздоровел.

И далее икона Божией Матери Пряжевская не переставала являть чудеса. Жил в городе Суджа Курской губернии купец Косьма Купреев, человек благочестивый и богобоязненный, занемогший тяжелой хворью. Он тоже получил откровение во сне — отправиться в Белогорский монастырь, к тому времени уже закрытый, и отслужить перед чудотворной иконой молебен.

Купец так и поступил и совершенно избавился от своих болезней, а после этого, поддерживаемый двумя своими сыновьями, начал добиваться восстановления обители. Наконец 24 августа 1863 года последовало высочайшее повеление на восстановление монастыря, который теперь должен был называться Белогорской Николаевской пустынью. К числу первых его монахов принадлежал Косьма Купреев со своими сыновьями.

Когда обитель была восстановлена, чудотворную Пряжевскую икону Божией матери стали почитать еще больше, а ее известность ширилась и росла. Ее носили на крестных ходах по самым значимым и торжественным поводам. Такие крестные ходы прошли в 1867 году, когда императору Александру II удалось спастись в Париже от неудавшегося покушения, и в 1888 году, после чудесного спасения императорской семьи при крушении поезда. Икону носили и во главе многочисленных крестных ходов в окрестные селения и уездные слободы.

После революции и закрытия монастыря, бандитских нападений и расстрелов оставшиеся в живых монахи перенесли ее в город Суджу. Затем след иконы теряется на долгие десятилетия, и лишь в 1996 года, когда в суджинском Свято-Троицком храме стали проводить инвентаризацию, вдруг обнаружили, что на иконе, числившейся в описи как «Смоленская», существует различие между ликом и ризами. Подняли архивы, и выяснилось, что под ризами, которые закрывали изображение, скрыта Пряжевская икона Божией Матери.

Так чудотворная икона была вновь явлена людям и возвращена в место ее первоначального пребывания – Белогорскую пустынь, которая после восстановления стала именоваться Горнальским Свято-Николаевским Белогорским мужским монастырем.

О чем молятся перед Пряжевской иконой Божией Матери

У этой иконы есть свои дни празднования: это 12 июля и 10-я пятница после Пасхи.

Верующие молятся данной иконе об исцелении, просят, чтобы она помогла справиться с недугом.

До нас дошло немало свидетельств о чудотворной силе этой иконы, которая помогала в исцелении болезней ног, легких, позвоночника, а также бесплодия у женщин. Вот текст молитвы:

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!

Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая!

Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.

Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.Радуйся, Богообрадованная и Непорочная Приснодево; радуйся, нетленная и неискусобрачная Агнца и Пастыря Мати.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Описание иконы Акафистная Хиландарская
Источник: Диск «Православный церковный календарь 2011» издательства Московской Патриархии
Икона Божией Матери «Акафистная» находится в иконостасе соборного храма Введения Богородицы сербского Хиландарского монастыря на Афоне. Данных о появлении и истории прославления образа на Святой горе не сохранилось. Предание относит время ее пребывания на Афоне к концу XII века, когда святым Саввой Сербским по откровению от иконы были обретены сокровища и завершено строительство обители. Однако ни в одной из редакций жития святого подтверждения этому рассказу не содержится. Единственным достоверным сообщением об иконе, записанным со слов очевидцев, является история о ее чудесном спасении во время пожара в монастыре в 1837 г. Иконографический тип иконы – «Умиление». По некоторым сведениям это греческая икона XVI в. хорошей сохранности. Младенец изображен слева от Матери с благословляющей правой рукой и опущенной вниз левой, в которой Он держит свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает Младенца за правое плечо. Икона помещена в серебряный оклад, вероятно, русской работы XIX в.,

Икона Акафистная Хиландарская — описание
Источник: Сайт «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы», автор — Валерий Мельников
Существует несколько разновидностей икон с наименованием «Акафистная». Икону, празднование которой совершается 25 января, называют Хилендарской. С этим образом связано следующее событие. В 1837 году по неосторожности экклесиарха (человека, который заведовал в монастыре порядком богослужения) в храме Хилендарского монастыря на Афоне загорелся иконостас. От огня иконостас практически весь выгорел, но образ Божией Матери остался совершенно невредимым. После чудесного спасения иконы от огня перед ней был прочитан акафист Пресвятой Богородице. С тех пор образ стал называться Акафистным. Интересно, что монахи Хилендарского монастыря ещё называют эту икону Скоропослушницей, за скорую помощь Богородицы после молитвенного обращения к Ней перед этой иконой.

Описание иконы Пресвятой Богородицы Акафистная Хиландарская
Акафистная Хиландарская» икона Божией Матери находится в соборном храме Введения Богородицы сербского Хиландарского монастыря на Афоне. Местное афонское предание относит появление иконы в монастыре к концу XII века и связывает его со святым Саввой Сербским, которому она помогла найти сокровища на которые было завершено строительства монастыря. Однако ни один из списков жития святого не упоминает о данной иконе. Возможное указание на неё содержится в эпилоге «Сказания о чудесах от иконы Богоматери Троеручицы» где идёт перечисление чудотворных монастырских икон. В нём указано: «Друга , иже святому Саввы злато показа, в земле сокровенно». Со слов очевидцев записана история чудесного спасения иконы во время пожара в монастыре в 1837 году. По мнению Саввы Хиландарца с этого события началось почитание иконы. Икона относится к иконографическому типу «Умиление». Размер иконы без оклада 80 на 60 см, в окладе — 87 на 65 см. По мнению византолога А. М. Лидова Хиландарская икона имеет

Описание иконы Акафистная Хиландарская из книги Е. Поселянина
Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон»
Само название этой иконы «Хилендарская» уже показывает, что она находится в том же Афонском Хилендарском монастыре, где и вышеупомянутые иконы Богоматери: «Млекопитательница» и «Попская». В 1837 году по неосторожности экклесиарха загорелся в главном соборном храме иконостас, в котором стояла чудотворная икона Акафистная. И хотя иконостас едва не испепелился весь, но святой образ Богоматери нисколько не пострадал от огня и к утешению верующих остался невредимым. Так как перед этой иконою во время пожара читался акафист, то она и получила название Акафистной. С именем этой иконы предание связывает рассказ о том, что св. Савва Сербский, во время строения своей Хилендарской обители, при случившейся нужде, получил от сей иконы откровение о сокровище, находившемся близ устрояемого им монастыря. Говорят, что он действительно потом нашел это сокровище и благодаря ему ускорил дело сооружения построек, необходимых для обители. Насколько достоверно это предание, сказать трудно, тем более, ч

Описание иконы Акафистная Хиландарская
Источник: Настольная книга церковно-священно-служителя, автор — С. В. Булгаков
Акафистная Хиландарская св. икона находится в Афонском Хидандарском монастыре. В 1837 г. во время пожара иконостаса она чудесно осталась невредимою. Б это время пред ней читался акафист, отсюда и название ее.

Иконография

Икона относится к иконографическому типу «Умиление». Размер иконы без оклада 80 × 60 см, в окладе — 87 × 65 см. По мнению византолога Алексея Лидова, Хиландарская икона имеет греческое происхождение и была написана в XVI веке, имеет хорошую сохранность. Богомладенец изображён слева от Богородицы, правой рукой Она поддерживает Его за правое плечо. Младенец Иисус правой рукой благословляет, а в левую опущенную руку помещён свиток. Икону украшает серебряный оклад, вероятно, русской работы XIX века, с надписью «Коневская Богоматерь» и рама XVIII века с изображениями на сюжеты кондаков и икосов акафиста Богородицы.

Название иконы «Акафистная» может происходить как от воспоминания о том, что перед ней во время пожара читали акафист Богородице, так и от её рамы с живописными сценами на сюжет акафиста. В Успенском соборе Московского Кремля находится икона «Умиление» с надписью, прочеканенной на поле серебряного оклада 1875 года — «Акафистная Престыя Бцы находящейся хилеском монастыре Саввы Сербского». При этом иконография московской иконы отличается от афонской.

> Примечания

  1. Во время пожара в храме пред иконою читан был акафист, и она, к утешению иноков, осталась невредимой.

Акафистная икона Божией Матери

Среди чудотворных икон Богоматери есть святыня, которая находится на особом счету. По преданию, икона Акафистная вышла из-под руки евангелиста Луки и обладает исключительной божественной силой.

Икона Акафистная является древнейшей святыней. Есть несколько разновидностей икон под названием Акафистная. 25 января празднование совершают по иконе, которая именуется Хилендарской. Во время пожара, когда загорелся иконостас, икона осталась невредимой. Над ней был прочитан акафист, поэтому она получила одноименное название. Эта икона послужила прообразом для написания образа «О Всепетая Мати», или «Скоропослушница». Этот образ был назван так за быструю помощь после искренних молитв, к ней обращенных. Третьим известным образом является икона, изображающая правление Богородицы. На ней выписаны слова из акафиста, прославляющие Богоматерь, носящую непорочно зачатое Божественное Дитя.

История и описание Акафистной иконы

Акафистная икона Божией Матери была написана с применением восковой мастики, поэтому изображение со временем претерпело изменения. Ее размеры невелики, однако ценность очень высока. Точное время написания иконы неизвестно, однако сведения о святыне появились уже в 1274 году, когда она была на Афоне.

Святыня множество раз пропадала, но каждый раз чудесным образом возвращалась в храм. После похищения пиратами в 1592 году Богоматерь явилась во сне капитану и повелела вернуть святой лик. После внезапно разыгравшейся бури икона была возвращена в монастырь.

На иконе изображена Богоматерь, сидящая на троне с Младенцем на руках. По иконографическому типу это икона «Умиление». Богомладенец выписан слева от Девы Марии, которая правой рукой благословляет верующих, а в левой держит свиток с Писанием. На других списках Божия Матерь изображена сидящей на троне без Младенца.

Где находится Акафистный образ Богоматери

Акафистная икона Богоматери находится на острове Афон. Списки с нее есть во многих храмах и церквях России. Их можно найти в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Красноярск. Также иконы Богоматери есть в церквях городов Владимир, Кострома, Ульяновск. Поклониться святыне можно в большинстве церквей и храмов.

В чем помогает чудотворный образ Богоматери

Молитвы Богоматери возносят в надежде найти защиту и покровительство. Молятся перед ней о защите от врагов, пожаров и иных бедствий. Образ Акафистной Божией Матери не зря называют Скоропослушницей. Искренние обращения за помощью всегда быстро исполняются, и Божия Матерь приходит на помощь верующим в трудные минуты.

Молитва перед Акафистной иконой Богоматери

«Пречудная и милостивая Богоматерь! К Тебе обращаемся с искренними молитвами. Услышь рабов Божьих, не отверни своего взора и даруй нам покров от любой напасти, помоги утвердиться в вере православной и направь наши помыслы добрые на деяния Богоугодные. Избави, Богородица, дома наши и города от нападков вражеских, защити от пожарищ и бедствий стихийных. Да будем славить имя Господа нашего Всемогущего во веки веков. Аминь».

Дата празднования

Праздничная служба проходит 25 января (12 января по старому стилю). В этот день каждый может посетить церковь или помолиться Богоматери перед домашним иконостасом. Священнослужители призывают каждого открыть свое сердце и душу перед Высшими Силами, без утайки поведать в молитве о своих прегрешениях и попросить защиты у Богоматери.

Каждая молитва приближает нас к праведной жизни и помогает справляться с трудностями на жизненном пути. Не отказывайте себе в возможности посетить церковь, чтобы проникнуться святостью и честно рассказать перед иконами о своих бедах. Просьбы о помощи обязательно будут услышаны, если они будут идти от чистого сердца, без корысти и злого умысла. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и