Аланский мужской монастырь фиагдон

Аланский Успенский монастырь

У этого термина существуют и другие значения, см. Аланский Свято-Успенский мужской монастырь.

Монастырь

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь

Сыгъдæг Мады Майрæмы Куадзæны алайнаг, нæлгомæгты моладзандон.

42°49′17″ с. ш. 44°16′39″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Местоположение

село Хидикус, Алагирский район, Северная Осетия

Конфессия

Православие

Епархия

Владикавказская и Аланская

Архитектурный стиль

византийский, аланский

Основатель

епископ Феофан (Ашурков)

Первое упоминание

1999 год

Дата основания

2000 год

Основные даты

2001—2004

Реликвии и святыни

список иконы Богородицы «Моздокская»

Настоятель

епископ Леонид (Горбачёв) (священноархимандрит)

Наместник

игумен Стефан (Дзугкоев)

Статус

действует

Состояние

действующий монастырь

Аланский Успенский монастырь на Викискладе

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь (осет. Сыгъдæг Мады Майрæмы Куадзæны Алайнаг моладзандон) — православный мужской монастырь Владикавказской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Хидикус в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии). Самый высокогорный монастырь на территории России.

Монастырь на равне с Аланским женским монастырём является одним из самых почитаемых в Республике.

Наместник — иеромонах Стефан (Дзугкоев).

Священноархимандрит — епископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачёв).

История

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь на стадии строительства. Август 2002 г.

В средневековье на территории и вокруг монастыря было фамильное поселение Гусовых, в 17-ом, а затем и в 18 веке появились две крупные сторожевые башни, которые ныне вписались в монастырский комплекс и служат колокольней.

В 1848 году на териитории появляется церковь Святых жен мироносец с приходским домом священника, которые прослужили до 1928 года.

Основу монашеской братии составили осетины, проходившие с 1997—1999 годы духовную подготовку в Рыльском Никольском монастыре, где их незадолго до своей смерти наставлял архимандрит Ипполит (Халин). Он указал трудникам ехать в Беслан.

Под образующийся в Беслане мужской монастырь был передан и храм святой великомученицы Варвары (бывший клуб депо станции Беслан), созданный по инициативе настоятеля прихода иерея Сергия Мальцева, по согласованию с главой АМС Правобережного района РСО-А Борисом Михайловичем Уртаевым и руководителем православного фонда «Успение» Наталией Фёдоровной Носовой, по благословению Митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона. Первые насельники обители прибыли в город в январе 2000 года, а монастырь был учреждён синодальным решением от 19 апреля 2000 года.

Иверский собор монастыря

Община Свято-Варваринской церкви перешла в построенный крестильный храм святого великомученика Георгия Победоносца города Беслана, входящего в Свято-Троицкий храмовый комплекс.

Со временем монастырь переехал в Куртатинское ущелье, где восстановлен храм святых жен Мироносиц XIX века также построен более просторный крупный Собор Моздокской иконы Богородицы . В Беслане осталось монастырское подворье.

За 2000-е годы Успенский монастырь стал вторым духовным центром Алании наравне с Аланским женским монастырём, в монастырь стали ездить паломники со всего юга России, а также паломники из Южной Осетии.

Монастырь активно участвует в работе отдела по переводу богослужебных текстов на осетинский язык. Богослужения здесь проводятся на церковнославянском и осетинском языках.

В августе 2010 году монастырь посетил патриарх Александрийский и всея Африки Феодор.

В 2011 года в день памяти святых жен-мироносиц Божественную литургию совершил схиархимандрит Илий (Ноздрин).

В ноябре 2011 года на территории монастыря и вокруг верующих республики вспыхнул конфликт связанный с переводом архимандрита Антония, который спустя короткое время решением патриарха Московского и всея Руси, мирно разрешился.

Еженедельно с города Владикавказ каждое субботнее раннее утро отправляется автобус с паломниками с города и районов Республики, так же ежедневно монастырь посещают паломнические автобусы с разных регионов России чаще: Ростовская область, Ставропольский край, Калмыкия, Республика Чечня, Волгоградская область, так же индивидуально туристы из Москвы, Санкт-Петербурга, и других городов страны. По приблизительным оценкам на Престольный Успенский праздник в течение двух, трёх дней монастырь посещают около 15-17 тысяч человек. А в зимнее время на праздник Крещение Господне в монастырь приезжают около 50 тысяч человек.

Управление монастыря активно участвует в епархиальных собраниях, и важных церковных мероприятих епархии.

Мироносицкая церковь. XIX в.

Аланский мужской Свято-Успенский монастырь. Куртатинское ущелье.

Самый высокогорный мужской монастырь в РФ

Корреспондент «РГ» побывал в этом высокогорном монастыре, расположившемся на высоте 1,3 тысячи метров над уровнем моря. Здесь живут люди необычной судьбы, а гостям и паломникам предлагают попробовать уникальный травяной чай, которому приписывают чудодейственные свойства.

Особый рецепт

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь расположился в селении Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье. Горы обступают это место со всех сторон. Когда из-за очередного поворота дороги появляются здания монастыря, то они больше напоминают не современные сооружения, а средневековую крепость — с каменными высокими стенами и осетинскими боевыми башнями по углам. Кажется, что православная обитель существует здесь очень давно… На самом же деле лишь одна из часовен насчитывает больше столетия, а сам монастырь заложен всего лет 15 назад.

В его архитектуре явно видны черты византийского стиля, но послушники говорят, что над «дизайном» никто особенно не работал: возводилось все постепенно, разными мастерами и без всяких изысков. Тем не менее весь комплекс получился довольно гармоничным, а суровые крепостные стены великолепно вписались в окружающий великолепный ландшафт с высокими пиками и ледяными «шапками».

Когда заходишь в монастырь, кажется, будто людей здесь нет вовсе — как ни ищи. И если бы не настоятель отец Стефан, который был предупрежден о приезде гостей и вышел навстречу, пришлось бы, наверное, долго плутать по закоулкам зданий, чтобы найти здешних обитателей.

— У нас постоянно живут десять монахов и примерно столько же паломников и трудников, — поясняет Стефан.

Собеседнику не больше 35-ти или 40 лет, однако он кажется гораздо старше из-за густой черной бороды, отросшей почти до пояса.

— Монастырь — самый высокогорный в России — расположен на высоте 1,3 тысячи метров над уровнем моря, — продолжает он свой рассказ. — Но на большие церковные праздники сюда приезжает много людей. Например, на Крещение встречали 15 тысяч человек. Дорога к монастырю была заставлена машинами на три километра.

Еще во Владикавказе мне поведали о необыкновенном чае, который тут делают по собственному рецепту. Постепенно переходим и к этой теме.

— А как выращиваете ваш чай в горах?

— Чем о нем говорить, так лучше попробовать, — отвечает Стефан.

В трапезной монастыря (их здесь, кстати, три, а самая большая — для праздничных торжеств — вмещает 300 человек) мне наливают чашку ароматного напитка. На вкус чай необыкновенно приятный, с оттенками барбариса, мяты и чего-то еще. Как будто обычный черный чай, только с травяными добавками.

Несмотря на уговоры, Стефан очень долго не хотел раскрывать секрет, откуда берется чай, но потом сдался:

— Братья-иноки собирают в горах. Это, по сути, настой из смеси трав: зверобоя, чабреца, боярышника и еще нескольких других. Они все растут здесь, на холмах вокруг монастыря. Когда обитель только начинали строить, обнаружили, что в этих местах очень много лечебных трав. Начали их использовать. Со временем появился рецепт: оптимальная смесь разных трав в определенных пропорциях. Оказалось, помимо вкусного напитка, такой «чай» снимает усталость и расслабляет. Его хорошо пить на ночь — улучшает сон. Начали угощать им прихожан. Некоторые стали брать его в пакетах домой. Теперь это целая традиция — без чая никто не уезжает.

Богословие на практике

Чтобы собирать целебные травы для «чая», в монастыре организовали целые курсы: монахи, которые хорошо разбираются в растениях, учат прибывших новичков — других послушников, трудников или паломников. А потом вместе отправляются в горы для сбора трав. Это оказывается не таким простым делом, как представляется на первый взгляд. Чтобы собрать смесь листьев, монахам приходится сутками ходить по горным склонам. Пройденные расстояния измеряются десятками километров.

За сезон здесь успевают собрать около 200 килограммов различных трав. Цифра кажется небольшой, но, чтобы уместить все запасы чая, в монастыре выделили целую комнату: высушенная смесь хоть и очень легкая, но занимает чрезвычайно большой объем.

Собранный урожай монахи смешивают в нужных пропорциях и фасуют сами — в небольшие пакетики. Часть заваривают для себя, другую отдают прихожанам. Монастырский чай в Северной Осетии пришелся многим по вкусу, и теперь его знают почти во всех уголках республики. Те, кто приезжает в обитель, обязательно стараются взять с собой хоть немного снадобья и часто приписывают ему целебные свойства: не только из-за состава трав, но и духовной составляющей. Чай, собранный руками монахов, ценится очень высоко.

Однако для послушников сбор и приготовление травяной смеси — не экзотика, а лишь одна из повседневных забот. Обитатели монастыря делают не только свой чай, но и почти полностью обеспечивают себя всеми возможными продуктами. В саду, который разбит возле обители, выращивают фрукты, а собственная небольшая ферма поставляет молоко. Здесь же делают и осетинский сыр, а пасека монастыря обеспечивает медом.

— У нас есть шутка о том, что такое богословие на практике, — улыбаясь, рассказывает один из послушников брат Георгий. — Это когда берешь в руки кирку и лопату и работаешь от восхода солнца и до заката. Вот такая практика. Монашеская жизнь не самая легкая. Зато мы можем жить полностью автономно — никаких продуктов не покупать.

Духовный спецобъект

Аланский монастырь, несмотря на кажущуюся простоту, — огромное и весьма сложное хозяйство, где за мощными крепостными стенами скрывается современная техника. Например, чтобы отапливать здания обители, в одной из башен установлен котел. Топливом для него служит сжиженный газ, который хранится в специально построенном резервуаре-хранилище и подается по сложной системе трубопроводов. А на случай непредвиденных поломок предусмотрены два электрогенератора.

Значительную часть обители занимают кельи послушников и разного рода хозяйственные постройки. Но центром монастыря, конечно, является храм. Он построен недавно, причем с масштабом: видно, что может вместить как минимум человек триста. Внутри пока — лишь белые стены и иконы. Никаких украшений.

— Отделкой еще предстоит заниматься, — рассказывает отец Стефан. — Когда обитель только появилась, нам хватало той небольшой часовни, которая сейчас находится у входа. Со временем монастырь стали посещать все больше прихожан и паломников. Чтобы вместить всех, потребовалось построить новый храм.

Иллюминация по-монастырски

Другой особенностью монастыря является подсветка его фасада. В вечернее время она включается автоматически и помогает в самом выгодном ракурсе увидеть все сооружения обители. Сделать подсветку предложили специалисты-электрики, которые совершали паломничество в монастырь. Монахи долго сомневались, стоит ли организовывать такие изыски, но потом все же согласились и не пожалели: в темное время суток самый высокогорный мужской монастырь России предстает в еще более красивом виде, чем днем.

Мнение

Савва Гаглоев, секретарь Владикавказской Аланской епархии:

— Сегодня на территории нашей епархии существуют два монастыря — Свято-Успенский мужской и Богоявленский женский. Их появление на Северном Кавказе в XXI веке — это своеобразный уникальный феномен, поскольку мы наблюдаем появление аланских монашеских обителей, которых раньше в Осетии не было. Открытие монастырей не в Средние века, а сейчас, действительно,удивляет многих. Само по себе это большое культурное событие для всего региона. Ведь Северный Кавказ у многих ассоциируется в основном с другой религией, а тут вдруг нашлось место и для двух крупных христианских духовных центров. Причем в обеих обителях монашеские общины очень открытые и приветливые для гостей и паломников. Хотя, казалось бы, жизнь в горах должна накладывать определенный отпечаток суровости. Возможно, именно из-за теплого отношения ко всем приезжающим, на сегодняшний день монастыри — одни из самых посещаемых мест в Осетии.