Алексеевский монастырь углич

Алексеевский монастырь в Угличе

Адрес Алексеевского женского монастыря в Угличе: Ярославская область, г. Углич, ул. А.И.Шаркова, д. 27.
Настоятельница Алексеевского монастыря в Угличе: игуменья Магдалина.
Телефоны Алексеевского монастыря в Угличе: (48532) 2-35-95, (48532) 2-23-48, (905) 634-16-92.

Алексеевский монастырь, стоящий за Каменным ручьем, на возвышенности, которая в древности носила название Огненной горы, был основан в 1371 году Алексием, митрополитом Московским.

Это самый древний монастырь Углича.

Московский митрополит, ведший очень активную политическую жизнь, неспроста основал здесь обитель — это также был политический шаг. Московское княжество, набиравшее в то время силу, стремилось распространять свое влияние по удельным княжествам.


Собор Иоанна Предтечи и Успенская «Дивная» церковь.

В Алексеевском монастыре в 1584 году была построена первая каменная церковь Углича вне кремля. Это была церковь Митрополита Алексия, от которой в наши дни сохранились только неузнаваемые остатки стен. Долгое время остальные постройки монастыря оставались деревянными. Монастырь пользовался симпатиями царственных особ. Сохранились сведения о посещении его Алексеем Михайловичем, Екатериной II, Николаем II. В XIX веке при монастыре существовал приют для сирот, было открыто училище для служительских детей, библиотека; для бездомных устраивали бесплатные трапезы.

Главная жемчужина монастыря — это видная издалека великолепная Успенская «Дивная» церковь с тремя шатрами. «Дивной» ее прозвали практически сразу после постройки. Церковь была возведена в 1628 году, когда город стал оправляться от страшного польско-литовского разорения. В 1608-1612 годах, когда Углич осаждали поляки, за деревянными стенами Алексеевского монастыря скрылось более пятисот жителей города, долгое время оборонявшихся от врага. Но в конце концов поляки ворвались и в монастырь; все, кто там оставался, были перебиты.

Возможно, что первый храм, шатровый, и был поставлен в обители в память об угличанах, погибших здесь. Это предположение тем более может быть верным, что шатровые храмы со времен Ивана Грозного строились в память о победах или о погибших. И три высоких стройных шатра «Дивной» Успенской церкви, скорее всего, поставлены как памятник жителям города и монахам, погибшим здесь.


Успенская «Дивная» церковь с тремя шатрами.

Однако прочно укоренившиеся в искусствоведении данные о дате постройки Успенского храма в 1628 году — не единственные. В «Угличском летописце» указано, что «на месте деревянныя Успения пресвятые Богородицы, построена бысть церковь каменная во имя же Успения Богородицы, троеверхая или троешатровая со двема пределы, в лето 7055 (1547) году». Был ли трехшатровый храм полностью перестроен или только отремонтирован после литовского разорения — пока неизвестно. Но по утверждению «Угличского летописца», Успенская церковь на самом деле может быть старше почти на 80 лет.

Успенская церковь поставлена на очень высокий подклет, с запада к ней пристроена просторная трапезная палата. Но главное в ней, конечно, — центральная часть с тремя высокими белыми шатрами и тремя же узкими апсидами, как бы перекликающимися с шатровым завершением храма. Центральный шатер окружен поясом из кокошников, слегка приподнят по сравнению с боковыми и чуть сдвинут к западу, отчего вся композиция кажется объемнее. Стены украшены довольно просто, они словно призваны оттенять шатры, по ребрам граней которых идут выступы-гурты, делая их ажурными и более легкими на вид. Апсиды же украшены нарядными аркатурно-колончатыми поясками, придающими церкви праздничный вид. Внутри храм невелик, так как шатры — «глухие», не открытые во внутреннее пространство храма.


Собор Иоанна Предтечи.

Рядом с «Дивной» церковью стоит более поздний собор Иоанна Предтечи, построенный в 1681 году. Это массивное, широкое здание с пятью крупными главами на тонких барабанах. Широкая трапезная делает его еще более приземистым, особенно рядом с высокой и стройной Успенской церковью.


Купола собора Иоанна Предтечи.

У апсид собора до 1917 года располагалось монастырское кладбище, на котором в течение 600 лет погребали видных жителей города и монахов. В советское время кладбище было уничтожено; сейчас на этом месте растут розы…


Резное окошко собора Иоанна Предтечи.

Конечно, в монастыре была и колокольня (с часами с боем), была также еще одна церковь — Богоявленская, с трапезной. По-видимому, это и была основная трапезная монастыря (тогда как трапезная «Дивной» церкви использовалась только в торжественных случаях). Монастырь был со всех сторон обнесен каменной оградой со Святыми воротами. Все эти постройки не сохранились или сохранились лишь частично, как ограда и ворота.


Крыльцо собора Иоанна Предтечи.

В 1930-х годах монастырь был закрыт, часть его зданий передана под жилье, храмы стояли в запустении. В 1920-х годах под руководством П.Барановского и И.Грабаря уцелевшие храмы были отреставрированы и фактически спасены от уничтожения. Работы продолжились и в 1950-х годах.


Изразцы собора Иоанна Предтечи.
Изразцы собора Иоанна Предтечи.

Сейчас это снова действующий монастырь, женский. Восстанавливается стена, теперь уже через монастырский двор нет постоянного прохода насквозь, как несколько лет назад.

А стройные шатры «Дивной» церкви, свежепобеленные, видны издалека, поднимаясь над высокими кронами деревьев.

В начало

LiveInternetLiveInternet

Оригинал взят у
veniamin1 в Успенская Дивная Церковь в Угличе — самая интересная русская трёхшатровка
Успенская Дивная Церковь в Угличе — самая интересная русская трёхшатровка.

Успенская Дивная церковь, 1628, Алексеевский Монастырь, 1371г., г.Углич, Ярославская обл.
Эта маленькая, но замечательная картинка принадлежит специальному техническому отделу Ярославского облиисполкома или, наверное, если сказать по сегодняшнему, управлению при
Губернаторе Ярославской области.
©Администрация Ярославской области: Управление информатизации и технических средств. Иллюстрации по Угличу (1)
Область представила через оцифрованные фоты большинство Ярославских и губернских архитектурных ценностей. Молодцы!
Жаль только, что фоты такие маленькие. В остальном всё замечательно и вкусно. Спасибо культурные товарищи из Ярославля.
В Угличе, дипломированные культурологи, в основном, в манде дрочат или мандовошек бьют веслом по голове! Это же негуманно. Во, суки! С утра до вечера. Этим и знамениты
культурологИни Машка и Олька. Ещё дамочка Олька Косырева не может жить без веников. Ясное дело, в баню ходит. В бане дама тоже дрочит. Неплохо её обучили в Ярославском Педине.

Успенская Дивная церковь, 1628, Алексеевский Монастырь, 1371,, г.Углич, Ярославская обл.
На что мы с вами смотрим? Мы смотрим на редкий образец РУССКОЙ обрядной архитектуры. Мы смотрим на трёхшатровую каменную церковь (трёхшатровка). Как красиво,а?! И как просто.
Потому что просто, поэтому так привлекает.
Считается, что шатёр в строительстве именно храмов есть полностью русский приоритет. Не будем обсуждать. Пусть они выясняют. За что их народ остепенил, а?
Во всей Руси на сегодня имеется 4 (четыре) целых и действующих ТРЁХШАТРОВКИ и 2 (две) полуразрушенных и стоящих в развалинах ТРЁХШАТРОВКИ. Это всё.
Конечно Советская Власть потрудилась, чтобы их стало и было поменьше. Но не только это.
====================================
Дело в том, что бюрократия России и Церковная бюрократия Патриаршего двора (потом Синод) всегда стояли за монотонное и скучное однообразие. Им не нужно было искусство. И поэтому они убивали
таланты. Патриарх Никон стоял за однообразие не только в церковном каноне. Он запретил в конце сороковых 17-го века шатровки (колоколен это не
касалось) и он запретил всякое архитектурное творчество. БУКВАЛЬНО. Кажется кто-то пострадал за самоволие.
С этого времени все новые храмы должны были строиться строго по византийскому образцу. И пиздец!!! Тогда же или чуть попозже, замечательный Никон фон Мизулин запретил писать иконы с натуры. Никакого
творчества ебёна мама! Художник должен был соблюдать канон лица святых на византийский манер. Архитекторы, конечно, не могли обмануть законы товарища Мизулина, потому что храмы стоят на виду у всех.
Но художники спрашивали заказчика, какую ему надо икону. С натурщиком для лица (натурщицей) или согласно канону?
Время шло вперёд. Россия уже нуждалась в настоящем портрете. А Никон даже иконопись уничтожил. К этому времени только Строгановская школа ещё была жива. Но скоро и она уже была не жива.

Успенская Дивная церковь, 1628, Алексеевский Монастырь, 1371,, г.Углич
Что это за церковь? Она находится сегодня в женском Алексеевском монастыре (1371-го года) в городе Угличе. (в честь митрополита Алексия в 14-ом веке)
В Смутное время поляки уничтожили всех защитников монастыря в 1609 году. Предположительно, на месте их гибели, на тогдашней Огневой горе в 1628 году и поставили эту
Успенскую Церковь—каменный шатровый Храм.
Для умных. Название горы может быть Огнева гора, а может быть Огниева гора. Естественно, я взял только один вариант.
Дело в том, что монастырь был в очень плохом состоянии. Почти полуразрушен. В пятидесятых годах 20-века началось восстановление и реставрация. С некоторым перерывом,
сегодня восстановительные работы продолжаются. Я не буду. Я хочу показать Дивную, а не рассказывать историю монастыря. Судя по синим цветам на оригинальной фоте (я их немного улучшил),
эта фота сделана не позже Хрущёвского времени.
До реставрации, церковь и была такая себе — жёлтенько-охряная. Конечно фотограф мог немного добавить к цвету тонировкой. Не похоже, а?.
Мне понравились эти тона. Поэтому я повозился, чтобы увеличить эту свистюльку. Тёплые тона.

Успенская Дивная церковь, белая
После ремонтов и реставрации, сегодня Церковь снова белая. То как она взметнулась белизной вверх восхитило современиков и сразу, в 17-ом веке, её назвали Дивная церковь.
Вы видите, на других фотах, большую трапезную вместе с Дивной. Но эта трапезная не имела кухни и никакого оборудования. Зато с самого начала существовало ПАРАДНОЕ крыльцо. (Сегодня нету)
Парадное Крыльцо это не так просто в русской традиции. Вспомните Царское Крыльцо в Кремле. На нём делали все дела. И Дядьку Петра Первого там убили на его глазах.
Не будьте окончательно идиотами и не вспоминайте русский афоризм про крыльцо. Уровень ваших ассоциаций определяет уровень пошлятины или снобизма в ваших мозгах.

Успенская Дивная церковь, 1628, Алексеевский Монастырь, 1371,, г.Углич(зимой)
Мы уже почти что прибыли в наше время. Так показывает Дивную — Википедия. Дивная Церковь, как пишут специалисты занимает особое место среди всех русских шатровок.
Техническое решение нестандартное, а эстетика просто замечательная. Мне очень подходит.
Косырева привозит мильоны дебильных повторений в фотках того, что она уже делала. Первый раз я написал для неё про трёхшатровку в Угличе года два назад. Потом, ещё раз,
меньше года назад.
Я хотел дать возможность дипломированному культурологу, Косыревой Ольге, самой рассказать про уникальный храм в её городе. Она не смогла даже найти Дивную. Я конечно же не шучу.
Косырева поискала-поискала, нашла двухшатровку и поместила её фотку.
А что вы думаете, я шутил, когда говорил что весь Углич знает, что она не выучилась на диплом, а получила его через заднее крыльцо. Товарищ полковник обеспечил своего кадра.

Успенская Дивная церковь, 1628, Алексеевский Монастырь, 1371,, г.Углич, Ярославская область.
Автор этой фоты Башкин Георгий. Спасибо Георгий.
И вот она. Успенская Дивная Церковь, в Женском Алексеевском монастыре, в городе Угличе, Ярославской Области в стране Россия.
Посмотрите и не говорите, что вы не видели.
Вениамин

История

До момента основания монастыря на его месте находилась кереметь — языческое святилище, оставшееся ещё с дославянских времён.

Монастырь был окружен деревянными стенами, призванными защищать подступы к Угличу со стороны Ярославской дороги. Сначала монастырь назывался Успенским и только с 1439 года назван в честь святителя Алексия. В 1534 году здесь строится кирпичный храм в честь Алексия, первый каменный храм вне стен кремля. В XIX веке он был полностью перестроен и от него ничего не сохранилось. В 1609 году монастырь держал упорную оборону против польско-литовских интервентов под командованием Яна Сапеги. Интервенты истребили всех иноков.

Дивная церковь

После изгнания интервентов, предположительно как памятник погибшим угличанам, в монастыре была построена Успенская церковь, за свою красоту названная Дивной. Это одно из первых каменных сооружений России, выстроенных по окончании Смутного времени, когда государственная казна ещё не могла себе позволить масштабных строительных работ. После разрушения в советские годы Покровского монастыря эта церковь осталась старейшей в Угличе по времени постройки. В 1698 году в монастыре были заточены стрельцы, участвовавшие в бунте против Петра I.

Икона Богородицы «Вратарница» Угличская (Неугасимая Свеча)

В церкви успения Пресвятой Богородицы находится самая почитаемая и известная икона Углича — образ Пресвятой Богородицы «Вратарница Угличская», или «Свеча Неугасимая». На сей иконе изображена Богородица в виде монахини с жезлом и четками в левой руке и свечой в правой руке.

До 1894 года икона пребывала в кладовой обители. 23 июня того года из Петербурга прибыл в обитель один больной купец. Явившись к настоятелю, он подробно рассказал о своей болезни и о том, что ему явилась во сне Божия Матерь и повелела отправиться в Углич, где находится Ее икона, и помолиться перед ней, обещая ему исцеление. Настоятель велел разыскать эту икону. Его повеление было исполнено, и икона с великим торжеством была перенесена в Успенский храм монастыря. Когда больной купец помолился перед ней, то в скором времени совершенно выздоровел. В благодарность за полученное исцеление он обложил икону серебряной вызолоченной ризой.

В настоящее время у сей чудотворной иконы Богородицы также подаются исцеления тем, кто прибегает к Царице Небесной с верой в Ее предстательство перед Богом. По актам, составленным ярославской духовной консисторией, с 1894 г. по настоящее время при сей иконе совершилось более сорока чудесных исцелений.

Алексеевская церковь

Абсиды Алексеевской церкви до её перестройки в 1930-х годах на рисунке углического краеведа И. Н. Потехина.

Церковь построена в начале XVI века, предположительно ростовским зодчим Григорием Борисовым, возможно при участии итальянских мастеров из Москвы. В 1629—1631 годах она была восстановлена после Смутного времени, c южной стороны был пристроен Богоявленский придел. Церковь была сильно перестроена в XIX веке (возможно, по проекту, созданному под влиянием или при участии Ярославского губернского архитектора П. Я. Панькова после 1829 г. церкви был придан классицистический вид, пристроена трапезная) однако, судя по натурной зарисовке И. Н. Потехина, основной объем и апсиды сохранялись до перестройки здания в картинную галерею в 1930-х. В начале 2000-х годов архитектурно-археологическим отрядом Угличской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа под руководством Е. А. Туровой было выявлено, что здание XVI века практически полностью (кроме утраченных абсид) сохранилось и было включено в объем позднейших перестроек. Характерной особенностью церкви были мелко-граненые апсиды, аналогичные абсидам построек Григория Борисова в Борисоглебске (1522—1524) и Даниловом монастыре в Переславле-Залесском (1532).