Армянская церковь в иерусалиме

История армян в Святой Земле — Армянский Иерусалим

История поселения армян на Святой земле берет свое начало с первого века. Раньше на территории современного армянского квартала Старого города Иерусалима жили только монахи: здесь был монастырь. Святой Евфимий армянского происхождения считается одним из основателей пустынного византийского монашества на Святой земле.

Сегодня Cтарый город разделен на четыре квартала: армянский, мусульманский, христианский и еврейский. Несмотря на свою немногочисленность, армяне занимают достаточно обширную территорию города — почти четверть. В течение веков армянский квартал строился вокруг собора Святого Иакова.

Специалист по истории ранних кавказских христианских общин на Святой Земле Яна Чехановец: «Это очень древняя община, не считая еврейску, хотя евреи периодически покидали эти земли, а армяне здесь были всегда», — в беседе с Медиамакс сказала археолог Службы древностей Израиля, специалист по истории ранних кавказских христианских общин на Святой Земле Яна Чехановец.

Сама Яна также живет в Армянском квартале и замужем за армянином, семья которого бежала из Турции. Недавно в Москве она прочла лекцию на тему «Армянский Иерусалим», организованную московским центром «Эшколот».

Армянский квартал — единственное место в Старом городе, где есть свободная территория для строительства. Здесь есть сады, своего рода оазисы, у армян есть даже своя парковка, хотя непонятно, зачем жителям машины. Так как квартал строился вокруг монастыря, по всей его территории возвышается стена. Это словно город в городе.

Войти в Армянский квартал можно только через одну дверь. У этой двери XVI века сидит привратник и следит, кто входит и выходит. Его главная задача – не пропустить чужого. Вход людям, которые не являются жителями квартала, воспрещен.

«Чужому» сюда можно войти только по специальному разрешению или если идешь в гости и тебя ждут. В 10 часов вечера дверь запирается, и, как говорится, «кто не успел, тот опоздал». Но бывают и исключения.

Если армяне участвуют в мероприятиях за пределами своего квартала, например, празднуют свадьбу, то двери для них отпираются. Некоторые армянские семьи смогли приобрести жилье за пределами квартала, но многие остаются жить на прежнем месте, и их вовсе не смущают такие условия.

По словам Яны Чехановец, армяне заселили территорию, принадлежащую монастырю, после 1915 года, когда большой поток армян наряду с другими странами хлынул и в Палестину. Священнослужители приняли беженцев и разместили внутри монастыря, так и возникла армянская община Иерусалима.

Каждый год 24 апреля, в День памяти жертв Геноцида армян, в Армянском квартале проходят многочисленные мероприятия, развешиваются тематические плакаты, проводятся акции и возлагаются цветы. Памятник жертвам Геноцида находится на армянском кладбище.

Присутствие представителей различных религиозных конфессий на таком небольшом участке земли, конечно же, не обходится без разногласий и конфликтов. «Когда туристы приезжают в Иерусалим, удивляются, почему армяне владеют большими территориями и им многое принадлежит.

Армяне широко раскинулись на этой территории, у них особые права на праздники, которые складывались веками. И они отстаивают их по сей день», — рассказала Яна. Особые права всех четырех общин на святые места Старого города складывались веками, наконец, к середине XIX века все представители пришли к консенсусу, так называемому статус-кво.

Каждый сантиметр земли Старого города закреплен за определенной общиной. Но вот в Вифлееме, в храме Рождества, каждый год перед началом Великого поста разворачивается «великое сражение» на швабрах между армянами и греками.

«Греки проигрывают: у них меньше семинаристов и они старше возрастом, а армяне – молодые и сильные», — с юмором рассказывает лектор. Так при чем тут швабры? Дело в том, что перед началом Великого поста принято убирать храм, поэтому у них всегда швабры в руках и маски на лицах.

Армянский Иерусалим Первые армянские древностина территории Святой земли были обнаружены в результате археологических раскопок в 1870-х годах на территории, принадлежавшей русским — на вершине Елеонской горы, которая также называется Масличная.

В этот период глава русской духовной миссии в Палестине архимандрит Антонин Капустин приобрел участок земли, где решил построить Спасо-Вознесенский монастырь. Архимандрит был археологом-любителем и собирал различные древности и до начала строительства решил провести раскопки.

Так была обнаружена тончайшей работы мозаика, сохранившаяся на одну треть. Под мозаикой была обнаружена могила с надписью на армянском языке: «Могила Шушаник — матери Артабана». Помимо этой могилы были обнаружены еще три с высеченными на могильных камнях крестами и женскими именами. Надписи были нанесены на армянском языке.

Было обнаружено еще несколько армянских надписей, которые оставили паломники. В городе Давида в период с VI по X век «расписались» некие Акоп и Карапет. Самая древняя надпись от паломника была обнаружена в Назарете, она датируется V веком. Это часть армянского мужского имени «ген», по всей вероятности, Бабген.

В 50-е годы XX века, когда священнослужители решили обновить полы собора Святого Иакова, ими были проведены раскопки. В самой старой части собора в результате раскопок были обнаружены части маленькой византийской часовни, датируемой V-VI веком. Согласно византийским рукописям, эта часовня была посвящена святому Мине.

Доклад армянского епископа об этих раскопках был опубликован в древнейшем журнале «Сион». Позднее, в 1960-е годы, англичане провели раскопки на территории, прилегающей к армянскому кладбищу. Самым ценным экспонатом раскопок стал фундамент дворца царя Ирода Великого, где в один из душных дней, возможно, расхаживал Понтий Пилат.

«Если суммируем древние рукописи, надписи, данные археологических раскопок, то видим, что армяне в древнем Иерусалиме жили не там, где живут сегодня, а на Масличной горе и к северу от города. Именно там нашли два больших монастырских комплекса византийского периода.

В XI-XII вв. они перебираются на гору Сион, туда, где сейчас находится Армянский квартал. К тому времени Иерусалим стал гораздо меньше в размерах, вошел в границы 1 кв. км Старого города», — поясняет археолог.

В лекции участвовал также доктор искусствоведения, иностранный член НАН РА Армен КАЗАРЯН, который представил свое видение армянской архитектуры в разрезе иерусалимской. С конца 80-х годов Казарян занимается историей архитектуры Армении, а в последнее время изучает взаимодействие армянской и иерусалимской архитектур.

«Любой храм – это материализация Небесного Иерусалима на земле. Тему Иерусалима можно разглядеть на любом крупном армянском храме», — делится мнением эксперт. Среди таких армянских храмов он назвал Эчмиадзинский кафедральный собор (IV-V вв.), храм Рипсиме (VII в.), Двинский храм (VII в.) и Звартноц (VII в.), монастырь

Ованаванк (церковь и часовню, XIII в.). «Воздействие архитектуры шло от Святой земли к Армении, так как там находится центр общехристианской святыни, такие центры влияют на все страны. Армянские архитекторы брали некоторые характерные черты, цитировали и создавали свои работы», — рассказал Армен Казарян.

Элеонора Араратян

Кафедральный собор Святого Иакова в Риге

Кафедральный собор Святого Иакова в Риге является четвертой по величине церковью Риги расположенной в самом центре старого города (Вецриги), в двух шагах от исторического архитектурного комплекса «Три Брата», по адресу: улица Екаба (Якова), 9 (Jekaba iela 9).

Церковь Святого Иакова стоит на узкой улице центра Риги и из-за того, что стены собора тесно примыкают к другим зданиям старого города, сделать полноценную и хорошую фотографию задача крайне сложная.

Рижская церковь Святого Иакова самая маленькая из церквей Вецриги. Но, не смотря на это, она знаменита своей устремленной в небеса стройной 80-ти метровой башней с зеленой верхней частью, увенчанной шпилем с наконечником в виде золотого петушка. Башня собора Святого Иакова имеет пирамидальную форму, характерную для башен рижских средневековых храмов. Это единственная подлинная готическая башня в городе, которая никогда не меняла своего первозданного облика.

В старой Риге есть несколько, а точнее три храма, чьи башни создают характерный, ни с чем ни сравнимый и величественный силуэт Старой Риги. Одним из этих храмов является конечно же сам собор Святого Иакова, второй, это самая красивая и знаменитая церковь Риги — Собор Святого Петра, а третий — рижский Домский собор. Именно три башни трёх этих Соборов возвышаются над всем старым городом, их видно из любой точки Вецриги, и совместно они образуют самый известный символ латвийской столицы. Исторический центр Риги просто невозможно представить без шпилей этих трех Соборов.

По своим размерам Церковь Екаба меньше двух других соборов — Домского Св. Петра. А всё потому, что два других собора строились для епископа и горожан и располагались непосредственно в городе, а вот собор Св. Якова изначально был возведен за пределами средневекового города для жителей предместья.

Собор Святого Иакова, латышское название Sveta Jekaba katedrale, немецкое Jakobskirche, также называют церковью Святого Екаба (Якова). Почему его так называют? Это понятно из латышского названия церкви.

Собор выполнен из кирпича бурого цвета. В своей архитектуре собор скрестил в себе готические черты и элементы романского стиля.

Собор Святого Якова является главным католическим храмом Латвии. Предположительным годом постройки Яковлевской церкви считается 1225 год. С момента постройки и до Реформации церковь принадлежала католикам. На протяжении нескольких веков, начиная с периода шведского владычества и заканчивая серединой 20-х годов прошлого века, Собор являлся кафедральной лютеранской церковью и служил центром духовной жизни латышского населения города Риги.

Если снаружи архитектура церкви сравнительно однородна для общего облика Риги, то внутри можно видеть смешение нескольких стилей, различных направлений средневекового зодчества.

Уникальным считался алтарь храма, созданный в 1680 году и перестроенный за ветхостью в 1902 году. Это самый ранний барочный алтарь во всей Латвии.

Помимо самой архитектуры и алтаря уникальным и довольно редким явлением для церквей выступает то, что в оформлении некоторых деталей присутствуют растительные орнаменты и цветы в виде клумб

Церковь Святого Иакова в Риге хоть и не велика, но красива, особенно её внутреннее убранство, производящее впечатление. До посещения данного Собора мы редко встречали цветы в церквях, а так чтобы присутствовали целые клумбы, воссоздающие сад, такого мы ещё не видели никогда.

Кафедральный собор Святого Иакова в Риге, мы со стопроцентной уверенность рекомендуем посетить всем гостям города.