Бог никого не наказывает

«Бог накажет» двухлетнего Васю за свечку, согнутую «буквой зю», трехлетнюю Машу – за громкий вопль «На рууучки!», а первоклассника Диму – за сон под вешалкой после Причастия. Я порой слушаю и думаю: может, проще сразу на входе в храм для детей картинку вывесить – что-то типа «Не влезай – убьет»?

Впрочем, эта словесная конструкция употребляется не только в храме. Порой доходит до того, что «Бог накажет» за пролитый компот или попытку отвлечь маму от телевизора. «А как же? – скажут родители. – Наша религиозная педагогика тем и сильна в сравнении с гуманистической-атеистической, что за нашими императивами – Божественный Авторитет, а не просто какие-то там человеческие закидоны». Правда, часто получается так, что как раз собственные «закидоны» мы Авторитету, Богу, и приписываем. И в результате у ребенка в голове складывается образ не Бога Любви, и даже не Праведного Судии, а какого-то мелочно-мстительного божка, которого ужасно выводит из себя поломка свечки или возня в притворе.

Нужно сослаться на авторитет Божиих заповедей? Так можно ведь найти время и рассказать ребенку хотя бы про «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Мф. 7:12) Тебе-де, Маша, приятно, когда сестра тебя во время молитвы перебивает? Нет? Вот и тетям в храме тяжелее молиться, если ты кричишь, их мысленную молитву перебиваешь… Не в наказании ведь дело, а в том, чтобы о ближних позаботиться. А иначе даже не сообразит ребенок, за что его «Боженьке» надо «наказывать». За то, что к маме хочется? Что ноги устали? Что вон тот бородатый дядя какой-то страшный, и надо срочно на ручках спрятаться?

Бывают, конечно, ситуации, которые психологи называют отраженной агрессией. Бабули в храме, к примеру, недружелюбно поучили «мамашу», у которой ребенок орет и вертится – и ей уже не до разговоров (по себе знаю), остается лишь самой зашипеть, на ребенка. Вот мама и выпаливает дежурную «благочестивость» про «Бог накажет». Правда, я как-то с самого начала для себя решила, что пусть лучше у ребенка будет раздражительная мама и любящий Бог, чем мстительный божок и бело-пушистые родители.

Нет, Господь не только Милость, но и Судия. Ребенку не вредно знать, что Он действительно может наказывать, в смысле, научать через обстоятельства, не вызывающие у нас восторгов. Только это относится не к ситуации «ты маму уже достал!», а к случаям, когда чадо совершает сознательное, умышленное зло. У совсем маленьких детей даже вопиюще злой по форме поступок (типа затрещины рядом стоящему карапузу) часто оказывается не столько сознательным грехом, сколько бессознательной реакцией на голод или усталость. И вот во всех этих случаях, когда речь не о грехе, а об обычной детской шалости, подточившей мамино терпение, – не стоит сваливать на Господа ответственность за родительское раздражение.

Конечно, хочется и ребенка «на место поставить», и белой-пушистой при этом остаться. Только так я могу объяснить привычку взрослого пугать ребенка кем-то третьим. Бабушка грозит мамой, мама – Богом, который накажет. Увы, в таком контексте это звучит как пугалка типа бабайки, Бабы-Яги да серого волка. Лучше все-таки взять на себя ответственность за недовольство поведением ребенка, чем, простите, приравнивать Господа к бабайке.

1. «Человек сам себя наказывает»

Ответ: Безусловно, бывает, что человек сам себя наказывает. Например, если не послушав родителей, ребёнок засунул пальцы в розетку. Но если ребёнок хулиганил, а отец его за это побил ремнём, то, это уже родительское наказание. Святитель Иоанн Златоуст осуждает лжеучение о том, что Бог якобы не наказывает: «Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода? Кто ниспослал те молнии и громы на землю Содомскую?» «Как, скажи мне, ты не страшишься, произнося такую дерзость и утверждая, что “Бог человеколюбив и не наказывает?” (20). Действительно, огненный дождь, превративший в пепел Содом и Гоморру, не является самонаказанием. Цунами, бедствия и катаклизмы – действия руки Божией. Защитники модернистского учения утверждают, что подобное было лишь в Ветхом Завете, но кто скажет, что стихийные бедствия и катастрофы происходят сами по себе? Неужели периодические ураганы, цунами и «Фукусимы» в странах, где царствует идолопоклонство – это лишь случайности? Новозаветный святой, преподобный Феодосий Печерский утверждает: «Если какая-либо страна согрешает, Бог наказывает ее смертью, или голодом, или нашествием иноплеменников, или бездождием и другими различными казнями» (2). Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в одной из проповедей указал причины трагедии Руси в начале ХХ века: «Вся наша историческая трагедия не может быть отлучена от Промысла Божия. То было Божие наказание народу нашему – и взорванные храмы, и сокрушенные кресты были видимым знаком этого наказания» (8).

3. «Бог есть любовь, поэтому он не может наказывать»

Ответ: Любовь не отменяет справедливости. Кто дал право превратно толковать прямые слова Господа: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр.3:19)? Да, праведников Бог наказывает по любви: «Благочестивым Бог посылает наказание от любви, а не от гнева… …И здесь правда Божия показывается, которая малых грехов не оставляет без наказания, хотя с милостью и человеколюбием соединена» (18). Но вот с беззаконниками Господь поступает иначе. Тот же святой продолжает: «На нечестивых изливает гнев ярости Своей, и истребит память их на земле, и, лишая временной жизни, лишает и вечной. Такое наказание постигло содомлян, при Ное живших, фараона и прочих». Очень актуальным оказывается и поучение святого Иринея Лионского, жившего в III веке. Великий православный апологет отвечает лжеучителям, проповедующим, что Бог — только Любовь: «…чтобы устранить от Отца власть карать и судить, почитая ее недостойною Бога, и думая, что они придумали Бога без гнева и благого, (еретики) говорили, что один судит, а другой спасает, неразумно отнимая у того и другого разум и правосудие. Ибо если судящий (Бог) вместе с сим не благ для того, чтобы оказывать милость тем, кому должно, а осуждать тех, кого следует, то он окажется несправедливым и немудрым судиею» (6).

Слово Божие наставляет родителей наказывать своих чад для их вразумления: «Не оставляй юноши без наказания: если ты накажешь его розгою, он не умрёт; ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней» (Притч.23:13). Здесь мы видим, что наказание является научением, следствием любви и неравнодушия. Поэтому любовь и наказание совместимы друг с другом. «Просвещаемые законом Божиим, мы научимся, что Бог, при неограниченной милости, и правосуден совершенно, что Он непременно воздаст за греховную жизнь соответствующим наказанием» (19).

Если следовать абсурдной логике гуманистов, то, если мы увидим, как избивают беззащитного младенца, то нам не стоит надеяться на вмешательство Бога, ведь «Он только Любовь», и наказывать злодея не будет. А поскольку, мы должны Господу подражать, то тогда должны просто пройти мимо, не обращая внимания на зло… Именно такой равнодушной псевдолюбви учат модернисты. Но Бог ненавидит зло. «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах.8:17). Бог не какое-то далёкое равнодушное существо, а Личность, Любящий нас Отец, защищающий слабых и бесстрастно мстящий тем, кто обижает беззащитных. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу . Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:18).

4. «Наказания были в Ветхом Завете, там Бог воспитывал непокорных, а в Новом Завете не так: Бог никого не осуждает»

Ответ: 1. Тексты Нового Завета свидетельствуют об обратном: Мф.10:28.»И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». Блж. Феофилакт толкуя эти строки, уточняет, что не человек себя наказывает, а Господь: «Бог, ввергая в геенну, казнит обоих: и душу и тело» (13). Св.прав. Иоанн Кронштадский называет Бога могущим спасти и «погубить нас» (11). (Ин.3:36) «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Ин. 2:15. Придя в Иерусалимский храм, Христос «…сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы опрокинул». (Мк.3:1-5). «И, воззрев на них с гневом» Господь обратился к человеку с иссохшей рукой.

Это ли не проявление праведного гнева Богочеловека, смиренного перед волей Бога Отца? Святой Златоуст осуждает мнение о том, что Ветхий Завет был более жестоким: «Итак, ни ветхозаветные заповеди не были жестоки, ни новозаветные не обременительны и не тягостны; но и те и другие показывают одинаковую попечительность и любовь» (7).

Свидетельства о наказании и гневе Божием из Апостольских посланий: (Иак.4:1, 2Пет.2:9, 2Пет.2:13, Рим.1:18, Рим.2:5-6, Рим.12:18, 1Кор.3:17, Кол.3:6, 1Фес.4:6, 2Фес.1:8-9, 2Фес.2:12, Откр.15:1, Откр.11:18, Откр.22:12). Данные цитаты в раскрытом виде.

Но и тут сторонники модернизма говорят, что данные цитаты нельзя понимать буквально. Но, Церковь запрещает самовольно толковать Священные тексты. 19 правило Шестого Вселенского Собора наставляет понимать Библию так, как учили святые, а не так, как хочется, и не как удобно.

2. В православном Катехизисе исповедуется вера в Бога Неизменяемого: «Апостол Иаков пишет, что у Отца светов несть пременения (нет изменения), или преложения стень (или тени перемены) (Иак.1,17)» (12). И слова ярости к израильскому народу «Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог» (Иез.22:31) являются вполне современным обращением, ведь и Бог не изменился, да и сказать, что сейчас беззаконий происходит меньше, будет неправильным. Господь может изменить свою волю (пример — покаяние и прощение Ниневитян) если народ покается, но, никогда не изменится и не останется без Своей Праведности. Меняться можем мы, так как находимся во времени и потому подлежим переменам. Поэтому и в Новом Завете Неизменяемый Бог карает: «Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нем доказывают наглядно, что един есть Судия, Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти и погубить нас, давший нам жизнь и законы жизни и карающй за нарушение их, — и что Он неизменяем» (Св.прав.Иоанн Кронштадский) (11).

6. «Бог любит всех одинаково»

Ответ: Библия показывает обратное: «Очи Господни на праведников, и уши Его — к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них» (Пс.33:16-17). Да и слова пятого псалма говорят о неодинаковом отношении Бога к разным людям: «Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие» (ст.6). Конечно, Бог помогает и мусульманам и язычникам, чтобы те в День Суда не упрекнули бы Творца в том, что, Солнце светило лишь христианам. Преп. Амвросий Оптинский: «Всем здраво рассуждающим известно, что дух христианский и вместе дух Христов заключается в соблюдении заповедей Христовых. А брат ваш измыслил какой-то иной дух христианский. Да как же это может быть дух христианский без Христа, и без соблюдения учения Христова? Это какой-то дух самоизмышленный и, так сказать, самодельный, и никак не достоин называться христианским именем, потому что думает любить всех безразлично, как христиан, так равно и турок и язычников. Христос же Господь в учении Своем положил в этом различие, говоря во Евангелии: аще кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь (см.: Мф. 18, 17). Да и Сам Всеблагий Господь праведных любит, а грешных только милует. И истинные христиане, подражая Господу, так же поступают: оказывая милость и снисхождение всем безразлично, являют полную любовь только правоверующим» (16).
Для всех Бог творит милости, но благословение Божие пребывает на Его народе (которым является Церковь Православная): «Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое» (Пс.3:9). На тех, кто вне Церкви пребывает наказание Божие. Причём, не за то, что они некрещеные, а за их злые дела. Об этом подробно повествуется в первой главе Павлова послания к Римлянам. О неоднотонности Божией любви говорят и следующие строки: «Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел (Мал.1:2-3). Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак». (Рим.9:13).

Если даже среди учеников у Христа был особенно возлюбленный (Ин.13:23;19:26;20:2;21:7,20), то что и говорить о тех, которые укоренились во зле? Неужели они претендуют на ту же любовь, что Иисус оказывал Своей Матери и Иоанну Богослову? Тогда и уточнения об апостоле Иоанне — «которого любил Иисус», становятся бессмысленными вставками в Евангелие, но Бог учит, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16). Если бы Бог любил всех одинаково, то, и наказание было равное. Но, мы уже приводили слова святителя Тихона о том, что существует два разных вида наказания – для праведников и для нечестивцев. Подчёркивает это и святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Скажите, разве все наказания, которые терпят люди от людей, одинаковы? Нет, не одинаковы .Когда отец с любовью наказывает своего сына, то это делает он для того, чтобы исправить его, для того, чтобы был он чистым, добрым и святым. А когда власть имущие наказывают тяжких преступников, осужденных на тюремное заключение и даже на смертную казнь, то это совсем другое: здесь уже не преследуются цели исправления, а только наказания, потому что заслужившие эти страшные кары признаны неисправимыми» (10).

Сторонники лжеучения о том, что «Бог не наказывает» делают подборки святых отцов на данную тематику, но вставляют порой лишь те слова, где говорится о наказании праведников, упорно «не замечая» наставлений о святых о гневе Божием на нечестивцев. Искажение учения о Боге привело к тому, что некоторые богословы, вопреки слову Божию и учению Вселенской Православной Церкви, выдумали, что вечных мучений, о которых прямо говорил Христос, не будет… И всё это прикрывается слово «любовь». Но любовь «Любовь… не радуется неправде, а сорадуется истине» (1Кор.13:8.6). То, что выдумано собственными чувствами или взято из головы, но противоречит Священному Писанию и Преданию, то к любви никакого отношения не имеет, ибо искажать учение Бога, имя Которого Любовь – величайшее преступление. Святитель Феофан отвечает на подобное «сердоболие»: «Страсть как хочется нам казаться милосерднее Самого Господа! Но и эта выдумка несостоятельна: ибо ад не есть место очищения, а место казни, мучащей, не очищая» (14).

В догматическом учебнике протоиерея Николая Малиновского сказано, что подобное лжеучение появилось давно: «Против правосудия Божия с давних времен указывается на торжество нравственного зла в лице благоденствующих грешников, при унижении добродетели в лице страждущих и гонимых праведников…». И в разделе «Правда Божия» он подробно отвечает на недоумения противников неискаженного православного учения. (Подробнее: Правда Божия; Святые о наказании Божием (подборка цитат)).

Конечно, очень удобно верить в выдуманного Б(б)ога, который не накажет за беззакония и не любящих его насильно затащит в Рай. Только это не Тот Бог, Который являлся на Синае Моисею, не Тот, Который не пожалел Сына Своего Единородного, чтобы избавить нас от проклятия и смерти, Не Тот Бог, Который в конце времен сядет на белом престоле, чтобы воздать каждому по делам его.

© Антон Дулевич

Литература

1. Блж .Августин,»О Граде Божием», кн. 15, гл. 25, источник: О Граде Божием. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, с.762

2. Прп. Феодосий Печерский. «Поучение о казнях Божиих»

3. Свт. Иоанн Златоуст (Беседа, когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен).

4. Свт. Иоанн Златоуст. На Послание Св. Ап. Павла к Римлянам, беседа 5, п. 2.

5. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. д Соч., кн. 8 «О духе гнева», гл. 4, источник: Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римлянина. Изд. 2-е Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М., 1892 — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, с. 125)

6. Свмщ. Ириней Лионский. «Пять книг против ересей»

7. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Мф. 5:22

8. Сайт «Україна Православна», 01.09.2010 archive, Вестник №108

9. Свт. Игнатий Брянчанинов. Поучения в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих.

10. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). «О НАКАЗАНИЯХ БОЖИИХ».Проповеди. Том 3

11. Св. прав. Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе.

12. Митрополит Московский Филарет Московский. Катехизис.

13. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

14. Свт. Феофан. Наставления в духовной жизни

15. Свт. Василий Великий. Творения, Ч. 5. О подвижничестве / О Суде Божием.

Некот. цитаты из Св. Писания приведены по Синодальному переводу)

16. Преп. Амвросий Оптинский. Умудряйся и смиряйся: Сб. писем / Сост. В. В. Кашириной. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 416 с.: ил. — (Письма о духовной жизни).

17. Свт. Феофан.Толкование на Послание Св. апостола Павла к Римлянам, 1:18.

18. Свт. Тихон Задонский. Письма келейные.

19. Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь.

20. Свт. Иоанн Златоуст. Слово 25-е. О будущем Суде

Источник: Аналитический портал «Православный взгляд»

***

Примечание редактора «Азбуки веры»

Представленная статья А. Дулевича “Православный ответ на 6 аргументов сторонников лжеучения «Бог никого не наказывает»” поднимает актуальный вопрос. Затронутая в ней проблематика наказывающего Бога не всегда понимается верно даже известными православными богословами. Главная мысль обозначенной в заглавии темы в общем проводится автором правильно. А. Дулевич раскрывает этот вопрос в духе ортодоксальных отцов: Бог и действительно наказывает за преступления; Страшный Суд будет осуществлен так, как об этом сообщает Писание (а не упоминаемые в его статье модернисты).

Всё же необходимо заметить: содержание работы было бы доступнее для безошибочного осмысления, если бы значение использованного И. Дулевичем понятия «ненависть в отношении беззаконников» было раскрыто более подробно. Наказание Божье, как в отношении праведников, так и в отношении грешников, следует связывать не только с Божественной благостью и справедливостью, о чём упоминается в статье, но и с Божественной педагогикой. И эта педагогика не исключает Божественной любви даже применительно к беззаконникам. Другое дело, что формы проявления Божественной любви действительно различны в отношении первых и вторых, как, собственно, различны и формы её восприятия первыми и вторыми. В этом смысле можно согласиться с автором, когда он утверждает: «Да, праведников Бог наказывает по любви… Но вот с беззаконниками Господь поступает иначе».