Бог у православных христиан

Человек и Бог в православии

Методический материал для преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры».

Ключевые понятия: спасибо, Творец.

Цель урока. Начать с учащимися осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры.

Оборудование урока: бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры.

Ход урока

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Сначала размышляем сами».

Задания, помещённые в учебнике под этой рубрикой могут быть дополнены следующими:

Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.

Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ.

На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.

Теперь прикрепи рисунок к стенду или стене. Расскажи одноклассникам о том, что в твоём представлении тесно связано с понятием «БОГ», то есть представь свой рисунок через словесные суждения.

Обрати внимание, есть ли такие слова, которые в рассказах и рисунках твоём и одноклассников повторялись?

Итак, по твоему мнению, БОГ – …..(запиши повторяющиеся слова) Есть ли в списке слова, которые являются опорными словами темы урока?.

II. Работа с текстом учебника.

1. Чтение статьи учебника про себя.

2. Перечитывание статьи учебника на основе выполнения заданий:

2.1. В статье учебника разные действующие лица так или иначе высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе Бога Ваня, Леночка, учитель физики, учительница русского языка. Найди ответ в статье учебника и запиши его в таблицу:

Для Вани Бог Для Леночки Бог Для учителя физики Бог Для учительницы литературы
Можешь добавить: для меня Бог …….

2.2. Обсуждение ответов на следующие вопросы:

Нужна ли сила для совершения добра? Это какая сила: физическая, сила воли, духовная сила?

Изменится ли твоё поведение от того, что ты будешь знать, что за тобой постоянно наблюдает тот, Кто любит тебя?

Какие чувства руководили Ваней, когда он ринулся спасать котёнка?

Кто сильнее, умнее, разумнее: Ваня или котёнок?

Что могло помешать Ване спасти котёнка? Были ли какие-то внутренние силы, которые могли помешать спасти котёнка?

III. Работа с дополнительной информацией (врезкой).

Осмысление данного в дополнительной информации

К кому обратился человек, если о Том, к Кому он обратился, написано вот так: » И человек обратился к тому, Кто…».

К кому обратился автор следующих реплик: «я обратился к создателю этого фильма» и «я обратился к Создателю»?

Работа с дополнительным материалом может быть дополнена следующими материалами:

Происхождение слова Бог

В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо-европейском языке бага или бхага означало – доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.

Знаешь ли ты?

Слово «спасибо» – это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!».

Что такое спасибо? – слово вежливости, ритуал, пожелание? Если пожелание, то чего?

Какой синоним можно подобрать?

Когда уместно сказать просто спасибо, а когда «спаси вас Господь»?

IV. Чтение стихотворения А.К. Толстого

Осмысление стихотворения по следующим вопросам:

Перечитай стихотворения, подчеркни непонятные тебе строки, задай вопросы, ответы на которые тебе помогут понять смысл стихотворения.

Почему слово Слово в стихотворении написано с большой буквы?

Как ты понимаешь фразу «Всё рождённое от Слова… к нему вернуться жаждет снова»?

Как ты понял фразу «Всем мирам одно начало»?

Какова, по мысли поэта, цель творения? Найди строчку, которая отвечала бы на данный вопрос.

Какие законы природы ты можешь наблюдать вокруг себя? Как этим законам подчиняется природа?

V. Подведение итогов урока.

Ответы учащихся на вопросы учебника.и дополнительные вопросы:

– Какую силу имела в виду учительница русского языка

– Попробуй понять связь между словами Бог, богатый, убогий. Каково их современное значение?

– Согласен ли ты с тем, что добро, которое совершается по принуждению, перестаёт быть добром? Как это?

– Поговори с родителями, родственниками: может быть, они смогут рассказать тебе о людях (своих знакомых или исторических лицах), которые сделали какое-то дело, по-настоящему доброе, необходимое не только их близким, но и совсем чужим, и сделали его бескорыстно, ради Бога.

Задание, направленное на усвоение следующей темы урока:

Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может, то как он это делает?

Комментарий протодиакона Русской Православной Церкви отца Андрея Кураева: – Это сценарный урок. Повествование в нем идет через сценку из школьной жизни. Дети просят своего одноклассника объяснить упомянутое им слово Бог. 10-летний Ваня, конечно, этого сделать не может. Но тут по воле автора из кустов выезжает рояль. То есть из школы выходит учитель физики. Для меня важно, чтобы дети новое для них знание (в данном случае – о религии) получали все же от школьного учителя. В то же время учитель физики для них почти незнакомый персонаж. Он учитель – но не их. Соответственно, отношение к нему и к его словам такое же, как у солдата к товарищу майору из соседнего полка: командир-то он, конечно, командир, но не мой. Поэтому честь ему отдать надо, но спешить исполнять любой его приказ не стоит. Таким путем смягчается конфессиональное давление на детей. Разговор о Боге ведется не от имени учебника и не от имени их реального классного наставника, а от имени персонажа. Во многих учебных пособиях персонаж ведет учебную беседу с детьми. Наряжать Чебурашку в рясу богослова я не стал. Поэтому у меня просто появляется получужой-полусвой учитель: из моей школы, но не из моего класса. Слушать его я могу, соглашаться – не обязан. Как ни странно, атеисты возмутились такой подачей материала. Мол, учитель физики не может быть верующим. Странно. Во-первых, не надо говорить за всех физиков. Профессор А. Московский, читавший мне курс физики в МГУ в 79 году, – православный верующий человек. Во-вторых, никто иной как министр Фурсенко недавно сказал, что по его представлениям идеальный преподаватель курса ОПК – именно учитель физики. Что ж, Фурсенко мог бы считать свою мечту воплощенной в моем учебнике. Следующий аргумент тех, кто вырезал ножницами из моего учебника учителя физики – мол, дети в 4 классе не знают, что такое физика. Это верно. Они не знают, что такое физика. Но они знают, что такое учитель физики. За четыре школьных года они успели облазить всю школу. И они знают, что в ней есть три запретные для них и потому самые интересные комнаты: необычно оснащенные кабинеты физики, химии и биологии. И в отличие от шестиклассников они еще хотят узнать, что такое физика. Так что для 4-классника учитель физик – это тот, кто выгоняет из кабинета физики. Персонаж знакомый и загадочный. Физик в учебнике об отношениях Творца и мира говорит сложно. Детям его речь может быть не вполне понятна. Это не мой недосмотр. Так и было задумано. Идея Бога отнюдь не примитивна. Богословие – мир виртуозной мысли и диалектики. Пусть дети поймут, что они оказались на пороге очень сложного мира. Пусть пока они просто привыкают к звучанию этого нового для них слова и к тому, в каких контекстах оно может звучать. А затем из школы выходит уже родная для 4 класса учительница русского языка русского языка, которая признается: – Честно говоря, в моей жизни Бог мне не встречался. Но я знаю, что вера в Бога всегда вдохновляла людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки… Далее она рассказывает чисто профессиональные вещи: откуда произошло слово «Бог», как оно пишется, когда с малой буквы, когда заглавной. Так дети узнают о разном отношении к Богу. Это смягчает конфессиональное давление на них сейчас, а в будущем поможет понять, почему так по разному люди восприняли проповедь Христа. Увы, ничего этого вы в изданном учебнике не найдете. Атеисты не смогли убедить меня, и потому просто грубо изуродовали учебник. Вы видите эти страницы учебника – они смотрятся как букварь первоклассника. 90 процентов площади – картинка. Текста пять строк на страницу. Явный знак того, что тут поработала цензура. О, они не решились бы так безбожно править учебник мусульман или иудеев. А с православными, выходит, можно демонстрировать такую «культуру» редактуры! Издательство «Просвещение» заявило, что не будет издавать антинаучную пропаганду и говорить о Боге как о Творце мира. «Мы на уроках окружающего мира будем рассказывать иное!». И что? Я же не правлю ваши учебники природоведения. Отчего же вы считаете себя вправе идеологически купировать учебник, объясняющий убеждения христиан? Самое поразительное, что это явное нарушение Конституции, запрещающей устанавливать одну идеологию в качестве обязательной, мои цензоры оправдывали ссылкой именно на Конституцию. Что ж, раз так, я спросил саму Конституцию: «Противоречит тебе или нет?». Конституция мне прямо сказала: «Нет, не противоречит! Все нормально, отец Андрей, нормальный урок, хороший!». Точнее говоря – я обратился к министру юстиции РФ А. Коновалову, а тот мой запрос перенаправил автору текста Конституции Сергею Шахраю. Письменный ответ Шахрая я в передал в издательство. Не помогло. В итоге получился маразм! Читаю: «Ваня ответил: Я не смогу объяснить, что значит слово Бог, просто, когда я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо! Под словом «Бог» в православии понимается творец, который создал весь мир и человеческий род». Это что – ответ 4-класника? То, что меня было фразой учителя при устранении учителя стало фразой 10-летнего ребенка. В итоге я выгляжу большим идиотом, чем автор учебника светской этики. Так что у меня есть просьба к педагогам, ведите, пожалуйста, этот урок по его электронной авторской версии.

Источник: «Комплект учебно-методических материалов для учителя. Мультимедийное издание». Автор-составитель – протоирей Владимир Янгичер.

Что такое Бог в понимании язычников?

Представление каждого отдельно взятого человека о Боге зависит не только от особенностей культуры и религии его народа, но в значительной степени и от личных качеств, среди которых ключевыми являются духовная зрелость и уровень образования. Недостаточно лишь дать себе ответ на ключевой вопрос «есть ли Бог», важно ещё иметь хоть сколько-нибудь ясное представление о том, какой смысл вкладывается в это понятие. В противном случае невозможно разобраться в способах и формах Его воздействия на мир.

Приверженцы политеизма (многобожия), или, как их принято называть в христианском богословии, язычники, верят сразу в нескольких богов, каждый из которых, как правило, способен оказывать влияние лишь на одну какую-либо сторону человеческой жизни.

В дохристианский период на Руси почитались как высшие боги, к которым относятся Перун, Мокошь, Даждьбог, Сварог, Велес и ряд других, так и духи-покровители рода. Существовал также культ умерших предков ─ пращуров. Совершавшиеся в их честь различные обряды, имели своей целью обеспечить прежде всего земное благополучие, принести успех, богатство, многочадие, а также оградить от влияния злых духов, природных бедствий и нашествий врагов. Вера в бога, а точнее, в целый пантеон богов являлась для язычников важной составляющей их жизни. Такой подход к восприятию божества был характерен практически для всех народов мира на ранней стадии их развития.

Утверждения Фомы Аквинского

В XIII веке ответить на вопрос «что такое Бог» и доказать неоспоримость Его бытия пытался выдающийся итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1274). В своих рассуждениях он опирался на закон причинно-следственной связи, рассматривая Бога как причину всего сущего на земле. Выведенные им доказательства существования Бога он сформулировал в пяти пунктах, включённых им в капитальный труд под названием «Сумма теологии». Вкратце они содержат в себе следующие утверждения:

  1. Поскольку всё в этом мире находится в движении, то должно быть нечто, давшее этому процессу первоначальный толчок. Им может быть только Бог.
  2. Поскольку ничто в мире не может произвести само себя, а всегда является производным от чего-то, то приходится признать существование некоего первоисточника, ставшего начальным звеном последующей цепи появления всё новых и новых реалий. Этот первоисточник всего в мире и есть Бог.
  3. Каждая вещь может иметь как реальное бытие, так и остаться в нереализованной потенции. Иначе говоря, может появиться на свет, а может нет. Единственной силой, переводящей её из потенции в реальность, следует признать Бога.
  4. Поскольку оценить степень совершенства той или иной вещи можно лишь в сравнении с чем-то превосходящим её, то логично предположить существование некоего абсолюта, стоящего выше всего сущего в мире. Таким верхом совершенства может быть только Бог.
  5. И наконец, на существование Бога указывает целесообразность всего происходящего в мире. Раз человечество движется по пути прогресса, значит, должна быть некая сила, не только определяющая верное направление движения, но и создающая необходимые предпосылки для осуществления этого процесса.

Доказательство, которого не было

Однако наряду с религиозными философами, пытавшимися найти аргументы для обоснования идеи бытия Божия, всегда были те, кто указывал на невозможность научно обоснованного ответа на вопрос о том, что такое Бог. Видное место среди них занимает немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804).

Вопреки утверждению Воланда ─ героя бессмертного булгаковского романа «Мастер и Маргарита», Кант не опровергал якобы построенные им пять доказательств бытия Божия и не изобретал шестого, на этот раз абсолютно неопровержимого. Напротив, он всю жизнь не уставал повторять, что в плане доказательства бытия Божия никакое теоретическое построение не может иметь под собой сколько-нибудь серьёзного научного обоснования. В то же время веру в Бога он считал полезной и даже необходимой в нравственном отношении, поскольку признавал глубину и значимость христианских заповедей.

В результате такого подхода к основам вероучения немецкий философ подвергался жестким нападкам со стороны представителей церкви. Известно даже, что некоторые из них с целью выражения своего презрения к учёному называли его именем своих домашних собак.

Любопытная деталь: легенда о том, что Кант, вопреки своим воззрениям, создал так называемое нравственное доказательство бытия Божия ─ именно то, о котором говорил Воланд на скамейке у Патриарших прудов, ─ была рождена самими клерикалами, желавшими подобным образом уже после смерти отомстить своему лютому врагу.