Читаем по слогам

Скачать слоги для чтения: для детей 5-6 лет

За год или два до школы, мы задумываемся над тем, чтобы научить своего ребенка читать. Ведь мы знаем, чем раньше наш дошкольник научится читать, тем больше полезной информации он сможет получить еще до того, как станет первоклашкой. Как только ваш ребенок выучит алфавит, можно переходить к изучению слогов. Именно такие слоги для чтения, можно скачать с данной странички.

Карточки со слогами — это ключ к умению читать. Скачайте, распечатайте и разрежьте лист по карточкам, на которых будут связки слогов, состоящие из гласной и согласной буквы. Уже через несколько недель, после того, как ребенок научится читать каждый слог, он сможет разбирать целые слова в детских книжках.

Слоги по буквам: скачать или сразу распечатать

Слоги на «Б»

Слоги на «В»

Слоги на «Г»

Не нагружайте ребенка чтением сразу всех слогов. Например, в течении недели, обучайте ребенка слогам, которые начинаются на одну и ту же буку.

Слоги на «Д»

Слоги на «Ж»

Слоги на «З»

На вторую неделю, займитесь изучением слогов, начинающихся на другую букву, а выученные слога, просто повторяйте.

Слоги на «К»

Слоги на «Л»

Слоги на «М»

Существует мнение, что буквы разных цветов, в слогах для чтения, только отвлекают ребенка, а не способствуют быстрому обучению.

Слоги на «Н»

Слоги на «П»

Слоги на «Р»

Если вы хотите разрешать карточки со слогами быстро, то используйте линейку и обойный нож.

Слоги на «С»

Слоги на «Т»

Слоги на «Х»

Чтобы карточки прослужили долго, и не одному ребенку, заламинируйте их.

Слоги на «Ф»

Слоги на «Ц»

Слоги на «Ч»

После того, как дошкольник научится правильно читать все карточки со слогами, можно перейти к чтению книжек, в которых слова разбиты слоги.

Слоги на «Ш»

Слоги на «Щ»

Чтобы ваше обучение было максимально эффективным, старайтесь не подсказывать ребенку, как читается тот или иной слог. Учить детей читать по слогам можно и дисплея монитора, но распечатать, лучше всего.

В России детям, поступающим в школу, обычно от шести до восьми лет. Учебная программа общеобразовательных учреждений предполагает возможность быстрого овладения первоклассниками чтением, письмом и счетом буквально с нуля. Но жизненные реалии свидетельствуют об обратном.

Быстро научить малыша всем базовым навыкам невозможно. Поэтому об их развитии родителям следует позаботиться заранее. Если не заниматься с ребенком дома до школы, то непосильная нагрузка, плохая успеваемость и нелестные сравнения с одноклассниками наверняка приведут его к психологической травме.

К школе ребенок должен быть знаком с чтением

Совет: начинать знакомить ребенка с буквами нужно за два года до школы, осваивать чтение – приблизительно за год.

Если малыш, как и предписывает отечественное законодательство, пойдет в первый класс в полных шесть с половиной лет, то приобретать навыки чтения слогов и слов нужно с пяти лет.

Навыки, которые должны быть сформированы у шести летнего ребенка

Степень готовности к чтению зависит от уровня интеллектуального развития, психической и эмоциональной зрелости дошкольника. Ведь конечная цель родителя – научить ребёнка не бездумно воспроизводить вслух написанное, а понимать смысл прочитанного. Поэтому прежде чем начинать обучение чтению, важно убедиться, что:

  • малыш имеет достаточный словарный запас;
  • его речь правильна и грамотна;
  • у ребенка нет явных дефектов звуковоспроизведения.

Если словарный запас дошкольника мал, его речь изобилует ошибками или дефектами, приступать к чтению рано. Дома лучше работать над общим развитием малыша. Посредством выполнения логопедических упражнений его важно научить произносить звуки правильно.

Подготовку к школе надо начинать с 5-ти лет

Чтение требует длительного удержания внимания. Невозможно быстро научить читать или выучить таблицу умножения с поминутно отвлекающемся ребёнком. Навыки концентрации у непоседы можно развивать разными способами, в том числе – составлением картин из пазлов, разрисовыванием, играми с конструктором.

Важно научить ребенка водить в книге пальчиком или указкой. Если этого оказалось недостаточно, и малыш перепрыгивает со строки на строку или часто теряет место, где остановился, стоит вырезать окошко в белом листе и передвигать его на нужную область.

Для большинства детей чтение – тяжкий труд. Важно позаботится о позитивном восприятии этого процесса.

Знакомство с буквами надо начинать с 2-3 лет

С двух-трех лет ребёнка следует постепенно приучать к книгам. Стоит остановиться на экземплярах с яркими подробными картинками, которые можно рассматривать и описывать устно. В шесть–семь лет книжки с крупным шрифтом пригодятся для внеклассного чтения.

Совет: важно читать ребенку вслух. В идеале чтение на ночь должно стать ежедневным вечерним ритуалом. С одной стороны, это доставит ребенку массу удовольствия, с другой – станет примером для подражания.

Заучивание букв

Существуют разные точки зрения относительно того, правильно ли заучивать все буквы алфавита прежде, чем приступать к чтению. Автор оригинальной методики обучения грамоте Н.С. Жукова предостерегает от таких действий. Разработанный ею букварь построен так, что ребенок учит буквы постепенно. По мере увеличения количества знакомых букв слоги становятся разнообразнее и сложнее, а затем превращаются в слова.

Магнитная Азбука Жуковой

Родителям, решившим следовать одной из авторских методик обучения чтению, следует придерживаться рекомендаций их разработчиков. А у тех, кто решил научить ребёнка читать по-старинке, особого выбора нет. Им предстоит сначала вызубрить алфавит, а уж потом приступать к чтению. Показывать буквы ребенку целесообразно уже с двух–трех лет.

Оригинальный способ заучивания букв

Важный момент: согласные буквы с ребенком заучивают так, как они читаются в слове, – без призвука «э». Правильно произносить «р», а не «рэ» или «эр». Если этому правилу не следовать, слог «ра» ребенок станет читать как «рэа» или «эра».

Заучиванию букв способствует их визуализация. Кубики с буквами, магнитная азбука, интерактивный плакат с алфавитом – пригодиться любой вспомогательный инвентарь. Для начала ребёнка нужно научить быстро искать нужную букву среди предложенных. Позже с ним можно выкладывать букву из палочек или спичек, лепить ее из пластилина и, наконец, писать ее. Тем, кто путает буквы, правильно будет предложить ощупывать их объемные изображения с закрытыми глазами. Тактильные ощущения помогают запоминанию.

Надо следить за правильным произношением звуков

Совет: при заучивании гласных важно обращать внимание ребенка на схему звуковоспроизведения. Например «А» – рот широко открыт, «у» – губы трубочкой, «э» – рот растянут в стороны.

Отдельные правила касательно заучивания букв

Важно поощрять ребенка вслушиваться в слова и искать в них нужные звуки. Если заучивается буква «о», можно назвать ребенку начинающиеся на нее слова: облако, олень, ослик. Чтобы проверить, насколько усвоен урок, вперемежку со словами на «о» правильно предлагать ребенку и слова, начинающиеся на другие буквы. Аналогичным способом ребёнка можно быстро научить находить нужную букву в конце и средине слова.

Важно знать: ребенку проще всего выделить в слове начальную гласную (особенно, если она ударная). Относительно просто указать на конечный согласный. При этом выделить начальный согласный и последний гласный малышу очень трудно.

Лепка букв помогает их быстрее запомнить

Полезно писать с ребенком буквы красками, фломастерами. Важно, чтобы в своем воображении при идентификации звука и буквы он не ограничивался определенным размером или цветом. Можно показывать разные шрифты в газетах, на таре и упаковке, на вывесках и т. п.

Совет: ребенка до 6 лет однозначно не стоит путать, предлагая ему к прочтению прописные буквы наряду с печатными.

Тем более, не стоит учить дошкольника писать прописью дома. Полученные в домашних условиях навыки могут не соответствовать представлениям учителя относительно наклона, слитного или раздельного написания, способа соединения и подобного.

Прочтение слогов

Важно, чтобы в восприятии ребёнка 5-6 лет единицей чтения стал именно слог, а не отдельная буква. Буквосочетание должно восприниматься дошкольником как единый графический элемент. Если не уделить этому вопросу достаточного внимания, навык прочтения слогов и слов по буквам может закрепиться у ребенка надолго. Это не даст ему читать слоги и воспринимать слова. Ребёнка, усвоившего неправильную методику чтения, в итоге все равно придется переучивать.

Стоит испробовать следующий способ обучения слиянию букв в один слог. Одну букву пишут в начале строки, другую – в конце. Между ними проводится соединительная стрелка. Ребенку предлагается медленно вести по ней пальчиком и все это время «тянуть» (протяжно произносить) первый звук. Второй звук достаточно произнести кратко. Пример: А?У произносятся как «ааау», Н?О как «ннно».

Слоги-проводилки помогают слитному произношению

В результате таких тренировок ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком по соединительной линии, свободно читать слоги из двух букв. Слоги ребенку нужно предлагать в такой последовательности:

  • состоящие из гласных (ао-, уа-);
  • открытые, состоящие из одной согласной и одной гласной (на-, да-);
  • закрытые, состоящие из одной гласной и одной согласной (ан-, ем-).

Многим детям сложно определить последовательность из букв в одном слоге. К примеру, «ам-» они могут читать как «ма-» или наоборот. Умение правильно сочетать буквы в двухбуквенном слоге нужно довести до автоматизма. Предлагать прочтение трех- и четырех буквенных слогов можно только дошкольникам, слитно и свободно читающим двухбуквенные слоги.

Чтение слогов не стоит рассматривать только как подготовку к прочтению слов. Прочтение слогов, особенно – сложных и непривычных (шпы, впу, смо, здры) тренирует навыки правильного звукопроизношения. В отличие от слов, абстрактные слоги ребенок ни с чем мысленно не связывает, поэтому прочтение слогов устраняет соблазн читать наугад.

Быстрому чтению помогают картинки

Совет: параллельно с чтением стоит научить ребенка 6 лет противопоставлять слоги с твердыми и мягкими согласными (ма-мя, ну-ню, ко-кё). Это поможет ребенку правильно писать их в школе.

Азбука

Все дети очень любят, когда им читают сказки. А теперь пришло время научиться читать их самостоятельно, ведь любовь к книгам и литературе важно прививать с самого детства. Вместе с нашим игровым разделом «Азбука» малыши сделают свои первые шаги к необъятному миру русского языка! В отличие от привычных и скучных уроков, онлайн игры превращают обучение чтению и правописанию в увлекательный и захватывающий процесс. Все задания можно разделить на категории в зависимости от сложности:

  • игры на запоминание букв и звуков;
  • упражнения на чтение слогов;
  • уроки по составлению и правописанию слов.

Несомненно, начинать обучение чтению необходимо с алфавита. И наша интерактивная азбука для детей поможет вам в этом! В игре-презентации ребёнок познакомится со всеми 33 буквами русского алфавита, услышит их правильное произношение и узнает, в каких словах они встречаются. После того, как малыш освоит азбуку, можно переходить к более сложным игровым заданиям, направленным на поиск и повторение букв, запоминание очерёдности их расположения в алфавите.

Детям более старшего возраста, которые уже знакомы с алфавитом, будут полезны игры на чтение и правописание слов. Например, в некоторых заданиях малышу необходимо будет вставить пропущенные буквы в словах, сопоставить картинку и написанное слово, самостоятельно составить слово из предложенных букв. С каждой пройденной игрой ребёнок будет запоминать, как правильно пишутся различные слова, а это, несомненно, пригодится в начальных классах школы!

Хотелось бы обратить внимание, что обучение ребёнка чтению — довольно сложный и длительный процесс. Поэтому мы рекомендуем родителям помогать малышам справляться с заданиями на компьютере, чтобы в нужный момент подсказать что-то или исправить ошибку. И всегда нужно помнить, что наши игры про алфавит являются в большей степени мотивацией к обучению чтению. Основные же знания дошкольник должен получать ежедневно от родителей, которым необходимо знакомить ребёнка с буквами, звуками, словами и предложениями в повседневной жизни. Мы надеемся, что у вашего малыша появится настоящий интерес к чтению, что в свою очередь является основой грамотности и правильной речи.

Каждый родитель мечтает обучить чтению своего малыша. Ведь без этого навыка в современном мире невозможно стать образованным человеком, свободно ориентирующемся в море различной информации.

Раньше процесс обучения грамоте был намного проще, чем в настоящие дни. Все детишки учились по букварю, осваивая общеизвестные тексты. Но сегодня появилось множество новых методик. Это и кубики Зайцева, и карточки американского ученого Домана, и метод Тюленева. И все они призваны обучить малышей читать, прежде чем те смогут ходить. Вот и бегают неопытные молодые мамочки по специалистам, боясь опоздать с обучением любимого чада такому важному делу.

Раннее чтение развивает интеллект малыша

Когда можно начинать обучение

Раннее обучение грамоте появилось в России относительно недавно. И поэтому пока преждевременно делать какие-то выводы относительно пользы или вреда обучения ребенка чтению в возрасте до пяти лет. Однако многие психологи склоняются к тому, что социальное развитие детей, начавших читать слишком рано, не обходится без проблем. Другими словами, таким малышам сложно входить в детский коллектив. Это происходит вовсе не из-за их высокого интеллекта. Просто в то время, когда должны были формироваться навыки общения, мозг был занят изучением букв.

Кроме того, специалисты заметили, что дети, начавшие читать до 4 лет, не понимают и не пересказывают смысла прочитанного. Они лишь складывают буквы в слова.

Кубики Зайцева помогают быстро освоить чтение

Конечно, всегда были дети, которые сами просили поскорее научить их читать, приставая к маме или бабушке с требованием, назвать им незнакомую букву. В этом случае чтение, являясь их собственной задачей, никак не влияло на приобретение других важных навыков. Но сегодня родители, напуганные тем, что после трех лет учить ребенка будет слишком поздно, стараются приобщить малыша к чтению чуть ли не с пеленок.

Психологами выделено несколько признаков, по которым можно судить о готовности ребенка к восприятию обучения чтению.

  1. Хорошая разговорная речь, построенная с использованием целых предложений, а не отдельных слов. Если ребенок плохо разговаривает, учить его чтению, например, по кубикам Зайцева, опасно. Вместо того, чтобы говорить словами, он может начать общаться с помощью кубиков.
  2. Достаточное развитие фонематического слуха. Малыш в возрасте 4 лет должен четко слышать и разделять звуки.
  3. Отсутствие серьезных проблем с произношением.
  4. Сформированная ориентация в пространстве. Малыш должен различать право и лево, верх и низ. В противном случае он не поймет, что читать надо слева направо и даже может начинать чтение с любой понравившейся буквы.

4 года — оптимальный возраст для начала обучения

Практика показывает, что у большинства детей такие навыки появляются в возрасте четырех лет.

Простой способ научить малыша читать

Решив самостоятельно обучить своего ребенка читать, нужно в первую очередь обратить внимание на то, что называть следует не букву, а звук. Буква — то, что пишется, звук — то, что слышится. Абстрактное мышление ребенка 4 лет развито плохо. Поэтому следует говорить «буква Л», а не «ЭЛЬ», буква «С», а не «ЭС». Все правильные названия букв можно отложить до школьной поры, а на этом этапе следует произносить и учить звуки.

Дальше будет рассмотрено, как научить читать ребенка в 4 года. Это достаточно легкий способ, который можно условно разделить на три этапа.

Выучить гласные звуки

Чтобы научиться читать, совсем необязательно изучать сразу все буквы. На первом этапе обучения следует выучить только гласные звуки. Из картона вырезаются кружочки диаметром около 15 см и на них ярким фломастером или краской пишутся гласные буквы. Пусть кружочки называются «бусинками» или «капельками». Каждая такая «капелька» поет свою песенку, например, «а-а-а…» или «о-о-о…». Это внесет в обучение элементы игры.

Учим буквы по кубикам

Кружочки с буквами можно расклеить по всему дому в разных местах, и время от времени просить ребенка, напомнить, какую песенку поет та или иная «капелька». Через некоторое время поменять буквы местами и продолжать обучение до тех пор, пока все гласные звуки не будут запомнены. Так как гласных лишь 10 штук, малыш выучит их быстро и легко.

Когда ребенок уже запомнил буквы в привычных кружочках, можно попросить его найти какую-то гласную в слове из книги. Книгу, конечно, надо подобрать заранее.

Слова в ней должны быть прописаны крупным шрифтом и разбавлены интересными картинками.

Находясь на прогулке, укреплять полученные знания можно, разыскивая знакомые буквы на рекламных щитах или вывесках на магазинах.

Научиться читать слоги

После того как выучены все гласные буквы, надо приступать к чтению слогов и коротеньких слов, состоящих из трех, максимум четырех, букв. Можно в качестве дополнительного пособия взять Букварь или Азбуку.

Знакомясь с какой-то новой буквой, например, «П», не нужно вдаваться в подробности и объяснять малышу, что это буква согласная, и бывает она мягкая и твердая. Он этой информации не поймет и не запомнит. Лучше попросить ребенка подумать, на что похожа эта буква, или пусть он вспомнит самое известное слово на «П», например, «папа».

Учим слоги с сказочными героями

Затем выученная буква подставляется к гласным. Взрослый читает слог и просит малыша его повторить. Можно написать таблички со слогами и попросить ребенка показать тот слог, который изображен. Главное, помнить, что играть в слова надо не более 10 минут, а потом переключаться на другие занятия.

Когда освоено уже несколько согласных букв, можно переходить к составлению коротких слов. Пусть ребенок сам додумывает, какую букву надо поставить в конце слова. Останется только показать ему, как выглядит слово с этой буквой на бумаге или магнитной азбуке.

Чтение слов

Теперь надо написать на полосках бумаги несколько хорошо известных ребенку слов, количество букв в которых не превышает шести. Прочитать их вслух и развесить в разных местах дома. Хорошо бы таблички украсить картинками с изображением предмета, название которого написано.

Совместные чтения развивают интерес ребенка

Несколько раз между делом надо перечитывать слова вместе с ребенком, а потом собрать таблички и, показав одну из них, попросить малыша прочитать, что там написано. Можно менять картинки местами, читать заведомо неправильно, чтобы он с радостью замечал ошибку. Способов добиться запоминания слова много. Разучив одну группу слов, приступают к другой.

Такой способ позволит быстро научить ребенка 4 лет читать слоги, и даже целые слова. Ведь всегда можно найти 10 минут в день для обучения своего любимого чада.

Тест

Этот небольшой тест поможет родителям определить, готов ребенок начать обучаться чтению или с этим следует подождать. Он включает в себя 18 вопросов. Если ответ положительный, ставится одно очко.

Любит ли ваш ребенок книги?

  1. Малыш просит рассказать сказку?
  2. Он сам может их пересказывать?
  3. Часто ли ребенок сам рассматривает книги?
  4. Что вызывает в книге больший интерес у малыша — картинки или содержание?
  5. Просит ребенок научить его читать?
  6. Имитирует он иногда, что «читает» книгу?
  7. Пытается ребенок сам «писать» книгу?
  8. Внимательно он слушает чтение других?
  9. Бережет малыш свои книги?
  10. Богатый ли у него словарный запас?
  11. Читать книги нравится больше, чем смотреть телевизор?
  12. Сможет ли ребенок подобрать слово, начинающееся на последнюю букву слова «стол»?
  13. Пытается соединять знакомые буквы?
  14. У малыша нет серьезных проблем с произношением?
  15. Различает ли он похожие звуки, например, Ж и Ш?
  16. Говорит предложениями или отдельными словами?
  17. Ребенок учится читать с удовольствием?
  18. Он знает много песен и стихов?

Подведение итогов

0—5 очков

Если ребенку меньше 4 лет, то с чтением торопиться не стоит. А вот будущего первоклассника, которому уже исполнилось 6 лет, надо заинтересовывать процессом чтения. Для этого следует предлагать ему больше интересных книг с крупным шрифтом и картинками.

6—12 очков

Этот результат говорит о средних способностях малыша 4 лет к чтению на данном этапе. Надо обратить внимание на книги, окружающие малыша. Иногда толстые книги пугают детей своим объемом.

У вашего ребенка есть свои книги?

13—18 очков

Ребенок полностью готов к обучению и хочет, научившись читать, самостоятельно узнавать из книг много занимательного.