Что такое манихейство

Манихейство

Чем знаменито манихейство? Известно, что святой Августин, впоследствии ставшим одним из известнейших отцов христианской церкви, был на протяжении семи лет приверженцем данной доктрины. Неудивительно: манихейство можно смело назвать первой универсальной религией, которая стремилась объединить достижения и христианства, и зороастризма, и буддизма.

Учение о царстве света

Возникнув в третьем веке до нашей эры, манихейство как учение изначально представляло собой совокупность воззрений персидского пророка и поэта Мани. Считавший себя последним из апостолов бога света, он стремился объединить под эгидой своей доктрины все господствующие тогда верования. Мани был убеждён в единстве всех религий: они, по его мнению, являлись откровениями, исходившими от божественного духа, но вмешательство людей со временем исказило их истинную суть.

Охватив после его смерти огромный ареал (от Северной Африки до Китая), манихейство вскоре собрало огромное количество последователей. Неудивительно: простота и наглядность этой религии способствовала тому, чтобы вокруг неё разворачивалась активная просветительская и культурная деятельность. Примечательной особенностью манихейства является тот факт, что каждый его последователь мог выбрать для себя персональный путь самосовершенствования: путь аскета, или же путь мирянина.

Подобно заветам и идеям зороастризма, манихейство опиралось на тезис об извечной мировой борьбе царств светлых и тёмных сил. Манихейцы полагали, что если от царства Света проистекают покой, гармония, и доброта, то царство Тьмы порождает мрак, невежественность, и жестокость. Подобно приверженцам гностицизма, верившим, что когда-то, давным-давно, мир был полон истинного знания, но затем тьма исказила сущностную картину мира, адепты манихейства считают, что спасение личности связано с её пробуждением от тьмы невежества.

Свобода воли

Как и пифагорейцы, манихейцы были приверженцами вегетарианского образа жизни: овощи и фрукты они считали продуктами света, а мясо — продуктом тьмы. А с митраизмом манихейство роднили высокие нравственные нормы, связанные с тем, чтобы способствовать победе добра над злом: честность, мужество, правдивость, мудрость. Крайне важно, что, как в митраизме, так и в манихействе основополагающая роль отводится свободе воли человека, который сам делает тот или иной выбор в пользу добра или зла.

Примечательно, что в своих трудах Мани стремился к синтезу естественно-гуманитарных сфер знания своего времени. В них встречаются отсылки и к ботанике, и к географии, и к астрономии. В частности, пророк в ряде работ стремился обосновать причины некоторых космических явлений, например, таких, как фазы луны. В этом нет ничего удивительного: манихейство претендовало на то, чтобы являть собой универсальную, тотальную систему не только вероучения, но и гнозиса.

К сожалению, вскоре последователи набирающих силу религий не оставили от доктрины манихейства камня на камне. Спустя почти тысячу лет своего существования это вероучение практически полностью кануло в Лету — однако, его свод оказался запечатлён в наследии практически всех актуальных мировых религий. Ведь есть ещё кое-что, что роднит манихейство с воззрениями современности — это любовь. А, как утверждал Мани, «там, где нет любви, все деяния несовершенны».

МАНИХЕЙСТВО

Манихе́йство — религиозно-философское учение, широко распространенное некогда на Востоке и Западе, скрытно существующее, в различных видоизменениях, и доныне.

Прежде манихейство считалось то христианской ересью, то обновленным парсизмом; ряд авторитетов (Гарнак, Кесслер) признают его самостоятельной религией, наряду с буддизмом, христианством и исламом. Родиной манихейства была Месопотамия, основателем — Мани (+ 277).

С момента своего возникновения и на протяжении всего IV в. манихейство распространилось в глубь Средней Азии (до китайского Туркестана) и утвердилось во многих культурных центрах Запада, в Риме и особенно в Карфагене. В Карфагене к секте примкнул блж. Августин Иппонийский и пребывал в ней в течение десяти лет, предшествовавших его обращению в Христианство. Манихейство на протяжении ряда веков сохраняло многих приверженцев на Востоке, даже при мусульманских правителях, однако оно было окончательно искоренено в XIII в. в результате монгольских завоеваний. В Византийской империи и на Западе манихейство как самостоятельная религия было искоренено гораздо раньше в результате жестоких гонений и сохранилось – под разными именами – лишь в виде тайных общин, которые позже оказали поддержку новым еретическим течениям, проникшим в Европу с Востока в XI и XII вв.

Жестокие гонения, которым манихейство подвергалось и на Востоке, и на Западе, не помешали его развитию; оно доказало свою жизненность такими широкими и крепкими разветвлениями, как павликианство, богумильство и в особенности западное перерождение последнего — ересь катаров, или альбигойцев.

Учение

Во вступлении к книге Сабуракан (сохранившемся в буквальном арабском переводе у полигистора Аль-Бируни), Мани так определяет свое религиозно-историческое положение:

«Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности, через посланных Божиих. Так, в один круг времени пришло это истинное учение через посланного, называемого Буддой, в земле индийской; в другое время через Зарадушта (Зороастра) — в стране персидской; еще в другое — через Иисуса, в краях западных. После того сошло (на землю) это нынешнее (т. е. манихейское) откровение и последовало это нынешнее посланничество в настоящем новейшем веке, через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской».

По другим свидетельствам, Мани называл свое учение печатью (т. е. завершением) всех откровений, а себя самого объявлял тем параклетом (утешителем), которого обещал Христос по Евангелию Иоанна (Ин. 14, 16 и далее).

Манихейство исходит из того неоспоримого факта, что наша действительность есть смешение противоположных элементов и противоборствующих сил, которые окончательно сводятся к двум: добру и злу, или, говоря фигурально, — к свету и тьме. Но «природа света едина, проста и истинна», следовательно, не допускает никакого положительного отношения к противоположному свойству зла или тьмы, которое, однако, несомненно, существует и, не вытекая из добра или света, должно иметь свое собственное начало. Поэтому необходимо признать два безусловно самостоятельных первоначала, от века неизменных в своем существе и образующих два отдельных мира.

Светлое бытие

Простота сущности не мешает различению форм; в области светлого, или благого, бытия Мани различает сначала само Божество, как такое, или «Царя светлости», его среду, или «светлый эфир» и его царство, или рай, «землю светлости». Божество имеет пять нравственных атрибутов, или «членов», — любовь, вера, верность, мужество и мудрость; светлый эфир, понимаемый, очевидно, нематериально, есть носитель пяти умственных свойств — спокойствие, знание, рассуждение, «тайна» (или скрытность) и понимание; наконец, «земля светлости» имеет также пять «членов», или особых способов бытия, аналогичных «стихиям» нашего мира, но только в их положительном, или добром, свойстве: воздух, или благотворное веяние, ветер, или прохлада, свет, вода и согревающий огонь. Каждое из основных качеств Божества, идеального эфира и светлой телесности имеет свою сферу блаженного бытия, в которой оно преобладает, а с другой стороны, все силы добра, или света, сходятся вместе для произведения одного конкретного существа — первочеловека, или небесного Адама.

Темная сторона

Соответственным образом расчленяется мир тьмы и зла. Так, основные проявления, или «члены», темной земли суть: яд, или зараза (в противоположность благотворному веянию, или благорастворенному воздуху), бурный вихрь (против освежающего ветра), мрак (против света), туман (против воды) и пожирающее пламя (против согревающего огня). Все элементы темного царства собираются воедино и сосредоточивают свои силы для произведения одного конкретного представителя тьмы — сатаны. Но тьма, по отрицательному существу своему, не может давать удовлетворения, и потому сатана устремляется за пределы своего царства, в область света. Против него высылается предназначенный для борьбы с тьмой первочеловек. Образованный сначала из десяти основ Божества и эфира, он теперь, в виде одежды и вооружения, воспринимает и пять элементов «светлой земли»: он надевает «тихое веяние», как внутренний панцирь, сверху облекается светом, как ризой, покрывается щитом из водяных облаков, берет ветер, как копье, и огонь, как меч. После долгой борьбы он побежден темными силами и заключен на самое дно ада. Посланные «матерью жизни» (то же, что «райская земля») светлые силы освобождают его и водворяют в горний мир, но во время борьбы он потерял свое вооружение, элементы, из которых оно было составлено, смешались с соответствующими противоположными элементами темной области. После победы света эта хаотическая материя осталась в его власти, и верховное божество хочет извлечь из нее то, что принадлежит светлому царству. Посланные им зиждительные ангелы устраивают наш видимый мир как некую сложную машину, для выделения света из его смешения с тьмой. Такой взгляд в основе оригинален и интересен, но в подробностях представляется ребяческим. Главную часть мировой машины Мани видел в Месяце и Солнце, которые он называл световыми кораблями. По его представлению, Месяц непрерывно вытягивает или высасывает частицы небесного света из подлунного мира и постепенно передает их, по невидимым каналам, Солнцу, откуда они, уже вполне очищенные, поступают в горние небеса. Ангелы-зиждители, устроив физический мир, удаляются восвояси; но так как этот мир, хотя и предназначенный для выделения света из тьмы, пока еще содержал в себе и то и другое начало, то в него получили доступ силы из темного царства, именно те, которые некогда поглотили и задержали в себе светоносный панцирь первочеловека. Эти князья тьмы (архонты) завладели подлунной областью и вели себя здесь очень дурно; из их неправильных сочетаний произошли земные люди — Адам и Ева, в которых и перешли световые частицы небесного «панциря». Затем передается довольно запутанный вариант к библейскому сказанию о разделении человечества на две линии — Сифову и Каинову. Потомки Сифа (Шитил) находятся под непрерывным попечением и руководством небесных существ, проявляющих свое действие, время от времени, чрез известных в истории избранников (см. выше).

Иисус Христос

Взгляд Мани на Христа представляет, в сохранившихся известиях, некоторое противоречие. По одним указаниям, небесный Христос действует через человека Иисуса, но без внутреннего соединения с Ним, и покидает Его при распятии; по другим — человека Иисуса вовсе не было, а был только небесный дух, Христос, с призрачной видимостью человека. С точки зрения Мани в этом вопросе важно было только устранить идею воплощения или действительного индивидуального сочетания божественной и человеческой природы в Христе — а она одинаково устранялась и при том, и при другом из упомянутых представлений. — После совершенного откровения истины в учении самого Мани, «сыны света» извлекут и соберут все светлые элементы, заключенные в человеческом мире, и тогда возгорится все физическое мироздание, для окончательного выделения последних еще остающихся в нем световых частиц. После этого навеки утвердятся пределы двух миров и оба будут пребывать в полной и безусловной отдельности друг от друга.

Учение о будущей жизни

Учение о будущей жизни согласно с принципом двойного дуализма: между добром и злом, с одной стороны, духом и материей — с другой. Души небесного происхождения, очищенные отчасти при жизни, отчасти после смерти (посредством различных мытарств, состоящих, главным образом, в страшных и отвратительных видениях), водворяются окончательно в «раю светлости», а души адского происхождения навек утверждаются в темном царств; тела же и тех, и других всецело уничтожаются, и ни о каком воскресении их не может быть речи.

Богослужение

Богослужебная сторона религии не получила в манихействе большого развития; известен, однако, сохранившийся и в позднейших средневековых отраслях манихейства обряд возложения рук, называвшийся «утешением» (consolamentum); на молитвенных собраниях пелись особые гимны, сопровождавшиеся инструментальной музыкой (предпочиталась лютня), и читались священные книги, оставшиеся от основателя религии.

Долгое время о манихействе мы знали только из неманихейских источников – сирийских, мусульманских и христианских (среди последних наиболее важны сочинения Августина, посвященные полемике с манихеями), но в конце XIX в. фрагменты манихейских сочинений были обнаружены в китайском Туркестане. Найденные ок. 1930 в Эль-Файюме (Египет) папирусы, содержавшие коптский перевод сочинений Мани и его первых учеников, позволили уточнить детали жизни основателя манихейства и сущность его учения.

Источниками для изучения собственно манихейства служили прежде главн. образом:

  1. «Acta disputationis Archela ï cum Manele» — сочинение, написанное первоначально (как доказал Кесслер) на сирийском языке, но сохранившееся только в латинском (и отчасти греческом) переводе (изд. Routh, «Reliquiae Sacrae», V, Оксф., 1848); хотя связанное с вымышленной историей, оно представляет ценные данные, — и
  2. сочинения блаж. Августина, из коих некоторые, посвященные специально манихейству, содержат выписки из манихейских книг; но Августин принадлежал в течение восьми лет к манихейству лишь на низшей ступени посвящения (auditor), поэтому сообщаемое им хотя достоверно, но недостаточно.

В XIX веке ученые ориенталисты открыли новые источники у арабских писателей; особенно важен в этом отношении изданный Флюгелем Фихрист-аль-улум («Сборник знаний»), с фрагментами из соч. Мани. Кесслер собрал и перевел сообщения о Мани и манихействе из 14 восточных писателей.

Первое научное соч. манихействе явилось в XVIII веке:

С. В. Булгаков
Справочник по ересям, сектам и расколам

Манихейство (явившееся в III в.) представляет собой смесь христианского учения с началами религии Зороастра. Основателем манихейства был Манес, персидский маг, а затем пресвитер в персидском городе Егваце. Лжеучение его состояло в следующем. От вечности существуют два царства: добра и зла, света и тьмы, которые находятся в постоянной борьбе между собой. Во время этой войны один из эонов царства света, Первый Человек (называемый у манихеев Христом, Иисусом) потерял часть своего светлого существа. Для освобождения ее Отцом света был послан Животворящий Дух. Освобожденная часть Первого Человека была помещена в солнце и есть Бесстрастный Иисус; другая же часть, поглощенная царством тьмы, есть страждущий Иисус. Из смешения поглощенной части света страждущего Иисуса с тьмой и явился видимый мир, так что этот Иисус становится душой мира. Мировая душа стремится к освобождению из уз материи, чему помогают Бесстрастный Иисус и Животворящий Дух. Чтобы положить конец этому, сатана заключает все имеющие в царстве тьмы частицы света в материю и творит человека. Подобно миру, человек состоит из смешения света и тьмы, и две души, живущие в нем, добрая и злая, постоянно ведут борьбу между собой. Для освобождения своей страждущей половины, Бесстрастный Иисус сходит с солнца на землю и принимает вид человека, но не существо. Христос, по учению Манеса, не имеет действительного тела, а только призрачное, и страдания его на кресте были призрачны. Явившись на землю, Он открыл людям, что они духовного происхождения, и указал средства освободиться от материи. Ученики Христа под влиянием чувственности извратили учение его. Чтобы очистить свое учение от примеси чувственности, Христос, согласно обещанию своему, послал Параклита, который явился в лице Манеса. Средством освобождения от материи, которая есть седалище зла, служит, по учению Манеса, строгий аскетизм. Признавая себя главой церкви, Манес имел 12 учителей, названных апостолами, 72 епископа и потом пресвитеров, дьяконов и евангелистов. Его последователи разделялись на оглашенных и совершенных, и последние должны быть безбрачны, не вкушать скоромной пищи и питаться только растениями. Убегая от преследователей своих – персидских магов, Манес обошел Индию до Китая, долго жил в пещере Туркестана и здесь изложил учение свое в книге, сделавшейся для его последователей евангелием; а по возвращении в Персию с него содрали с живого кожу, когда он обещал персидскому царю Бахраму I исцелить его сына и не смог. Манихейство особенно сильно было в IV и V вв. и продолжалось даже в средние века.

Секта манихеев, родственная гностикам и маркионитам, имела множество последователей на Востоке, в Африке и в Италии, подвергаясь одинаково суровому гонению от язычников и христиан. Основателем манихейства был Мани (216 – 273 или 276), маг, изгнанный при Сасанидах из Персии, человек очень даровитый, ученый, много путешествовавший. Он задумал преобразовать все те религии, с какими ознакомился, и соединить их в одну. Он говорил христианам, что он – тот «Утешитель», Параклет, о котором говорил Христос. Отвергнутый христианами, Мани вернулся в Персию, приобрел себе большое уважение у царя и народа. Но зороастрийские жрецы (маги) отвергали его. Основатель манихейства вел с ними борьбу (временами удачную) и наконец после торжественного диспута с ними при шахе Бахраме I был объявлен лжеучителем и распят на кресте. С него содрали кожу, набили ее соломой и повесили на воротах персидской столицы в устрашающий пример его последователям. Манихейство было смесью персидской религии с христианским гносисом и основной своей идеей имело представление о двух противоположных началах, добром и злом, ведущих между собою борьбу в природе и в душе человека.

Казнь Мани. Миниатюра из рукописи «Шахнаме» Фирдоуси, XIV век

По учению манихеев, от вечности существуют два начала, независимые друг от друга, враждебные одно другому: Бог в царстве света и Демон в царстве мрака. Но в царстве мрака никогда не было спокойствия и согласия. Злые силы постоянно вели между собою злобную борьбу и наконец в своих тревожных передвижениях донеслись до границы своего царства и увидели царство света во всем блеске его. Прекратив вражду между собою, они соединились на борьбу против царства света. Для борьбы с ними, учит манихейство, Бог создал первого человека из вечного света и дал ему пять чистых стихий: свет, огонь, воздух, воду, землю. Он был побежден, и хотя сам спасся, но часть его света была увлечена силами зла в царство мрака. Для того, чтоб этот свет избавился от плена, бог через посредство «Матери жизни» создал видимую вселенную, в которой похищенный мраком свет составляет жизненное начало, душу вселенной и ожидает избавления себе от плена.

Чтобы совершить это избавление, от бога произошли два новых светлых существа: Христос и Святой Дух. Христос или Митра, по утверждению манихеев, живет на солнце и на луне, а Святой Дух – в эфире, распространяющемся над вселенной. Они привлекают к себе силы света, погруженные в материальном мире, и возводят их обратно в царство вечного света. Чтобы удержать в материи заключенные в ней силы света, демоны создали новое существо – нынешнего человека, по образу первого. Согласно манихейскому учению в человеческом сердце повторяется великая борьба между царством света и царством тьмы, так что в человеке соединяются оба противоположных царства. Человеческая душа свободна и по своему существу принадлежит царству света. Но соблазны материи и обольщения Демона держат ее в оковах тьмы. Таким образом, в язычестве и в иудействе «сын вечного света» был связан узами материи, был «Иисусом Страждущим».

Чтобы дело избавления совершилось быстрее, Христос, сидящий на престоле по правую сторону светлого бога, покинул свой небесный престол и явился на земле, облеченный призраком тела. Его страдания и смерть на кресте, говорит манихейство, были только кажущимися. Это был символ того страдания, в котором находится свет, разлитый по всей природе, связанный узами материи. Он разлит в природе повсюду, но особенно в растительном царстве, и повсюду страдает. Христос своим учением начал избавление света, привлекая его к себе, так что спасение мира действительно исходит от креста, сияющего светом – в этом, по мнению манихейства, христиане правы. Но апостолы поняли учение Христа в своем иудейском смысле, и оно изложено ими неудовлетворительно. Поэтому для довершения победы света явился Мани – обещанный самим Христом «Утешитель». Чистая истина изложена только в манихейских книгах. В конце существования видимой вселенной свет совершенно освободится из царства мрака, и тогда злые силы снова будут враждовать между собой.

Приверженцы манихейства делилась на два класса людей: лишь «избранные» или «совершенные» знали тайный смысл учения и были обязаны соблюдать строжайшее воздержание: не вступали в брак, не ели мяса, не пили вина. Другой класс составляли у манихеев «слушающие» (катехумены), продолжавшие вести обыкновенный образ жизни и, по заступничеству «совершенных», получавшие прощение за свои греховные материальные занятия и удовольствия. В вознаграждение за молитвы «совершенных» они давали им приношения, главным образом состоявшие из оливок; эти плоды, дающие масло, которое употребляется на освещение, считались светлыми плодами и составляли главную пищу манихейского духовенства. Материя, по учению манихеев, – вместилище зла; поэтому они считали недостаточным, чтобы человек владычествовал над своим телом, и считали нужным умерщвлять плоть. Важнейшими заповедями манихейской морали были подвиги аскетизма. Они праздновали воскресный день постом. День смерти Мани был главным их праздником и назывался праздником кафедры (Bema).

Учение о примирении, о победе света над мраком, добра над злом, составлявшее сущность манихейства, привлекало к нему умы в продолжение двух столетий. С одинаковой ненавистью преследуемое христианами и магами, собственно манихейство погибло близ пределов христианской Византии в VI веке. Но вскоре оно стало государственной религией могущественного Уйгурского каганата в Центральной Азии. В Европе видоизменённые идеи манихейства возродили богомилы, катары и другие крайние секты средних веков. Крайний религиозный фанатизм, тяга разделять церковь на самовластную аристократию «вождей» и бессловесное, покорное стадо верующих были двумя чертами, резко отделявшими манихеев от христианства, и основательной причиной для неприязни второго к первым.

Религия манихейство привлекала в свои ряды всегда довольно интересных личностей. Однако, в чем особенности вероучения манихейство все еще хочется разобраться многим. Как соотносятся манихейство и гностицизм, чем вообще знаменито манихейство? Как указывает Википедия, святой Августин, который в итоге стал одним из известнейших отцов христианской церкви, был на протяжении семи лет приверженцем именно этой религиозной доктрины. Есть мнение, что манихейство и гностицизм – это вообще культурные коды русской цивилизации. Поэтому, сегодня и неудивительно, что манихейство можно смело назвать первой так сказать универсальной религией на планете, которая стремилась объединить достижения как христианства, так и зороастризма, а также буддизма. Установить связь с Богом!

Манихейство и его особенности учения о царстве света

Манихейство возникло, как указывает Википедия, в третьем веке до нашей эры. Это было учение, которое представляло собой совокупность различных воззрений персидского пророка и поэта Мани. Основатель учения манихейство считал себя последним из апостолов бога света. Мани стремился объединить под эгидой доктрины своего вероучения все господствующие тогда верования в регионе. Основатель манихейства Мани был убеждён в единстве вообще всех религий, учений и верований. Все эти направления, по мнению Мани, являлись своего рода различными откровениями, которые исходили от божественного духа, но лишь вмешательство людей со временем невообразимо исказило их истинную суть и привело вместо спасения к отягощению.
Манихейство завоевало огромные территории от Северной Африки до Китая и после смерти основателя Мани собрало действительно огромное количество последователей. Такой успех был обоснован простотой вероучения. Действительно, предельная простота и наглядность этой религии способствовала тому, чтобы вокруг неё разворачивалась различная активная просветительская и культурная деятельность в то время. Примечательной особенностью и важным фактом, который определил успех религии манихейство являлся тот факт, что каждый последователь мог самостоятельно, исходя из своей картины мира выбрать для себя свой собственный персональный путь самосовершенствования. Манихейство предлагало совершенно разные варианты, ведь это мог быть как путь аскета, так и путь мирянина.
Манихейство, как и похожая на него религия зороастризм, опиралось на важнейший тезис об извечной мировой борьбе царств светлых и тёмных сил. Манихейцы и религия манихейство считали, что если от царства Света проистекают покой, гармония, и доброта, то царство Тьмы порождает мрак, невежественность, и жестокость. Ровно точно также, как, например, гностицизм и его адепты верят, что когда-то, давным-давно, мир был наполнен истинным знанием, а затем тьма исказила сущностную картину мира, адепты манихейства также считают, что спасение каждой отдельной личности связано исключительно с её пробуждением от тьмы невежества, то есть наполнением человека светом познаний.

Манихейство и свобода воли

Манихейство, как и, например, пифагорейцы, указывает своим адептам на вегетарианский образ жизни. Манихейство считает, что овощи и фрукты — это продукты света, а мясо — это продуктом тьмы. Манихейство также было похоже и на митраизм. Здесь сходства можно отметить в высоких нравственных нормах. Такие нормы были связаны с тем, что нужно способствовать победе добра над злом. Каждый адепт должен генерировать в себе честность, мужество, правдивость и мудрость. Крайне важно, при этом, точно также, как и в митраизме для религии манихейство соблюдать основополагающее правило, которое зиждется на свободе воли каждого человека. Каждый из нас лично делает тот или иной выбор в пользу добра или зла в каждом конкретном случае.
Важно отметить, что основатель религии манихейство Мани в своих трудах стремился к синтезу естественных и гуманитарных сфер знания своего времени. В трудах Мани встречаются отсылки и к ботанике, и к географии, а также к астрономии. В частности, пророк Мани в ряде своих научно-религиозных работ стремился обосновать причины некоторых космических явлений. Мани описывал фазы луны и многое другое. В таких темах и работах нет ничего удивительного. Манихейство претендовало в то время на то, чтобы представлять из себя универсальную, тотальную и глобальную систему не только вероучения, но и гнозиса, то есть систему знаний об окружающем мире, явления и процессах.
Как это часто бывает, манихейство после успеха и культового продвижения в течение тысячи лет было полностью уничтожено новыми религиями, которые возникли позже. Эти ветви новых знаний полностью уничтожили и не оставили камня на камне от доктрин манихейства. Однако, свод правил религии манихейство оказался запечатлён в наследии практически всех актуальных мировых религий. Самым главным догматом, которое роднит манихейство со всеми мировыми супер религиями является вселенский принцип любви. Основатель религии Мани говорил, что там где нет любви, все деяния несовершенны.