Что такое подвижничество

К русскому приезжает в гости его друг — житель Средней Азии. Жена хозяина

предлагает гостю: — Махмуд, может, стаканчик водочки? — Вообще-то я

аскет — подвижник. — Ой, извини, Аскет, может, стаканчик водочки?

Подвижничество как качество личности – склонность к самоотверженной деятельности, направленной на достижение высоких целей; склонность к жизни подвижника.

Князь Дмитрий Иванович Донской начал открытую борьбу с игом Орды. В 1380 г. на Русь собрался совершить грабительский поход хан Мамай со своим стотысячным войском. Князь Дмитрий мучился сомнениями как бы ни потерять Русь. И отправился он за советом к великому подвижнику — Сергию Радонежскому. Князь с тревогой вглядывался в лицо преподобного: что он скажет? благословит ли? Преподобный сидел на скамье, опустив голову. После долгого молчания тихо молвил: – Много крови христианской прольется… Нельзя ли и на этот раз откупиться, выдать дани столько, сколько запросят? Только бы миром, только бы кровь не лилась… – Мамай хуже Батыя, – ответил Димитрий. – Он идет вырезать и выжечь Русь дотла. Преподобный глубоко вздохнул, поднял взгляд на Димитрия: – Отправил ли сторожей в степь? – Отправил. Сила на нас идет несметная. – Твоя рать велика ли? – Третьего дня в Коломне собралась рать, почитай, со всей Руси счетом в сто пятьдесят тысяч воинов. Такой рати Русь прежде никогда не собирала! – Одолеешь безбожных? – Великую веру имею к тебе, отче, – твердо ответил князь. – Вооружи благословением… Преподобный проводил князя в отдельную келью на ночлег, а келейнику своему велел собрать самых опытных старцев. До утренней зари держали старцы духовный совет. Решалась судьба земли Русской. Утром Божественную Литургию служил игумен. В храме Пресвятой Троицы стоял великий князь Димитрий, бояре, дружинники, иноки. Диакон с особым чувством произносил молитвенное прошение к Богу о христолюбивом воинстве… По окончании службы преподобный пригласил князя в трапезную; подал на деревянном блюде хлеб да соль; по вкушении окропил Димитрия, бояр и дружину святой водой, осенил крестным знамением и напутствовал: – Подобает тебе, господине, заботиться о врученном тебе от Бога христианском стаде. Пойди против безбожных – и с Богом, помогающим тебе, победишь и здрав в свое отечество с великими похвалами возвратишься! Затем подозвал двух иноков – богатыря Александра Пересвета и Андрея Ослябю – и сказал князю: – Это тебе мои ратники. Благословил еще раз князя и всех, кто был с ним, иконой Господа Вседержителя; и князь, посмотрев напоследок долгим взглядом в светлые глаза подвижника, почерпнув в них веры и решимости, вскочил на коня.

Подвижники – аскеты высоких целей. Обладая колоссальной целеустремлённостью и силой воли, они идут по избранному пути, не страшась трудностей.

Подвижничество всегда сопровождают аскезы, жертвенность, самоконтроль и самодисциплина. Умея управлять своими чувствами, подвижники готовы терпеть мучения во имя своей идеи.

Подвижники обладают мистической силой. Им трудно найти равных в контексте силы благословения, благочестия или проклятия. Сила подвижничества необычайно велика. Подвижники – необыкновенно могущественные люди.

Был такой мудрец Мандавья Муни. В его дом вошли разбойники, когда он соблюдал обет молчания. Мандавья ничего не сказал стражникам про разбойников, и его посчитали соучастником. Царь приговорил всех посадить на кол. Но подвижник обладал огромным аскетизмом. Когда его посадили на кол, он не смог умереть. И царь, когда понял, что перед ним подвижник, соблюдающий обет молчания, пришел в ужас от того, что наделал. Он понял, что совершил величайший грех – посадил на кол святого подвижника.

Между тем, Мандавью Муни мучил совсем другой вопрос: почему ему выпала такая судьба – оказаться на колу. За что? Он сошел с кола и с обломками в теле отправился к астрологу. Святой астролог сказал: — Такую судьбу ты заслужил за детские прегрешения. В детстве ты накалывал бабочек на иголку? Засушивал их? Мандавья спросил: — Ну, разве это равноценно? Я же был ребенком, я же был в неведении, я не знал всех этих суровых законов. И как же может быть такое суровое наказание мне? Раз я так страдаю, силой моего подвижничества провозглашаю: «Ни один ребенок не будет отвечать за свои поступки до 14 лет».

До 5 лет большую часть ответственности за всё, что происходит с ребенком, несет мать. И в тоже время в эти годы ребенок находится под защитой судьбы матери. У него можно сказать, не вполне проявлена своя судьба. И с 5 до 14 лет это судьба отца. За всё неблагоприятное, что делает ребенок в эти годы, отвечает отец. За последующие годы ребёнок отвечает сам. Родители несут лишь моральную ответственность. Эта планка поставлена одним из великих подвижников.

Теперь немного юмора о подвижничестве. Илья Криштул в «Смерти подвижника» пишет:

«На 29-ом году жизни скончался Ефимий Никодимский, автор книг «Как прожить до 100 лет», «О правильном питании», «Почему вредны алкоголь и табак», «Жить без болезней» и многих других, учёный, исследователь, подвижник и ярый популяризатор здорового образа жизни. Всё отпущенное ему время он исповедовал раздельное питание, в любую погоду ходил босиком, принимал ледяной душ и даже летом плавал в проруби. Ангина, простая ангина сгубила этого замечательного человека. Богатырский и закалённый (а не истощённый, как заявляют медики) организм не выдержал нервного напряжения последних месяцев. Развязавшая травлю учёного семья не понимала его, не принимала его учение, отказывалась вести здоровый образ жизни и выбрасывала пищу, приготовленную Ефимием, в мусорное ведро. Последней каплей стал запрет на растирание смесью из коровьего и конского навоза, которое Ефимий применял в последние дни, борясь со смертельной болезнью. Блестящий учёный ушёл из жизни непонятым родными людьми, но так и не предал своё учение, показав пример стойкости своим ученикам. Уже находясь на смертном одре, он отказался принимать из рук родственников так называемые «лекарства», хотя они, эти родственники, действовали грубым, силовым методом, с привлечением психиатров и милиции. И даже на похоронах эти варвары устроили скандал! Прадед покойного, 106-летний Илья Борисович, заметив группу последователей Ефимия и находясь под воздействием табака и тяжёлых алкогольных напитков, схватил всю группу (16 человек) и выбросил за забор кладбища. А ведь их всего на один час отпустили из больницы! Все они уже давно ведут здоровый образ жизни и недавно получили инвалидность 1 группы! Как потом выяснилось, Илью Борисовича возмутила попытка учеников Ефимия помянуть покойного, выпив при этом чайную ложку растительного масла и закусив корнями одуванчика. Пожилой человек, к сожалению, не читал книг правнука и не знал, что растительное масло, выпитое утром вкупе с корнями одуванчика, прекрасно выводит из организма шлаки, поднимает жизненный тонус и даёт положительный заряд на весь день! Сам ушедший от нас Ефимий в течении последних двух лет предпочитал именно такую пищу! Всё это пытались объяснить Илье Борисовичу ученики Ефимия, но старый и, по-видимому, смертельно больной и глухой человек никого не хотел слушать. Два санитара ещё в течении часа собирали плачущих от обиды последователей Ефимия, которых разметало ветром по огромному пустырю за кладбищем. Когда их грузили в багажник больничной «Нивы», один из последователей, собравшись с силами, пробормотал: «Дикая страна… Дикие люди…». Эти слова, произнесённые почти шёпотом, услышал Илья Борисович и, несмотря на сильную никотиновую и алкогольную интоксикацию, перевернул автомобиль вместе с пассажирами, тяжело больными людьми, исповедующими здоровый образ жизни. Действительно – дикая страна, дикие люди…»

Сочинение по тексту:
Кого мы называем подвижником? Над этим вопросом размышляет В.Воробьев в предложенном для анализа тексте.
Раскрывая данную проблему, автор обращается к словарю В. Даля, где сказано, что подвижник «сродни слову «подвиг» и означает: «славный великими делами». Жизнь создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» находится в центре внимания В.Воробьева и иллюстрирует это определение. «Даль собрал…более 200 тысяч слов» и объяснил каждое, «привёл примеры их употребления в пословицах и крылатых выражениях». Разве это не подвиг подвижника?
Свою позицию автор выразил предельно ясно: В.И. Даль, посвятивший всю свою жизнь русскому слову, – настоящий подвижник.
Трудно не согласиться с В.Воробьевым. Всей своей жизнью, творчеством и трудом В. Даль являет пример подвижничества. Сколько примеров об этом дает нам и жизнь, и классика, и публицистика!
Много славных имен наших соотечественников вписаны в историю России, которых по праву мы можем назвать подвижниками. Одним из таких людей является М. В. Ломоносов — подвижник просвещения. Историк, поэт, ученый, поборник развития отечественного просвещения и науки, он разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь.
«Подвижники нужны, как солнце»,- сказал врач и писатель А.П.Чехов, чья врачебная практика носила поистине подвижнический характер, хотя труд писателя давно уже стал его основной профессией. Во время эпидемии холеры Чехов работал врачом, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. Именно о таких людях, как М.В.Ломоносов, В.И.Даль, А.П.Чехов писал Н.А.Некрасов в стихотворении «Памяти Добролюбова»:
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…
По-моему, лучше не скажешь!
Текст В. Воробьёва:
1) В русском языке есть прекрасное слово «подвижник». 2)Оно сродни слову «подвиг» и означает: «Славный великими делами на каком-либо поприще; доблестный деятель» храбрый, удачливый воитель…».
3)И что самое удивительное – все эти определения, которые взяты из словаря В.И.Даля, можно справедливо соотнести с личностью создателя великого собрания русских слов. 4)Главным подвигом и столбовым путём, «путём веры и праведничества» для Владимира Ивановича Даля до последних часов его жизни оставалось собирание Слов.
5)К созданию будущего Словаря, и этому есть много свидетельств, В.И.Даля подтолкнул А.С.Пушкин, дружба с которым у него сохранится до последнего вздоха поэта. 6)Буквально на руках Даля скончался его великий советчик и друг. 7)»Словом человека не убьёшь», — где-то услышит поговорку Даль, а верной оказалась другая: » Слово пуще стрелы ранит».
8)Даль собрал за свою долгую жизнь более 200 тысяч слов. 9)Если их просто выписать столбиком, понадобится четыреста пятьдесят ученических тетрадей. 10)Но Владимир Иванович ещё и объяснил каждое слово, и привёл примеры их употребления в пословицах и крылатых выражениях. 11)Так, слово «добро» он проиллюстрировал 60 пословицами. 12)»Правда» для Даля была – «истина на деле, истина в образе, во благе; это правосудие, справедливость («стоять за правду»), а также честность, неподкупность, добросовестность, законность, безгрешность».
13)Отечеством Даль называл не только землю, где человек «родился, вырос», но и «землю, где выходец поселился, приняв подданство или прочно, навсегда водворившись». 14)Судьба уготовила Далю стать в начале пути «воителем», то есть защитником Отечества, Родины. 15)Всегда мягкий и сдержанный по характеру, он мог сказать при случае: «Я полезу на нож за правду, за Отечество, за русское слово, за язык». 16)»Отец мой – выходец, а моё отечество – Русь», — напишет впоследствии Даль в Словаре.
17) Свой труд Даль назвал «Толковым словарём живого великорусского языка». 18) Создатель словаря шутил: «Толковым не оттого назван словарь, что мог получиться и бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает».
19) За неделю до смерти В.И.Даль обратился к дочери с последней просьбой – записать для нового издания Словаря четыре незнакомых ему слова, услышанных им от прислуги.
20)Подвиг, по Далю, — «доблестный поступок, дело или важное, славное деяние», отсюда и слово «подвижник». 21)Трепетное отношение великого собирателя к Слову, к Отчизне, к Правде – равнозначным для него понятиям! – убеждает нас сегодня в подвижничестве В.И.Даля. 22)Не так ли?
(По В.Воробьёву).

Подвижничество

Смотреть что такое «Подвижничество» в других словарях:

  • подвижничество — беззаветность, аскетизм, самоотверженность, самоотвержение, жертвенность Словарь русских синонимов. подвижничество см. самоотверженность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник … Словарь синонимов

  • Подвижничество — на языке христианской морали ряд особенных, духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование. Подвижничество составляло специальность аскетов, отличавшихся от монахов… … Википедия

  • ПОДВИЖНИЧЕСТВО — ПОДВИЖНИЧЕСТВО, подвижничества, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Образ жизни подвижника (см. подвижник в 1 знач.; церк.). 2. перен. Самоотверженная деятельность, героизм и самопожертвование в работе. «Так двадцать лет подвижничества цепи влачила ты,… … Толковый словарь Ушакова

  • ПОДВИЖНИЧЕСТВО — ПОДВИЖНИЧЕСТВО, а, ср. (высок.). Образ жизни, действия подвижника. Вся жизнь этого учёного п. | прил. подвижнический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • подвижничество — ГУНФУ Высшее мастерство , умелая работа , подвижничество . Понятие кит. культуры. Впервые встречается, видимо, в трактате Гэ Хуна Баопу цзы . Там фигурируют два омонимичных сочетания иероглифов: Г. (1), где первый иероглиф гун (3) имеет значения… … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • подвижничество — ПОДВИЖНИЧЕСТВО, а, ср Образ жизни человека, который самоотверженно борется за достижение высоких целей на каком л. трудном поприще. Подвижничество миссионеров … Толковый словарь русских существительных

  • Подвижничество — на языке христианской морали ряд особенных, духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование. П. составляло специальность аскетов (см.), отличавшихся от монахов… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Подвижничество — ср. 1. Поведение, поступки, образ жизни подвижника. 2. Самоотверженная деятельность, самопожертвование в труде, борьбе. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • подвижничество — подвижничество, подвижничества, подвижничества, подвижничеств, подвижничеству, подвижничествам, подвижничество, подвижничества, подвижничеством, подвижничествами, подвижничестве, подвижничествах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А … Формы слов

  • Подвижничество — ряд особых действий, основанных на самоотречении и имеющих целью духовное совершенствование … Православный энциклопедический словарь

Актуальность подвижнической деятельности в современных условиях развития общества Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 128

А.С.Алексишин

Аспирант СибГАУ, г.Красноярск, РФ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДВИЖНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Аннотация

В статье доказывается, что подвижническая деятельность существенно отличается от спонсорства, благотворительности и пожертвования целью деятельности. Сущность подвижничества заключается в достижении общего блага, ради которого подвижник действует бескорыстно.

Ключевые слова

Подвижничество, подвижник, деятельность, подвиг, созидание, устойчивое развитие общества.

В средствах массовой информации наиболее часто отмечается о таких явлениях как спонсорство, благотворительность, пожертвование и т.п., на фоне которых понятие подвижничества отождествляется с ними, иногда утрачивая свое определение. Тем не менее, спонсор отличается от подвижника тем, что спонсор считает помощь частью бизнес — стратегии с целью получения рекламы и прибыли, в то время как подвижник осуществляет свою деятельность по велению сердца, возможно на протяжении всей жизни. По этой причине результаты подвижнической деятельности не могут быть краткосрочными, мгновенными, а, как правило, раскрываются на протяжении достаточно длительного периода. Подвижники чаще всего находятся в стороне от «народного обожания», которое формируется сегодня по актуальному принципу «спрос рождает предложение». Подвижничество является образом жизни, а потому, в отличие от спонсорской деятельности не нуждается в пиаре и рекламе. Вопреки рыночным идеалам имена подвижников увековечены в истории развития страны. В одном из своих интервью Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Мы очень нуждаемся в подвижниках; и нужно делать все для того, чтобы таких подвижников становилось как можно больше. Они как локомотивчики — потянут за собой весь народ» .

Очевидно, произошло слово «подвижник» от слов «подвиг», «движение». Известный советский языковед, литературовед В.В. Виноградов в труде «История слов» пишет: «Очень интересно изменение значений слова подвиг, которое вошло в древнерусский литературный язык из старославянского. Книжно-славянское происхождение слова подвиг является его смысловым строем и его структурно-морфологическими, словообразовательными, родственными связями (подвизаться, ср. др.-р. подвизалище; подвижник, сподвижник, подвижнический, подвижничество) Правда, способ образования самого слова подвиг от глагола по-двигать— подви(г)-нуть не чужд и живой народной русской речи» . В данном отношении важно, что слова «подвиг» и «подвижничество» возникли именно в русской речь, соответственно, и обозначали они только те явления и действия людей, которые свойственны русскому народу. Интересно, например, в английском языке «подвижник» означает «the ascetic». Однако, в русском языке аскетизм и подвижничество не одно и то же. Аскетизм как явление имеет наибольшую актуальность и распространенность в религии. Целью аскетической деятельности является обретении Царства Божьего через стяжание благодати Духа Святого, а подвижничество выступает как особая аскетическая деятельность христианина, направленная на обретение Царства Божьего. Тем не менее в русской речи и в христианской морали подвижничество раскрывается более широко — как ряд особенных, духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование.

Слово «подвиг» в первоначальном значении раскрывается в смысле целенаправленного усилия, стремления к достижению цели. Однако, существенное значение имеет то, какая ставится цель. Достижение

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

цели в интересах одной личности, возможно, при определенных условиях, выступает как подвиг, но оно отлично от деятельности подвижнической. Игумент Агафангел (Белых) говорит: «Иногда подвижничество состоит в том, что человек поступает не ради себя, не из гордыни и тщеславия, а ради любви и правды Божией. И это будет, возможно, один, но главный поступок за всю его жизнь, и этот человек будет истинным подвижником, а, возможно, — вся жизнь его станет цепью таких трудных и вдохновенных поступков» . Действительно, целью подвижничества является достижение общего блага, ради которого подвижник действует бескорыстно, при чем это может быть как один, великий поступок, так и весь образ жизни личности. При этом важно, что подвижники, не афишируя свою деятельность, продолжают ее на благо всего общества. Как говорит в одном из своих интервью Протоиерей Александр Ильяшенко, «таких тихих подвижников — миллионы: в монастырях, на приходах, среди скромных тружеников. Просто подчас мы, воспитанные пропагандой и обществом потребления, замечаем только ярких, плакатных людей. Но чаще всего такие «звезды» — просто пустышки, работающие для своего обогащения и ничего из себя не представляющие. Как только они пропадают с экранов и страниц газет, мы тут же забываем их, потому что они не оставили доброго следа в наших душах. Настоящие подвижники не стремятся быть на виду, не думают о своей особой роли и высоком предназначении. Они просто тихо, спокойно, твердо и смиренно несут свое послушание, не задаваясь мыслью, что совершают какой-то подвиг. Как вы считаете, почему величайшие подвижники Православия уходили в пустыни, в леса, прочь от людей? Чтобы не привлекать внимание, чтобы не становиться объектом поклонения, чтобы никто не мешал им трудиться, напряженно и плодотворно совершая свое подвижническое делание . Как видно, подвижники действуют не ради самого подвига, особой роли, своего высокого предназначения, а руководствуясь высшей целью, стремятся не привлекать внимания окружающих к своей деятельности.

В современном понимании подвижничество выступает как вид нравственной деятельности; выполнение моральных требований вопреки крайне неблагоприятным социальным условиям или обстоятельствам личной жизни, враждебной окружающей среде и давлению извне, стойкое перенесения трудностей, тягот, лишений, самопожертвование. Подвижник — это человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели. Очевидно, что деятельность подвижников направлена, прежде всего, на благо всего общества. Принимая тяжелый труд, зачастую в неблагоприятных климатических, географических, социальных и др. условиях, перенося многие лишения и тяготы жизни, человек совершает подвиг. При этом подвижничество — это не только героизм, мужество, но и творчество, заключающееся в создании как созидании.

Земский деятель Д.Н. Шипов пишет: «Общественный прогресс всегда выражается в освобождении от влияния идей, которые человечество переросло в своем духовном развитии, и в возрастающем сознании долга заботиться не столько о своем личном благополучии, сколько стремиться к обеспечению блага общего. Царство истины, добра и высшей правды — конечная цель мира, заключающая в себе смысл мирового прогресса и его разумное основание» . В данном отношении, совершенство личности проявляется в её служении обществу, подвижничестве на почве добродетели и высшей правды. Деятельность человечества в целях обеспечения общего блага предстает как созидательная деятельность, детерминирующая общественный прогресс. При чем, при созидательной деятельности создают не то что хочется, а то, что необходимо. В этом и заключается самоотверженность, в отличие от эгоистических целей, когда человек направляет свою деятельность на удовлетворение потребностей своего эго.

Подвижничество является тектологически организованной практикой, которая основана на стремлении личности к совершенному выполнению собственного долга. Поскольку эта деятельность детерминируется стремлением к организации, упорядочивания, ощущения себя как части не просто общества, а всего мира, постольку эта деятельность выступает в качестве антиэнтропийного процесса. Деятельность, которая направлена на совершенство самого человека и на созидание общества в целом является подвижнической, направленной на гармонизацию человека и общества. Подвижники, реализовывая свою деятельность во всех сферах жизни общества, направляют общественный прогресс к гармоничному развитию общества. Особенно в современных условиях возникает потребность всего общества в подвижниках. В этом отношении Протоиерей Александр Ильяшенко выражает актуальную мысль: «Ведь,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

когда рядом есть подвижники, даже человек не столь активный и деятельный способен вдохновиться их примером и тоже начать жить подвижнической жизнью. И Господь, видя такое терпеливое, самоотверженное служение общему благу, непременно дарует нам Свою всесильную помощь; и тогда мы сможем надеяться, что будут совершаться чудеса, способные изменить нашу жизнь, вывести страну из тупика, в котором она находится сейчас» . Для эффективного, устойчивого развития общества, и в значительной мере, духовной сферы общественной жизни востребована роль общественного идеала, направленного на укрепление патриотических основ. Для этого необходимы образы героев, которые почитаются во все времена и выступают в качестве ориентиров жизнедеятельности для всех людей. Важно, что такой образ героя не может быть произвольно выдуман и насаждаться в общество, а должен быть сформирован объективно. Так, издавна на Руси подвижничество было в почете, а подвижники, например, св. Серапион Владимирский, св. Сергий Радонежский и другие причислены к лику святых.

Таким образом, отечественное подвижничество представляется собой уникальное явление, приобретающее наибольшую актуальность в период происходящих событий в истории нашего общества. Список использованной литературы:

1. Виноградов В. В. История слов. М.: Толк. 1994.

2. Подвижники христианства // URLL: http://www.pravmir.ru/podvizhniki-xristianstva/#ixzz2tpzwPyHo

3. Подвижники христианства // URLL: http://www.pravmir.ru/podvizhniki-xristianstva/#ixzz2xj 5xJbDu

4. Там же

5. Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН). 2007.

© Алексишин А.С., 2016

УДК 1Ф

Д. А.Маринычев

кандидат философских наук, город Нижний Новгород, Российская Федерация

ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ В СИСТЕМЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация

Статья посвящена исследованию гносеологической парадигмы виртуального образа в информационной среде современного социума. Раскрывается роль виртуальной информации в познавательном отношении.

Ключевые слова

Виртуальная информация, мышление, образ, познавательное отношение, эвристика.

В современной философской науке складываются технические приемы исследования виртуальной информации. Возрастает роль эвристических приемов в изучении коммуникативных процессов. Виртуальный образ воссоздает нормативную данность порождающей информационной реальности. Н.А. Носов пишет: «Виртуальный образ — психический образ, отражающий процессы, происходящие внутри психики, и управляющий ими; человек, имеющий виртуальный образ, считает, что репрезентант этого образа объективно существует». Технические средства когнитивного моделирования выявляют контуры виртуальных образов в информационном пространстве (например, создание компьютерных моделей). Б.И. Беспалов отмечает: «Понятие «образ предмета» и «слово предмета», а также дополнительные к ним