Детям о храме

ДЕТЯМ — О ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ. ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

Каждый человек является гражданином, или подданным своей страны. Все мы знаем, что когда в семье рождается ребенок, то ему выдают свидетельство о рождении. Согласно этому документу, новорожденный является полноправным гражданином страны, в которой он родился. Теперь родителям остается лишь постепенно научить свое дитя основным законам и нормам поведения данной страны.

Почти то же самое происходит и в таинстве Крещения. Однако с существенной разницей:
1) «новорожденным», а точнее — новокрещенным, может быть как младенец, так и взрослый человек, даже весьма преклонного возраста;
2) страна, «гражданином» которой становится новокрещенный, для всех одна — Царство Небесное;
3) «родители» новокрещенного называются восприемниками, или крестными отцом и матерью;
4) закон и нормы поведения сформулированы не людьми, а Богом и даны в Священном Писании, а точнее — в Евангелии;
5) в отличие от земных государств, в которых власть принадлежит разным людям или группам людей, в Царствии Небесном один Владыка — Бог-Троица, Бог-Творец.

Вот для того чтобы стать подданным, или гражданином, Небесного, Божиего Царства и существует таинство Крещения.

Если крестится взрослый человек или даже подросток, то перед Крещением его оглашают. Слово «оглашать», или «огласить», означает сделать гласным, оповестить, объявить перед Богом имя того человека, который готовится к Крещению. Во время подготовки он изучает основы христианской веры. Его имя вносится в церковную молитву «об оглашенных». Он сам добровольно отрекается от власти сатаны и открыто (при свидетелях — членах Церкви) исповедует свою веру-доверие Христу («верую Ему яко Царю и Богу»).

За младенца оглашение принимают его восприемники (крестные), которые берут на себя ответственность за духовное воспитание ребенка. Отныне крестные молятся о своем крестнике (или крестнице), учат его молитве, рассказывают о Небесном Царстве и его законах.

Как совершается Таинство крещения

Сначала священник освящает воду и в это время молится, чтобы святая вода омыла крещаемого от прежних грехов и о том, чтобы он через это освящение соединился с Христом. Затем священник помазывает крещаемого освященным елеем (оливковым маслом).

Елей — это образ милости, мира и радости. Со словами «во имя Отца и Сына и Святого Духа» священник помазывает крестообразно лоб (запечатление имени Божиего в сознании), грудь («во исцеление души и тела»), уши («в слышание веры»), руки (чтобы творить дела, угодные Богу), ноги (чтобы ходить по путям Божиих заповедей). После этого и совершается трехкратное погружение в святую воду со словами:

«Крещается раб Божий (имя)

во имя Отца. Аминь.

И Сына. Аминь.

И Святого Духа. Аминь».

При этом человек, которого крестят, получает имя святого или святой. Отныне этот святой или святая становится не только молитвенником, заступником и защитником крещенного, но и примером, образцом жизни в Боге и с Богом. Это покровитель крещенного, а день его памяти становится праздничным днем для крещенного — днем именин.

Погружение в воду символизирует смерть со Христом, а выход из нее — новую жизнь с Ним и грядущее воскресение.

Затем священник с молитвой

«Ризу мне подаждь светлу,

одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш»

одевает на новокрещенного белую (новую) одежду (рубашку). В переводе со славянского эта молитва звучит так: «Подай мне чистую, светлую, незапятнанную одежду, Сам облеченный в свет, Многомилостивый Христос, Бог наш». Господь — наш Свет. Но о какой одежде мы просим? О том, чтобы все наши чувства, мысли, намерения, поступки — все рождалось в свете Истины и Любви, все было обновленным, как наша крестильная одежда.

Купель в храме свт. Филарета при МГУ им. М.В. Ломоносова

После этого священник одевает на шею новокрещенного нагрудный (нательный) крестик для постоянного ношения — в напоминание слов Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

В Православной Церкви сразу вслед за крещением совершается и другое таинство — миропомазание. Как за рождением следует жизнь, так и за крещением, таинством нового рождения, следует миропомазание — таинство новой жизни.

В этом таинстве новокрещенный получает дар Святого Духа. Ему дается «сила свыше» (Деян. 1, 2) для новой жизни. Таинство совершается через помазание святым миром — особым благовонным маслом, составленным из многих драгоценных веществ. Во время Миропомазания священник наносит знак креста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верхние части стоп, произнося при этом всякий раз слова:

«Печать дара Духа Святаго. Аминь».

После этого новокрещенные и их восприемники с зажженными свечами в руках трижды по кругу обходят вслед за священником вокруг купели и аналоя (Аналой — наклонный столик, на который обычно кладется Евангелие, Крест или икона.), на котором лежат Крест и Евангелие. Образ круга — образ вечности, ведь круг не имеет ни начала, ни конца. В это время поется стих «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», что значит: «Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись».
Это призыв везде и всюду нести Благую весть о Христе, свидетельствуя о Нем и словом, и делом, и всей своей жизнью.

Детям – о строении храма

Церковь в восприятии ребенка зачастую представляется волшебным замком – высокие своды, позолота и красивые церемонии сполна захватывают детское воображение. Такие моменты важно не упустить, поддержать интерес ребенка, рассказать ему об истинном предназначении храма, вдохновить его историей и символизмом. Для таких целей и была написана наша книга «О храме» из серии «Детям о православии». Приводим здесь отрывок и иллюстрации из неё.

Три части храма

Мы уже говорили, что снаружи храм часто похож на крест. А как храм устроен внутри? В какой бы стране человек ни зашёл в православный храм, он заметит, что эти храмы состоят из трёх частей: притвора, средней части и алтаря — и чем-то похожи друг на друга. Потому что почти все эти церкви построены по образцу древнего храма Соломона в Иерусалиме.

До наших дней он не сохранился, но тоже состоял из трёх частей, только назывались они иначе. Главные двери церкви, через которые входят люди, чаще всего находятся на западе.

Православные христиане входят в храм, перекрестившись и обратившись Богу со словами: «Господи, я вхожу в дом Твой, покланяюсь святыне Твоей, помоги мне, прости меня за грехи мои. Аминь».

Притвор

Открыв дверь церкви, мы входим в притвор. Он предшествует основной части храма, где обычно находятся люди во время службы. В притворе остаются те, кто готовится к Крещению. Они выходят после того, как диакон громко просит их удалиться:

«Оглашенные (то есть некрещёные), изыди́те (уйдите)». Некрещёные люди выходят из средней части храма раньше крещёных не потому, что они «плохие», а потому, что они ещё не могут участвовать в таинствах.

В притворе могут стоять люди, которые поступили очень плохо. На исповеди священник рассказал им, как получить прощение. В древности человек мог стоять в притворе несколько лет, пока священник не убеждался, что грешник в самом деле раскаялся. Сейчас уже нет таких строгих правил, но за серьёзный проступок отправить человека в притвор батюшка всё-таки может.

Крещение

Человеку нужно время, чтобы подготовиться к Крещению. Его сначала нужно спросить, хочет ли он дружить с Богом и другими христианами и что он готов для этого сделать. Нельзя же прийти с улицы и сразу стать нападающим сборной России по хоккею! Нужно готовиться и много тренироваться.

Средняя часть храма

Миновав притвор, христианин входит в храм. Центральная часть храма с главным алтарём напоминает корабль и потому называется «нефом» («неф» по-французски «корабль»).

Христиане здесь превращаются в «моряков на корабле», который плывёт по бурному морю и управляется самим Христом. Образ Церкви как морского или речного судна был таким популярным, что храмы стали называть «кораблями спасения».

Придел

Слева и справа от главного корабля иногда можно видеть «лодки» поменьше. Там тоже есть алтарь, но маленький. Такие «судёнышки» стали называть приделами. В них часто служат зимой, если храм большой. Ведь маленький придел с низким потолком можно быстро обогреть, и люди там не мёрзнут. Иногда вдоль стен стоят скамейки для сидения.

Алтарь

Алтарь — это главное место в храме. Он почти всегда расположен в восточной части церкви. В алтарь можно попасть через три двери. Центральные , самые большие и красивые , — царские врата. Из них могут выходить только епископы, священники или диаконы с Евангелием в руках.

Через двери поменьше (их могут называть северными и южными) в алтарь входят все остальные служители (алтарники, пономари, чтецы).

Каждый христианин мужского пола хотя бы раз в жизни был в алтаре — мальчиков туда вносят после Крещения, а те, кто крестился в зрелом возрасте, входят туда сами в сопровождении священника.

Девочкам или женщинам входить в алтарь нельзя. Это не значит, что девочки хуже мальчиков, просто сложилась такая традиция. Точно так же, как, например, женщинам нельзя быть шахтёрами или сталеварами. Раньше в Церкви были особые служительницы — диаконисы. Они помогали священнослужителям, следили за порядком в храме, готовили женщин к Крещению, занимались с детьми.