Детям о космосе

Проект «Малышам о звездах и планетах»

Наталия Логачева
Проект «Малышам о звездах и планетах»

Проект

«Малышам о звездах и планетах»

Вид проекта – групповой, краткосрочный

Тип проекта – познавательный

Срок реализации проекта – апрель, май 2018 г.

Актуальность: С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Участники проекта:

дети старшей группы, воспитатель, родители.

Цель:

Приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.

Задачи проекта

1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.

2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.

3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).

4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.

5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

Этапы реализации проекта

Этап подготовительный:

— анализ предметной среды группы;

— беседа с детьми и родителями;

— формулирование целей и задач проекта;

— подбор и изучение литературы по теме проекта.

Основной этап:

— создание в группе условий для реализации проекта;

— деятельность в соответствии с планом проекта;

Итоговый этап:

— презентация проекта.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе с взрослыми. Дети старшей группы должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и специально организованной деятельности.

Для педагогов:

Повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный профессиональный рост; самореализация.

1. Теоретический этап

1. Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика, 1986. – 128 с., ил.

2. Майорова Г. «Игры и рассказы о космосе», «Лист» М.

3. Парамонов Ж. «Забавная астрономия для малышей».

4. Порцевский К. А. «Моя первая книга о Космосе».

5. Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты».

6. Атлас по астрономии М., 2003г.

7. Гонтарук Т. «Я познаю мир» М., 2006г.

8. Дубкова С. И. «Сказки звёздного неба» М., 2004

9. Клушанцев П. Ф. «О чём рассказал телескоп» Л., 1987г.

10. Николаева С. Н. «Юный эколог» М. ,2002г.

11. Обухова Л. А. «Как мальчик стал космонавтом» М., 1987г.

12. Паникова Е. А. ,Никина В. В. «Беседы о космосе» Методическое пособие М. ,2012г.

13. Парамонова Ж. «Забавная астрономия для малышей» М. ,2007г.

14. Шорыгина Т. А. «Детям о космосе и Юрии Гагарине-первом космонавте Земли» М., 2011г.

2 этап практический

План мероприятий по проекту

Беседы:

Тема: «Я космонавтом стать хочу»

Цель: расширять представления детей о планетах и солнце; содействовать активному использованию в речи разных типов предложений; учить детей брать на себя роль ведущего.

Тема: «Космические исследователи».

Цель: обогащение знаний детей о планетах Солнечной системы.

Тема: «Космос, звезды, вселенная».

Цель: ознакомить детей с понятием «звезда»; рассказать о необходимости знаний о звездах в жизни людей.

Тема: «Покорители космоса».

Цель: познакомить детей с историей покорения космоса и первых космонавтах; расширять кругозор путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма.

Тема: «Первый космонавт».

Цель: помочь детям запомнить новое стихотворение; развивать память, речь; воспитывать патриотические чувства к родной стране. Информация в родительском уголке о начале работы над проектом.

Работа с родителями:

Приглашение к участию.

Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.

Активное участие в подборе книг, иллюстраций, энциклопедий, видеоматериалов о космосе.

Просмотр презентаций:

«Планеты Солнечной системы».

«Животные в космосе».

«Освоение космоса»

Просмотр фильмов:

«Юрий Гагарин».

«Первый полёт».

«Экскурсия по МКС».

Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы. Просмотр с родителями и детьми мультфильмов:

• «Тайна красной планеты».

• «Загадочная планета».

• «Незнайка на Луне».

Чтение с детьми произведений о космосе:

Чтение П. Клушанцева «О чем рассказал телескоп».

И. Холи «Я тоже к звездам полечу».

Чтение Г. Юрлин «Что внутри?».

Рассказ «Счастливого пути, космонавты» Е. П. Левитан «Твоя Вселенная» Е. П. Левитан «Звёздные сказки».

К. А. Порцевский «Моя первая книга о Космосе».

Л. Талимонова «Сказки о созвездиях».

Рассказы по картинкам «На чем люди летают в космос».

Н. Носов «Незнайка на Луне». Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)

Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки».

Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах».

Чтение стихотворений современных поэтов о Космосе, Вселенной, подвигах космонавтов.

«Копилка мудрых мыслей» — разучивание пословиц, поговорок, загадок о космосе и космонавтах. Вместе с детьми найти новую поговорку, стихотворение, загадку и разучить.

Творческая космомастерская

Лепка «Ракета».

Лепка «Инопланетяне».

Конкурс «Ловкий карандашик» — рисунки о космосе.

Рисование «Загадочный космос».

Рисование» Лунный пейзаж».

Конкурс совместных поделок детей и родителей «Этот удивительный космос».

Создание фотогалереи «Хочу всё знать о космосе».

Космическая игральдия

Конструктивные игры:

Складывание созвездий из мозаики.

Из деревянного конструктора — «Космодром».

Из лего — «Роботы».

Из пластмассового конструктора- «Космический корабль».

Игра – импровизация «Обитатели космоса». (Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.)

Сюжетно-ролевые игры

«Уроки Звездочёта».

«Путешествие к неизвестной звезде».

Подвижные игры

«Солнце – чемпион».

«Невесомость».

«Метеоритный дождь».

«Лабиринт».

Музыкальная гостинная

Старые советские песни:

«Мы в космос улетаем на работу»

«Я-Земля!».

«Знаете, каким он парнем был!».

«На пыльных тропинках далёких планет.».

«Мы в космос улетаем на работу.».

«И на Марсе будут яблони цвести».

Александр Зацепин «Тайна третьей планеты».

С. Светикова «Свет любви» (из мультфильма «День рождения Алисы») Земляне «Трава у дома».

Совместное прослушивание

«Космические песни или песни про космос»

Школа мудрого звездочёта. Беседы.

Тема: «Я космонавтом стать хочу»

Цель: расширять представления детей о планетах и солнце; содействовать активному использованию в речи разных типов предложений; учить детей брать на себя роль ведущего.

Воспитатель: — Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах.). Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый удобный «транспорт» для перемещения — это ракета. Пороховые мини-ракеты издавна применялись для устройства фейерверков или подачи сигналов в военном деле. В России, в середине прошлого века, боевую функцию ракете придал генерал артиллерии К. И. Константинов. Его ракеты могли преодолеть расстояние до трех километров. Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К. Э. Циолковский. Он так говорил по этому поводу: «Земля — наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели». Ракете не нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость. Создать первую ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры. Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? Что вы знаете об этом человеке? Когда был совершен первый космический полет?

Тема: «Космические исследователи».

Цель: обогащение знаний детей о планетах Солнечной системы.

Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало — начало освоения человеком космического пространства. С тех пор прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и женщины. Первый полет человека в космос открыл эру международных космических станций, стремление освоить ближайшие к Земле планеты — Марс и Венеру. Сегодня космические полеты стали для нас, жителей Земли, совершенно привычным делом. Верится, что не за горами и освоение других планет. Но начало этому было положено нашим русским космонавтом. Американский астронавт Нил Армстронг, первый из землян, побывавший на Луне, так сказал о полете Юрия Гагарина: «Он всех нас позвал в космос».

Тема: «Космос, звезды, вселенная».

Цель: ознакомить детей с понятием «звезда»; рассказать о необходимости знаний о звездах в жизни людей.

Космос — это огромное пространство без конца и края, которое окружает пашу планету. В этом пространстве движутся звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры.

Земля — это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар (рассмотреть с детьми глобус или иллюстрации с изображением планет). Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна — это облака, снег и лед. Суша — это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой.

Земля — это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.

Планета Земля наряду с другими планетами, кометами, астероидами, метеоритным веществом входит в состав Солнечной системы, которая в свою очередь является частью громадной звездной системы – Галактики. Солнечную систему образуют девять больших планет со спутниками и единственная звезда — Солнце, около которой обращаются все тела системы.

Космическая игральдия

Сюжетно-ролевая «Путешествие к неизвестной звезде».

Цель: Дать знания детям о работе космонавтов, о полетах в космос; воспитывать любознательность, желание быть похожими на космонавтов; активизация словаря. Формирование умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.

Игровой материал: строительный материал, игрушки, атрибуты для игры, иллюстрации.

Ход игры: Для развития интереса к игре с детьми рассматриваем иллюстрации «Космонавты», в энциклопедиях, книгах, беседуем с ними о космических профессиях, о качествах, которыми должен обладать космонавт. Обсуждаем с детьми характеристики людей – космонавтов. Командир корабля — спокойный и уверенный, сообщает на Землю о результатах наблюдений в космосе; диспетчер принимает информацию с космоса и передает на корабль. «Полет в космос» может включать следующие моменты: тренировка космонавтов, осмотр врача, посадка в ракету, пуск корабля, работа в космосе, сообщения с борта корабля, управление полетом с Земли, приземление, встреча на Земле, медицинский осмотр, отдых космонавтов после полета, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полета.

Затем предложить детям построить ракету из строительного материала.

При сооружении постройки ракеты он выделяет ее части нос, люки, отсеки,

иллюминаторы, пульт управления и т. д. Сначала воспитатель берет на себя роль космонавта, затем предложить детям (командир корабля, космонавт). Поощрять желания детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для обыгрывания, использовать предметы – заместители.

Физкультминтки

Ты сегодня космонавт

Начинаем тренировку. Ходьба на месте

Чтобы сильным стать и ловким

Мы отправимся на Марс,

Звезды в гости ждите нас.

Три, два, один… летим подняться на носки, руки вверх

В невесомости плывем

Мы под самым потолком имитация полета

К Марсу путь был очень длинным,

Стоп! Выходим из кабины

Мы с полета возвратились сесть на корточки

И на Землю опустились.

Отлично, молодцы!

Физкультминутка «Ракета»

Раз-два, стоит ракета.

(ребенок поднимает руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет.

(разводит руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца

(круг руками)

Космонавтам нужен год.

(берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно

(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет

(сгибает руки в локтях)

Пролетая над землею

(разводит руки в стороны)

Ей передадим привет.

(поднимает руки вверх и машет)

Популярная космическая фантастика

Что там, наверху? Многих интересует этот вопрос. В поисках ответа люди берут в руки книги-фэнтези. Космос невероятно загадочный и заманчивый. Вот книги, авторы которых устремляли свой взгляд в небо:

  • Ироническая сага «Автостопом по Галактике» (Дуглас Адамс). Автор отправляет своего весёлого героя в путешествие по Галактике. Его ждёт много острых ощущений, захватывающих приключений. В книге присутствуют не только фантастика, космос, но и тонкая философская линия.
  • Произведение об умном, жестоком и опасном преступнике XXVI века под названием «Стеклянный Джек»(Адам Робертс). Все космические жители знают, что нет ничего не возможного для убийцы и преступника Стеклянного Джека, который даже пытается соревноваться со скоростью звука.
  • Фантастическая эпопея «Дюна» (Фрэнк Герберт). Эта сага завоевала много поклонников, считается лучшим фантастическим романом о планете из песка. Герберт создал оригинальную картину далёкого будущего.
  • Книга популярного писателя-фантаста Станислава Лема «Непобедимый». Правдоподобное изображение контактов человека с другими цивилизациями — тема, по которой запомнился этот писатель. Модернизированный космический корабль «Непобедимый» отправляется на загадочную планету Регис III, на которой нет цивилизованной жизни, но она очень опасна.
  • Роман братьев Стругацких о светлом, интересном, чистом мире — «Полдень. XXII век». Это самое запоминающееся произведение знаменитых авторов, относится к утопической фантастике. Его успели полюбить уже несколько поколений читателей.
  • Космический детектив Джека Макдевита «Летучий голландец». Роскошный космический корабль летит наблюдать за столкновением двух звёзд. Экипаж корабля куда-то таинственно исчезает. Герою детектива предстоит узнать тайну их исчезновения.

Космическая тема для самых маленьких

Герои, которые исследовали Вселенную, всегда привлекали самых маленьких читателей. Тайны Солнечной системы, звёзд, планет — всё это самым доступным языком излагалось многими авторами для детей. Фантастика, космос интересны даже в дошкольном возрасте. Что же можно порекомендовать юным читателям? Вот самые известные книги про космос для детей:

  • Повествование И. Иванова «Необыкновенные приключения Пети в космосе». Посвящена она 50-летию первого полёта человека в космос. Из неё дети узнают о героях, которые свершали научные достижения. Герой книги, Петя, отправляется в увлекательное путешествие, открывая для себя неизведанный мир.
  • Увлекательные рассказы К. А. Порцевского «Моя первая книга о космосе». Из неё ребятишки смогут узнать, почему день сменяет ночь, почему зимой холодно, а летом тепло, что такое галактики, астероиды, метеориты, кометы.

  • Новинка космической тематики — «Звёздные сказки» Е. Левитана. Этот сборник в очень доступной форме сможет донести для малышей загадки Вселенной. Также очень популярным является издание Левитана «Сказочная Вселенная».
  • Иллюстрированный атлас Николаса Харриса «Светящаяся книга о космосе». В ней просто и понятно рассказывается о сложных вещах. Полезные факты дети узнают с помощью всевозможных лабиринтов, наклеек, игр. Большое внимание создатели уделили крупным иллюстрациям.

>Видео по теме

Классика жанра

Художественная литература о космосе включает в себя повести, романы, рассказы, сказки, стихи. Многие произведения, связанные с темой космоса, уже стали классическими. Стоит о них вспомнить.

  • Сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Путешествия и размышления маленького принца покорили сердца многих читателей. Она заставляет окунуться в особенный трогательный и красивый мир.
  • Книги российского писателя-фантаста Кира Булычёва. Вот некоторые из огромного списка: «Путешествие Алисы», «Тайна третьей планеты», «Сто лет тому вперёд», «Девочка с Земли», «Лиловый шар».
  • Легендарные произведения Герберта Уэллса. Эти шедевры у многих на слуху: «Война миров», «Машина времени», «Первые люди на Луне».
  • Сочинения великого американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери. Он является отцом многих направлений жанра фантастики. Самые знаменитые романы: «Марсианские хроники», «451 по Фаренгейту». Также рассказы на эту тему: «Уснувший в Армагеддоне», «Альфа Центавра».
  • Замечательные шедевры Роберта Хайнлайна определили развитие современной фантастики. Стоит вспомнить культовые книги: «Гражданин Галактики», «Пасынки Вселенной», «Луна — суровая хозяйка», «Туннель в небе».