Фаранская лавра преподобного харитона исповедника

Продолжаем, как космические корабли, бороздить просторы нашей вселенной. После посещения мозаик в Музее Доброго Самаритянина я решил отправиться в еще одно не самое доступное для израильтянина место — монастырь Дир Фаран или Фаранскую Лавру, находящуюся у реки Прат, носящую также название Вади-Кельт. Труднодоступно это место по нескольким причинам: во-первых, в самый первый монастырь на Святой земле пускают только монахов или русских паломников, а во-вторых, вырублена лавра в горе, и находится в ущелье, в которое и так попасть нелегко, а вдобавок еще и находится не на самых приятных для израильтянина территориях. Но как я уже не раз утверждал, нам, дебилам, трудности не страшны, высоты мы не боимся, арабов не боимся и вообще ничего не боимся, поэтому когда цели поставлены — нас не догонят. А теперь — в путь.

Фаранская Лавра наверное все-же не так недоступна, как монастырь Кремисан — http://lorien22.livejournal.com/229606.html, но и путь к ней — это особое приключение. Едешь себе по первому шоссе, и вдруг сворачиваешь на какую-то трассу со странным номером и указателем: «Рамалла». Едешь, едешь, едешь и вдруг замечаешь, что машины с израильскими номерами как-то резко закончились, и вокруг одни палестинские машины с белыми номерами. Страшно. Едешь, едешь и едешь и вдруг бац! — еврейское поселение Анатот, а на входе охранник с автоматом. Менее страшно. Едешь, едешь, едешь — и въезжаешь в национальный парк Вади-Прат. Дальше — ужасный, крутой спуск вниз над пропастью, километров пять, где ехать надо со скоростью полкилометра в час, иначе каюк. А если навстречу едет машина или автобус — то вообще не судьба. Дико страшно. Нереально. Местный Мачу-Пикчу, блеать. Но вот наконец-то мы у места.

Тут же было обнаружено прекрасное «внезапно», которое меня сильно порадовало — своеобразный мемориал Михаилу Кикоину — еврейскому белорусскому художнику, друга моего любимого Хаима Сутина. Поскольку я сам из тех краев, то это всегда приятно, встретить родственную душу. Несколько омрачал восторг тот факт, что художник давно склеил ласты, а я все-таки планировал вернуться, но на этом решено было не заострять внимание. Фотографируем мемориал

И упэрад

Мне не так давно рассказали этот замечательный анекдот про белорусов: «Как будет по белорусски «Вперед»? — Упэрад. А назад? А у белорусов нет слова назад, мы поворачиваемся, и уперад!!». Подумалось, что к нынешней моей инсинуации этот анекдот имеет самое что ни на есть прямое отношение)

Как вы можете наблюдать, само ущелье потрясающе красиво, и в сущности посещение монастыря может быть вполне второстепенным. Здесь можно просто бесконечно любоваться окрестностями и горами.

Лазать по многочисленным пещерам

Делать снеплинг (я в очередной раз порадовался, что у меня боязнь высоты, и я лишен приятности занятия этим видом спорта)

Смотреть на водичку (все-таки река Прат)
Или просто тусить, запасшись правильного вида вспомогательными препаратами
А зачем препараты, вы спрашивате? Во-первых сумки травы, семьдесят пять шариков мескалина, пять промокашек, солонка с дырочками лютой кислоты, полная кокаина, и целый межгалактический парад всяких стимуляторов, транков, визгунов, хохотунды, а также кварта текилы, кварта рома, ящик Бадвайзера, пинта сырого эфира и две дюжины амила никогда не помешают в хорошем приключении. А во-вторых история святого Харитона Исповедника настолько прекрасна, что без отборной травы тут никак не обойтись.
Очень понравились упавшие скалы — прямо как спящие гиганты какие-то. Однако не отвлекаемся. Харитон, конечно не был таким классным укурком, как святой Герасим, у которого был говорящий лев, которого он потом прогнал за плохую службу и завел себе говорящего осла — http://lorien22.livejournal.com/136829.html, но и тут без хохотунды явно не обошлось. В общем был такой дядя по имени Харитон, житель Икониума, который уже в III веке уверовал в христианство, за что римский император Луциус Малфой Домитриус Аурелианус посадил его в тюрьму и бил нещадно плетью — ибо дурь из людей следует выбивать в зародыше. Тем не менее в 275 году паганец Аурелианус отбросил копыта, а его место занял другой, более либеральный император, который объявил амнистию. Харитон решил что хорошего понемножку, и тут же намылился паломником в Иерусалим — очевидно пока и новый император не решил его перевоспитать. Однако где не везет один раз — не везет всегда. По дороге в Золотой город Харитона поймали разбойники и посадили в пещеру вот здесь, в Вади-Фаран. И тут начинается прекрасное: связав Харитона, разбойники ушли обратно на дорогу грабить и буйствовать дальше, а пока их не было к будущему святому в пещеру заползла ядовитая змея. Пообщавшись с будущим строителем самых красивых и труднодоступных монастырей в Израиле и не только, змея впечатлилась и решила помочь бедолаге. Она плюнула своим ядом в вино разбойников, а те, когда вернулись, его немедленно выпили, и отдали коньки. А Харитон на деньги разбойников решил построить себе прямо здесь в пещере храм, и жить в нем отшельником. Ну а мы на время прервемся, захаваем пинту сырого эфира для ясности и отправимся дальше на поиски сего храма. Ибо даже указатель дают!
А вот и он сам уже виднеется вдалеке!! Уряяяя
Даже лестница есть. Но чтобы такую одолеть требуется как миниум пять промокашек
Ну и тропинка блеадь. Тем не менее, мы почти у цели. И даже кварту Бадвайзера еще в расход не пустили.
Бульк-бульк. О чем это я? А да, Харитон. Так вот, построив храм, товарищ святой планировал тут уединиться с семидесятью пятью шариками мескалина, но не тут-то было. Прослышав про умение Харитона плевать змеиным ядом в кувшины (впрочем я не совсем понял, что тут такого уникального — помоему этим умением обладает как минимум половина населения земного шара. Ну та, которая женская), к жителю Икониума начали приходить почитатели и последователи. Все-таки творить чудеса не каждый умел, даже в те куда более волшебные времена. А может они про солонку с дырочками лютой кислоты пронюхали — не знаю. Харитону вся эта тема резко не понравилась — он понимаете-ли, одиночества хотел (бывают такие странные люди), а может просто не хотел кислотой делиться — в любом случае, своих почитателей он оставил на произвол судьбы и смылся. Основал еще два монастыря — Каранталь или монастырь Искушения в Иерихоне, и суккийскую Лавру, которая до наших дней не дожила — ее в 614 году разрушили персы. Как впрочем и Дир Фаран.
Там, в этих монастырях он и тусил, потихоньку истребляя запасы межгалактического парада всяких стимуляторов. Однако Фаранская Лавра навсегда осталась его любимым местом, и он завещал похоронить себя именно там. Отдавая дань этому классному святому, все-таки попробуем пробраться в монастырь.
Однако тут я столкнулся с трудностью, которая не решалась даже при помощи транков и визгунов — дверь была закрыта.
Пораскинув мозгами я вспомнил замечательную фразу, что настоящие герои всегда идут в обход, я решил отправиться. В обход.
Тут меня поджидало новое затруднение — вокруг монастыря была стена. Теоретически конечно, можно было попробовать через стену перелезть — тем более, что кварта текилы была еще при себе. Однако поскольку день до этого меня едва не арестовала полиция, когда я пытался пролезть в крепость крестоносцев в Атлите, служащей по совместительству секретной армейской базой — http://lorien22.livejournal.com/276090.html, да и вообще с полицией мне в последнее время везет, я решил не искать дополнительных приключений на свою задницу. Осмотрел находящиеся рядом развалины
Полюбовался видами вокруг Фаранской Лавры
Посмотрел на нереально укуренные пещеры
Употребил в них кварту ямайского рома, и полез в гору, решив, что раз не пускают внутрь, то хотя бы посмотрю на монастырь сверху.
Как выяснилось, это было правильное решение, даже несмотря на мою боязнь высоты. Вид на монастырь с горы открывался просто изумительный
Это было что-то с чем-то
Кстати потрясающие виды с горы открывались не только на монастырь
Интересно, как забраться в эту пещеру, — подумалось мне
Явно без визгунов тут никак
Небольшой клоуз-ап
Совсем клоуз-ап.
Заело, уж не обессудьте — очевидно транки, они такие… Идем обратно вниз. По дороге посмотрим на кельи, в которых, похоже и уединялся вышеупомянутый святой Харитон
Решив сделать последнюю попытку проникнуть внутрь, я вернулся ко входу в монастырь
Тут мое внимание привлекла следующая вывеска
Вспомнив (очевидно действие стимуляторов закончилось), что Дир Фаран — одно из самых святых мест для православных, я решил немного прочитать о том, как это произошло. Накопал я в итоге следующее: в XII веке русский паломник монах Даниил (тот самый, который зажег первый факел на могиле Христа для земли русской) посетил святую землю и написал о Вади-Фаран, что это «невероятная красота в горах камня, окруженная городом». Вдохновившись его писаниями, в 1865 году архимандрит Леонид взял с собой небольшую группу монахов, и отправился на лошадях искать останки Фаранской Лавры. Тут уже не было ни города, ни дороги, но они нашли пещеру с семью дуплами, ту самую, в которой произошло счасливое избавление Харитона от разбойникофф. Перед Первой мировой войной делегация русских монахов выкупила пещеру, основали здесь скит, и жили себе удиененно, никого не трогали, примус починяли. Тем не менее церковь в ходе войны была разрушена, и потом ее принялись восстанавливать заново. Отстроили все это дело, однако в 1948 году, все было заново порушено. Потом в семидесятых сюда начали ломиться солдаты и туристы, и монахи ушли из Лавры, ворота были сломаны, а иконы и святые книги украдены. Лишь в наши дни здесь наконец-то присутствует некий порядок — насколько это вообще возможно в Израиле.
Узрев внутри монастыря группу паломников, я логически заключил, что раз они вошли — то когда-то оттуда и выйдут, и принялся терпеливо дожидаться. В итоге дверь открыл монах, которого, кстати, как я понимаю, тоже зовут Харитон (надеюсь, это не тот же самый — кто их, с их переселениями душ, знает), и выпустил туристофф. Я попытал счастья, но Харитон, внимательным взглядом окинув мою не вызывающую доверия еврейскую харю, вычислил, что на православного я мало похож, и до святынь внутри монастыря не допустил. Ну что-ж, всегда будет следующий раз. В это место, поверьте, стоит вернуться.

Отзыв: Экскурсия в Лавру Преподобного Харитона Исповедника (Израиль, Иудейская пустыня) — Самый древний христианский монастырь Святой Земли

Совсем недалеко от Иерусалима, в Иудейской пустыне, есть долина Эйн Прат. Именно здесь находится чуть ли не самый древний монастырь Святой Земли – в честь преподобного Харитона Исповедника.

Чтобы попасть туда, вы должны спуститься по узкому серпантину, а перед въездом на серпантин – блокпост. У вас проверят документы, могут досмотреть вещи и даже попросить денег.

Находиться на этой территории можно только до 17:00. С потемнением лучше отсюда уехать. Солдаты говорили, что там опасно. А вот местный монах, уже в монастыре, объяснил все просто: это территория Израильского заповедника – по сути, режимный объект.

Добраться сюда из Иерусалима можно минут за 20. Вообще, Эйн Прат (или Нахаль Прат) – это Священное место, так как здесь родился библейский пророк Иеремия.

Православный монастырь здесь был основан в 330 году. И уже тогда назывался Лаврой. В принципе, логично, если учесть, что слово «Лавра» переводится, как «улица». Изначально сюда пришел он один, а со временем, данная территория стала густонаселенной.

В 614 году монастырь разрушили персы, и с тех пор он практически не восстанавливался. Возрождение началось лишь в конце 1990-х годов, когда сюда пришел монах по имени Харитон. Он-то и поднял все из руин. Само строение монастыря словно приклеено к отвесной скале.

Автобусы к монастырю не ходят. Они останавливаются на некотором расстоянии. Дальше нужно идти пешком. Тропа к монастырю довольно-таки простая. Вокруг очень красиво.

По пути вы увидите несколько заброшенных пещер. Вероятно, в древние времена здесь также жили отшельники.

Сам монастырь — это закрытая территория, куда пускают только по предварительной договоренности с отцом Харитоном. Это можно сделать через любую православную паломническую службу Израиля.

Вход прорублен в массивной каменной стене — выполнен в виде типичных гаражных ворот, на которых изображен большой крест. Рядом расположена часовня с иконой Божьей Матери, которая считается чудотворной.

Если будете в этом месте, не спешите. Чаще оглядывайтесь вокруг. Особенно здесь — ведь это оазис последи Иудейской пустыни. Растет огромное количество эвкалиптов. Не удивительно, ведь это заповедник. Есть даже гранатовые деревья.

Такого множества сов разных видов я еще не видел. В траве много змей и скорпионов. Будьте осторожны. Желательно иметь с собой какую-нибудь палку. Гуляя по территории, вы обязательно увидите множество крупных бурундуков, которые даже могут бежать за вами. Это горные зайцы. Говорят, они хищные и опасные. Но, видя их размер, я смутно представляю, как они могут проявить агрессию.

Вошли в монастырь и сразу поднялись на террасу. Отец Харитон — очень гостеприимный. Рядом с ним всегда сторожевой пес. Довольно-таки суровый, на вид. Но не бойтесь, этого монаха он понимает с полуслова.

С дороги вас обязательно угостят душистым травяным чаем. Травы эти растут в окрестностях.

Просто, но весьма красиво в местном храме. Вместо иконостаса, в зале установлены стойки из белого мрамора, украшенные узорами.

Из мрамора также сделан престол в алтаре.

А вот в жертвеннике использовано сочетание мрамора и дерева. На престоле лежит красивый крест, изготовленный, в комбинации, из серебра и мрамора. Сфотографировать не дали.

Храм — новый, его-то и начал строить отец Харитон.

Рядом с храмом — небольшая простенькая колокольня.

Также, на одной из стен скалы прикреплены деревянные била, с помощью которых на Востоке созывают верующих на богослужения в христианские храмы.

Выходим из этого храма, и, по крутой лестнице, взбираемся наверх. Там находится пещерная церковь — древняя. Это обычная пещера.

Полы устелены коврами, алтарь изготовлен из дерева, на стенах много икон, как совсем новых, так и старинных.

Отец Харитон вкратце рассказал историю основания этого монастыря. Совершая пешее паломничество по Святой Земле, святой Харитон оказался здесь, в пустыни. В это время на него напали разбойники. Понимая, что взять с него нечего, он бросили монаха в пещере. «Вернемся с добычей, и убьем старика», — договорились они.

Но в их отсутствие в пещеру заползла змея. Она подобралась к кувшинам, в которых хранилось вино, и впрыснула туда яд. Разбойники, после возвращения, выпили вина и скончались на месте.

Позже оказалось, что в этой пещере они хранили драгоценности. Их-то и направил святой Харитон на строительство небольшого монастыря, в который со временем стали приходить отшельники отовсюду. Здесь же основатель монастыря и похоронен. Обязательно посетите место погребения. Сохранилась маленькая древняя пещерка.

Также сохранился древний колодец. Я так и не понял, функционирует он сегодня, или нет.

В скалах есть несколько балконов — оттуда виды просто потрясающие. Природа здесь очень красивая — вся долина состоит из холмов, укрытых зеленью и разноцветными полевыми цветами.

Есть также речушка — небольшая, но, холодная. Тот, кто хоть раз побывал здесь, никогда не согласится с тем, что это пустыня.

Отец Харитон тщательно следит за порядком, тишиной, и старается поддерживать здесь атмосферу одухотворенности.

А вот неподалеку от монастыря специально оборудована зона отдыха, где есть шезлонги, столы, лавки и мангалы. Такой себе мини-парк. Здесь хочется остаться хоть на пару дней, и просто побродить по окрестностям.

А вот отец Харитон рассказывал, что православные арабы, которых раньше в округах было много, сегодня покидают эти места. Далеко не каждый умеет жить в пустыне. Это должно быть внутри.

… Спешим к серпантину, до наступления темноты. Уже в автобусе я подумал, что такие места, как раз, и сохраняют свою Святость благодаря закрытости, безлюдности и строгого внутреннего устава. Что толку, что, в свое время, открыли доступ к Мамврийскому дубу … Разнесли по щепкам по всему миру.