Флор и лавр

Значение имени Флор

Флор совершенно забытое сегодня имя. Однако еще до начала XX века оно было достаточно распространенным. В 1925 году специалисты зафиксировали максимальный всплеск интереса к этому имени. Следующие почти восемьдесят лет родители обходили вниманием имя Флор. Не исключено, что это было связанное с антирелигиозной пропагандой и гонениями на церковь. Обладателя имени Флор (а надо отметить, что святые Флор и Лавр, день памяти которых церковь вспоминает 31 августа, были одними из самых почитаемых в крестьянской среде) могло навлечь неприятности или как минимум осуждаться в условиях советской России.

Как отмечают исследователи, уже в 2000 году новорожденных снова начинают называть Флорами.
Флор происходит от латинского слова «florus», что значит «цветущий». В народе это имя было очень распространено, но в другом варианте – Фрол. От него, например, происходит популярная фамилия Фролов. Возможно, имя переиначили из-за сложного и непривычного уху сочетания согласных.

Но не только в России, в Европе это имя тоже популярно по сей день. Чаще оно употребляется в полной форме: Флориан, Флорин, Флоринду. Святые Флор и Лавр почитаются и православными и католиками. С той только разницей, что Русская Православная церковь чтит память святых мучеников 31 августа (18 августа по ст.стилю), а католики 18 августа.

Мученики Флор и Лавр

Неизвестно, в каком именно году родились братья-близнецы Флор и Лавр. Как неизвестно и кто были их родители, чем они занимались. Вероятнее всего, они были выходцами из Константинополя. Юноши воспитывались в христианской вере и отличались благочестием. Однажды Флор и Лавр, покинув родные земли, отправились в город Ульпиана, столицу римской провинции Дардания (территория современной Сербии). Во II веке, когда и произошли описываемые события, эта область входила в крупный регион Иллирия, правителем которой был некий Ликион. Город Ульпиана, в котором оказались братья, был не только важным перевалочным пунктом на Дунае, но известен также своими серебренными рудниками. Здесь-то братья и познакомились с двумя христианами — Максимом и Проклом. Те были каменотесами и не только научили Флора и Лавра мастерству работы с камнем, но еще и укрепили в них веру в истинного Бога.

Успехи юношей в овладении искусством не остались незамеченным. Правитель соседней области пригласил их потрудиться над возведением языческого храма. Флор и Лавр взялись за работу, но все, что получали, раздавали бедным, а еще проповедовали и многих обратили в свою веру.

Как-то в их мастерской появился Анастас, сын языческого жреца Мемертина. Мальчик с интересом наблюдал за работой мастеров, но стоял к ним так близко, что случайно был ранен отлетевшим осколком камня. Жрец прибежал на крик. Увидев, что сын фактически лишился глаза, готов был на месте убить Флора и Лавра. Его остановили, объяснив, что юноши не виноваты в случившимся. Более того, Флор и Лавр пообещали, что смогут исцелить мальчика.

Взяв его в свой дом, они рассказывали Анастасу о Христе, и говорили ему, что если он уверует, то Господь вернет ему здоровье и зрение. Сами же Флор и Лавр провели ночь в непрестанной молитве. Они просили Бога, чтобы Тот помог прозреть не только глазам, но и душе мальчика.

Утром всем было явлено чудо. Мальчик видел. Вместе с отцом, потрясенным произошедшим, они уверовали в Христа.

Флор и Лавр продолжили работать над строительством храма и очень скоро завершили его. Но прежде, чем сдать работу, установили в храме крест, который освятили. Более трехсот христиан, включая исцеленного мальчика и его отца Мемертина, пришло ночью в храм, чтобы вместе помолиться. А после молитвы вместе же обвязав собственными поясами идолов, они свергли и разрушили их.

Безусловно, это событие не осталось незамеченным. Рассерженный правитель приказал схватить братьев и всех, кто участвовал с ними в молитве. Триста христиан вместе с Мемертином и его сыном были заживо сожжены. А Флор и Лавр отправлены на суд к Ликиону.

Римский наместник хотел лишь узнать подробности произошедшего. И, может быть, надеялся, что вера талантливых братьев-каменотесов — недоразумение. Но ошибся, юноши были тверды в своей вере. Негодующий Ликион велел бросить Флора и Лавра в пустую шахту и заживо засыпать землей. Много лет спустя мощи святых братьев были обретены нетленными. Торжественно они были перенесены в Константинополь, где их видели, судя по летописям, многие русские паломники и в XIII, и даже в XIV веке.

Покровители коней

На иконах Флор и Лавр часто изображались в окружении коней. Почему и когда именно святых мучеников стали почитать как покровителей лошадей, сказать сложно. На этот счет существовало как минимум три предания. По одному из них, Флор и Лавр были не каменотесами, а копали колодцы. И были заживо погребены во время работ, когда стены колодца обвалились. Много лет спустя у этого места начал бить родник. Однажды на водопой к нему пришел больной конь, который на глазах стал здороветь. Люди специально начали пригонять своих коней к роднику, когда поняли, что кони после такого водопоя и выглядят лучше и работают отменно. Решили раскопать колодец. Тут были обнаружены дивные и невредимые мощи Флора и Лавра. Якобы с тех пор мучеников стали почитать как покровителей лошадей.

По другой версии, один крестьянин как-то вышел в поле с конем, а тот во время работы упал. Хозяин жестоко хлестал скотину, требуя встать и работать. Но лошадь не поднималась. Неожиданно перед крестьянином предстали два странника, братья-близнецы, которые пожалели животное. Они упрекнули мужика за то, что сам он имеет праздничные дни, а коня заставляет работать круглый год. Сказали, мол, что каждая животина у Бога на счету и за жестокость каждому из людей предстоит держать ответ. Сами же они назвались святыми Флором и Лавром, сказали, что приставлены к лошадям как заступники. Также велели крестьянину на следующий день собрать всех в селе и вести своих коней к храму, помолиться Богу, чтобы кони их «были здоровы и к работе охотливы». Якобы с тех давних пор принято 31 августа, в день памяти святых Флора и Лавра, совершать водосвятные молебны, на которых святой водой кропили коней. В этот день лошадей не только не запрягали, но кормили лучшим овсом «в полную сыть», купали, заплетали в гривы ленты, а хвосты в косы. В некоторых районах существовали поляны, на которых специально в честь святых мучеников Флора и Лавра возводились небольшие часовни. Сюда-то народ и пригонял своих лошадей на молебен. Такие дни назывались «Фролами». Но не только кони праздновали этот день. Принято было на «фролы» убираться в доме, кроме того, к этому дню варили пиво, которое, впрочем, пили только женщины.

Наконец, согласно третьей легенде, архангел Михаил обучил братьев Флора и Лавра управлять лошадьми. И когда однажды в Новгородской области начался мор среди животных, по молитве верующих были открыты мощи святых мучеников. Мор прекратился.

В XIV веке эта история была облечена в зрительный образ, но с изменениями: обученные архангелом Михаилом, Флор и Лавр помогли найти лошадей пастуху который обратился с молитвой к святым.

Как бы то ни было, на Руси святые мученики почитались как покровители лошадей. Иконы с их изображением было принято устанавливать в конюшнях над яслями.

Тропарь мучеников Флора и Лавра

глас 4

Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую/ восхвалим, вернии, по достоянию,/ Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго./ Иже усердно Троицу несозданную ясно проповедасте всем,/ темже пострадавше до крове,/ и венцы пресветлыми увязостеся,// молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Кондак мучеников Флора и Лавра

глас 8

Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы богомудрены,/ вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь,/ яко да улучим благодать и милость молитвами их// и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в День Судный.

Сейчас лазила в инете, нашла интересную статью о святых, покровителях животных. Конечно же меня эта тема не могла заинтересовать, и с точки зрения владельца животных, и с профессиональной точки зрения.
На самом деле Церковь, не запрещает держать собаку в доме, где есть иконы. У собаки просто должно быть свое место в доме, отличное от положения человека. Православные священники такие же люди, как и все мы. Поэтому, когда говорят, что священник запрещает держать собаку в доме, это его личное мнение, а не церковный канон.
Среди православных святых есть немало молитвенников о животных – спутниках и помощниках человека — молитва на благословление пчельника, молитва об умножении пчелиного роя, о покровительстве стадам и пастухам, молитва от падежа скота, о покровительстве рогатому скоту, о покровительстве овцам, лошадям, свиньям, гусям и другой водоплавающей птице. У каждого вида сельскохозяйственных животных есть свой небесный покровитель.
4 октября отмечается ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ. Решение отмечать этот день было принято на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем во Флоренции в 1931 году. Тогда общества защиты животных многих стран мира заявили о своей готовности ежегодно организовывать разнообразные массовые мероприятия.
Праздник также связан с именем Святого Франциска – покровителя священных животных, родившегося 4 октября более 800 лет назад, и почитаемого преимущественно в католических странах.
Старейшее из известных изображений Франциска, созданное ещё при его жизни; находится на стене монастыря св. Бенедикта в Субиако.
В 2004г. священник одного из храмов немецкого города Кёльн Вольфганг Кестерманн решил не только благословлять животных, но и совершать для них мессу. На первой службе присутствовало 150 человек со своими домашними питомцами: собаками, кошками, кроликами и ящерицами.
Представить подобное сейчас в православном храме просто немыслимо, хотя и в православии существует немало святых, считающихся покровителями животных. Хотя на Руси, вплоть до 20-века, в день священномученика Афиногена (29 июля по нов. ст) крестьяне приводили к церкви животных (домашний скот), где над ними читалось особое последование для их умножения и здравия. Поэтому сщмч. Афиноген считался покровителем скота.
В России эта дата отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных. таким образом активисты Фонда пытаются привлечь внимание общественности в проблемам животных, которые нуждаются в защите своего «большего брата». Россия прочно удерживает второе после США место в мире по численности домашних животных. Они живут в каждой третьей российской семье.
В течение столетий в православии постепенно складывалась традиция обращаться за помощью к определённому святому, когда возникают проблемы в тех или иных отраслях животноводства. Так считается, что святой Власий помогает скотоводам
святые Флор и Лавр — коневодам
святой Василий — свиноводам
святой Никита — тем, кто разводит водоплавающую птицу
Даже к Георгию Победоносцу обращаются сельчане для защиты своего скота от кражи и диких зверей. Практически всем животным, которые прижились рядом с человеком (за исключением кошек и собак), выбраны небесные покровители. Мало того, существует специальный «чин молитвенный во время губительного мора скотов».
Испокон века при такой беде крестьяне приглашали батюшку «идеже скоты недужные суть», и священник, надев епитрахиль, совершал над болящей скотиной молебен, по окончании которого кропил святой водой самих животных и сено, используемое в качестве пищи скота.
По поверью, святая Агафья — мученица (покровительница домашнего скота), способствовала благополучному отелу коров
Онисим-овчарник (15 февраля по старому стилю) охранял от волков овец в овчарнях
Святому Модесту Иерусалимскому (31 декабря), покровителю домашних животных, молятся о его благополучии и здравии
Преподобомученица Анастасия Рымлянина — помощница в сохранении, благосостоянии и врачевании скота
Из жития христианских святых известно, что многие из них с большой любовью относились к «братьям нашим меньшим». На иконах с житийными картинками преподобных Сергия Радонежского
и Серафима Саровского
часто помещают диких зверей, которых святые кормили из своих рук, а на иконе святого Герасима Иорданского всегда изображают льва, сидящего у его ног
Предание гласит, что этот лев прислуживал преподобному как домашнее животное в знак благодарности за излечение от болезненного нарыва.
Также необходимо вспомнить святого Максима Исповедника
святого Антония Иорданского, святого Маманта
преподобного Иоанна Рыльского помогавших зверюшкам…
В народном сознании прочно закрепилось — тот, кто не любит животных, вряд ли может искренне любить людей, а в православной печати, посвящённой взаимоотношениям с животным миром, часто употребляют выражение «Блажен, иже скоты милует», которое является вольным переложением библейского церковнославянского текста: «Праведник милует души скотов своих» (Притчи, глава 12, стих 10). Смысл этого выражения некоторыми богословами трактуется так: на Страшном суде Бог спросит человека и за его отношение к животным.
Ирина Зеленина

День памяти святых мучеников Флора и Лавра

18 / 31 августа Православная Церковь празднует день памяти святых мучеников Флора и Лавра (II).

Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Югославия).

По ремеслу братья были камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и Богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились.

Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили разгневанного отца, что сын его получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа.

Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан.

Мученики Флор и Лавр, отправленные к правителю Ликаону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей.

Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь, после чего в городе прекратился падеж скота.

В 1200 г. их видел новгородский паломник Антоний; около 1350 г. главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.

Флор (Фрол) и Лавр – покровители лошадей. На конюшнях часто можно увидеть икону этих святых.

Флор и Лавр с Власием и Спиридоном. Новгород

На Руси имена святых оказались неразрывно связаны с лошадьми. Согласно поверью, бытовавшему на Орловщине, Флор и Лавр рыли колодцы. Но однажды колодец обвалился и братья оказались погребены заживо. Из-под обвала стала сочиться вода и вскоре там образовалась лужица. Сюда стала ходить на водопой одна худосочная лошаденка, которая быстро раздобрела. Слава о чудодейственном источнике быстро распространилась по округе, сюда стали пригонять старых и больных лошадей, и все они поправлялись. Тогда местные мужики решили на этом месте вырыть колодец. И вскоре произошло чудо: Флор и Лавр обнаружились живыми и невредимыми, с железными лопатами в руках.

Согласно другому поверью на второй день Спаса некий мужик выехал в поле пахать, чтобы посеять озимые. Однако лошадь его остановилась и отказалась работать. С бранью и проклятиями крестьянин стал бить своего коня, угрожать. Лошадь упала на колени и заржала. И вдруг на поле появились двое странников с посохами и грозно сказали: «За что ты бьешь лошадь? Ты в ответе за нее перед Богом, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У людей на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день – Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним». Крестьянин раскаялся, а с тех пор 31 августа стал отмечаться как конский праздник.

Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре. Сибирь

Часто на иконах Флор и Лавр изображаются вместе с архангелом Михаилом. Согласно одному из поверий, однажды пастухи обратились к святым, чтобы те помогли им вернуть пропавших коней. А те, в свою очередь, умолили архангела Михаила помочь им. Согласно другому толкованию, архангел Михаил возвещает об обретении мощей святых мучеников, благодаря чему прекратился падеж лошадей.

Конский праздник широко отмечался в дореволюционной России. Так, в Москве на Мясницкой улице, напротив здания Почтамта устраивалась бесплатная выставка орловских рысаков. В Фроловской церкви неподалеку проводился специальный молебен.

В селах Вологодской губернии на молебны приводили до 300–400 лошадей местной породы, в основном, рыжей масти, часто с хохлатой шерстью, низеньких и неказистых, но очень выносливых, работоспособных и неприхотливых в пище.

На Русском Севере, в Вологодской, Костромской, Новгородской губерниях, существовали специальные деревянные часовни в честь святых братьев-мучеников. Многие из них строились в удалении от сел, на лесных полянах рядом с источниками и пустовали весь год. Но в день Флора и Лавра сюда стекалось множество людей с лошадьми. Просфоры с молебна приносили домой и раздавали скотине. После неподалеку устраивались скачки, отчего сам праздник получил второе название – «скакалки».

В ряде мест лошадей прогоняли через «живой» огонь, добытый трением. Эти костры разводили, как правило, во рвах или оврагах, а иногда и на высоком берегу реки. Во время этого действа священник кропил табуны святой водой прямо через пламя. Часто вместе с конями через пламя прогоняли и другой рабочий скот, чтобы защитить животных от мора.

В этот день было принято вволю кормить лошадей, водить их купать, пастись, украшать, но ни в коем случае нельзя было работать на них. Считалось, что даже запрягать лошадь в этот день нельзя, иначе начнется падеж скота. На скачках в праздник Флора и Лавра было запрещено седлать лошадей. Люди тоже старались в этот день обильно есть и пить. Пекли специальное печенье с изображением конского копыта, которое жертвовалось священнику за молебен, а также раздавалось лошадям.

С этим днем по народному календарю связано много примет:

  • «Фрол-Лавр до рабочей лошади добр».
  • «Умолил Флора и Лавра, жди и лошадям добра».
  • В день мучеников Фрола и Лавра не выжигают тавра.
  • «На Фрола и Лавра – досевки» – последний срок посева озимых.
  • Кончается посев ржи – после этого дня он считается запоздалым.
  • Коли на Фрола не отсеешься – фролы (то есть сорняки) и родятся.
  • После Флора родятся фролы.
  • Начинаются вечерние «засидки» – женские работы в избах при свете свечей: «С Фролова дня засиживают ретивые, а с Семена (14 сентября) и ленивые».
  • Начинаются осенние утренники.

Тропарь мучеников Флора и Лавра, глас 4

Преудо́бренную и богому́друю дво́ицу пресве́тлую/ восхва́лим, ве́рнии, по достоя́нию,/ Фло́ра преблаже́ннаго и Ла́вра всечестна́го./ И́же усе́рдно Тро́ицу Несозда́нную я́сно пропове́дасте всем,/ те́мже пострада́вше до кро́ве,/ и венцы́ пресве́тлыми увязо́стеся,// моли́теся Христу́ Бо́гу, да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак мучеников Флора и Лавра, глас 8

Я́ко благоче́стия му́ченики и страда́льцы Христо́вы богому́дрены,/ вселе́нная пресла́вно почита́ет Фло́ра и Ла́вра днесь,/ я́ко да улучи́м благода́ть и ми́лость моли́твами их// и изба́вимся бед и напа́стей, гне́ва же и ско́рби в День Су́дный.

Молитва святым мученикам Флору и Лавру

Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.