Флоровский монастырь Киев

КИЕВСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ ФЛОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Киевский Вознесенский Флоровский женский монастырь

Киевский Вознесенский Флоровский женский монастырь Украинской Православной Церкви

  • Адрес: Украина, 04071, Киев, ул. Флоровская, 6/8; ст. м «Контрактовая площадь»
  • Телефон: (10-380-44) 425-01-81
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Флоровский монастырь существовал еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем (1482 г.). Первое документальное свидетельство о монастыре — грамота от 1566 г. польского короля Сигизмунда II Августа киевскому воеводе князю Константину Константиновичу Острожскому. В ней говорится о закреплении за протопопом Яковом Гулькевичем и его потомками-священниками права удерживать здавна существовавший монастырь при церкви свв. Флора и Лавра и чинить там службу по греческому обычаю и закону, т.е. совершать православные богослужения. В 1632 г., при свт. Петре (Могиле), митрополите Киевском, внук о. Якова, Иоанн Богуш-Гулькевич, ставший иноком Лавры, отказался от своих наследственных прав на Флоровскую обитель в пользу игумении Агафии (Гуменицкой) и по ней наступаючей игумении… и законниц теперешних и напотом будучихъ. Непременное условие: монастырь должен принадлежать Православной Церкви.

В 1712 году по воле императора Петра I ко Флоровскому был присоединен Вознесенский женский монастырь (основан в начале XVII в.).

Вознесенский собор освящен в 1732 году Остальные храмы (Воскресенский, Казанский, трапезный Тихвинский и кладбищенский Свято-Троицкий), келейные корпуса и др. здания устроены в XIX в. (после опустошительного пожара 1811 г.).

До 1917 года в обители было пять каменных храмов:

  1. Вознесенский собор построен в 1722 — 1732 гг.;
  2. Трапезный 2-этажный каменный храм сооружен на месте сгоревшего древнего деревянного Флоровского храма. В нижнем этаже — теплый храм во имя свт. Николая; холодный верхний храм — в честь Тихвинской иконы Богородицы, надстроенный в 1818 г.;
  3. Воскресенский храм — в 1811 г. (первый после опустошительного подольского пожара того года);
  4. Казанский храм с приделами во имя мчч. Флора и Лавра и во имя Ап. Иоанна Богослова — в 1841 г.;
  5. Свято-Троицкий кладбищенский храм с приделом в честь Ахтырской иконы Богородицы — в 1857 г.

3-ярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе появилась в первой половине XVIII в. Первоначально два верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 г.; огонь был такой силы, что плавились колокола. В 1821 г. при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной.

В 1870 году при обители на собственные средства было открыто училище для девочек из бедных семей различных сословий. Кроме того, с конца XIX в., здесь существовали богадельня (к 1918 году здесь на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек). Всех зданий (и каменных, и деревянных) к 1918 году было 38.

До 1920-х годов в монастыре находилась чудотворная Руденская икона Божией Матери.

В 1929 году монастырь был закрыт. В 1934 году был разрушен храм Св. Троицы на монастырском кладбище. В 1942 году монастырь открылся и более не закрывался. Но в 1960 году были отобраны Казанский храм (перестроен под пошивочный цех), Воскресенский и трапезный храмы (для мастерской по реставрации икон объединения «Укрреставрация») и много келейных корпусов.

Сейчас в обители все богослужения проходят в Вознесенском соборе. Все храмы (кроме разрушенного Свято-Троицкого) возвращены монастырю. Восстанавливается Казанский храм. Как и в былые времена, Флоровский монастырь является своекоштным (особножительным). Богослужения совершаются ежедневно.

Статистика

  • 2013 — 180 монахинь

LiveInternetLiveInternet

  • SOS, это важно (20)
  • Красота! (16)
  • туризм (9)
  • народное творчество (3)
  • Автомобили (13)
  • авторская песня,барды (46)
  • Актеры (797)
  • актеры — несортированное (16)
  • звезды Голливуда (87)
  • Из истории создания фильмов, режиссеры (89)
  • любимые актеры прежних лет (8)
  • Любимые актеры расцвета СССР (294)
  • любимые актеры современности (56)
  • Любимые актеры французского кино (61)
  • Любимые итальянские актеры (34)
  • память (15)
  • супермодели (8)
  • эстрадные, оперные певцы, иллюзионный жанр, цирк (112)
  • Юбилей любимых актеров (14)
  • Английский язык (5)
  • Анекдоты, юмор (233)
  • анимация (2)
  • Антикварное (30)
  • Архитектура (203)
  • Афоризмы, мудрости (167)
  • библиотеки (26)
  • видео (363)
  • Видеопутешествия (194)
  • Видеопутешествия с Риком Стивсом (38)
  • ВИНТАЖ (1)
  • Виртуальные туры (15)
  • внешность как искусство (33)
  • возможности человеческого организма (7)
  • возраст (61)
  • Восток (4)
  • генеология (1)
  • События в мире (19)
  • Дворцы, замки (230)
  • деньги (16)
  • дети (30)
  • Дизайн (28)
  • Династия Романовых (50)
  • Династия Романовых — 2 (92)
  • Дневник (215)
  • картинки для комментариев (12)
  • кнопочки (5)
  • музыкальные флеш-плееры (3)
  • обучение (49)
  • разделители (16)
  • рамочки (105)
  • схемы (3)
  • документальное кино (57)
  • дороги которые мы выбираем (5)
  • дороги, мосты, акведуки, тоннели (55)
  • Древнерусское, славянское, мифология (3)
  • европа (12)
  • еда, традиции (35)
  • женский образ (32)
  • ЖЗЛ (117)
  • Живая природа, животные, птицы, ландшафты, виды (195)
  • живописные деревни (85)
  • Живопись (1096)
  • Вернисаж одной картины (18)
  • Гвидо Борелли (7)
  • Графика (29)
  • Жанровая живопись (140)
  • Живопись Старых мастеров (87)
  • животные в живописи и фотографии (21)
  • из коллекции lomovolga (23)
  • импрессионисты (15)
  • натюрморт (53)
  • образ Мадонны (17)
  • пейзаж (229)
  • портрет (100)
  • Старые мастера (98)
  • Тематическая живопись, интерьеры в живописи (131)
  • цветы в живописи и фотографии (82)
  • жизнь-подвиг (5)
  • жилье (45)
  • забавное и интересное (122)
  • Заповедники, национальные парки (7)
  • Зацепило (18)
  • здоровье (374)
  • Лечение (135)
  • эзотерические практики (10)
  • интересные истории (112)
  • Интересные факты из истории (110)
  • Интерьеры (111)
  • Искусство (156)
  • Искусство танца (57)
  • Истории любви (79)
  • История (131)
  • история вещей (39)
  • история костюма (24)
  • История успеха (21)
  • катастрофы, крушения (10)
  • кино (85)
  • Кино смотреть (244)
  • мультики (12)
  • Книги (19)
  • аудиокниги (3)
  • Компьютер для чайников (8)
  • коты, собаки (103)
  • креатив, модерн (23)
  • куклы (21)
  • Культура, искусство (41)
  • Кумиры (31)
  • курорты, отдых (25)
  • литература, поэзия (130)
  • Личности, известные люди (385)
  • наполеон (8)
  • мебельное искусство (3)
  • Медицина, психология (25)
  • Мода (115)
  • Мои путешествия (33)
  • Мои путешествия. Испания (2)
  • Мои путешествия. Италия (6)
  • Мои путешествия. Португалия (10)
  • Мои путешествия. Франция. (5)
  • мой герой (23)
  • момент истины (141)
  • Монархи, исторические личности (163)
  • мораль, этикет (17)
  • Музеи (128)
  • эрмитаж (26)
  • Музыка, музыканты, композиторы, певцы (390)
  • наука, техника, прогресс, образование (45)
  • необыкновенные судьбы (18)
  • отели, отдых (12)
  • Парад рейтингов (91)
  • песня (154)
  • Плоды, фрукты (11)
  • подводное царство (1)
  • позитив (174)
  • Полезная информация (51)
  • Полезная информация — 2 (129)
  • Полезности (48)
  • политика (21)
  • Поэзия, поэты, писатели (8)
  • праздники (30)
  • Прикладное искусство (84)
  • приметы, суеверия, гадания (8)
  • притчи, легенды (7)
  • Прогулка сквозь года (18)
  • Проклятые короли (3)
  • путеводители по дневнику (1)
  • путешествия (407)
  • Разное (21)
  • резьба по дереву, кости (15)
  • Рецепты, кулинария, оформление блюд (218)
  • баклажаны, овощные блюда (16)
  • выпечка (2)
  • конфеты, сладости (10)
  • мясо, сало (53)
  • напитки (6)
  • рыба (28)
  • сервировка, оформление блюд, кулинарные тонкости (26)
  • Рукоделие (144)
  • вязание (49)
  • изделия из старых джинсов (27)
  • переделка вещей (4)
  • шитье (50)
  • С высоты птичьего полета (32)
  • сады, парки (45)
  • Сайты для работы с фото, полезные программы (51)
  • Салонное (16)
  • Семейные отношения (11)
  • Скульптура, памятники (91)
  • Соборы, монастыри, мечети, храмы — часть 1 (50)
  • Соборы, монастыри, мечети, храмы — часть 2 (160)
  • спорт (14)
  • Старые вещи (2)
  • Стиль (86)
  • Страны, города (2268)
  • Австралия (2)
  • Австрия (58)
  • Азия (23)
  • Америка (97)
  • англия, великобритания (129)
  • Бельгия (30)
  • Венгрия (15)
  • Германия (149)
  • Греция (14)
  • грузия (2)
  • Дания (20)
  • Израиль (11)
  • Индия (19)
  • иордания (2)
  • Исландия (4)
  • Испания (99)
  • Италия, Ватикан, Сан-Марино (286)
  • канада (8)
  • Киев (130)
  • Китай, Бирма (60)
  • Латвия (1)
  • Монако (20)
  • Москва (34)
  • Нидерланды (34)
  • норвегия (51)
  • ОАЭ (18)
  • Париж (94)
  • Польша (18)
  • Португалия (65)
  • Прибалтика (8)
  • Россия (70)
  • Румыния (22)
  • Санкт-Петербург (108)
  • Словения (3)
  • Тунис (2)
  • Турция (8)
  • Украина (172)
  • Финляндия (7)
  • франция (58)
  • франция — 1 (116)
  • Хорватия (8)
  • Чехия (32)
  • Швейцария (42)
  • Швеция (17)
  • Япония (9)
  • Страны, обычаи (107)
  • Таинственное и удивительное (32)
  • театр (12)
  • транспорт, аэропорты, вокзалы (19)
  • Удивительные и прекрасные места на планете (2)
  • узнай всю правду (45)
  • украшения (18)
  • умелые руки (59)
  • Умности (38)
  • уникальное (84)
  • Фарфор, керамика, хрусталь, стекло (49)
  • Фото (619)
  • Проект Екатерины Рождественской (16)
  • фотовернисаж (243)
  • фотошоп (6)
  • Хозяйство (54)
  • христианство, православие, праздники (85)
  • Иконы (17)
  • молитвы (3)
  • Хроники московского быта (46)
  • Цветочное великолепие (37)
  • цитаты (101)
  • шоу (17)
  • экстрим (36)
  • энциклопедии, словари, справочники (4)
  • это интересно (665)
  • Ювелирное искусство (62)
  • Явления природы (3)

Тайна Елены Киевской

6 октября 2009 года она была прославлена в лике святых Олег Мономах 06.10.2017

Киев в новейшие годы в Русском мире стал ассоциироваться с негативом. Причина понятна: «Крестоповал, предательство, Майдан»… Бешеная русофобия. Но кого-то окрыляет киевский конфликт и в Москве. Судя по некоторым выпускам либеральных ТВ-студий России, появился уже и проект: «забыть» о русском Киеве (а с ним и о русских на Украине) и «перенести» древнюю столицу в Новгород. Думают: навсегда расщепили Русь!

Но всё проходит… Русь умеет срастаться, окроплённая живой водой веры.

В год 20-й от Октября 1917-го Сергей Бехтеев писал в эмиграции:

«…Я верю – из крови, из слез и огня
Мы встанем, былое безумье кляня…»

Вброд мы уже перешли многие реки из крови, слёз и огня.

Стихи царского поэта Сергея Бехтеева вспомнили мы неспроста. Преподобная Елена (Бехтеева), чей день прославления в лике местнопочитаемых святых отмечаем 6 октября в Киеве, из того самого старинного дворянского рода, к которому принадлежит и поэт. Их разделяет без малого два века. Но очевидно – они одного святорусского духа.

Её именуют Еленой Киевской или Флоровской – по названию монастыря, в котором подвизалась и где теперь почивают её святые мощи, или Еленой Киево-Флоровской.

Первое, что поражает в ней, и это всем врезается в память, что в Киев она приехала с гробом. Попробуйте представить!.. Получив в молодости гроб святителя Тихона Задонского, она хранила его всю жизнь, перевозила с места на место, спасала в пожарах, берегла…

Поминая её, киевляне исстари называли старицу Елену хранительницей Киева, «почивающей в гробе Святителя Тихона Задонского».

На чугунной плите, которая после поднятия мощей поставлена в часовне вертикально, без особого труда прочитается надпись: «Здесь положено тело рабы Божией монахини Елены Алексеевны, рожденной генеральской дочери Бахтеевой. Жития ея было 78 лет, а в монастыре прожила 60 лет. Скончалася в 1834 году марта 23-го. Положена во гроб святителя Тихона Задонского, который сохранялся у нея 50 лет. Господи, упокой ея душу с праведными». Ошибка в фамилии, где вместо «е» отлита «а», говорит, вероятно, о том, что старицу Елёну по фамилии в монастыре уже мало кто знал. Когда она почила, стали разбирать старые бумаги, прочитали, как могли.

В тот год императрица Елизавета Петровна отменила смертную казнь. Христова невеста Елена, в миру Екатерина Алексеевна Бехтеева, родилась в 1756 в городе Задонске Воронежской губернии (ныне Липецкая область). Она современница Серафима Саровского, чья жизнь также связана с Киевом. В 1776 году он от старицы Досифеи в Киеве получил благословение следовать в Саровскую пустынь…

В 18 лет (1774 год) Екатерина Бехтеева тайно ушла из дома и была принята в Воронежский Покровский женский монастырь, чего не могло быть без согласия и воли Задонского святителя. Её отец генерал-майор Алексей Дмитриевич Бехтеев (1720-1793) не был в восторге от выбора дочери. Житие сообщает, что отец требовал возвращения дочери. Потом он смирился стал даже высылать ей пособие «ежегодно на пропитание по 50 четвертей зернового хлеба». В ХVIII веке четверть зерна числилась в 7 пудов 10 фунтов – почти полтонны.

+++

Тихона Задонского называют Русским Златоустом. Его книга «Сокровище духовное, от мира собираемое» – необходимое чтение и поныне. Считается, что своей письменной проповедью он оказал влияние на мировоззрение Ф.М. Достоевского. Значит, в известной мере – и на русское, и на мировое сознание.

Семья Бехтеевых духовно окормлялась святителем и была дружна с ним. Владыка временами жил в имении помещиков Бехтеевых в Ксизово (в 15 километрах от Задонска ниже по течению Дона). В Житии свт. Тихона можно, например, прочитать описание случая из жизни Бехтеевых: «Когда Преосвященный Тихон правил еще епархией (на Воронежской кафедре с 1763 по 1767 год включительно, далее жил на покое. – О.М.) и в первый раз посетил дом помещика Бехтеева в селе Ксизове, он обратил внимание на юного сына его Никандра. Братья его, приняв благословение у святителя, ушли играть; но Никандр во все время пребывания Тихона не отходил от него, слушая со вниманием его поучения. Оставляя дом Бехтеевых, святитель подозвал к себе Никандра и, дунув ему в лице, сказал: «Да будет благословение Божие на сем юноше». Никандр ощутил какую-то неизъяснимую радость…».

Святительское благословение, вероятно, было не только на будущем монахе Никандре, который сорок лет провел в Задонской обители (+1816), являясь ближайшим помощником святителя, но и на многих людях из этого рода.

Владыка Тихон был болезненным человеком и загодя приготовил себе гроб. Он был аскет: спал и ел мало, трудился много; много писал, дрова колол, траву косил. Гроб был без позумента, лака, парчи, самый простой – дощатый, обитый чёрным сукном. В нём владыка отдыхал от трудов.

Близких смущала простота домовины. Говорили: «святителю непристойно быть в таком гробе похороненным». Тихон настаивал, грозил: «если вы меня в сем гробе не похороните, я пред престолом Христа Спасителя буду судиться с вами». Владыка отошёл ко Господу в Задонском монастыре 24 августа 1783 года, прожив на покое (не руководя епархией) 16 лет. Несмотря на угрозу, его волю исполнить не смогли. Причину мы узнаем из Жития инокини Елены: «Надев на него простое облачение, братия положили его в приготовленный им гроб, на что многие негодовали, говоря, что непристойно святителю покоиться в таком убогом виде, а должно облачить его во всё пастырское архиерейское облачение. Когда же его убрали во всё архиерейское облачение, то гроб оказался тесен. Тогда сейчас же был сделан другой гроб, – и святитель был торжественно похоронен в новом гробе».

При жизни Тихон любил нищету, а заболев перед кончиной, просил братию все вещи продать, деньги раздать нищим.

Екатерина Бехтеева, послушница Воронежского монастыря, испросила гроб себе. Она хранила его как величайшую драгоценность, храня память смертную – ежесекундно помня о смерти.

Её Житие составлено и впервые опубликовано в 1860 году, за год до торжественного прославления Тихона Задонского. Возможно, в связи с подготовкой к этому торжеству житие и было составлено.

Преподобная пережила в Воронежской обители немало печалей, зависти, клевет.

Как сообщает Житие, настоятельница возненавидела её, ревнуя к тому, что посетители монастыря для беседы идут не к ней, а к Бехтеевой. От Екатерины отступилась её воспитанница и стала злейшим её врагом. Подобное бывало в жизни очень многих святых – искушение клеветой, оскорблениями…

Ей пришлось покинуть Воронежский монастырь и отправиться в Киев.

Из документов следует, что паспорт («пашпорт») она получила в 1806 году. Вероятно, близко к этому времени она со своей келейницей девицей Елизаветой, дочерью «воронежского гражданина Алексея Придорогина», и приехала в Киев. Приехала с гробом. Непросто, наверное, было.

+++

В XVII-XVIII вв. во Флоровском монастыре подвизались женщины и девицы, преимущественно принадлежавшие к высшим слоям общества. Большинство из них были хорошо образованы. В своё время во Флоровском приняла постриг вдова друга императора Петра II, княгиня Наталья Долгорукова – Нектария (автор «Своеручных записок»). Во Флоровской обители спасались княжна Екатерина Милославская – игуменья Каллисфения, графиня Апраксина – Августа, княгиня Шаховская – Пульхерия.

Екатерина Бехтеева как дочь генерала также принадлежала к высшему кругу общества.

Дважды Христова невеста поступала в Киеве во Флоровскую обитель. Дважды сгорала её келья. Первый раз – во время чудовищного пожара 1811 года, когда огонь уничтожил почти весь Подол. Летопись передаёт, что во время пожара «от чада и огня погибли многие насельницы обители», от жара на колокольне оплавились колокола. Государь Император Александр I на восстановление монастыря ассигновал 130 тысяч рублей. Тогда же за свой счёт построили себе кельи Екатерина и Евгения. Но принимать их в монастырь повторно настоятельница отказывалась. Причина – банальна. Житие передаёт, что бывшая в ту пору игуменьей Смарагда (Норова, 1766-1832) боялась потерять власть. Однако Смарагда и монастырь вновь отстроила, и книжку «Благоговейные христианские размышления», ставшую очень популярной в России, написала, и Екатерину с Евгенией всё-таки приняла.

До сих пор, кажется, не прояснено, когда послушница Екатерина Бехтеева приняла монашеский постриг и стала Еленой. В монастырях, случается, не принимая по разным причинам пострига, в послушниках некоторые живут и всю жизнь. В новое время, после прославления Елены в лике святых, было опубликовано несколько документов, касающихся её жизни.

Из текста на надгробной плите мы знаем, что в монастырях она прожила 60 лет. Из документов 1817 года следует, что при поступлении в монастырь она была «в числе послушниц, ожидающих во своё время монашеского чина, к которому нет никакого особенного препятствия». Она носила своё первое имя Екатерина, которое и присутствует в документах. Житие сообщает, что поступлению во Флоровский монастырь ей и её келейнице девице Елизавете Придорогиной после пожара поспособствовал митрополит Серапион…

Митрополит Киевский и Галицкий Серапион (Александровский; 1747-1824) дело начал. Но завершил новый митрополит – Евгений (Болховитинов; 1767-1837), который был земляком Екатерины и даже приходился ей дальним родственником. Древнюю Киевскую кафедру он занял в январе 1822 года. Таким образом, монашеский чин и монашеское имя Елена преподобная приняла, судя по всему, именно в 1822 году, за 12 лет до кончины.

Флоровский монастырь запомнил её такой: «Елена отличалась здесь добротою и примерною жизнью. Своими двадцатилетними трудами, любовью к ближнему и милосердием, она приобрела приверженность и уважение многих монастырских сестриц». Отошла ко Господу она в 78 лет.

Вскоре после её погребения могила стала привлекать паломников. Над гробовой плитой появилась часовня. У старицы были почитатели во всех поколениях, как есть они и в нашем.

+++

Прославление св. Елены состоялось 6 октября 2009 года, через 175 лет после её кончины. В день прославления Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир в главном храме древней Вознесенской Флоровской женской обители совершил Божественную литургию, после которой состоялся чин прославления в лике местночтимых святых инокини Елены (Бехтеевой).

Церковный журналист Сергей Герук передаёт рассказ очевидца, принимавшего участие в обретении мощей. По обычаю подобную работу исполняют в тайне, отслужив панихиду, никого из сторонних не оповещая. Поднятие мощей происходило за два месяца до прославления – в ночь с воскресенья 17 августа. «В полночь начали раскопки. Копали долго и осторожно. Открыли склеп, в котором… останков не оказалось. Отец Виктор с братией в отчаянии хотел уж опустить руки – не благословил Господь найти мощи. Неужели наша вера будет посрамлена?! – говорил он сам себе. Но вот лопата натолкнулась на стенку из желтого кирпича. Это был другой склеп! Когда вынули первый кирпич, к удивлению всех присутствующих, оттуда выпорхнула белая бабочка и долго летала над раскрытой могилой. Мощи были обретены!.. «Благодать была неописуемая!» – рассказывала монахиня Флора. Сестры пели «Святый Боже!», а потом непроизвольно запели Пасхальный канон».

А за стенами монастыря спал Киев. Имеет ли какое значение для вечности, что в ту пору коренная Русь была под властью некоего «оранжевого» Ющенко? Так и хочется сказать, что для святой Руси гораздо более важным событием был полёт белой бабочки, взлетевшей средь ночи в монастыре Бог весть откуда…

Она всю жизнь хранила память о святителе Тихоне Задонском.

Так и родственник её в другом поколении поэт Сергей Бехтеев, соприкоснувшись в юности, лицеистом, с жизнью семьи Николая II, всю жизнь хранил об этом память как о величайшей ценности, видя в семье Государя идеал исконной Святой Руси.

В начале этих заметок мы привели пару строк из его шедевра. Целиком произведение Сергея Бехтеева выглядит так:

Верую!

В годины кровавые смут и невзгод,
Я верю в Россию! – я верю в народ!
Я верю, что в блеске воскресных лучей
Заблещут кресты златоглавых церквей
И звон колокольный, как Божьи уста,
Вновь будет сзывать нас в обитель Христа.
Я верю – из крови, из слез и огня
Мы встанем, былое безумье кляня,
И Русью Святой будет править, как встарь,
Помазанник Божий – исконный наш Царь.

+++

Киев в своей метафизике наполнен священной историей и русскими преданиями. Наши предки называют Киев матерью городов русских. Города-дети теперь стоят в неоглядном евразийском пространстве между трёх океанов, смотрят на свою мать, ждущую помощи. Киев – это наши святые, уберегающие нас в вихрях налетающего беспамятства, удерживающие Русь в нерасторжимом духовном пространстве.

Преподобная Елена — хранительница Киева

Преподобная Елена Флоровская

6 октября 2009 года предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Владимир в главном храме Вознесенской Флоровской женской обители совершил Божественную литургию, после которой состоялся чин прославления в лике местночтимых святых инокини Елены (Бахтеевой). В конце чина прославления под пение тропаря, кондака и величания преподобной Елене из алтаря было вынесено иконописное изображение преподобной, которым митрополит Владимир благословил паству. Архипастырь, духовенство и паства поклонились нетленным мощам преподобной, рака с которыми установлена в храме. День памяти преподобной Елены Флоровской — 23 марта / 5 апреля.

Угодница Божия

В июле 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил к лику местночтимых святых инокиню древнего киевского Флоровского монастыря Елену (Бахтееву; † 1834), могила которой более полутораста лет пользовалась особым почитанием. Житие подвижницы, и устное, и письменное, было хорошо известно как в Малороссии, так и далеко за ее пределами. И говорили о ней как о святой Елене, хранительнице Киева, «почивающей в гробе святителя Тихона Задонского».
Смиренный святитель Тихон, несмотря на высокий сан, строго хранил монашеские обеты нищеты и бессребреничества и, как свидетельствует предание, задолго до кончины заказал себе простой деревянный гроб, который хранил в своей келье, а по ночам в молитвах проливал над ним покаянные слезы и часто ложился во гроб для отдыха и короткого сна. Он завещал братии похоронить его в этом гробу. И братия умиленно отговаривала святителя, возражая, что «не подобает архиерею почивать в такой убогой домовине». Но старец отвечал: «Коль не положите меня в этом гробу, то пред Престолом Божиим я буду судиться с вами». И братия исполнила обет старца. Но когда по обряду облекли умершего иерарха в святительские облачения, то гроб оказался тесен, и пришлось по воле Господней положить святителя Тихона в подобающий его сану гроб.
Когда после сорокового дня после кончины праведника братия стала раздавать бедному люду имущество почившего, инокиня Елена попросила гроб святителя. Как говорит житие праведницы, «получив гроб святителя Тихона Задонского, всегда скорбела и плакала над ним, считая себя недостойною, сбросив жизненные оковы, покоиться в нем».
Как свидетельствуют краткие «Воспоминания об инокине Елене, почивающей в гробе святителя Тихона Задонского в Киево-Флоровском монастыре», изданные небольшой книжицей в Киеве в 1860 году, преподобная Елена (в миру Екатерина Бахтеева) родилась в 1756 году в Задонске Воронежской губернии; она «происходила из богатой и знатной фамилии» генерала Бахтеева. В 18-летнем возрасте, «отрекшись всех благ, наслаждений, сует житейских, оставив родителей, богатство, почести», тайно покинула отчий дом и направилась в Воронежский женский монастырь, «посвятив себя вечному служению Господу». Житие умалчивает о том, как отнеслась генеральская семья к уходу молодой наследницы и богатой невесты Кати Бахтеевой, получившей блестящее образование. Известно лишь, что отец долго разыскивал беглянку, пока наконец не получил известия о том, что она тайно подвизается в Воронежской женской обители. Приехав лично к игуменье, он долго беседовал с ней, требуя сначала весьма категорично отпустить его дочь, чтобы возвратить ее в отчий дом, но затем смягчился; он, будучи сам глубоко верующим человеком, «примирился с ее жребием и призванием и, благословив ее, отправился в Задонск».

Удивительное совпадение: Екатерина Бахтеева была современницей преподобного Серафима Саровского (в миру Прохор Мошнин), родившись всего тремя годами раньше будущего всероссийского светильника. 18-летняя Екатерина в 1774 году поступает в Воронежскую обитель, а 19-летний Прохор Мошнин в 1778 году — в Саровскую пустынь.
Символично также, что духовные пути преподобных Елены и Серафима пересекаются с Флоровским киевским монастырем: юному подвижнику там было указано на преподобного Досифея из Китаевской пустыни, который и благословил юношу идти в Саров. А инокиня Елена поступит во Флоровскую обитель несколько позже, после полосы жизненных скорбей и гонений, и проведет там десятилетия подвижнического труда. Характерно также, что и основательница Дивеевской обители Агафья Семеновна Мельгунова приняла здесь постриг с именем Александры, но повелением Матери Божией была направлена в Саровский край для основания там великого и славного монастыря.
Флоровский монастырь вообще славился подвижниками благочестия.
В XVII-XVIII веках в нем принимали постриг женщины, принадлежавшие преимущественно к высшему кругу, поэтому, как пишет историк К. Щероцкий, большинство его насельниц были людьми духовно и светски образованными. Здесь подвизались игумении Каллисфения (княжна Милославская), Августа (графиня Апраксина), Пульхерия (княгиня Шаховская). Во Флоровском монастыре приняла постриг с именем Нектарии княгиня Н.Б. Долгорукова, дочь сподвижника Петра I фельдмаршала графа Б.П. Шереметьева и вдова казненного во времена Бироновских гонений князя И.А. Долгорукова. Значительный след в истории Русской Церкви оставили игумения Смарагда (Норова, 1800-1832), написавшая очень популярную в свое время в России книгу «Благоговейные христианские размышления», и игумения Парфения (Адабаш, 1865-1881) — духовная дочь преподобного Парфения Киевского, автор замечательных духовных стихов и составитель службы Кириллу и Мефодию, одобренной Святейшим Синодом. Характерна и такая деталь: великая княгиня Александра Петровна (в постриге Анастасия), основательница Киево-Покровского женского монастыря, в качестве игумении для своей новой обители пригласила насельницу Флоровского монастыря инокиню Каллисфению.
Вот что сообщают нам житийные материалы об инокине Елене. «Ведя себя с самого своего поступления в Воронежский монастырь смиренно и кротко, она была уважаема всеми, знавшими ее в миру. Ее начали многие посещать для получения наставлений на узкой тропинке жизни, полной тревог и волнений. Но самолюбие и зависть человеческие нередко доходят до крайних пределов, преследуя избранных Божиих. Так случилось и с инокиней Еленой. Бывшая тогда игумения Воронежского монастыря возымела ненависть к инокине Елене за то, что люди прежде посещали не ее, игумению, а ее подчиненную. Вследствие этого она старалась всеми мерами удалить Елену из монастыря, для чего она письмами стала клеветать на нее пред бывшим тогда в Петербурге Воронежским архиереем, будто Елена развращает послушниц и злоупотребляет монастырскими уставами, и просила об удалении ее из монастыря с лишением монашеского звания».

Следует отметить, что скорбные страницы в подвижнической жизни святых во многом схожи по своим сценариям, автор которых всегда один — враг рода человеческого. Зависть была главной причиной гонений и неприязни братии и самого архиерея и к Серафиму Саровскому, да и примеры из древних патериков свидетельствуют о том же: духоносные старцы и старицы покидали обители добровольно «ради мира и любви». А если и подвергались лишениям, то все это в итоге лишь способствовало их большему духовному росту и прославлению. Так было и с инокиней Еленой. После слезных молитв и печали в легком сне явился ей святитель Тихон Задонский и сказал: «Ты жалела, что у тебя отнято все. Знай, что я тебя за твою потерю вознагражу утешением, которого не ожидаешь». Промысл Божий приводит изгнанную подвижницу в святой град Киев, где она снимает на краю города «убогий уголок» и «ежедневно для облегчения своей удрученной души» посещает Киево-Печерскую лавру, старцы которой вскоре посоветовали ей поселиться во Флоровском монастыре. Быть принятым в обитель в то время было не так просто. Как известно, требовались определенные денежные взносы, покупка кельи. Средства у Елены были от отца, а вот свободной кельи во Флоровском монастыре не было. Но тут флоровская старица из семьи дворян Онучиных получает назначение в Москву «для принятия сана игуменского», и Елена покупает ее келью.
Далее житийное повествование рассказывает о новых испытаниях подвижницы. Во Флоровском монастыре случился пожар, уничтожив обитель дотла. Елена возвращается в Воронеж и, не найдя места, узнает о восстановлении Флоровской обители. О ее возвращении ходатайствует перед Киевским митрополитом Серапионом богатый воронежский купец (отец Елены к тому времени скончался). Обретя наконец покой, она еще 20 лет в молитвах и трудах угождала Богу.
Духовный авторитет инокини был настолько велик, что к ней приезжали за словами утешений, советов и с просьбами святых молитв паломники из разных уголков России. По молитвам подвижницы происходило множество чудес.
Но пришел и час кончины инокини Елены. «Весною 1834 года, в половине марта месяца, она заболела, — сообщает биограф. — Но болезнью она не смутилась, душою не скорбела, а бодрствовала, наподобие счастливого путешественника, знающего, что, прибыв на родину, он встретит там нежный привет и ласку… Трудно описать, с какою величайшею радостью и трепетом она произносила слова предпричастной молитвы: «Верую, Господи!» На вопрос не отходившей от нее ни на минуту инокини Евгении (с которой она вместе приехала из Воронежа), почему она с таким особенным чувством возглашала «Верую, Господи!», Елена ответила, что видела святую чашу с тайнами, окруженную небесным сиянием.
Простившись потом со всеми окружающими, марта 23-го дня 1834 года Елена с миром отошла ко Господу, будучи положена во гроб святителя Тихона Задонского, согласно последней воле ее».

Во Флоровском сегодня

Автору этих строк довелось по Промыслу Божиему посетить Флоровский монастырь на следующее утро после ночного обретения мощей подвижницы. Как принято, обретение мощей угодников Божиих совершается по благословению правящего архиерея (для киевских монастырей — митрополита Владимира) и, как правило, в ночное время, оповещается при этом очень узкий круг людей, имеющих непосредственное отношение к раскопкам. Поэтому киевляне не знали о происходящем во Флоровском монастыре в ночь на 17 августа этого года. Мне же пришлось проведывать в обители одну знакомую матушку-художницу, с которой меня связывала многолетняя духовная дружба. И она рассказала мне подробности. Регент левого хора монахиня Флора, инициатор прославления преподобной Елены, дополнила рассказ деталями и фактами.
Мы сидели втроем в тени вьющихся роз в монастырской беседке. От своей знакомой я узнал, что матушка Флора чудом осталась жива после страшной автокатастрофы и верит, что спасла ее именно инокиня Елена. Она стала в обители собирать по крупицам сведения о жизни подвижницы, записывать современные чудеса, совершающиеся в наши дни у могилы подвижницы по ее молитвам. Примеров — несть числа! Киевляне и паломники с утра до вечера посещали почитаемую могилу с чугунной плитой, и слава о святой Елене с каждым годом ширилась, особенно после 1991 года, когда Церковь обрела новые широкие полномочия и была снята всякая цензура на посещение храмов и святынь. А вера в чудесную помощь Божию стала восприниматься как объективная реальность.
Другой почитатель матушки Елены — архимандрит Виктор, настоятель Ильинского храма г. Одессы — также принимал непосредственное участие в обретении мощей. Будучи к тому же членом синодальной комиссии по канонизации, он всю жизнь молитвенно обращался к инокине Елене, веря, что она будет официально прославлена Церковью. И Господь сподобил монаха по вере его возглавлять по благословению митрополита Владимира работы по обретению мощей, облачению их и установлению раки в храме.
В полночь начали раскопки. Копали долго и осторожно. Открыли склеп, в котором… останков не оказалось. Отец Виктор с братией в отчаянии хотел уж опустить руки — не благословил Господь найти мощи. Неужели наша вера будет посрамлена?! — говорил он сам себе. Но вот лопата натолкнулась на стенку из желтого кирпича. Это был другой склеп! Когда вынули первый кирпич, к удивлению всех присутствующих, оттуда выпорхнула белая бабочка и долго летала над раскрытой могилой. Мощи были обретены!
«Благодать была неописуемая!» — рассказывала монахиня Флора. Сестры пели «Святый Боже!», а потом непроизвольно запели Пасхальный канон.
Это было правдой. Я сам, грешный, не ведая о случившемся, почувствовал в монастыре нечто возвышенное и благодатное. При внешнем размеренном ритме монастырской жизни в обители была разлита благодатная радостность. Мы подошли к могиле. Двое сестер продавали свечи и буклеты с описанием жития уже прославленной инокини Елены. Чугунная плита, 175 лет укрывавшая гроб святителя Тихона Задонского с телом преподобной Елены, ныне стояла вертикально у стены. Древняя надпись гласила: «Здесь положено тело рабы Божией монахини Елены Алексеевны, рожденной генеральской дочери Бахтеевой. Жития ея было 78 лет, а в монастыре прожила 60 лет. Скончалася в 1834 году марта 23-го. Положена во гроб святителя Тихона Задонского, который сохранялся у нея 50 лет. Господи, упокой ея душу с праведными».
6 октября этого года митрополит Владимир возглавил литургию и торжества, посвященные обретению мощей преподобной Елены, которые отныне хранятся в раке главного Флоровского храма, куда ежедневно притекают сотни киевлян и паломников.
Преподобная мати Елено, моли Бога о нас!