Гомель храм преображения господня

Спасо-Преображенский храм г.Гомель

Information Other

Страница Преображенского прихода Гомельской епархии.
История Преображенского храма Гомеля тесно переплетается с древнейшей историей самого города. Седая церковная старина этого края уходит своими корнями во времена Киевской Руси. Её первые письменные страницы безнадежно утеряны, и мы можем уповать лишь на будущие археологические открытия. Однако уже сейчас ясно, что старейшие каменные церкви появились в Гомеле в начале XII века, а обильные археологические находки культовых вещей (нательных крестиков, лампад, складней-энколпионов и др.) говорят о проживании в городе XII-XIV столетий православных христиан и священнослужителей. Позднейшая история (XVI-XVIII ст.) застаёт в городе четыре православные церкви — Спасскую (Преображенскую), Никольскую (с начала XVIII века — униатская), Рождества Богородицы (Пречистенскую), Троицкую, римско-католический костёл Девы Марии и с XVIII столетия — старообрядческие храмы и монастырь.
Спасо-Преображенская или просто Спасская церковь относится к числу старейших православных храмов города. Время её основания неизвестно, но уже в первой половине XVI столетия храм существовал. Старинная Спасская церковь располагалась в непосредственной близости от замка Чарторыйских, впоследствии перестроенного Румянцевым.
По своему богатству Спасская церковь соперничала с другими городскими храмами. В середине XVI в. ее настоятель Ерофей (Дорофей) Иванович владел «з давного наданья на тую Церковь» землями Жидоловщиной (Живелевщиной), Моходовщиной и Михаловщиной при деревне Волковичи, здесь же, совместно с крестьянами, бобровыми гонами и островом «на имя Долгий». Пахотные земли, сеножати и «остров Милчицкий» священник «держал» при деревне Дятловичи. В деревне Азаричи ему принадлежал «остров обрубный, прозываемый Катариновский». Вокруг самого города Спасский храм пользовался несколькими пашнями: на обоих берегах речушки Мильчи, в местности Клоники (Клёнки), в урочище Лещине, а также в урочище Новики. Права Ерофея Ивановича подтверждались королевскими грамотами Жигимонта Старого и Жигимонта Августа.
После смерти Ерофея настоятелем церкви и собственником «отчизн церковных» стал его сын Сысой. Ночью 5 мая 1581 года, во время внезапного нападения московских стрельцов, посад и деревянные церкви сгорели. Сгорел и дом Сысоя, находившийся в самом городе. Вместе с ним погибли королевские грамоты и «листы ревизорские» на церковную собственность. На следующий же день Сысой сообщал гомельскому замковому писарю Михаилу Харковичу: «в таким ночным… безвестным наезду неприятельском и запаленю места оные скрыни с тыми правами церковными не могли мы з собою до замку ратовати: бо дей есмы заледве сам з жоною и з детми своими до замку убег; тогды дей тая скрынечка з правами церковными и зо всею убогою маемостю моею в дому моем згорела». Священник хлопотал при дворе Стефана Батория о подтверждении своих имущественных прав. Король оставил священника «при той церкви и всих пожитках и доходах и парафеи, до тое церкви здавна належачих» и разрешил ему в той церкви вести православную службу (11 февраля 1584 г.).
Во время осады замка казацким войском гетмана И.Н. Золотаренко в июне-августе 1654 г. Спасская церковь оказалась в центре сражения: подняв на её колокольню несколько пушек, казацкий предводитель приказал бить оттуда прямой наводкой по крепости. Можно только догадываться, какой ущерб был нанесён церкви в эти переполненные взаимной ненавистью дни.
Инвентаризация 1681 г. указывает, что Спасская церковь стояла на одноимённой улице, рядом жил и её же священник. Огороды и поля церкви располагались «за брамой Речицкой по левой стороне от реки Сожа», прочие поля — в пригородных местностях — в «застенке в Новиках», в урочище Левчина (Лещина) и «застенке» Мильча. В опалённом пожаром сентябре 1737 г. Спасская церковь разделила участь сгоревшего города. Новое здание отстроили после 1756 г.
В документах 1773-75 гг. упоминались имена тогдашних священнослужителей Преображенской (Спасской) церкви: Василия и Михаила Трусевичей, дьячка Денисова и пономаря Титовича. В 1776 г. Спасская церковь пребывала в крайне запущенном состоянии. В 1783 г., подобно другим храмам, церковь получила 36 десятин земли. В это время она была двухприходной, при ней числилось 303 дома, 1532 прихожанина и 1325 прихожанок. После освящения Петро-Павловского храма деревянные церкви Спасо-Преображенская и Свято-Троицкая из-за непригодности были разобраны (около 1824 г.). Спасо-Преображенскую церковь перенесли на новое место, где она и была освящена 6 декабря 1826 г. Ко второй половине XIX в. это была небольшая деревянная церковь, расположенная на закрытом кладбище по Замковой улице, перестроенная иждивением железнодорожных служащих. Каменная колокольня была построена ещё в начале XIX столетия. За алтарём храма находился громадный памятник кирпичной кладки, под которым, по преданию, похоронены кости, вырытые из упразднённых кладбищ, существовавших в глубокой древности на Боярской улице и в начале улицы Замковой.
В 1901 году на средства Синода и доброхотные пожертвования была построена Преображенская каменная церковь. 14 января 1907 года её освятили с выделением к ней прихода с самостоятельным причтом — священника и псаломщика. К новой Преображенской церкви была приписана Волотовская (устроенная Н.П. Румянцевым в 1805г.). Деревянная Спасская церковь была «уступлена», т.е. разобрана и перевезена в одно из селений Гомельщины.
С Преображенским храмом тесно связана судьба видного церковного композитора Николая Владимировича Бутомо. Н.В. Бутомо родился и прожил всю свою жизнь в Гомеле. Его отец, Владимир Петрович, был выпускником Могилевской Духовной Семинарии, по окончании которой женился. В 1905 на праздник Николая Чудотворца у молодых супругов родился мальчик, которого назвали в честь святителя. В 1907 году, когда Николаю было два годика, его отец был рукоположен в священный сан. Указом архиерея он был направлен для служения в недавно построенную Преображенскую церковь Гомеля. В этом храме будущий композитор делал свои первые шаги в церковной музыке: пел и читал на клиросе, а в старших классах гимназии уже самостоятельно управлял хором. Это было время расцвета хоровой культуры: в Москве творили Архангельский, Чесноков, Гречанинов, издавалось огромное количество нотных сборников: Киреева, Извекова, Азеева. Гомельская княгиня Ирина Ивановна Паскевич увлекалась хором: регентовала и всячески поощряла талантливую молодежь. Но в 1914 году началось лихолетье Первой Мировой войны, а затем и революции. Свои первые музыкальные произведения Николай Бутомо написал в 1925 году, когда ему было 20 лет. Несмотря на тяжесть революционных потрясений, издевательства безбожной власти и обновленческий раскол, так волновавший Гомель, Николай был погружен в церковную музыку: много писал и работал с хором Преображенской церкви. Однако пришло время испытаний и для Николая Владимировича. В 1927 году всеми уважаемый протоиерей Владимир Бутомо, отец Николая, был арестован за служение панихиды по бывшему императору Николаю. Протоиерея Владимира на шесть лет отправили в ссылку, а Преображенский храм закрыли и разрушили. Николаю, который к этому времени уже женился, пришлось срочно скрыться. Он перебирается в Добруш, где ему предложили место регента в храме. В Добруше на Благовещение 1928 года у Николая родилась дочь, рождение которой родители восприняли как явный знак Божией милости. Музыка, особенно храмовая музыка, явилась ответным движением боголюбивого сердца композитора на действие благодати Господней. За свою долгую и многотрудную жизнь Н.В. Бутомо (ум. в 1983 г.) написал более 300 произведений, которые исполняются церковными хорами Беларуси, России и Украины.
Воссоздание Спасо-Преображенского храма началось в 2003 году с благословения Высокопреосвященнейшего Аристарха, архиепископа Гомельского и Жлобинского. Для этого благодатного дела Его Высокопреосвященство избрал молодого, энергичного священника. Отец Олег Кострома построил в Речицком благочинии храмы в честь св. великомученика Георгия Победоносца в д. Белое Болото и свт. Николая Чудотворца (Почаевской иконы Божией Матери) в д. Борщевка. В трудах по строительству Преображенского храма настоятелю активно помогал будущий ключарь церкви Ольшанов Игорь Владимирович. 18 августа на живописном берегу озера в новом, динамично развивающемся микрорайоне, Владыко, при огромном стечении молящихся, освятил место закладки возрождающегося, подобно легендарной птице-Фениксу из пепла небытия, храма. Уже на следующий день, 19 августа, на Преображение Господне, был совершен первый молебен с акафистом престольному празднику, на котором присутствовали 150 человек. До снегопадов еженедельные богослужения совершались под открытым небом. Большая армейская палатка выручала прихожан всю суровую зиму. На престольный праздник 2004 года была отслужена первая литургия в новопостроенном здании церкви. В 2005 году Преображенский приход посетил митрополит Минский и Слуцкий Филарет. В том же году в храм были привезены со Святой горы Афон две дивные иконы Матери Божией «Гликофилуса (Сладкое лобзание)» и «Страстная».
В 2006 году Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Аристарх, архиепископ Гомельский и Жлобинский совершил чин Великого освящения храма. Заложенная в 2009 году колокольня завершает воссоздание в камне облика первоначальной, еще деревянной Преображенской церкви. Ныне заканчивается проектирование большого Преображенского собора, во всех деталях напоминающего былое великолепие.
Приход ведет большую миссионерскую деятельность, духовно окормляя Колледж художественных промыслов, школы, детские сады, детский дом. Действуют воскресные школы для детей и взрослых.
С 2005 года Гомельский клуб байкеров «Ночные волки» получает пастырское наставление в стенах храма, для строительства которого члены клуба много потрудились. Издается приходская газета «Фавор», пользующаяся большой популярностью среди прихожан.