Город на семи горах

Самая развратная женщина христианства на картинах, иконах и плакатах

Поговорим о самом секси-персонаже книги «Апокалипсис», о секретах ее привлекательности, предпочитаемом виде транспорта, а также последствиях ее вызывающего образа жизни. Внимание: на картинках будут и чулочки, и небоскребы. И, как обычно, чудовища там всякие, трупы, чума.

Глава 17 (современный перевод)

1 Пришел один из семи ангелов — тех, у которых были семь сосудов, и заговорил со мной:

Про семь ангелов с семью чашами Гнева божьего мы говорили в прошлый раз. Здесь эти чаши в виде сосудов изображены.

Джусто де Менабуои. Фреска в Падуанском баптистерии, 14 век.

— Смотри, я покажу тебе, какая кара ждет Великую Шлюху, сидящую у многих рек. В расширеной иконографии Вавилонская блудница сначала показывается «сидящей на водах», а не на звере. Вот этот редкий вариант изображения, причем она по идее не в зеркало смотрится, а чашу держит. Воды, на которых сидит Блудница — образ, взятый из древних пророчеств, обличавших Вавилон (город Междуречья), в следующих строках главы это уже и обозначение народов, говорящих на многих языках, некоего шума, смешения.

Миниатюра, 13 век, Англия

2 С ней развратничали цари земли, и жители земли упивались вином ее разврата.

Однако в некоторых изображениях эта чаша (изображавшаяся, как мы видели в предыд. главах) иногда чисто символически, полумесяцем или кругом, превращается однозначно в зеркало. И это не правильно, потому что вино и чаша — это символы разврата, блудодейства, которыми отличался Вавилон (символ империи), и об этом мы уже говорили ранее. Впрочем, здесь зеркало тоже в тему, потому что оно становится символом суетности этой Блудницы.

Гобелен «Анжерский Апокалипсис», 14 век

3 Затем он привел меня, охваченного Духом, в пустыню.

То, что Иоанн видит Блудницу имено в пустыне — не просто так. Пустыня для иудейской мифологии — вечное место всяких гадостей.

Худ. Gary Dorning, наши дни.

Я увидел женщину, сидевшую на красном звере, покрытом кощунственными именами.

И вот в тексте книги наконец появляется хрестоматийный образ Блудницы, сидящей на звере.

Художник Георгий Шлихт, 1940-е.

У зверя было семь голов и десять рогов.

Однако с этим зверем возникает у комментаторов некий затык. Дело в том, что непонятно, что это за зверь-то (можете освежить в памяти зоопарк предыдущих глав, глядя на набор карточек). По тексту текущей главы, он багряный (красный), у него 7 голов и 10 рогов, и он целиком покрыт кощунственными именами (титулами цезарей типа «божественный» или «спаситель»).

В предыдущих главах у нас уже было два персонажа с таким же набором числительных: Красный дракон (сатана) и леопардовый Зверь из моря (антихрист), причем у второго имена были только на голове. Одни комментаторы отождествляют нового «Зверя багряного» с драконом, другие со Зверем из моря; единого мнения нету.

Худ. Philip Malpass, наши дни.

4 Женщина была одета в пурпурные и алые одежды, она блистала золотом, драгоценными камнями и жемчугом.

Блудница обозначает развратный и богатый город Рим (столицу), а зверь (возможно) — Римскую империю.

В руке она держала золотую чашу, полную мерзости и нечистот ее разврата.

Чаша — обязательный атрибут ее изображений. В период Реформации в протестантских странах Вавилонскую блудницу изображали, вспоминая первоначальное значение антиримской агитации, в папской тиаре. То есть уже католическая власть, католический рим становились символом разврата. Здесь ей поклоняются цари.

«Лютеровская библия», 1534

5 На лбу у нее написано имя, и оно тайна: ВАВИЛОН, ВЕЛИКАЯ СТОЛИЦА, МАТЬ ШЛЮХ И МЕРЗОСТЕЙ ЗЕМЛИ.

Надпись на лбу — возможно, образ из быта: римские проститутки писали свои имена на налобных повязках. Изображений по букве текста я не нашла, только вот такое, где у нее над головой написаны эти слова.

Старообрядческая рукопись, ок. 1800

6 Я увидел, что женщина пьяна от крови народа Божьего и крови свидетелей Иисуса.

Пьяную Блудницу корежит. Смысл образа в том, что Рим упивается мучениями тех христиан, которых убивал за веру.

Миниатюра 13 века.

Увидев ее, я не мог прийти в себя от удивления.7 Ангел сказал мне:

— Почему ты удивился? Я объясню тебе тайну женщины и зверя с семью головами и десятью рогами, на котором она едет верхом.

Автор этой иллюстрации считал Зверя багряного Блудницы — Зверем из моря, которого принято рисовать с леопардовой шкуркой. Кстати, далее по тексту ангел дает расшифровку значений голов и рогов Зверя багряного — иногда эти слова используют для объяснения голов Зверя из моря, но, как мы видим, это отождествление не железное.

Апокалипсис герцогов Савойских, 15 век

8 Зверь, которого ты видел, был, а теперь его нет. Но он скоро выйдет из Бездны и придет себе на погибель. Жители земли, имена которых не вписаны в книгу жизни со дня сотворения мира, будут дивиться, когда увидят зверя, потому что он был, его нет и он будет.

Тут он и багряный, и леопардовый одновременно

9 Здесь нужны ум и мудрость. Семь голов — это семь холмов, на которых сидит эта женщина. 10 Они же семь царей: пять уже погибли, один есть, а другой еще не пришел, и, когда придет, ему недолго оставаться. 11 А зверь, который был и которого нет, он восьмой; он из тех же, что и те семеро, и идет к своей погибели.

Пророчество выше я толковать не буду: версий много, его накладывают например, на список цезарей к году написания «Апокалипсиса», на списки королей или советских генсеков, кому интересно, копайтесь сами. Смысл в том, что предсказан срок конца света — сейчас правит шестой, потом придет седьмой (которому править не долго). А восьмой будет как раз Зверь-антихрист.

Рукопись из Брюгге, 1470-е.

12 Десять рогов, которые ты видел, это десять царей, которые еще не получили царства, но вместе со зверем получат царскую власть на один час. 13 У них одна цель, и свою силу и власть они отдадут зверю.

10 царей Апокалипсиса, которые еще не получили царства — возможно, речь идет о десяти парфянских сатрапиях, либо же есть версия, что это провинции Рима.

Беатус Сен-Север, 11 век

14 Они будут воевать с Ягненком, и Ягненок их победит, потому что Он Господь Господ и Царь Царей, и вместе с Ним будут те, кто Им призван, Им избран, кто Ему верен.

Сначала эти 10 царей восстанут на христианского Бога, но он их победит.

15 Он говорит мне:

— Реки, которые ты видишь, — у них сидит Шлюха — это народы, толпы, племена и наречия.

Про символику вод мы уже говорили выше. На этой картинке много чего совмещено — Зверь багряный изображен как Зверь, выходящий типа из моря. В небесах опустошаются 7 чаш гнева божьего из предыдущей главы. На заднем плане — текущая империя зла, которая уже не Рим, а нечто более знакомое нам.

Худ. Nancy Macgregor, наши дни.

16 Эти десять рогов, которые ты видел, и зверь возненавидят Шлюху, и разорят ее, и оставят ее в наготе, они будут пожирать ее плоть и жечь ее огнем. 17 Потому что Бог вложил в их сердца желание исполнить Его замысел и в полном согласии между собой отдать царскую власть зверю до тех пор, пока не свершатся Божьи слова.

10 рогов = 10 царей, символ мощного врага, внутреннего или внешнего, который обрушится на Блудницу, т. е. империю, и уничтожат ее.

18 А женщина, которую ты видел, это великая столица, которая царствует над царями земли.

Наталья Гончарова. «Дева на звере». 1911

Глава 17 (синодальный перевод)

1 И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; 2 с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.

By G. Roland Smith

3 И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

By Philip Malpass

4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; 5 и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.

Вавилонская блудница. Белый козел рядом — наверно, Зверь из земли

Фреска церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль). Конец XVII в.

6 Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим.

Блудница веселится от крови христианских мучеников, 13 век

7 И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. 8 Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. 9 Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, 10 и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. 11 И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.

Леди Фрида Харрис, «Вожделение» (1938—43), воспроизведено по колоде Таро Тота (U.S. Games Systems).

12 И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. 13 Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю.

Вот здесь соединены все сюжеты, разглядывайте.

«Фламандский апокалипсис», 15 век

14 Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.

А это «Вавилонская блудница» Дюрера, 1498. Тут тоже разобраться в деталях — мозг сломать.

15 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.

Уильям Блейк, 1809

16 И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне;

Изображение Блудницы в огнях пламени — достаточно популярный сюжет в миниатюрах

Выражение «на семи холмах» очень удачно вписалось в концепцию Третьего Рима — жалко было отказываться! Но где в Москве семь насчитали?

Отвечает москвовед Алексей Клименко:
— Если смотреть на Москву с последних этажей высотных зданий, то холмы видны очень отчётливо. Да и, гуляя пешком по городу, нередко ощущаешь, что дорога идёт то вверх, то вниз.
Когда-то на месте Белокаменной плескалось море, а поверхность дна была гладкой. Но со временем обитатели моря умирали, на дне появлялись отложения и неровности. Ещё через некоторое время море ушло, но пришёл ледник и приволок с собой огромные валуны, которые также меняли рельеф. Внесли свою лепту и реки, и болота, которых здесь было в избытке. Всё это придавало ландшафту рельефное разнообразие, которое сохранилось и по сей день.
Так семь или больше?
Теория о семи холмах, на которых якобы стоит Белокаменная, появилась на Руси в Средние века вместе с выражением «Москва — Третий Рим».
Тогда Великое княжество Московское значительно расширилось, и необходимо было укреплять его государственность, в том числе идеологически. Москва стала претендовать на такое же политическое главенство, каким когда-то обладал Вечный город, действительно стоявший на семи холмах. Рим был, разумеется, первым, вторым стал Константинополь (ныне Стамбул) — сердце Византии, — тоже стоявший на холмах.
После того как в 1453 г. Константинополь пал под осадой османских турок, вакансия на роль мировой столицы освободилась. А состоявшаяся позже свадьба царя Ивана III с византийской царевной Софией Палеолог закрепила наши моральные претензии на наследование роли Византии.
«Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать» — эта фраза старца Елеазарова монастыря Филофея, сказанная им в 1523 г., стала лозунгом Москвы.
Выражение же «на семи холмах» очень удачно вписалось в концепцию третьего Рима — жалко было отказываться! Но где в Москве семь насчитали? Ведь на момент основания на территории города (то есть внутри оборонительных стен) холм был всего один — Боровицкий!
Легенда о семи холмах появилась позднее. Путешественник и дипломат Яков Рейтенфельс, побывавший у нас в 1670-х гг., писал: «Красоте города немало способствуют семь умеренной высоты холмов, на которых Москва отлого возвышается». Число 7 считалось сакральным, и люди верили, что семь холмов сулят городу жизнь вечную, благополучную и славную.
Где ещё есть подобное?
Городов на холмах в мире немало. Знаменитый холм американской столицы — Капитолий — известен во всём мире. Сан-Франциско по­строен на таких крутых горках, что трамваи поднимаются вверх с помощью тросов. С вершин Праги открываются потрясающие виды на старый город. Самый высокий из холмов Эдинбурга носит гордое название «Трон Артура».
Немало холмистых городов и в России. На горке в Смоленске возвышается чудесный Успенский собор. Старинный Тутаев построен на высоком холме у перевоза через Волгу. А Екатеринбург стоит на склонах Урала.
С горки на горку
Боровицкий холм положил начало Москве — именно здесь, на высокой горке, покрытой сосновым лесом (бором или боровицей — это забытое слово означает «место, покрытое лесом»), начал строиться наш город. Верхушку этой горки иногда называли Маковицей (макушкой), там сейчас Соборная площадь Кремля. На кромке холма (на «лбище» или «взлобке» по-старинному) находится Лобное место.
По этому самому «взлобку» Боровицкий холм переходит в соседнюю Псковскую горку, что ближе к Китай-городу. Именно там почему-то селились приезжающие в столицу жители Пскова.
Таганский холм, больше известный как Швивая горка, по одной из легенд, обязан своим названием цирюльникам, которые селились в тех краях. А там, где бреют бороды и стригут волосы, как не быть вшам?
Со временем Вшивую горку переименовали в Швивую, но, правду сказать, благозвучия это не прибавило.
Кстати, современная Гончарная улица когда-то называлась улицей Вшивая Горка. По некоторым другим версиям, название появилось или оттого, что здесь жили портные (швецы), или тут росла сорная трава ушь, иногда её называли «ушивая». Зато сейчас на месте горки стоит высотка на Котельнической набережной.
Ивановская горка — красивейшее место Москвы (на неё поднимается улица Забелина), на её вершине построен Иоанно-Предтеченский монастырь. В тех краях располагаются пере­улки знаменитой Хитровки — в XIX в. места криминального и крайне опасного.
Красный холм (то есть «красивый») называли ещё Страст­ным или Тверским, на нём когда-то находился Страстной монастырь.
На Староваганьковском холме, прямо напротив Кремля, выстроен дом Пашкова. В древности на возвышенностях устраивали ритуальные игрища, отсюда и название холма — от старорусского слова «ваганить» — «играть».
На месте Чертольского холма сейчас стоит храм Христа Спасителя. Название холм получил от стекавшего с него ручейка — такого извилистого, будто его «чёрт рыл».
Но есть ещё в столице ­Лефортовский холм (его иногда называют Введенскими горами).
Вошли в черту Москвы Воробьёвы и Крылатские горы, бывшие когда-то дальними деревнями, присоединилась Поклонная гора, частично срытая во время строительства Кутузовского проспекта.
АиФ