Храм климента папы римского

МОСКОВСКИЙ КЛИМЕНТОВСКИЙ ХРАМ

Московский храм сщмч. Климента Римского

Московский храм в честь Преображения Господня с приделом священномученика Климента, папы Римского (Московская епархия)

  • Престолы: Спаса Преображения, свт. Николая Чудотворца, Рождества Пресвятой Богородицы, Вознесения Господня, иконы Божией Матери»Знамение», сщмч. Климента, папы Римского, иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», сщмч. Петра Александрийского
  • Адрес: Россия, 119017, Москва, ул. Пятницкая, 26, стр.1
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

С середины XVI в., во время царствования Иоанна Грозного, по линии нынешнего Климентовского переулка селились стрельцы. Видимо, в центре их зареченской слободы располагался Свято-Климентовский храм, т.к. называлось это место Климентовский городок, или острожец, осторожок.

Уже на первой карте Москвы — «Годунове чертеже» 1597 г., обозначена деревянная Климентовская церковь. Присутствует она и на последующих планах — «Сигизмундове» 1610 г., Олеария 1636 г., Мериана 1643 г. и других.

Сражение 24 августа 1612 г. у Климентовского острожка стало тогда для России символом мужества православных воинов. Именно у Свято-Климентовской церкви началось освобождение Москвы от польсколитовских захватчиков, здесь произошел перелом в ходе баталий, решавших судьбу государства Российского.

Восстановления храма после Смутного времени

После подписания в 1618 г. перемирия между Россией и Польшей завершилось опустошительное «лихолетье» и началось постепенное восстановление мирной жизни. «Московская разруха» оставила только выжженное поле в еще недавно процветавшем Климентовском острожке. Всего около двух тысяч стрельцов вернулось на родное пепелище. Все приходилось начинать сначала. Восстановленный храм впервые упоминается под 1625 г. в «Ружных книг» Патриаршего Казенного приказа. По-видимому, главный его престол изначально был посвящен священномученикам Клименту, папе Римскому, и Петру Александрийскому. Однако церковь традиционно величали Климентовской.

Во второй половине XVII в., когда к этому храму пристроили более обширный — Знаменский, с приделом в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского, его иногда называли Знаменским. В церковной ризнице хранилась древняя рукопись «Сказание о бывшем чудеси от святых икон Знамения Пресвятыя Богородицы и Святителя Николая». В этом списке второй половины XVIII века повествовалось о думном дьяке Александре Степановиче Дурове († 1671), которого в 1636 г. оклеветанного пред царем Михаилом Федоровичем, обвинили в измене и осудили на смертную казнь. Горячая молитва царского слуги перед иконами Богородицы и святителя Николая оказалась услышанной «на небесех». Предстательством Пресвятой Девы и угодника Божия Николая царь вернул Дурову все надлежащие ему привилегии, наделил вотчинами и наградой из царской казны. В память о своем спасении и в назидание будущим поколениям чиновник устроил на месте своего дома каменную церковь, украсив ее «всяким благолепием», передав туда обе иконы. К образу святителя Николая был прикреплен серебряный ковчежец в виде панагии с частицами многих святых мощей, «означенных вырезанными буквами на крышке этого ковчежца». Таким образом, зафиксированная в «Ружных книгах» под 1662 г. новая церковь «у Климента» и есть обетный Знаменский храм Дурова. Из чертежа 1789 г. следует, что был он небольшого размера, с трехчастным алтарем. Южный Никольский придел имел свою алтарную апсиду, за которой располагался погост, а далее — дворы причта. По причине нищенского содержания, поступавшего от малочисленных прихожан обеих церквей, их окормлял один и тот же клир.

В 1730 г., по прошению настоятеля храма о. Симеона Васильева появился указ, дозволявший в Знаменской церкви «старый свод разобрав поднять в вышину и построить вновь, также и престол в той же церкви сделать посреди алтаря понеже оный престол стоял к одной стороне».

Строительство нового каменного храма

В апреле 1756 г. отец Симеон с «приходцкими людьми» в поданном в Московскую духовную консисторию прошении отмечал, что «предел и трапеза от давних лет пришли в ветхость, отчего службу Божию исполнять весьма небезопасности, чего ради желаем мы вновь перестроить… на том же месте и в тоже наименование». После того, как осмотревший трапезный храм благочинный Замоскворецкого сорока засвидетельствовал его «ветхость и безнадежность», последовал синодальный указ, разрешавший строительство. Все расходы принял за себя богатейший предприниматель коллежский асессор Козьма Матвеевич Матвеев (около 1707-1775), имевший в приходе храма огромную усадьбу (ныне дом № 31 по Пятницкой улице). К тому же Матвеев обладал высоким художественным вкусом и был связан с Императорской Академией художеств. В 1862 г. в газете «Московские ведомости» Р. Игнатьев опубликовал статью, в которой утверждал, что строителем и благодетелем Свято-Климентовского храма являлся видный дипломат и государственный деятель А.П. Бестужев-Рюмин. К сожалению, это повествование, не подтвержденное никакими документальными свидетельствами, подхватили современные исследователи. Причем, они игнорировали вышедшее еще в 1863 г. в газете «Наше время» опровержение статьи Игнатьева, основанное на данных архива Московской Духовной консистории и впервые достаточно полно излагающее историю строительства церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Кстати, в упомянутом выше ее «Кратком историческом описании», изданном в 1904 г., автор, а им, видимо, являлся настоятель А.С. Парусников, нет ни слова о великом канцлере Бестужеве-Рюмине.

В феврале 1758 г. осмотревший возведенные храмовые строения член Московской духовной консистории протопоп Рождественского собора Иаков Григорьев заявлял, что при церкви Знамения Пресвятой Богородицы новая трапезная имеет два придела: южный — «Климонта Папы Римского», северный — во имя иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», «в которых и престолы устроены в указную меру, также образами и всем церковным благолепием оные приделы украшены и одежды на престоле и на жертвенниках в готовности и сосуды церковные устроены, и ко освящению их совсем приготовлены». Тогда же были получены новые антиминсы. 14 февраля 1758 г. митрополит Московский и Севский Тимофей (Щербацкий) (+ 1767) освятил Свято-Климентовский придел.

Сдержанный внешний вид древней Знаменской церкви, вероятно, определил компактность новой трапезной и колокольни, архитектурное решение которых соответствовало нормам московской зодчества середины XVIII века. По московской традиции, автором проекта трапезной и колокольни считается архитектор А.П. Евлашев.

В мае 1762 г. «доброхотный и боголюбивый вкладчик» К.М. Матвеев обратился к Московскому митрополиту Тимофею с прошением, в котором выражал желание вместо «настоящей каменной церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы» вновь на том же месте «обширную каменную своим коштом разобрав построить». Скоро последовавший указ Московской духовной консистории позволял купцу «то строение производить в силу правил святых отец, и престолы устроить в указную меру, и построя убрать иконостасами и святыми иконами и протчим церковным благолепием украсить и всею церковною утварью удовольствовать неоскудно».

В мае 1770 г. строительство было окончено. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий (Зертис-Каменский) (+ 1771) благословил освятить новый обширный престол во имя Преображения Господня. Приделы же посвятить Знамению Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. На хорах «два придела учинить… поставкою иконостаса со святыми иконами во имя Вознесения Господня да Рождества Богородицы и все пять престолов на выданных на атласе антиминсах освятить дозволить».

Чин освящения главного престола в честь Преображения Господня совершил Московский архиеп. Амвросий в Духов день, 24 мая 1770 г. Расположенный справа от него Никольский придел был освящен 11 июня, левый, Знаменский, — 25 августа. Богородице-Рождественский придел слева на хорах освятили 7 сентября. А придел во имя Вознесения Господня, по неясным причинам, был освящен только через несколько лет — 28 мая 1774 г.

В 1770 г. Матвеев пожертвовал храму большой колокол. Еще одним колоколом храм обзавелся через 12 лет. Всего колоколов насчитывалось восемь.

По главному престолу новый храм стал именоваться Преображенским, но даже в официальных документах гораздо чаще встречается его древнее, исконное название — Климентовский. Он стал украшением не только Замоскворечья, но и всей древней столицы. По описи, проведенной в 1770-1771 гг., уникальное творение неизвестного зодчего оказалось в числе пяти «наилучших во всей Москве» храмов. Авторство приписывали Ф.Б. Растрелли, А.П. Евлашеву, С.И. Чевакинскому, И.Ф. Мичурину, И.П. Жеребцову, И.Я. Яковлеву. Наиболее убедительным кажется предположение об участии итальянского архитектора П.А. Трезини в разработке проекта замоскворецкой святыни, воплощенного позднее московскими архитекторами.

В 1783 г. вдова К.М. Матвеева пожертвовала деньги на первые ремонтные работы в церкви, пострадавшей от наводнения. Тогда указом Московской духовной консистории дозволялось «исправление прописанных в Климентовской церкви ветхостей», «приделные иконостасы попрежнему возобновить», во всей церкви перестлать и повысить пол, выбелить стены, починить купольный крест. Разрешалось также выдать новый антиминс в Неопалимовский придел взамен износившегося.

В архивных источниках особо отмечались иконы старого письма, относящиеся к XVI в. и бывшие, вероятно, еще в древнем разобранном храме: «Живоначальная Троица», «Успение», «Благовещение», «Покров», «Святители Петр, Алексий, Ион, Московские и всея России чудотворцы», «Святой апостол и евангелист Лука», «Моденский» образ Божией Матери. Икона священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского XVI в. имела ковчежец с частицами их нетленных мощей. Прикрепленные к доске этого образа три креста содержали более чем тридцать частиц святых мощей.

Вдоль южной границы участка Свято-Климентовского храма благодеянием Козьмы Матвеева были возведены богадельня, дома для духовенства и церковнослужителей, а также доходный дом, который причт сдавал внаймы. Разумеется, эти здания перестраивались и реконструировались. До сих пор они сохранились, и хорошо просматриваются в фасадах многоэтажных домов, выходящих на церковный двор.

После пожара 1812 года

После пожара 1812 г. в храме оказалась «крыша повреждена, а внутри цела. Иконостасы и святыя иконы невредимы во всех приделах. Два престола с антиминсами и два жертвенника на своих местах и нечем невредимы. Утварь церковная вся похищена. Книги церковныя имеются… Священнослужители все налицо… Церковной суммы находилось 200 руб. медно, из которых в наличности находится только 22 руб., а прочая вся разграблена… домов священно и церковнослужительских… шесть, церковные три и собственные деревянные три, все сгорели». Огонь не пощадил все приходские дворы, которые заново отстраивались на деньги, частично выделенные Святейшим Синодом. В 1813 г. благодаря пожертвованиям дворян Костромской губернии был восстановлен Свято-Климентовский придел в теплой трапезной.

В прошении настоятеля о. Иоанна Васильева 1814 г. сказано, что «настоящая холодная Преображения Господня церковь после неприятеля еще и доселе не освящена и святого антиминса нет». Его выдали храму «по архипастырской резолюции» 11 июля, а 8 сентября совершился чин освящения Богородице-Рождественского и Никольского приделов с возложением на их престолы новых антиминсов. Через 4 года был освящен Знаменский придел.

В описи церковного имущества 1817 г. отмечено: «Иконостас весь резной с колоннами самого лучшаго художества весь позлащен червонным золотом. Нижний ярус: местные иконы писаны самыми лучшими художниками на кипарисе, вообще и весь иконостас писан при Императорской Академии Художеств». Он оригинален по композиции и отличается совершенной деревянной резьбой. В церковной ризнице хранились уникальной работы хоругви, напрестольные кресты, книги в драгоценных переплетах (самая ранняя — Евангелие 1654 года, московской печати), а также высокохудожественные предметы церковной утвари — паникадила, подсвечники, сосуды. Но подлинным шедевром являлась напрестольная резная сень в виде балдахина на восьми витых колонках — редчайший образец барочного декоративно-прикладного искусства. Ныне сень хранится в Донском монастыре как экспонат Научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева. Высокое мастерство исполнения присуще также храмовым скульптурам и иконам.

В 1819 г. в церкви заменили ветхие образа и для теплой трапезной изготовили два новых одинаковых иконостаса взамен обветшавших.

Московский храм сщмч. Климента Римского, 1882 год

Во второй половине XIX в. благосостояние Климентовского храма улучшилось. Его счет пополнялся государственными пятипроцентными банковскими билетами Восточного займа, поступавшими от жертвователей. Большой вклад в церковную казну внесло купеческое семейство Куниных, особенно после того, как в 1886 г. церковным старостой стал С.А. Кунин. В 1880-х гг., при настоятеле протоиерее Николае Тольском, содержание причта определялось уже как «достаточное». В 1882 г. на деньги, завещанные Свято-Климентовскому храму на поминовение «купеческой женой Куниной», напротив его южного крыльца построили двухэтажный каменный дом для причта, просвирни и женской богадельни на 6 человек.

Приход великолепной и огромной Свято-Климентовской церкви на протяжении всей ее истории оставался малочисленным и бедным. Причт не справлялся с необходимостью постоянно поддерживать в благолепии уникальное храмовое убранство. Только однажды в архивном документе встречается упоминание, что «вся означенная церковь находилась в твердости, утварью довольна и внутри все исправно». Чаще, буквально из года в год, появлялись записи, типа: «Зданием каменная, многия имеет ветхости, а имянно крыши как на холодной и на теплой церкви во многих местах проржавели. Четыре главы облиняли и ржавеют, снаружи штукатурка во многих местах обвалилась, паперть и ограда кругом всей церкви обветшали, в холодной церкви многие рамы от долговременности повредились». Церковные ведомости постоянно фиксировали «посредственное» содержание Климентовских церковнослужителей. На их бедственное положение в 1853 г. откликнулся митрополит Московский Филарет (Дроздов) (+ 1867), по резолюции которого замоскворецкому храму было выделено пособие в размере 300 рублей.

Ремонтные работы в конце XIX века

Однако средств катастрофически не хватало на необходимые ремонтные работы в сыром и холодном храме, где даже в летние месяцы богослужения проходили «не без опасности для здоровья молящихся и причта». Лишь в конце 1890-х гг. появилась финансовая возможность для проведения ремонта. Руководил реставрацией известный московский архитектор А.А. Латков. Он провел капитальные работы очень быстро и качественно. Старый чугунный пол заменили метлахской плиткой, изготовили новые оконные рамы и колоды, переделали двери, исправили штукатурку, что позволило впервые расписать стены «в строгом соответствии с общим стилем храма». Тогда произвели реставрацию всех икон, «согласно с тем, как они были написаны первоначально», и, возобновили позолоту иконостаса, напрестольной сени и всех киот для икон, «под непременным условием сохранения стиля его и рисунка резьбы и орнаментации в неизменно первоначальном виде». Устроенное в Свято-Климентовской церкви паровое отопление позволило проводить богослужения ежедневно.

17 сентября 1900 г. возобновленный храм освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) (+1918).

Действующее с начала XX в. при церкви приходское попечительство старательно изыскивало возможности для увеличения ее доходов. Так, в 1901 г. к дому, возведенному в 1882 г., с востока пристроили узкий трехэтажный корпус, торцом к Пятницкой улице. В этом доходном доме, помимо всякого рода торговых, кустарных «заведений» и квартир, на первом этаже открыли церковно-приходскую школу.

В 1915 г., когда в Свято-Климентовском храме полностью прогнила крыша, и, несмотря на целые стропила, началась довольно сильная течь, ремонт вновь стал неизбежен, была перекрыта заново вся кровля главной Преображенской церкви, «но без… изменения прежнего вида ея и цвета окраски».

Авторы путеводителя «По Москве» 1917 г. писали: «Издали, на фоне Замоскворечья, и вблизи храм с пятью его куполами производит одинаково сильное впечатление своей спокойной красивой громадой. Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка».

Храм в советский период

Московский храм сщмч. Климента Римского, середина XX века

После Октябрьской революции 1917 года вокруг священника А.С. Парусникова сплотилась община верующих. Стараниями сотрудников Центральных Государственных реставрационных мастерских Наркомпроса и Комиссии по охране памятников искусства и старины при Московском Совете рабочих и крестьянских депутатов церковь во имя священномученика Климента, папы Римского, одной из первых получила статус «памятника архитектуры».

В ходе кампании по изъятию церковных ценностей 1922 года из храма были конфискованы серебряные церковные предметы, весом в три пуда двадцать семь фунтов, для передачи в фонд помощи голодающим. В протоколе конфискации перечислены 24 ризы, 8 лампад, 3 дарохранительницы, 2 напрестольных креста, 2 кадильницы, 2 крышки от Евангелий, сосуды для причастия и жемчужное шитье с простыми камнями. Храму оставили лишь самое необходимое для богослужения. Все иконы остались на своих местах, что зафиксировано в протоколе осмотра Климентовской церкви в октябре 1923 г., проведенного Музеем старой Москвы.

В 1925 г. силами приходского совета в храме был произведен скромный, явно недостаточный ремонт, после которого церковь продолжала ветшать.

В 1929 г., ссылаясь на постановление ВЦИКа и СНК СССР «О религиозных объединениях» и незначительную посещаемость верующими храма, его вознамерились закрыть. Сразу же появилось множество организаций, желающих занять большое здание в самом центре столицы, причем каждая пыталась перепрофилировать храмовое пространство под свои цели. Это и Театральный музей имени А.А. Бахрушина, и завод «Богатырь», и Центрархив ВЦИКа. Однако в начале 1930-х гг. новых «хозяином» церкви оказался рабочий ЖСК «ВСНХовец». Этот кооператив планировал снести великолепный «памятник архитектуры высшей категории» с его уникальной оградой. На их месте предполагалось разбить сквер и построить детский сад.

Храм был закрыт в апреле 1934 года и передан в аренду Государственной библиотеке имени В.И. Ленина. Его пространственную среду переоборудовали под нужды книгохранилища.

Стараниями Комитета по охране памятников при ВЦИК здание церкви уцелело, но большую часть уникальной ограды спасти не удалось. В 1936 г. начали готовиться к реставрации сильно обветшавшей церкви, но помешала Великая Отечественная война.

После войны храм выглядел удручающе. На месте бывшего погоста разбили сквер, в центре которого соорудили подземный общественный туалет.

Во второй половине 1940-х гг. в колокольне церкви жил ее бывший настоятель протоиерей М.Ф. Галунов, служивший в те годы в храмах Воскресения Словущего, на Успенском вражке, и Преподобного Пимена Великого, в Старых Воротниках.

Возрождение храма

В 1990 г. исполком Моссовета удовлетворил ходатайство патриарха Московского и всея Руси Алексия II о передаче верующим храма.

20 марта 2005 года в храме была отслужена Божественная Литургия.

В конце 2008 года по благословению Патриарха и решению Правительства Москвы в храме начались масштабные реставрационные работы. В конце 2013 года все основные строительные и отделочные работы были завершены, и с этого времени приход храма приступил к благоукрашению интерьеров и реставрации икон.

Храм является памятником архитектуры Федерального значения и включен в один из основных экскурсионных и паломнических маршрутов Золотого Кольца Москвы.

> Святые

  • сщмч. Сергий Успенский, служил псаломщиком с 1901 по 1904 г.
  • сщмч. Константин Любомудров, служил священником с 1928 по 1932 г.

LiveInternetLiveInternet

Не устаю я удивляться промыслу Божьему. Вчера собрала папочку про церковь святого Климента что в Замоскворечье — до тех пор, пока время будет покопаться в истории. Но вот ведь как — в новостях вчера же рассказали о том, что вот, НАКОНЕЦ-ТО, полностью восстановили храм священномученика Климента, о единственности этого храма для архитектуры Москвы, о его идеально воссозданном барочном интерьере.

Как было устоять?

Если выйти на станции метро Третьяковской, то не миновать изящной высокой церкви удивительной красоты…

Первая церковь святого Климента на этом месте упоминается ещё в 1612-м году в связи с боями защитников Москвы против польско-литовских войск. Затем был выстроен каменный храм. А уж в 1769-м году на средства купца К. М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. После окончания строительства храм включал семь престолов с семью иконостасами – огромное число для приходской церкви. Помимо приделов в храме и его трапезной, ещё два придела были освящены на хорах.

И стоял он тут, радуя своей красотой, да случилась Октябрьская наша революция. И церкви стали не нужны…

«В центре Замоскворечья одновременно исчезли церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой улице (на ее месте потребовалось соорудить выход станции метро «Новокузнецкая»), Никиты Мученика на Новокузнецкой улице (здесь построили жилой дом для работников милиции), Покрова Богородицы в Голиках, где родился А. Н. Островский (место отводилось под сквер и детскую площадку). Та же участь ждала и Климента, если бы не вмешательство академика Игоря Грабаря. Одним из доводов, как он сам рассказывал впоследствии студентам, было предположение об авторстве знаменитого московского архитектора Д. В. Ухтомского. Созданные Ухтомским Красные ворота сносились — тем самым Климент оставался единственным уцелевшим творением зодчего. Кроме того, задуманный на месте храма сквер можно было разбить за счет территории обращенного к Пятницкой улице церковного погоста, для чего требовалось лишь убрать церковную ограду -чудо кузнечного искусства XVIII века.»

По другой версии предположительно, церковь выстроил И. Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини, а заступился за храм сам Климент Ворошилов, не забыв своего святого покровителя.

Фигурируют так же имена архитекторов Евлашева, Мичурина, Растрелли, Бланка.

Здания без любви и заботы, как и люди, ветшают и старятся. Так выглядел храм в 20-30-х годах:

Так — в 40-50-е

А вот так в 90-х года 20-го столетия

А теперь представьте, что в таких условиях с 1934-го по 2008-й год находились запасники Государственной библиотеки имени Ленина. Никаких условий для правильного хранения, даже стекла не были везде вставлены, не было отопления. И всё же сотрудникам удалось сохранить пять из семи церковных иконостасов, существенную часть лепного декора и другие элементы интерьера.

Почти век продержалось прекрасное творение рук человеческих в ожидании, что о нем вспомнят… За шесть лет удалось полностью восстановить внешний вид и интерьер храма. И вчера в своей речи митрополит Кирилл сказал, что, если бы сюда попали те, кто жил сто и более лет назад, они бы сказали: да, это та самая церковь…

ИКОНОСТАСЫ ЦЕРКВИ КЛИМЕНТА

По богатству своих фасадов Климентовский храм принадлежит к выдающимся образцам барокко в Москве.

Основной объем увенчан пятью мощными куполами на высоких световых барабанах и обильно украшена лепниной, изображающей херувимов, раковины и рокайли.

Узорные решётки использованы как в церковной ограде, так и непосредственно на здании храма, над его карнизами.

Не смотря на то, что церковь стоит в плотном окружении домов, и фотографировать её трудно, отовсюду видны и радуют глаз её высокие яркие купола…

Материалов об этой интересной церкви, к сожалению, не много, но попались очень интересные и даже довольно подробные описания. Ну и, конечно, Википедия)))


Всего 23 фото
В Климентовском переулке между Пятницкой и Большой Ордынкой, в двух шагах от Третьяковской галереи можно найти образец не совсем традиционной православной церковной архитектуры — церковь Священномученика Климента, Папы Римского. Эта красивая церковь в стиле барокко была построена по проекту швейцарского мастера Пьетро Трезини в 1762 -1774 годах.

Священномученик Климент, в честь которого названа церковь — святой первого века, ученик апостола Петра, считающийся первым Папой Римским. Роль Климента заключается в том, что будучи патрицием, то есть царского рода,он принес христианство в высшие слои общества. До Климента христианство было религией рабов. С приходом Климента на кафедру римских епископов христианство стало религией не только рабов, но и высших слоев общества — патрициев, воинов, свободных граждан.
02

Храм пережил пожар Москвы 1812 года, войны и революции, сохранив подлинные интерьеры XVIII века, чудом дошедшие до нашего времени.
В 1612 году это место было прославлено первым боем, данным ополчением Минина и Пожарского полякам, возглавляемых литовским гетманом Ходкевичем. На этом месте у Климентовского острожка ополченцами был взят маленький городок — острожец. Этот острожец был полон боеприпасов, продовольствия, всем тем, что поляки готовили для взятия Кремля. И хотя полную победу еще предстояло завоевать, бои у церкви во имя священномученика Климента, Папы Римского, явили веру «непоколебимо» сражавшегося русского ополчения за независимость Родины. Автор «Краткого исторического описания московской Климентовской, что на Пятницкой улице, церкви» отметил, что «сражение при Климентовском острожке было как бы зерном спасения Москвы и России», а сам храм, как свидетель этого важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества». Таким образом, священномученика Климента Римского, наравне с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, можно считать Небесным заступником русской армии.

Тогда современного храма здесь еще не было. Здесь стоял храм XVI века, одна стена которого сохранилась при строительстве нового храма в ХVIII веке до настоящего времени. Сохранившаяся в память древнего храма стена говорит о том, что здесь храм стоял несколько веков ранее 1612 года. Таким образом, история храма восходит к тем временам, когда святой Климент был также широко почитаем на Руси, как Святитель Николай сейчас.
03 План церкви Климента, Папы Римского. План церкви, трапезной, колокольни

План отсюда
Современный облик храм приобрел в середине XVIII века. Храм был построен с поистине дворцовым великолепием: использование стилей барокко и рококо как во внешнем облике храма, так и в интерьерах, придает ему особую торжественность.. Храм — уникальный для Москвы памятник позднего барокко, содержащий элементы раннего классицизма. Кого только не записывали в авторы этого храма — и Растрелли, и Чевакинского, и Жеребцова… Ныне исследователи склоняются к мысли, что проект принадлежал швейцарскому зодчему Пьетро-Антонио Трезини, однофамильцу первого архитектора Петербурга.Храм не имеет аналогов в московской архитектуре XVIII века; близок по форме постройкам Б.Ф. Растрелли в Санкт -Петербурге и Андреевскому собору в Киеве.
Храм шестипрестольный: главный престол — Преображения Господня (осв. в 1770 г.), приделы — Вознесения Господня (осв. в 1774 г.), Рождества Пресвятой Богородицы, икон Божией Матери «Знамение» и «Неопалимая Купина», святителя Николая Чудотворца. В одноэтажной трапезной приделы -священномученика Климента, Папы Римского и святителя Петра Александрийского.
04 Церковь Климента, Папы Римского, на Пятницкой — самое барочное сооружение в столице

Фото отсюда
05 Церковь Климента на Пятницкой ул., 1890-1901

Монументальное здание решительно устремляется ввысь. Пять могучих куполов, вырастающих из главного объема постройки, составляют компактную группу. Архитектурный колосс, полный движения, несет вместе с тем печать единства. В Москве середины XVIII века не найдется памятников, подобных этому храму.
06

07

08

09
10
11
12
Стены основного здания не имеют алтарных выступов, обрамлены сдвоенными колоннами.
13
По верху здания — узорные металлические решетки.
14
Храм украшен декоративной лепниной.
15
16
17
18 Колокольня
19
20
Внутри сохранились семиярусный иконостас (XVIII в.) с многочисленной деревянной резьбой, украшенный деревянными скульптурами и частично внутреннее убранство. Иконостас выдержан в стиле позднего барокко-рококо.
21
Фото отсюда
Храм был закрыт в 1929 году и оказался перед угрозой разрушения. За храм вступились П. Барановский и И. Грабарь, обратившись в правительство. Жильцы же обратились с петицией, требовавшей разрушить храм и устроить на его месте детскую площадку – «на очаге дурмана установить очаг разума».
Климент Ворошилов, к которому направились Петр Барановский и Игорь Грабарь, будучи крещеным в честь Климента, Папы Римского, принял другое решение –здесь было размещено книгохранилище Российской государственной библиотеки . В это время как раз издали первое полное собрание сочинений вождя и девать его было просто некуда. Тогда К. Ворошилов приказал разместить его в храме. В храме быстро соорудили огромные стеллажи и заставили их книгами, в том числе и произведениями вождя революции. Когда пришли взрывники закладывать заряды в стены и колонны храма, они увидели здесь книги вождя. Библиотекари предупредили, что сейчас позвонят в НКВД и сообщат о той диверсии, которую собираются сделать в библиотеке. Взрывники ретировались. Храм был спасен.
В 2008 году здание храма, сохранившее свой облик, а также в некоторой степени интерьер, было передано православной общине, книги вывезены. При финансовой поддержке правительства Москвы проведена реставрация храма, которая была завершена в 2014 году
22 Ограда храма