Храм в саратове

Церковные школы в Саратовской епархии существовали с самого начала 60-х годов XIX в. Еще в 1860 году при церквах Саратовской епархии числилось 120 начальных училищ, или школ, с 1800-ми учащимися мальчиками и 640-ми девочками. Количество школ с каждым годом увеличивалось и, например, через четыре года в 1864 г. в епархии существовало уже 526 начальных училищ, где обучались 8671 мальчик и 1156 девочек и им преподавали 519 учителей и 17 учительниц. Преподавателями были в основном священники, диаконы и члены их семей. Причем из всех преподавателей тогда только 17 учителей и 2 учительницы получали небольшое вознаграждение от министерства государственных имуществ и уделов, остальные преподавали бесплатно, довольствуясь доброхотными приношениями разных жизненных продуктов от прихожан. Что касается школьных помещений, то школы в то время размещались в неприспособленных для учебы местах: в церковных сторожках, домах духовенства и т. п.

В те годы из саратовских епископов особенно много сделал для церковных школ Преосвященный Евфимий (Беликов; †1863). При встречах со священниками у себя дома и во время обозрения епархии он разъяснял значение церковных школ, давал наставления, как вести школьное дело, выписывал на свои личные средства и высылал в школы учебники, бумагу и другие учебные принадлежности.

Однако после открытия земских учреждений в России церковные школы стали постепенно переходить в ведение земств. В результате к 1884 г. в Саратовской епархии количество церковных школ резко сократилось, но и немногие оставшиеся как бы терялись между школами земскими.

Положение решительно переменилось, когда 13 июня 1884 года Императором Александром III были утверждены правила о церковно-приходстких школах, которыми они были вызваны к новой жизни. По получении соответствующего указа Св. Синода, Преосвященный Павел (Вильчинский; †1908), в то время епископ Саратовский и Царицынский, занялся организацией Епархиального училищного совета, который открыл свои занятия 12 ноября 1884 г. Первым почетным попечителем церковно-приходских школ стал начальник Саратовской губернии А. А. Зубов.

Одним из первых действий епархиального училищного совета было обращение к духовенству с просьбой сообщить сведения о состоянии церковно-приходских школ в Саратовской губернии. По собранным сведениям, в епархии в 1884 г. оказалось всего 23 церковно-приходских школы. По распоряжению Училищного совета была открыта «образцовая школа» при духовной семинарии. В это же время Училищный совет приступил к открытию в Саратовской епархии новых собственно церковноприходских школ и к благоустройству имеющихся. С ноября 1884 г. по ноябрь 1885 г. в Совет поступило 52 прошения об открытии школ и в епархии была открыта 21 церковно-приходская школа. В результате в 1885/86 учебном году в Саратовской епархии насчитывалось уже 45 церковно-приходских школ, не считая школ при Братстве Св. Креста, при женском монастыре в Саратове и при некоторых женских общинах. В самом Саратове в 1885/86 уч. г. было 6 церковно-приходских школ (при церквах: Сретенской, Духосошественской, Ильинской, Владимирской, Иоано-Предтеченской и Киновийной) и 2 школы грамотности. Из них 7 школ имело собственное помещение и 1 помещалась в наемной квартире. Таково было положение церковно-приходских школ в первый год их официального существования.

С этого времени число церковно-приходских школ стало неуклонно увеличиваться. Школы открывались как с пособием от Епархиального училищного совета, так и без такого пособия. Школам стали давать пособия отдельные частные лица и целые учреждения. Некоторые земства, например, Камышинское, также ассигновали создание и развитие церковно-приходских школ. В том же 1885/86 учебном году в ведение духовенства были переданы сельские школы Вольского и Хвалынского уездов.

В Саратове в следующем 1886/87 учебном году насчитывалось уже 11 церковно-приходских школ. В этом же учебном году открылась церковно-приходская школа при Покровской церкви в Саратове. В 1886 г. в ограде Покровской церкви был построен большой, полностью отапливаемый двухэтажный каменный дом, в котором в нижнем этаже была помещена приходская богадельня, а в верхнем — школа. По свидетельству Саратовских епархиальных ведомостей (№ 8 за 1888 г., с. 389) на втором этаже имелся «громадный, около 35 квадратный саженей, зал, в котором с комфортом могла поместиться целая церковно-приходская школа по меньшей мере на 100 человек, и особая комната около 12 квадратных сажен». В нижнем этаже также имелся зал, «размером до 20 квадратных сажен».

Датой открытия Покровской церковно-приходской школы можно считать 6 ноября 1886 г., когда был назначен ее первый законоучитель, протоиерей Василий Успенский. Остальным предметам в школе с момента ее открытия стал обучать приходской диакон Алексий Саловский, окончивший курс духовного училища. Как сообщалось в Отчете Епархиального училищного совета за 1887/88 учебный год «оба они занимались школою с примерным усердием, обладая всеми достоинствами, потребными для преподавателей». В первый год работы школы в ней обучалось 59 мальчиков. Постепенно количество учащихся росло, но ещё в следующем 1887/88 учебном году помещение Покровской школы оставалось на треть незанятым.

Всего через год, в 1888/89 учебном году, церковно-приходская школа при Покровской церкви по успехам обучения и своему воспитательному значению была специально отмечена Епархиальным училищным советом. 12 сентября 1893 г. при церковно-приходской школе Покровской церкви открылась Воскресная школа. Это произошло по инициативе небольшого кружка местной интеллигенции, «ревнующей о просвещении подрастающего поколения, проживающего, главным образом, на окраинах Саратова, бедные жители которых при всем желании не имели возможности воспользоваться услугами имеющихся в городе учебных заведений» (Саратовские епархиальные ведомости, 1893, № 19, с. 549). Школа была названа воскресной Покровской школой, и ее заведующим стал священник о. Лебедев. Занятия в ней начались 19 сентября того же года в помещениях Покровской церковно-приходской школы. Курс обучения включал 40 воскресных дней, по 5 уроков, 40 минут каждый (с 13 до 17 часов). По понедельникам, средам и пятницам проводились также занятия рукоделием. Число учащихся составило 150 человек. К преподаванию пожелало приступить 35 человек: учительницы из женских средних заведений и преподаватели местных народных училищ.

Несмотря на просветительское и воспитательное значение церковных школ, в целом же, однако, отношения местных властей и церковно-приходских школ оставались натянутыми. Если некоторые земства, как, например, Камышинское, Аткарское, Вольское, Хвалынское, оказывали содействие церковно-приходским школам, то другие, например, Петровское и Балашовское, выступали их принципиальными противниками. Но в 1895/96 учебном году последовало Императорское распоряжение о выдаче школам духовного ведомства денежного пособия из государственного бюджета. Это пособие в последующем стало постепенно увеличиваться — вплоть до 1904 г. В 1900 г. большое пожертвование на нужды церковно-приходских школ поступило от профессора университета Захарьина.

В 1888/89 учебном году последовало учреждение уездных отделений Епархиального училищного совета. В 1896 г. были открыты должности одного епархиального и десяти уездных наблюдателей (по одному на уезд). Учителями в церковно-приходских школах того времени были диаконы, псаломщики и лица, окончившие курс в духовной или учительской семинарии, епархиального женского училища и женской гимназии. В школах грамотности учителями были псаломщики из неокончивших курс семинарии и лица, окончившие курс начальной школы. С 1890 г. для улучшения учебного дела в церковно-приходских школах и школах грамотности для повышения педагогической подготовки преподавателей стали устраиваться уездные и общеепархиальные учительские курсы, проводиться педагогические совещания и учительские собрания. В четырех городах: Саратове, Балашове, Петровске и Хвалынске, были открыты специальные библиотеки для преподавателей церковноприходских школ. Все это привело к тому, что, например, в 1914/15 учебном году в церковно-приходских школах Саратовской епархии насчитывалось 1000 человек, преподающих Закон Божий (922 священника, 47 диаконов и 17 псаломщиков), и 1273 преподавателя учебных дисциплин (341 учитель, 1031 учительница, из них — 4 священника, 17 диаконов, 1 псаломщик). С 1903/04 учебного года стала вводиться новая программа преподавания в церковных школах, более сложная, чем предыдущая.

В результате такой государственной и церковной политики уже, например, к концу 1903 г. в Саратовской епархии числилось 1935 церковных школ: 5 второклассных, 9 двуклассных, 456 одноклассных, 564 школы грамотности и 2 образцовые школы при духовной семинарии и Саратовском епархиальном женском училище.

Дальнейшая история церковно-приходских школ не столь беспечальна. Во время Первой Мировой войны церковно-приходские школы, наравне с другими общественными и государственными учреждениями и отдельными гражданами, несли лишения и участвовали в оказании помощи фронту: делались процентные отчисления из жалования преподавателей; учителя и учащиеся делали пожертвования на больных, раненых, на выдачу пособий нуждающимся семьями воинов, в пользу разных благотворительных комитетов и учреждений; снабжали детей воинов одеждой и обувью; проводили благотворительные вечера; собирали и изготавливали сами белье и разные вещи для воинов и лазаретов; посылали подарки в действующую армию: заботились о беженцах, участвовали в их размещении, заготовке для них одежды и теплого белья. В некоторых городах Саратовской губернии церковно-приходские школы были заняты под постой войск, в то время как сами школы разместились в других малоприспособленных для этого помещениях. Часть учителей была призвана на воинскую службу, некоторые из них убиты и ранены на фронте.

Активно участвовала в этих военно-патриотических мероприятиях и Покровская церковно-приходская школа г. Саратова: были проведены благотворительные вечера, собиралось и шилось белье дпя отправки на фронт: в 1914/15 учебном году школой было изготовлено и отослано в действующую армию, например, 146 кисетов, и т. д.

Война и общее положение в стране не могли не сказаться на благосостоянии церковно-приходских школ. Еще с начала 1900-х годов земства начали все более и более воздерживаться от ассигнования церковных школ. Стал сокращаться кредит государственного казначейства, предназначенный для этой цели. В 1904 году Епархиальному училищному совету было предложено: «не увлекаться распространением сети церковных школ», имея в виду, что дальнейшего расширения финансирования церковно-школьного дела из сумм государственного казначейства не будет. Положение церковных школ особенно ухудшилось после введения всеобщего обучения.

Появившаяся одновременно с введением всеобщего обучения бесплатная земская школа стала успешно конкурировать с церковно-приходской. Епархиальному училищному совету стало значительно труднее изыскивать средства на содержание церковно-приходских школ. Последующие затем события — революция, «отделение церкви от государства и школы от церкви» — на длительный срок прервали историю церковно-приходских школ в России.

Евгений Константинович Максимов
Опубликовано в газете «Православная Вера», №1’1992

Храм Марии Магдалины г. СаратовСтраница приходаРусская Православная Церковь, Саратовская митрополия, Саратовская епархия, Центральное благочиние

Контактная информация

(8452) 20-28-69; 400-643 http://mariya-magdalina.ru/ Адрес: 410004, Россия, г. Саратов, ул. 2-я Садовая 23-А

  • Статус:действующий
  • Состояние:восстанавливаемый
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):С понедельника по субботу Литургия в 8.00 – по расписанию на грядущий месяц.
    По воскресным дням Литургия в 9.00;
    Вечернее богослужение в 17.00, храм открыт в течение всего дня.
    Читаются акафисты (во время вечернего богослужения): по пятницам равноапостольной Марии Магдалине, в дни, когда не совершается вечернее богослужение, читается акафист равноапостольной Марии Магдалине прихожанами в 17-00.
  • Настоятель:Протоиерей Алексий Абрамов.
  • Престольные праздники:
    • Марии Магдалины — Август 4 (Неделю жен-мироносиц), Май 17 (перенесения мощей в Константинополь), Май 7
  • 4 августа

  • Святыни:Ковчег с частицей мощей святой равноапостольной Марии Магдалины.
  • Деятельность:Службы, действующие при храме:
    В воскресной школе для взрослых изучается Общецерковная история, история Русской Православной Церкви (в лицах), Основы литургического, догматического и нравственного, богословия.
    При храме действует библиотека, режим работы суббота: с 16-00 до 17-00 часов, воскресение: с 10-30 до 12-00 часов.
    Социальная деятельность: приходом организовано взаимодействие с оказанием разовой или регулярной помощи в виде средств личной гигиены, подгузников, моющих и чистящих средств, вещей, проведением праздничных концертов и музыкально-литературных постановок со следующими организациями: ГУЗ детский противотуберкулезный диспансер; ГУЗ «Специализированный дом ребенка»; ГУ СО «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Маленькая страна»; ММУ 4-я детская городская больница; «Центр социальной помощи семье и детям»; Колоярский психоневрологический диспансер; ГУЧ «Вязовский психоневрологический интернат» с. Вязовка.
    По благословению митрополита Саратовского и Вольского Лонгина в марте 2012 годапри храме был открыт Православный семейный центр.
    При центре действуют:
    — Воскресная школа для детей ( от 5 до 18 лет),
    — Детская студия «Колосок» ( от 2до 5 лет),
    — Группа неполного дня ( от 2 до 5 лет),
    — Воскресная школа для взрослых,
    — Студия древнерусского пения ( от 10 лет),
    — Кружок народного танца ( от 6 до 12 лет),
    — Кружок декоративно-прикладного творчества : бисероплетение, квилинг, декупаж ( для любого возраста),
    — Школа мастеров для мальчиков,
    — Детская и взрослая библиотека, аудио- и видеотека.
    Детская студия «Колосок» приглашает на общеразвивающие занятия, на которых дети в увлекательной форме познакомятся с азами Православной веры, учат первые молитвы, увидят добрые сказки, вместе с педагогами смогут выполнить интересные поделки, поучаствуют в организации и проведении православных праздников.
    При студии действуют 3 возрастные группы:
    1.Группа для детей 2- 3 лет,
    2.Группа для детей 3-4 лет,
    3.группа для детей 4-5 лет.
    Занятия проходят 3 раза в неделю.
    При студии работает логопед.
    В дни работы студии действует детская библиотека.
    Группа неполного дня: При детской студии действует группа пребывания детей неполного дня, для детей в возрасте от 2 до 5 лет. В группе дети находятся с 9-00 до13-00 часов под присмотром опытных педагогов, имеющих педагогическое образование и опыт работы с детьми дошкольного возраста. Дети получают начальные знания о вере, первый опыт молитвы, проходят общеразвивающие, музыкальные занятия, развивают мелкую моторику, учатся рисовать, приобретают опыт коллективно-групповой деятельности.
    Студия древнерусского пения «ЛУГ ДУХОВНЫЙ»: для детей от 10 лет, занимаются изучением древне-русского церковного пения, участвуют в воскресном богослужении, приходских, межприходских, епархиальных и городских мероприятиях. Выступают с концертами в домах культуры, музеях, интернатах в Саратове и в области.
    Кружок народного танца: участвуют дети с 6-ти лет, изучают ритмику, русские народные танцы, выступают в приходских, межприходских, епархиальных и городских мероприятиях.
    Кружок декоративно-прикладного творчества и «Школа мастеров»: предлагает занятия по прикладному творчеству для мальчиков вырезание лобзиком и выжигание, для девочек и мальчиков бисероплетение, для мам квилинг, декупаж
    Воскресная школа существует с 2005 года. При воскресной школе действует три возрастные группы. В младшей группе занимаются дети от 5 до 9 лет; в средней группе — с 10 до 14 лет; в старшей группе — с 15 -17 лет.
    В программу обучения младшей группы входят занятия по Закону Божиему, прикладному творчеству, церковному пению.
    Средняя группа изучает Ветхий Завет, Новый Завет, историю Русской Православной Церкви, церковно-славянский язык и церковное пение.
    В старшей группе изучают Новый Завет, Литургику, церковно-славянский язык и церковное пение.
    Занятия ведутся по воскресным дням после литургии. Уроки проходят в помещении храма.
    Ежегодно преподаватели, ученики и родители воскресной школы организуют и проводят праздничные мероприятия, посвященные праздникам Пасхи, Рождеству Христову и памяти святых жен-мироносиц. Воспитанники ежегодно участвуют в епархиальных мероприятиях: олимпиадах, конкурсах чтецов, брейн-ринге, крестных ходах, масленичных гуляниях, рождественских балах.
  • Краткая историческая справка:Храм в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины являлся домовым храмом Мариинского института благородных девиц, здание которого было построено в 1857 году. Первоначально храм располагался на третьем этаже института и был освящен 24 сентября 1857 г. Преосвященным Иоанникием (Горским †1877), Епископом Саратовским и Царицынским (1856-1860 гг.). Почти сорок лет институтский храм располагался среди жилых и служебных помещений, что было не очень удобно.
    В 1896 году к зданию Института с левой стороны главного корпуса были возведены две пристройки: двухэтажная и присоединенная к ней одноэтажная. На втором этаже двухэтажной пристройки была устроена обширная светлая институтская церковь, куда из классного коридора второго этажа главного корпуса был сделан вход. На новом месте церковь разместилась в 1897 году и была освящена также во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Освящение церкви состоялось 28 сентября 1897 г., совершил его Преосвященный Николай (Налимов †1914), епископ Саратовский и Царицынский (1893-1899 гг.).
    В 1917 г. Мариинский институт был закрыт. После октябрьского переворота в основном объеме главного здания бывшего Института благородных девиц размещались: «Дворец труда и просвещении», «Дворец культуры железнодорожников им. К.Либкнехта», мужская и женская средняя общеобразовательная школа, а потом средняя школа № 95. Здание пристройки с бывшей домой церковью было переделано под театр.
    В1995 году Саратовская епархия начала предпринимать шаги к возвращению здания. Передача здания в ведение Саратовской епархии состоялась в 2004 году. Первое богослужение было совершено 27 февраля 2005 года.
    С 2005 года и по настоящее время в здании ведутся масштабные ремонтно-восстановительные работы.

История

Строительство первого предка Троицкого собора датируется 1675 г. Храм успел прослужить лишь 10 лет, так как был из дерева: церковь сгорела, ее еще несколько раз восстанавливали после пожаров. После очередного уничтожения в 17 веке было решено строить абсолютно новый храм, который в целом без потерь простоял до 20 века.

В 1936 г. собор был национализирован, его здание передали Краевому музею. Это сыграло ключевую роль в сохранении церкви, музей приспособил здание под хранилище фондов. В 1939 г. в Троицком соборе планировалось открыть Музей истории религии и атеизма. Начавшаяся война эти планам помешала.

В 1942 г. в соборе разместилось Главное архивное управление НКВД СССР. Осенью этого же года городские власти приняли историческое решение: Свято-Троицкий собор отдали в аренду верующим. Таким образом, в тяжелейший для города и страны 1942 г. собор стал духовной опорой для прихожан. Горожане приносили сюда деньги и вещи, которые затем отправлялись на фронт.

После войны церковь была отреставрирована — специалисты выполнили ремонт фасада, воссоздали новые фрески.

Что посмотреть

Свято-Троицкий собор — уникальный для Саратовской области памятник, созданный в редком стиле московского барокко.

Покрывающие своды, проемы окон и стены росписи придают храму удивительную красоту. У алтаря размещены красивейшие композиции «Великий вход», «Собор апостолов» и «Служба святых отцов».

Над царскими вратами расположена главная реликвия храма: образ Спаса Нерукотворного.

В центральной части собора находится роспись, повествующая о последних днях земной жизни Иисуса: молитва о чаше, предательство Иуды, суд Пилата, восхождение на Голгофу и распятие. Притвор Успенского храма украшен ветхозаветными сценами. По традиции на западной стене изображен страшный суд.

На паперти можно увидеть картину об истории Саратова: здесь иллюстрировано предание об основании города московскими стрельцами и принесении ими из Троице-Сергиевой лавры иконы Спаса Нерукотворного, по сей день пребывающей в Троицком соборе.

При храме работает воскресная школа, выпускается газета. Чтобы сохранять и изучать церковные древности и исторические сведения о клириках, прихожанах и событиях многовековой истории собора, при нем создан церковный музей. Посетить его может любой желающий.