Иисус хлеб и рыба

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Среди множества чудес, которые совершил Господь во время Своей земной жизни, чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами имеет особое духовное значение. О нем повествуют все четыре евангелиста. Событие это находится в преемственной связи с некоторыми ветхозаветными чудесами (Исх.16:3; 3Цар.17:8-16; 4Цар.4:42-44). Люди Израиля, жившие ожиданием Избавителя, верили, что Мессия даст новую манну. Сугубая значимость этого чуда была в том, что оно символически указывало на будущее таинство святой Евхаристии, которое Господь установил на Тайной вечере. Св. евангелист Иоанн Богослов сообщает важную хронологическую подробность: Приближалась же Пасха, праздник Иудейский (Ин.6:4).

Когда люди по тогдашнему восточному обычаю возлегли для вкушения пищи, Спаситель воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы (Мф.14:19). Формула благословения, основывалась на Лев.19:24 и Втор.8:10. Ее произносили с древности: «Благословен Ты, Господи Бог наш, Царь вселенной, Который выводишь хлеб из земли». Однако еврейские и греческие слова (бэрах и эвлогиа), обозначающие «благословение», могут также употребляться в значении «благодарить», а также «восхвалять», «прославлять». При насыщении четырех тысяч семью хлебами и рыбами Иисус Христос, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим (Мф.15:36). Хлеб в Палестине пекли в виде тонких и хрупких лепешек. Его легко было разламывать, что и сделал Спаситель.

«Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу»? Сотворил из ничего. Этим указал народу на Свое Божественное достоинство. «Но почему не творит хлебов вновь? Чтобы <…> самыми делами научить, что все видимое произведено и сотворено Им, и чтобы доказать, что Он есть дающий плоды и изрекший вначале: да произрастит земля былие травное; также: да изведут воды гады душ живых (Быт. I, 11, 20). И настоящее чудо не маловажнее творения былия или гадов. В самом деле, пресмыкающиеся, хотя и сотворены вновь, однако сотворены из воды. А из пяти хлебов и двух рыб сделать так много – не маловажнее, чем произвесть из земли плод и из воды пресмыкающихся животных; это значило, что Иисус имеет власть над землею и над морем. Доселе творил Он чудеса над одними больными; а теперь оказывает всеобщее благодеяние, чтобы народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но сам получил дар. И что иудеям, во время странствования по пустыне, казалось чудным (так как они говорили: еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу в пустыне (Пс. LXXVII, 20), то самое Господь показал на деле. Для того и ведет их в пустыню, чтобы чудо не подлежало решительно никакому сомнению, и никто не подумал, что для напитания принесено что-нибудь из ближнего селения. Для того евангелист упоминает и о времени, а не только о месте. Отсюда научаемся и другому, именно: познаем умеренность учеников в удовлетворении необходимых потребностей, и то, как мало заботились они о пище. Их было двенадцать человек; а они имели при себе только пять хлебов и две рыбы. Столь мало радели они о плотском, а занимались только духовным! Да и этих немногих хлебов не стали удерживать, а и их отдали, как скоро попросили у них. Отсюда должны мы научиться, что хотя имеем у себя и малость, и то обязаны отдавать нуждающимся. Когда им велено принести пять хлебов, они не говорят: что же будем есть сами? Чем утолим свой голод? – но тотчас повинуются. Кроме сказанного, по моему мнению, Христос и для того не творит вновь хлебов, чтобы привести учеников к вере: они были еще весьма слабы. Потому взирает и на небо. Они видели неоднократно примеры других чудес, а такого чуда еще не видали. Итак, взяв, преломил и раздавал чрез учеников, делая им чрез это честь. Впрочем, Он сделал это не столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, они не остались в неверии и не забыли о бывшем, когда собственные их руки будут свидетельствовать о том <…> Но и тем чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было. Для того Христос попустил народу почувствовать и голод, чтобы не принял кто чуда за мечту; для того сделал остатков двенадцать кошниц, чтобы и Иуде было что нести. Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества, потому что это было и при Илие. А за это чудо иудеи так удивились Ему, что хотели сделать даже царем, хотя при других чудесах никогда не покушались на то» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XLIX).

Библейское повествование

Насыщение 5000 людей

Церковь Умножения Хлебов и Рыб в Табхе (англ.)русск. (Израиль). Храм построен на месте, на котором, согласно древней христианской традиции, Иисус накормил более 5000 человек.

Второе название: «Чудо пяти хлебов и двух рыб». В Евангелии от Иоанна сообщается, что пять ячменных хлебов и две рыбки были предоставлены мальчиком Иисусу, чтобы накормить множество людей. Через стих в Евангелии от Иоанна уже не используете уменьшительная форма слова «рыба» (Ин. 6:11). В остальных Евангелиях о мальчике не говорится.

Согласно Евангелиям, Иисус, услышав, что Иоанн Креститель убит, ушел на лодке (πλοῖα) в пустынное (Мф. 14:13) место возле Вифсаиды (Лк. 9:10). За Ним пешком пошла огромная толпа из нескольких городов. Когда Иисус вышел из лодки и увидел большую толпу, Он сжалился над ними и исцелил больных. Вечером ученики приступили к Нему и сказали, чтобы Иисус отпустил народ в селения купить себе еды, потому что уже становится поздно. Иисус ответил: «вы дайте им есть» (Мф. 14:16; Мк. 6:37). Ученики сказали, что у них имеется только пять хлебов (ἄρτους) и две рыбки. После того Иисус сказал принести еду и людям сесть на траву. Особо отмечается, что люди сели рядами по 100 (Мк. 6:40) и по 50 человек (Лк. 9:14). Взяв хлеб и рыбу, воззрев на небо, Иисус вознес благодарность. Затем он преломил хлеба и дал пищу ученикам, а те дали их людям. И ели все, и насытились, а ученики после собрали двенадцать корзин (κοφίνους) кусков (Лк. 9:17).

Количество тех, кто ел, было около пяти тысяч (πεντακισχίλιοι) человек, без учета женщин и детей (Мф. 14:21).

Насыщение 4000 людей

Второе чудо записано в Евангелиях от Марка и Матфея, и известно как: «Чудо семи хлебов и рыбок». Согласно Евангелиям, собралась толпа людей и шла за Иисусом. Иисус, подозвав к Себе учеников сказал, что Ему жаль народ, ведь они с Ним уже три дня и не ели ничего и Он не хочет отправить их домой голодными, чтобы они не ослабли на пути. Его Ученики спросили, где они могли бы получить достаточно хлеба в этом отдаленном месте для этого народа. Когда выяснилось, что есть семь хлебов и несколько мелких рыбок, Иисус сказал толпе сесть на землю. Тогда, взяв семь хлебов и рыбы, Иисус помолился, преломил хлеб и дал ученикам, а они, в свою очередь, людям. И ели все, и насытились, а после ученики собрали семь корзин кусков. Количество тех, кто ел, было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. После того, как Иисус отпустил толпу домой, Он сел в лодку и отправился в пределы Магдалинские.

Невероятные приключения Уоллеса и Громита: Дело о хлебе и смерти

Дело о хлебе и смерти (Уоллес и Громит)

англ. A Matter of Loaf and Death


Титульный кадр

Другие названия

WG MLD

Тип мультфильма

Пластилиновая анимация

Жанр

Комедия, бадди-муви, cемейный

Приквелы

Полнометражный фильм «Проклятие кролика-оборотня»

Режиссёр

Ник Парк

Продюсер

Стив Рергман,
Питер Лорд (исполнительный продюсер),
Девид Спрокстон (исполнительный продюсер),
Ник Парк (исполнительный продюсер)

Автор сценария

Ник Парк

Роли озвучивали

Питер Саллис, Салли Линдсей, Мелисса Кольер, Джеральдин Макьюэн, Сара Лаборд, Бен Уайтхед

Композитор

Джулиан Нотт

Оператор

Дэйв Алекс Риддетт

Студия

Aardman Animations

Страна

Великобритания Великобритания

Дистрибьютор

Би-би-си

Язык

английский

Длительность

29 мин.

Премьера

Бюджет

100 тыс. фунтов стерлингов

IMDb

ID 1118511

Rotten Tomatoes

Официальный сайт

Дело о хлебе и смерти — короткометражный анимационный фильм из серии «Невероятных приключений Уоллеса и Громита». До этого были сняты три короткометражные ленты и одна полнометражная. Режиссёр и исполнительный продюсер Ник Парк приступил к созданию фильма в феврале 2008 года, а премьерный показ состоялся в Великобритании 25 декабря 2008 года, на Рождество.

Уоллес и Громит открывают новое дело: пекарню. Как всегда, Уоллес максимально автоматизирует процесс, весь дом напичкан его изобретениями. Все было бы хорошо, если бы не одно обстоятельство: таинственным образом в округе исчезают пекари. Исчезло уже 12 пекарей.

Уоллес знакомится и влюбляется в нового персонажа, в Пиеллу Беквил. Пиелла представляется Уоллесу как поклонница пекарного мастерства. Громит узнает тайну Пиеллы —- она на самом деле «серийная убийца пекарей», и ей нужна последняя тринадцатая жертва. А всё дело в том, что раньше она была стройной и могла летать на воздушных шарах (а также работать в модельном бизнесе), но когда она переела хлеба, то растолстела и не могла летать (также потеряла работу модели). Она обозлилась на пекарей и плоды их трудов. Сначала она очаровывала пекарей, а потом убивала их. Громит пытается объяснить все Уоллесу, но Уоллес ослеплен влюбленностью.

Как обычно, в конце фильмов об Уоллесе и Громите, наступает очень активная развязка: Пиелла пытается убить Уоллеса, а Громит и Уоллес находят изобретательные способы спастись, в чём им помогает собачка Пиеллы Флаффлз.