Икона благовещение пресвятой богородицы фото

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

Мы почитаем праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, так как в этот день началось искупление грехопадения человечества. В иконе, посвященной этому празднику, сокрыта божественная сила, освобождающая от грехов и исцеляющая от недугов.

Благовещение в переводе со старославянского означает «добрая новость». В этот день к Богородице снизошел Ангел и сообщил, что она обрела своей праведной жизнью милость Бога для рождения Спасителя.

Этот праздник нужен, чтобы показать силу веры, которая сокрыта в человеке, и любовь всевышнего. Обращение к Марии посланника Божьего начиналось со слов «возрадуйся, дева», и со временем Благовещение стало отмечаться с радостью и любовью в сердце. Мария показала своей верой полное доверие к Богу. По преданию, именно такую праведную девушку, способную отречься от всего грешного, и ожидал Господь.

Икона Благовещения представляет заступницу всех обездоленных, является помощником в молитве. Через личное обращение к Богородице мы можем попросить о заступничестве за наши грехи. Она поможет очистить душу.

Праздник Благовещенья

Это один из двунадесятых праздников, который в православии празднуется седьмого апреля. Известно, что этот день стал отмечаться за 9 месяцев до Рождества. Данный праздник почитают все православные люди, а особенно женщины, которые видят в Богородице идеал женщины и матери. В этот исторический день все мы стремимся к безграничной и сильной вере, которая была у девы Марии. Сила, исходящая от иконы, усиливается в этот день. Мы можем попросить у Богородицы исцеления от всех недугов, а также об искуплении своих грехов с помощью молитв или своими словами.

Этому празднику присущи некоторые суеверия, которые сохранились от наших предков. В Благовещенье грешно заниматься любой работой, а особенно физической. Если праздник совпадает с Великим постом, то церковью разрешено смягчить его. На стол можно подавать рыбу. Праздник не переходит, а отмечается каждый год в один и тот же апрельский день, 7 числа.

Икона Пресвятой Богородицы

Изображенный иконописцем Андреем Рублевым образ Божьей Матери является истинным достоянием праздника. Написанное на иконе имеет историчность и святость, переданную красками. Икона показывает сияние, благолепие, божий свет, на ней отсутствуют искажения и вульгаризм. Изображение реалистично и напоминает нам о Благовещенье. Поставьте икону в своей квартире, чтобы ее защитить.

На иконе предстают образы Девы Марии и Архангела Гавриила. Посланник Господа спустился, чтобы сообщить радостную весть. Богородица стала избранной девушкой, на которую снизошла воля и любовь Божья.

В этот день сбылось предсказание из книги Исаии о Деве, которая примет Господа и родит Спасителя. Суть такого предвещания человек без веры принять и понять не мог. Богородица дала согласие на известие ангела. Праведная Мария изображена с молотком в красном одеянии, стоящая у подножия трона. Рядом с ней — ангел, раскинувший правую руку, сообщающий добрую весть.

Сила иконы

Известна история про чудотворное спасение иконой Богородицы людей города Устюга. Некогда там жил преподобный Прокопий, который пытался наставить людей на путь веры, молясь за них денно и нощно. Близился гнев Господа, а люди не стремились к вере и только насмехались над праведным. Страшный день наступил в полдень: город окутала темная пелена, нависла огромная туча, которая, по преданию, должна была погубить все живое огненным дождем. Люди бросились в храм, осознав свои грехи и ошибки. Вместе с Прокопием люди слезно на коленях читали молитвы перед иконой Девы Марии.

Люди познали блаженную силу, исходившую от иконы. Богородица услышала молитвы, показав это чудным явлением: из иконы начало струиться благоухающее масло. Она одарила грешных людей своей защитой, туча миновала и разразилась огненным градом в пустынном месте. Жители Устюга до сих пор чтят это спасение и празднуют отдельный праздник, посвященный иконе Богородицы.

В летописях сохранилась история перемещения иконы. В шестнадцатом веке она была перевезена из Новгорода в Москву Иваном Грозным и была главным образом Благовещенского монастыря. В семнадцатом веке ее отправили в Успенский собор. В этот период с нее срисовали копии для многих монастырей. На икону добавили надпись о жителях Устюга на нижнем поле, украсили драгоценными камнями и покрыли золотой окаемкой в девятнадцатом веке. После икона находилась в историческом музее, а в двадцатом веке ее переместили в Третьяковскую галерею, где она находится и по сей день.

О чем просят икону

Перед иконой Пресвятой Богородицы молятся страждущие, которые боятся гнева Божьего, замаливают грехи свои. Икона способна помочь и людям, которые находятся под чей-то властью, будь то алкоголизм или влияние черной магии. Пресвятую Богородицу просят избавить от недугов любой сложности, она всегда готова помочь нуждающимся. Женщины, которые хотят иметь детей, тоже могут обратиться к Великой Матери и в молитве попросить ее о благословении. Икона помогает обрести облегчение в сердце и избавиться от заточения. Правильно читайте молитву дома.
Универсальная молитва Деве Марии:

«Праведная Дева, Мать спасителя, помоги мне (имя), очисти мою душу от грехов земных. Ты, Богородица, избранная Богом, освети жизнь мою. Пречистая Мария, молись обо мне (имя), благослови словами на избавление от грехов, от слов лукавого сохрани. Перед Господом Богом попроси за жизнь мою, за здравие. Заступись за меня (имя), очисти сердце от яда дьявольского. Хвала и слава тебе, Пресвятая Богородица, возрадуйся! Аминь».

Оформите свой красный уголок в доме, добавив к уже существующим образам икону Пресвятой Богородицы. Она защитит вашу душу, если вы будете обращаться к ней с помощью молитв каждый день. Будьте счастливы, и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона «Благовещение»

Икона «Благовещение» ценится среди православных верующих за свои чудотворные способности. К ней обращаются с молитвами в разных жизненных ситуациях.

К Богородице, изображенной на иконе, обращаются с различными просьбами. По версии богословов, икона «Благовещение» является символом искуплением грехов, смирения, послушания и любви к Господу.

История иконы «Благовещение»

Событие, искусно изображенное на иконе «Благовещение», было предсказано в Ветхом Завете. Согласно Писанию, благая весть о появлении в мире Спасителя дала человечеству надежду на бессмертие и искупление греховных поступков. Это пророчество предвещало появление на свет Иисуса Христа.

Ровно через девять месяцев после явления Архангела Гавриила, принесшего благую весть о непорочном зачатии, Мария произвела на свет Сына Божьего. Праздник Благовещения имеет огромнее значение в православном мире, поэтому множество изображений с сюжетом из Писания имеются практически в каждой церкви, соборе или храме по всей России.

Первые иконы появились уже во втором веке, и на них было изображено радостное событие: Ангел приносит счастливую весть Деве Марии. Она была единственной, кто мог исполнить написанное в Ветхом Завете — произвести на свет Спасителя.

Описание образа

На некоторых иконах Богородица изображается с пряжей в руках. Она является символом царствования ее и ее будущего сына, которому она ткет мантию багряного цвета. В нее облачится Богомладенец после появления на свет. Также на иконе изображен парящий в воздухе Архангел, благословляющий Деву Марию. Голова Богородицы склонена, а на лике читаются эмоции удивления и смирения. На других иконах Дева Мария сидит на престоле в доме, склонив голову перед Архангелом Гавриилом, который сообщает ей благую весть, подняв правую длань в жесте благословения.

В чем помогает икона

Перед иконой молятся в самых разных ситуациях. когда особенно необходима поддержка Высших сил. Чаще всего перед святым образом читают молитвы:

  • об избавлении от врагов;
  • об искуплении грехов;
  • об исцелении души и тела;
  • об освобождении от клеветы и заточения;
  • о защите и утешении;
  • об избавлении от пагубных пристрастий.

Православные верующие славят Богородицу, даровавшую миру Спасителя, радуются вместе с ней благой вести, и по молитвам каждый получает Божью благодать.

Где находится образ Богоматери

По всей России можно найти списки с иконы, к которым ежедневно обращаются верующие. Есть они в следующих населенных пунктах:

  • Москва, собор Благовещения, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы;
  • Санкт-Петербург, церковь Благовещения;
  • Переславль-Залесский, Никитский монастырь;
  • Нижний Новгород, Благовещенский монастырь;
  • Казань, Благовещенский собор Казанского кремля;
  • Липецкая область, село Крутые Хутора, Благовещенский храм.

Дата празднования иконы

В церкви дата празднования приходится на 7 апреля (25 марта по старому стилю). В этот день, согласно Писанию, Дева Мария получила известие от Ангела Божьего о непорочном зачатии будущего Мессии. Также существует мнение о том, что день сотворения человека приходился именно на 25 марта. Сам праздник Благовещения отмечается с четвертого века, но иконы с изображением великого события появились уже во втором веке.

Молитва перед иконой «Благовещение»

«Пресвятая Богородица! К Тебе взываем о помощи в делах наших земных. Не отведи своего взора от рабов Божьих, приди на помощь в минуту трудную и не оставь в час радости. Весть благую получившая, миру Спасителя явившая, заступись за чад Его, как Он пожертвовал собой ради искупления грехов всего человечества. Исцели раны телесные и душевные, помоги бороться с трудностями. Аминь».

Праздник Благовещения имеет огромное количество традиций и обычаев, которые чтят православные христиане. Проведите этот день в молитвах и попросите у Высших Сил покровительства для себя и своей семьи. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение. Мозаика триумфальной арки ц. Мария Маджоре. Рим. 432-440 годы

Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.

Источниками, в которых рассказывается о Благовещении, являются Евангелие и апокрифические сочинения, возникшие уже в раннехристианскую эпоху. В Евангелии от Луки (Лк. 1. 26-38) повествуется о том, что Архангел был послан Богом к Марии с радостной вестью о рождении от Нее Спасителя мира. Желая исполнить волю Господа, Пресвятая ответила смиренными словами: «Да будет мне по глаголу твоему». В церковной традиции это послушание Богоматери противопоставляется непослушанию Евы. Богоматерь как «новая Ева» служит искуплению первородного греха «первой Евы», начиная служить возвращению утраченного единения людей с Богом и спасению человечества. Именно поэтому день Благовещения является одним из главных православных праздников. «Днесь спасения нашего главизна» — поется в тропаре на Благовещение.

В апокрифах — так называемом «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея» («Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя») повествуется о двух явлениях Ангела. Сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для иерусалимского храма. Эти апокрифические предания значительно повлияли на иконографию праздника.

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах, изображения на раннехристианских саркофагах и мозаика в церкви Марии Маджоре в Риме.

Шелковый покров. VII-VIII вв. Сокровищница собора в Лионе. Франция

На равеннском саркофаге V — VI веков Мария сидит в кресле и держит веретено в руках, справа ей предстоит крылатый Ангел с посохом. Этот иконографический тип разрабатывается художниками в течение столетий и хорошо известен по более поздним изображениям. В мозаике триумфальной арки церкви Марии Маджоре, созданной в 432-440 годах, Богоматерь также представлена сидящей с рукоделием на коленях. Однако это изображение, отличающееся особой торжественностью, имеет ряд уникальных деталей. Так, один Ангел слетает к восседающей на троне Богоматери сверху, еще четверо Ангелов окружают ее престол, один беседует с праведным Иосифом.

В сокровищнице собора в Лионе хранится древний шелковый покров, датируемый VII-VIII веками, с изображением Благовещения и Рождества Христова. Заключенная в орнаментальный круг сцена Благовещения отличается лаконизмом и выразительностью. Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть.

Благовещение. Икона. XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай

Параллельно с рассмотренным иконографическим типом Благовещения с рукоделием, с раннехристианских времен получили распространение образы «Благовещения у источника (кладезя)», основанные на указанных апокрифических преданиях. Н.В. Покровский в своем фундаментальном труде «Евангелие в памятниках иконографии» называет такие изображения «Предблаговещением», поскольку в них изображается не собственно Благовещение, а момент, ему предшествовавший. Один из древнейших сохранившихся до наших дней примеров работы подобного типа представлен на окладе Евангелия из слоновой кости из Милана (вторая половина V века). Богоматерь в античной тунике представлена стоящей на коленях перед текущим из скалы ручьем с кувшином в руках, а позади нее изображен благословляющий Ангел. В более поздних памятниках — мозаике собора Сан Марко в Венеции, фреске из Софийского собора Киева (обе — XI века), мозаике константинопольского монастыря Хора (Кахрие-Джами, 1314 г.), фреске из Рождественского собора Ферапонтова монастыря кисти Дионисия (1502 г.) Пресвятая Дева в традиционном одеянии изображается стоящей у колодца с сосудом или кувшином в руках, а благовеститель слетает к ней сверху. Указанные сцены в общей системе росписей храмов дополнялись и традиционным изображением Благовещения с рукоделием. Оба иконографических типа обычно представлены в составе клейм икон Акафиста Богоматери.

Богоматерь из сцены Благовещение. Мозаика. XIV в. Кафоликон монастыря Ватопед. Афон

Схема, где Богоматерь изображается с пряжей в руках, принимающей весть от стоящего перед ней Архангела, не претерпевает существенных изменений в последующие века византийского и древнерусского искусства. Изображения отличаются друг от друга трактовкой архитектуры, деталями, обстановкой, символами, позами и жестами Богоматери и Архангела. Различные жесты Марии передают различные оттенки ее душевного состояния: ее руки могут быть смиренно сложены в молитве, могут выражать сомнение, когда кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила. В мозаике из Ватопедского монастыря XIV в. (Афон) сидящая на престоле Богоматерь в левой руке держит не одно, как в других памятниках, а два веретена, а правая рука, задрапированная в одеяние, в выразительном жесте смиренного приятия Божией воли находится в центре груди, открытой ладонью в сторону зрителя.

Особое значение события Благовещения отразилось в системе росписи церквей. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери — на правой. Обе фигуры оказываются таким образом разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство. Так, в росписи Палатинской капеллы в Палермо (Сицилия, около 1146-1151) Богоматерь представлена в правой части, стоящей с мотком пряжи в опущенной руке, за ее спиной престол. Сверху, с небес, видна благословляющая десница, от которой нисходит широкий белый луч с изображением Святого Духа в виде голубя. В Софийском соборе Киева на восточных столбах помещен чрезвычайно выразительный образ Благовещения. Ангел в торжественном шествии благословляет Богоматерь, изображенную на правом столбе. Пресвятая одета в синий мафорий с золотой каймой, в левой поднятой руке она держит моток пурпурной пряжи, нитка которой опускается через левую руку вниз, к веретену. Художник акцентировал внимание именно на моменте прядения, ибо это в церковном толковании сопоставляется с зарождением во чреве Девы плоти Сына Божиего.

Благовещение у кладезя. Фреска Софийского собора в Киеве. XI в.

В росписях собора Антониева монастыря в Новгороде Богоматерь в сцене Благовещения, расположенной на восточных столбах, также изображена за прядением. Она представлена сидящей вполоборота к Ангелу на фоне архитектуры, состоящей из нескольких зданий с высокой стеной и переброшенным через здание красной тканью — велумом. Такие детали композиции могут быть соотнесены с эпитетами, широко использующимися в богородичной гимнографии, прежде всего в Акафисте Богоматери, где она называется «Граде всех царя», «покрове, державо, стено и утешение» и «Царствия нерушимая стено».

Архитектурная обстановка в сценах Благовещения появляется уже в раннехристианское время. Так, на плакетке с кафедры архиепископа Максимиана (V век, Архиепископский музей в Равенне) действие происходит в палатах, изображенных в виде фронтона с двумя колоннами. Изображаемая архитектура должна была обозначать место действия, дом праведного Иосифа, однако со временем она получила свое символическое истолкование. Архитектурный фон стал соотноситься с образами ветхозаветного Иерусалимского храма и Церкви Нового Завета, торжество которой предвосхищается в момент Боговоплощения. Сама Богоматерь прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь. Другими символическими деталями образов Благовещения являются богато украшенный престол, на котором восседает Мария — он соотносится с троном царя Соломона, и некоторые другие редкие подробности. Так, на иконе XII века из монастыря святой Екатерины на Синае на первом плане изображена река с множеством рыб и птиц по берегам, являющаяся символом рая. За троном Богоматери изображен огороженный сад с деревьями и цветами, являющийся образом библейского «вертограда заключенного» (3 Цар. 10, 18), понимаемого как указание на райскую символику. Рассматриваемая икона отличается и изысканным художественным языком. Архангел Гавриил кажется парящим в золотом пространстве, так как вся его фигура и складки одежды пронизаны динамическим движением.

Вид на алтарную часть Палатинской капеллы. Середина XII в. Палермо. Сицилия

В конце XIII — начале XIV веков в иконографии Благовещения появляются новые персонажи — изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Письменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу Архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в Протоевангелии сообщается о восьми девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Вероятно, художники изображали девушек как свидетелей чуда непорочного зачатия. Эта истина не требовала доказательств для православных христиан, но споры об этом догмате возникали время от времени. Изображения служанок встречаются как в сценах Благовещения у колодца, так и в иконах Благовещения за рукоделием в доме Иосифа. Так, в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.) двое девушек поддерживают Богоматерь, к которой у колодца с небес слетает Ангел, под руки. Еще одна девушка изображена справа, она испугано смотрит на явившего Ангела. В византийской иконе Благовещение XIV века, хранящейся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) служанка в тунике, завязанной через плечо, выглядывает из-за колонны. В русских иконах XV-XVI веков служанки чаще всего будут изображаться сидящими у ног прядущей Богоматери.

Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва

На Руси образы Благовещения были очень почитаемы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII века, известная как «Устюжское Благовещение». Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, где перед образом молился св. Прокопий Устюжский. Однако установлено, что икона была привезена в Москву Иоанном Грозным из новгородского Юрьева монастыря. Иконографической особенностью иконы является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери. Становление Божиего Слова плотью соотносится здесь с созданием Богоматерью храмовой завесы, как об этом говорится в восьмой песне Великого канона преп. Андрея Критского: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем».

Царские врата. Середина XVI в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Как из цветного пурпура во чреве твоем, Пречистая, соткалась мысленная порфира — плоть Эммануила». Вверху иконы в небесной полусфере представлен образ Христа в образе Ветхого Деньми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил.

Следует особо отметить, что Благовещение традиционно присутствует в верхней части Царских врат иконостаса. Врата являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь. Благовещение изображалось на древних Царских вратах в различных иконографических вариантах.

В поздней русской иконописи в иконографии Благовещения появляются некоторые новшества. Так, на иконе середины XVI века из Сольвычегодского Благовещенского собора, между Марией и Архангелом изображена пещера, но надпись, идущая по ее черному фону, гласит, что это место будущего Рождества Спасителя: «Вертеп, в нем же Христос хотя родитися».

В XVII-XVIII веках под влиянием западноевропейских образцов художники часто изображают Богоматерь встречающей Ангела за чтением книги, сама же обстановка и архитектурный фон сцены становятся более пышными и сопровождаются обилием декоративных деталей.