Икона сошествие во ад

Штурм ада. Всех ли вывел из ада Христос?

На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения. На них изображается «сошествие Христа во ад», а точнее, то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению.

Именно этот иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения. В последние несколько веков при создании образа Воскресения Христова использовались и другие сюжеты, в частности, заимствованный из западной традиции образ воскресшего Христа, выходящего из гроба и держащего в руках знамя победы . Однако этот образ не традиционен для Православия.

Каждое православное иконописное изображение основано на том или ином литургическом воспоминании. Не существует икон или фресок, сюжет которых не соотносился бы с тем или иным днем церковного календаря. Икона Сошествия во ад соответствует литургическому воспоминанию Великой субботы и Пасхи. Само учение о Сошествии во ад основано на нескольких текстах из Священного Писания, прежде всего на послании апостола Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал…» (1 Пет. 3, 18-19). Но гораздо подробнее тема сошествия Христа во ад, отраженная также в иконописи, раскрывается в раннехристианской апокрифической литературе.

Есть иконография, где Христос попирает даже не врата ада, а сам ад в виде персонифицированного образа — связанного старика в кандалах, и над ним стоит Господь, покоривший его. Тема персонификации ада, смерти берет начало именно в апокрифах. В дошедшем до нас апокрифическом тексте V века «Евангелие Никодима» (не противоречащем православному учению, хотя и не вошедшем в церковный канон) центральное место занимает диалог между сатаной и адом. Ад пытается воспротивиться пришествию Христа и приказывает своим демонам «твердо заключить врата медные и запоры железные» и крепко держать «заклепы». Но раздается голос: «Поднимите врата». Услышав этот голос, ад спрашивает: «Кто есть Сей Царь славы?» Ангелы говорят: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани». И тотчас медные врата сокрушаются, железные засовы ломаются, и все связанные мертвецы разрешаются от уз. Царь славы связывает сатану и предает его аду со словами: «Держи его крепко до второго Моего пришествия». Приняв сатану, ад говорит ему: «Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца». Далее описывается изведение умерших из ада воплотившимся Христом: «Царь славы простер десницу Свою и взял и воздвиг праотца Адама. Потом, обратясь к прочим, сказал: “Сюда, за Мною, все, умерщвленные древом, к которому он прикоснулся. Я опять всех вас воскрешаю древом креста”. И потом Он стал всех изводить вон… Когда же Он шел, блаженные отцы, следуя за Ним, воспевали, говоря: “Благословен грядущий во имя Господне; аллилуиа; ему слава всех святых”».

«Евангелие Никодима» содержит в себе все идеи и образы, использовавшиеся в христианской литературе последующих столетий для изображения того, что современные европейские богословы называют термином Höllensturm (букв. «штурм ада»): Христос не просто сходит в адские бездны — Он вторгается туда, преодолевая сопротивление диавола и демонов, сокрушая ворота и срывая с них замки и запоры, как Победитель, перед Которым силы зла бессильны.

Обратим внимание на одну фразу из «Евангелия от Никодима» — слова ада, сказанные сатане: «Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца». В иконографии «Сошествие во ад» Христос часто изображен простирающим руки к Адаму и Еве, которых он выводит из ада; иногда, кроме Адама и Евы, выходящими из ада изображают также и других людей — в белых одеждах, с нимбами и без. Кто эти люди? Действительно ли, как говорит нам апокриф, ад опустел? Всех ли людей, которые до Воскресения Христова находились в аду, вывел Христос?

Этот вопрос не раз был отражен в иконографии Воскресения. На знаменитой фреске «Воскресение» из константинопольского монастыря Хора (1315–1320) традиционная тема Сошествия во ад трактуется с особым драматизмом. В середине композиции — Христос в белой одежде; Христос держит правой рукой руку Адама, а левой — руку Евы. Адам изображен почти бегущим навстречу Христу, Ева — с усилием поднимающейся из глубин ада. По правую руку Христа (слева от зрителя) изображены Иоанн Предтеча и ветхозаветные праведники с нимбами. По левую руку — ветхозаветные грешники во главе с Каином, сыном Евы, стоящие в нерешительности. Относится ли к ним проповедь Христа? Последует ли ей Каин, спасется ли он? А другие грешники? Иконография отражает неоднозначность решения вопроса о спасении, как бы напоминая, что наши суды — не суды Божии.

Догмат о сошествии Христа во ад — часть православного учения о спасении. Однако его решение этого вопроса во многом зависит от того, как мы понимаем проповедь Христа в аду и ее спасительное действие на людей. Если речь идет о проповеди лишь избранным, лишь праведникам Ветхого Завета, тогда спасительная значимость догмата минимальна; если же проповедь была адресована всем находившимся в аду, его значимость существенно увеличивается. Кажется, мы имеем достаточно оснований утверждать, вслед за греческим православным богословом И. Кармирисом, что, «по учению почти всех восточных Отцов, проповедь Спасителя простиралась на всех без исключения и спасение было предложено всем душам от века усопших, будь то иудеев или эллинов, праведных или неправедных». Того же мнения придерживается другой греческий богослов, профессор Н. Василиадис:

«…Господь добровольно и победоносно сошел во ад, «общее вместилище» душ. Он посетил все души, находившиеся там, и проповедовал грешникам и праведникам, иудеям и иноверным. И как «живущим на земле воссияло Солнце правды», так же воссиял свет Его и находившимся «под землей во тьме и сени смертней». Как на земле провозгласил Он мир, прощение грешникам, прозрение слепым, так и находившимся в аду, чтобы смиренно склонилось пред Ним «всяко колено небесных, земных и преисподних» сил»1. Богочеловек, сойдя не только на землю, но «и под землю», открыл истинного Бога для всех и всем проповедал Евангелие спасения, чтобы все было «исполнено Божества» 2 чтобы Он стал Господом и мертвых и живых (см. Рим. 14, 9).3

Таким образом, не только для праведных, но и для неправедных проповедь Спасителя в аду была благой и радостной вестью избавления и спасения, а не проповедью «обличения за неверие и злобу», как казалось Фоме Аквинскому.

Но все ли или только некоторые откликнулись на призыв Христа и были выведены из ада? Этот вопрос остается открытым. Есть мнение, согласно которому Христос вывел из ада только ветхозаветных праведников. А есть мнение, согласно которому все, кто пожелал последовать за Христом, последовали за ним, когда Он отверз врата ада, сломал замки и сокрушил вереи. В богослужебных текстах многократно говорится о спасении Христом всех находившихся в аду: «и от ада вся свобождша». Но поскольку Бог не нарушает свободную волю людей, по крайней мере, в аду остались те, кто не пожелал последовать за Христом, в том числе диавол и демоны.

Если мы встанем на точку зрения тех церковных писателей, которые утверждали, что Христос вывел из ада исключительно ветхозаветных праведников, тогда спасительное дело Христа сводится лишь к восстановлению справедливости. В таком случае речь уже не идет ни о чуде, перед которым трепещут ангелы и которое воспевается в церковных гимнах, ни о милости Божией. Православие допускает возможность спасения от адских мучений не только тех, кто веровал при жизни, но и тех, кто не сподобился истинной веры, однако угодил Богу добрыми делами. По учению Православной Церкви все умершие — верующие или неверующие — предстают перед Богом. Следовательно, даже для тех, кто не уверовал при жизни, сохраняется надежда на то, что они признают Бога своим Спасителем и Искупителем, если вся предшествующая земная жизнь вела их к этому признанию.

Мы не знаем, все ли последовали за Христом, когда Он выходил из ада, так же как не знаем, все ли последуют за Ним в эсхатологическое Царство Небесное. Но мы знаем, что с момента сошествия Христа во ад путь к воскресению из мертвых открыт для «всякой плоти», спасение даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех того желающих. Такова тайна Великой субботы, завесу над которой приоткрывает православное богослужение, таково богословие иконы Воскресения.

1 Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры, 3, 29.

2 Дамаскин Иоанн . Толкование на Послание к Ефесянам, 4, 6 ( PG 95, 841).

3 Василиадис Н. Таинство смерти. С. 179-180.

Нескучный сад №4 2009
Нескучный сад – архив по номерам

Словарь Правмира – Диавол, демоны

Словарь Правмира – Ад

Сошествие во ад

Другие языки
Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000.
Изображения с более высоким разрешением:

  • 1870 x 2578 пикс.
  • 1400 x 1917 пикс.
    (Подборка изображений икон издательства «Белый город»)
См. ниже:

  • детали (1)

Мастерская Дионисия

1502 г.

  • Лазарев 1980: 1502–1503 гг.
  • Русские монастыри 1997: Ок. 1502–1503 гг.
  • Лазарев 2000/1: 1502 г.

137.2 × 99.5 × 3 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. ДРЖ-3094

Происходит из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

См. в «Галерее»:

  • Воскресение — Сошествие во ад

Ниже цитируются:

  • Русские монастыри 1997 = Русские монастыри: искусство и традиции.
  • Лазарев 2000/1 = Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.
Русские монастыри 1997

Сошествие во ад.
Из местного ряда.
Около 1502–1503. Дионисий и мастерская.
Дерево, три доски, две врезные встречные шпонки, паволока, левкас, темпера. 137,2 × 99,5 × 3.
Пост. в 1962 из Кирилловского музея.
ДРЖ-3094.
Раскрыта в ГРМ (1963, Н. В. Перцев, И. П. Ярославцев, И. В. Ярыгина).

В иконе использована традиционная для живописи палеологовского времени композиционная схема «Сошествия во ад». Своеобразие иконы, позволяющее рассматривать ее как типичный образец монастырской идеологии, состоит в изображении олицетворений добродетелей и пороков, обозначенных особыми надписями. Подобная иконография «Сошествия во ад» сложилась под влиянием назидательных сочинений восточных аскетов, прежде всего — «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского (VI век). На Руси она имела широкое распространение, о чем свидетельствуют сохранившиеся иконы Воскресенской церкви в Коломне (конец XIV века), Троицкой церкви Махрищского монастыря (середина — вторая половина XVI века) и другие. (Н. Пивоварова)

Лазарев 2000/1

128. Дионисий с учениками. Сошествие во ад

1502 год. 137,5×99,5. Русский музей, Ленинград .

Из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Сохранность в целом хорошая. Незначительные утраты и потертости верхнего красочного слоя (особенно на изображении «славы» вокруг Христа) и золота на фоне и на полях.

Детали

Иисус Христос, Адам и Ева

Литература:

  • Георгиевский 1911. Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. — СПб.: Комитет попечительства о русской иконописи, 1911. — Табл. XLV.
  • Лаурина 1966. Лаурина В. К. Вновь раскрытая икона «Сошествие во ад» из Ферапонтова монастыря и московская литература конца XV века // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 22. — М.; Л.: Наука, 1966. — С. 165–187.
  • Лазарев 1980. Лазарев В. Н. Московская школа иконописи = Les icôn de l’école de Moscou. — М.: Искусство, 1980. — Стр. 48-49, №№ 72, 73.
  • Русские монастыри 1997. Русские монастыри: искусство и традиции. — CПб.: Palace Editions, 1997. — Стр. 67.
  • Лазарев 2000/1. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 124-125, 371-372, № 128.
  • Жизнь Христа 2001. Жизнь Христа в произведениях живописи. — М.: Галарт : Аст-Пресс, 2001. — Стр. 157.
  • Дионисий 2002. Дионисий «Живописец пресловущий». К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Выставка произведений древнерусского искусства XV–XVI веков из собраний музеев и библиотек России: . — М.: Северный Паломник, 2002. — №12, стр.116-118.

Ежегодно после Пасхи на протяжении всей Светлой Седмицы на аналое каждого храма располагается икона сошествие во ад, которая говорит о непостижимом для простого человеческого ума чуде Воскресения Христа. Подвиг, совершенный Спасителем имеет ключевое значение и для христианской веры и для всего человечество. Ведь Он искупил грехи человеческие, в том числе и грехи тех, кто давно почил ко времени Его проповеди.

Именно о том, как Христос отправился во ад, дабы спасти от грехов, оказавшихся там, говорит икона. Этот подвиг был совершен до Воскресения и свидетельствует о неописуемой благости и милости Господа. Ведь Спаситель отправляется в подземное царство для того чтобы проповедовать и там, вызволить ветхозаветных праведников, а также зачинателей человеческого рода: Адама и Еву.

Как вы знаете, именно первородный грех обуславливает изначальную греховную природу современных людей. Однако Христос спасает Адама и Еву, искупает грехи этих людей и также дает каждому надежду на спасение в нем.

Евангельские тексты не описывают процесса путешествия в подземное царство как таковое. Подробное описание содержится в апокрифическом Евангелии от Никодима. Кстати, по этой причине на протяжении длительного времени иконописный сюжет Воскресения сочетался с сюжетом сошествия.

Сюжет иконы «Сошествие Христа в ад»

Компоновка складывалась постепенно и изображения могут различаться, хотя сейчас мы явно можем говорить об устоявшемся православном каноне. Одни из самых первых древнерусских икон, где Христос спускается в ад, относятся к творчеству иконописцев Дионисия и Андрея Рублева. На них запечатлевается канонический сюжет, когда Христос предстает с распростертыми руками по центру изображения.

Также известны изображения, характерные для эпохи ренессанса (используются по большей части в католическом христианстве) где Спаситель увлекает ветхозаветных праведников за собой. Есть и иконы, на которых Христос идет на встречу к Адаму, которые символически говорят об освобождении обитателей ада.

Остановимся более подробно на сюжете характерном для православного христианства. В центральной части располагается Христос в сияющих одеждах, он изображается в сфере синего цвета, который указывает на небесную благодать. В этой сфере также присутствуют серафимы и херувимы (ангельские чины) в золотых отблесках, ангелы также освящают тьму ада.

Символически изображаются разломанные врата ада, разрушенные гробы. Царство небесное вторгается во ад и остается неудержимым, тьма не может поглотить его, преграды не останавливают.

Итак, в центре иконы Сошествие Христа в ад располагается сам Спаситель, а чуть ниже, те, кто ждал его прихода. На передней части по две стороны Адам и Ева. Чаще всего Христос обхватывает Адама за кисть, а Ева смиренно устремляет на него взор и ждет, когда тот обратит внимание и на нее. Помимо этого тут много самых разнообразных людей, композиция может различаться.

Тем не менее, практически всегда изображаются святые, которые также ожидали, когда Спаситель снова откроет путь в Царствие небесное. Например, тут стоит Иоанн Креститель, с которым он совсем недавно виделся на земле, но также есть и те, кто ждет намного больше. С нимбами изображаются цари Давид и Соломон.

Этим сошествие Христа во ад на иконе подчеркивает особое значение его подвига. Ведь, если бы не он, то и святым пришлось бы остаться без рая. Поэтому данная икона имеет такую высокую ценность и особо почитается в православном каноне.

В верхней части иконы ангелы, которые поддерживают крест, который в свою очередь символизирует не только спасение, но и церковь, которая отныне на земле позволяет каждому избегнуть гиены огненной через веру во Христа. Особенное внимание на этот образ делают, конечно, в дни празднования Пасхи, но молитвы перед ним будут полезны для верующих практически всегда. Этот сюжет в ясной форме запечатлел существенные основы православной веры, а также хранит напоминание о вечной милости Господа к людям.

Значение иконы «Сошествия во ад» заключается в том, что эта икона – вечное напоминание людям вплоть до исхода времен – теперь путь в рай открыт.

Каждый может выбрать сам путь к воскресению из мертвых, ведь Господом даровано спасение всякому человеку.

Молитвы

Тропарь Воскресению Христову, глас 5

Христос воскресе из мертвых, /

смертию смерть поправ, /

и сущим во гробех живот даровав.

Молитва Святой Пасхе

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

Икона «Сошествие во ад»

Множество икон связано с какими-то важными событиями, произошедшими в мире христианства. Самые важные иконы, в том числе и «Сошествие во ад», относятся к периоду Страстной недели.

Это икона, посвященная Иисусу Христу, который своим пришествием начал новозаветную историю и слил воедино прошлое, настоящее и будущее. Христу посвящено великое множество икон, но эта отражает его схождение в ад в момент смерти физической, на кресте, прямо перед своим Воскресением, перед Пасхой.

История иконы

Согласно Писанию, когда Иисус Христос умер, его душа отправилась в глубины преисподней. Поскольку истинной целью Христа было искупление грехов людей, то логично предположить, что прощения достойны не только те, кто будет жить впоследствии, но и те, кто жил до Христа, до пришествия Мессии.

Он спустился в самые глубины ада, чтобы все те, кто там находился, смогли получить прощение. Мессия прочитал там свою проповедь и дал этим душам свободу. В число этих прощенных душ входили все ветхозаветные грешники и проповедники. Так как в это время все еще шла Страстная неделя, данный образ относится к числу икон о Страстях Христовых.

Описание образа

Данная икона описывает события второго дня загробной жизни Христа. Христос изображается на иконе стоящим на некоем подобии креста, а вокруг него души людей, которые жаждут прощения. Они тянутся к Нему, пытаясь коснуться Его руки. Сам по себе образ очень простой, но сильный и очень важный. Существует огромное множество вариаций исполнения иконы. Данная икона есть в большинстве православных храмов, потому ее можно назвать одной из самых распространенных.

Смысл иконы и в чем она помогает

«Сошествие во ад» имеет невероятно важный смысл. Эта икона напоминает нам о том, что прощения заслуживает каждый. Если признать свои ошибки, то можно получить Божье благословение. Те люди, которые попали в бездну ада, искупили свои грехи, а пришествие Христа стало для них возможностью поменять чертоги ада на жизнь на Небесах.

Многие люди озадачиваются вопросом о том, чем и как именно помогает икона. Если она есть у вас дома, то греховные мысли реже будут приходить к вам в голову. Этот образ спасает душу от самого желания совершать грех. Эта икона доказывает и показывает, что воля Божья распространяется во всех направлениях. Даже те, кто в прошлом были провозглашены грешниками и не заслуживали прощения, получили его благодаря милости Христа. Таким образом, икона «Сошествие во ад» напоминает о том, что пришествие Мессии — это дарование еще одного шанса всем людям.

Поставьте эту икону дома, если вы или кто-то из ваших родственников не может избавиться от вредных привычек. Этот образ помогает искоренять зло в любых его проявлениях. В доме любой богобоязненной семьи должна быть такая икона.

Молитвы перед иконой

Молятся перед данной иконой в основном для получения прощения или для благодарности. Если вы совершили тяжкий грех, но хотите покаяться, то можно прочитать следующую молитву:

«Даруй нам прощение, яко же Ты, будучи на кресте распятым, Господь наш, простил всех, кто непрощенным был, в геенне огненной находясь, в адской пучине поверженным. Помоги нам, Господи, избавиться от мыслей греховных и от всего, что тянет нас ко дну, от истины отдаляя. Позволь нам очиститься, чтобы приблизиться к Тебе после смерти, и при жизни позволь остаться услышанными Тобой».

Считается, что Господь не посылает нам испытаний, которых мы не смогли бы принять и пережить. Данная икона показывает нам, что прощения грехов заслуживает каждый. Если в вашей жизни наступил период трудностей, то знайте, что это не случайно. Вот вариант благодарственной молитвы перед иконой «Сошествие во ад»:

«Господь наш, во ад сошедший, даруй нам прощение грехов наших, яко же Ты даровал его всем тем, кто при рождении Твоего благословения не получил. Помоги мне и моей семье познать истину Твою, прости всех, кто не был крещен пред ликом Твоим, и всех, кто не верит в Тебя и силу Твою, ведь все мы равны пред Тобой в делах своих».

Данные молитвы можно читать и во время Страстной недели, и во время Великого поста в целом. Эта икона имеет прямое отношение и к Прощеному воскресенью. Это день, когда все люди должны научиться оставлять свои обиды позади и просить прощения у тех, кого обидели. Подобная атмосфера царит и в Страстную субботу, в день наивысшей скорби и одновременного предвкушения грядущего праздника Пасхи.

Задача этой иконы — научить нас прощать тех, кто обидел нас, всегда, а не только перед Пасхой или Великим постом. Образ «Сошествие во ад» — это напоминание о том, как Господь любит нас, несмотря на то, что мы каждый день говорим плохие слова и помышляем недоброе. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и