Икона воскрешающая русь

Образ Богородицы, именуемый «Воскрешающая Русь», очень распространен в настоящее время и при этом вызывает массу вопросов и сомнений: можно ли считать его иконой и, следовательно, использовать как молельный, или это лжеикона, а значит, такой образ может повредить духовному состоянию верующих.

Важно заметить, что патриарх Московский и всея Руси Алексий II на Архиерейском соборе 2004 года высказал свое мнение по этому поводу: «отмечу участившиеся случаи самочинного книгоиздания и неканонического «иконотворчества» (например, иконы Богородицы «Воскрешающая Русь», «Дары дающая», иконы Григория Распутина, Ивана Грозного и литература, посвященная им). Вся беда в том, что причиной появления и распространения подобных творений на местах часто является недостаток информации у правящих архиереев, отсутствие богословской оценки явлений такого рода».

Ранее в своем обращении к клиру и приходским советам Таганрогского округа в декабре 2003 года патриарх Алексий II указал на то, что в некоторых новописанных иконах содержится «явная ересь». На вопрос о данной иконе он ответил: «Я не раз говорил о том, что настоятели должны не допускать в своих храмах распространения того, что не одобрено священноначалием или Церковью. Только те иконы, которые есть у нас в списках в общецерковном календаре, являются иконами общепризнанными и утвержденными Церковью. Все то, что создается отдельными лицами с нарушениями церковных канонов и, чаще всего, из меркантильных соображений, не должно находиться в храмах». Новый образ не получил благословения ни у одного из архиереев Православной Церкви.

Рассмотрим историю возникновения иконы. 14 октября 1998 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, произошло некое явление, записанное со слов очевидицы Ольги Павленко. И это свидетельство легло в основу иконографии образа.

История начинается с того, что в праздник Ольга не пошла в храм, а включила магнитофонную запись. Вдруг она «почувствовала необыкновенное тепло в теле, а в сердце тихую радость…».

Проследим, как соотносится с иконографией образа, т.е. сначала будет приводиться выдержка из повествования, а затем, как она отобразилась на иконе.

Согласно описанию явления: «с неба стал спускаться широкий яркий ослепительно-белый столп света. Из него появился Образ Покрова Божией Матери», который, приближаясь, увеличивался в размерах… и исчез. Затем: «в свете появилась Сама Владычица Богородица! Она была еще более светлая, чем этот свет. Одеяние на Ней было ослепительно-белое, все переливающееся оттенками светло-голубого, светло-зеленого и других цветов… А Лик Божией Матери и вовсе описать невозможно. Красоты необыкновенной! Выделяются карие глаза красоты, теплоты и любви неизреченной! Она спускается к земле и останавливается между облаками и землей». — На иконе изображается следующим образом — в центре Богородица полностью в белом облачении, от Нее исходит белый ослепительный свет. Над Богородицей на облаках — Господь Саваоф, чуть пониже справа от нее Серафим Саровский, с другой стороны святитель Николай Чудотворец. Образ написан на голубом фоне.

Согласно свидетельству, во время предыдущего явления, – «из этого столпа света стали выходить девы в белых одеждах с венцами на головах. Они как бы хороводом прошли в обе стороны…». – На иконе изображены полукругом семь дев в венцах как бы на облаках.

Дальнейшее описание явления: «Царица Небесная держит в руках тонкий бело-голубой Покров, усеянный маленькими крестиками, которым нет числа… Богородица в медленно-величественном движении. Когда Она поворачивает Лик Свой или чуть двигается, то все переливается всеми цветами, и сияние ослепительными лучами исходит от облика Ее во все стороны, как от солнца». С Ее рук Покров скользит на темную землю и по мере спуска расширяется, покрывая ее. «И место, которого Покров касается, становится белым, чистым, будто первый пушистый снег… И чего на земле касается Покров, то очищается и просветляется… С Покрова падают во множестве крестики, их столько, сколько людей. И вот на головы некоторых людей падают крестики и как-то проходят внутрь, этот человек просветляется, распрямляется, вырастает и как бы весь обращается к Богу. На других же крестики падают, а пройти в них не могут, потому что эти люди от них уклоняются, со страхом прижимают к груди, будто не желая впустить в свое сердце. Такие люди видимым образом сжимаются, очень сильно умаляются в размерах, делаются совсем маленькими и темными. И вот Покров Божией Матери все больше и больше покрывает землю, очищает ее…». – На иконе показано, как Богородица руками придерживает белый плат, из которого падают маленькие крестики. Они падают на землю и попадают на людей: одни изображаются белыми, другие темными, которых гораздо больше. Также изображены храмы – Троице-Сергиева Лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь, в центре церковь Покрова на Нерли. Икона подписана внизу: образ Пресвятой Богородицы «Воскрешающая Русь». Согласно повествованию, Сама Владычица дала такое наименование.

Ольга утверждает, что ей было дано указание, что надо написать образ. По слову Владычицы она едет в Санаксарский монастырь, к отцу Иерониму, который благословляет ее на поиск иконописца и создание иконы. Образ был написан в храме Симеона Столпника художницей Наталией Кашеваровой. Ольге образ не понравился, но она его взяла. Позднее было написано еще несколько икон. Почти на всех изображениях Богородица в белом облачении, но лишь на некоторых изображениях от Нее исходит белоснежное сияние, «как от солнца».

Фигурки людей изображаются почти всегда, но есть композиции, где они отсутствуют, как белые, по описанию – просветленные, так и темные – физически и духовно уничтоженные. При этом там находятся только храмы. Дев должно быть семь, как и в описании явления, но порой их количество довольно подвижно.

Над образом Богородицы фигура Господа Саваофа, как и было зафиксировано, но на других – там уже образ благословляющего Спасителя или Пресвятой Троицы, а также довольно часто там расположена икона «Отечество».

Одну из икон выполнила Екатерина Ильинская в 2003 году. В отличие от других ее икона написана в канонической манере. Образ Богородицы заключен в миндалевидную мандорлу, внутри которой видны лучи света. Из покрова выпадают почти незаметные крестики золотистого цвета и опускаются на храмы, и после этого, согласно повествованию: «все монастыри и храмы становятся белыми снаружи и внутри, обновляются иконы и купола храмов… Люди, входящие в храмы, будучи серыми, оттуда выходят светлыми». Маленькие человеческие фигурки отсутствуют. Сверху в небесном сегменте помещена сюжетная композиция — Пресвятая Троица.

В том же, 2003 году, подобный образ написал Палехский иконописец Владимир Курилов. Он истолковал явление по-новому, взяв за основу образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Но, по-видимому, данный извод не получил распространения.

Ростислав Моцпан, руководитель иконописной мастерской при храме свщмч. Владимира Киевского в городе Винница на Украине, рассматривая первые иконы, отмечает множество нарушений и отступлений от церковных канонов и догматов. В первую очередь бросается в глаза, что «… вверху иконы находится изображение Бога в образе Саваофа, что является нарушением канонической православной иконографии, так как Бог Отец не изобразим». На многих иконах рассматриваемой иконографии Саваоф изображен с нимбом, с вписанной в него восьмиконечной звездой, при этом Он благословляет двумя руками.

Далее Ростислав Моцпан отмечает, что «фигура «Богородицы» изображена в белых одеждах, что нехарактерно для сложившейся иконографии Богоматери и вызывает ассоциации с изображениями некоторых оккультных сект (женщину в белом балдахине можно видеть на плакатах «Белого братства», «Матерь мира» Константина Рериха также нарисована в белом одеянии)». Но самое большое недоумение вызывают маленькие существа, изображенные внизу картины, на которых от рук «Богородицы» падают кресты. По учению Ольги Павленко, летящие кресты — это символ некой энергии, которая целительна для тех людей, кто ее принимает, но губительна для тех, кто ее отвергает: «кто не принял крестик — был наподобие таракана», «кто уклонялся и убегал от крестика – чернел и превращался в кучку мерзостей».

Может ли «икона», на которой человек — венец творения Божия — представлен как «кучка мерзостей», являться православной и канонической? Может ли крест — символ нашего спасения — стать орудием разрушения и уничижения человека?».

В брошюре «О Чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Воскрешающая Русь» иеромонах Корнилий утверждает: «Покров Божией Матери – это Богородичное Воздвижение Креста, ибо, что для Господа Крест, то для Пречистой Его Матери – Покров»? «Воскрешающая Русь» – Преображение Богородицы. Что это такое – вразумительно не может объяснить никто. Но нелишне вспомнить, что одно из наименований секты «Богородичный Центр» – «Церковь Божией Матери Преображающейся», которое было официально зарегистрировано в июне 1991 года. Неудивительно, что это изображение пользуется популярностью у представителей секты богородичников».Это становится более понятным, если знать, что «Ольга Павленко занималась лечением нетрадиционными методами, заряжалась от космоса энергией и передавала ее своим пациентам, медитировала и «изгоняла бесов».

Таким образом, возникает большое количество вопросов относительно правомерности изображений данного рода.

Необходимо всегда помнить, что икона – неотъемлемая часть жизни Церкви, которая есть «столп и утверждение истины». Поэтому всякая икона как старая, так и новая должны быть отражением истины и, значит, отвечать определенным требованиям. Во-первых, в основу должно быть положено Священное Писание или Священное Предание Православной Церкви. Во-вторых, она должна иметь богословское содержание. В-третьих, она должна быть принята всей полнотой Церкви, и если иконография новая и раньше не было ничего подобного, то для ее написания необходимо архиерейское благословение или даже одобрение собора. Создание новых икон явление крайне редкое, обычно новым является только название, а происхождение идет от более древнего образа.

В то время так называемая икона «Воскрешающая Русь» совершенно новая и по сюжету, и по времени ее появления. При этом за ней не стоит церковное Предание, у нее нет прообраза, отсутствует богословский смысл, и она не принята Православной Церковью.

Существует укоренившийся предрассудок, что демоны не могут являться в облике Пресвятой Богородицы, потому что, якобы, Сам Господь запретил это делать силам нечистым. Во многом на этот сомнительный аргумент ссылаются почитатели данного образа. Однако святитель Игнатий Брянчанинов в работе «О сновидениях» говорит: «Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни».

Что же касается чудес, которыми любят апеллировать почитатели иконы, ссылаясь на ее истинность, по этому поводу мы находим ответ у иеромонаха Нектария (Морозова), смотрителя Архиерейского храма во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Он отмечает, «что касается явлений сверхъестественного характера, связанных с иконой — будь то ее мироточение, истечение крови, или какие-то необычные изменения атмосферного характера, то подобные чудеса бывают нам посланы как «справа», так и «слева», и сами по себе не являются признаком святости».

В продолжение вышесказанного современный миссионер Макарий (Маркиш), иеромонах Свято-Введенского монастыря города Иваново отмечает, «что главный критерий позиции Церкви в отношении чудес неизменен — верность Евангелию. Все истинные чудеса не несут ничего нового, чего не было бы в Евангелии, в церковном наследии. Ложные чудеса отталкивают нас от полноты Церкви, от послушания священноначалию, от евангельской истины. Ложные чудеса несут разлад, расколы вместо евангельского духа любви, мира, братолюбия».

Свой доклад хочется закончить словами апостола Павла: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Колос. 2:8).

Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 октября 2004 года // Издательская деятельность.

Александр Клюнков, прот. Наш пастырский долг //Публикации. РПЦ Московский патриархат, Ростовская-на-Дону епархия, Свято-Никольский приход. .

Икона Божией Матери «Воскрешающая Русь».

См.: Икона Божией Матери «Воскрешающая Русь».

Икона Божией Матери «Воскрешающая Русь».

Икона Божией Матери «Воскрешающая Русь».

Неблагословенная. Почему Церковь не признает икону “Воскрешающая Русь”?//Журнал “Приходская жизнь” № 06 (71), год 2008 г.

Неблагословенная. Почему Церковь не признает икону “Воскрешающая Русь”?//Журнал “Приходская жизнь” № 06 (71), год 2008 г.

Неблагословенная. Почему Церковь не признает икону “Воскрешающая Русь”?//Журнал “Приходская жизнь” № 06 (71), год 2008 г.

Воскресенская слобода. Псевдоиконы нашего времени// Киевская Русь. Культура Церкви.

Cборник «Искушения наших дней», М., Даниловский благовестник, 2003, с. 271.

Игнатий (Брянчанинов), еп. О сновидениях.

Вокруг образа «Воскрещающая Русь»//Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии. Вокруг образа “Воскрещающая Русь”

Как важно быть трезвым// Журнал «Нескучный сад», №5 (34), 2008.

Особое покровительство

Первое изображение Девы Марии на иконе датируется VIII столетием. Его автором считается евангелист Лука – сподвижник апостола Павла. Святому приписывают авторство более 10 ликов Матери Господней. Первые списки, которые пришли на Русь, были написаны в Византии. Исконно русским древнейшим образом считается мозаика «Богоматерь Оранта». Она находится на аспиде алтаря киевского Софийского собора. За время христианской культуры в иконописи появилось несколько сотен ликов Богоматери. Все из них доказали свою чудодейственную силу, излечив прихожан, наставив на путь праведный заблудшие души и воскресив веру в Господа.

Все многообразие икон Девы Марии и ее Младенца условно можно разделить на четыре группы. Каждая из них раскрывает определенную сторону Царицы Небесной, которой ее наделили верующие христиане.

  1. «Знамение» (в переводе «молящийся»). На этой группе икон Пресвятая открывает тайну рождения Спасителя, она представлена как земная женщина в ожидании младенца. Мария изображена в позе Оранты – молится с поднятыми к небу руками; в районе ее груди, как в лоне, находится сфера со Спасом Эммануила. Важный момент: на лике соединяются фигуры Девы и Христа. Таким образом, передается глубокая тайна святейшего чуда – рождения Господа, а Дева Мария становится Богоматерью. Верующему открывается суть – внутренняя Богородица с Богочеловеком. Наиболее известные иконы: «Богоматерь – Нерушимая стена», ярославская «Оранта».
  2. «Путеводительница». На изображениях этой группы Матерь Божья является проводником, который, как мост, приводит православного к Богу. Это дорога настоящего верующего – от тьмы и греха к истине и спасению. Пресвятая Богородица – главный помощник христианина. На ликах Путеводительница изображена так: ее фигура расположена фронтально, чуть склонена голова, Младенец Христос восседает на руке, как на престоле, второй рукой она указывает на Ребенка, обращая внимание просящего на него. Младенец рукою благословляет Мать, а значит – каждого молящегося. Значимые иконы: «Тихвинская», «Иверская», «Смоленская», «Казанская».
  3. «Умиление», или «Милостивая». Эти характеристики получили древние образы Девы Марии в Византии, на Руси их начали называть «Сладкое лобзание». Это – лирические и интимные изображения, которые демонстрируют любовь Матери Божьей к своему Сыну. На лике Богородица склоняет голову к Христу, а он, в свою очередь, обнимает ее за шею рукой. «Умиление» заключает высший смысл – Дева Мария не только Мать, которая проявляет любовь к Ребенку, а душа, обращенная к Всевышнему. У данного типа ликов есть две разновидности – «Взыграние»» и «Млекопитательница». В первом варианте Младенец изображен в свободной позе, будто играется, его рука касается лица Матери. В этом скрыто благочестивое и доверительное отношение Бога к православным. Во втором варианте на изображении присутствует интимный момент – Мать кормит Богомладенца грудью. Этот процесс – свидетельство того, как Пресвятая напитывает души христиан верой. К типу «Умиление» относятся иконы: «Владимирская», «Гребневская», «Волоколамская».
  4. «Акафистный» – это собирательный образ, который не несет высокой смысловой нагрузки, как предыдущие три. В него вошли те грани Богородицы, какие невозможно выделить отдельно. Изображение Матери Божьей создается под определенный эпитет, а не под богословский текст. Также в образах могут использовать центральный лик Матери и Богомладенца, дополнив его разнообразными элементами – символическими фигурами небесных тел, водоемом или купелью, троном, ангелами. Главная цель икон данной группы – иллюстрировать прославление Царицы Небесной. «Акафистный» тип представляют иконы: «Спас в силах», «Неопалимая Купина», «Богоматерь – Живоносный Источник».

Описание ликов подробно представлено в книге о чудотворных иконах с изображением Пресвятой Богородицы.

Самые известные иконы Богоматери

  • Казанская икона Божией Матери

Лик Пресвятой обнаружили в Казани после масштабного пожара. Она явилась во сне маленькой девочке по имени Матрона. Семья ребенка отправилась на пожарище искать святыню и нашла ее среди руин. Казанская икона была будто только написана – краски поражали свежестью и яркостью. Образ сразу же излечил двух слепцов, Иосифа и Никиту, которые только к нему прикоснулись. После этого люди поверили в его целительную силу. Находку отвезли в Успенский собор, а на ее месте возвели женский монастырь. К несчастью, в 1904 году икону украли вандалы, а потом предположительно сожгли. До нашего времени дошли только ее копии, но их чудотворная сила такая же, как у первоисточника.

Казанская икона имеет особенное изображение Девы Марии и ее Сына: Богомладенец находится слева от руки матери, его рука поднята вверх, что означает одобрение и всепрощение. Так Господь обращается к каждому православному. 21 июля и 4 ноября верующие отмечают праздник в честь лика.

Казанская икона дарует помощь всем, кто приходит к ней. К лику обращаются, когда нужно исцелиться от болезней – физических и духовных. Особенно хорошо она врачует при проблемах со зрением и слухом. Оказывает поддержку в тяжелых жизненных ситуациях; дает заступничество, благословение, утешение во время любой печали; помогает принять решение в серьезном выборе; сохранить в семье мир.

  • Икона успения Пресвятой Богородицы

Образ рассказывает об успении – смерти Богоматери. По канонам православной религии, кончина Девы Марии – не уход обычного человека: ее душа и тело отправились на Небо к Господу, а не вернулись в землю. Композиция лика по горизонтали условно разделена на две разные по смыслу части. В нижней изображена Божия Матерь, лежащая на смертном одре, ее окружают скорбящие апостолы; в верхней стоит Христос с отлетевшей душой Девы Марии, его окружают ликующие ангелы. Это суть мироздания: внизу скорбь земная, обреченность и тяжесть; а вверху – радость вечной беззаботной жизни, которую дарит Господь своим праведникам. Икону Успения «читают» снизу вверх, чтобы трактовать то, что ждет христианина.

Чудотворная икона успения призвана помочь преодолеть страх смерти верующим людям. Она яркий пример того, какой будет жизнь после смерти, если тщательно соблюдать все законы праведного и церковного бытия. Пресвятая молится за каждого человека, помогая излечиться даже от самых тяжелых заболеваний. Богородица наставляет на истинный путь потерянные души, чтобы каждый смог оказаться после смерти в Царстве Божьем.

  • Тихвинская икона пресвятой богородицы

Один из уважаемых и почитаемых ликов Девы Марии. Считается, что он ровесник самой Пресвятой. По старинному преданию, его написал Лука после того, как образ проявился над озером вблизи Тихвина. Говорили, что божественная сила переносила его по воздуху.

На изображении Мать и Сын обращены друг к другу. Иисус сидит на руке Девы Марии, в одной руке он держит свиток, а другой благословляет обращающихся.

Считается, что икона отводит беды (якобы после того как ее привезли в Москву на самолете, были разбиты германские войска во время Великой отечественной войны), помогает в лечении бесплодия, а также при заболеваниях суставов, ей молятся матери, желающие вразумить, наставить на святой путь своих чад (многие называют лик покровителем малышей).

  • Иверская икона Божией Матери

Это легендарный образ Девы Марии, самый значимый и почитаемый. Считается, что икона была написана Лукой еще во время земной жизни Пресвятой. Впервые о ней упоминают в византийских источниках, приблизительно датированных IX веком. С ликом связана одна невероятная история. По приданию, Иверская икона стояла в доме набожной и праведной вдовы. Неожиданно в городе Никеи подняли бунт еретики, им приказали уничтожить все напоминания о Христе с Богородицей. Богоотступники явились в дом к женщине, приказав отдать лик. Вдова вымолила его, пообещав еретикам денежное вознаграждение. Они согласились. Уходя из дома, один из отступников ударил образ копьем в правую ланиту, проткнув ее. Тут случилось неожиданное – из иконы начала течь кровь. Чтобы остановить кровотечение, женщина окунула икону в морскую воду, но она не упала, а стала плыть по морю.

На изображении Богородица держит на левой руке Сына, свободной рукой она тянется к нему, обращая внимание на Господа. Отличительная черта святыни – сочащаяся кровь из правой ланиты. Иверская икона исцеляет больных, восполняет запасы нуждающимся, помогает во время войн, отводит напасти.

  • Владимирская икона Божией Матери

Весьма известный образ, главный и читаемый, который написал Лука, по поверьям, на обычной доске, за которой принимали пищу Спаситель с Пречистой и праведным Иосифом. Он долгое время хранился в Киеве, но потом князь Андрей Боголюбский перевез его во Владимир. Из-за этого святыня получила такое название. На иконе Богоматерь и Христос льнут друг к другу, что говорит об их тесной связи.

Владимирская икона помогает всем православным, приходящим к ней. Известны случаи, когда лик избавлял от хронических болезней, бесплодия, наставлял матерей с детьми, способствовал легким родам.

  • Икона Божией Матери «Милостивая»

Ее написал Лука и передал в Египет, где она хранилась до X века. Затем святыню по морю доставили византийскому императору Алексию Комнину, чтобы тот хранил ее от еретиков. Вскоре к нему на прием явился кипрский наместник Мануил Вутомит, который по высшему наставлению хотел забрать лик, чтобы обустроить с ним храм. Однако Алексий медлил с передачей образа. Тогда у него заболела дочь, а позже сам он тоже слег. Во сне Комнину пришла Богородица, сказав, что он должен отдать ее изображение на Кипр, оставив у себя точный список. Когда император собрал корабли, болезни отступили. Верующие просят икону «Милостивая» об исцелении, даровании благ, помощи при несении креста судьбы.

Светские одеяния

Основная статья: Византийский светский костюм

  • Венец, корона — у царственных святых
  • Гиматий (плащ) — верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; обычно поверх хитона, иногда застегивался фибулой у шеи.
  • Далматика — длинная верхняя одежда, которую носили поверх туники, с широкими рукавами. Имеет у царственных святых украшенные оплечье, передник и подольник.
  • Диадема — у ангелов.
  • Зерцало — изображение прозрачной сферы в руках архангела.
  • Кампаги — обувь византийских воинов, напоминающая сапоги.
  • Клав — нашивное украшение в виде вертикальной полосы, идущей от плеча до нижнего края одежды. Служил знаком отличия благородного происхождения у римских граждан.
  • Лор — деталь облачения архангелов, широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драгоценными камнями. Из облачения византийских императоров.
  • Мафорий — длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Края прореза около шеи обшивались каймой. Мафорий надевался поверх туники и по длине опускался немного ниже колен.
  • Мерило — один из атрибутов архангела — тонкий жезл, скипетр.
  • Ноговицы — брюки, носимые воинами
  • Рипида — веер на длинной ручке
  • Рясны, рясно — низанные украшения из жемчуга и камней, прикрепляемые к головному убору
  • Сандалии — из кожаных подошв с ремнями
  • Таблион — передник из дорогой ткани, нашивавшийся в Византии к плащу сзади и спереди.
  • Тороки (слухи) — ленты в волосах ангелов, символизирующие слушание ими Бога
  • Туника — длинная нижняя одежда, большей частью с узкими рукавами. У Богородицы обычно синяя, голубая, но может быть разных оттенков, вплоть до темно-синего и темно-зеленого.
  • Хитон — нижняя одежда в виде рубахи, как правило, без рукавов. На плечах хитон скреплялся особыми застежками или завязками, на талии затягивался поясом
    • Тельник — хитон, который носили воины под латами (кольчугой).
  • Хламида, лацерна — плащ воина. Закрепляется фибулой (запона, аграф) — символом того, что обладатель служит царю, в данном случае — Небесному.
  • Спас из Гавшинки. Иисус Христос изображен в одежде знатных сановников Римской империи: на нем надет хитон, поверх которого накинут гиматий. На правой стороне хитона нашит клав. «На иконах хитон Спасителя пишут обычно в красных тонах, а гиматий — в синих. Эти два цвета символизируют человеческую и Божественную природы Христа. Синий цвет, символ чистоты и непорочности, напоминает нам о Небе. Красный же — о крови, пролитой Господом ради нашего спасения. Одеяние такого цвета – это и указание на царственное достоинство Спасителя».

  • Богородицу принято изображать в мафории — четырехугольном плате или накидке, покрывавшей все тело; обычно красного цвета, который символизирует и её царственное происхождение, и муки. «По краям мафорий отделан золотой каймой (лента с золотыми нитями) и бахромой. Такой цвет выбран не случайно: золотая кайма — знак прославления Царицы Небесной — символизирует пребывание Её в Божественном свете и Её причастность к славе Господней. Прикрытый мафорием голубой или синий цвет туники, нижней одежды, и чепца символизирует девство Богоматери, Её небесную, совершенную чистоту». Её мафорий украшается 3 звездами — на челе (символ девства в момент рождества), на правом плече (символ девства до рождества), на левом плече (символ девства после рождества), они же — символ Троицы. Также изображаются поручи — символ её служения главе Церкви — Христу.

  • Архангел Михаил (ярославская икона XIII века). Архангел изображён на иконе триумфатором. На нем императорские одежды — длинный дивитисий (далматик) и киноварный плащ победителя, препоясан на плечах и груди широким лором, украшенным самоцветами и жемчугом, на ногах красные сапоги. В правой руке он держит красное мерило с эмалевым навершием, а в левой — зерцало с образом Спаса Эммануила (сохранился лишь контур)

  • Святой воин Меркурий Кесарийский. Доспехи византийских воинов были заимствованы у римлян. Основой панциря была толстая кожа, на которой были укреплены металлические бляшки. Обязательно присутствовал воинский плащ (трабея или сагум), у военачальников — красного или пурпурного цвета.

  • Константин XI Палеолог. Последний византийский император изображен в парадном облачении, в венце.

Священнические облачения

Многие из перечисленных элементов используются в церковных одеяниях православной церкви по сей день.

  • Архиерейская мантия. Епископов и архиепископов изображают в мантиях лилового цвета, митрополитов — в голубых мантиях, а патриархов — в зеленых, см. также Цвета богослужебных облачений.
    • Источники (струи) — нашиваемые на мантию три ряда красных и белых полос. Во имя Святой Троицы, символизируют струи Божественной мудрости
    • Скрижали — платы, на которых могут быть изображены кресты, херувимы, иконы Спасителя и Божией Матери, символические изображения евангелистов, вензель архиерея. Нашивают на архиерейскую мантию у плеч и спереди внизу.
  • Епитрахиль — знак священного сана; одежда, плотно обхватывающая шею сзади, а спереди — свободно спускающаяся через грудь книзу.
  • Клобук — монашеский головной убор
  • Куколь — монашеский головной убор
  • Мантия — у монахов, длинная без рукавов накидка, застегнутая на вороте
  • Митра — головной убор
  • Наперсник — деталь облачения иудейского первосвященника
  • Омофор — знак архиерейского сана; длинная, широкая полоса материи, украшенная крестами и возлагаемая на плечи поверх всех других священнических одежд
  • Орарь — длинная узкая лента из парчовой или иной цветной ткани.
  • Параманд, аналав — деталь монашеского облачения. Четырехугольный плат с изображением восьмиконечного креста на подножии орудий страстей и черепа Адама.
  • Подризник
  • Поручи
  • Пояс
  • Саккос — нижнее облачение епископов.
  • Стихарь — нижнее облачение священников (подризник) и верхнее — диаконов. Длинная рубаха с вырезом по горлу и с широкими, длинными рукавами (у священников — с узкими).
  • Фелонь — длинное и широкое одеяние без рукавов, с отверстием для головы .
    • Полиставрион (кресчатая риза) — фелонь, украшенная крестами. Был вытеснен саккосом около XV века
  • Никола Липенский. «Обилие тяжеловесных ромбовидных орнаментов с жемчугом на подризнике Николы вызывает ассоциации с княжескими или воинскими одеждами и, возможно, также связано с ориентацией на западные образцы (…) Это одеяние святого, с узкими рукавами и широкими, расшитыми золотом и жемчугом полосами на предплечьях, больше всего похоже на дивитисий – церемониальную одежду византийских императоров, столь же часто украшавшуюся орнаментами. (…) Длинный конец омофора с плеча святителя спускается на сгиб его левой руки и затем образует причудливую петлю, так что кажется почти завязанным в узел»

  • Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский. «Все епископы изображены в подризниках с «источниками», епитрахилях, палицах, омофорах и различающихся по типу верхних одеждах: Кирилл и Афанасий представлены в белых полиставриях с крестами, а Леонтий — в темно-розовой фелони. На голове Кирилла — шапка с крестами, в напоминание о том, что, по преданию, на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 году предстоятелям Александрийской церкви была дарована привилегия служить литургию с покрытой головой. (…) Афанасий — с непокрытой головой (…) Леонтий представлен в белом клобуке, служащем символом духовной власти».

Комментарии 19

Сегодня праздник иконы Божьей Матери «Воскресающая Русь». Этот образ Царицы Небесной был явлен 14 октября 1998 года… Прошло 17 лет и до сих пор враги Воскресения России порочат и всячески разносят хулу, признавая Образ самой Божьей Матери — не каноничным. За это порочащее действие с них спросит Господь… Мы же, православные, и мы непременно ждём не толькоВоскресения России, но и возносим хвалу в честь праздника Пресвятой Богородицы!

14 октября 1998 года примерно в 11 часов утра на словах акафиста Божией Матери пред пречистым ее образом Покрова: «… Радуйся, Радуйся», в двухкомнатной квартире Пятигорской многоэтажки «стены и потолок исчезли, явилось небо и земля». С неба один за другим спустились на Землю три ярких белых луча, один ярче другого и расширяясь в поперечнике, вслед явилась с неба икона Покрова Божией Матери. Задержавшись в центре, она ушла вправо, «давая место новым явлениям». С неба стала, как по ступенькам, сходить женщина в белом. При приближении ее стало ясно, что это Приснодева Мария. В руках ее появился покров, весь усеяный золотыми восьмиконечными крестиками (Матерь Божия сказала, что этих крестиков столько, сколько людей на земле). Когда Богородица стала простирать покров над землей, крестики срывались, и падали на людей. Тем, кто принимал крестики, они проникали внутрь и ложились на сердце. От этого люди светлели и преображались. Но большинство людей крестиков не принимали, посему «скукоживались» и превращались в чёрные комочки. Когда по всей земле произошло «распределение», зацвели цветы, Покров из рук Матери Божией исчез и появилась икона. Матерь Божия сказала: «Необходимо понимать тайную икону, назвать её Воскрешающая Русь, пронести её по моему четвёртому уделу, не сокращая путь и повесить справа от иконы Умиления в Троицком храме в Дивеево». Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин) не признал явление. После мытарств Ольгу Павленко, которой явилась Пресвятая Дева, Господь привёл на могилку старца Феодосия Кавказского и Иерусалимского (под Минеральными Водами). После посещения могилки старца Ольга направилась к схиигумену Иерониму, в Санаксарский монастырь под Саранском.
Чудесным образом, в конце 1998, Ольга с мужем Борисом прибыла к батюшке Иерониму. Обычно, посетить батюшку сложно, так как около его кельи стоит огромная очередь желающих попасть к нему. Но Ольга многочасовую очередь не стояла. Отец Иероним «духом прозрел», что явилась Ольга и, описав её и Бориса, отец отправил своего келейника, чтобы тот привёл их. Рассказ о явлении Матери Божией взволновал старца и в духе он сказал: «Я знаю, когда явится Матерь Божия в белом, начнётся воскрешение Руси». Он благословил ехать писать образ. 8 долгих месяцев писался 1-ый образ.
Ольга дважды приезжала править писанное к Наталье Кошеваровой — иконописице Сретенского монастыря г.Москвы. По словам Ольги, приехав забирать образ, увидев его, она расплакалась и заколебалась. Образ был написан не совсем по явлению, на нём не было дев, окружающих Приснодеву, людей на которых падают крестики. Но голос Матери Божией сказал ей: «Забирай! Она такая нужна сейчас людям». Ольга с мужем отвезли образ к отцу Иерониму. Батюшка сразу затворился с иконой на 3 дня, а 12 декабря 1999г. вышел из затвора, притулился к косяку двери и сказал: «Матерь Божия сказала, что её день сегодня». После этого он благословил везти икону в Девеево, с наказом игумении Сергии пронести крестным ходом по канавке и повесить справа от иконы Умиления. Но игумения Сергия не вняла наказу старца и только когда Матерь Божия закрыла глаза на иконе, тогда спохватилась и выполнила наказ схиигумена Иеронима. Когда икону внесли в Троицкий Собор со стены упала икона Александра Свирского. Тем самым Господь через преподобного освободил место для новоявленной иконы. Три дня икона «Воскрешающая Русь» провисела в храме, после чего ее убрали в алтарь, чтобы «сбить паломничество». С тех пор икону не показывают людям, икона прячется от народа в недрах монастыря. Но истинные «внучки батюшки Серафима» донесли весть, что икона стоит, и с неё льёт миро. Второй образ был написан по согласию Ольги Павленко, т.к. первый образ был утрачен для русского народа, потому что все возможные способы его вызволения не принесли успеха. Был он написан иконописцем Александром в г.Москве. Молитвы пред образом Божией Матери «Воскрешающая Русь» исцеляют, умудряют, помогают в житейских нуждах. По молитве игумении Иулиании и сестер Зачатьевского монастыря, была убрана средняя школа, находившаяся на территории обители. Там, где проходила икона, восстанавливались дороги, находились схроны с оружием и многое другое. Но нежелающие Воскрешения Руси всячески стараются сбить духовный настрой к иконе, поэтому организуются кампании по непринятию иконы, хулятся люди, радеющие о прославлении иконы. Так, на полковника Головко было организовано более 10 пасквилей в газетах: в Москве, Нижнем Новгороде, Шахтах, Ростове, Вологде… АКАФИСТ ПЕРЕД ИКОНОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «ВОСКРЕШАЮЩАЯ РУСЬ»
Кондак 1
Избранней от всех родов Заступнице и Покровительнице всего рода человеческаго, благоволившей явитися нам во образе чуднем, хвалебное пение приносим Ти грешнии и просим спасти многострадальную страну нашу и сотворити ю якоже некогда Русь Святую, да зовем ти: Радуйся, Мати Божия, Русь Воскрешающая.
Икос 1
Егда явилася еси Ты, красото неизреченная, Ользе, яже молися в день Покрова Твоего, вся вселенная со всеми тварями земными возрадовася. И укрываеши Ты, Приснодево, всю землю Покровом чудным, кресторасписным. И очищается земля от скверны. И души людей, приимающих Тя в сердце свое, просвещаются и к Богу устремляются. И несть человека, иже пребысть без Покрова любови Твоея. Сего ради вопием Ти сице:
Радуйся, Дево, чистото несравненная;
Радуйся, забото о нашей многострадальней стране проявленная.
Радуйся, всех Своим белоснежным омофором покрывающая;
Радуйся, Свой любимый удел прославляющая.
Радуйся, преподобнаго Серафима возлюбившая;
Радуйся, Руси нашей благоволившая.
Радуйся, радостей всех Радость неизреченная;
Радуйся, яже отверзаеши нам дверь ко спасению.
Радуйся, Мати Божия, Русь Воскрешающая.
Кондак 2
Весь мир взывает к Тебе о помощи, Царице Небесная, и просит Твоего заступления. Ты же, возлюбивши страну нашу, милостивно пришла к любимичу Своему Серафиму в четвертый Свой удел, аки солнце, излучающая свет, дабы возродити Русь Святую. Мы же со слезами умиления взирая на дарованный нам образ Твой святый «Воскрешающая Русь», поем рождшемуся из Тебе Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Преподобному Серафиму, на смертном одре лежащу явилася еси Ты, Преблагая Дево, со святыми апостолы Петром и Иоанном и рекши: «Сей есть от рода нашего», исцелила его. Старец же, Тобою возлюбленный и избранный, по Твоему благословению обитель дивную устрояет и святою канавкою ю обводит, юже Ты стопочками Своими Святыми обошла, обитель же сию уделом Своим назвала, отнюдуже начнется спасение России. Мы же чудесам сим дивяся, хвалебное пение приносим:
Радуйся, Радосте наша несказанная;
Радуйся, Спасение всей вселенней породившая.
Радуйся, живот нам чрез Сына Своего даровавшая;
Радуйся, Серафима батюшку исцелившая.
Радуйся, Россию уделом четвертым наделившая;
Радуйся, преподобного Серафима в помощники себе взявшая.
Радуйся, чудесами велиими любимича Своего прославившая;
Радуйся, обители Дивеевстей благоволившая.
Радуйся, Мати Божия, Русь Воскрешающая.
Кондак 3
Старец Иероним благоговейно приявши образ сей во обители Санаксарстей, усердно молися пред ним за всю страну нашу, по сем же благослови везти его во удел четвертый к Серафиму батюшке, се бо место сие Самою Царицею Небесною указано. Мы же Подвигоположнику и Спасителю нашему вопием: Аллилуиа.
Икос 3
И услышали яже уши имут про образ сей и воспрянули сердца и души людей всея земли. И возжелали воздати Матери Божией честь и поклонение. Радуются Херувимы и Серафимы на небеси. С ними же и мы немолчно вопием:
Радуйся, Пренепорочная и Честнейшая Херувим;
Радуйся, Славнейшая без сравнения Серафим.
Радуйся, Ангелов главная;
Радуйся, молитвенница за нас непрестанная.
Радуйся, с любовию нас всех вразумляющая;
Радуйся, явлением Своим нас всех очищающая.
Радуйся, разум наш светом Своим просветляющая;
Радуйся, прощати обидящих нас научающая.
Радуйся, Мати Божия, Русь Воскрешающая.
Кондак 4
Удививши всех явлением Своим, Ты пришла к нам в белоснежнем наряде чистоты, кротости и смирения и укрыла всех нас святым омофором веры, надежды и любови, дабы воскресити Русь Святую нашу. Сего ради мы, славяще воскресшаго и воскрешающаго Бога, немолчно взываем: Аллилуиа.
Икос 4
Ты яко любящая Мати пришла к чадам Своим да подаси руку помощи всем с верою и любовию к Тебе притекающим дабы открыти очи духовные смиренным и наставити на путь праведный заблудших. Мы же яко чада Твоя благодарно Тебе вопием:
Радуйся, чистото Преблагословенная;
Радуйся, прошения наши скоро исполняющая.
Радуйся, грехи наши любовию Своею покрываюшая;
Радуйся, открывшая путь к воскрешению.
Радуйся, печаль и уныние прогоняющая;
Радуйся, бесов далече от нас отгоняющая.
Радуйся, тишину и покой душам нашим принесшая;
Радуйся, счастье в любви посылающая.
Радуйся, Мати Божия, Русь Воскрешающая.
Кондак 5
Явившеся Ти, Мати Божия, во образе сем, верующии возрадовашася, а невернии удивляхуся и породи сомнения и неверие в душах своих. Мы же припадаем Ти, грешныя и окаянныя, и просим прощения за народ наш и за весь род человечь. Подай нам глусим и слепым очей прозрение, да узрим Тя и услышим душею и сердцем. Помози нам достойно, с честию и поклонением прияти новое явление Твое во образе «Воскрешающая Русь», да возблагодарим Сына Твоего и Бога нашего: Аллилуиа.
Икос 5
Яко Ты, Мати Спасителя нашего, пострада, и копие сердце Твое прошло, егда Сын Твой безгрешный на кресте вися и велия страдания приемша, указуя на Иоанна, глагола Ти: «Жено, се сын твой». Потом же глагола Иоанну: «Се мати твоя». И тако благоволи всех нас грешных под Покров Твой Святый. Ты же смиренно повинуяся Воле Божией стала Материю всего рода человеча с верою к Тебе притекающаго. Мы же со благодарением Сыну Твоему и Тебе вопием:
Радуйся, Защитница и Покровительница Руси милосердная;
Радуйся, заботою Своею матернею нас согревающая.
Радуйся, козни и напасти бесовския разрушающая;
Радуйся, скорая помощнице во всех делех и стено нерушимая.
Радуйся, очи духовные нам всем отверзающая;
Радуйся, любити всех любовию Христовою научающая.
Радуйся, от бед и невзгод нас всех ограждающая;
Радуйся, доброто и любы безконечная.
Радуйся, Мати Божия, Русь Воскрешающая.
Кондак 6
Не дарует Господь воскрешение Руси, аще не обратимся к Богу и не будем исполняти заповеди Его. Се бо погряз род человечь в распутстве и предался сатанинскому обольщению. Горе нам, яко забыли мужы и жены благочестие и за умножение беззаконий наших иссякает в нас любовь, Богом нам дарованная. Ты же, Мати Божия, благочестивых семей мудрая устроительнице, снизошла еси из святая святых на землю, да научиши нас, грешных, любити друг друга любовию чистою, яже не превозносится, не раздражается, не мыслит зла, долготерпит, вся прощает, всему веру емлет, вся покрывает. Помози нам немощным воскресити чистоту, непорочность и доверие в семьях наших, да очищенным сердцем славим Бога: Аллилуиа.
Икос 6
Ты, Пресвятая Дево, явилася еси даром смиренным родителям Твоим, молитвами их испрошенная. Тии же привели Тя, трехлетнюю отроковицу ко храму Господню и посвятили Единому Всевышнему. И стала Ты Игумению всея земли и Молитвенницею за весь род человеческий. Сего ради мы грешнии к Тебе взываем со смиренною мольбою: Всепречистая и Непорочная Мати Бога нашего, Воспитательница милосердная, возьми чад наших под Свой святый Покров, да будут сии и Твоими чадами. Научи их смирению, целомудрию и почитанию старших. Нас же вразуми чад раждати и воспитати на служение Богу, грядущему Царю и Отечеству. Научи их страху Божию, благоговению и любови к ближним, да ходят они в заповедях Божиих. Да будут чада наши в радость нам, а не в наказание, наипаче же в радость Богу, Тебе и Ангелам святым. И тогда возродится Русь Святая, а мы Тебе воспоим:
Радуйся, Воспитательница наша и детей наших усердная;
Радуйся, Богом дщерью Своею нареченная.
Радуйся, родителей своих с любовию почитающая;
Радуйся, образ кротости и смирения нам являющая.
Радуйся, с триех лет Богу служившая;
Радуйся, радость несказанную родителям своим принесшая.
Радуйся, всему роду человеческому спасение подарившая;
Радуйся, паче всех Бога возлюбившая.
Радуйся, Мати Божия, Русь Воскрешающая.
Кондак 7
Святый Николае, угодниче Христов, воистину великий Чудотворец ты еси, вси народы земли почитают тя и величают правилом веры, образом кротости и смирения. Царица же Небесная благоволила явитися тебе с Сыном Своим на Никейстем Соборе, да покажут, яко угодна Им ревность твоя о чистоте веры Христовы, и да вернут ти омофор святительский. Ныне же Владычица взяла тя в помощники свои, да приводиши нас ко спасению, молишися непрестаннно за малое стадо и за весь род человечь и немолчно взываеши к Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Дивны дела Твоя, Господи. Велика и всесильна помощь Твоя. Ты приходиши к нам, Всемогущий, в самые тяжкие и страшные времена, да не погибнем от бед и напастей земных. И ныне мы взираем на Дщерь Твою Преблагословенную во образе «Воскрешающая Русь» и восхваляем Тя, Господи: свят, свят, свят, Господь Саваоф. Тебе же, Пречистая Мати Божия, мы воздаем честь и поклонение, да ублажат Тя вси роди:
Радуйся, Царица Небеси и земли преблагословенная;
Радуйся, Дево Всепречистая, Преблагая и смиренная.
Радуйся, Богом Всемогущим прославляемая;
Радуйся, всеми родами земными ублажаемая.
Радуйся, небеса явлением своим отверзающая;
Радуйся, новым образом своим Бога прославляющая.
Радуйся, помощь Свою нам посылающая;
Радуйся, днесь по земли русской яко Владычица державная ступающая.
Радуйся, Мати Божия, Русь Воскрешающая.
Кондак 8
Воистину, Господи, Ты долготерпелив и милосерд. Мы отреклись от помазанника Твоего, осквернили святыни Твои, сотворили себе кумиров и поклоняемся им. А Ты, Всемилостивый, не отвергаеши нас и толцеши в сердца наша, да отверзем их для покаяния. Ныне же Ты посылаеши Матерь Свою Преславную в белоснежнем одеянии чистоты и непорочности, да очистит Она души и сердца наша и да научит пети Тебе: Аллилуиа.
Икос 8
О, Премилостивая Царице и Владычице, коль мерзки грехи наша. Оставили мы заповеди Сына Твоего, впали в маловерие, лжу, малодушие и клятвопреступление. Мы осквернили землю, отступили от Творца своего и обратилися к греховным услаждениям. Забыли мы яко токмо кротцыи наследят землю, токмо милостивии помиловани будут, токмо миротворцы сынове Божии нарекутся. Прости нас, заблудших и окаянных. Даруй нам образ покаяния, да искупим грехи наши. Се бо не ведали мы и предки наши, яже творили. Ты, милая наша заступнице и любящая мама, пришла к нам, дабы возстановити святые обители и храмы Божии. Ты входиши в них и освещаеши их любовию своею и идеже Ты пройдешь, возсияет благодать Божия и насельники их и молящиися в них возопиют:
Радуйся, Пресвятая Богородице, помощница в делех благих усердная;
Радуйся, к нам, многогрешным милосердная.
Радуйся, путь к благочестию нам отверзающая;
Радуйся, нас, во гресех погрязших, не отвергающая.
Радуйся, храмов Божиих и обителей святых устроительнице;
Радуйся, сирым и алчущим подательнице.
Радуйся, землю нашу дарами щедрыми осыпающая;
Радуйся, чудесами своими на земли Бога прославляющая.
Радуйся, Мати Божия, Русь Воскрешающая.
Кондак 9
Ты, Дево Пресвятая, красоты духовной славное вместилище. Сама смирением Своим нас удивившая и веру непостыдную в нас укрепляющая. Ты, Всецарице, подаеши помощь Свою всесильную кротким и уверовавшим в Сына Твоего. Ты же вразумляеши непокорных и тщеславных. Сего ради мы взираем на образ Твой чудный и радостно вопием Рожденному Тобою: Аллилуиа.
Икос 9
По грехам нашим и воздаяние нам. Попущением Божиим постигло нас разорение и разделение страны нашея, осквернение святынь, растление детей наших, разрушение хозяйства и армии, распродажа иноплеменным земли, яже есть достояние Божие и Дом Пречистыя. И ныне Ты пришла к нам напомнити нам о заповедях Божиих, спасти заблуждших, возвратити нам дух смирения, сокрушения сердечнаго и спасти Русь, яже есть последний оплот Православия и Христова благочестия. Сего ради мы с любовию и благодарностию поклоняемся новоявленному образу Твоему Святому и воспеваем Тя: Радуйся, Пресвятая, кротких и милостивых защито неодолимая;
Радуйся, Пречистая, руку помощи сирым и убогим простирающая.
Радуйся, в добродетелях и почитании старших наставляющая;
Радуйся, страх смерти и болезни в душах наших побеждающая.
Радуйся, благодатную силу исцеления просящим подающая;
Радуйся, от проказы греховныя нас избавляющая.
Радуйся, живоносный источниче, радостию и любовию жаждущих напояющая;
Радуйся, Царице Державная и земли Русской покровительнице.
Радуйся, Мати Божия, Русь Воскрешающая.
Кондак 10
О, Пречистая Владычице, Ты услышала молебные взывания молитвенников земли русския и плач жен и матерей и пришла укрыти многострадальную страну нашу Покровом просветляющим, да узрим вси путь и к воскрешению душ своих и воспоем Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Икона Твоя, Владычице, изливает благоухание несказанное. Се бо Ты Сама пребываеши с нами, грядеши по земли, Тебе посвященней яко Дом Пречистыя и по Царству Твоему, тем самым глаголя: «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Людие же, любящия Тя чада Твоя, со слезами умиления припадают и лобызают чудный образ Твой, принося хвалебное пение:
Радуйся, узорешительнице страны нашея от ига иноплеменнаго усердная;
Радуйся, в предстоящих испытаниях наших помощница крепкая и милосердная.
Радуйся, справедливая и строгая врагов Христовых вразумительнице;
Радуйся, честнаго и животворящего Креста Господня Проповеднице.
Радуйся, от напастей земных и междоусобныя брани избавительнице;
Радуйся, от обольщений и искушений вражиих защитнице.
Радуйся, помощи скорыя в недузех и скорбях подательнице;
Радуйся, пред Богом за страну нашу усердная молитвеннице.
Радуйся, Мати Божия, Русь Воскрешающая.
Кондак 11
Никтоже, приходящий с верою к иконе «Воскрешающая Русь», не отыде не утешен. И дивятся людие чудесным исцелениям душевным и телесным от образа Твоего, мы же, славящи Тя, с благодарением вопием Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.
Икос 11
Подаеши Ты, Царице Небесная, исцеления болящим и немощным. И поражаеши Ты бесов силою Своею от иконы исходящею. Мы же благодарне с любовию к Тебе, Царице и Заступнице нашей усердной, поем:
Радуйся, целительнице и спасительнице душ наших милосердная;
Радуйся, исповеднице и просительнице за нас немощных всепетая.
Радуйся, от мудрования и неповиновения Воле Божией уберегающая;
Радуйся, всякую тесноту души нашея разрешающая.
Радуйся, чудесами исцелений всех удивляющая;
Радуйся, простоте душевней научающая.
Радуйся, умягчение злых сердец и погибших взыскание;
Радуйся, радосте более всех радостей несказанная.
Радуйся, Мати Божия, Русь Воскрешающая.
Кондак 12
Егда слепый раб Божий Михаил усердно помолися пред образом Твоим, Владычице, очи его приоткрышася и все удивляхуся чуду сему. Егда же приложися ко образу Твоему, прозреша и возрадовася и укрепися в вере своей, возблагодари Всемилостивого Спаса и Тя, Преблагая Заступнице, возопив: Аллилуиа.
Икос 12
И отверзаются очи духовные жаждущих Воскрешения Руси. И молятся людие, приявшии Тя в сердце свое, за Отечество наше. И очищаются сии душею и исцеляются телом. И радуются Ангели и Архангели на небеси. И изливается Благодать Божия на души наши. И мы радостно вопием:
Радуйся, Царица неба и земли, благодать исцеления душ подающая;
Радуйся, Мати Божия, Ангелам радость принесшая.
Радуйся, Воительница, молитвеннице пред Богом всемогущая;
Радуйся, даром отверзати очи духовныя наделенная.
Радуйся, Державная Владычице, за землю Русскую скорбящая;
Радуйся, от войн и напастей нас спасающая.
Радуйся, защитнице слабых и вразумительнице нечестивых;
Радуйся, кормительнице сирых и целительнице немощных.
Радуйся, Мати Божия, Русь Воскрешающая.
Кондак 13
О, Всемилостивая Мати Божия, Владычице Мира, Царице и Покровительнице земли Русския. К Тебе возводим душевные и телесные очи и взываем в молитве покаянней из сердец наших изливающейся: воскреси Русь Святую Православную, избави нас от ига иноплеменных и да послет нам Господь Царя избранника Своего. Покрый всю страну нашу честным всемощным омофором Своим, очисти ю, и избави от всякаго зла нас грешных, с верою и любовию поклоняющихся Тебе и благоговейно взывающих к Богу: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды. Затем 1-й икос «Егда явилася еси Ты…» и 1-й кондак «Избранней от всех родов…».
Молитва ко Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней Славней Владычице нашей, Богородице и Приснодеве Марии пред чудотворным образом Ея «Воскрешающая Русь»
О, Пречистая и Преславная Богородице, Воскрешающая Русь назвавшаяся! Покрый грех наш пред Единым Триипостасным Богом, се бо не единожды согрешили во дни испытаний, не устояли в Вере Православней и не защитили святаго Царя Православного, помазанника Божия от рук безбожных, сами надели на себя ярмо ига иноплеменных. Принося покаяние за грехи наша, молим Тя, Царице наша Державная, заступись за ны и спаси землю Русскую от поругания, от глада и тартара, даруя народу русскому Царство Православное с Царем, Богом избранным. Покрый нас от всякаго зла Покровом Своим всечестным. Спаси души наши от ада и мук вечных за грехи наши нам уготованныя. Подаждь нам грешным душевное и телесное исцеление. Очисти от всякия скверны землю нашу, храмы и монастыри наша, души наша. Воскреси Русь Святую, да послужим верою и правдою Сыну Твоему и Богу нашему Господу Иисусу Христу, Тебе и Грядущему Царю во славу Отечества нашего всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь празднику иконы Богородицы «Воскрешающая Русь», глас 4
Ты, Пресвятая Дево, / чудесное света излучение, / подаеши нам простоту душевную, / чистоту небесную, / от телесных и душевных немощей избавление / и радость неизреченную. / Мы чтим святое Твое изображение, / во стране Российстей обретенное, / и поклоняемся Тебе, Мати Божия, / и просим предстательства Твоего и заступления / и воздаем Тебе, Надеждо наше и Упование, / честь и поклонение.
Ин тропарь, глас 2
Воскреси души наша, Владычице, / помози иго благое в сердцах понести, / просвети землю Русскую, / в беззакония впадшую, / низпошли покаяния кресты золотыя, / вразуми ны, яко Ты еси воистину Русь Воскрешающая.
Величание
Величаем, величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим Покров Твой честный, / имже нас очищаеши / и Русь Святую воскрешаеши. СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ! Аминь.