Иконы в библии

В Библии запрещено идолопоклонство, почитание икон, поклонение предметам даже посвященным Богу

Книга «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
Следующая >>
Глава:

На всем протяжении своего повествования Библия учит поклоняться Единому Живому Богу – Творцу неба и Земли. Вторая заповедь Декалога однозначно и четко дает запрет верующим на идолопоклонство — божественное почитание идолов, кумиров и изображений. Вот так она изложена в Священном Писании и, соответственно, была выбита на каменных скрижалях:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4-6>).

Иисус повторил эту мысль: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10, Лук. 4:8), цитируя Ветхий Завет (см. Втор. 6:13, Втор. 10:20, 1 Пар. 7:3).

Со стороны некоторых представителей православия можно услышать объяснение: «У нас нет идолопоклонства. Мы Единому Богу поклоняемся, а не идолам других богов. А к святыням обращаемся для «приближения» к Творцу».

Однако вторая заповедь дает запрет не просто на идолопоклонство, как на поклонение идолам, символизирующим иных богов, а на почитание всего живого и неживого, что не является Самим Богом. Посмотрите, поклонение иным богам Создатель уже запретил первой заповедью Декалога: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3). Значит, вторая заповедь, не повторяя первую, возвещает не только о других богах. Посмотрите, она и говорит конкретно об ином: кумирах и изображениях. Так что, во второй заповеди речь идет не только об идолах, являющихся чужеземными богами. Второй заповедью Бог возвещает, что внимание, направленное Ему, должно все принадлежать только Ему, а не кому-либо или чему-либо. Здесь и в иных местах Писания, говоря о Своих взаимоотношениях с человеком, Творец называет Себя ревнителем (см. Исх. 20:5, Исх. 34:14, Втор. 4:24, Втор. 5:9) — мужем, где Его женой является избранный Им народ: «Творец есть супруг твой» (Ис. 54:5, см. также Иер. 3:1, Ос. 1:2, Еф. 5:25, Откр. 12:1,6, Откр. 19:7). Из текстов Библии четко видно к чему (кому) ревнует Бог-ревнитель. Какому мужу понравится, если его жена часть любви будет отдавать кому-либо или чему-либо? Каждый супруг будет в гневе, даже если прелюбодеяние не дойдет до интимной близости, а ограничится лишь поцелуями, знаками внимания или ласками. Я думаю, мало кто будет спорить с тем, что обращаясь к Богу через икону, мощи или святого, верующий этому «посреднику» передает часть своей любви. В отношения между двумя супругами вступает третий, четвертый, пятый… лишние. Все «святые посредники» не являются для людей безликими «проводниками» к небесному Супругу, а приобретают черты, присущие живым личностям: каждая из мощей воспринимается частью земного тела ныне живущего на небесах заступника; знаменитые иконы имеют имена собственные, люди выбирают между двумя иконами дома и пятью в храме — одна всегда милее остальных, и именно ей приятнее молиться, а если какая-то икона не помогает, верующий идет к другой; если святой не защищает, проситель обращается к следующему и т.д. Но ведь Бог Один. Верующие, целуя иконы и мощи, предметы внутри которых нет Бога, знают, что Бог Живой, но продолжают прелюбодеяние. Именно это и вызывает ревность Творца.

Как мы увидели в предыдущих главах, только Бог отвечает на молитвы. Молитва втайне (см. Мф. 6:6) иллюстрирует интимность отношений между Творцом и каждым человеком. Только Создатель — вторая сторона взаимоотношений. Поэтому понятна категоричность Бога в вопросе любого из разновидностей идолопоклонства. Господь муж-ревнитель через Библию не раз грозно предупреждает о грядущем наказании за неверность:

«За все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо… Иудея … явным блудодейством …осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом» (Иер. 3:8,9, см. также Иер. 3 (вся глава), Иез. 16 (вся глава), Иез. 23 (вся глава), Ос. 2 (вся глава).

Бог через Священное Писание поясняет бессмысленность и опасность идолопоклонства — почитания людьми любых изделий рук человеческих:

«Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв. 2:18-20).

«Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы … Они не видят и не разумеют… Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же… Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. Плотник … рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним … и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?» Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?» (Ис. 44:6-20, см. также Пс. 113:10-17, Иер. 10:5,14,15).

Как мы уже заметили, Творец в Библии, говоря об идолопоклонстве, запрещает почитать все кумиры и изображения, даже связанные с Ним. Господь знает, что идолом может стать все, что отдаляет от Него Живого, даже то, что Ему посвящено. Ведь любой предмет, служащий сначала лишь символом Бога, со временем начинает обретать в глазах людей творческую силу, присущую только Создателю. Поэтому именно во 2-й заповеди Господь сказал, что Он ревнитель.

Посмотрите, сразу после получения заповедей и заключения завета с Богом народ израильский, не дождавшись Моисея, взошедшего на гору за скрижалями завета, впал в идолопоклонство — сделал себе скульптуру бога Израилева:

«И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:3,4).

Здесь люди не нарушили 1-ю заповедь Декалога, ведь они не нашли себе другого бога. Израильтяне не говорили: «Теперь наш бог телец». Они лишь изобразили Бога, который вывел их из земли Египетской, каким они представляли Его себе — в виде сильного тельца. Однако, Творцу это было не угодно, так как народом была нарушена 2-я заповедь об идолопоклонстве:

«Развратился народ … скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему» (Исх. 32:7,8).

В Писании также есть пример, когда народ израильский начал служить медному змею, через которого Бог спасал их в пустыне (см. Чис. 21:7-9). Яд змей символизировал убивающий грех. А взгляд на змея, вознесенного Моисеем на знамени по указанию Бога, исцелял людей, будучи актом веры (без целования и прикасания) в небесного Спасителя. Однако впоследствии израильтяне сделали из медного змея кумира, что тоже является разновидностью идолопоклонства. Несмотря на то, что этот предмет являлся прообразом Христа (см. Ин. 3:14), такое почитание не было угодно Творцу:

«И делал он (царь Езекия. – Прим. авт.) угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (4 Цар. 18:3,4).

Посмотрите, люди здесь обличаются в том, что они начали служить змею – кадить перед ним и даже дали ему имя собственное Нехуштан. К сожалению, сегодня многие не внимательно читают Слово Божие. А ведь во второй заповеди об идолопоклонстве запрещено не только поклонение, но и служение кумирам и изображениям «не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:5). Поэтому заявление некоторых представителей исторических церквей: «Мы не поклоняемся, а только почитаем», не является аргументом. Ведь в любом случае, если православные христиане не поклоняются, то уж определенно служат иконам, мощам и святым, что имеет признаки идолопоклонства и также является прямым нарушением второй заповеди Декалога. Служение — это действие для кого-то или чего-то. Очевидно, что иконам и мощам устраиваются именно служения: посвященные им крестные ходы, молитвословия, песнопения, праздники, свечи, каждения, служения в храме и т.д.

Библейская история о Гедеоне также ярко демонстрирует запрет поклонения предметам, посвященным Богу. Чтобы слава победы не была приписана людям, Гедеон по повелению Господа распустил свое войско и всего тремястами человек одолел армию Мадианитян. Спасенные израильтяне из трофеев отдали ему каждый по серьге. В память о великой победе, дарованной Богом, Гедеон из собранных украшений сделал ефод, который затем превратился в предмет поклонения для народа, что было не угодно Творцу:

«Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» (Суд. 8:27).

А в 17 и 18 главах книги Судей Библии высмеивается некий Миха, живущий на горе Ефрем, который поставил в своем доме посвященные Богу Израилеву истукан, литой кумир, ефод и терафим. Для служения в домашней скинии он нанял левита. Впоследствии израильтянами из колена Дана у него были украдены предметы домашней скинии и перекуплен священник. Идолы, понятно, не сопротивлялись краже. Но Миха, владелец «личного храма», погнался за грабителями. Слово Божие обличает Миху: он жалок, в отчаянии, разрушен весь его мир, он канючит перед обидчиками: «Вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника, и ушли». Хотя Живой Бог, как был, так и оставался с ним рядом. Затем сыны Дана неподалеку поставили город, истребив живших на том месте людей. Там они служили украденным у Михи идолам, хотя настоящая Божия скиния была в то время в Силоме (см. Суд. 18:31, Иис. Нав. 19:51, 1 Цар. 1:3,24).

Согласно тексту Писания, не поклонялись иудеи ни ковчегу, ни храмовой утвари. В скинию, затем в храм Соломона, а потом и во второй храм, построенный после Вавилонского пленения, вообще никто из простых людей не имел права входить. В соответствии с законом Моисея, в святилище совершали служение (жертвоприношения, возложение хлебов предложения, каждение фимиамом на жертвеннике курений перед завесой, поддержание огня в семисвечнике) только священники из рода Аарона – каждая семья определенное время в году (см. Чис. 4:16, 2 Пар. 13:10,11). А в святая-святых входил лишь Первосвященник и только один раз в году в День Искупления – Йом Киппур (см. Лев. 16:2,34). Вспомогательные функции ааронидам в служении при храме помогали осуществлять израильтяне из колена Левина:

«И сказал Господь Аарону: … колено Левиино, племя отца твоего, возьми себе: … пусть они отправляют службу тебе и службу во всей скинии; только чтобы не приступали к вещам святилища и к жертвеннику, дабы не умереть и им и вам … а посторонний не должен приближаться к вам. Сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть» (Чис. 18:1-4,22, см. также 1 Пар. 23:27-32).

То есть ни ковчег, ни храмовую утварь простые верующие и даже левиты, не входящие в семью Аарона, никогда не видели. При перемещении святилища все находящиеся в нем предметы предварительно заворачивались представителями рода Аарона, чтобы их никто не видел, в том числе левиты из рода Каафа, которые носили скинию и ее внутреннее наполнение:

«Когда стану надобно подняться в путь, Аарон и сыны его войдут, и снимут завесу закрывающую, и покроют ею ковчег откровения; и положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало все из голубой шерсти, и вложат шесты его; и стол хлебов предложения накроют одеждою из голубой шерсти, и поставят на нем блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния … и возложат на них одежду багряную … и покроют светильник и лампады его… Когда … Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести … не погубите колена племен Каафовых из среды левитов … сами они не должны подходить смотреть святыню, когда покрывают ее, чтобы не умереть» (Чис. 4:5-20).

Вышеприведенные библейские тексты доказывают, что в ветхозаветные времена не было, да и не могло быть, поклонения и служения верующих святым вещам святилища (см. 2 Пар. 2:4), ведь никто, кроме священников ааронидов, их никогда даже не видел. Объясняется это просто: Бог запретил верующим лицезреть утварь храма, чтобы исключить возможность идолопоклонства — обожествлять вещи святилища и поклоняться им, ведь важны были не сами эти предметы, а их функции в служении «очищения» людей от грехов, о чем мы уже размышляли в главе «Обряды».

Сделаем вывод: Библия не только не поощряет почитание посвященных Богу предметов и служение им, но, наоборот, запрещает подобные действия верующим.

СОДЕРЖАНИЕ
Почитание образов святых >>
Теги: ПОЧИТАНИЕ ИКОН, поклонение предметам посвященным Богу, идолопоклонство

Приметы и суеверия об иконах: что нельзя делать

Считается, что упавшая икона — дурной знак, предупреждающий о скором несчастье, горе или потере. В отдельных случаях примета действительно сбывается, ведь зачастую через освященные предметы Высшие Силы дают знать о приближении определенных событий.

С домом связано огромное количество народных примет, предупреждающих домочадцев о грядущих событиях и опасности, которая за ними последует. К числу таких относится примета об упавшей иконе, пишут Подробности.

К чему падает икона

Многих может насторожить беспричинно упавшая икона. Согласно поверью, упавший образ — это особенное предостережение Свыше, на которое необходимо обратить внимание. Существует несколько примет, объясняющих причины, по которым падает святой лик.

  • Икона упала и вдребезги разбилась — ждите беды. Чаще всего примета предупреждает о болезни, особенно если в доме живет пожилой или слабый здоровьем человек.
  • Упасть образ может и к неприятностям, несчастьям в жизни. Обычно икона падает, когда дома никого нет.
  • Если верить другому поверью, то упавший образ сигнализирует о том, что в доме орудует нечистая сила. Обычно падает икона в том месте, где находится сгусток негативной энергетики. В этом случае необходимо очистить пространство от негатива с помощью церковной свечи.
  • Икона упала лицом вверх — человек перестал беспокоиться о своей душе, совершил что-то плохое, согрешил, оскорбил Господа. Рекомендуется посетить церковь и покаяться в содеянном. В противном случае можно накликать беду и отвернуть от себя милость Божью.
  • Икона упала перед важным делом или дорогой — недоброжелатели промышляют за спиной, завистники затевают что-то неладное, хотят навредить, обмануть, разрушить жизнь.
  • Икона, которая упала ночью, сообщает о том, что человека одолевают дурные мысли, противоестественные желания, поддавшись которым он обречет себя на несчастье. Необходимо переосмыслить все, что вы совершили ранее и планируете совершить в будущем.
  • Обнаружили на полу богородичный образ — пора подумать о своем здоровье и не отправляться в долгий путь — можно не вернуться.
  • Упавшая икона Николая Угодника указывает на то, что вскоре придут перемены, которые кардинально изменят жизнь.
  • Упавший образ Матронушки предсказывает тяжелые испытания, которые удастся преодолеть.
  • Лик Спасителя указывает на необходимость закончить то, что было начато ранее, иначе придут проблемы с деньгами или здоровьем.
  • Невзгоды в семьи и болезни родных предрекает упавший образ Ксении Петербургской, особенно если икона сорвалась с верхней полки.
  • Если икона висела на стене и упала с нее, пришла пора задуматься о своем предназначении, найти смысл жизни.
  • Икона почти упала, но вам удалось ее поймать — ждите добрых новостей и событий, которые обязательно изменят жизнь к лучшему.

Иконоборчество

К IV веку н.э. иконы повсеместно присутствовали во внутреннем убранстве храмов, многие Отцы Церкви одобряли эту практику, однако не все благодушно относились к почитанию икон: Евсевий Кесарийский, отец церковной истории, утверждал, что божественная природа неизображаема.

Движение иконоборцев укрепилось к VI веку благодаря влиянию монофизитов (суть учения – о природе Иисуса Христа, монофизитство отрицало его человеческую природу, а учитывало только божественную).

Дальнейшее развитие иконоборчество получило после возникновения ислама, в котором запрет на изображение Аллаха – один из основных элементов вероучения. Обоснования иконоборчества основывались на Ветхозаветной заповеди: «Не сделай себе кумира» и на суеверном поклонении иконам, как языческим фетишам – иконы для многих верующих являлись отдельными от христианского вероучения магическими предметами.

Богословы, стоявшие на противоположных позициях, утверждали, что икона – это лишь подобие изображенного, своеобразный символ, позволяющий верующим воспринять божественное. По их мысли, икона выступает как окно в Царство Небесное, как связь земного и божественного.

II Никейский Cобор

Однако, иконоборцы получали поддержку со стороны императоров: Льв Исавр хотел устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами и полагал, что упразднение почитания икон ему поможет в дипламатическом смысле, эта тенденция сохранилась при его сыне и внуке.

Тогда были засвидетельствованы гонения на иконопочитателей и массовое уничтожение икон, а 754 году, 348 епископов, объявив себя 7 Вселенским Собором, отлучили от церкви всех почитателей. Негативное отношение императора было связано и с конкуренцией за лидерство светской и церковной власти, а через отнятие утвари у приходов и её присвоения, действующая власть обогощалась.

Конец трениям и разногласиям положил Собор в Никее 787 года. Отметим, что были попытки сорвать мероприятие, которое планировалось изначально провести в столице – проходили митинги иконоборцев. Императрица Ирина не перенесла Собор, но во время его открытия в храм ворвались вооруженные солдаты – сторонники иконоборчества.

В итоге начало было сорвано, святым отцам не оставалось ничего, кроме как разойтись. Собор был перенесен в Никею – в нем участвовали в первую очередь епископы Восточной церкви, а так же представители от Западной церкви.

По итогам Никейского Собора, 308 легатов утвердили догмат об иконопочитании, суть которого заключается в том, что чествование икон относится не к рисунку и материалу, а к изображённому лицу, поэтому поклонение им не имеет характера идолопоклонства. Сильнейшим аргументом против иконоборцев было то, что помимо заповедей, Господь дал Моисею план устройства Храма, где указывается об изображении херувимов на завесе перед Святая Святых.

Многим итоги Собора показались спорными – король франкского государства, будущий Карл Великий, нашел ошибки в содержательной части Собора и отослал список папе Римскому. Иконоборцв тоже были недовольны итогами: они утвержали, что результаты были подтасованы, а участники Собора ссылались на труды еретиков.