Исповедь по мытарствам

Сие, находя в своей душе, должны исповедовать священнику. Согрешил, честный отче:

  1. Словом: неправдоглаголание, многословие, пустословие, празднословие, злословие, сквернословие, анекдоты, непристойности, пошлости, насмешки, обзывание, хохот, пение страстных песен, сварливость, гнусности, подстрекательство, кощунство, поминание имени Божия всуе, хамство.
  2. Ложь: лесть, подхалимство, подлость, трусость, воображение, артистизм, лжесвидетельство, клятвопреступление, брезгливость, утаивание грехов на исповеди, скрытность.
  3. Клевета: оскорбления, осуждения, обиды, ябедничество, жалобы, свя-тотатство, содействие грехам других, нахальство, циничность, угрозы, недоверие, сомнения.
  4. Чревоугодие: объядение, опивство, тайноядение, нарушение постов, пиршествование, пьянство, курение, наркомания, токсикомания, игромания и прочие.
  5. Лень: небрежение, самооправдание, упрямство, невнимание, забвение, многоспанье, безделье, уныние, нерадение, малодушие, слабоволие, праздность, беспечность, халтура, тунеядство, строптивость, необязательность, хладность и теплохладность о духовном.
  6. Воровство: хищения, кражи, авантюры, аферы, пособничество, плагиат, мошенничество.
  7. Сребролюбие: скупость, корысть, поиск выгоды, многозаботливость, стяжательство, жадность, ростовщительство, спекуляции, взятки.
  8. Лихоимство: присвоение чужого, вымогательство, грабеж, разбой, неотдача долгов, ухищрения.
  9. Неправда: обман, лукавство, кривда, обвес, подкуп, соучастие, неправедный суд, подозрения.
  10. Зависть: в материальных благах, досада, хотения.
  11. Гордость: самомнение, своеволие, самовозвышение, тщеславие, высокомерие, лицемерие, презрение, бессовестность, богохульство, невежество.
  12. Памятозлобие: злопамятность, злорадствование, отмщение, мстительность, вредительство, травля, каверзы, кляузы, обесчестивание кого-либо или соучастие в этом.
  13. Гнев: ненависть, ярость, раздрожительность, озлобленность, вспыльчивость, ссоры, склоки, истерики, скандал, одержимость, беспощадность, вероломство.
  14. Убийство (мыслию, словом и делом): покушение, применение, изготовление всякого рода орудий или препаратов для убийства, аборт (соучастие), удары, пинки, толчки, драки.
  15. Чародейство: волхование, наговоры, призывание бесов, обаяние, очарование, гадания, ворожба, вера в астрологию, гороскопы и другие суеверия, колдовство, целительство (экстрасенсорика), знахарство, ведьмовство, шаманство, обращение к «бабкам».
  16. Блуд: соитие до брака или вне брака, секс, сожительство, сладострастные воззрения, блудные мечтания, фантазии, упоения, услаждения, сладострастие, осквернения в постели, нечистые слова, шутки, соблазн на блуд, нарушение обетов безбрачия, падения.
  17. Прелюбодеяние: супружеская измена, сладострастные воззрения.
  18. Содомский грех: блудные извращения, гомосексуализм, лесбиянство, малакия (рукоблудие), самоудовлетворение, кровосмешение, совращение малолетних, насилие, мазохизм, самоистязания.
  19. Ересь: отступничество от православной веры, неверие, сомнения в вере, суемудрие, искажение веры, нехождение в Церковь, раскол, неприятие церковных правил, сектанство.
  20. Немилосердие: жестокосердие, жестокость, нечувствие, безжалостность, гонение немощных, окаменение, очерствление, незаботливость о детях, стариках. Больных, не подавали миостыни, бессчеловечность, бессердечность.

Обряд покаяния

Исповедь в христианской вере – признание в совершенных грехах перед священником, который является свидетелем вашего покаяния от имени Христа. Специальными молитвами и разрешительными словами священник прощает грехи всем, кто искренне о них сожалеет. По правилам христианской церкви:

  1. Проходить обряд могут все, кому уже исполнилось 7 лет.
  2. Представитель церкви не может принуждать исповедоваться. Это решение добровольное.

Во время процедуры мирянин должен перечислить все, что считает нужным. Если же он затрудняется, Святой отец может подтолкнуть его наводящими вопросами. Лучше, когда у каждого православного есть свой духовный наставник, который знает человека с детства и может помогать ему расти духовно, выступать не только в роли священника, но и учителя.

Сегодня по всем законам исповедь является тайным делом, а священник не может быть осужден, если он отказался раскрыть факты, известные ему из исповеди. Это сделано для того, чтобы любой человек мог очистить свою душу, так как все имеют на это право. Чтобы чувствовать себя уверенно у священника, нужно все хорошо обдумать заранее и подготовиться.

Как приготовиться к исповеди в церкви?

Вот некоторые советы, которые дают духовные наставники:

  1. Нужно разобраться и понять, что вы делали не так. Осознать свои проступки, совершенные перед Богом и людьми.
  2. Приготовьтесь к простой беседе. Не думайте, что сейчас с вас буду требовать знания какого-то особого церковного языка. Все как у людей в миру.
  3. Не бойтесь признаваться даже в самых страшных, по вашему мнению, грехах. Бог знает все, и вы его не удивите. Впрочем, как и священника. За годы своего служения, он услышал всякое. К тому же все мы одинаковы в своем большинстве, поэтому ничего особенно нового вы не можете ему рассказать. Не переживайте, он не осудит. Не для этого Святой отец пришел на службу.
  4. Не говорите о мелочах. Подумайте о серьезных вещах. Вспомните, как вы относились к Богу и ближним. Под близкими людьми церковь понимает всех, кого вы встретили и даже успели обидеть.
  5. Попросите прощения у тех, кто рядом лично, кто далеко – мысленно.
  6. Прочитайте специальные молитвы накануне.

Исповедь должна стать регулярной для человека, который хочет духовно расти над собой. Это поможет более ответственно относиться к своей жизни и людям находящимся рядом.

В этом видео будет даны все ответы на волнующие вас вопросы про этот обряд:

Какие грехи перечислять на исповеди?

Итак, попробуем выделить более подробно самые часто встречающиеся и требующие внимания в список:

  • Позволяла себе быть недовольной жизнью данной мне Богом и людьми окружающими меня.
  • Имела смелость ругать детей своих и гневаться на близких.
  • Сомневалась в честности.
  • Осуждала других за их грехи, слабость.
  • Ела пищу вредную для здоровья и пила напитки неполезные.
  • Не прощала обидевших меня.
  • Расстраивалась из-за убытков.
  • Пользовалась чужим трудом.
  • Не оберегала себя от болезней и не ходила к врачам.
  • Обманывала сама.
  • Отмечала праздники пьянками и земными увлечениями.
  • Смеялась над чужим проступком.
  • Верила приметам, соблюдала их.
  • Желала себе смерти.
  • Давала плохой пример своей жизнью.
  • Увлекалась примеркой нарядов и драгоценностей.
  • Клеветала на людей.
  • Искала виновников своих проблем.
  • Посещала гадалок, экстрасенсов.
  • Являлась причиной раздора между людьми.
  • Ревновала.
  • Пользовалась пищей для получения удовольствия, а не для удовлетворения голода.
  • Ленилась.
  • Боялась страданий.

Мы постарались вспомнить и подобрать самые жизненные ситуации. Как можно заметить, некоторые из грехов истинно женские. Но есть такие, которые совершает только сильная половина человечества. Их мы тоже разобрали и оформили списком ниже.

Разные исповеди

Сегодня одним словом «исповедь» называются несколько нужных и важных церковных явлений, которые могут происходить одновременно, но которые всё же нужно различать. Сразу скажу – я не предлагаю никаких реформ, пусть обычаи – даже не вполне удачные – сохраняются, пока перемены не созреют в душах людей, а тогда перемены, если они действительно нужны, произойдут сами собой и безболезненно.

Во-первых, собственно таинство исповеди, как оно было установлено изначально. Это когда христианин впал в тяжкие смертные грехи, которые отсекают его от церковного общения. Такой человек должен прекратить эти грехи, а потом уже идти к священнику, объявить их и, возможно, понести епитимью. После этого он получает от Церкви «прощаю и разрешаю», то есть принимается в церковное общение.

Нуждаются в подробной исповеди за всю жизнь также люди, которые никогда или очень давно не исповедовались и не причащались. В большинстве случаев у них на совести оказываются тяжкие грехи, но даже если смертных грехов не было, такие люди принимаются в церковное общение через таинство исповеди.

Таинство исповеди бывает также уместно при грехах, как их называет преподобный авва Дорофей, против устроения. Грех, скажем, может показаться не очень большим, но не соответствует «своей» мере человека и для него он – большой. Скажем, играть в карты – грех для всех. Но он больше травмирует душу христианина, который прежде из принципа не играл в карты и вдруг соблазнился, чем того, кто поигрывает время от времени, хотя и кается в этом.

Каждый человек имеет свое устроение, молитвенную и нравственную меру, он ее знает и чувствует. Речь идет не о той мере, которая ведома одному Богу и о которой нам заповедано: «Не судите, и не будете судимы» (Лк. 6:37), а о том, что один человек, например, знает только устную молитву, другой старается держать ум в словах молитвы, третьему дано молиться умом в сердце.

Это молитвенные меры, а есть нравственные. Например, кто-то по временам впадает в блуд и кается в этом; другой в блуд делом не впадает, но иногда явно кокетничает; третий ничего такого себе не позволяет, но регулярно посматривает непристойности в интернете; четвертый, бывает, увлекается греховными помыслами; пятый, если и примет нечистый помысел, то сразу в нём кается; а бывают такие люди, которые греховных помыслов совсем не принимают.

Только благопристойность?

Вообще, очень важно, какие мы задачи ставим. Если мы ставим перед собой задачу жить внешне благопристойно и только, то мы и получаем эту благопристойность, как ореховую скорлупу без ядра. А вообще-то мы должны желать соединиться со Христом. Мы к этому призваны, для этого Богом созданы.

Вот человек кается в одних и тех же грехах, молится, а ничего не получается. Нужно не отчаиваться, а вразумляться, делать справедливые выводы: «У меня не получается исправиться даже с Божией помощью, значит, буду просить Бога, чтобы Он Сам вмешался в мою жизнь и Сам меня исправлял». И Бог вмешивается и помогает, исправляет. Например, через скорби и болезни. Соответственно, если человек благодарит Бога за скорби, или хотя бы не ропщет, тогда Бог постепенно его и исправит.

Приведу пример из жизни, но он типичный. Один человек – большой любитель шоколада. Он его мог раньше есть плитками. А потом вдруг – раз, съел плиточку и покрылся болячками, которые прошли только через месяц. Со второго раза догадался, что это аллергия, теперь шоколад не ест. Он мог бы принять какие-то меры, пойти к аллергологу лечиться, но он сказал: «Слава Тебе, Господи, что оградил от этой напасти». И правильно. Слова «за что мне» должны исчезнуть из лексикона и из наших мыслей.

Другое дело, что нам не всегда хочется избавляться от страстей и мы от исповеди к исповеди вроде бы и каемся, что, условно говоря, едим шоколад, а избавление от греховной привязанности, которое посылает Господь, не хотим принимать.

«Обычные грехи»

Что такое «обычные повседневные грехи»? Да всем известные: пустословие, осуждение, объедение, рассеяние на молитве, смотрение пустых передач по телевидению и шныряние по интернету, и тому подобное. Всё это грехи, конечно, но сами по себе они не препятствуют причащению и, если для конкретного человека не являются грехами против его устроения, то не требуют обязательной исповеди как таинства.

Повседневные грехи – это постоянные проявления наших страстей. Со страстями мы должны всеми силами бороться, но наличие в сердце страстей, с которыми человек борется, не отлучает его от причастия. Тут требуется не столько совершение таинства исповеди, сколько постоянное покаяние.

Таинство исповеди помогает бороться со страстями, но не освобождает от них. Бог оставляет нам страсти, чтобы мы, ощущая их в себе, смирялись; падая и поднимаясь в борьбе с ними, обретали духовный опыт, так что со страстями нам придется бороться всю жизнь.

Но зачем же тогда и каяться в повседневных грехах? А это третий (после исповеди как таинства и после благословения на причащение) смысл современной исповеди – исповедание помыслов, страстей и состояний. Каждый православный человек знает, я думаю, на своем опыте, что, бывает, душа жаждет перечислить духовнику свои, пусть обычные и повторяющиеся, грехи и страсти. Такое исповедание бывает полезно для укрепления духовных и душевных сил христианина – зачем же его отменять?

А к этому по смыслу примыкает духовная беседа. Конечно, духовную беседу можно было бы совсем отделить от исповеди, но исповедь в беседу иногда перетекает сама собой, потому что духовник, бывает, даст прихожанину совет, а тот что-нибудь спросит и так далее – получается беседа. Кроме того, прихожанину не всегда легко «поймать» священника, чтобы с ним поговорить. А расписание исповедей висит в притворе и во дворе храма, и в интернете, вот люди и пользуются возможностью пообщаться с батюшкой.

Дело не в исповеди

Если человек охладевает в вере, дело совсем не обязательно в будто бы неправильной организации исповеди. В реальной духовной жизни много непредсказуемого и даже катастрофичного. И бывает, то, что представляется нам плохим, оказывается источником блага.

Вот пример из жизни. Один человек жил духовно, благочестиво, без телевизора, молился, в храм ходил. А потом – вроде ничего не случилось. А дом буквально наполнился разными «ящиками», и человек стал с утра до вечера смотреть кинофильмы и играть на компьютере. Лет десять это длилось, причем человек переживал и на каждой исповеди говорил, что его мучает вот эта трата времени, проведенного у телевизора и в играх. Потом, опять вроде бы ни с того ни с сего, убрал все свои телевизоры, стер свои кино, купил себе богослужебные книги и стал по ним молиться целыми днями. Был большой рывок в его жизни. Почему такой вдруг провал, такая спячка, причем он каялся, но сделать ничего не мог. А потом – прорыв? Промысел Божий.

И этот случай, хотя и яркий, но не исключительный. Кстати, в житиях святых немало описаний, как Бог через падения приводил людей к смирению и святости.

В защиту бумажек

Не раз приходилось читать критические слова против того, что люди исповедуются по бумажкам, как будто отчитываются. Да пусть исповедуются, как им удобнее! У меня в церковной юности был длительный период, когда я подробно записывал, насколько хватало внимания, все свои греховные помыслы и отдавал духовному отцу на исповеди чуть ли не целые тетрадки.

Потом этот период прошел. А был тоже длительный период, когда вся исповедь состояла из слов «переедаю и мало и холодно молюсь». Разные бывали периоды. И мудрый пастырь – слава Богу! – не привязывался к внешнему образу покаяния, не обучал меня формальностям. Потому что душевная ткань очень тонкая, чуть пережми – и порвалась. Если духовник много внимания уделяет внешнему поведению кающегося (сокрушенный взгляд, скорбный тон, исповедь не по бумажке и тому подобное), есть опасность, что значительная часть внимания духовного чада будет уходить на то, чтобы угодить батюшке.

Пусть наши духовные чада исповедуются, как им удобнее: по бумажкам, по тетрадкам, по памяти – не этому всем нам нужно учиться, а самому покаянию.

Краткий список грехов, истязуемых на мытарствах

Страшный суд Божий

Сущность учения о мытарствах излагает св. Кирилл Александрийский в слове «О исходе души».

Мытарства – это неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной земной жизни к вечному жребию все души человеческие, как злые, так и добрые.

На мытарствах душа в присутствии ангелов и демонов, но и пред Оком Всевидящего Бога, постепенно и подробно испытывается во всех делах, словах и помышлениях.

Души добрые, оправданные на всех мытарствах, возносятся ангелами в райские обители для предначатия вечного блаженства, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, по приговору невидимого суда влекутся демонами в их мрачные обители для предначатия вечного мучения.

Таким образом, мытарства и есть частный суд, который совершает над каждою человеческою душою невидимо сам Господь посредством своих ангелов, допуская к тому и злых мытарей-обличителей демонов.
В житии преп. Василия Нового (Ч. М. 26 марта) повествуется, что ученику его, преп. Григорию (тоже 26 марта), были подробно открыты в видении как обстоятельства смертного часа, так и хождения по мытарствам блаженной Феодоры.

См. Слово об Исповеди.

Ниже приведен краткий список грехов, истязаемых на всех 20 мытарствах, в качестве вспомогательного инструмента для более тщательной подготовки к Таинству Покаяния (Исповеди).Вопросы в мытарствах начинаются с грехов, как мы называем, «малых», общечеловеческих (празднословие) и чем идут дальше, тем касаются грехов более важных и оканчиваются в 20-м мытарстве немилосердием и жесткостью к ближнему – грехами самыми тяжкими, за которые, по слову Божью, бывает «суд без милости» не сотворившему милости.

1.СЛОВО: неправдоглаголание, многословие, пустословие, празднословие, суесловие, злословие, сквернословие, анекдоты, непристойности, пошлости, искажения слов, упрощения, велеречие, нелепости, насмешки, хохот, смех, обзывания, пение страстных песен, кривотолки, сварливость, косноязычие, гнусности, подстрекательство, кощунство, поругание людей и имени Божьего, поминание всуе, хамство.

2.ЛОЖЬ: лесть, подхалимство, угождение с хитростью, подлость, трусость, кривляние, суета, обособленность, воображение, артистизм, лжесвидетельство, клятвопреступление, утаивание грехов на исповеди, скрытность, нарушение данного на исповеди обещания не повторять грехи, лукавство.

3.КЛЕВЕТА: оскорбления, осуждение, искажение правды, ябедничество, жалобы, надругательства, глумление, содействие грехам других, бесцеремонность, циничность, моральное давление, угрозы, недоверие, сомнения.

4.ЧРЕВОУГОДИЕ: объядение, обпивство, курение, тайноядение, нарушение постов, пиршествование, пьянство, наркомания, токсикомания и прочее, обжорство.

5.ЛЕНЬ: небрежение, невнимание, забвение, многоспание, безделье, уныние, нерадение, малодушие, слабоволие, праздность, забывчивость, беспечность, халтура, тунеядство, необязательность, хладность и теплохладность к духовному, нерадение о молитве, нерадение о спасении, бесчувственность.

6.ВОРОВСТВО: хищения, кражи, дележ, авантюры, аферы, пособничество, использование краденого, мошенничество, присвоение в виде изъятия, святотатство.

7.СРЕБРОЛЮБИЕ: корысть, поиск выгоды, многозаботливость, стяжательство, жадность, скупость, накопительство, давали деньги в долг под проценты, спекуляции, взятки.

8.ЛИХОИМСТВО: вымогательство, грабеж, разбой, коварство, ухищрения, неотдача долгов, аферы, махинации.

9.НЕПРАВДА: обман, обвес, подкуп, неправедный суд, бесчестие, мотовство, подозрение, укрывательство, соучастие.

10.ЗАВИСТЬ: в благах материальных, в душевных достоинствах, лицеприятие, желание чужого.

11.ГОРДОСТЬ: самомнение, своеволие, самовозношение, возвышение, тщеславие, высокомерие, лицемерие, самообожание, ослушание, неуступки, неповиновение, презрение, бесстыдство, бессовестность, богохульство, невежество, дерзость, самооправдание, упрямство, нераскаянность, кичливость.

12.ПАМЯТОЗЛОБИЕ: злопамятность, злорадствование, отмщение, мстительность, вредительство, травля, каверзы, кляузы.

13.ГНЕВ: непримиримость, вспыльчивость, ненависть, ярость, удары, пинки, дерзость, озлобление, отчаяние, ссоры, склоки, истерики, скандал, вероломство, беспощадность, грубость, обиды.

14.УБИЙСТВО: (мыслию, словом, делом), драки, применения всякого рода орудий или препаратов для убийства, аборты (или соучастие).

15.ВОЛХОВАНИЕ: гадание, ворожба, астрология, гороскопы, прельщения модой, целительство (экстрасенсорика) прикрываясь именем Божьим, левитация, знахарство, ведьмовство, чародейство, шаманство, колдовство.

16.ЛЮБОДЕЯНИЕ: плотское сожительство вне церковного брака, сладострастные воззрения, блудные помыслы, мечты, фантазии, упоения, услаждения, соизволения на грех, осквернение целомудрия, ночные осквернения, порнография, смотрение развратных фильмов и программ, рукоблудие.

17.ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ: супружеская измена и еще совращение, насилие, падение, нарушение обета безбрачия.

18.БЛУД СОДОМСКИЙ: извращение естества, самоудовлетворение, самоистязание, насилие, похищения, кровосмешения, совращение малолетних (прямое и косвенное).

19.ЕРЕСИ: неверие, суемудрие, искажения и извращения истины, искажения Православия, сомнения, отступничество, нарушение церковных постановлений, участие в еретических сборищах: Свидетели Иеговы, Сайентология, Богородичный Центр, Иванова, Рериха, а также в других богоборческих объединениях и структурах.

20.НЕМИЛОСЕРДИЕ: нечувствие, безжалостность, гонение немощных, жестокость, окаменение, очервствление, не заботились о детях, стариках, больных, не подавали милостыни, не жертвовали собой и своим временем ради других, бесчеловечность, бессердечность.

См. Слово об Исповеди
См. Восемь главных страстей и добродетелей (Свт. Игнатий Брянчанинов)
См. Как приготовиться ко Святому Причащению