Историчность иисуса христа

ХРИСТИАНСТВО И ХРИСТОС

Христос Пантократор. Мозаика храма Святой Софии в Константинополе 12 в.

Невероятная распространенность среди нашей современной молодежи идей т.н. Мифологической школы, выработавшей еще в середине 19 столетия и развившей в советской школе «научного» атеизма свои «научные» постулаты, доказывающие якобы то, что Христос как историческая личность никогда не существовал, понуждает нас опубликовать данный вполне убедительный апологетический материал, опровергающий доводы мифологической теории. Эти антинаучные идеи были ловко навязаны через документальный фильм «Дух времени» ч.1., «научность» доводов которого мы раскритиквали в соотвествующей статье на нашем сайте. (Библейский миф или умышленная фальсификация фактов. http://apologet.spb.ru/ru/185.html)

Христианство — мировая религия, которая сегодня находится на первом месте по числу последователей. Оно возникло в I в. н. э. в Палестине, завоеванной к этому времени Римской империей. В основе религии лежит личность ее создателя — Иисуса из Назарета. Христиане верят, что Он является Сыном Божиим, обещанным в Ветхом Завете (первой части Библии) Мессией (Христом), Спасителем мира.

Для большой части христиан основой веры является именно Иисус, а уже потом Его учение, религиозные доктрины и дела. Личность Христа, вера в Него объединяют людей, принадлежащих к различным христианским направлениям, церквям, деноминациям и сектам.

Для христиан вопрос об историчности основателя их религии имеет большое значение. Верующим важно не просто знать, что Иисус жил на земле, но им необходимо верить, что Он — Сын Божий, умерший за грехи всего человечества, воскресший, восшедший на небеса и Который обязательно придет в славе судить живых и мертвых. Доктрины о Троице, творении, спасении, Небесном Царстве, воскресении мертвых и другие без веры в Христа теряют свое значение и смысл. То есть без Христа не может быть и христианства.

Современная наука не может ни подтвердить, ни опровергнуть Божественность Иисуса, но сегодня можно с большой долей уверенности сказать, что она располагает достоверными данными о Его существовании. Однако практически все знания о конкретных событиях жизни Иисуса проистекают из христианских источников. Биографические сведения об Иисусе Христе, о Его жизни, смерти и Воскресении содержатся в Евангелиях — книгах, написанных первыми христианами. Эти повествования входят в состав Нового Завета — второй части Библии, являющейся Священным Писанием христиан. Слово «евангелие» (греч. «благая весть») первоначально означало не книгу, а проповедь об Иисусе — Спасителе и Мессии (греч. Христе). В настоящее время даже неверующие ученые проявляют к раннехристианским сочинениям намного больше доверия, чем ранее.

А ЖИЛ ЛИ НА ЗЕМЛЕ ИИСУС ХРИСТОС?

Первоначально вопрос об основателе христианства рассматривался лишь с теологической (богословской) точки зрения. Но в эпоху Просвещения в XVIII в., когда вера в Бога стала подменяться верой в человеческий разум, возникли иные взгляды на личность Иисуса. Ученые деистической, либеральной и атеистической направленностей положили начало двум основным школам — мифологической и исторической. Эти школы существуют по сей день. Первоначально они враждебно относились к традиционной христианской точке зрения, но в наши дни былое противостояние, особенно исторической школы, заметно ослабло.

Согласно мифологической школе, Иисус никогда не существовал, а все сведения о Нем, содержащиеся в Новом Завете, являются позднейшим вымыслом и даже результатом сознательного обмана. С точки зрения сторонников этой школы образ Иисуса — результат стихийного и сознательного мифотворчества. Исследователи объясняли происхождение новозаветных сказаний о Христе в зависимости от того, как они понимали сущность мифологии, какой концепции мифа они придерживались. В целом процесс формирования образа Иисуса Христа, согласно этой точке зрения, эволюционировал от представлений о Нем как Боге к наделению Его чертами реально-исторической личности, т. е. развивался от Бога к человеку. В качестве доказательства своей правоты сторонники мифологической школы приводили ряд фактов и предположений, которые в свете открытий исторической науки ХХ в. либо опровергнуты, либо выглядят малоубедительными.

В настоящее время подавляющее число ученых придерживаются точки зрения исторической школы, согласно которой Иисус Христос — это реальный исторический персонаж, оставивший неизгладимое впечатление в памяти своих почитателей и основавший новую религию.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ХРИСТА

В пользу историчности Христа и сведений, содержащихся в Евангелиях, свидетельствует ряд источников, находящихся в распоряжении современной науки. Так, данные, полученные археологией, опровергли мнение о возникновении Евангелий во II в. То, что они возникли раньше, подтверждается папирусными списками книг Нового Завета, найденными в начале ХХ столетия в ходе археологических раскопок в Египте. Древнейшие из обнаруженных рукописей ученые относят к первой половине II в. – первой половине III в. Понятно что, для того чтобы христианство проникло на берега Нила, потребовалось определенное время. Поэтому создание самих новозаветных книг следует относить ко второй половине I в., что соответствует как их содержанию, так и церковной датировке.

Самым ранним, не вызывающим сомнений, отрывком Нового Завета является папирусный фрагмент, содержащий всего несколько стихов из Евангелия от Иоанна (Иоан. 18:31-33, 37-38). По мнению специалистов, он был создан в Египте в 125-130 гг. Ученые считают, что, прежде чем текст Евангелия от Иоанна стал известен в маленьком провинциальном городе на Ниле, прошло сравнительно много времени, необходимого для того, чтобы в египетском захолустье появились христиане. Благодаря этим находкам современные новозаветные евангельские тексты стали восприниматься как соответствующие оригиналам трудов апостолов — учеников и спутников Иисуса.

Рис. Евангелие от Иоанна 18:31-33 (125-130 гг. н. э.)

Огромнейшее значение для истории религии имеет находка в 1947 г. на берегу Мертвого моря вблизи Кумрана древних свитков, содержащих ветхозаветные библейские и другие тексты. Рукописи книг Ветхого Завета здесь были найдены в большом количестве, а некоторые переписаны десятки раз. Так было доказано, что древние тексты первой части Библии очень близки к ее современному синодальному переводу.

Рис. Свиток книги Исаия 6:7-7:15 из Кумранских рукописей

А благодаря остальным текстам, найденным в Кумране, ученые получили дополнительные сведения о религиозной жизни еврейского общества c сер. II в. до н. э. до конца 60-х гг. I в. н. э. Полученные данные подтвердили достоверность многих реалий жизни евреев, описанных в Новом Завете.

Предполагается, что кумраниты спрятали свои свитки в пещеры, желая уберечь их от уничтожения в ходе подавления римлянами иудейского восстания. Известно, что поселения на берегу Мертвого моря были разрушены в 68 г. н. э. Таким образом, в свете обнаружения небиблейских рукописей Кумрана очень сомнительной становится версия о более позднем написании текстов Нового Завета из-за отсутствия в них эллинистического влияния. И, наоборот, все убедительней выглядит предположение о возможности написания всех Евангелий до 70 г. н. э., а всех книг Нового Завета — к 85 г. н. э. (помимо «Откровения», которое датируется самым концом I в. н. э.).

Рис. Одна из пещер недалеко от Мертвого моря, в которых были найдены Кумранские свитки

Кроме этого, археологи опровергли мнение мифологической школы о том, что Евангелия писали люди, не знающие палестинской географии, обычаев и прочих культурных особенностей этой страны. Например, раскопки немецкого ученого Э. Зеллина (1867–1946) подтвердили близость Сихаря от колодца Иакова, как об этом говорится в Евангелии от Иоанна (4:5). Точность описания казни Иисуса подтверждает найденное в 1968 г. на севере от Иерусалима захоронение распятого человека — Ехоханана (Иоанна), сына Каггола, умершего примерно в то же время, что и Христос. Также детально соответствуют археологическим данным евангельские описания иудейских похоронных обрядов и гробниц.

Среди находок 1990 г. в Иерусалиме в так называемом Доме правления примечателен ассуарий (сосуд для хранения останков умершего). На нем имеется надпись, сделанная в I в. н. э. по-арамейски: «Иосеф, сын Каиафы». Возможно, это сын того самого Каиафы — иерусалимского первосвященника, который, согласно Евангелию, осудил Иисуса и преследовал первых христиан.

Найденные археологами надписи показывают, что все имена, упоминаемые в Новом Завете, являются обычными для той эпохи. Мнение тех, кто считал Понтия Пилата не реальным лицом, а символом созвездия Орион, опровергает надпись на камне, обнаруженная в 1961 г. в римском театре в Кесарии. В ней Пилат именуется «префектом Иудеи», а не прокуратором, как его преемники после 54 г. Именно префектом назван Пилат в Евангелиях и Деяниях Апостолов. Этот пример показывает, что авторы Нового Завета хорошо знали и помнили особенности запечатленной ими истории.

Рис. Кесарийская надпись Понтия Пилата – префекта Рима в Иудее. I в. н. э.

Из «внешних» нехристианских письменных источников, упоминающих о Христе, следует назвать два отрывка из «Иудейских древностей» — сочинений иудейско-римского историка Иосифа Флавия (37 – после 100). В XIX в. ученые считали тексты, в которых упоминается об Иисусе, искусной подделкой церкви — добавлением желаемого текста к реальному. Дело в том, что в имевшихся на тот период времени переписанных рукописях Флавия об Иисусе говорится как о Мессии, что, конечно же, не мог написать иудей, не принявший христианство. Однако в 1971 г. была опубликована «Всемирная история», написанная по-арабски в Х в. христианским епископом Агапием. Как считают ученые, в этом труде содержится подлинный текст Флавия, не искаженный христианскими переписчиками. В нем о воскресении Иисуса и его мессианской роли говорится не как о факте, а как о рассказах Его учеников:

«В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса».

Второе упоминание об Иисусе приведено в «Древностях» в связи с осуждением на казнь Иакова. Об этом Иакове говорится в Евангелиях и Посланиях Павла (Мф. 13:55; Мк. 6:3; Деян. 12:17; 1 Кор. 15:7; Гал. 1:19, 2:9), которого обычно считают двоюродным братом Иисуса:

«Анан (первосвященник, сын Анны, участвовавшего в суде над Иисусом Христом) почитал для себя благоприятным случай, когда Фест (римский прокуратор в Иудее), а Альбин (преемник Феста) находился еще в дороге, созвал собрание судей и, представив на судилище Иакова, брата того Иисуса, Который именовался Христом, с некоторыми другими и сделав на них обвинение в нарушении закона, предал их всех на побиение камнями».

Упоминания о христианах и Христе имеются в сочинениях римских авторов начала II в: в «Жизни двенадцати Цезарей» Светония (70-140) говорится о преследовании христиан в 64 г. во время правления Нерона; в «Письмах» Плиния Младшего, адресованных императору Траяну, содержится упоминание о многочисленных группах христиан в Малой Азии — в послании, датированном примерно 113 г., Плиний просит у Траяна совета, как поступать с ними; говорится о христианах и в «Анналах» Тацита (58-117).

Упоминает об Иисусе и Талмуд. Талмуд — это «комментарий» на Ветхий Завет, авторитетный источник «мудрости» для иудеев. Известно, что значительная часть евреев не признала Иисуса из Назарета за долгожданного Христа. Поэтому, теоретически, в их интересах было вообще умолчать факт Его существования. Ведь Иисус навсегда разделил еврейский народ на тех, кто так и остался ждать Миссию, и тех, кто узнал Его в Иисусе. Между тем в Талмуде упоминается Иисус и Его учение. Так, в трактате Талмуда, называемом Санхедрин, говорится:

«В канун Пасхи повесили Иисуса из Назарета. В продолжение сорока дней глашатай ходил перед Ним, крича: «Он должен быть бит камнями, потому что занимался колдовством, соблазнял Израиль и увлек его на восстание; кто имеет сказать что-либо в Его оправдание, пусть придет и свидетельствует». Но не нашлось никого, чтобы Его оправдать, и Его повесили в канун Пасхи».

КРОМЕ ИСТОРИЧЕСКИХ, СУЩЕСТВУЮТ И КОСВЕННЫЕ УБЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И СЛУЖЕНИИ ИИСУСА НА ЗЕМЛЕ

Кроме исторических, имеют место и косвенные доказательства существования Иисуса, которые свидетельствуют о Христе и Его Божественности даже больше, чем «мертвые» археологические находки.

Епископ Михаил (Мудьюгин), профессор санкт-петербургской Духовной академии, приводит следующие признаки новозаветной письменности, которые неоспоримо свидетельствуют об историчности Иисуса Христа:

«1. Новозаветные авторы, описывая чаще всего одни и те же события или приводя одни и те же высказывания Иисуса Христа и Его апостолов, согласны между собой в главном, расходясь нередко в частностях и деталях. Это говорит об отсутствии предварительного сговора или согласования: каждый свидетельствует независимо от других. В первую очередь сказанное относится к Евангелиям.

2. Новозаветные авторы, несомненно, были заинтересованы в успехе проповеднической деятельности, составной частью которой являлась их письменность. Такому успеху, тесно связанному с личным авторитетом проповедников, отнюдь не способствовало раскрытие теневых сторон их характера, поведения, деятельности. Если бы содержание Нового Завета было в большей или меньшей степени продуктом свободной художественной фантазии авторов, иначе говоря, их выдумкой, то они избегали бы упоминания о недостатках, ошибках и тем более пороках собственных и своих сотрудников. Между тем в Евангелиях мы находим множество сообщений, порочащих даже столь высокочтимого, знаменитого среди христиан «столпа» (см. Гал. 2, 9), как апостола Петра (его отречение, маловерие, его попытка отговорить Христа от следования по пути страданий и т. п., см. Марк. 14:53,54,66-72; Матф. 14:24-32; 16:22-23, «лицемерие», в котором его изобличает апостол Павел — Гал. 2: 11-14), не говоря уже о других учениках, проявлявших мелочное тщеславие, малодушие. Столь откровенно могли писать лишь те, кто ставил правду выше личного самолюбия и даже выше тактических соображений.

3. Большинство учеников Христовых, в том числе и авторов Нового Завета, окончили мученически свою жизнь, засвидетельствовав истинность своего благовестия собственной кровью, что можно почитать высшим и наиболее убедительным доказательством.

4. Личность Иисуса Христа столь самобытна, величественна и светла, что, как сказал один из западных богословов, «чтобы выдумать Христа, надо самому быть Христом». Всякий объективный читатель Евангелия, тем более христианин, приходит к тому же выводу».

Перечень «доказательств» Божественности и реальности Иисуса можно продолжить и дальше:

1. Как уже было сказано, апостолы терпели лишения и смело шли на смерть за Евангелие – весть людям о Христе (Миссии). Если это был фанатизм, то он не мог распространиться сразу на всех учеников. Ведь если рассказ апостолов о том, что они видели Иисуса Воскресшим, был блефом, то они как один не посвятили бы этой лжи всю свою оставшуюся жизнь. И не жертвовали бы этой жизнью.

2. Иисус не воспользовался влиянием на народ, хотя многие иудеи воспринимали Его как Мессию, который избавит их от ига Рима. При входе в Иерусалим толпа встречала Христа ликованьем и пальмовыми ветвями. Будь на месте Иисуса простой человек, он мог поднять народ на восстание, соблазнившись деньгами и славой. Но вместо трона и почестей Христос добровольно выбрал смерть на кресте. О Себе Он так и говорил: «Царство Мое не от мира сего» (Иоан. 18:36).

3. Ученики Христа также обладали большим влиянием на народ. Молодой церкви новые христиане всегда помогали материально. Но никто из апостолов не стал изменником своей миссии: не стремился к славе, к обогащению, не воспользовался властью, деньгами для собственных нужд. Между тем церковь разрасталась молниеносно (см. Деян. 2:41). Люди принимали «новую» религию и шли за Христом благодаря вере своих учителей, их образу жизни, а также воодушевляясь наглядными примерами их изменившихся родных и близких.

4. История не знает примеров, когда «целитель» передает свой «дар» сразу многим ученикам. Ученики же Иисуса, выполняя Его поручение, как один исцеляли всех больных и бесноватых (см. Лук. 10:1,9,17, Мар. 6:7,13). Также после смерти и Воскрешения Иисуса апостолы продолжали исцелять больных и даже воскрешать мертвых (см. Деян. 19:11,12; 20:9-12).

5. Иисус был Hазареянином (см. Мк. 1:24; 14:67; Иоан. 1:44-45). Если бы Миссия был мифологической личностью, Он бы предстал в другом свете: иудеем, носившим имя Иммануэль (см. Ис. 7:14; Матф. 1:23) и родившимся в Вифлееме. А о Hазарете бы и не упоминали. Трудно также представить, что мифологический Мессия мог подвергнуться такой позорной казни, как распятие.

6. Никто из родоначальников религий на земле не называл себя Богом, кроме Иисуса. Все они считали себя людьми и не претендовали на божественность. В частности, Магомед любое сравнение с Аллахом (Богом) мог бы посчитать смертельным оскорблением. Иисус же говорил: «Я и Отец – одно» (Иоан. 10:30); «Видевший Меня видел Отца» (Иоан. 14:9). Действительно, Богом себя может назвать только сумасшедший… Или Бог!!!

Внимание! Иисус не просто называл Себя Сыном Божьим. Вся Его жизнь и дела свидетельствовали о том, что Он не простой человек. В свои тридцать лет Он обладал глубочайшей мудростью (см. Матф. 13:54, Марк. 6:2), Он знал Священное Писание, не учивши его (см. Иоан. 7:15), творил чудеса (см. Матф. 21:15, Иоан. 2:23, 3:2, 9:16), всех исцелял (см. Матф. 4:24, 8:16, 12:15), воскрешал мертвых (см. Матф. 9:23-26, Иоан. 11:40-44, Лук. 7:12-15), ходил по воде (см. Матф. 14:26), знал мысли людей (см. Иоан. 1:48, 13:11) и мн. мн. др. И при этом был удивительно скромен (см. Матф. 12:20).

7. Ветхозаветное Священное Писание имеет много предсказаний о Христе (Миссии), которые находят отражение в жизни и смерти Иисуса: Иисус родился от Девы (Ис 7:14 – Матф. 1:18), Он был отраслью от колена Давида (Иер. 23:5, Ис. 9:6,7 – Матф. 1:1), родился в Вифлееме (Мих. 5:2 – Матф. 2:1,6), предсказаны годы начала служения Христа и Его смерти (Дан. 9:24-27), Иисус въехал в Иерусалим на ослице (Зах. 9:9 – Матф. 21:7), за Его предательство Иуда получил 30 серебряников (Зах. 11:12 – Матф. 26:15), деньги за предательство были отданы горшечнику (Зах. 11:13 – Матф. 27:7,10), перед казнью Он был безгласен, добровольно и смиренно идя на смерть (Ис. 53:7 — Иоан. 10:18), Он был причтен к разбойникам (Ис. 53:12 – Матф. 27:38), Его распяли (Пс. 21:17 – Иоан. 19:18), на кресте тело Иисуса пронзили (Зах. 12:10 – Иоан. 19:37), кости Его не были сокрушены (Пс. 33:21 – Иоан. 19:36), об одежде Его бросали жребий (Пс. 21:19 – Иоан. 19:24), Иисуса положили в гроб богатого (Ис. 53:9 – Матф. 27:58-60), во время Его смерти днем случилось затмение солнца (Ам. 8:9 – Лук. 23:44,45) и многое другое. В Ветхом завете насчитывают более 50 предсказаний об Иисусе.

Написаны эти предсказания были за столетия до времени, описанного в Евангелии. Напомним, что «задним числом» искусственно пророчества не могли быть внесены в текст ветхозаветного Писания. Вспомним о кумранских свитках, о которых мы рассказывали в предыдущей главе. Эти найденные рукописи, датированные II в. до н. э. – I в. н. э., очень близки к тексту современного Синодального перевода Ветхого Завета.

Задайте себе вопрос: «Разве может быть столько совпадений?!» Согласно теории вероятности, два исполнения предсказаний могут выпасть на одного человека с вероятностью 10 в N-ой степени! А если речь идет о гораздо большем их количестве?

ИИСУС СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О СЕБЕ ЖИЗНЬЮ СВОИХ ВЕРНЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Однако самое большое свидетельство реальности Иисуса Христа – это личная встреча с Ним, Его влияние на жизнь и характер человека. Ведь только личная встреча может доказать нам, что всё, о чём говорит Библия, действительно правда. И эта встреча значительно лучше, чем любой трактат, внешний довод или фактологический анализ. Именно личная встреча с Иисусом делает нас христианами, именно в этой личной встрече Бог открывает нам Себя.

Для наглядности этих, на первый взгляд, сухих доводов, мы приведем свидетельства чудесных обращений души от неверия к вере, о которых в одном из своих радиообращений рассказал служитель Георгий Чистяков:

«Иисус жил и проповедовал скрыто от глаз современных Ему историков и философов. И сегодня, происходит то же самое: очень часто Он тоже остаётся как бы незаметным для многих, для многих остаётся Богом неизвестным. Французский поэт и писатель Поль Клодель рассказывает о том, что он в отношении религии, в отношении веры во Христа был абсолютно нейтральным. Он не воспринимал христианство как какую-то истину, как что-то, открывшееся ему, он вообще не задумывался никогда о том, что такое христианство, что такое Евангелие и вообще никогда не брал в руки Библию. И вот однажды, в рождественскую ночь, он решил пойти в собор Парижской Богоматери, в Нотр-Дам, потому что молодой поэт считал, что там во время торжественного богослужения он может найти что-то такое, что может стать материалом для его поэзии, для его стихов. Пришёл, стоял у колонны, слушал пение мальчиков, облачённых в белые стихари, и вдруг что-то его пронзило. Как он потом скажет, «я почувствовал, что Он здесь». Почувствовал, и стал другим. Пришёл домой и нашёл Библию, единственную, которая была у них в доме, подаренную его сестре Камилле её подругой – христианкой-протестанткой. Нашёл и начал читать. «Три года, — говорит Поль Клодель, — я читал эту книгу и, читая её, боролся с Богом, как некогда боролся с Богом патриарх Иаков». А затем поверил, затем откликнулся на тот призыв, который услышал ночью, во время рождественской службы в соборе Парижской Богоматери. Вот вам одна история обращения, история встречи.

Другая: Мальчик по имени Андрюша Блум скучал в школе на уроке, во время которого какой-то пожилой священник громким и, с точки зрения этого мальчика, очень неприятным голосом рассуждал о Евангелии. Священника этого звали Сергий Булгаков. Вернувшись домой, мальчик попросил у своей матери Евангелие, Новый завет. Заглянул в оглавление, обнаружил, что среди Евангелий есть называющееся «от Марка», самое короткое по объёму, и, чтобы много времени не тратить на чтение, взялся за это самое Евангелие от Марка.

«И, — говорит этот мальчик, ставший теперь знаменитым служителем Христа Антонием Сурожским,- как взял я в тот день в руки Евангелие, так и теперь не расстаюсь с ним до сих пор». Произошла личная встреча со Христом. Именно личная встреча, а не какие-то внешние доводы или внешние аргументы.

Ещё одна история. Ее рассказала одна женщина. В течение 18 лет она ежедневно проходила по пути на работу в один из Московских НИИ мимо действующей церкви. Иногда в эту церковь «ученая» дама заглядывала, иногда даже оставалась в ней на пять-семь минут, ставила свечки в память сначала о бабушке, а потом о родителях, но на самом деле ничего не чувствовала и никакой потребности в Боге не ощущала. Но однажды на улице остановил её какой-то человек и дал ей маленькую книжечку в синей обложке — Новый Завет. «Я, — сказала эта женщина, — в метро открыла эту книжку, стала читать наугад, уже теперь, — говорит она, — не помню, какое из Евангелий это было, стала читать и до сих пор читаю, и до сих пор не могу с ней расстаться».

В жизни каждого из этих трёх людей произошла личная встреча с Иисусом. Как же нам познакомиться с Господом? Один из важнейших путей, ведущих к личному познанию Бога, – это чтение Его Слова – Библии. Для верующих весь Новый Завет, а в широком смысле вся Библия, является свидетельством о Христе – Сыне Божьем, пришедшем в мир для спасения каждого человека (Иоанн. 12:47). Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть Евангелие и прочитать хотя бы несколько страниц. Многие люди, желающие опровергнуть истинность христианства, именно с этой целью принимались за изучение Библии. Но вступая в борьбу с Богом, они из противников Христа становились Его друзьями. Потому что в словах Священного Писания они начинали слышать голос Живого Бога, ощущать Его всепобеждающую любовь, понимать величие безграничной жертвы Христа ради нас.

> Историчность Иисуса Христа. Доказательства Его существования

Проблема историчности Иисуса Христа в истории изучения религии

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Философии и религиоведения

РЕФЕРАТ

Религиоведение

Тема:

«Проблема историчности Иисуса Христа в истории изучения религии»

Владимир 2010

Введение

1. Историчность Иисуса Христа

2. Взгляды мифологистов

3. Иосиф Флавий о Христе

4. Талмуд о Христе

5. Апостол Павел о Христе

6. Новозаветное и христианские свидетельства

7. Ранович А.Б. «Первоисточники по истории раннего христианства»

Заключение

Список литературы

Введение

К числу мировых религий, имеющих наибольшее число сторонников, относится христианство. Христианство — это собирательный термин для характеристики трех основных направлений: православия, католицизма и протестантизма. Но все их объединяют общие исторические корни. В центре христианства находится образ богочеловека — Иисуса Христа, который своей мученической смертью на кресте пострадал за грехи человечества, но тем самым снял с него эти грехи, примирил человеческий род с Богом. А своим воскресением он открыл для тех, кто в него уверовал, новую жизнь, путь к воссоединению с Богом в Божественном царстве. Слово «Христос» — это не фамилия и не имя собственное, а как бы титул, звание, присвоенное человечеством Иисусу из Назарета. Христос переводится с греческого как «помазанник», «мессия», спаситель. Этим нарицательным именем Иисус Христос связан с преданиями о приходе на израильскую землю пророка, мессии, который освободит свой народ от страданий и установит там праведную жизнь — Божье царство.

Священной книгой христиан является Библия, которая состоит из двух частей. Ветхий завет — священная книга последователей иудаизма и Новый завет, излагающий важнейшие этапы жизни создателя христианства — Иисуса Христа и основные положения его учения. Новый завет состоит из четырех Евангелий/Слово «евангелие» в переводе с греческого означает благовествование или Радостная весть. Два из этих Евангелий — от Матфея и от Иоанна, приписываются непосредственно ученикам Иисуса Христа, а два других — от Марка и от Луки — ученикам учеников Иисуса Христа. Помимо Евангелий в Новый завет входят «Деяния апостолов» — первых учеников Христа и проповедников христианства, послания апостолов христианским общинам и, наконец, Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис.

Христианство возникло в I в. новой эры на территории Восточной части Римской империи в Палестине.

Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основателя. Рассказы об Иисусе Христе, описанные в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях и деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совершенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни, вызывали немало сомнении. В конечном счете споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ — мифологической и исторической.

Представители мифологической школы считают, что наука не располагает достоверными данными о Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя после описанных в них событий, не содержат реальной исторической основы. Исторические источники начала I в. ничего не говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых, о чудесах, свершенных Христом, о его проповеднической деятельности. Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения мифологическая школа считала внепалестинское происхождение христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рождающихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах, наличие в Евангелиях большого числа противоречий, разночтений, неточностей.

Вторая — историческая — школа считает Иисуса Христа реальной личностью, проповедником новой религии, который сформулировал ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского вероучения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел, и других непосредственно связанных с Христом евангельской фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, подтверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длительного времени содержащийся в «Древностях» Иосифа Флавия фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интерполяцией. Однако найденный в 1971 г. в Египте арабский текст «Древностей», выполненный египетским епископом Агапием в X в., дает все основания полагать, что Флавием описан один из известных ему проповедников по имени Иисус, хотя в описании Флавия и не говорится о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему.

Представители и мифологической, и исторической школы внесли значительный вклад в издание библейских текстов, а также других источников, относящихся к первым векам христианства. В последние годы большинство религиоведов разделяют мнение представителей исторической школы.

1. Историчность Иисуса Христа

И по сей день Иисус Христос остается одной из самых таинственных и необъяснимых личностей мировой истории. Феномен его по-прежнему не раскрыт и не объяснен, хотя о нем написаны горы книг, рассказано во много раз больше, чем о ком бы то ни было. Очень трудно найти другую такую фигуру, которую можно было бы поставить рядом с Иисусом по известности, которая бы привлекала к себе массовое внимание на протяжении многих веков.

Для верующих Иисус Христос — сверхъестественная фигура, справедливый судия и царственный правитель, появляющийся в «конце дней», при крушении нынешнего «греховного мира». И в то же время он Сын Божий, второе лицо Святой Троицы, полное олицетворение Бога, мистическим образом присутствующее в повседневной жизни, с которым верующий может говорить, общаться, прибегать к его защите, получать наставления, страшиться его гнева. В мировой истории было немало религиозных деятелей, притязавших на тот же титул, на те же функции и на то же к себе отношение даже после своей смерти («ухода из мира»), но ни один из них еще не достигал у своих последователей такой полноты выражения в качестве Господа Бога. Ни один не становился столь универсальным символом.

В чем уникальность, притягательность этой фигуры? Иисус Христос не только достояние христиан. И не только достояние других религиозных конфессий, включивших Христа в свое вероучение. Он — достояние мировой истории. Начиная с IV в., Время Иисуса стало рассматриваться как поворотное событие человеческой истории. Само летосчисление стало вестись от момента его рождения; постепенно все европейские страны приняли «христианскую эру». Нынешнее обозначение «до нашей эры» означает в сущности — «до Рождества Христова». В России такое летосчисление было введено Петром Первым: «7208 год от Сотворения мира» стал «1700 годом от Рождества Христова».

Принятие Иисуса Христа как Сына Божьего, признание исторического факта земной жизни основателя христианской религии, Личности, известено по дошедшим до нашего времени историческим источникам, по письменным свидетельствам современников, по результатам археологических исследований и раскопок, по сохранившей в течение двух тысячелетий общехристианской традиции.

Существование выдающихся личностей не вызывает сомнений, оставивших потомкам своих трудов в письменной форме или в виде произведений изобразительного искусства.

В течение двух тысячелетий не подвергалась сомнениям и реальность земной жизни Иисуса Христа. Лишь в середине XIX столетия отрицали историчность Христа; Он объявлялся мифической личностью, существование которой — легенда, а жизнеописание — плод фантазии анонимных евангелистов.

Одновременно многие ученые XIX и XX столетий, по своим взглядам далекие от христианской веры, категорически утверждали факт историчности Христа. Если бы удалось неопровержимо доказать, что все новозаветные тексты, составляющие основу христианства, является выдумкой, то христианство, в особенности церковное оказалось бы полностью дискредитированным и утратило какую-либо достоверность и авторитет.

Убедительные, многочисленные свидетельства о Христе Его современников и других авторов I и II вв., археологические раскопки в Палестине, найденные фрагменты новозаветных текстов, которые бесспорно датируются I — началом II века, — все это побудило атеистически настроенных авторов отказаться от отрицания историчности Христа.

2. Взгляды мифологистов

Проблема исторического Иисуса — это проблема источников наших знаний о нем. Еще недавно «мифологическая школа» рассматривала Иисуса Христа как религиозный вымысел . Жесткая атака «мифологистов» подвигла к более тщательному изучению новозаветных текстов. За последнее столетие немало сделано для того, чтобы определить время и обстоятельства возникновения Евангелий, а также проследить за развитием христианских преданий об Иисусе Христе. Ситуация с историческим Иисусом поистине уникальна и не имеет аналогов в мировой истории. Те тексты, которыми мы пользуемся в качестве основных источников — четыре новозаветных Евангелия, — написаны на греческом языке, тогда как реальный Иисус и его первые последователи жили и действовали в ином языковом и культурном пространстве. Исследователи доказали, что Иисус Христос и его апостолы говорили на арамейском языке, бывшем разговорным языком жителей Палестины и Ближнего Востока, — в Евангелиях сохранились следы этого языка и даже целые фразы.

До наших дней не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя, вероятно, в свое время они существовали. Раннехристианские писатели упоминают о Евангелиях, написанных «по-еврейски» (то есть по-арамейски), которыми пользовались иудео-христиане, палестинские последователи Иисуса. Не совсем ясно насколько эти арамейские сочинения сопоставимы с имеющимися греческими Евангелиями, какие из них возникли раньше и кто на кого повлиял. Вполне возможно, что христианское предание было записано на греческом языке раньше, чем на родном языке Иисуса. То есть перевод с арамейского на греческий произошел еще в рамках устной традиции, до того, как появились какие-либо записи.

Христианство вывел на мировую арену апостол Павел и его по-следователи — павлинисты, к которым иудео-христиане относились враждебно, называя их исказителями учения Иисуса. В свою очередь церковь рассматривала последних как еретическую секту. «Мифологическая школа» отрицала историческое существование Иисуса, заявляя, что ни один нехристианский автор I — начала II века не упомянул о такой личности. Утверждалось, что о Христе нигде не говорится вне Нового Завета, то есть в нехристианских произведениях вплоть до середины II века, до того момента, когда окончательно сложились канонические Евангелия и христианская церковь распространилась по всему Средиземноморью. «Свидетельства» же античных писателей — фрагменты из сочинений Иосифа Флавия, Тацита и Плиния Младшего, в которых упоминается о Христе и которые часто цитировались христианскими апологетами, — отрицались как подложные, вставленные в текст христианскими переписчиками задним числом.

Внебиблейские упоминаний о Христе, относящихся к I — началу II века, очень мало (это буквально крупицы). Учителя и отцы Церкви придавали исключительно важное значение любым указаниям на Иисуса в нехристианской литературе, рассматривая их как инструменты для проповеди христианства среди язычников. Такие документы сохранились до наших дней только в передаче христианских авторов. Это снижает достоверность «свидетельств», — возникает подозрение, что они подверглись христианской правке либо были вообще сочинены христианами, — но значение их остается по-прежнему высоко, особенно при скудости информации вообще.

«Мифологическая школа» выдвинула мнение о «молчании века», о полном отсутствии каких-либо упоминаний об Иисусе Христе в нехристианской литературе в течение первого века существования христианства. «Молчание» это служило доказательством мифичности Иисуса. На этой почве родились самые разнообразные версии: Христос — это солнечное божество, отголосок античных и восточных мифов, лунный бог, древнееврейский бог.

Нельзя отрицать, что образ Иисуса Христа впитал в себя многое из древневосточной и античной мифологии. И все-таки Иисус из Назарета существовал как реальная историческая личность. Объективных доказательств этого мало. Сообщения Тацита и Плиния Младшего о Христе, будучи скорее всего подлинными, дают слишком скудную информацию. Заслуга «мифологистов» состоит в том, что они значительно расширили взгляд исследователей на личность основателя христианства, заставили воспринимать Иисуса в контексте эпохи, в русле развития религиозной мысли.

3. Иосиф Флавий о Христе

Равнодушие и враждебность ко Христу и Его Церкви их авторов устраняют всякое подозрение в пристрастии, в необъективности, симпатией к христианству.

Иосиф Флавий — виднейший иудейский историк I века (род. около 35 г. по Р. X.), оставивший два больших труда на греческом языке — «Иудейская война» и «Древности иудейские». В них имеются три упоминания о Христе и о близких ко Христу евангельских персонажах.

Одно из них, подлинность которого никем не оспаривалась, относится к Иоанну Крестителю. Флавий говорит об Иоанне как о личности, хорошо ему известной и пользующейся популярностью. Но наиболее подробным, наиболее известным и возбуждавшим научные споры является следующий отрывок «Иудейских древностей», посвященный Иисусу Христу: «В это время жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком; ибо он творил поразительные (необыкновенные) чудеса и был учителем людей, которые радостно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и многих эллинов. Он был Мессией (Христом). И когда Пилат по обвинению наших старейшин приговорил его к распятию, те, кто с самого начала возлюбили его, остались ему верны. На третий день он явился им снова живой. Ибо божественные пророки предвозвестили это и огромное множество других чудес относительно него. И племя христиан, название которых пошло от него, не исчезло по сей день»112.

Трудно согласиться, чтобы Флавий, правоверный иудей, который мог знать о Христе только понаслышке, с уверенностью утверждал, что Он — Мессия, исповедовал бы Его воскресение, чудеса, безоговорочно называл бы Его учение Истиной и смотрел на Его жизнь как на прямое исполнение мессианских пророчеств.

Все сказанное в полной мере относится к знаменитому «свидетельству Флавия» — короткому рассказу еврейского историка второй половины I века Иосифа Флавия о проповеднике Иисусе. Сочинение Иосифа, написанное на греческом языке, дошло до нас благодаря христианским переписчикам. Долгое время никто не подвергал сомнению подлинность сообщения Флавия об Иисусе. И только по мере развития библейской критики исследователи стали говорить об изменения в первоначальном тексте Иосифа. Подозрения усиливал прохристианский характер рассказа об Иисусе; казалось невероятным, чтобы такой ортодоксальный иудей, как Иосиф Флавий, мог бы назвать Иисуса Христом (Мессией). Отсюда следовал вывод, что на самом деле Иосиф ничего не писал об Иисусе, поскольку не знал такого.

Подобной же христианской вставкой объявлялся и отрывок «Анналов» римского историка конца I — начала II века Корнелия Тацита, где говорится о Христе, казненном при иудейском прокураторе Понтии Пилате.

4. Талмуд о Христе.

Талмуд — книга, пользующаяся высочайшим авторитетом в иудаизме, представляет собой набор разнообразных исторических сведений и преданий.

Талмуд составлялся в антихристиански настроенной еврейской среде, и можно с уверенностью предположить, что буквально все его упомянутые в нем и безымянные авторы относились ко Христу и к христианству враждебно.

Многие из авторов поучений и повествований Талмуда жили в I в. по Р.Х. и, следовательно, были современниками Христа и его ближайших учеников.

Другим методом борьбы с христианством могло так же быть замалчивание существования Христа. Однако Талмуд, напротив, его подтверждает, вступая в полемику против христианства и Его Основателя, нередко насмехаясь над Ним. В трактате Талмуда, говорится: «В канун Пасхи повесили Иисуса из Назарета. В продолжении сорока дней глашатай ходил перед Ним, крича: «Он должен быть бит камнями, потому что занимался колдовством, соблазнял Израиль и увлек его на восстание; кто имеет сказать что-либо в Его оправдание, пусть придет и свидетельствует». Но не нашлось никого, чтобы Его оправдать, и Его повесили в канун Пасхи»120.

Существуют многочисленные упоминания Иисуса в еврейском Талмуде. Эти источники, обычно содержат насмешку, а иногда даже враждебны по отношению к Иисусу, дают нам следующее представление о Нем. Во-первых, Иисус был учителем евреев. Во-вторых, многие люди верили в то, что Он исцелял и изгонял злых духов. В-третьих, некоторые верили в то, что Он был Мессией. В-четвертых, Его отвергали иудейские лидеры. В-пятых Его распяли при Понтии Пилате. В-шестых, несмотря на позорную казнь, число последователей, веривших, что Он все еще жив, распространились за пределы Палестины. В-седьмых, люди из городов и деревень поклонялись Ему как Богу (Lee Strobel, The Case for Christ, p. 115).

То же самое можно сказать и о Иисусе. Там где мы видим примеры несоответствия наверное, они не были придуманы в первом веке. Приведем лишь частичный список примеров несоответствий в Евангелиях:

— некоторые люди подвергали сомнению законное рождение Иисуса (Иоанна 8:41);

— другие подозревали, что Ему не хватает образованности (Марка 6:3-4; Иоанна 7:15);

— были те, кто обвинял Его в том, что он изгонял злых духов пользуясь темными силами, — другими словами, они обвиняли его в колдовстве и волшебстве (Марка 3:23-30, Иоанна 7:20);

— когда Иисус был арестован, все Его ученики разбежались, спасая собственные жизни (Марка 14:50);

— апостол Петр отрекся от Иисуса, чтобы спасти свою жизнь (Марка 14:66-72);

— Его лишили жизни через распятие, которое считалось особенно позорной смертью в древнем мире (Марка 15:24);

— после Его смерти никто из ближайших учеников не пришел забрать Его тело, чтобы похоронить в соответствии с требованиями иудейской традиции (Марка 15:43).

Ни одно из этих событий не льстит Иисусу. Люди намекали на то, что Он был незаконнорожденный; говорили, что Он сумасшедший; утверждали, что Он занимался колдовством. Он умер самым постыдным способом, который только может себе представить древний человек. Конечно же, люди, почитающие мифическую личность, не придумывают для нее подобных черт.

5. Апостол Павел о Христе

Одним из древнейших документов, свидетельствующих о жизни Иисуса, является 1-е послание Коринфянам апостола Павла, написанное около 54 года н.э. В нескольких местах Павел обращается к учению Иисуса и событиям Его Жизни (см. напр. 1 Кор. 7:10). Однако я хотел бы остановиться на двух местах из 1 Коринфянам: это стихи 11:23-26 и 15:3-11. В первом фрагменте Павел рассказывает об установлении Иисусом одного из таинств — евхаристии. Павел рассказывает, что Иисус установил Вечерю Господню в ту ночь, когда Он был предан, дав Своим ученикам на Пасхальном ужине хлеб и вино как Свое Тело и Свою Кровь.

Во втором отрывке Павел приводит список свидетелей, которые видели Иисуса живым после погребения в могиле. Павел говорит, что после того, как Иисус был распят и погребен, он явился Петру, потом остальным апостолам, своему неверующему брату Иакову, а затем более чем пятистам человек. Павел замечает, что большинство из этих свидетелей были еще живы в то время, когда он писал свое послание, и могут подтвердить его рассказ.

Важно не только то, что это написано, когда еще были живы свидетели, способные подтвердить сказанное, но и то, что Павел аккуратно использует языковые средства для передачи своей мысли. Он пишет: «То, что я получил, я преподаю вам». Так говорили в еврейских кругах, когда передавали материал от учителя ученику. Раввин запоминал то, что ему рассказывал его учитель, а затем учил этому своих учеников. Терминология, которую использует Павел, говорит, что описанные события тщательно передавались их свидетелями другим людям.

6. Новозаветное и христианские свидетельства

Весь Новый Завет, а в широком смысле вся Библия является свидетельством о Христе не только как о Человеке, жившем в Палестине в I в. н.э., но в еще большей степени как о Сыне Божьем, пришедшем в мир для его спасения.

Новозаветные авторы, описывая чаще всего одни и те же события или приводя одни и те же высказывания Иисуса Христа и Его апостолов, согласны между собой в главном, расходясь нередко в частностях и деталях. Это говорит об отсутствии предварительного сговора или согласования: каждый свидетельствует независимо от других. В первую очередь сказанное относится к Евангелиям; новозаветные авторы, несомненно, были заинтересованы в успехе проповеднической деятельности, составной частью которой являлась их письменность. Если бы содержание Нового Завета было бы в большей или меньшей степени продуктом свободной художественной фантазии авторов, то они избегали бы упоминания о недостатках, ошибках и тем более пороках — собственных и своих сотрудников. Проявлявших мелочное тщеславие, малодушие. Столь откровенно могли писать лишь те, кто ставил правду выше личного самолюбия и даже выше тактических соображений.

Большинство учеников Христовых, в том числе и авторов Нового Завета, окончили мученически свою жизнь, засвидетельствовав истинность своего благовестия собственной кровью, что можно почитать высшим и наиболее убедительным доказательством.

Личность Иисуса Христа столь самобытна, величественна и светла, что, как сказал один из западных богословов: «Чтобы выдумать Христа, надо самому быть Христом». Всякий объективный читатель Евангелия, тем более христианин, приходит к тому же выводу.

Довольно трудно сделать вывод, что Иисуса не было, когда мы явно видим результаты и влияние Его жизни. В первую очередь, существует церковь. Во всех описаниях, как языческих (Плиний, Тацит), так и христианских (см. Деяния Апостолов и у Евсевия, Ecclesiastical History), Христианство не сулило и не сулит легкой жизни. Многие христиане были гонимы и приговорены к смерти. Но несмотря на все опасности, многие люди в первом веке настаивали на том, что они знали Иисуса, видели Его после смерти (т.е. воскресшим), и верили в то, что Он был Спасителем и Божьим Сыном. Исторически невероятно, чтобы люди так лгали, чтобы навредить себе. Обычно лгут, чтобы избежать вреда, а не заработать неприятности.

7. Ранович А.Б. «Первоисточники по истории раннего христианства»

Настоящее издание представляет из себя свод важнейших исторических документов об Иисусе Христе, как примыкающих к каноническим Евангелиям, так и находящихся вне библейской литературы. Это своеобразное пособие всем изучающим Новый Завет, вне зависимости от того, историк ли это, религиовед, богослов или просто верующий. Публикуемые документы представляют объективную историческую ценность. В России уже издавались подобные антологии; известен сборник источников по истории раннего христианства А. Б. Рановича, вышедший впервые в 1933 г. и затем переиздававшийся в 1959 и 1990 гг. А. Б. Ранович собрал документы исходя из задачи показать условия и среду, в которой образовалось христианство, то здесь во главу угла поставлена сама личность основателя христианства. Это повлияло на подбор документов.

Первый раздел впрямую еще не касается Иисуса Христа; здесь собраны исторические документы, сравнимые с некоторыми сообщениями Евангелий. По этим примерам мы можем судить, насколько вообще историчны евангельские рассказы. Следующие два раздела содержат ранние нехристианские упоминания об Иисусе Христе. Это сообщения Иосифа Флавия, признанные еще ранними церковными апологетами как важнейшего исторического источника. То, что Иосиф был современником евангелистов, еврейским писателем, выросшим в Палестине, на месте описываемых событий, делает его поистине уникальным свидетелем, с которым не может сравниться ни один греческий или римский автор. Поэтому чрезвычайную ценность представляют не только те краткие фрагменты, где Иосиф говорит непосредственно об Иисусе, Иоанне Крестителе, Понтии Пилате и других евангельских героях, но и общий контекст этих сообщений, где описывается история Иудеи, когда в ней жил и действовал основатель христианства.

Другой раздел посвящен сообщениям о Христе римских авторов, живших в конце I — начале II веков. Здесь видна реакция римского мира на христианскую проповедь и распространение церкви. Негативное отношение к новой вере, которое проступает в этих сообщениях, вылилось в массовые гонения, которые открыли римские власти на последователей Иисуса Христа.

Произведения ранних христиан, не признанные Церковью и не включенные в Новый Завет, являются так же важными историческими документами. В четвертом разделе собраны неканонические Евангелия, возникшие в II-V вв. Гипотетически они являются источниками наших знаний об Иисусе, почерпнутыми вне Библии. Мы говорим «гипотетически», потому что хотя эти документы сами по себе претендуют на статус первоисточников, на самом деле таковыми не являются или являются таковыми частично.

Ислам относится к Иисусу Христу вполне благосклонно, но специфично. В шестом разделе представлены фрагменты Корана, священной книги мусульман, где рассказывается об Иисусе, о жизни его матери, а также о некоторых других евангельских героях.

Заключение

Абсолютная реальность Богочеловека-Иисуса Христа дана в священном предании Церкви, в духовном опыте Церкви. Только внутри Церкви виден целостный лик Иисуса Христа, в котором Иисус и Христос, человек и Бог не могут быть разделены. Абсолютная реальность, целостный лик Иисуса Христа не виден во внешней эмпирической действительности, в исторической эмпирии. Вот почему проблема Иисуса Христа не может быть разрешена средствами исторической науки. Замечательно, что о великих исторических личностях, а иногда и не о великих, второстепенных, не возникает сомнений в их исторической реальности. Никто не пишет исследований о том, что не существовал Сократ или Александр Македонский. Об исторических деятелях, не совершивших того абсолютного переворота в мировой истории, который совершило явление Христа, есть больше исторических свидетельств, чем о Христе.

Не нужно быть христианином, чтобы признать, что явление Христа перевернуло мир, начало новую мировую эру. Человечество ведет свое летоисчисление от Рождества Христова, даже утеряв веру в Христа. Но явление Сына Божьего в мировой истории не было с убедительностью его исторической реальности, как явление любого исторического деятеля. Земную биографию Сына Божьего и сына человеческого нельзя написать по объективно научным историческим данным, как можно написать биографию исторических деятелей, никакого мирового переворота не совершивших. Но земная жизнь Иисуса Христа и есть величайшее свидетельство в пользу христианства, свидетельство его чудесности. Для исторической науки возникновение христианства и его роль в мировой жизни остается чудом. Реальность Иисуса Христа и его целостный лик раскрывается в сверхприродно историческом, духовном порядке. Христос явился в истории, но размеры Его явления не были видны в истории, в ее внешнем процессе. Его явления видны лишь в Церкви, которая и есть таинственное пребывание иного порядка бытия в нашем порядке бытия. Спасатель мира не явился в Риме, в центре мировой цивилизации, где совершались видимые великие события истории. Явление Спасителя не сопровождалось никаким внешним блеском и величием. Спаситель мира родился среди второстепенного восточного народа, значение которого ничтожно, если не смотреть на него с религиозной точки зрения. Сын Божий пришел в мир, никого не насилуя, не принуждая себя признать, не поражая блеском своего явления. Ясли, в которые был положен Спаситель мира, мир мог и не заметить. И имеет великий религиозный смысл, что нет почти никаких исторических свидетельств о Христе. Для гордого римского мира не было ничего особенно замечательного в земной жизни Иисуса Христа, религиозного учителя презренного еврейского народа, погибшего позорной казнью.

Список литературы

1. Архиепископ Михаил (Мудьюгин), «Введение в основное богословие»

2. Бердяев Н.А. Философия свободы;Смысл творчества.- М.: Правда,1989

3. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб.

заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995.

4. Крывелев И.А.. Что знает история об Иисусе Христе. -М.: Сов. Россия, 1969

5. Крывелев И.А. Христос: миф или действительность. -М.: Наука, 1987

6. Радугин А.А. «Введение в религиоведение» Издат.: Центр 2004