История русской православной церкви

1448 г. Поместный собор высшего духовенства в Москве сложил каноническую зависимость от Константинополя, утвердив главу Русской православной церкви митрополита Иону без санкции константинопольского патриарха.

Этот акт ознаменовал окончание зависимости Русской православной церкви от Византии и установил ее полную автономию (автокефалию). Вместе с тем московская митрополия с этого момента оказалась в прямой зависимости от великокняжеской власти.

Наиболее дальновидные иерархи православной церкви стремились к укреплению великокняжеской власти и централизации государства как оплота самодержавия. Вместе с тем внутри страны авторитет церкви был значительно поколеблен из‑за обострения социальных противоречий. Это привело к возникновению так называемых ересей. Возникли споры между «нестяжателями», которые считали, что с еретиками следует полемизировать, а не расправляться и что подлинное служение церкви надо исполнять через аскетический образ жизни, «нестяжанием» земных богатств и владений, и «иосифлянами», которые были сторонниками усиления борьбы с ересями и увеличения доходов церкви.

Постепенно начал складываться союз светской власти с наиболее ортодоксальной частью церковников во главе с Иосифом Волоцким (лидером «иосифлян»), который провозглашал, что «священство выше царства», а устои православия – условие и судьбоносный фактор самого существования самодержавия.

Еще по теме 1448 г. Поместный собор высшего духовенства в Москве сложил каноническую зависимость от Константинополя, утвердив главу Русской православной церкви митрополита Иону без санкции константинопольского патриарха.:

  1. 18 ноября Поместный Собор утвердил окончательную формулу церковного управления: управление церковными делами принадлежит «Всероссийскому патриарху совместно со Священным Синодом и Высшим церковным советом».
  2. 1.2. Эпоха Вселенских Соборов и формирование канонических основ жизни Церкви. Кодификации церковного права.
  3. Церковное управление и раскол в Русской православной церкви
  4. Канцелярия митрополита римско-католических церквей в России
  5. Руська православна церква в політичній системі держави
  6. Иммунитетные пожалования частных землевла­дельцев, князей, владык, митрополитов и патриархов, своим ослужилым и тяглым людям.
  7. Русская православная церковь в изгнании
  8. 1326 г. Переезд митрополита Всея Руси из Владимира в Москву.
  9. ПЕРЕХОД МИТРОПОЛИЧЬЕЙ КАФЕДРЫ ИЗ КИЕВА B МОСКВУ И ВЗАИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МОСКОВСКИХ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ И МИТРОПОЛИТОВ
  10. 1700–1721 гг. Церковная реформа, в результате которой Русская православная церковь оказалась под жестоким надзором государства.
  11. § 2. Зависимость объема имущественных санкций, установленных за невыполнение плана перевозок, от предупреждения грузоотправителя о неиспользовании вагонов
  12. § 2. Русская Правда II—VI редакций в различного рода юридических и канонических сборниках
  13. ИСПОМЕЩЕНИЕ ПОД МОСКВОЙ в 1550 г. ТЫСЯЧИ «ЛУЧШИХ СЛУГ»,. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОМЕСТНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ B ОКРАИННЫХ УЕЗДАХ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, ЗАПАДНЫХ, ЮЖНЫХ И ВОСТОЧНЫХ
  14. Тинина З.П.. амодержавие и Русская Православная Церковь в пер­вой четверти XIX века. — Волгоград: Издательство Волгог­радского государственного университета,1999. — 284 с., 1999
  15. Зависимые люди в эпоху после Русской Правды. Серебреники XIV и XV веков. Закладники удельного времени.

Владимир Русак
История Российской Церкви

Издание второе, исправленное и дополненное, 2002 год. Интернет-версия под общей редакцией его преосвященства Александра (Милеанта), епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского

Об авторе

Епархиальное управление Богослужебная жизнь Богослужебные книги Праздники Церковное зодчество Иконописание Церковное пение Приходское духовенство Духовное просвещение Церковная письменность Исправление Библии Библейское общество Перевод Библии на русский язык Народные нравы Монастыри и подвижники Секуляризация церковных имуществ Западные влияния Сектантство Старообрядчество. Единоверие Распространение веры Миссионерство В польских областях Воссоединение униатов В Прибалтике В Финляндии В Сибири На Американских островах В Японии В Китае Среди калмыков, киргизов, самоедов В Казанском крае В Крыму На Кавказе Православное миссионерское общество Миссионерские съезды Отречение императора Николая II от престола Явление иконы Божией Матери “Державная.” Всероссийский Поместный Церковный Собор 1917–1918 гг Каноны и Декрет об отделении Церкви от государства Новомученики и Исповедники Начало 1918 года Вскрытие мощей Секуляризация церковного имущества Ликвидация монастырей Изъятие церковных ценностей Репрессии в связи с изъятием Обновленческий раскол Патриарх Тихон после освобождения После смерти Патриарха Тихона Декларация митроп. Сергия Патриарх Алексий Архиерейский Собор 1961 года Патриарх Пимен Патриарх Алексий II Современное состояние Московской Патриархии Церковное Управление Зарубежные представительства Московской Патриархии Храмы и монастыри Духовное просвещение Издательская деятельность Церковное пение. Иконопись Миротворческая и экуменическая деятельность Русская Православная Церковь за границей Канонические основы Декларация митроп. Сергия и Зарубежная Церковь Второй Всезарубежный Собор 1938 года Зарубежная Церковь во время и после войны Раскол Зарубежной Церкви Западно-Европейский Экзархат Американская Митрополия (Православная Церковь в Америке, OCA) Современное положение Русской Зарубежной Церкви Катакомбная Церковь Список архипастырей Русской Православной Церкви с года ее основания Алеутская и Аляскинская Архангельская Астраханская Владикавказская Владимирская Муромское викариатство Волынская Острожское викариатство Владимиро-Волынское викариатство Вологодская Великоустюжское викариатство Воронежская Острогожское викариатство Вятская Глазовское викариатство Сарапульское викариатство Донская Аксайское викариатство Екатеринбургская Екатеринославская Енисейская Забайкальская Иркутская Киренское викариатство Казанская Чебоксарское викариатство Калужская Камчатская Кишиневская Аккерманское викариатство Киевская Костромская Кинешемское викариатство Курская Литовская Брестское викариатство Ковенское викариатство Минская Могилевская Московская Нижегородская Балахнинское викариатство Новгородская Кирилловское викариатство Олонецкая Оренбургская Орловская Пензенская Пермская Подольская Балтское викариатство Полоцкая Полтавская Прилукское викариатство Псковская Рижская Ревельское викариатство Углицкое викариатство Рязанская Михайловское викариатство Самарская Саратовская Симбирская Смоленская Санкт-Петербургская Ставропольская Таврическая Тамбовская Козловское викариатство Тверская Старицкое викариатство Тобольская Березовское викариатство Томская Бийское викариатство Тульская Каширское викариатство Туркестанская Уфимская Финляндская Харьковская Сумское викариатство Херсонская Новомиргородское викариатство Елисаветградское викариатство Холмско-Варшавская Люблинское викариатство Черниговская Новгород-Северское викариатство Якутская Ярославская Грузинский экзархат Карталинская и Кахетинская Горийское викариатство Киевская епархия Чигиринское викариатство Уманьское викариатство Коневское викариатство Московская епархия Дмитровское викариатство Можайское викариатство Волоколамское викариатство Санкт-Петербургская Нарвское викариатство Гдовское викариатство Московский Патриархат Епископат Московской Патриархии Россия Украина Беларусь Австрия Азербайджан Аргентина Бельгия Великобритания Германия Казахстан Канада Латвия Литва Молдова США Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан Франция Эстония Япония Русская Православная Церковь за рубежом Епископат Русской Зарубежной Церкви (1920–1988) Великие князья и императоры Великие князья Цари Императоры в Петербурге Список важнейших событий Русской истории

Об авторе

Русак Владимир Степанович (псевдоним Степанов) родился в 1949 году в православной семье в Белоруссии. После окончания средней школы учился в Педагогическом институте, затем окончил Семинарию и – в 1977 году – Московскую Духовную Академию. Защитил диссертацию по теме «Ранне-христианские апокрифы и их христологическое содержание» (Загорск, 1967, 408 с.).

С 1970 по 1980 год В. Русак работает научным редактором «Журнала Московской Патриархии». Параллельно работе в журнале, многие годы писал труд по истории Русской Православной Церкви послереволюционного периода («Свидетельство обвинения: Церковь и государство в Советском Союзе» (издано в США в 1987 году в 3-х томах)).

В апреле 1986 года за эту работу Русак был арестован и приговорен к высшему наказанию по статье 70-й УК РСФСР – 7 годам лагерей строго режима и 5 годам ссылки. Срок отбывал в пермских лагерях. В результате ходатайств Конгресса США и других международных организаций в конце 1988 года Русак был освобождён и выслан в США. Ныне проживает в местечке Джорданвилль, преподает в Свято-Троицкой семинарии историю Русской Православной Церкви. В. Русак автор шести монографий и более 200 статей по истории Русской Православной Церкви.