Как покреститься в церкви

LiveInternetLiveInternet

Ритуал погружения в воду, омовения водой, очищения.

Обряд крещения не учрежден Иоанном Крестителем, как думают многие. Это древний иудейский обряд, который учредил Сам Господь Бог через Моисея.

Обратите внимание на диалог Никодима и Иисуса:

«Между фарисеями был некто, именем Никодим, из начальников Иудейских.
Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (от Иоанна 3:1-10)

Мы видим:
1) Никодим был видный, грамотный человек, фарисей, учитель, знаток законов.
2) Никодим никак не реагирует на слова Иисуса «кто не родится от воды», а начинает спорить о наставлении родиться от Духа.

Очевидно, что фарисеи понимали смысл водного крещения, которое предлагал Иоанн Креститель. Они были очень консервативными людьми (религиозными фанатиками) и никогда бы не совершили ритуал, который не был бы описан в Законе Моисеевом или в комментариях к нему.

И вот, что все это означало:

«Согласно Торе, когда человек ритуально осквернялся, он должен был погрузиться в воду, — это была часть его очищения (см. Левит 15:16). По определению язычники были оскверненными, и если они хотели стать евреями-прозелитами, то должны были пройти крещение. Когда человек совершает это, он или она юридически является тем же, что и новорожденный ребенок! Все, чем занимался человек до перехода в иудаизм, не имело значения. Его проступки не принимались во внимание, и сын, родившийся после его обращения, считался первенцем. Иными словами, с точки зрения раввинистической галахи, это своего рода твила (омовение), делающая человека подобным новорожденному ребенку, то есть еще раз рожденным. Иоанн Креститель проповедовал, что не только язычники, а также евреи осквернены – осквернены грехом — и поэтому нуждаются в твиле. Это то, о чем говорил Иисус.

Книга Левит, глава 15:

1. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
2. объявите сынам Израилевым и скажите им: если у кого будет истечение из тела его, то от истечения своего он нечист.
3. И вот закон о нечистоте его от истечения его: когда течет из тела его истечение его, и когда задерживается в теле его истечение его, это нечистота его;
4. всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет, нечиста;
5. и кто прикоснется к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;
6. кто сядет на какую-либо вещь, на которой сидел имеющий истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;
7. и кто прикоснется к телу имеющего истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;
8. если имеющий истечение плюнет на чистого, то сей должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
9. и всякая повозка, в которой ехал имеющий истечение, нечиста будет до вечера;
10. и всякий, кто прикоснется к чему-нибудь, что было под ним, нечист будет до вечера; и кто понесет это, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
11. и всякий, к кому прикоснется имеющий истечение, не омыв рук своих водою, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
12. глиняный сосуд, к которому прикоснется имеющий истечение, должно разбить, а всякий деревянный сосуд должно вымыть водою.
13. А когда имеющий истечение освободится от истечения своего, тогда должен он отсчитать себе семь дней для очищения своего и вымыть одежды свои, и омыть тело свое живою водою, и будет чист;
14. и в восьмой день возьмет он себе двух горлиц или двух молодых голубей, и придет пред лице Господне ко входу скинии собрания, и отдаст их священнику;
15. и принесет священник из сих птиц одну в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит его священник пред Господом от истечения его.
16. Если у кого случится излияние семени, то он должен омыть водою все тело свое, и нечист будет до вечера;
17. и всякая одежда и всякая кожа, на которую попадет семя, должна быть вымыта водою, и нечиста будет до вечера;
18. если мужчина ляжет с женщиной и будет у него излияние семени, то они должны омыться водою, и нечисты будут до вечера.
19. Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера;
20. и все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто;
21. и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;
22. и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
23. и если кто прикоснется к чему-нибудь на постели или на той вещи, на которой она сидела, нечист будет до вечера;
24. если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней, и всякая постель, на которой он ляжет, будет нечиста.
25. Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения своего, она нечиста;
26. всякая постель, на которой она ляжет во все время истечения своего, будет нечиста, подобно как постель в продолжение очищения ее; и всякая вещь, на которую она сядет, будет нечиста, как нечисто это во время очищения ее;
27. и всякий, кто прикоснется к ним, будет нечист, и должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера.
28. А когда она освободится от истечения своего, тогда должна отсчитать себе семь дней, и потом будет чиста;
29. в восьмой день возьмет она себе двух горлиц или двух молодых голубей и принесет их к священнику ко входу скинии собрания;
30. и принесет священник одну из птиц в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит ее священник пред Господом от истечения нечистоты ее.
31. Так предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты их, чтоб они не умерли в нечистоте своей, оскверняя жилище Мое, которое среди них:
32. вот закон об имеющем истечение и о том, у кого случится излияние семени, делающее его нечистым,
33. и о страдающей очищением своим, и о имеющих истечение, мужчине или женщине, и о муже, который переспит с нечистою.

по материалам http://www.bible.com.

Крещение ребенка – это первое и самое главное таинство, с которого начинается духовный путь любого человека. Так как Россия — это страна, где большинство людей относит себя к православной вере, практика крещения детей здесь очень распространена.. Но многие родители, задумываясь о крещении своего малыша, не всегда четко понимают для чего это нужно, когда лучше крестить ребенка и как проходит сам обряд.

Рассмотрим по порядку ответы на основные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке к крещению.

История появления обряда крещения

Крещение в переводе с греческого означает «погружение в воду».

Обряды омовения в воде новорожденных встречаются у разных народов древности, далеких от христианства. Ведь вода – это источник жизни, символ духовной и телесной чистоты. Таким способом люди пытались очистить и защитить своих малышей от разных напастей.

Прообразом и подготовкой к крещению стал обряд, проводимый в водах реки Иордан святым Иоанном Предтечей. То крещение совершалось в знак покаяния в грехах, но не избавляло человека от первородного греха, в отличие от христианского крещения.

Первородный грех – это грех, совершенный Адамом и Евой, заключающийся в то, что они ослушались Божьей воли не вкушать плод с древа познания. Также принял крещение от Иоанна и Иисус Христос, хоть у него и не было в этом необходимости, но своим примером он показал людям как нужно начинать духовную жизнь.

С древности и до сегодняшних дней, крещение младенцев вызывает множество споров. Многие считают, что дети безгрешны и поэтому необходимости в их крещении нет, некоторые считают крещение младенца в несознательном возрасте нарушением его свободы выбора в дальнейшем.

С точки зрения православной церкви, при крещении младенец, в первую очередь, освобождается от первородного греха по вере родителей и крестных, а также, хотя в младенческом возрасте ребенок еще не способен понять учение Христа, он в силах принять в свою душу Божественную благодать. Ведь младенец также нуждается в духовной пище, как и в физической.

Этапы подготовки к крещению

Подготовка к духовному рождению малыша является не менее важной, чем к физическому.

Процесс подготовки можно разделить на следующие этапы:

1. Место для крещения

Для того чтобы таинство в вашей памяти оставило только положительные воспоминания, в первую очередь, нужно внимательно отнестись к выбору храма, где вы будете крестить своего малыша. Важно, чтобы церковь была вам, как говорится, «к душе». Ведь во время крещения, вам нужно будет находиться там на протяжении длительного времени.

Также стоит обратить внимание и заранее пообщаться со священником, который будет проводить обряд. Важно, чтобы батюшка вызывал у вас полное доверие и только положительные эмоции. Хорошо, если именно он проводит огласительную беседу, тогда вы сможете не только поближе с ним познакомиться, но и понять, близки ли вам его взгляды.

2. Определение лучшего возраста для крещения

Единых правил, определяющих возраст крещения малыша, церковью не установлено. Церковные служители советуют проводить крещение ребенка либо на 8 день от роду (в этом возрасте был посвящен Богу младенец Иисус), либо после 40 дней, когда молодой маме будет разрешено присутствовать на таинстве крещения своего ребенка. Считается, что до 40-го дня, пока родившая женщина находится в физиологической нечистоте, ходить в храм ей нежелательно.

В случае угрозы здоровью или жизни ребенка можно провести таинство сразу после рождения.

Креститься можно в любой день и время. Никаких ограничений по этому поводу нет, обряд проводится даже во время поста и церковных праздников.

Из собственного опыта хочется добавить, что лучший возраст для крещения малыша — от 2 до 6 месяцев. И старайтесь выбирать не самое холодное время года.

В этот период своей жизни малыш еще много и подолгу спит, соответственно, это уменьшит стресс от новой обстановки и большого количества людей, а также меньший вес и размер малыша облегчит проведение всех этапов обряда для крестных.

3. Выбор крестных родителей

Самое главное условие при выборе крестных — это сознательная их вера в Бога (не стоит руководствоваться только материальной выгодой). Так как именно по вере этих людей будет крещен ваш малыш. Так, например, перед последующими причащениями ребенка, поститься и читать молитвы к причащению малыша должны его родители или крестные.

Крестные родители обязательно должны быть крещеными.

Крестных для своего ребенка лучше выбирать из самых близких людей (бабушка, дедушка, тетя, дядя), так как вероятность близкого общения с этими людьми на протяжении взросления и дальнейшей жизни ребенка выше всего.

Крестными не могут быть:

  • монахи и монахини;
  • родители ребенка;
  • супруги или собирающиеся вступить в брак (при крещении одного ребенка);
  • дети в возрасте младше 15 лет – для крестного отца и младше 13 лет – для крестной матери;
  • иноверцы;
  • женщины в дни месячного очищения;
  • безнравственные и психологически нездоровые люди.

Количество раз, сколько можно становиться крестным, в церковных правилах не определено. Но нужно помнить, что быть крестным — это большая ответственность, за которую человек будет отвечать перед Богом.

В обязанности крестных входит:

  • быть примером нравственности для крестника;
  • осуществлять христианское воспитание крестника;
  • регулярно молиться за крестника;
  • помогать ему или ей расти с верой и любовью в сердце к Богу Отцу.

Если крестные живут далеко и редко видятся со своим крестником, в любом случае, каким-то образом нужно поддерживать связь. Ребенок должен чувствовать заботу крестных и понимать, что они важные люди в его жизни.

Раньше крестные даже брали на себя ответственность воспитания ребенка в случае смерти или болезни родителей.
Перед крещением ребенка крестным необходимо несколько дней придерживаться поста, а также пройти исповедь и причастие.

Перед тем как стать крестными, необходимо посетить огласительную беседу — на ней батюшка расскажет родителям и крестным об основах веры, о том, зачем нужно крещение, как подготовиться к крещению, об ответственности крестных.

Обычно беседа длится 1-1,5 часа, информация преподносится простым и доступным языком и каждый услышит для себя что-то интересное, даже если уже знаком с обрядом крещения. Заблаговременно позвоните в выбранную вами церковь, чтобы узнать по каким дням проводятся беседы.

Без посещения беседы в крещении вам могут отказать. По окончании беседы вас запишут на удобный вам день для крещения, в каждой церкви это могут быть разные дни.

Для крещения не обязательно наличие двух крестных. Считается, что для мальчика достаточно только крестного отца, а для девочки — только крестной матери. Но, в любом случае, обряд крещения проведут с крестным любого пола.

4. Что нужно подготовить для крещения

К дню крещения необходимо подготовиться заранее.

    Для малыша понадобится:

  • нательный крестик, который должен быть освящен, (все крестики, купленные в храмах, освящены и повторно освящать их не нужно, а вот приобретенные в магазине — обязательно), по традиции крестик покупает крестный отец. Для малышей лучше всего выбрать небольшой серебряный крестик. Важно, чтобы малыш носил крестик постоянно, снимать можно только во время купания.
  • крестильная рубашка, лучше, чтобы такая рубаха или другая крестильная одежда была белого цвета (символ чистоты и безгрешности), новая и позволяющая быстро и легко оголить ноги, грудь и руки малыша. По традиции крестильную рубаху покупает крестная мать. Сейчас в продаже огромный выбор крестильных наборов, которые можно приобрести в церкви или в детском магазине, либо сшить самостоятельно, что совсем не сложно.
  • крыжма (полотенце или пеленка белого цвета), в него заворачивают малыша и обтирают, после обливания или купания в купели. Часто на ней вышивают дату крещения и имя ребенка. Рубашка и крыжма (пеленка) после крещения не стираются, а просто высушиваются и хранятся в течение всей жизни человека.
  • икона Святого, в соответствии с именем, которое будет дано ребенку при крещении (икону Святого можно приобрести сразу в церкви). После крещения икону ставят у изголовья кроватки младенца.
  • свидетельство о рождении ребенка, необходимо для заполнения документов о крещении.

Крестным также необходимо взять с собой паспорта, и соответствующе одеться. Девушки должны быть одеты в юбку или платье ниже колен и с покрытыми плечами и головой, мужчины в длинных штанах.

5. Имя при крещении

На Руси было принято давать ребенку имя в честь того святого, день памяти которого выпадает на день крещения ребёнка. Но это совсем не обязательно. В настоящее время обычно ребенка крестят именем Святого, которое совпадает с его собственным именем или созвучно с ним.

Список имен всех святых (Святцы) можно найти в ежегодных церковных календарях. Если вы не можете найти подходящее имя самостоятельно, обратитесь за помощью к священнику.

6. Молитва при крещении

Перед обрядом крестным и родителям малыша необходимо выучить молитву «Символ Веры», которая излагает все основные постулаты православной веры и на современном русском языке звучит следующим образом:

    1. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
    2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа со Отцом, через Которого всё сотворено;
    3. для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,
    4. распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,
    5. воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),
    6. восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,
    7. и снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству Его не будет конца.
    8. И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцом и Сыном, говорившего чрез пророков.
    9. И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
    10. Исповедую единое крещение во оставление грехов.
    11. Ожидаю воскресения мёртвых
    12. и жизнь будущую. Аминь.

Как проходит обряд крещения?

Крещение может проводиться индивидуально или коллективно, о возможности индивидуального обряда нужно уточнить у батюшки в выбранной вами церкви.

В назначенный день родителям нужно придти немного раньше обозначенного времени с малышом и крестными родителями. Помните, если вы хотите пригласить фотографа или видеографа на крещение своего малыша, вам заранее нужно спросить благословения у батюшки.

Само таинство длится 1-1,5 часа. Обычно на протяжении всего обряда, малыша держат на руках крестные. Маме ребенка при необходимости разрешается взять его и успокоить, если малыш плачет. Можно дать ребенку пустышку, если это требуется. Хорошо, если крестные общались с ребенком до дня крещения и малыш их знает — так он будет чувствовать себя в безопасности и не будет плакать.

Перед началом крещения священник объяснит, где кому встать. Обычно все участники встают напротив купели, крестный отец держит девочку, а крестная мать – мальчика.

Наречение имени

В начале таинства обычно священник читает молитву наречения имени, с этого момента у малыша появляется Небесный Покровитель.

Чин оглашения

Затем читаются запретительные молитвы и для изгнания нечистых сил священник трижды дует на крещаемых и благословляет возложением руки на голову.

Затем все поворачиваются лицом на запад (как правило в сторону выхода из храма) и громко и четко все пришедшие хором отрекаются от темных сил, затем дуют и плюют на них.

После этого все поворачиваются на восток (к алтарю) и совершается соединение с Христом отвечая утвердительно на вопросы священника.

Крестные читают вслух молитву «Символ Веры», которую нужно выучить заранее.

Батюшка учит правильно креститься и кланяться. Пальцы складываются определенным образом – большой, указательный и средний вместе, символизируя нашу веру в Троицу, а два пригибаем к ладони — безымянный и мизинец, в знак того, что Христос был и Богом и Человеком. Осеняем мы ими себя так: сначала на лоб, затем на живот, на правое плечо и на левое, завершая крестное знамение небольшим поклоном.

Тем самым призываем освящение Божие на все наши мысли, чувства и действия. А крестимся справа налево в честь благоразумного разбойника, который был распят по правую руку от Христа, и попросил, чтобы Господь о нем вспомнил в Царстве Небесном.

Далее начинается сам обряд крещения.

Крещение

Осветив воду, священник помазывает священным елеем (масло, которое символизирует Милость Божию) лоб, грудь, уши, руки и ноги.

Затем крещаемый трижды погружается в воду либо обливается. В знак трех дней, которые Христос находился в гробу, а затем воскрес. Мальчика сначала держит крестная мать, а после погружения младенца передают крестному, а девочку наоборот до погружения держит крестный отец, а после священник передает ее крестной.

После крещения младенца обтирают крыжмой и надевают крестик и крестильную рубашку. В купель вода всегда наливается теплая.

Священник читает над крещенным молитву и помазывает его святым Миром. Мажут лоб, веки, губы, нос, уши, грудь, руки, ноги.

Миро варится Патриархом по специальному рецепту в определенный день, освящается и затем развозится по епархиям.
До омовения помазанных частей тела к ним никому нельзя прикасаться руками.

Крестным раздаются зажженные свечи (в знак радости) и священник вместе со всеми трижды обходит вокруг купели против солнца.

Затем батюшка омывает губкой части тела помазанные Миром и читает молитву.

Далее в честь благодарности Богу, человек приносит в жертву свои волосы (несколько волосинок), которые священник состригает в трех местах по аналогии креста. Остриженные волосы отдают одному из крестных, которые он закатывает в кусочек воска и бросает в купель.

Завершается крещение воцерквлением младенца, при этом мальчиков заносят в алтарь, а девочек подносят только к вратам, так как заходить к алтарю (самому главному месту храма) разрешено только лицам мужского пола. В это время мать от всей души молится за своего ребенка и совершает три земных поклона.

На этом таинство завершается.

Первое причастие ребенка после крещения

Самой важной частью духовного воспитания ребенка является причастие. Через причастие малыш получает божественную благодать, которая помогает ему быть ближе к Богу, а также чтобы Ангел мог быть ближе к ребенку и оберегать ребенка.

Первый раз приходить на причастие нужно через две недели после крещения и затем нужно регулярно причащать малыша.

Многие священники рекомендуют причащать ребенка каждый воскресный день. Но каждый выбирает как более удобно именно ему, возможно раз в неделю или в две, но в любом случае не реже одного раза в месяц.

Особенно важно частое причащение в первые три года, до семи лет детей причащают без исповеди. Причащение происходит на литургиях, лучше заранее узнать в церкви примерное время причащения и подойти к этому времени с малышом.

Таинство причащения

С более взрослыми детками можно приходить пораньше и постепенно увеличивать время нахождения ребенка на службе. Обычно причастие происходит утром и натощак. Но малышей до трех лет разрешают покормить хотя бы за пол часа до причастия. После трех лет нужно стараться уже не кормить ребенка, детки постарше могут покушать церковную еду после причащения.

Также важно присутствие крестных родителей при первом причащении младенца.

Хорошо если с ребенком после крещения будут причащаться и родители, и крестные.

Взрослым при подготовке к таинству нужно будет прочитать покаянный канон к Господу нашему Иисусу Христу, канон к Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю, канон к Святому Причащению, последование к Святому Причащению. Взрослым и детям после 7 лет перед причастием не менее трех дней нужно соблюдать пост. Накануне причастия или в день литургии до причастия совершить таинство исповеди.

Когда начинается таинство причащения священник выносит из алтаря Чашу и читает молитву, нужно повторять ее слова, молясь за своего ребенка. Можно молиться и своими словами, чтобы Господь послал малышу Божественную благодать.

Перед Чашей не крестятся, дети складывают на груди руки крестообразно (правая рука сверху), младенцев держат вертикально, положив голову на правую руку (поза в которой вы обычно укачиваете малыша). Руки ребенка нужно придерживать, чтобы он не толкнул Чашу.

Священник подходит к каждому и говорит: «Причащается Раб Божий…», после чего нужно назвать имя ребенка. Детки постарше должны сами называть свое имя. Затем дают в ложке кагор, а малышам – святую воду.

После причастия нужно поцеловать нижний край святой чаши, который символизирует ребро Спасителя из которого текла кровь. Малышей просто прикладывают головкой к нижнему краю чаши. Затем, не разнимая рук, нужно подойти к столику, взять кусочек просфоры и запить его святой водой.

В конце Божественной литургии все подходят к кресту, прикладываются к нему и благословляющей руке. В конце службы малышей также прикладывают к кресту. Чтобы ребенок не плакал и не боялся нужно его причащать как можно чаще, со временем он привыкнет.

Также не стоит бояться, что ваш малыш может чем-то заразиться, принимая причастия из одной ложки и чаши со всеми, так как причастие — это настоящее чудо.

Многие родители убедились в том, что после причащения детки меньше болеют, лучше спят, едят и ведут себя в целом более спокойно.