Как поминать мусульманина христианам

Содержание

можно ли православному молиться за мусульманина

В разделе Религия, Вера на вопрос Может ли православный молится за мусульманина или иудея и поможет ли ему Христос? заданный автором Limir лучший ответ это Любой христианин не только может, но и должен молиться за мусульманина, иудея или любого другого человека, неважно какой он веры или вообще без веры. Только так мы можем приводить людей ко спасению посредством Силы Божьей.

«Кто поставит в грех молитву? «. это я у какого-то вашего старца прочитал

Ваша цитата: «Я обратил внимание, что ХАНАНЕИ не были христианами. Они вообще были далеки от Христа принося даже человеческие жертвы, но Господь ПОМОГ ЕЙ. «

Конечно может. Личной молитвой.

Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус) , сын Марьям (Марии) ! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом»?» Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты зна

я считаю что может. Бог един, у него множество имён

если православный молится Б-гу, то почему нет? а если людям (или кому еще придумали молиться) , то в чем смысл такой молитвы?

Человек может молиться за человека несмотря какой он веры.

В личной молитве можно. Нельзя только поминать на литургии в церкви т. к. некрещеные они.

Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему

1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, 3 ибо это хорошо и угодно Спасителю

—-молитва есть связь в Боге детей Его

В храме молятся о тех, кто еще не понял учение ИИСУСА. Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. Господи, помилуй. Огласит их словом истины. Господи, помилуй. Открыет им Евангелие правды. Господи, помилуй. Соедини

По-моему не только может но и должен (ведь они не православные христиане !)

>Православный форум о жизни.

Информация о пользователе

Можно ли молиться за иноверца?

Поделиться12008-01-20 19:24:04

  • кардиолог
  • новобранец
  • Зарегистрирован: 2008-01-20
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 1
  • Уважение: +0
  • Ваше вероисповедание: православное христианство
  • Последний визит:

Здравствуйте, уважаемые форумчане!

Страна наша Российская – многонациональная и многоконфессиональная. Случилось так, что один замечательный человек, за которого хочется помолиться, с младенчества – мусульманин (волей родителей). Сам он к православию относится очень доброжелательно. Мжно ли православному христианину молиться за мусульманина? Если да, то как?

Помогите, пожалуйста, советом!

Поделиться22008-01-20 20:37:19

  • Александр
  • Начальник
  • Откуда: Россия
  • Зарегистрирован: 2007-04-30
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 3601
  • Уважение: +82
  • Пол: Мужской
  • Ваше вероисповедание: Православный РосПЦ
  • Последний визит:

О еретиках в церкви молиться нельзя или некрещенных.

Поделиться32008-01-20 21:32:40

  • Marina
  • лейтенант
  • Откуда: Россия
  • Зарегистрирован: 2007-10-24
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 336
  • Уважение: +29
  • Пол: Женский
  • Возраст: 45
  • ICQ: 323990062
  • Ваше вероисповедание: Православие
  • Последний визит:

Мне батюшка вот как сказал:

«Есть молитвы за животных, от саранчи и прочь то почему же нельзя молиться за человека пускай даже и иноверца. Все что движеться любовью от Бога. Другое дело, что соборной церковной молитвой за него не помолишься потому что он к Церкви не принадлежит. Поэтому на Безкровную жертву подавать не надо, а дома молитесь. «

Поделиться42008-01-21 17:40:55

  • jnp49
  • мл. сержант
  • Откуда: ОДЕССА
  • Зарегистрирован: 2007-12-22
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 37
  • Уважение: +2
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 59
  • ICQ: 417319693
  • Ваше вероисповедание: православный
  • Последний визит:

О еретиках в церкви молиться нельзя или некрещенных.

В ЦЕРКВИ молиться и ПОДАВАТЬ записки НЕЛЬЗЯ, а дома, (сугубо-келейной) молитвой поминать можно, но при этом ОБЯЗАТЕЛЬНО добавлять от себя, что человек, за которого мы молимся НЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ. Господу – все судьбы наши ВЕДОМЫ .

Отредактировано jnp49 (2008-01-21 17:41:40)

Поделиться52008-04-25 18:25:43

  • Александр
  • Начальник
  • Откуда: Россия
  • Зарегистрирован: 2007-04-30
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 3601
  • Уважение: +82
  • Пол: Мужской
  • Ваше вероисповедание: Православный РосПЦ
  • Последний визит:

Святая Церковь не знает иноверцев и не поминает их, но, пока они живы, молится обще об обращении их. У иноверцев свои поминатели есть. Туда пусть обращается хотящий их поминать.

Поделиться62008-05-13 20:04:03

  • Раиса
  • рядовой
  • Зарегистрирован: 2008-05-03
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 6
  • Уважение: +1
  • Ваше вероисповедание: православие
  • Последний визит:

Мир Вам Братья и Сестры! Подскажите, что делать, если родители мусульмане и не принимают меня в Православии. Простить и не общаться?

Поделиться72008-07-07 19:11:45

  • Александр
  • Начальник
  • Откуда: Россия
  • Зарегистрирован: 2007-04-30
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 3601
  • Уважение: +82
  • Пол: Мужской
  • Ваше вероисповедание: Православный РосПЦ
  • Последний визит:

Мир Вам Братья и Сестры! Подскажите, что делать, если родители мусульмане и не принимают меня в Православии. Простить и не общаться?

Молитесь про себя, чтобы Господь их заблудшие души направил в православие. Потихоньку и ненастойчиво с любовью вводите их в православие.

Поделиться82008-07-23 08:08:38

  • Serebryanick
  • ст. сержант
  • Откуда: Украина(очень часто Англия)
  • Зарегистрирован: 2008-07-21
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 80
  • Уважение: +4
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 28
  • Ваше вероисповедание: Православный.
  • Последний визит:

Молится нелза токо за бесов и масонов, и все. Тоже создания Божии только искозившиеся.

Отредактировано Serebryanick (2008-07-23 08:10:04)

Поделиться92008-11-16 04:26:22

  • Фома
  • Командир
  • Откуда: г. Москва
  • Зарегистрирован: 2008-06-18
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 941
  • Уважение: +27
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 45
  • Ваше вероисповедание: Православный христианин
  • Последний визит:

Следует различать молитву церковную и частную. Дома вы можете молиться за некрещеного и поминать его имя, можете молиться своими словами, это ваше общение с Богом. С живыми здесь все просто, но когда молитесь дома о упокоение мертвых – атеистов, некрещеных, знайте, через молитву вы устанавливаете связь с их душами.

Молитва общественная в Церкви предполагает участие только крещеных людей, особенно Литургия. Поэтому когда вы приходите в храм и оставляете записку о поминовении, следует указывать имена только крещеных в православии людей. Впрочем наших не успевших еще принять крещение младенцев мы не оставляем без молитвенного поминания. В таком случае мы пишет в записке: «О здравии (имя мамы в Родительном падеже «Анны», например) со чадом».

Поделиться102008-11-26 14:08:57

  • 2Игорь
  • сержант
  • Откуда: Россия
  • Зарегистрирован: 2008-11-24
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 51
  • Уважение: +1
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 23
  • ICQ: 416560690
  • Ваше вероисповедание: Христианство(православие)
  • Последний визит:

У меня есть книга,где ответы на частые вопросы о Боге.

Там написано что,если он не противник Бога то можно молиться,а если да или иноверец,то просить Бога о том чтобы он пришел к истинной вере

Православная молитва за мусульман

Молитва за мусульманина

  • Dec. 7th, 2011 at 12:10 AM

Comments

Благодаря Христу мы имеем более полное представление о Боге, благодаря Христу у нас могут быть намного теплее и роднее отношения с Богом, чем у представителей других религий.

б) Про бога иудеев прочитайте в Иоан.8:44. Или по Вашему это лишь метафора?

в) Еще раз подчеркну. Один источник может давать только одинаковые плоды. Откровение бывает естественным и сверхъестественным. Сверхъестественное откровение мы получили во Христе. Вершина естественного откровения: “Да, Бог есть”. Кстати, тут уместно вспомнить о буддистов. В буддизме понятия о Боге нет, что свидетельствует о его закрытости даже для естественного откровения. Однако религия это не только и не столько выражение осмысленного естественного откровения. Религия, а говоря о исламе и иудаизме мы говорим о религиях, а не о частном религиозном опыте их отдельных представителей, это – попытка восстановить связь профанного бытия с сакральным, т.к. она была разрушена в результате неправильных действий человека по отношению к Нумену (Святому). И далеко не всегда эта попытка носит положительный характер. В связи с этим, православное религиоведение выводит Христианство за рамки религии. Христианство это преодоление религии, т.к. Христос восстановил связь. Все, связь восстановлена. Все, что вне Христа – ложь. Ну, об этом, надеюсь, Вы в Евангелии и сами найдете.

Ведь мы же должны помочь представителям других религий придти в христианство, но занимая враждебную позицию по отношению к ним и их вероучению, наша миссия врятли будет иметь успех http://alexandros-86.livejournal.com/55134.html Лично мне больше нравится другой подход, такой как у о.Александра Меня. Вот прекрасное интервью с ним на эту тему: http://azbyka.ru/vopros/1m09-all.shtml

Теологически обоснованная позиция по вопросу идентификации нумена в иудаизме и исламе ничего общего с нетерпимостью не имеет. Вообще что такое “нетерпимость” и “терпимость” в Православном определении?

И что такое “враждебная позиция”? Очередной безликий политический штамп. Мать, наказывающая ребенка, занимает по отношению к нему “враждебную позицию”? Если мы хотим говорить более конкретно, то мы должны выделить из межрелигиозных контактов социальную составляющую, нравственную составляющую, вероучительную составляющую, в конце-концов житейски-бытовую составляющую. И вот по каждой из них давать четкое определение позиции Православной Церкви. А то выходит, что из-за того, что я дружу с мусульманами, я автоматически должен признать общность Божества?

Отец Александр, безусловно, замечательный проповедник и миссионер. Для своего времени он сыграл исключительно важную роль. Но сегодня отрицать значительное влияние на богословие о.Александра как западной схоластики, так и светской этики не приходится.

Если бы мы были христианами только потому, что нам это “больше нравится”, то нам бы, как христианам, была бы грош цена. Мы бы всегда спрашивали вместе с Пилатом: “что есть истина”? Однако, мы идем за Христом, потому, что знаем ответ на вопрос: “Кто есть Истина”?

Здесь еще и психологический аспект. “Если у нас общий Бог”, – размышляет мусульманин: “то чего я буду париться? Задумываться о вероучительных истинах? Значит христианство это просто этно-культурная разновидность поклонения моему Аллаху”. И так мусульманин подумает в лучшем случае.

Роман совсем небольшой, читается на одном дыхании.

Вообще я не только у о.Александра встречал этот момент, что мы с иудеями и с мусульманами верим в одного Бога. Про Авраамические религии можно прочесть в любой энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B8

а) Пока Вы не объяснили что общего у Бога-Личности, которому мы имеем возможность непосредственно приобщиться, в христианстве, духовной абстракцией высшей силы в исламе и Высшему Существу абсолютно трансцендентному миру в иудаизме.

б) Вы хотите подробный богословский анализ ошибочных представлений о.Александра?

в) Если это еще не очевидно, то я достаточно глубоко знаком с иудаизмом и исламом как в целом, так и непосредственно с множеством их течений.

г) Использовать в качестве аргумента в теологическом споре статью из Википедии не рекомендую. Если необходимо объяснить почему, объясню.

д) Вот в сжатом виде основные (но не все) аргументы, доказывающие нетождественность богов иудаизма и ислама и христианского Бога-Троицы. Статья греческого богослова о.Василия Саккаса http://www.donor.org.ua/index.php?module=priest&act=show&c=1&id=47

Вы готовы дать аргументированное опровержение аргументов о.Василия?

Христос, когда проповедовал среди иудеев, то Он не призывал, чтобы люди перестали верить в Бога. Господь наш Иисус Христос явил нам полноту откровения.

Может ли православный молится за мусульманина или иудея и поможет ли ему Христос?

ненавидящим вас и

молитесь за обижающих

вас и гонящих вас, да

будете сынами Отца

вашего Небесного, ибо Он

Своему восходить над

злыми и добрыми и

посылает дождь на

неправедных” (Матф. 5:43-45) .

2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,

3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,

4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,

6 предавший Себя для искупления всех. в свое время свидетельство,

7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине.

8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; (1Тим. 2:1-8)

Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их.

Огласит их словом истины.

Открыет им Евангелие правды.

Соединит их Святей Своей Соборней и Апостольстей Церкви.

Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию.

Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните.

папа под конец жизни был точно уверен -что БОГ и АЛЛАХ-это два имени ОДНОГО ВСЕВЫШНЕГО. я сама-православная и молюсь за него. уверена что БОГ услышит меня, ибо он благ и человеколюбец.

Бог один, но не все молятся тому Единому Богу. Мусульмане не молятся нашему Богу. Этот вопрос обсуждался в отдельной теме.

Несколько лет назад в наш город привозили чудотворный образ Божией Матери «Феодоровская». Возле образа постоянно служились молебны и читались записки, причем читались и татарские имена. Единственный раз в жизни я видела и слышала такое! Может быть, это и неканонично, не мне судить. Но все молились с большим подъемом и писали записки с именами некрещеных, так как в нашем регионе практически у всех есть родственники и друзья из мусульманской среды. И еще. Давно уже как-то я спросила об этом у одной знакомой монахини. Она сказала, что за некрещеного надо прочитать молитву «Отче наш». Простите, если что не так.

В Почаево, к *примеру, не берут на проскомидию, даже за крещенных людей, если человек не причащается и не ходит в Церковь – т.е. он считается заблудшим.

Молебны, как бы считаются также частью евхаристической молитвы, как и все службы в Церкви, поэтому как бы официально не принято тоже подавать за некрещенных, но все же лучше все-таки переговорить со священником, если чувствуете острую потребность.

Ставить свечки и молиться в храме за некрещенных можно.

Можно ли ставить свечку в православной церкви за мусульманина?

В частности, за упокой души? Или за здравие?

Не грех ли ставить свечку в православном храме за человека другого вероисповедания, например, мусульманина?

Можно. Спрашивала у настоятеля специально, свечи можно ставить и можно молиться за всех, за иноверцев, атеистов и самоубийц. Но заказывать службу нельзя. Церковь считает, что молитвы за этих людей – частное дело, к которому церковь отношения не имеет.

Только что спросила насчёт православной свечи, поставленной мусульманину, у знакомого священника, сына своей соседки. Он ответил так (практически цитирую):

– Православная церковь не принимает никакого участия в молитве и в других обрядах, посвящённых некрещёным людям. В частности – мусульманам. Но если прихожанин поставит свечу за здравие или упокой некрещёной души, он не совершит греха, поскольку не обманет служителей и не попросит их что-либо совершать. А в частном порядке молиться и ставить свечи можно за кого угодно и как угодно.

Другое дело – поможет ли и как поможет мусульманину православная свеча. Наверное, даст некоторое успокоение поставившему, что может (косвенно) благотворно повлиять и на самого представителя ислама. А вот на полноценность духовных результатов этого обряда рассчитывать не стоит. Мусульманину важнее взаимоотношения с Аллахом.

Главное – это искренняя молитва ваша за человека, неважно, какой он веры. Свечу поставить можно и прочитать молитвы или помолиться своими словами. Никакого греха в этом нет

Но церковные службы заказывают только за крещённых людей, принадлежащих к Церкви Христовой.

Вы же прежде всего ставите за человека ,а не за то ,что он исповедует. Конечно можно в церкви не нужно предъявлять паспорт и гражданство .Мы прежде всего люди у которых душа одна и все мы этим похожи.

Свечку ставить можно за кого угодно – все дети Божии, а вот службу можно заказать только по крещёному.

Когда-то тоже пришлось задаться таким вопросом. При этом обратилась к интернету, к одному из православных сайтов. Там ответы давал священник. Мне был нужен ответ можно ли мусульманам посещать церковь, на что получила такой ответ, что посещать церковь можно, но участвовать в обрядах, в том числе ставить свечи не допускается. Возможно, что основная причина в том, что мусульмане, естественно, не имеют крещения. Теперь прочитав, комментарии выше. поняла, что мнения расходятся по этому поводу. Спасибо за вопрос!

У веры нет национальности, религиозной принадлежности или расового деления. На мой взгляд, каждый человек волен выбирать свой путь к Богу, церковь не может диктовать ему условия, ибо только лишь служит Богу.

Поставьте, никто же не узнает за крещеного вы ее ставите или за иноверца. А Бог един, он рассудит)

Религиозное чтение: ислам молитва поминание умерших в помощь нашим читателям.

Ислам молитва поминание умерших

Дуа за умершего

Перевод смысла: O Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!

Транслит: Аллахумма, ‘абду-кя ва-бну ама-ти-кя ихтаджя иля рахмати-кя, ва Анта ганийун ‘ан ‘азаби-хи! Ин кяна мухсииан, фа зид фи хасанати-хи, ва ин кяна му- си’ан, фа таджаваз ‘ан-ху!

Перевод смысла: O Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от мучений и искушений могилы.) , и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём (то есть, сделай его удел в раю хорошим), и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!

Транслит: Аллахумма-гфир ля-ху (ля-ха), ва-рхам-ху(ха), ва ‘афи-хи(ха), ва-‘фу ‘ан-ху(ха), ва акрим нузуля-ху(ха), ва васси’ мудхаля-ху(ха), ва-гсиль-ху(ха) би-ль- ма’и, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва нак- кы-хи(ха) мин аль-хатайа кя-ма наккайта- с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, ва аб-диль-ху(ха) даран хайран мин дари-хи(ха), ва ахлян хайран мин ахлихи(ха), ва зауд-жан хайран мин зауджи-хи(ха), ва адхыль-ху(ха)-ль-джанната ва а’ыз-ху(ха) мин ‘азаби-ль-кабри ва ‘азаби-н-нари! (В скобках приведены окончания женского рода при мольбе за покойную женщину)

Мусульман ский календарь

Самое популярное

Рецепты Халяль

Наши проекты

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна

Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн

Как поминают усопшего по мусульманской религиозной традиции?

Канонически в мусульманском вероучении не закреплено положение o проведении поминок по умершему мусульманину в определенный день, например, девятый или сороковой после смерти покойного, в годовщину смерти. И поминки во Владимире, в последнее время проводящиеся мусульманами в седьмой или сороковой день после кончины усопшего, не относятся к их обязательным с точки зрения религии действиям. Но угощать людей и принимать в доме родственников в любом случае в мусульманстве приветствуется.

В какой день поминать усопшего мусульманина?

В исламе нет канонической значимости в том, на какой по счету день собираться, чтобы поминать усопшего. На собрании важно именно вспоминать покойного благой молитвой вместе с его родными и делать от его имени что-то хорошее, например, устраивать угощение или раздавать милостыню. Можно кормить сирот или нищих от имени покойного таким образом, чтобы никто не знал имени благотворителя.

Мусульманское вероучение приветствует как щедрость, так и умеренность. Трапеза не должна превращаться в демонстрацию щедрости, для проведения которой влезают в долги. Важно, чтобы поминальное собрание отвечало образу жизни семьи покойного и проводилось с искренним намерением вспомнить умершего и угостить людей от его имени. Как говорит одно из изречений пророка Мухаммада, «дела по намерениям», а благое дело вознаграждаемо.

8 качеств благодеяния в мусульманском поминальном собрании

Среди мусульман распространены различные мнения относительно поминок. Кто-то говорит, что это благое дело, а кто-то — что нововведение, которое «в огне». Но в Коране или сунне — преданиях o жизни пророка Мухаммада — нет ясных доказательств запрета подобных собраний. Если проанализировать обычай поминать усопшего мусульманина, можно выделить хотя бы восемь его качеств, которые свойственны благим делам. Вот они.

Поскольку эти восемь качеств присущи поминальным собраниям, в последнее время проводимым мусульманами в 3, 7, 40 дни после кончины усопшего, то можно говорить o том, что такие собрания подобны благодеянию. При разумном к ним подходе они также служат средством оповещения верующих o том, что считается для них богоугодным. А Всевышний знает лучше.

Если Вы хотите провести поминки во Владимире , обращайтесь к нам! Мы поможем организовать поминальную трапезу, учитывая все Ваши пожелания и вкусовые предпочтения приглашенных на поминальное собрание. Заказывайте у нас блюда прямо сейчас!

  • Звоните: +7 (4922) 53-28-19.
  • Приходите к нам на по адресу: г. Владимир, проспект Строителей, д. 3-Б.

и продвижение

Особенности поминального стола у мусульман: приметы, обычаи, традиции, обязательные блюда

У моего сына есть друг Рамиш, он по национальности азербайджанец. Мальчишки учатся в одном классе, вместе ходят в шахматную школу и на секцию дзюдо. Мы с родителями Рамиша по очереди забираем их по вечерам и из Дома детского творчества, и из спортивной школы. Поэтому, можно сказать, тоже уже дружим.

Месяц с небольшим назад погиб в аварии член их семьи, младший брат Мурада – отца Рамиша. Он был еще очень молодой, не женатый и жил в их доме. Поэтому похороны, а потом и поминки устраивали именно Мурад и его жена Севда. Так я первый раз в жизни побывала на мусульманских поминках (в самих похоронах не участвовала, потому что по исламским канонам женщинам, а тем более иной веры, это запрещено).

Горе у Векиловых случилось неожиданно, но я все-таки успела найти некоторую информацию о том, как обычно проводятся мусульманские поминки . Очень уж не хотелось попасть впросак из-за собственного неправильного поведения. Все-таки культуры у нас достаточно разные. И я не пожалела, что это сделала, иначе обязательно где-нибудь бы опростоволосилась. Например, могла бы заговорить за столом во время трапезы или еще что-нибудь не то совершить. А к сороковинам я уже прочитала достаточно много литературы о мусульманах и их отношении к смерти, о том, как проводят в последний путь и вспоминают покойных согласно Шариату.

Как мусульмане поминают своих умерших

Прежде всего я поняла, что мусульманские поминальные мероприятия во многом походят на наши, христианские. Ведь причина в обоих случаях одна и та же: смерть близкого. И чувство она вызывает и в мусульманине , и в том же христианине тоже одно – горе. К тому же обе религии одинаково трактуют уход человека. Обе утверждают, что жизнь души вечна, что после смерти душа отвечает перед Всевышним за земные деяния человека и т.д. Поэтому то, что делают живые во имя ушедших (в том числе и поминки ), у представителей ислама и христианства отличается не в принципе, а лишь по ряду обычаев.

И действительно, не могу сказать, что исламский вариант поминовения показался мне очень экзотичным. Многое было таким же, как у нас. Вначале также читались молитвы (только мусульманские, конечно). В конце так же раздавали пришедшим поминальные дары (это были платочки и чай). Новым для меня было то, что женщины сидели отдельно от мужчин, а во время ритуальной еды все молчали. Заговорили о бедном погибшем Назире только после того, как встали из-за стола . Однако в общем и целом, мусульманские поминальные традиции имеют массу нюансов. Одни объясняются требованиями Шариата, другие вытекают из национальных обычаев. Из своих разговоров с Севдой и из разных книг я поняла, что в разных местах канон видоизменяют по-своему. Остаются лишь некоторые незыблемые правила , которые никто из мусульман не смеет нарушать.

Все мусульмане обязательно поминают своих умерших

на 3-й, 7-й, 40-й дни после кончины и через год. После этого посещать кладбище и вспоминать ушедшего молитвой и милостыней положено каждый год в день смерти и в некоторые исламские праздники (Рамазан-Байрам, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам и Навруз). При этом, как я поняла, ни Священный Коран, ни какие-либо хадисы не объясняют, почему поминают умерших именно в эти дни. Пророк Мухаммед, наоборот, говорил о том, что вспоминать своих мертвых, посещать их могилы хорошо буквально в любое время. Это сунна (путь, традиция). Видимо, конкретные сроки поминок были установлены согласно каким-то давним обычаям, а после Шариат их просто не стал объявлять грехом – харамом.

При этом часто мусульмане даже увеличивают количество поминальных мероприятий. Например, во многих семьях принято после кончины близкого держать двери дома открытыми каждый четверг до 40-го дня. В этот день всех пришедших угощают чаем со сладостями. У некоторых народов есть правило «жечь четверговую свечу» в течение всего первого посмертного года. В начале 2000-х я бывала в Абхазии у знакомых и сама была участницей таких еженедельных четверговых встреч в соседском доме. Там зажигали свечу для души умершей тетушки хозяина семейства и накрывали для нее же стол . Этот обычай кормления покойного для абхазов очень важен. Огонь должен был гореть с заката до 12-ти часов ночи. За это время на чай и синий инжир (тетушка при жизни его сильно любила) успевали заглянуть практически все ближние соседки, а иногда и мужчины приходили.

У некоторых правоверных (преимущественно у шиитов) особые поминки организуют и на 52-й день после смерти. Считается, что это – срок полного разложения тела, когда кости освобождаются от плоти. Этот процесс описывают как очень трудный и болезненный для покойника, поэтому умершего надо поддержать совместными молитвой и трапезой. Азербайджанцы тоже придерживаются подобного обычая. У них на 52-й день (как и на 1-й и 3-й) принято подавать на стол халву и другие сладости. И соседям, знакомым разносят ту же халву, завернутую в тонкий лаваш.

Каковы же правила поминок по Шариату?

  1. Прежде всего, надо помнить, что по канону 3 дня в доме умершего вообще нельзя вкушать какую-либо пищу. Эта установка, вероятно, была связана с призывом как можно больше молиться об усопшем и думать о нем. Ведь именно благочестивыми воспоминаниями и молениями можно облегчить посмертную судьбу близкому. А заботы о том, как кого-то накормить, только отвлекают от духовного.
  2. В дом, где произошла смерть, семья должна позвать всех родственников. Те, в свою очередь, могут отказаться от участия в похоронах и поминках только в крайнем случае.
  3. Важным правилом считается выражение соболезнования членам семьи усопшего, этого требует Коран. Но дважды соболезновать по поводу одной и той же смерти нельзя.
  4. Обязательно в дом на поминки нужно постараться пригласить имама. Он скажет проповедь, даст нужные наставления.
  5. Не менее важным считается чтение Корана. Это может делать имам, а при его отсутствии – старший в семье мужчина. Вначале обычно читается сура «Ясин», которую иногда называют сердцем Корана. Она помогает при любых тяжелых обстоятельствах, облегчает сердца и преобразует трудности.
  6. Поминальнаятрапеза должна быть скромная. Блюда предпочтительны обычные, из тех, которые характерны для повседневного стола . Роскошные яства считаются харамом (грехом).
  7. Мужчины и женщины должны поминать покойного не только за разнымистолами , но и вообще в разных помещениях.
  8. За поминальной едой нельзя разговаривать.
  9. После поминок требуется вознести молитвы Всевышнему о душе умершего, вспомнитьушедшего человека добрыми словами.
  10. Помимо воздаяния словом и пищей, по канону следует во имя усопшего раздавать садаку (иди хаер) – милостыню. Раньше ей одаривали нищих и убогих, а часть средств и вещей полагались имаму и мечети. Теперь садакой наделяют по кругу всех, сидящих за столом , а также передают ее отсутствующим родственникам и соседям.
  11. Нельзя организовывать поминки на средства покойного или на заемные деньги.
  12. На поминках нельзя плакать, а тем более причитать или как-то еще сильно выражать горе. Ведь смерть для мусульманина – это проявление воли Аллаха и даже своего рода радость. Она позволяет правоверному вознестись ко Всевышнему.

Как я уже говорила, Шариат Шариатом, однако везде существуют и национальные тонкости и обычаи организации поминок . Особенно сильно они проявляются у народов, в культуре которых ислам тесно переплелся с древними языческими верованиями. Это можно сказать, например, о некоторых этносах нашего Кавказа. Но даже в исконно мусульманских странах можно встретить всякие собственные особенности проводов души в Сады Аллаха.

Вот в Турции, например, поминки пищей проводят только спустя 40 дней после смерти и еще в годины. В некоторых районах страны вместо годовщины отмечают полгода. Поминальная пища обычно бывает крайне скудной. Обязательным блюдом считается ореховая халва, и иногда кроме нее вообще ничего не подают. Но в турецких деревнях до сих пор правильным считается приготовить еще и плов. А вот в том же Азербайджане на поминки готовят столько всего, что недоеденные яства после приходится раздавать всем желающим. А сами поминальные дни изрядно разоряют семьи умерших, так что даже власти страны хотят законодательно запретить многолюдные и изобильные поминки .

Поминальный стол

в разных мусульманских странах (и даже в районах этих стран) редко бывает одинаковым. Но есть и блюда, считающиеся обязательными практически везде. Например, почти всегда на исламские поминки готовят различного рода сладости. Как говорят, для того, чтобы умершему было сладко жить у Всевышнего. Обычно с такого десерта и чая помины всегда и начинаются. В большинстве случаев подают горячее, в основном бульон с домашней лапшой (без картошки). Считается, что пар от такого супа помогает душе вознестись в Небеса.

Все мясное, ко

нечно, должно быть халяль, то есть разрешенным по канону. Оно делается из курицы, говядины, баранины, но ни в коем случае не из свинины. Мясные блюда обычно в разных местах варьируются. Это может быть долма, гуляш, жареные цыплята и так далее. Во многих местах на поминки готовится плов из мяса или с сухофруктами, сладкий. Не возбраняются и разные каши, блюда из рыбы и всяческих морепродуктов. Все это запивается водой с медом, соками, минеральной водой. Но, конечно, ни в коем случае не спиртным! Оно Шариатом категорически запрещено.

Кстати, я узнала и о том, что нынче многие кафе и рестораны предлагают клиентам организацию мусульманских поминок со строгим следованием всем должным канонам. На такие мероприятия закупаются только те продукты, халяльность которых подтверждается специальными сертификатами. И готовят из них, как правило, повара мусульмане .

Национальные обычаи

организации поминок тоже неодинаковые. Например, в той же Турции женщины и мужчины собираются и все время остаются в разных помещениях. В Азербайджане они просто находятся за своими столами – мужским и женским. А в странах Средней Азии и женщины, и мужчины, и дети часто поминают все вместе. Для таких массовых мероприятиях даже во дворах многоквартирных домов предусмотрены особые строения в виде каменных периметров, над которыми легко натягивается тент. Там и собираются люди. Плов и тандырные лепешки для поминок можно приготовить здесь же в казанах и печи. Пока все это поспевает, из дома выносятся чай и халва, с которых и начинается трапеза. После угощения и молитвы все идут на кладбище.

В Азербайджане всем участникам поминок необходимо омыть свои руки розовой водой. Считается, что эта процедура поможет душе покойного попасть в Рай. Еще этому способствует особое поминальное кушанье, которое подается в некоторых районах страны – сэмэни. Это пророщенные зерна пшеницы, символизирующие возрождение, бессмертие.

Самые необычные для себя поминки я видела в Абхазии. Правда, только со стороны, сама на них не была. Я как раз гостила у своих знакомых, когда у их ближайших соседей умер сын. Так что все происходящее наблюдала непосредственно из беседки во дворе своих хозяев.

Эти поминки , которые проводили на 3-й день после похорон, считаются у абхазов не слишком многолюдными. Вот на сороковины и годовщину собираются обычно от 250 до 500 человек. В тот раз я очень приблизительно насчитала порядка 95-ти. Говорили, что могло бы быть и больше, но там ситуация сложилась щекотливая. Тело парня привезли из российской зоны для уголовников, куда он попал из-за наркоты. А до того, как туда загреметь, он в Гудаутах (дело именно там происходило) со многими перессорился. Отсюда и так мало было людей, в основном близкие родственники и соседи (члены общины), немного друзей.

Для поминальных столов мужчины сделали большой навес, который закрыли брезентом, сбили из досок сами столешницы и лавки. Мужчины же в огромных котлах варили мамалыгу на костре. Другие кострища разложили женщины – для приготовления вареной фасоли и харчо из курятины. А девушек приставили к изготовлению особой абхазской закуски из перетертого фундука. Кур для горячего приносили члены общества. С каждой семьи полагалось не менее 2-х тушек, а лучше больше. Еще полагалось брать с собой аджику, помидоры, фрукты, лаваши, зелень и домашний сыр. Так что стол собирался всем коллективом. Мне потом сказали, что на сороковины принято приводить жертвенных животных. Если умерла женщина, то овец и телок, а для мужчин баранов и бычков. Их закалывают и разделывают с особыми заклинаниями, а мясо готовят в общинных котлах.

Я узнала, что в комнате, где стоял гроб с телом, накрыли отдельный стол для покойного, в основном всякими сладостями. Потом их в начале трапезы вынесли пришедшим. После этого можно было начинать поминать усопшего всей другой пищей. К моему удивлению, делали все это достаточно оживленно, даже весело. Если бы я не знала, что народ собрался по скорбному поводу, то решила бы, что это какой-то праздник. Вокруг навеса бегали и играли нарядные дети, явно флиртовали друг с другом юноши и девушки, судачили женщины и степенно беседовали мужчины. Люди общались вовсю и на разные темы. Поминки явно стали для них хорошим коллективным отдыхом.

Возможно, это всеобщее оживление отчасти объяснялось и тем, что на абхазских поминках не возбраняется выпивка. Их мусульмане не слишком зацикливаются на запрете ислама употреблять спиртное. На столах стояло и сухое вино, и чача, хотя семья была именно правоверной. И за столами никто не молчал, и тосты тоже, насколько я могла видеть, говорились. Кстати, женщины также принимали участие в общей трапезе, правда не все. Большинство из них подавали еду, чистые бокалы и тарелки, уносили грязную и пустую посуду. После окончания мероприятия они дружно убрали все со столов и сели пить кофе, а мужчины разбрелись по округе, навещали знакомых.

Молодежь же собралась на большом пустыре неподалеку и организовала национальные танцы. Между прочим, как я после выяснила, во всех этих развлекательных моментах на абхазских поминках не было ничего неуважительного по отношению к покойному или его семье. Просто у абхазов состязания в танцах, скачках, джигитовке и прочем в честь ушедших – это древний обычай. На славянских тризнах ведь тоже не плакали, а провожали душу умершего с достойным весельем.

Все увиденное, услышанное, прочитанное и обдуманное говорит мне об одном: мы не так уж и отличаемся друг от друга. Наши обычаи и верования доказывают скорее то, что люди очень похожи, какую бы религию они не исповедовали. Особенно заметным это общее становится в их трагические моменты. Вот и поминки правоверных (даже если иметь в виду правила Шариата) практически ничем, кроме незначительных разночтений, не отличаются от христианских, организованных по церковным канонам. Кстати, и уход от строгой религиозной нормы и у тех, и у других ведет к одинаковым излишествам и неприятным моментам.

2 Комментариев(-я) к Особенности поминального стола у мусульман: приметы, обычаи, традиции, обязательные блюда

«Ус­тро­ение по­минок яв­ля­ет­ся ре­лиги­оз­ным нов­шес­твом и обы­ча­ем вре­мён не­вежес­тва, и ар­гу­мен­том в поль­зу это­го яв­ля­ют­ся сло­ва спод­вижни­ка Джа­рира ибн ‘Аб­далла­ха ал-Бад­жа­ли: «Мы счи­тали, что соб­ра­ние в до­ме умер­ше­го и уго­щение гос­тей пос­ле по­хорон яв­ля­ют­ся про­яв­ле­ни­ем зап­ре­щен­но­го при­чита­ния над по­кой­ным». Об этом со­об­щи­ли Ах­мад (6905) и Ибн Мад­жа (1612), но в вер­сии пос­ледне­го нет слов «пос­ле по­хорон». Шейх Ах­мад Ша­кир наз­вал ха­дис дос­то­вер­ным.

Му­суль­ман­ские за­коно­веды еди­нодуш­ны в том, что при­готов­ле­ние еды для тех, кто при­ходит вы­разить со­болез­но­вание, по мень­шей ме­ре не­жела­тель­но . Имам аш-Ша­фи‘и пи­шет: «Я счи­таю не­жела­тель­ным про­водить по­мин­ки, т. е. со­бирать­ся в до­ме по­кой­но­го, да­же ес­ли соб­равши­еся не пла­чут, по­тому что это во­зоб­новля­ет пе­чаль и дос­тавля­ет хло­поты» .

Нес­мотря на это, обы­чай справ­лять по­мин­ки ши­роко рас­простра­нил­ся сре­ди му­суль­ман. По­мин­ки справ­ля­ют на тре­тий, седь­мой и со­роко­вой день пос­ле смер­ти, иног­да лю­ди со­бира­ют­ся каж­дый чет­верг до ис­те­чения со­рока дней. В раз­ных ре­ги­онах сло­жились обы­чаи пред­ла­гать при­сутс­тву­ющим оп­ре­делён­ные ви­ды уго­щений, чи­тать оп­ре­делён­ные мо­лит­вы или су­ры из Ко­рана. Иног­да по­мин­ки ор­га­низу­ют с та­ким раз­ма­хом, что они ма­ло от­ли­ча­ют­ся от сва­деб­но­го пир­шес­тва. Всё это яв­ля­ет­ся следс­тви­ем ре­лиги­оз­ной нег­ра­мот­ности, и ре­лиги­оз­ные де­яте­ли обя­заны де­лать всё воз­можное для ис­прав­ле­ния си­ту­ации. Они дол­жны разъ­яс­нять лю­дям, что усоп­ший нуж­да­ет­ся в доб­рых де­лах сво­их де­тей и что те мо­гут по­мочь ему зас­лу­жить про­щение Ал­ла­ха. Они мо­гут мо­лить­ся за не­го, ис­полнить его обет, раз­дать ми­лос­ты­ню или со­вер­шить па­лом­ни­чес­тво от его име­ни и т. д. Что же ка­са­ет­ся по­минок, то они не толь­ко не при­носят ему поль­зу, но и яв­ля­ют­ся нов­шес­твом, ко­торое от­верга­ет­ся Все­выш­ним Ал­ла­хом.

Вмес­те с тем нуж­но при­нимать во вни­мание, что мно­гие в на­ше вре­мя счи­та­ют по­мин­ки частью ре­лиги­оз­ной тра­диции. На этих обы­ча­ях вы­рос­ла мо­лодёжь и сос­та­рились ста­рики. По­это­му при разъ­яс­не­нии дан­но­го воп­ро­са не­об­хо­димо учи­тывать це­лый ряд ре­лиги­оз­ных, пси­холо­гичес­ких и со­ци­аль­ных фак­то­ров, а так­же со­от­но­сить поль­зу и вред воз­можных пос­ледс­твий. Нель­зя до­пус­кать, что­бы по­рица­ние пре­досу­дитель­но­го соп­ро­вож­да­лось не­поч­ти­тель­ным от­но­шени­ем к стар­шим или при­води­ло к раз­ры­ву родс­твен­ных свя­зей или к кон­флик­там в семье или в об­щес­тве, по­тому что та­кого ро­да пос­ледс­твия ху­же и опас­нее, чем мно­гие из ре­лиги­оз­ных нов­шеств, ко­торые нуж­да­ют­ся в ис­прав­ле­нии. А по­мощь во всех де­лах при­ходит толь­ко от Ал­ла­ха!

От себя же скажу, что давая какую либо информацию, необходимо приводить доказательства излагаемого.

Добрый День, Ильнур! Спасибо большое за комментарий. А я в свою очередь постараюсь учесть ваши пожелания.

Всего Вам доброго!

Добавить комментарий Отменить ответ

Тот агент, который приехал на мой вызов, оказался настоящим подлецом. Высосал все деньги в тот момент, когда я была готова на стену лезь от своего горя.

В последнее время в прессе (особенно в интернет-изданиях) стало появляться много разной информации о том, как нынче в тех или иных странах принято захоранивать покойников, кто и как оказывает погребальные услуги. Появляются любопытные материалы о применении различных технологий. Я всегда с интересом читаю эти статьи, чтобы быть, так сказать, в курсе современных ритуальных дел. Просто

Пять дней назад у меня на кухне состоялся большой семейный совет. Повод был печальный и сложный, связанный со смертью бывшего мужа троюродной сестры. Почему печальный – понятно. Муж, хоть и бывший, но все-таки не чужой же человек. К тому же у него и Ларисы остался общий сын Женя 19-ти лет. Парень с отцом все годы

В России нет недостатка земли для похорон с погребением по православным традициям. Видимо, поэтому на всю РФ насчитывается лишь около двух десятков действующих крематориев.

Со временем черты лица даже самого близкого человека, ушедшего из жизни, начинают тускнеть. Пришла ухаживать за могилой — посидела, посмотрела на портрет, поговорила с ним мысленно, и на душе как будто легче стало.

Все-таки это очень удобно — заплатить, и все сделают за тебя.

Такие тяжелые потери всегда сопровождаются острыми чувствами и эмоциями, и это вполне нормально. К таким переживаниям относится чувство вины после смерти близкого.

В семье из соседнего подъезда произошел несчастный случай с их котом. Умер котяра. Отец семейства решил похоронить его недалеко от дома, на краю палисадника.

Недавно меня угораздило поспорить с молодым священником о поминальных традициях и о том, каким должен быть поминальный обед.

БЛОГ ЛИАНЫ РУНОВОЙ