Как поминать некрещеных усопших

Многие традиции, особенно касающиеся принадлежности к тому или иному сообществу, произошли с давних времен. Это касается как церковных обрядов, так и всех других отличных, на подобии соблюдения кодекса пионера, медика, учителя и других видов сообществ. При этом процесс приема в сообщество является иногда таинством, а иногда наоборот публичным. Можно привести пример восхождения царя на трон, или президента в современном варианте.

Но каждое подобное действие содержит определенные требования к самому процессу вхождения в сообщество, так и поведению в процессе нахождения в нем. Обусловлено это необходимость быть «своим» в данном сообществе, жить по «законам стаи».

Процесс крещения – процесс официального подтверждения приверженности определенной веры, определенной церкви, согласие с ее законами, правилами, графиком жизни и прочими условиями пребывания членом данной организации. Церковь так же является организацией, хотя и некоммерческой, а своеобразно «по интересам».

Исходя из этого, существуют определенные права и обязанности у крещеных и некрещеных. Читая форумы можно встретить, с одной стороны праведные, восклицания – почему нельзя ставить свечку за некрещеного? Ответом этому служат мнения служителей церкви и простых мирян. Не сказать, что все против. Но существуют определенные условия, которые рассмотрим поэтапно.

Мнение церкви – почему нельзя ставить свечку за некрещеного?

Согласно церковным законам, членству в данной организации, некрещеные люди не относятся к сообществу ее членов. В этом обуславливается основная причина, почему нельзя ставить свечку за некрещеного, заказывать молебен или проводить другие церковные обряды.

Хотя возникают противоречия в случаях, если данный случай касается новорожденного, еще не прошедшего таинства крещения, исходя из малого периода жизни, но оба его родители крещенные. В данном случае редко когда служители церкви противоречат.
Само по себе Таинство крещения несет веру в Господне спасение, хотя утверждения, а тем более подтвержденного факта того, что некрещеного Бог не спасет, никто не способен привести в реале.

При этом, цитируя одного из служителей Церкви «В церкви можно молиться за каждого. За любого человека, с которым вы духовно связана. Не связанность с ним других членов церкви приводит к отсутствию взаимопонимания с ними. Поэтому общие обряды с некрещеными проводить не рекомендуется»
Мнение людей – почему нельзя ставить свечку за некрещеного?

По-мнению верующих людей, в церкви можно молиться за любого, что совпадает с мнением священнослужителей, если группа верующих желает поставить свечку за здравие или упокой некрещеного человека, то это осуществить возможно, потому что группа людей – это существенная доля песчинок в общем сообществе христиан.
Возмущение многих по поводу отказа от обрядов для некрещеных в основном оправданы соблюдением правил организации – Церкви. Но, они обусловлены личным мнением людей, а не общими правилами.

Исходя из этих мнений, можно заключить – что общение с Богом, а так же проведение всех церковных обрядов, касается самого человека их осуществляющего. Учитывать необходимо невозможность противоречить сообществу – членам Церкви, обще поддержанном мнении что для некрещеных проводить любые церковные обряды нельзя, стоит их учесть и соблюдать.

Можно ли ставить свечу в церкви за некрещеного усопшего? Куда попадает его душа?

Можно ли ставить свечу в церкви за некрещеного усопшего? Куда попадает душа некрещеного человека?

К сожалению, очень часто в церковь приходят люди и со слезами на глазах спрашивают, можно ли помянуть умерших некрещеных родственников. Церковь за некрещеных не молится, так как эти люди во время жизни не вошли в спасительную ограду Церкви. По уставу Церкви также нельзя совершать православные обряды погребения и церковного поминовения людей крещеных, но отрекшихся от веры и отошедших от веры, которые при жизни относились к Церкви с насмешкой или враждой, увлекались восточными мистическими учениями. Некрещеные люди или отступники есть мертвые члены, отсеченные от целого тела Церкви. О них можно лишь сожалеть, но вылечить их уже невозможно.

Часто приходится слышать упреки, что Церковь жестоко поступает по отношению к умершим некрещеным, а среди них встречаются очень хорошие и добрые люди. Так что же мешало хорошим людям стать членами Церкви? Наверное, у каждого были причины, но в основе всего лежит неверие в Бога. И это неверие, душа унесла с собой в загробную жизнь, где она уже новые качества не приобретает.

Вместе с тем Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней! Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным и на молитву за некрещеного родственника взять благословение у священника.

В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Опинскому старцу Леониду (+1841 г.) обратился ученик с вопросом, можно ли молиться за погибшего отца-самоубийцу, и как. На что старец ответил:»Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:»Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя»». По примеру этой молитвы можно молиться за некрещеных, а также за неправославных или крещеных, но отступивших от веры.

То, что некрещеные могут получать некоторое облегчение по молитвам, известно из жития преподобного Макария Египетского. Однажды святой Макарий, встретив в пустыне череп умершего языческого жреца, втупил с ним в беседу. Преподобный очень много молился об усопших и поэтому желал знать действие молитв. «Когда ты молишся за мертвых, — отвечал череп, — то мы чувствуем некое утешение». Этот случай вселяет в нас надежду, что наши молитвы о несчастных, умерших некрещеными, принесут и им некое утешение.

Не стоит забывать и о таком действенном средстве для облегчения участи умерших, как милостыня, которая в данных случаях приобретает особенное значение.

Милостивый Господь позволил одному из Своих святых ходатайствовать преред Ним за души усопших неправославных. Святой этот мученик Уар, принявший смерть за Христа в 307 году. Однажды в видении блаженной Клеопатре святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших некрещеными в веру Православную.

Молитва святому мученику Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностью по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами Твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

В конце Евангелия от Марка Иисус говорит: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16,15-16). Означает ли это, что все некрещеные уже осуждены и попадут в ад?

Нет никакого сомнения в том, что крещение дает участие в жизни, которую нам принес Христос. Именно об этом свидетельствует апостол Павел, говоря: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6,4). Крещение облекает нас во Христа и, следовательно, в Господа, который спасает. Павел пишет галатам: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал 3,27). Крещение открывает нам возможность войти вратами спасения Божия через Иисуса Христа и в Святом Духе (ср. Мф 28,19).

Но тогда спасены ли все те, кто жил до прихода Иисуса Христа в этот мир и, следовательно, не был крещен? Спасены ли все те, кто никогда не слышал об Иисусе и о необходимости получить спасение через принятие святого крещения? А катехумены, умершие до того, как освященная вода, сопровождаемая словом, дала им новое рождение (ср. Ин 3,5; Еф 5,26), спасены они или нет?

В Евангелии от Марка (16,16) сказано: «Кто не будет веровать, осужден будет», а не «Кто не будет крещен, осужден будет»! Хотя крещение уже дает нам вечную жизнь, не будем забывать, что наше спасение — от Христа. И это спасение даровано всем людям, ибо Бог хочет, чтобы «все люди спаслись» (1Тим 2,4). Кроме того, св. Иоанн говорит нам, что «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3,16-17).

Спасает именно вера во Христа, и эта вера может подтверждаться сакраментальным актом крещения. Следовательно, спасает не само крещение, поскольку в этом случае крещения Иоанна Крестителя было бы достаточно для спасения, и не было бы необходимости в Иисусе Христе. Но нет, спасает не крещение, а Христос, «автор» нашего крещения. На вопрос, заданный тюремным стражем Павлу и Силе: «Что мне делать, чтобы спастись, они ответили: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (см. Деян 16,30-31). А несколькими строками далее говорится: «И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его» (Деян 16,33).
Не будем забывать, что Господь совершил дело спасения для всех нас, единожды за всех (ср. Евр 10,12; Рим 4,25), и Имя Его дано было нам, чтобы мы спаслись (ср. Деян 4,12; Мф 1,21; Рим 6,23). Есть много способов, как достичь спасения Божия в Иисусе Христе. Наиболее распространенный путь ведет через крещение водой. Однако в соответствии с традицией Церкви есть и крещение желанием (для катехуменов, умерших прежде принятия водного крещения), и крещение кровью (для мучеников за Имя Христово). Наконец, есть иноверцы с чистой совестью, которые не ведают ни Христа, ни Евангелия и никогда не сподобятся принять крещение в этом мире. К ним относятся и те, кто жил до Христа. Апостол Павел говорит по этому поводу: «Ибо, когда язычники, не имеющие закона , по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, — в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим 2,14-16).

Итак, дело в том, что, помимо Иисуса Христа, спасения нет. Если те или иные люди по различным причинам не ступили на спасительный путь здесь, на земле, дело их спасения должно будет передано Ему по завершении этой жизни, ибо «никто не приходит к Отцу» иначе, как через Него» (Ин 14,6).

Священники рассказали, как правильно вести себя в церкви

Отправляясь в церковь, далеко не все знают, как там себя нужно вести. Нормы поведения в храме необходимы для того, чтобы достойно молиться Господу, не мешая себе и не отвлекая других прихожан. Читатели сайта dailyhoro.ru, в большинстве своем, воцерковленные люди и знают, как правильно вести себя в церкви. Но для вновь прибывших мы опубликуем главные правила поведения во храме Божьем, подробно рассказав, как необходимо посещать церковь и как подобает себя вести себя в момент богослужения. Рекомендуется учитывать все церковные правила, чтобы избежать неприятностей. Как следует вести себя в церкви Многие ошибочно полагают, что в церковь можно прийти без подготовки. Священнослужители же сообщают, что важно уделить время подготовке, как внешней, так и внутренней. И вот какие рекомендации они дают. 1. Подготовка к посещению церкви. В первую очередь речь идет об утреннем визите в храм. Поутру, собираясь в церковь, необходимо умыться, зажечь церковную свечу и прочесть благодарственную молитву Господу и всем святым за возможность жить в мире и покое. 2. Внешние убранство. В церковь воспрещается ходить как вздумается. Женщинам нельзя приходить в брюках, мини-юбках, в откровенных кофтах с оголенными плечами или глубоким декольте. Запрещается яркий макияж. Голова обязательно покрывается платочком или шарфиком. Мужчинам запрещается приходить в спортивных костюмах. Одежда должна быть скромной и опрятной, цвета — сдержанными. Головной убор снимается при входе. Не стоит приходить в храм в грязной, изношенной, дурно пахнущей одежде. Внешний образ также должен выказывать уважение к Господу и всем собравшимся. 3. Пища. Многие даже не знают о том, что согласно правилам в церковь нельзя приходить сытым. Отступления от правил доступны лишь беременным женщинам, немощным и людям преклонного возраста. 4. Вход во храм. Входить в церковь важно с поклоном, сперва осенив себе крестным знамением. Прихожане кланяются трижды с короткой молитвой. Молитва первая: «Господе, будь милосерден ко мне, грешнику». Вторая: «Господе, сними грехи и пощади». Последняя: «Господе, спаси и сохрани меня». Произнося молитвы, смотрите на лик Христа. Выходить из церкви также следует с поклоном. 5. Служба. Во время божественной службы воспрещается вести себя так, будто пришли на концерт: шуметь, смотреть по сторонам и рассматривать прихожан и священников. Во момент песнопения важно стоять молча, с опущенной головой и плечами. Богослужение — это дань Господу. Его необходимо выстоять целиком. Немощным и пожилым людям, которым тяжело выстоять службу, во время литургии позволительно сидеть. Правила поведения в церкви на службе Важно сказать, что по большей части в церковь приходят не только для того, чтобы поставить свечу и вознести молитвы, но и чтобы отдать дань уважения, отстояв службу. К сожалению, многие прихожане бояться совершить такой важный шаг из-за того, что просто не знают, как правильно вести себя в храме, когда там проходит служба. Мы предлагаем узнать о главных правилах: Когда батюшка осуществляет хождение по церкви, не мешайте ему. Молча отойдите в сторону. Иногда необходимо склонить голову. Обычно это делается, когда открываются или закрываются царские врата. Во время чтения священных текстов запрещается ходить по церкви, целовать иконы, ставить свечи, разглядывать людей, говорить по мобильному и отвлекать прихожан. Если вы пришли в церковь с детками — за ними следует следить, чтобы они не шумели и не мешали окружающим. В случае если не удается усмирить дитя, с ним нужно выйти из храма, чтобы не мешать остальным. Уходить из храма во время богослужения разрешается только ослабленным и немощным людям, и то лишь по очень важным причинам. Находясь на службе, нужно внимать молитвам, а именно внимательно слушать их, участвуя в этом умом и душой. Преклоняясь к мощам, не следует прикасаться губами к ликам Богородицы и святых, мощи которых открыты. Поцеловать можно лишь чело. Мобильный телефон выключается при вхождении во храм. Помните, для истинного христианина нет ничего значимее единства с Всевышним. Мирские дела обождут до конца службы. Не вступайте в Алтарь. Туда дозволено входить лишь духовенству. Во время песнопения необходимо стоять лицом к Алтарю. Не ругайтесь. Церковь — это не место для ругани, это место для очищения и молитв. Если вас злит или отвлекает чье-то присутствие в храме, не стоит обращать на это внимание. В каждой церкви есть люди, которым указано поддерживать порядок. В церковные записки не следует вписывать имена безбожников, некрещеных или самоубийц. Перечисляйте только имена крещеных в христианство. Не путайте покаяние в грехах с беседой. Придя на исповедь, важно покаяться в содеянном, а не рассказать о всех своих бедах и невзгодах. Если вам нужен совет церковнослужителя, назначьте с ним встречу в свободное время.