Кашкин устав православного богослужения

Учебное пособие по Литургике предназначено для студентов 1-х курсов Духовных Семинарий и учащихся регентского отделения. В книге достаточно подробно рассматриваются последования и особенности всех богослужений суточного круга и литургии. Данное пособие будет полезно не только учащимся духовных школ, но и всем священнослужителям и церковнослужителям, любящим Церковный Устав и стремящимся к более глубокому его постижению.

Кашкин Алексей Сергеевич (родился в 1978 году в городе Славянск-на-Кубани Краснодарского края), кандидат богословия.

Окончил Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию (2000) и Академию (2004). В 2004 году присвоена степень кандидата богословия за диссертацию по Священному Писанию Ветхого Завета на тему «Книга пророка Малахии: исагогико-экзегетический и библейско-богословский анализ». В октябре 2004 года — мае 2005 года изучал новогреческий язык в Греции при Афинском университете по программе изучения новогреческого языка и культуры (IKY).

С сентября 2005 года является преподавателем Церковного Устава и Священного Писания Ветхого Завета в Саратовской Православной Духовной Семинарии. В 2007 году назначен заведующим Библейской кафедрой Саратовской Православной Духовной Семинарии. В 2009 году присуждено ученое звание доцента.

Содержание книги: Устав православного Богослужения. Алексей Кашкин

Введение
ЧАСТЬ I
ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ АТРИБУТЫ

Г л а в а 1. ХРАМ КАК МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ

§ 1. Краткая история христианского богослужения

§ 2. Внешний вид храма

§ 3. Внутреннее устройство храма
§ 3.1. Притвор
§ 3.2. Средняя часть храма и иконостас
§ 3.3. Алтарь и его принадлежности

Г л а в а 2. СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ

§ 1. Церковнослужители, их функциии облачения

§ 2. Три степени священства
§ 2.1. Диакон, его облачения и награды
§ 2.2. Пресвитер, его облачения и награды
§ 2.3. Архиерей, его облачения и награды

§ 3. Цвет священных облачений

Г л а в а 3. КРУГИ БОГОСЛУЖЕНИЯ И ПОСТЫ

§ 1 Суточный круг богослужения

§ 2.Седмичный круг богослужения

§ 3. Годовой круг богослужения. Важнейшие православные праздники

§ 4. Посты

Г л а в а 4. ВИДЫ ЦЕРКОВНЫХ МОЛИТВОСЛОВИЙ

§ 1. Библейский песенный материал
§ 1.1. Псалмы
§ 1.2. Библейские песни

§ 2. Церковная гимнография
§ 2.1. Стихира
§ 2.2. Тропарь
§ 2.3. Кондак
§ 2.4. Канон
§ 2.5. Седален
§ 2.6. Ипакои
§ 2.7. Светилен
§ 2.8. Прокимен
§ 2.9. Аллилуарий
§ 2.10. Причастен
§ 2.11. Антифоны
§ 2.12. Полиелей
§ 2.13. Непорочны
§ 2.14. Акафист
§ 2.15. Самогласен, самоподобен, подобен

Глава 5. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ

§ 1. Богослужебное Евангелие
§ 1.1. О чтении Евангелия на службах суточного круга
§ 1.2. Содержание богослужебного Евангелия
§ 1.3. Приложения богослужебного Евангелия
§ 1.4. Схема чтения Евангелия
§ 1.5. Устав чтения Евангелия
§ 1.6. Одно, два и три евангельских зачала на литургии
§ 1.7. Отступки и преступки рядовых чтений Апостола и Евангелия
§ 1.8. Стиль чтения Евангелия и Апостола

§ 2. Богослужебный Апостол
§ 2.1. О чтении Апостола на богослужениях суточного круга
§ 2.2. Содержание богослужебного Апостола
§ 2.3. Приложения богослужебного Апостола
§ 2.4. Схема чтения прокимена, Апостола и аллилуария
§ 2.5. Устав чтения Апостола
§ 2.6. Одно, два и три апостольских зачала на литургии
§ 2.7. Связь между количеством прокименов, Апостолов, аллилуариев и причастных

§ 3. Типикон
§ 3.1. Краткая история Типикона
§ 3.2. Содержание Типикона
§ 3.2.1. Знаки месяцеслова
§ 3.2.2. Основная часть Типикона
§ 3.2.3. Храмовые главы
§ 3.2.4. Пасхалия
§ 3.3. Значение Типикона

§ 4. Псалтирь Следованная. Устав о чтении Псалтири
§ 4.1. Псалтирь Следованная. Часть I: Псалтирь
Устав чтения Псалтири
§ 4.2. Псалтирь Следованная. Часть I: Канонник
§ 4.3. Псалтирь Следованная. Часть II: Часослов
§ 4.4. Псалтирь Следованная. Часть II: Месяцеслов

§ 5. Часослов

§ 6. Минея месячная. Приложения Минеи
§ 6.1. Основная часть Минеи
§ 6.2. Оглавление Минеи
§ 6.3. Приложения Минеи

§ 7. Октоих
§ 7.1. Содержание Октоиха
§ 7.2. Приложения Октоиха

§ 8. Минея Общая
§ 8.1. Содержание Общей Минеи
§ 8.2. Практическое использование Общей Минеи в современной богослужебной практике

§ 9. Минея Праздничная

§ 10. Триодь
§ 10.1. Триодь Постная
§ 10.2. Триодь Цветная
§ 11. Ирмологий
§ 11.1. Содержание Ирмология
§ 11.2. Практическое использование Ирмология в современной богослужебной практике
§ 12. Служебник
§ 13. Требник

Часть II
СЛУЖБЫ СУТОЧНОГО КРУГА БОГОСЛУЖЕНИЯ

Г л а в а 1. ВЕЧЕРНЯ

§ 1. Виды вечерни

§ 2. Малая вечерня
§ 2.1. Последование малой вечерни
§ 2.2. Особенности малой вечерни
§ 2.2.1. Особенности воскресной малой вечерни в случае малого святого или святого, «поемого на 6»
§ 2.2.2. Особенности воскресной малой вечерни в случае великого (бденного или полиелейного) святого
§ 2.2.3. Особенности воскресной малой вечерни в случае великого Богородичного праздника
§ 2.2.4. Особенности малой вечерни в случае двунадесятого Господского праздника (в любой день) или Богородичного праздника в седмичный день
§ 2.2.5. Особенности малой вечерни в случае великого или бденного святого в седмичный день

§ 3. Вседневная вечерня
§ 3.1. Последование вседневной вечерни
§ 3.2. Особенности вседневной вечерни
§ 3.2.1. В случае святого без знака (малого святого)
§ 3.2.2. В случае святого, «поемого на 6» (шестеричного святого)
§ 3.2.3. В случае двух святых
§ 3.2.4. В случае одного святого (шестеричного или малого) в субботу
§ 3.2.5. В случае двух святых в субботу
§ 3.2.6. В случае святого со славословием
§ 3.2.7. В случае одного святого (шестеричного или малого) в период пред- или попразднства двунадесятого праздника
§ 3.2.8. В случае двух святых в период пред- или попразднства двунадесятого праздника

§ 4. Великая вечерня
§ 4.1. Определение великой вечерни, дни ее совершения
§ 4.2. Последование великой вечерни
§ 4.3. Особенности великой вечерни
§ 4.3.1. В случае полиелейного святого (в период пения Октоиха)
§ 4.3.2. В случае полиелейного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника
§ 4.3.3. В случае праздника в честь иконы Божией Матери, совершаемого в соединении со службой святому
§ 4.4. Доследование великой вечерни, совершаемой в составе бдения
§ 4.5. Особенности великой вечерни, совершаемой в составе бдения
§ 4.5.1. Особенности воскресной великой вечерни в случае святого без знака
§ 4.5.2. Особенности воскресной великой вечерни в случае шестеричного или славословного святого
§ 4.5.3. Особенности воскресной великой вечерни в случае полиелейного святого
§ 4.5.4. Особенности воскресной великой вечерни в случае бденного святого
§ 4.5.5. Особенности воскресной великой вечерни в случае двунадесятого Богородичного праздника
§ 4.5.6. Особенности воскресной великой вечерни в случае недвунадесятого Богородичного праздника, соединяемого со службой рядовому святому
§ 4.5.7. Особенности воскресной великой вечерни в случае полиелейного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника
§ 4.5.8. Особенности воскресной великой вечерни в случае малого или шестеричного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника
§ 4.5.9. Особенности великой вечерни в случае Господского двунадесятого праздника (в любой день) или Богородичного праздника в седмичный день
§ 4.5.10. Особенности великой вечерни в случае бденного святого (в период пения Октоиха)
§ 4.5.11. Особенности великой вечерни в случае бденного святого или в период пред- или попразднства двунадесятого праздника

Г л а в а 2. ПОВЕЧЕРИЕ

§ 1. Великоеповечерие
§ 1.1. Дни совершения великого повечерия
§ 1.2. Последование великого повечерия
§ 1.2.1. Обычное начало и часть 1-я
§ 1.2.2. Часть 2-я
§ 1.2.3. Часть 3-я
§ 1.3. Особенности великого повечерия
§ 1.3.1. Особенности великого повечерия на 1-й седмице Великого поста
§ 1.3.2. Особенности великого повечерия в пятницу 1-й седмицы Великого поста
§ 1.3.3. Особенности великого повечерия в пятницы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста
§ 1.3.4. Особенности великого повечерия в пятницу ваий (накануне Лазаревой субботы)
§ 1.3.5. Особенности великого повечерия в Великий Понедельник и Великий Вторник
§ 1.3.6. Особенности великого повечерия во вторник и четверг сырной седмицы
§ 1.3.7. Особенности великого повечерия, входящего в состав бдения
§ 1.3.8. Особенности великого повечерия в случае полиелейного праздника

§ 2. Малое повечерие
§ 2.1. Дни совершения малого повечерия
§ 2.2. Последование малого повечерия
§ 2.3. Особенности малого повечерия
§ 2.3.1. Особенности малого повечерия в пятницу вечером (накануне субботы)
§ 2.3.2. Особенности малого повечерия в случае полиелея или святого со славословием
§ 2.3.3. Особенности малого повечерия в период пред- или попразднства двунадесятого праздника
§ 2.3.4. Особенности малого повечерия в Неделю сыропустную и все недели Святой Четыредесятницы вечером
§ 2.3.5. Особенности малого повечерия в период от Антипасхи до Вознесения

Г л а в а 3. ПОЛУНОЩНИЦА

§ 1. Виды полунощницы и дни ее совершения
§ 2. Последование вседневной полунощницы
§ 3. Особенности субботней полунощницы в отличие от вседневной
§ 4. Особенности праздничной полунощницы
§ 5. Последование воскресной полунощницы
§ 6. Последование пасхальной полунощницы

Г л а в а 4. УТРЕНЯ

§ 1. Виды утрени

§ 2. Вседневная утреня
§ 2.1. Последование вседневной утрени
§ 2.2. Особенности вседневной утрени
§ 2.2.1. В случае святого без знака (малого святого)
§ 2.2.2. В случае святого, «поемого на 6» (шестеричного святого)
§ 2.2.3. В случае двух святых
§ 2.2.4. В случае одного святого (шестеричного или малого) в субботу
§ 2.2.5. В случае двух святых в субботу
§ 2.2.6. В случае одного святого (шестеричного или малого) в период пред- или попразднства двунадесятого праздника
§ 2.2.7. В случае двух святых в период пред- или попразднства двунадесятого праздника

§ 3. Утреня с великим славословием
§ 3.1. Последование утрени с великим славословием
§ 3.2. Особенности утрени с великим славословием
§ 3.2.1. Особенности утрени в случае славословного святого в седмичный день (кроме субботы)
§ 3.2.2. Особенности утрени в случае славословного святого в субботу
§ 3.2.3. Особенности утрени в случае отдания двунадесятого праздника
§ 3.2.4. Особенности утрени в случае славословного Богородичного праздника

§ 4. Полиелейная утреня
§ 4.1. Последование полиелейной утрени, совершаемой в седмичный день
§ 4.2. Особенности полиелейной утрени, совершаемой в седмичный день
§ 4.2.1. В случае двунадесятого Господского или Богородичного праздника
§ 4.2.2. В случае недвунадесятого Богородичного праздника, соединяемого со службой рядовому святому
§ 4.2.3. В случае бденного или полиелейного святого в седмичный день (кроме субботы)
§ 4.2.4. В случае бденного или полиелейного святого в субботу
§ 4.2.5. В случае полиелейного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника
§ 4.3. Особенности в последовании воскресной утрени в отличие от полиелейной утрени, совершаемой в седмичный день
§ 4.4. Особенности воскресной утрени
§ 4.4.1. Особенности воскресной утрени в случае малого святого
§ 4.4.2. Особенности воскресной утрени в случае двух святых
§ 4.4.3. Особенности воскресной утрени в случае шестеричного или славословного святого
§ 4.4.4. Особенности воскресной утрени в случае бденного или полиелейного святого
§ 4.4.5. Особенности воскресной утрени в случае двунадесятого Богородичного праздника
§ 4.4.6. Особенности воскресной утрени в случае недвунадесятого Богородичного праздника, соединяемого со службой рядовому святому
§ 4.4.7. Особенности воскресной утрени в случае полиелейного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника
§ 4.4.8. Особенности воскресной утрени в случае малого или шестеричного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника

Г л а в а 5. ЧАСЫ

§ 1. Виды часовидниих совершения

§ 2. Последование вседневного часа
§ 2.1. Общее последование вседневного часа
§ 2.2. Частные особенности вседневных часов

§ 3. Последование великопостного часа
§ 3.1. Общее последование великопостного часа
§ 3.2. Частные особенности великопостных часов

§ 4. Особенности великопостных часов
§ 4.1. Особенности в среду и пятницу сырной седмицы
§ 4.2. Особенности в понедельник, среду и пятницу 4-й седмицы Великого поста
§ 4.3. Особенности в случае полиелейного святого в седмичный день Великого поста
§ 4.4. Особенности в случае Благовещения Пресвятой Богородицы в седмичный день Великого поста
§ 4.5. Особенности в четверг 5-й седмицы Великого поста
§ 4.6. Особенности в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду

§ 5. Последование Великого часа

§ 6. Последование пасхального часа

Г л а в а 6. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ

§ 1. Последование изобразительных на великопостных часах

§ 2. Особенности изобразительных
§ 2.1. В навечерие Рождества Христова и Богоявления
§ 2.2. В среду ипятницу сырной седмицы
§ 2.3. В понедельник, среду и пятницу 4-й седмицы Великого поста
§ 2.4. В случае полиелейного святого в седмичный день Великого поста
§ 2.5. В случае Благовещения Пресвятой Богородицы в седмичный день Великого поста
§ 2.6. В четверг5-й седмицы Великого поста
§ 2.7. В Великий Понедельник и Великий Вторник
§ 2.8. В Великую Среду
§ 2.9. В Великий Четверг
§ 2.10. В Великую Пятницу
§ 2.11. В Великую Субботу

Г л а в а 7. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

§ 1. Евхаристия: богословский аспект

§ 2. Виды литургии и дни их совершения

§ 3. Последование литургии святителя Иоанна Златоуста
§ 3.1. Входные молитвы
§ 3.2. Облачение духовенства
§ 3.3. Проскомидия
§ 3.4. Литургия оглашенных
§ 3.4.1. Начало литургии
§ 3.4.2. Малый вход
§ 3.5. Литургия верных
§ 3.5.1. Великий вход
§ 3.5.2. Евхаристический канон
§ 3.5.3. Причащение священнослужителей
§ 3.5.4. Причащение народа
§ 3.6. Практические замечания к последованию литургии

§ 4. Изменяемые части литургии, их особенности
§ 4.1. Антифоны
§ 4.2. Тропари и кондаки по малом входе
§ 4.2.1. В Господском храме
§ 4.2.2. В Богородичном храме
§ 4.2.3. В храме святого
§ 4.3. Песнопения, заменяющие Трисвятое на литургии
§ 4.4. Прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен
§ 4.5. «Достойно есть…» и задостойники

§ 5. Особенности Божественной литургии

§ 6. Литургия святителя Василия Великого
§ 6.1. Ектения об оглашенных
§ 6.2. Литургия верных
§ 6.2.1. Великий вход
§ 6.2.2. Евхаристический канон
§ 6.2.3. Причащение священнослужителей
§ 6.2.4. Причащение народа

§ 7. Литургия Преждеосвященных Даров
§ 7.1. Приготовление Святых Даров
§ 7.2. Последование литургии Преждеосвященных Даров
§ 7.2.1. Начало (вечерня)
§ 7.2.2. Великий вход
§ 7.2.3. Причащение священнослужителей
§ 7.2.4. Причащение народа
§ 7.2.5. Окончание литургии Преждеосвященных Даров

ЧАСТЬ III
ВИДЫ СЛУЖБ МИНЕИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Г л а в а 1. БОГОСЛУЖЕНИЯ В СЕДМИЧНЫЕ ДНИ

§ 1. Великие праздники
§ 1.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двунадесятого Господского праздника
§ 1.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двунадесятого Богородичного праздника
§ 1.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае великого недвунадесятого праздника в честь святого

§ 2. Праздники со бдением
§ 2.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого в седмичный день (кроме периода пред- или попразднства)
§ 2.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого в седмичный день в период пред- или попразднства

§ 3. Полиелейные праздники
§ 3.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого в седмичный день (кроме периода пред- или попразднства)
§ 3.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого в седмичный день в период пред- или попразднства
§ 3.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого в отдание двунадесятого праздника
§ 3.4. Особенности всех богослужений суточного круга в случае недвунадесятого Богородичного праздника в седмичный день, соединяемого со службой рядовому святому
§ 3.5. Особенности всех богослужений суточного круга в случае недвунадесятого Богородичного праздника в седмичный день, соединяемого со службой двум святым

§ 4. Службы с великим славословием
§ 4.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае святого с великим славословием в седмичный день, кроме субботы
§ 4.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае святого с великим славословием в субботу
§ 4.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае славословного Богородичного праздника в седмичный день
§ 4.4. Особенности всех богослужений суточного круга в случае отдания двунадесятого праздника в седмичный день

§ 5. Службы в дни памяти святых, «поемых на 6»
§ 5.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае шестеричного святого в седмичный день (кроме периода пред- или попразднства)
§ 5.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае шестеричного святого в субботу (кроме периода пред- или попразднства)
§ 5.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае шестеричного святого в седмичный день в период пред- или попразднства

§ 6. Службы в дни памяти святых без знака
§ 6.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в седмичный день (кроме периода пред- или попразднства)
§ 6.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в субботу (кроме периода пред- или попразднства)
§ 6.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в седмичный день в период пред- или попразднства
§ 6.4. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых без знака в седмичный день (кроме периода пред- или попразднства)
§ 6.5. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых без знака в субботу (кроме периода пред- или попразднства)
§ 6.6. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых без знака в седмичный день в период пред- или попразднства

Г л а в а 2. БОГОСЛУЖЕНИЯ ВОСКРЕСНЫХ ДНЕЙ

§ 1. Общие особенности воскресного богослужения

§ 2. Великие праздники
§ 2.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двунадесятого Богородичного праздника в неделю
§ 2.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае великого недвунадесятого Богородичного праздника в неделю

§ 3. Праздники со бдением
§ 3.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого в неделю (кроме периода пред- или попразднства)
§ 3.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого в неделю в период пред- или попразднства
§ 3.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае храмового праздника в неделю в храме святого

§ 4. Полиелейные праздники
§ 4.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого в неделю (кроме периода пред- или попразднства)
§ 4.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого в неделю в период пред- или попразднства
§ 4.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае недвунадесятого Богородичного праздника в неделю, соединяемого со службой рядовому святому

§ 5. Службы с великим славословием
§ 5.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае святого с великим славословием в неделю
§ 5.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае отдания двунадесятого праздника в неделю

§ 6. Службывднипамяти святых, «поемых на 6»
§ 6.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае шестеричного святого в неделю (кроме периода пред- или попразднства)
§ 6.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае шестеричного святого в неделю в период пред- или попразднства

§ 7. Службы в дни памяти святых без знака
§ 7.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в неделю (кроме периода пред- или попразднства)
§ 7.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в неделю в период пред- или попразднства
§ 7.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых без знака в неделю (кроме периода пред- или попразднства)
§ 7.4. Богослужение в случае двух святых без знака в неделю в период пред- или попразднства

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение. КАЖДЕНИЕ

§ 1. Идейный смысл каждения

§ 2. Образ совершения каждения

§ 3. Сосуды для каждения и ладан

§ 4. Порядок совершения каждения
§ 4.1. Каждение в начале всенощного бдения
§ 4.2. Каждение на «Господи, воззвах…»
§ 4.3. Каждение на литии
§ 4.4. Каждение в начале утрени
§ 4.5. Каждение при пении полиелея
§ 4.6. Каждение на 9-й песни канона
§ 4.7. Каждение на проскомидии
§ 4.8. Каждение при чтении Апостола
§ 4.9. Каждение при пении Херувимской песни
§ 4.10. Каждение на «Достойно есть…»

Приложение 2. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ОТПУСТЫ

§ 1. Краткая история и идейное значение отпуста

§ 2. Основной принцип формирования содержания отпуста

§ 3. Виды отпустов
§ 3.1. Краткий праздничный отпуст
§ 3.2. Полный праздничный отпуст
§ 3.3. Вседневный отпуст
§ 3.4. Малый отпуст

§ 4. Отпусты в период Великого поста

§ 5. Несколько частных разъяснений по совершению отпустов

§ 6. Таблица совершения отпустов

Приложение 3. ПАМЯТКА ПОНОМАРЯ

§ 1. Действия пономарей при совершении всенощного бдения

§ 2. Действия пономарей при совершении литургии

§ 3. Включение и выключение паникадила

Приложение 4. УСТАВ О КАТАВАСИЯХ
Приложение 5. ЧИН ВЕЧЕРНЕЙ И ДНЕВНОЙ ТРАПЕЗЫ

§ 1. Вечерняя трапеза

§ 2. Дневная трапеза и чин о панагии

Библиография

Предметный указатель

Об авторе

Параметры книги: Устав православного Богослужения. Алексей Кашкин

Размер книги: 21,5 см x 14,5 см x 3,4 см

Количество страниц: 686

Переплет: твердый

Бумага: офсетная

Шрифт: русский

Вес книги: 800 гр.

Год издания: 2015 год

Тираж: 2000

Издательство: Саратовская епархия

Почему так важно не уходить с помазывания, а оставаться до конца всенощного бдения?

Часто можно увидеть следующую картину: до полиелея храм полон народу, а после прочтения Евангелия и помазания освященным елеем пустеет наполовину.

Это прискорбно, потому что, фактически, все всенощное бдение вместе с Литургией – это и есть Литургия как наше общее дело служения Господу. Практика совершения вечерни, утрени, часов и Литургии как единой службы сохранилась в афонских монастырях. Кто бывал на афонских бдениях, знает, что они длятся практически всю ночь и завершаются ранним утром Литургией как кульминацией молитвы.

Современный человек немощен, поэтому в нашей практике между всенощным бдением и Божественной литургией установлен перерыв для отдыха. Для работающего всю неделю человека простоять еще и всю ночь с субботы на воскресенье на бдении было бы непосильной ношей. В этом Церковь идет навстречу человеку. Но пропуская всенощное бдение как какую-то необязательную прелюдию к Литургии, христианин сам себя лишает службы и опыта, который он мог бы на ней приобрести.

90% Литургии – неизменяемые части. Она всегда одинакова. Лишь 10% ее молитвословий (тропари и кондаки на часах, тропари и кондаки по входе, Апостол и Евангелие) посвящены памяти дня. Литургия концентрируется вокруг искупительного подвига Христа, ее смысловое ядро – Евхаристический канон, во время которого происходит пресуществление Святых Даров. Основная молитвенная и информационная нагрузка памяти дня (святого или события) приходится на всенощное бдение. Львиная доля этой духовно-информационной нагрузки припадает именно на канон.

Слово «канон» в греческом языке имеет очень обширное употребление – почти такое же, как и «логос», т.е. «слово». В своем прямом значении канон – это правило, мерило, норма – специальная палочка для измерения при строительных работах, типа современной линейки. Позже слово «канон» перекочевало в богослужебную практику, литературу, юриспруденцию. Оно стало обозначать некое произведение, которое создано по строгим единообразным правилам.

Богослужебный канон имеет четкую унифицированную композицию: девять песней, состоящих из ирмосов (с греческого – связь, сплетение, ряд) – кратких молитвословий, которые служат связкой, переходом между тропарями, и собственно тропарей, на которых лежит основная информационная нагрузка.

Слово «тропарь» часто переводится с греческого языка как «тон, лад, мелодия», но лично мне больше нравится перевод профессора Киевской Духовной Академии Михаила Скабаллановича. Он говорил, что изначально слово «тропарь» переводиться на русский язык как «победное знамя, флаг». Тропарь – это краткое молитвословие, выражающее суть праздника, и это действительно вербальное знамя победы Христа над диаволом, грехом и смертью. Наиболее ярко это видно на примере известного всем пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Канон читается на утрени во время и после помазания. В нем подробно рассказывается о празднике, его истории и духовном смысле или о подвиге поминаемого святого. Образно говоря, Бог рассказывает о Себе или о Своем угоднике, который приблизился к Нему и вошел в Царствие Небесное, что тем более для нас должно быть интересным и поучительным, так как и мы стремимся туда же. Почему бы не поучиться на опыте другого человека, который дошел с Божьей помощью в рай?

Уходя с канона, мы словно говорим Богу: нам неинтересно то, что Ты нам рассказываешь. Было бы нам приятно, если бы мы кому-то открылись, начали многословно и искренне изливать душу, а наш друг в середине разговора пожал плечами и сказал: «Извини, мне это не интересно», – и ушел? Наверное, он нанес бы нам очень сильную душевную рану. Так и мы своим равнодушием к молитве, как образно выражались святые отцы, распинаем Христа. Кроме того, это проявление неуважения к священнослужителям и церковнослужителям – чтецам и певцам.

Творцы канонов – преподобный Андрей Критский, святитель Софроний Иерусалимский, преподобные Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Иосиф Песнописец – сделали по внушению Святого Духа все, чтобы и в богослужебном, и в психологическом смысле канон был не только целостным, но и интересным, привлекательным произведением.

Поются ирмосы и катавасии (ирмосы, не начинающие, а завершающие песнь), читаются тропари канона, которые отделяются друг от друга краткой молитвой, посвященной празднику или святому – например, «слава, Господи, Святому Воскресению Твоему» или «преподобне отче Сергие, моли Бога о нас». После третьей, шестой и девятой песни вступают священнослужители с малой ектенией. Все это должно удерживать внимание молящегося. Мы же – священнослужители и церковнослужители – часто сами отбываем канон. Живем от полиелея до великого славословия, а между ними, пользуясь водительским сленгом, включаем пятую скорость ртом – и уже не разобрать, кому читается канон, о чем он читается – все сливается в один монотонный и невыразительный гул. Это тоже очень печально.

Верующий, который уходит после помазания, лишает себя участия в слышании не только канона, но и нежнейшей и трепетной песни, посвященной Пресвятой Богородице – «Честнейшую Херувим…», называемой еще «Песнь Богородицы». Он также лишает себя великого славословия – напряженной молитвы, в которой мы благодарим Бога за все те блага, которые Он нам посылает.

В жизни бывает всякое. Мама с маленькими детьми пришла на всенощную, помазалась, и дети больше не могут стоять. Или кто-то спешит на поезд, или возникли другие неотложные обстоятельства. В таком случае со службы можно уйти раньше, но уход до отпуста без действительно уважительной причины нужно исповедовать как грех.

Дорогие братья и сестры, давайте научимся любить службу, причем не только материальную ее сторону – целование Евангелия и помазание, но и духовную – молитву. Давайте постараемся приобрести навык слушания и слышания богослужебных текстов, ведь в Царствии Небесном ангелы и святые пребывают в непрерывной молитве, которой мы должны научиться еще здесь – в земной Церкви.

Иерей Андрей Чиженко

в особых случаях вместо литургии

В богослужебных книгах (Часослове, Следованной Псалтири, иерейском Молитвослове) есть «последование изобразительных», называемое также чином «Обедницы» (см. иерейский Молитвослов). В самом последовании, а равно и в Уставе на святую Четыредесятницу, указано, как нужно совершать изобразительные, когда есть святая Четыредесятница и на утрени поется: «Аллилуиа», и как — в другие дни, когда на утрени поется: «Бог Господь». (О совершении изобразительных в Великом посту сказано в своем месте.) Применительно к этому чину совершается «Обедница» и в тех особых случаях, когда нет возможности отслужить полную литургию (например, по отсутствию храма и антиминса, или вследствие неготовности священника, по независящим от нею обстоятельствам, к служению литургии), но совершается, обыкновенно, с большею торжественностью и в более пространном виде, чем как это указано в «последовании изобразительных». Ниже и приводится тот порядок «Обедницы», в каком она обычно совершается (или может совершаться) вместо литургии.

По возгласе: «Благословенно царство…» произносится великая ектения: «Миром Господу помолимся».

В Пасху по возгласе поется: «Христос воскресе» со стихами, а от Фоминой недели до отдания Пасхи: «Христос воскресе» (трижды) и затем уже великая ектения.

Затем, как и на полной литургии, поются антифоны изобразительные, или же, когда положены, антифоны праздничные, — причем: после 1-го антифона произносится малая ектения, после 2-го антифона поется песнь: «Единородный Сыне» и произносится малая ектения, а во время 3-го антифона совершается (если «Обедница» служится в храме) малый вход с Евангелием (если же «Обедница» служится не в храме, то по окончании 3-го антифона, диакон, приняв от священника Евангелие, произносит: «Премудрость, прости»), после чего поется: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу…», а потом — тропарь и кондак, как и на полной литургии.

Далее, по возгласе священника: «Яко свят еси Боже наш…», диакон произносит: «Господи, спаси благочестивыя…», лик: «Аминь», «Святый Боже…» или, когда положено: «Елицы во Христа крестистеся…». Потом поется прокимен, и читаются Апостол и Евангелие. (Если «Обедница» совершается в храме, то Евангелие читает диакон, как и на литургии, а если не в храме, то, обычно, читает священник. В иерейском Молитвослове указаны: Апостол, зачало 149, Евангелие от Иоанна, зачало 23.)

После Евангелия произносится сугубая ектения: «Рцем вси…» и затем, по возгласе: «Яко милостив…», поется: «Верую во единого Бога…».

После символа веры произносится ектения просительная: «Исполним молитву нашу Господеви». Заканчивается ектения возгласом священника: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением…». Лик поет: «Отче наш…». Затем обычные: «Мир всем», «Главы ваша Господеви приклоните», По возгласе священника: «Яко благословися имя Твое…» или «Буди держава царствия Твоего…», лик поет: «Буди имя Господне…» (трижды), и читается псалом 33. (В Пасху поется: «Христос воскресе» (трижды)). Затем священник: «Благословение Господне на вас…» и отпуст. После отпуста лик поет: «Великого Господина…».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1. Понятие о Богослужении

2. Разделение Богослужения

на общественное и частное

3. Разделение церковных служб

на постоянные и особенные

О ЦЕРКОВНЫХ СЛУЖБАХ ПОСТОЯННЫХ

4. Понятие о кругах Богослужения

5. Круг суточного Богослужения

6. Круг седмичного Богослужения

7. Круг годового Богослужения

8. Понятие о праздниках и разделение их

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ

9. Книги священно-богослужебные

10. Книги церковно-богослужебные

РАЗЛИЧНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ

ЦЕРКОВНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ

11. Наименования песнопений, указывающие на их содержание

12. Наименования, указывающие на объем песнопений

13. Наименования песнопений, указывающие на поэтический размер, образ пения и состав их

14. Наименования, указывающие на положение и состояние поющих и слушающих песнопения

15. Наименования песнопений, указывающие на время пения их при Богослужении

16. Наименование песнопений в зависимости от мест Священного Писания, с которыми соединяется их пение

ОБЩЕСТВЕННОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

17. Дни, в которые совершается тот или другой вид суточных служб

Вечерня

Повечерие

Полунощница

Утреня

Часы

Литургия

ПОРЯДОК ГЛАВНЕЙШИХ СУТОЧНЫХ

СЛУЖБ: ВЕЧЕРНИ, УТРЕНИ И ЛИТУРГИИ

И КРАТКОЕ ОББЯСНЕНИЕ ИХ

18. Понятие о всенощном бдении

ВЕЧЕРНЯ

19. Общее содержание вечерни

20. Порядок вечерни

21. Начало вечерни, совершаемой отдельно от утрени

22. Начало вечерни на всенощном бдении. Пение предначинательного псалма

23. Великая ектения

24. Стихословие кафизмы.

Малая ектения

25. Пение стихов «Господи воззвах» и стихир на «Господи воззвах»

26. Вечерний вход. Песнь: «Свете тихий»

27. Прокимен. Паремии

28. Ектения сугубая.

Молитва «Сподоби, Господи».

Ектения просительная

29. Лития

30. Стихиры на стиховне.

Ныне отпущаеши».

Отпустительные тропари

31. Благословение хлебов

32. Окончание вечерни на всенощном бдении

33. Окончание вседневной вечерни и великой, совершаемой отдельно от утрени

34. Окончание вседневной вечерни во дни Великого поста

УТРЕНЯ

35. Общее содержание утрени

36. Порядок утрени

37. Начало утрени, совершаемой отдельно от вечерни

38. Шестопсалмие. Великая ектения

39. Пение «Бог Господь» или «Аллилуиа» и тропарей

40. Стихословие кафизм.

Малая ектения. Седальны

41. Переход к пению канона в дни будничные

42. Полиелей. Воскресные тропари.

Величание. Малая ектения. Ипакой

или седален. Антифоны степенны.

Прокимен. Чтение Евангелия.

Переход к пению канона.

43. Канон. Катавасия. «Честнейшая…» и праздничные припевы на 9-й песни.

«Свят Господь Бог наш». Светилен

44. Хвалитны.

Стихиры на «Хвалите»

45. Великое славословие.

Отпустительный тропарь

46. Вынос святого креста

47. Заключительные моления утрени, на которой великое славословие пелось: ектений сугубая и просительная и конец утрени

48. Заключительные моления утрени, на которой великое славословие читалось:

ектения просительная,

стихиры на стиховне, «Благо есть»,

отпустительный тропарь,

ектения сугубая,

конец утрени

ЛИТУРГИЯ ПО ЧИНУ

СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА

И СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

49. Понятие о литургии

50. Установление таинства святого Причащения, происхождение чина литургии и деление ее на части

Проскомидия

51. Понятие о проскомидии

52. Значение проскомидийных действий

Особенности архиерейского служения пред началом литургии

Литургия оглашенных

53. Понятие о литургии оглашенных

54. Начало литургии оглашенных

Особенности архиерейского служения

55. Антифоны.

Песнь «Единородный Сыне»

56. Малый вход

Особенности архиерейского служения

57. Пение «Трисвятого»

Особенности архиерейского служения

58. Пение прокимна и чтение Апостола.

Пение «Аллилуиа» и чтение Евангелия

Особенности архиерейского служения

59. Ектений: сугубая и об оглашенных

Литургия верных

60. Понятие о литургии верных и главные действия, ее составляющие

Приготовление Даров и верных

к совершению бескровной жертвы

61. Ектений, херувимская песнь и великий вход

Особенности архиерейского служения

62. Просительная ектения, внушение мира и любви, исповедание веры

63. Приглашение верных к участию в святом возношении и устремлению сердец к Богу

Совершение таинства

64. Благодарственная (евхаристическая) молитва с возгласами и ответами на них

65. Возношение Даров и их освящение

66. Молитвенное воспоминание членов Церкви небесной и земной

Особенности архиерейского служения

Приготовление к Причащению

и Причащение

61. Просительная ектения.

«Отче наш». «Святая святым»

68. Приготовление Святых Даров для Причащения.

Причащение священнослужителей.

Причастный стих

69. Причащение мирян. Благословение священника.

Последнее явление Святых Даров

Особенности архиерейского служения

Благодарение по Причащении

и благословение на выход из храма

70. Благодарственная ектения.

Заамвонная молитва. Псалом 33.

Раздаяние антидора. Отпуст 201

Особенности архиерейского служения 205

БОГОСЛУЖЕНИЕ В ДНИ ПЕНИЯ

ПОСТНОЙ ТРИОДИ

71. Особенности Богослужения в дни приготовительные к Великому посту

БОГОСЛУЖЕНИЕ ВЕЛИКОПОСТНОЕ

72. Понятие о Великом посте

73. Общие особенности Великопостного Богослужения

Великое повечерие

74. Общее и частное содержание великого повечерия

Порядок великого повечерия

75. Порядок великого повечерия, совершаемого отдельно от утрени

76. Порядок великого повечерия, совершаемого в соединении с утренею, т.е. на всенощном бдении

Великопостные часы

77. Общие особенности Великопостных часов

78. Порядок Великопостных часов.

Час 1-й

79. Часы 3-й, 6-й и 9-й и чин изобразительных

Литургия Преждеосвященных Даров

80. Понятие о литургии Преждеосвященных Даров и происхождение ее

81. Состав литургии Преждеосвященных Даров

Особенности архиерейского служения пред началом литургии

82. Особенности Великопостной вечерни, соединяемой с литургией Преждеосвященных Даров Особенности архиерейского служения вечерни, соединяемой с литургией Преждеосвященных Даров

83. Последование самой литургии Преждеосвященных Даров

Особенности архиерейского служения самой литургии Преждеосвященных Даров

84. Особенности Богослужения каждой седмицы Великого поста

БОГОСЛУЖЕНИЕ

СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

85. Понятие о Страстной седмице.

Священные воспоминания и особенности Богослужения в первые три дня Страстной седмицы

86. Великий Четверг

87. Великая Пятница

Утреня

Часы

Вечерня

88. Великая Суббота

Утреня

Часы

Литургия

БОГОСЛУЖЕНИЕ В ДНИ ПЕНИЯ

ЦВЕТНОЙ ТРИОДИ

89. Особенности Богослужения в 1-й день Пасхи и в Пасхальную седмицу

Полунощница

Утреня

Часы

Литургия

Вечерня

90. Особенности Богослужения в дни от Фоминой недели по отдание Пасхи

91. Особенности Богослужения в дни от Вознесения Господня по неделю Всех Святых

ЧАСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

92. Понятие о молебнах

93. Молебны с каноном

94. Порядок молебна святому в Пасхальную седмицу

95. Порядок молебнов без канона

96. Водоосвящение

97. Панихида

Заупокойная лития

98. Порядок панихиды в Пасхальную седмицу

99. Отпевание и погребение мирян

100. Отпевание и погребение мирян в Пасху

101. Отпевание и погребение священников

102. Отпевание и погребение священников в Пасху

>Устав-схемы шестиричных и славословных служб

Устав-схемы шестиричных и славословных служб

Простая служба (шестиричная)

Смотрим по Часослову

Вечерня

Возглас священника

Чтец: Предначинательные молитвы

(если читался 9-й час, то начинаем с «Приидите, поклонимся»)

Чтец: 103-й псалом

Ектения великая

Чтец: Кафизма рядовая

Ектения малая

Хор: Стихиры на «Господи, воззвах» на 6

Слава и ныне: Минеи (под субботу догматик)

Сразу потом чтец: «Свете Тихий» —

входа нет

Прокимен дня говорит священник

Чтец: «Сподоби, Господи»

Ектения просительная

Хор: Стихиры на стиховне

Чтец: Ныне отпущаеши, Святый Боже по Отче наш

Хор: Тропарь, слава и ныне – Богородичен

Ектения, возглас

Священник – Премудрость

Хор — Благослови

Священник – возглас

Хор – Утверди, Боже, святую православную веру православных христиан во век века

Именем Господним благослови, отче

Священник – «Слава Святей…»

Утреня

Чтец: «Слава в Вышних Богу»

Шестопсалмие

Ектения великая

«Бог Господь» на тропарный глас

Тропарь, слава и ныне – Богородичен

Кафизмы рядовые, ектений нет, седальны по каждой кафизме

50-й псалом

Каноны Октоиха и Минеи –

на 6 или на 8

Катавасия по 3,6,8,9 песнях – ирмосы последнего канона

По 3-й песни малая ектения, седальны

По 6-й песни ектения, кондак и икос

На 9-й песни поем «Честнейшую»

После катавасии 9-й песни поем «Достойно есть»

Малая ектения

Светилен октоиха, Минеи и Богородичен октоиха

Чтец: Хвалитные псалмы (из Часослова)

Если на хвалитех стихир нет, то прочитав запевы, говорим — Слава и ныне: Тебе слава подобает, Господи, Боже наш, и Тебе славу возсылаем… (в Часослове)

Слава Тебе, показавшему нам свет

Вседневное славословие — всё читается

Если есть стихиры на хвалитех,

то поем их после хвалитных псалмов,

слава и ныне: стихира,

а потом читаем:

Слава Тебе, показавшему нам свет, – Вседневное славословие

Ектения просительная

Хор: Стихиры на стиховне из октоиха, Слава и ныне: Богородичен

Чтец: Благо есть исповедатися Господеви… (в Часослове),

Святый Боже по Отче наш

Хор: Тропарь святаго, Слава и ныне – Богородичен

Ектения

Священник – Премудрость

Хор — Благослови

Священник – возглас

Хор – Утверди, Боже, святую православную веру православных христиан во век века.

1-й час, многолетие поем после 1-го часа.

Славословная служба

Отличия от шестиричной:

— после каждой кафизмы малая ектения

— после 9-й песни «Достойно есть» не поется

— катавасия по каждой песни канона

— поется»Всякое дыхание», стихиры на хвалитех, Великое славословие

— конец такой же, как у полиелейной и бденной службы