Киево печерская лавра Киев

Киево-Печерская лавра

Монастырь

Киево-Печерская лавра

укр. Києво-Печерська лавра

50°25′56″ с. ш. 30°33′44″ в. д.HGЯOL

Страна

Украина Украина

Город

Киев

Конфессия

Православие,
Украинская православная церковь (Московского патриархата)

Епархия

Киевская епархия

Архитектурный стиль

архитектура барокко

Основатель

Антоний Печерский

Дата основания

Известные обитатели

Антоний Печерский, Феодосий Печерский, преподобный Игнатий, Кассиан Затворник, Иоанн Многострадальный, Иеремия Печерский, Никон Печерский

Сайт

Киево-Печерская лавра на Викискладе

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 527
рус. • англ. • фр.

Ки́ево-Пече́рская ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська ла́вра) — один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси. Одна из важнейших православных святынь, третий Удел Богородицы.

Печерский монастырь был основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча, и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет») и художника Алипия. С 1592 по 1688 год был ставропигией патриарха Константинопольского. За этот период Печерский монастырь был одним из важнейших духовных оплотов сопротивления унии, а также очагом формирования малороссийской идентичности. В 1688 году монастырь получил статус лавры и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.

В Ближних и Дальних пещерах лавры покоятся мощи православных святых, в лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Столыпина).

В настоящее время Нижняя лавра находится в ведении Украинской православной церкви (Московского патриархата), а Верхняя лавра — в ведении Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

История

Основание

В настоящее время Киево-Печерская Лавра находится в центре Киева, на правом, высоком берегу Днепра и занимает два холма, разделённых глубокой ложбиной, спускающейся до Днепра. В XI веке местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Иларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 году Иларион был поставлен митрополитом Киевским и его пещера опустела. Примерно в то же время в Киев пришёл с Афона монах Антоний, уроженец Любеча; жизнь в киевских монастырях пришлась ему не по нраву, и он поселился в пещере Илариона.

Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий из Курска. Когда их число возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом «ближних» пещер, названных так в противоположность прежним, «дальним». С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель всё увеличивалось, и Антоний добился разрешения использования всей горы над пещерой у великого князя Изяслава Ярославича. Была построена церковь на месте нынешнего главного собора (1062); возникший монастырь получил название Печерского (по старославянски «печера» — пещера и, вообще, любое подземное жилище). В это же время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввёл в обители общежительный студийский устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования.

В 1073 году была заложена каменная церковь, оконченная и освящённая в 1089 году. Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками.

Набеги и восстановление монастыря

В 1096 году ещё не окрепшая обитель перенесла ужасное нападение половцев. Православные святыни были разграблены и поруганы. Половцы едва не въехали в сам Киев. Но уже в 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и, более того, в нём появились новые постройки: каменная трапеза вместе с церковью по повелению и на средства князя Глеба Всеславича.

Лавра на оригинальной почтовой марке Украины, 2007

Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключённых. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. Монастырю принадлежало также село Лесники. Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой жил во время Великого поста. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, все они сохраняли большое почтение к родной обители.

В 1151 году монастырь был разграблен торками, в 1169 году при взятии Киева объединёнными войсками киевских, новгородских, суздальских, черниговских, смоленских князей и примкнувшими степняками-язычниками (берендеями). В 1203 году при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была разграблена. Но самое ужасное разорение Лавры произошло в 1240 году, когда орды Батыя взяли Киев и овладели всей южнорусской землёй.

Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря; в XIV в. он был уже возобновлён, и великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов. Бедствия от нашествия монголо-татар повторялись в Киеве не раз — в 1300 году, в 1399 году. В 1470 году киевский князь Семён Олелькович возобновил и украсил великую церковь, однако уже в 1482 году крымскотатарское войско хана Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь. Щедрые пожертвования снова дали ему возможность скоро оправиться. В 1593 году ему принадлежали два города — Радомысль и Васильков, до 50 сёл и около 15 сёл и деревень в разных местах Западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами. С XV века монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований. В 1555—1556 гг. великая церковь опять была обновлена и украшена.

Попытки переподчинения

После Брестской унии в 1596 году была предпринята попытка подчинить монастырь, находящийся в непосредственном велении Вселенского патриарха, киевскому униатскому митрополиту; но монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооружённое сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1598 году, была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения.

Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха. В условиях экспансии униатства Лавра стала оплотом православия в Юго-Западной Руси.

XVII—XIX века

При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре работала основанная в 1616 году типография и в рамках борьбы с униатством началось печатание богослужебных и полемических книг. Пётр Могила завёл здесь училище, которое впоследствии было соединено с братским училищем и послужило началом Киево-Могилянской коллегии.

Гетман Иван Самойлович обвёл Лавру земляным валом, а Мазепа — каменной стеной. При Петре I укрепления Самойловича были расширены и образовали современную Печерскую крепость.

В 1718 году пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию. В 1729 году церковь была возобновлена.

В 1731—1745 годах к юго-западу от Великой церкви была построена Великая Лаврская колокольня; высота вместе с крестом — 96,5 м. Первые работы по возведению звонницы были начаты в 1707 году на средства Ивана Мазепы; завершена немецким архитектором Готфридом Шеделем.

Вид Киево-Печерской лавры в конце XIX века

В состав Лавры в XIX веке входили шесть монастырей:

  • Главный при великой церкви,
  • Больничный,
  • Ближние пещеры,
  • Дальние пещеры,
  • Голосеевская пустынь,
  • Китаевская пустынь.

Вблизи главных лаврских ворот расположен Троицкий Больничный монастырь, основанный в XII веке черниговским князем Николаем Святошей.

Василий Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры». 1905

В Великой церкви находилась чудотворная икона Успения Божией Матери, по преданию, чудесно полученная греческими художниками во Влахернском храме и принесённая ими в Киев. В ней почивали мощи святого Феодосия и первого киевского митрополита Киевского Михаила и хранилась глава святого равноапостольного князя Владимира. В нише в северо-западном углу церкви — надгробие князя Константина Острожского. Под алтарём Стефановского придела — усыпальница. В Богословском приделе находилась икона Божьей Матери, перед которой молился Игорь Ольгович во время его убийства в 1147 году. В средней части храма было несколько гробниц, между прочими митрополита Петра Могилы, Варлаама Ясинского и фельдмаршала Петра Румянцева.

В ризнице Лавры хранились замечательные по древности и ценности Евангелия, утварь и облачения, а также коллекция портретов. На хорах были библиотека Лавры и её документы. Прежнее книгохранилище, вероятно, сгорело в 1718 году.

Ближние и Дальние пещеры разделены между собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 святых, в Дальних — 45.

В 1688 году Лавра была подчинена патриарху Московскому, а её архимандриту дано первенство перед всеми русскими митрополитами.

В 1786 году Лавра была подчинена митрополиту Киевскому, которому присвоен титул её священноархимандрита. Управлялась наместником вкупе с Духовным собором.

Советское время

Обгоревшая икона Богородица Одигитрия, найденная среди руин Успенского собора, взорванного в 1941 году

25 января (ст. ст.) 1918 года был увезён и убит большевиками настоятель Лавры — митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).

После 1919 года монашеская община продолжала существовать как артель.

С начала 1924 года Лавра находилась в непосредственном ведении патриарха Тихона.

На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом»), проходившем с 11 по 15 ноября 1924 года в Харькове, по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской Лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и произошло 15 декабря 1924 года.

29 сентября 1926 года ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении её во Всеукраинский музейный городок». Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершились к началу 1930 полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению.

В одном из корпусов была размещена Государственная историческая библиотека Украины (находится там до настоящего времени). На территории лавры был образован музейный комплекс, в его составе — Музей книги, Музей исторических драгоценностей и др.

Руины Успенского собора, 1942 год

В период немецкой оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где оккупационными властями было убито около 500 мирных граждан.

По разрешению германских властей 27 сентября 1941 года в стенах Лавры была возобновлена монашеская жизнь; во главе братии стал схиархиепископ (бывший Херсонский и Таврический) Антоний (князь Давид Абашидзе), лаврский постриженник.

3 ноября 1941 года немецкими оккупантами был взорван Успенский собор (восстановлен в 2000 году), что указывается в материалах Нюрнбергского процесса. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён вывоз ценностей храма. Подрыв собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления, а также в соответствии с политикой нацистов по уничтожению национальных святынь в целях ослабления национальной идентичности покорённых народов.

Взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику. В середине 1990-х её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (нем. Eichwede), директора Исследовательского центра Восточной Европы (нем. Forschungsstellе Osteuropa) Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений Альберта Шпеера, начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, непосредственно руководившего подрывом храма.

После освобождения Киева в 1943 г. советские власти не решались вновь закрыть Лавру. Монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний в 1961 году.

Возрождение монастыря; современная жизнь

Успенский собор (Великая церковь) Современный вид (2000)

В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер.

Первым настоятелем воссозданной обители стал митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) (в 1992 году запрещённый в служении и извергнутый из сана), а наместником — архимандрит Ионафан (Елецких) (с 22 ноября 2006 года — архиепископ (сейчас митрополит) Тульчинский и Брацлавский).

С 1992 года по 2014 год настоятель (священноархимандрит) Лавры — митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), резиденция которого находится на территории монастыря.

C 1994 года наместник Лавры — митрополит Вышгородский Павел (Лебедь).

Первоначально кафедральным собором был вместительный трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских.

В Лавре разместились также Киевские Духовные семинария и академия, издательский отдел Церкви.

9 декабря 1995 года президентом Украины Л. Кучмой издан указ о восстановлении Успенского собора. К 950-летию Лавры собор был восстановлен; освящён 24 августа 2000 года. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Настоятели и наместники

Список

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Наместники

  • Варлаам (1052—1062)
  • Феодосий (1062 — 3 мая 1074)
  • Стефан (1074—1078)
  • Никон (1078—1088)
  • Иоанн (упом. 1088)
  • Феоктист (1108 — 12 января 1112)
  • Прохор (9 февраля 1112 — 15 ноября 1126)
  • Тимофей (1124—1131)
  • Акиндин (1124—1131)
  • Пимен (1132—1141)
  • Феодосий (1142—1156)
  • Акиндин (1156—1164)
  • Поликарп (1165 — 24 июля 1182)
  • Василий (1182—1197)
  • Серапион (упом. 1274)
  • Агапит (упом. 1289)
  • Давид (упом. 1377)
  • Никифор (упом. 1434)
  • Николай (упом. 16 июня 1446, 1455—1462)
  • Иоанн (упом. 1470)
  • Феодосий (упом. 16 марта 1486)
  • Филарет, повторно (упом. 1500 — 25 августа 1501)
  • Вассиан (28 ноября 1506—1508)
  • Иона (упом. 1509)
  • Протасий (упом. 1514)
  • Игнатий (июль 1522 — июнь 1525)
  • Антоний (апрель 1524—1525)
  • Антоний, вторично (упом. 1526—1528)
  • Иоаким (упом. 1538)
  • Софроний (1540—1541)
  • Вассиан (1541 — упом. 1544)
  • Иларион (Песочинский) (упом. август 1551)
  • Иосиф (упом. 1555)
  • Иларион (Песочинский) (1556—1572)
  • Иона (Деспотович) (упом. 2 апреля 1573)
  • Мелетий (Хребтович-Богурнский) (15 марта 1574—1590)
  • Никифор (Тур) (1590—1598)
  • Ипатий (Поцей) (2 октября 1599—1605)
  • Елисей (Плетенецкий) (22 февраля 1605 — 19 октября 1624)
  • Захария (Копыстенский) (1624 — 8 апреля 1626)
  • Петр (Могила) (1626 — 31 декабря 1646)
  • Иннокентий (Гизель) (1656 — 24 февраля 1684)
  • Варлаам (Ясинский) (1684 — 31 августа 1690)
  • Мелетий (Вуяхевич-Высочинский) (1691 — 6 февраля 1697)
  • Иоасаф (Кроковский) (29 июня 1697 — 15 августа 1708)
  • Иларион (1709)
  • Афанасий (Миславский) (20 июля 1710—1714)
  • Иоанникий (Сенютович) (24 июля 1715 — 12 ноября 1729)
  • Роман (Копа) (12 июня 1730 — 13 сентября 1736)
  • Иларион (Негребецкий) (8 мая 1737 — 8 января 1740)
  • Тимофей (Щербацкий) (14 апрель 1740 — 10 марта 1748)
  • Иосиф (Оранский) (28 октября 1748 — 8 октября 1751)
  • Лука (Белоусович) (21 июня 1752 — 30 марта 1761)
  • Зосима (Валькевич) (21 мая 1762 — 10 апреля 1786)
  • С 10 апреля 1786 монастырём управляли митрополиты Киевские
  • Феофилакт (Слонецкий) (1792—1795)
  • Иероним Яновский (1795—1799)
  • Иоиль (Воскобойников) (29 октября 1800 — ?)
  • Антоний (Смирницкий) (2 января 1815 — 31 января 1826)
  • Авксентий (Галицкий) (1826—1834)
  • Лаврентий (Макаров) (1844—1852)
  • Иоанн (Петин) (1852—1862)
  • Иларион (Юшенов) (24 декабря 1878—1884)
  • Ювеналий (Половцев) (21 мая 1884—1892)
  • Сергий (Ланин) (1893—1896)
  • Антоний (Петрушевский) (1896—1909)
  • Амвросий (Булгаков) (сентябрь 1909 — 20 января 1918)

Настоятели

  • Михаил (Митрофанов) (1925), обновленческий епископ
  • Климент
  • Ермоген (Голубев) (18 октября 1926—1931)
    • 1930—1941 — закрытие

Наместники

  • Валерий (Устименко) (7 декабря 1942 — 7 февраля 1947)
  • Кронид (Сакун) (20 февраля 1947 — 1 августа 1953)
  • Нестор (Тугай) (1 августа 1953—1961)
    • 1961—1988 — закрытие
  • Ионафан (Елецких) (23 июля 1988—1989) до 12 октября 1988 — и. о. наместника
  • Елевферий (Диденко) (1989 — февраль 1992)
  • Питирим (Старинский) (23 февраля — ок. 25 августа 1992)
  • Ипполит (Хилько) (25 августа — 8 декабря 1992)
  • Павел (Лебедь) (с 30 марта 1994)

Примечания

  1. Лавра // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Информация — Киево-Печерский заповедник. Архивировано 28 ноября 2012 года., kplavra.kiev.ua (Проверено 31 марта 2012)
  3. Повесть Временных лет
  4. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917—1943. Сб. в 2-х частях / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994, стр. 350.
  5. Гукова О. Свято-Успенская Киево-Печерская лавра // Православный Мир : журнал. — Киев, 2010. — № 6. Архивировано 23 декабря 2013 года.
  6. Нюрнбергский процесс. Преступления против человечности (том 5). Архивировано 28 ноября 2012 года.
  7. Разрушение и разграбление культурных и исторических ценностей и культурно-просветительных учреждений на Украине и в Белоруссии. Из сообщения чрезвычайной государственной комиссии о разрушениях и зверствах, совершенных немецко-фашистскими захватчиками в городе Киеве (Документ СССР-9) // Материалы Нюрнбергского процесса. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  8. 1 2 http://www.voskres.ru/army/church/slepinin.htm Киев сакральный: Успенский собор и его разрушение.
  9. Фокус.ua: Крещатик в огне. Архивировано 28 ноября 2012 года., 24.09.2008
  10. 1 2 Газета «2000»: Кто взорвал Успенский собор. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  11. 11 октября — Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих. Архивировано 28 ноября 2012 года. на официальном сайте МП
  12. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российския церкви. — СПб., 1877. С. 11.
  13. Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерская на сайте «Русское православие»
  14. Иоанн (архимандрит Киево-печерского монастыря) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  15. «Описание Киево-Печерской лавры», 1847, стр. 138.
  16. Иларион, архимандрит Киево-Печерской лавры, избран из наместников её же в 1709 году и посвящен в этот сан в присутствии императора Петра І в июле того же года митрополитом Иоасафом Кроковским; спустя девять недель по посвящении, скончался. См. Иларион (архимандрит Киево-Печерской лавры) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  17. Рункевич С. Г. Иероним (Яновский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  18. Рункевич С. Г. Иоиль (Воскобойников) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

Ссылки

Киево-Печерская лавра на Викискладе

  • Официальный сайт Киево-Печерской Лавры
  • Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Архивировано 28 ноября 2012 года. Справка на сайте МП
  • Сайт Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  • . Архивировано 28 ноября 2012 года.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 16316753-9 · LCCN: n79045762 · SUDOC: 140191348 · VIAF: 207274866 · WorldCat Identities (via VIAF): 207274866

¹ Данный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией и Украиной.

Киево-Печерская лавра (УПЦ МП, 1688) • Почаевская лавра (1833) • Уневская лавра (УГКЦ, 1898) • Свято-Иоанновская лавра (УГКЦ, 1927) • Святогорская лавра (УПЦ МП, 2004)
В скобках указана конфессия и год присвоения статуса

Лавры Русской православной церкви по годам присвоения статуса

  • Киево-Печерская лавра* (1688)
  • Троице-Сергиева лавра (1742)
  • Александро-Невская лавра (1797)
  • Почаевско-Успенская лавра* (1833)
  • Святогорская лавра* (2004)

* — в составе Украинской православной церкви (Московского патриархата)

Киево-Печерская лавра – это историческое и культурное наследие Украины всемирного значения, которое было внесено в список ЮНЕСКО в 1990 году. Монастырский комплекс ежегодно посещают тысячи людей со всей Украины и мира. Он состоит из двух частей: наземной, которая включает в себя сооружения религиозного значения, и подземной – пещеры.


Троицкая надвратная церковь и главный вход в заповедник


Успенский собор Киево-Печерской лавры (вид со стороны входа)

Немного истории. Киево-Печерская лавра находится в центре Киева. Она раскинулась на двух холмах. Есть несколько мнений о том, когда монах Антоний поселился в пещере, вырытой священником Илларионом (теперешние дальние пещеры). Ученые пришли к мнению, что это случилось в 1051 году, поэтому именно эта дата является официальной датой основания Киево-Печерской лавры. Вскоре к Антонию начали присоединяться его последователи. В пещерах они построили себе церковь и келии. Но число инков росло и пещеры стали для них тесными, поэтому Антоний обратился к князю Изяславу Ярославичу с просьбой выделить им холм над пещерами для постройки келий, церкви Успения Пресвятой Богородицы и Печерского монастыря.


Золотые купола Успенского собора


Успенский собор Киево-Печерской лавры (вид со стороны Музея книги и книгопечатания)

Название Киево-Печерской Лавры произошло от пещер, над которыми она была построена, слово «лавра» греческого происхождения и означает многолюдный монастырь. Лаврами еще называли мужские православные монастыри.


Музей исторических драгоценностей Украины


График работы Музея драгоценностей

Проход к пещерам с территории заповедника

После переселения братии в монастырь, пещеры стали использоваться для погребения монахов. В 1616 году была основана первая типография, в которой печатались богослужебные и полемические книги. Гетманы Самойлович и Мазепа, а также и Петр Великий укрепляли Лавру и таким образом, благодаря их усилиям образовалась Печерская крепость. В 1745 году закончилось строительство Великой Лаврской колокольни. Лавра стала самым большим монастырем на всей Руси.

Территория Лавры

Здание художественной выставки и творческой мастерской

Западные въездные врата

С приходом к власти коммунистов в 1926 году было принято постановление о превращении Киево-Печерской лавры во Всеукраинский музейный городок. Советская власть уничтожала монастырь, разоряя его и убивая или заключая в тюрьмы братию.
Так до сих пор в одном из корпусов находиться государственная историческая библиотека, музей книги, музей исторических драгоценностей Украины и др.

Колокольня Ближних пещер

Корпус №45 1890 года постройки

Трапезная церковь и Трапезная палата в Киево-Печерской лавре

В 1941 году в период немецкой оккупации был взорван Успенский собор, который был восстановлен в 2000 году. Нюрнбергским процессом было доказано, что именно немецкие войска взорвали собор, хотя те в свою очередь настаивали на том, что это сделали советские подпольщики так же, как они взорвали много других украинских архитектурных шедевров, включая Михайловский Златоверхий монастырь.

Спуск к Крестовоздвиженской церкви и Ближним пещерам

Часовня возле Крестовоздвиженской церкви

Галерея от Ближних пещер к Дальним

В советское время велись археологические раскопки Ближних и Дальних пещер. Эти раскопки проводились не только с научной целью, но антирелигиозной. После их проведения была устроена выставка, которая в большей части оскверняла Лавру и православных верующих. Сейчас в пещеры приходят верующие, чтобы приложиться перед мощами. Ближние пещеры залегают на глубине 10-15 метров и в них находятся мощи 73 святых. Дальние пещеры находятся на глубине 15-20 метров и в них расположены мощи 49 святых.

Духовная академия и семинария УПЦ

Колокольня на Дальних пещерах

Двор возле Дальних пещер

В 1988 году территория Дальних пещер была передана Русской Православной церкви, а в 1990 году и Ближних пещер. Территория Лавры сейчас разделена на две части. Одна часть принадлежит церкви и вход туда свободный, а другая до сих пор является историко-культурным заповедником Украины, вход в который соответственно платный.

Рождествено Богородицкая церковь, трапезная и колокольня в Лавре

Галерея от Дальних пещер к Ближним

Сад возле Дальних пещер

При посещении Лавры необходимо соблюдать несколько простых правил касающихся поведения и формы одежды. На экскурсии в пещеры желательно ходить с проводником монастыря только по двум основным причинам: чтобы не заблудиться и узнать некоторую информацию о мощах святых. На данный момент стоимость входного билета на заповедную территорию составляет 25 грн. Заповедник работает без выходных, в зимнее время часы работы с 09.00 до 18.00, касса до 17.00, в летнее время – с 08.00 до 20.00, касса до 19.00. Адрес: ул. Лаврская,15. Добраться к Киево-Печерской лавре можно пешком от метро Арсенальная или сесть на проходящий мимо тролейбус №38 (отходит от станции метро Выдубичи), автобус №24 (от железнодорожного вокзала), маршрутку №406 (от Интернациональной пл. через м. Сирец, Дорогожичи, Лукьяновская и Крещатик), №470 (идет через м. Демеевская, Лыбидская, Дружбы Народов и Печерская) и №520 (от м. Лыбидская через м. Выдубичи).

Правила посещения Киево-Печерской Лавры

Полезная информация для туристов Киево-Печерской Лавры

Карта-схема Киево-Печерского историко-культурного заповедника

Перед большими религиозными праздниками в Киево-Печерской лавре устраиваются разные благотворительные мероприятия. К примеру, второй год подряд организовывается благотворительный ярмарок перед праздником Пасха. Возле Успенского собора расположилась писанка, сделанная из живых роз. Также на территории Лавры установили две сферы добра и духовного возрождения, созданные из тысячи деревянных пасхальных яиц с ручной росписью. Также на ярмарке можно приобрести мед, кулич, резьбленные страусиные яйца, разнообразные крашанки, национальные вышитые рубашки и т.д.

Резьбленные страусиные яйца

Писанка из живых роз возле Успенского собора

Сферы добра и духовного возрождения

Киево-Печерская лавра – это один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси. Одна из важнейших православных святынь, третий Удел Божией Матери. Основан в 1051 году при Ярославе Владимировиче Мудром монахом Антонием, родом из Любеча, и его учеником Феодосием.
Существует глубокая духовная связь между Святой Горой Афон и Киево-Печерской обителью. Благодаря преподобному Антонию на Русь с Афона была принесена традиция монашеского делания. По преданию, игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония такими словами: “Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков“. Поэтому не случайно именно Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления стали называть Третьим Уделом Божией Матери и Русским Афоном.
Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора Повести временных лет), художника Алипия.
С 1592 года по 1688 год Киево-Печерский монастырь был ставропигией Константинопольского Патриарха.
С 1688 года Киево-Печерский монастырь получил статус лавры и стал ставропигионом царским и патриаршим Московским.
В 1786 году Киево-Печерская лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.
В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Киево-Печерская лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина).
В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В настоящее время Киево-Печерская Лавра находится в центре Киева, на правом, высоком берегу Днепра и занимает два холма, разделённых глубокой ложбиной, спускающейся до Днепра.

Основание Киево-Печерская Лавры

В XI веке местность расположения Киево-Печерская Лавры была покрыта лесом. В эту местность сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Иларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 году Иларион был поставлен митрополитом Киевским и его пещера опустела. Примерно в то же время в Киев пришёл с Афона монах Антоний, уроженец Любеча. Жизнь в киевских монастырях пришлась монаху Антонию не по нраву, и он поселился в пещере Илариона.
Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий из Курска. Когда их число возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом ближних пещер, названных так в противоположность прежним, дальним пещерам. С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель всё увеличивалось, и Антоний добился разрешения использования всей горы над пещерой у великого князя Изяслава Ярославича.
В 1062 году была построена церковь на месте нынешнего главного собора. Возникший монастырь получил название Печерского (печера – по старославянски пещера, подземное жилище). В это же время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввёл в обители общежительный студийский устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования.
В 1073 году была заложена каменная церковь, оконченная и освящённая в 1089 году. Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками.

Набеги и восстановление монастыря.

В 1096 году ещё не окрепшая обитель перенесла ужасное нападение половцев. Православные святыни были разграблены и поруганы. Половцы едва не въехали в сам Киев.
В 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и расширен, в нём появились новые постройки: каменная трапеза вместе с церковью по повелению и на средства князя Глеба Всеславича.
Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых. На содержание странноприимного дома отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключённых. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. Монастырю принадлежало также село Лесники. Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой жил во время Великого поста.
В XI и XII веках из монастыря вышло до 20 епископов, все они сохраняли большое почтение к родной обители.
В 1151 году монастырь был разграблен торками – тюркским племенем, кочевавшим в причерноморских степях в X—XIII веках.
В 1169 году монастырь был разграблен при взятии Киева объединёнными войсками киевских, новгородских, суздальских, черниговских, смоленских князей и примкнувшими степняками-язычниками (берендеями).
В 1203 году Киево-Печерская обитель была разграблена при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами .
В 1240 году произошло самое ужасное разорение Лавры, когда орды Батыя взяли Киев и овладели всей южнорусской землёй. Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Бедствия от нашествия монголо-татар повторялись в Киеве в 1300 году, в 1399 году.
В XIV веке Киево-Печерский монастырь был уже возобновлён, и великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов.
В середине XIV века на большей части территории современной Украины начинается литовская экспансия. Однако, несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли, первоначально исповедовал языческую веру, а затем, после принятия Кревской унии между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полноценной жизнью.
В 1470 году киевский князь Симеон Олелькович возобновил и украсил великую церковь.
В 1482 году крымское войско Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь, но щедрые пожертвования дали ему возможность скоро оправиться.
В 1593 году Киево-Печерский монастырю принадлежали два города — Радомысл и Васильков, до 50 сёл и около 15 сёл и деревень в разных местах Западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами.
С XV века монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований.
В 1555—1556 годах великая церковь была обновлена и украшена.
В конце XVI века Киево-Печерский монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха.
После заключения Переяславского договора 1654 года и воссоединения Украины с Россией царское правительство предоставило самым большим украинским монастырям, в частности и Лавре, жалованные грамоты, средства, земли и имения. Лавра стала ставропигионом царским и патриаршим московским. В течение почти 100 лет (1688–1786 годы) архимандриту Лавры было дано первенство перед всеми русскими митрополитами.

Попытки переподчинения

После Брестской унии в 1596 году была предпринята попытка подчинить Киево-Печерский монастырь, находящийся в непосредственном велении Вселенского патриарха, киевскому униатскому митрополиту, но монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооружённое сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1598 году, была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения.
В условиях экспансии униатства Лавра стала оплотом православия в Юго-Западной Руси.

Киево-Печерский монастырь в XVII — XIX веках.

В 1616 году при архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в Киево-Печерский монастыре была основана типография. Началось печатание богослужебных и полемических книг.
Пётр Могила завёл в Киево-Печерский монастыре училище, которое впоследствии было соединено с братским училищем и послужило началом Киево-Могилянской коллегии.
Гетман Самойлович обвёл Киево-Печерскую Лавру земляным валом, а гетман Мазепа — каменной стеной.
При Петре Великом укрепления гетмана Самойловича были расширены и образовали современную Печерскую крепость.
В 1718 году пожар истребил Великую церковь, архив, библиотеку и типографию.
В 1729 году Великая церковь была возобновлена.
В 1731—1745 годах к юго-западу от Великой церкви была построена Великая Лаврская колокольня Высота Великой Лаврской колокольни вместе с крестом составила 96,5 метров. Первые работы по возведению звонницы были начаты в 1707 году на средства Ивана Мазепы. Завершено строительство Великой Лаврской колокольни немецким архитектором Г. И. Шеделем.
В Великой церкви находилась чудотворная икона Успения Божией Матери, по преданию, чудесно полученная греческими художниками во Влахернском храме и принесённая ими в Киев. В ней также почивали мощи св. Феодосия и 1-го киевского митрополита св. Михаила и хранилась глава святого равноапостольного князя Владимира. В нише в северо-западном углу церкви — надгробие князя Константина Ивановича Острожского. Под алтарём Стефановского придела — усыпальница. В Богословском приделе находилась икона Божьей Матери, перед которой молился Игорь Олегович во время его убиения в 1147 году. В средней части храма было несколько гробниц, в том числе митрополита Петра Могилы, Варлаама Ясинского и фельдмаршала П. А. Румянцева. В ризнице Лавры хранились замечательные по древности и ценности Евангелия, утварь и облачения, а также коллекция портретов. На хорах были библиотека Лавры и её документы. Прежнее книгохранилище, вероятно, сгорело в 1718 году.
В XIX веке в состав Лавры в 6 монастырей:
1. Главный монастырь при великой церкви,
2. Больничный монастырь,
3. Ближние пещеры,
4. Дальние пещеры,
5. Голосеевская пустынь,
6. Китаевская пустынь.
Троицкий Больничный монастырь основан в XII веке черниговским князем Николой Святошей. Больничный монастырь расположен вблизи главных лаврских ворот.
Ближние и Дальние пещеры, на берегу Днепра, разделены между собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 угодников, в Дальних – мощи 45 угодников.
В 1688 году Лавра была подчинена Московскому Патриарху, а её архимандриту дано первенство перед всеми русскими митрополитами.
В 1786 году Лавра была подчинена киевскому митрополиту, которому присвоен титул её священноархимандрита. Управлялась наместником, вкупе с Духовным собором.

Киево-Печерская Лавра в Советское время

25 января 1918 года был увезён и убит большевиками настоятель Лавры — митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).
После 1919 года монашеская община продолжала существовать как артель.
С начала 1924 года Лавра находилась в непосредственном ведении Патриарха Тихона.
На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом»), проходившем с 11 по 15 ноября 1924 года в Харькове, по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской Лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и произошло 15 декабря 1924 года.
29 сентября 1926 года ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о “Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении её во Всеукраинский музейный городок“. Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершились к началу 1930 полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению.
В одном из корпусов была размещена Государственная историческая библиотека Украины (находится там до настоящего времени). На территории Лавры был образован музейный комплекс, в его составе — Музей книги, Музей исторических драгоценностей и др.

Киево-Печерская Лавра во время немецкой оккупации.

В период немецкой оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где оккупационными властями было убито около 500 мирных граждан.
По разрешению германских властей, 27 сентября 1941 года была возобновлена монашеская жизнь в стенах Лавры. Во главе лаврской братии стал схиархиепископ (бывший Херсонский и Таврический) Антоний (князь Давид Абашидзе), лаврский постриженник.
3 ноября 1941 года немецкими оккупантами был взорван Успенский собор (восстановлен в 2000 году), что указывается в материалах Нюрнбергского процесса. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма. Подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления, а также в соответствии с политикой нацистов по уничтожению национальных святынь в целях ослабления национальной идентичности покорённых народов.
Взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику. В середине 1990-х её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (Eichwede), директора Исследовательского центра Восточной Европы (Forschungsstellе Osteuropa) Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений Альберта Шпеера, начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, непосредственно руководившего подрывом храма.

Киево-Печерская Лавра после освобождения Киева от немецкой оккупации.

После освобождения Киева в 1943 году советские власти не закрыли Лавру. в В 1961 году монастырь был закрыт в ходе “хрущёвской” антирелигиозной кампании.
В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси, постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер.
Первым настоятелем воссозданной обители стал митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) (в 1992 году запрещённый в служении и извергнутый из сана), а наместником — архимандрит Ионафан (Елецких) (с 22 ноября 2006 года — Архиепископ (сейчас митрополит) Тульчинский и Брацлавский).
С 1992 года по 2014 год настоятелем (священноархимандрит) Лавры был митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), резиденция которого находится на территории монастыря.
C 1994 года наместник Лавры — митрополит Вышгородский Павел (Лебедь).
Первоначально кафедральным собором был вместительный трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских.
В Лавре разместились также Киевские Духовные семинария и академия, издательский отдел Церкви.
9 декабря 1995 года Президентом Украины Л. Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора. К 950-летию Лавры собор был восстановлен и освящён 24 августа 2000 года.
В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 2017 году в результате журналистского расследования были выявлены многочисленные изменения оригинальных построек с изменением архитектурного стиля, что противоречит правилам ЮНЕСКО.

Некрополь Киево-Печерская Лавры.

В Лавре сложился уникальный некрополь. Древнейшие части его начали формироваться уже во второй половине ХІ века. Первым документально зафиксированным захоронением в Великой церкви стало захоронение сына варяжского князя Шимона (в крещении Симона). В земле святой обители, в ее храмах и пещерах почивают выдающиеся иерархи, церковные и государственные деятели. Например, здесь покоятся первый Киевский митрополит Михаил, князь Феодор Острожский, архимандриты Елисей (Плетенецкий), Иннокентий (Гизель). У стен Успенского собора Лавры находилась могила почившей в 1771 году Наталии Долгоруковой (в монашестве – Нектарии), дочери сподвижника Петра Великого, генерал-фельдмаршала Б.П. Долгорукова. Этой самоотверженной и прекрасной женщине известные поэты посвящали стихи, о ней ходили легенды. Она была щедрой благотворительницей Лавры. Также здесь похоронен выдающийся военачальник Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Он сам завещал похоронить себя в Киево-Печерской Лавре, что и было исполнено у клироса соборной Успенской церкви. В Крестовоздвиженском храме похоронен выдающийся церковный деятель митрополит Флавиан (Городецкий), сыгравший значительную роль в жизни Лавры. В 1911 году земля обители приняла останки выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. Весьма символично, что рядом с Лаврой, в храме Спаса на Берестове (это древний город, который был летней резиденцией Киевских князей), похоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий.

Храмы и сооружения на территории Лавры.

– Надвратный (над святыми вратами Лавры) храм во имя Живоначальной Троицы. Троицкая надвратная церковь (Святые врата) — древнейшая из сохранившихся (8);
– Аннозачатиевская церковь (62);
– Большая Лаврская колокольня (14);
– Колокольня на Ближних пещерах (42);
– Колокольня на Дальних пещерах (60);
– Крестовоздвиженская церковь (44);
– Собор Успения Пресвятой Богородицы (10);
– Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия (20);
– Церковь “Всех преподобных отцов печерских” (46);
– Церковь “Живоносный источник” (56);
– Церковь Всех Святых (26);
– Церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря (30);
– Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (58);
– Церковь Спаса на Берестове (28);
– Церковь Христова Воскресения (75);
– Благовещенская церковь (19).
На территории Лавры также находятся:
– Башня Ивана Кущника;
– Братские корпуса;
– Бывшие келии соборных старцев;
– Бывший дом наместника Лавры (16);
– Бывший экономический корпус;
– Галерея, ведущая к Ближним пещерам;
– Галерея, ведущая к Дальним пещерам;
– Дебоскетовская (опорная) стена;
– Западные экономические ворота;
– Здание бывших митрополичьих покоев (18);
– Киевские Духовная Семинария и Академия (68);
– Киевское областное училище культуры;
– Ковнировский корпус (здание бывшей пекарни и книжного магазина) (25);
– Колодец преподобного Антония (54);
– Колодец преподобного Феодосия (55);
– Корпус бывшей типографии (24);
– Крепостные стены;
– Малярная башня;
– Митрополия;
– Онуфриевская башня;
– Памятник Нестору Летописцу (74);
– Часовая башня;
– Часовня;
– Южные ворота;
– Могила Петра Столыпина.



Лавра (греч. Λαύρα — городская улица, многолюдный монастырь) — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение.
В России находятся две лавры: Троице-Сергиева лавра (с 1744 года, Сергиев Посад) и Александро-Невская лавра (с 1797 года, Санкт-Петербург).
На Украине в настоящее время лаврами являются три православных монастыря: Киево-Печерская лавра (с 1598 или 1688 года, Киев), Почаевско-Успенская лавра (с 1833 года, Почаев), Святогорская Успенская лавра (с 2004 года, Святогорск).
Ставропигия (с греч. букв. крестоводружение) – это статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду. Буквальный перевод «водружение креста» указывает, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно. Ставропигиальный статус является самым высоким.