Когда именины у аполлинарии

Православный Церковный календарь

Жития мученицы Дросиды Римской и с нею пяти дев: Аглаиды, Аполлинарии, Дарии, Мамфусы и Таисии

Свя­тая му­че­ни­ца Дро­си­да бы­ла до­че­рью им­пе­ра­то­ра Тра­я­на (98–117), же­сто­ко­го го­ни­те­ля хри­сти­ан. В 99 го­ду он воз­об­но­вил су­ще­ство­вав­ший ра­нее за­кон, за­пре­щав­ший тай­ные об­ще­ства и кос­вен­но ка­сав­ший­ся хри­сти­ан, а в 104 го­ду из­дал спе­ци­аль­ный за­кон про­тив хри­сти­ан. На­чи­ная с это­го го­да го­не­ния про­дол­жа­лись до кон­ца его прав­ле­ния. В то вре­мя те­ла уби­тых хри­сти­ан ча­сто оста­ва­лись непо­гре­бен­ны­ми для устра­ше­ния дру­гих. Пять дев-хри­сти­а­нок: Агла­и­да, Апол­ли­на­рия, Да­рия, Мам­фу­са и Та­и­сия взя­ли на се­бя по­двиг по­гре­бать хри­сти­ан. Они тай­но уно­си­ли те­ла му­че­ни­ков, по­ма­зы­ва­ли их бла­го­во­ни­я­ми, об­ви­ва­ли пе­ле­на­ми и хо­ро­ни­ли. Узнав об этом, ца­рев­на Дро­си­да, тай­ная хри­сти­ан­ка, еще не при­няв­шая Кре­ще­ния, по­про­си­ла свя­тых дев взять ее с со­бой, ко­гда они пой­дут со­вер­шать по­гре­бе­ние хри­сти­ан. По со­ве­ту же­ни­ха свя­той Дро­си­ды, при­двор­но­го са­нов­ни­ка Адри­а­на, воз­ле уби­тых бы­ла вы­став­ле­на стра­жа, чтобы схва­тить тех, кто их по­гре­ба­ет. В первую же ночь свя­тая Дро­си­да и пять дев бы­ли схва­че­ны. Узнав сре­ди уз­ниц свою дочь, Тра­ян ве­лел со­дер­жать ее от­дель­но в на­деж­де, что она оду­ма­ет­ся. Осталь­ные свя­тые де­вы бы­ли при­го­во­ре­ны к со­жже­нию в ме­де­пла­виль­ной пе­чи. Они му­же­ствен­но при­ня­ли казнь и спо­до­би­лись му­че­ни­че­ских вен­цов. Из ме­ди, сме­шан­ной с пра­хом му­че­ниц, со­жжен­ных в пе­чи, бы­ли вы­ко­ва­ны тре­нож­ни­ки для но­вой ба­ни Тра­я­на. Од­на­ко по­ка в бане сто­я­ли эти тре­нож­ни­ки, ни один че­ло­век не мог ту­да вой­ти: каж­дый, пе­ре­сту­пав­ший по­рог, па­дал за­мерт­во. Ко­гда жре­цы по­ня­ли, по­че­му так про­ис­хо­дит, они да­ли со­вет уне­сти тре­нож­ни­ки.

То­гда Адри­ан пред­ло­жил им­пе­ра­то­ру рас­пла­вить тре­нож­ни­ки и сде­лать из них пять ста­туй на­гих дев, по­хо­жих на каз­нен­ных му­че­ниц, и для по­но­ше­ния и по­ру­га­ния по­ста­вить эти ста­туи пе­ред вхо­дом в им­пе­ра­тор­скую ба­ню. Тра­ян со­гла­сил­ся. Ко­гда ста­туи бы­ли по­став­ле­ны, им­пе­ра­тор уви­дел во сне пять чи­стых аг­ниц, па­су­щих­ся в раю, и пас­ту­ха, ко­то­рый ска­зал ему: «О, без­за­кон­ней­ший и нече­сти­вей­ший царь! Тех, изо­бра­же­ния ко­то­рых ты за­ду­мал вы­ста­вить для по­но­ше­ния, Доб­рый и Ми­ло­сер­дый Пас­тырь от­нял у те­бя и по­се­лил здесь, ку­да со вре­ме­нем при­бу­дет и чи­стая аг­ни­ца Дро­си­да, дочь твоя». Проснув­шись, без­за­кон­ный Тра­ян при­шел в неистов­ство и по­ве­лел за­то­пить две огром­ные пе­чи и то­пить их еже­днев­но. На пе­чах бы­ло вы­ве­ше­но цар­ское по­ве­ле­ние: «Му­жи га­ли­ле­яне, по­кла­ня­ю­щи­е­ся Рас­пя­то­му, из­бавь­те се­бя от ве­ли­ко­го мно­же­ства му­че­ний, а нас от тру­дов – при­не­си­те жерт­вы бо­гам. Ес­ли же сде­лать это­го вы не же­ла­е­те, то пусть каж­дый из вас доб­ро­воль­но, ка­ким хо­чет спо­со­бом, ввер­га­ет се­бя в эту печь». Мно­гие хри­сти­ане доб­ро­воль­но шли на му­че­ния.

Узнав об этом, свя­тая Дро­си­да ре­ши­ла так­же при­нять му­че­ни­че­скую смерть за Хри­ста. В сво­ем за­клю­че­нии она воз­нес­ла мо­лит­вы о том, чтобы Гос­подь по­мог ей неза­мет­но вый­ти из тем­ни­цы. И Бог услы­шал ее мо­лит­ву: стра­жи усну­ли. Ока­зав­шись на сво­бо­де, свя­тая Дро­си­да на­пра­ви­лась к пе­чи, но ста­ла раз­мыш­лять про се­бя: «Как я пой­ду к Бо­гу, не имея на се­бе брач­ной одеж­ды, (то есть не при­няв Кре­ще­ния), ведь я нечи­ста. Но, Царь цар­ству­ю­щих, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, ра­ди Те­бя я оста­ви­ла мое цар­ствен­ное по­ло­же­ние, чтобы Ты удо­сто­ил ме­ня быть хоть при­врат­ни­цей в Цар­ствии Тво­ем. Кре­сти же ме­ня Ты Сам Ду­хом Тво­им Свя­тым». По­мо­лив­шись, свя­тая Дро­си­да по­ма­за­ла се­бя свя­тым ми­ром, ко­то­рое за­хва­ти­ла с со­бой, и, три­жды по­гру­жа­ясь в во­ду, про­из­нес­ла: «Кре­ща­ет­ся ра­ба Бо­жия Дро­си­да во Имя От­ца, и Сы­на, и Свя­то­го Ду­ха». Семь дней скры­ва­лась свя­тая, пре­да­ва­ясь по­сту и мо­лит­ве. В это вре­мя ее на­шли хри­сти­ане и из ее рас­ска­зов узна­ли обо всем про­ис­шед­шем. На вось­мой день свя­тая му­че­ни­ца Дро­си­да по­шла к рас­ка­лен­ной пе­чи и бро­си­лась в огонь.

См. так­же: «Па­мять свя­той му­че­ни­цы Дро­си­ды» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

При­ме­ча­ние

Не включены в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.