Компьютерная зависимость у детей

Компьютерная зависимость детей дошкольного возраста

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Овсянникова Елена Анатольевна

Организация: БОУ «Лицей № 54» г. Омска

Населенный пункт: Омская область, г. Омск

Компьютерная зависимость? Разве может быть такое? Вроде бы всё так хорошо, так благопристойно: дети занимаются интересным делом, интеллектуальным трудом. Почему же Всемирная ассоциация здравоохранения причислила компьютерную игровую зависимость к разряду тяжёлых заболеваний. У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании (лудомании). Мозг каждого человека снабжён снабжен центром удовольствия. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Компьютерная болезнь — это недуг, который формируется постепенно.

Почему формируется компьютерная зависимость? Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Или, например, отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребёнок слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребёнка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность. Общая неудачливость ребенка, также может являться причиной игромании. Эта причина схожа с предшествующей. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он — главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель).

Современный ребёнок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребёнок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребёнка игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей особенно много работающих родителей. Постепенно ребёнок проводит за компьютером всё больше времени. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лешенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику детей.

Возникают эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста. Например, затруднения в общении со сверстниками и взрослыми: неуравновешенность; возбудимость; бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное потоотделение и т.д.); негативизм; упрямство; неуступчивость; конфликтность; жестокость; устойчивое негативное отношение к общению; застревание на отрицательных эмоциях; эмоциональная холодность; отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.

Отдельно различают два вида зависимости: сетеголизм и кибераддикция.

Сетеголизм. Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети. У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение.

Кибераддикция. Это зависимость от компьютерных игр. Игры по степени опасности подразделяются на группы в зависимости от характера той или иной игры:

1. Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности. Здесь происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность — эти игры наиболее опасны.

2. Не ролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости, и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации азарт достижения цели, «прохождение» игры или набор очков.

На данный момент, когда подрастает первое поколение «экранных детей» последствия, становятся все более очевидными. Первое из них — отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития — дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4 % детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз. Покупая малышу, новые компьютерные игры родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это безопасное занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много) но и для его психического развития.

Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости от компьютера у их ребенка. Они обращаются к ребенку с просьбой, например: «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться к ребенку нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.

Способы реагирования ребенка:

A. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере — полная свобода от компьютера на момент тестирования.

Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается — 1-я степень зави-симости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой и (или) начальный этап 2-й степени зависимости.

B. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает — зависимость 2-3-й степени.

В случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени (на следующий день) обратиться к ребенку с развернутой аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать окончательный вывод о наличие у ребенка компьютерной зависимости и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.

Лечение компьютерной зависимости — сложная проблема, которая требует согласованной работы специалистов различных областей медицины. В таких случаях родители должны поддержать ребёнка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребёнка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребёнок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребёнка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребёнок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребёнком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему-то или иное занятие или увлечение для него не желательно.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить компьютер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном возрасте, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности — рисование конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное — когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) и научился отличать игру от реальности. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

Используемая литература:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва-Воронеж. – 2000.-106с.
2. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции // 2-я Российская конференция по экологической психологии: Тезисы докладов. — М.: Экопсицентр РОСС, 2000.
3. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. — Воронеж, 2003.
4. Иванов М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1. Ч. 94-102.
5. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь, М. : PerSe : ПЕР СЭ, 2002
6. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. — 2003. — № 9 — 13-18с.
7. Чудинова В.П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. — 2004. — № 4- 14-18.

Опубликовано: 27.02.2016

>Проект Компьютерная зависимость молодежи

(выполнен в рамках учебного проекта «Профилактика аддиктивного поведения молодежи» )

Причины

Компьютерная зависимость у детей приобрела масштаб эпидемии. Среднестатистический школьник проводит за компьютером от 2 до 6 часов. Около 70% американских детей проводит свободное время за играми с сюжетами жестокости и насилия. В этих играх убийство является целью и главным элементом игры. Дети путают виртуальную реальность с настоящей, поэтому все чаще несовершеннолетние в Америке открывают огонь из ружей и пистолетов в школе.

Любая зависимость или мания является следствием глубоких психологических проблем. С помощью компьютерных игр человек пытается уйти от волнующей его жизненной ситуации или заменить какой-то недостающий элемент в своей жизни (внимание близких, социальный статус, отсутствие любимого человека).

Возможные причины возникновения компьютерной зависимости:

  • Различные нарушения психики (психопатии). Патологические черты характера человека, необщительность, закомплексованность и скромность часто приводят человека к интернет-зависимости. Некоторые больные при помощи компьютера реализуют свои детские страхи и фантазии;
  • Дефицит общения. Эта проблема актуальна для детей и подростков, родители которых постоянно заняты заработком денег;
  • Внутрисемейные конфликты. Чтобы уйти от семейных скандалов некоторые люди погружаются в виртуальный мир, что в дальнейшем усугубляет ситуацию и приводит к разводам;
  • Социальные фобии. Человек боится реального общества, межличностных отношений. Компьютерные игры позволяют уйти от реальности, почувствовать себя сильным и значимым. Компьютер для человека становится собеседником, спутником жизни и сексуальным партнером.

Симптомы

Патофизиологические механизмы формирования компьютерной зависимости и лудомании одинаковы. Они основаны на стимуляции различных центров удовольствия в головном мозге. В зависимость от компьютерных игр впадают и подростки, и взрослые самостоятельные люди.

Это патологическое состояние проявляется в виде чувства эйфории и психоэмоционального подъема во время погружения в виртуальный мир. Больной не может планировать свое время нахождения за компьютером. Для того, чтобы побороть сон и стимулировать мыслительную деятельность, он начинает употреблять кофеинсодержащие напитки и другие психостимуляторы. Для некоторых взрослых геймеров основным продуктом «питания» становятся пиво и различный фаст-фуд. Человек, который большую часть погружен в виртуальный мир, не соблюдает правила личной гигиены: забывает чистить зубы, расчесываться, принимать душ. Он плохо питается, спит и ведет малоподвижный образ жизни.

Если сломался компьютер, больной находится в расстроенном состоянии, может быть агрессивным с близкими и окружающими людьми. Такой человек начинает тратить все свои деньги на обновление программ, компьютерные приставки, новые игры. Он не задумывается о своей личной жизни, о работе или учебе, его мир сужается до прохождения очередной миссии в игре.

По мере прогрессирования зависимости, человек не может отказаться от компьютерных игр, хотя хорошо понимает их бесполезность. Он постоянно уходит от существующей реальности и погружается в виртуальный мир, принимает роль определенного персонажа и живет его «компьютерной» жизнью.

Больной общается с другими людьми на различные компьютерные темы. Игровая зависимость ведет к перегрузке центральной нервной системы, в головной мозг человека постоянно поступают возбуждающие импульсы.

Через некоторое время у больного наблюдается снижение настроения, общего самочувствия, социальной активности, наблюдается повышенная тревожность и нарушение адаптации в обществе. По мере развития компьютерной зависимости у взрослых формируется неудовлетворенность собой, теряется смысл жизни, развивается глубокая депрессия.

У взрослых людей с игровой зависимостью снижается либидо, возникают различные нарушения в сексуальной сфере. «Зависимые» люди, как правило, имеют неустроенную личную жизнь, замкнуты, неразговорчивы.

Проявления у подростков и детей

Компьютерная зависимость у подростков, как правило, носит тяжелый характер. Они становятся злыми и агрессивными, если родители хоть на минуту просят оторваться от компьютера. Признаками игровой зависимости у детей является тот факт, что они начинают прогуливать школу, врать родителям и учителям. Некоторые несовершеннолетние больные просят или воруют деньги, для того, чтобы потратить на любимую компьютерную игру.

Компьютерные игры вызывают у детей жестокость, потому что там надо стрелять и убивать, а за это положено вознаграждение в виде очков, бонусов и подарков. Незрелая психика ребенка перегружена игровыми эффектами. В сознании современного ребенка виртуальная реальность не отличается от реальной жизни.

Компьютерная зависимость у подростков отрицательно сказывается на их здоровье и успеваемости. Ребенок начинает пить и есть, не отходя от монитора компьютера. В школе все его мысли и желания направлены на предвкушение игры дома.

Подростки с игроманией отказываются от друзей, начинают питаться нездоровой пищей, забрасывают учебу. Многие несовершеннолетние больные становятся агрессивными, склонными к насилию. Некоторые ученые утверждают, что компьютерная зависимость у детей ведет к слабоумию.

Последствия

Зависимость от компьютерных игр отрицательно сказывается на здоровье человека. Со временем у него ухудшается зрение, появляются проблемы с позвоночником и суставами. Многие «зависимые» страдают головной болью, бессонницей. В результате долгого сидения за компьютером у человека возникает слабость, повышенная утомляемость, снижается аппетит. Долгое сидение за компьютером приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний: стенокардия и ишемическая болезнь сердца.

Длительное употребление напитков, содержащих кофеин и другие стимуляторы, приводит к истощению нервной системы, артериальной гипертензии. Учитывая, что «зависимые» люди плохо питаются, у них развивается гастрит и гастродуоденит, склонность к запорам.

Компьютерные игры у детей развивают те участки головного мозга, которые ответственны за зрение и движение. Игромания приостанавливает развитие лобных долей, которые несут ответственность за тренировку памяти, обучения, эмоции.

Дети с зависимостью от компьютерных игр мало времени проводят на свежем воздухе, не занимаются спортом. Чаще всего такие дети имеют бледный вид, «синяки» под глазами, плохо развитую костно-мышечную систему.

Критерии диагностики

Перед тем, как обращаться за квалифицированной медицинской помощью необходимо удостовериться в том, что у вашего члена семьи есть компьютерная зависимость, а не просто чрезмерное увлечение видеоиграми. Есть ряд критериев, опираясь на которые можно дифференцировать проблему:

  • Пациент не хочет отвлечься от игры и агрессивно реагирует на подобные просьбы;
  • Отсутствие критического отношения к своему поведению;
  • Пациент пренебрегает своими социальными обязанностями (учеба, работа), не участвует в делах семьи и его социальная активность резко снижена;
  • Пациент теряет интерес к окружающему миру, а эмоциональный подъем испытывает только во время компьютерной игры;
  • Пренебрежение к нормам личной гигиены, поведения в обществе;

Помимо девиантного поведения у больного наблюдаются нарушение сна, головные боли, неприятные ощущения в области спины. Также из-за длительного вынужденного положения кисти возможно развитие синдрома карпального канала.

При наличии этих критериев у пациента можно диагностировать зависимость от компьютерных игр.

Методы терапии

Нельзя рассматривать компьютерную зависимость как полностью самостоятельное заболевание. Оно является следствием более серьезных психологических проблем. Поэтому специалисту важно выявить первопричину недуга и бороться именно с ней.

Для лечения последствий компьютерной зависимости применяется психотерапия, медикаментозные методы, гипноз. Важно применить комплексный подход.

При этой зависимости психиатрами применяется аутогенная тренировка, поведенческая, семейная психотерапия, психосинтез. Психотерапия направлена на коррекцию внутрисемейных отношений, устранение различных психологических установок человека (замкнутость и необщительность), лечение детских страхов и сексуальных проблем у взрослых.

У взрослых успешно применяются методы гештальт-терапии. Это связано с тем, что увлеченность компьютерными играми является способом уйти от нерешенной ранее проблемы. А данные методики подсказывают как «закрыть гештальт» т.е. разрешить ситуацию.

Симптоматическая медикаментозная терапия направлена на лечение бессонницы, раздражительности, повышенной тревожности и депрессии. Взрослым пациентам с игровой зависимостью назначаются растительные успокоительные препараты с целью снизить возбудимость нервной системы. Это могут быть травяные настойки, но чаще всего врачи назначают транквилизаторы или антипсихотики. Для нормализации циклы сна применяются снотворные препараты.

Обязательными препаратами при лечении компьютерной зависимости являются антидепрессанты. Они снимают психоэмоциональное напряжение, нормализуют настроение и улучшают общее самочувствие.

Важно наладить правильное питание, которое учитывает уже сформировавшиеся проблемы с пищеварением. Пациенту дополнительно назначают курс витаминов и общеукрепляющих медикаментов.

Этапы психологической помощи

Специализированная помощь имеет определенную стадийность. Такая структура была определена как наиболее эффективная при лечении компьютерной зависимости

На первом этапе важно помочь пациенту преодолеть внутреннее сопротивление лечению. Это ключевой момент, без которого дальнейшая терапия теряет смысл. Пациент должен осознать проблему, а также необходимость помощи извне для ее разрешения.

Второй этап направлен на определении глубины проблемы. Больной вместе с лечащим врачом должен выявить все подводные камни, которые могут помешать социальной реабилитации. Тактика врача в этом случае поддерживающая и направляющая.

На третьем этапе цель врача – подготовить пациента к реальным действиям и изменениям. Здесь происходит постепенный отказ от компьютерных игр. Пациент проводит больше времени на прогулках, занимаясь повседневными делами. Врач фиксирует его успехи и подбадривает.

Психотерапия при данной проблеме занимает длительное время и требует деликатности и полного взаимопонимания между врачом и пациентом.