Кто был распят вместе с иисусом

Трудные тексты Библии. К чему относится слово «ныне» в Лук. 23:43?

К чему относится слово «ныне» в Лук. 23:43?

И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

και είπεν αυτω̣, ’Αμήν σοι λέγω, σήμερον μετ’ εμοũ έση̣ εν το παραδείσω̣.

(Лук.23:43)

Формулировка вопроса

Лука описывает крестные страдания Христа. Во время которых один из распятых рядом с Иисусом разбойников просит помянуть его в Царствии Христа. Ответ Христа записан в 43 стихе и является предметом нашего исследования.

Как всем известно, в первоначальном тексте не было знаков препинания и пробелов между словами. Этот факт даёт простор для фантазии не только хорошим экзегетам, но и недобросовестным толкователям, желающим исказить смысл текста в угоду собственным, подчас диким, богословским выдумкам.

Так сторонники идеи о «сне души», утверждающие, что после смерти душа человека погружается в некое подобие сна и пробуждается только в день воскресения тела толкуют этот текст так: «Истинно говорю тебе сегодня: «Будешь со мною в раю». Теория «сна души» не выдерживает критики в свете целого ряда текстов Священного Писания (самыми убедительными на наш взгляд являются история о богаче и Лазаре , и упоминание о вопищющих душах убиенных за Слово Божие ). Однако наш сегодняшний текст из Лук 23:43 также является существенным свидетельством в пользу того, что души умерших людей, уверовавших во Христа, не засыпают, но пребывают с Господом в раю, ожидая воссоединения с прославленными телами в воскресении.

Наша задача исследовать, насколько вероятно прочтение «Истинно говорю тебе сегодня: «Будешь со Мною в раю».

Возможные варианты толкования

1. Такое прочтение не только возможно, но и наиболее вероятно.

Этой точки зрения придерживаются «Свидетели Иеговы» и адвентисты седьмого дня.

Евангелие от Луки 23:43 в «Переводе нового мира» «Свидетелей Иеговы» звучит так: «И он сказал ему: «Истинно говорю тебе сегодня: ты будешь со мной в Раю». В их понимании, слово «сегодня»указывает на время, когда Иисус сделал это заяв­ление.

Согласно их верованиям, Иисус никак не мог сказать «сегодня же будешь со Мной в раю», словно они могли очутиться в раю в день своей смерти. (Познание, ведущее к вечной жизни, с. 288).

Такое толкование зиждется на доктрине о «сне души».

Адвентистский теолог Карлайл Ханес пишет, что «смерть — это настоящий сон, сон глубокий, бессознательный, непрерывный до самого пробуждения в момент воскресения. …Нет и намека на то, что у человека спит только его тело, а душа при этом бодрствует и находится в сознании». (Hanes K. B. Life, Death, and Immortality. Nashville, 1923. C. 201)

«Свидетели Иеговы» вообще считают, что «душа перестает существовать, когда человек умирает». (Свидетели Иеговы в XX веке. — New York, 1994. С. 13.)

2. Такое прочтение совершенно невероятно.

Оно противоречит как здравому смыслу, так и грамматике.

Эта точка зрения представлена у подавляющего большинства евангельских экзегетов.

Выбранное решение вопроса.

Разумеется, мы придерживаемся второй точки зрения. На наш выбор повлияли следующие герменевтические принципы:

Принцип исторической преемственности.

Немедленный переход туда сразу после смерти: ныне же будешь со Мною в раю, сегодня вечером, прежде чем наступит завтра. Души верных, освободившись от бремени плоти, немедленно входят в радость и блаженство; духи праведников немедленно становятся совершенными…

Мэтью Генри. Комментарий на Евангелие от Луки.

Ныне же будешь со Мною в раю (43). Вместо далекой награды в будущем земном Своем славном Царстве, Господь обещает уверовавшему в Него разбойнику скорейшую награду: ныне же они оба, Христос и разбойник, умрут (иногда распятые оставались живыми по нескольку дней), и оба вместе войдут в рай.

Толковая Библия преемников А.П. Лопухина

Здесь этим словом означается полнота Божиего благословения, которая ныне же, то есть в день распятия, а не в день второго пришествия, ожидает покаявшегося разбойника. Ему будет дано больше, чем он просит.

Реферат: Marshall I. H. The Gospel of Luke. A commentary on the Greek text.

Но всем остальным — разбойникам, солдатам, друзьям, собравшимся вокруг, даже Иосифу (несмотря на что он был членом синедриона) — Иисус предлагает спасение. Оно предназ-начено для всех тех, кто не хочет идти по жизни один без Христа. Именно возле креста они слышат молитву Сына, обращенную к Отцу, молитву, которая не может остаться безответной: «Отче! Прости им, прости им все грехи, отделяющие их от спасения». Именно у креста они слышат обещание Спасителя: «Сегодня ты войдешь в вечную жизнь со Мной».

Michael Wilcock The Message of Luke

Принцип грамматики и лексического анализа

О невозможности отнести слово «сегодня» к фразе «я говорю» свидетельствует неизменное и даже шаблонное употребление фразы Αμήν λέγω (истинно говорю) Иисусом Христом. Господь употребляет эту фразу в Новом Завете около ста раз. (У синоптиков фраза звучит Αμήν λέγω, Иоанн удваивает первое слово — Αμην, αμην λέγω). Но ни разу (!) она не сопровождается обстоятельством времени!

Дело в том, что глагол λέγω (говорю) не нуждается в обстоятельстве времени. Это глагол настоящего времени. Совершенно излишне упоминать о времени говорения, поскольку настоящее время не подразумевает иных толкований. Глаголы прошедшего и будущего времён могут содержать при себе обстоятельства времени, так как сам глагол прошедшего или будущего времени не обладает исчерпывающей информацией о времени говорения. Фраза «я говорил» может нуждаться в уточнении «вчера» или «год назад». Фраза «я скажу» может нуждаться в уточнении «завтра» или «через год». Но фраза «я говорю» не нуждается в уточнении «сегодня». Само время глагола делает наречие «сегодня» излишним. Разумеется, сегодня. Уточнение времени в этом случае совершенно излишне, как с грамматической, так и с логической точек зрения.

Повторюсь, нет ни одного примера в Новом Завете такой фразы, потому что она совершенно нелепа с грамматической точки зрения.

Уточнение в виде обстоятельства времени при глаголе λέγω в принципе возможны для обозначения эмфатического ударения. Но в тексте Лук. 23:43 никакой эмфазы не содержится. Она не подразумевается ни контекстом, ни логикой высказывания.

Сравните сами.

Глагол λέγω в форме настоящего времени в Новом Завете встречается 209 раз. Из которых только четыре раза он содержит при себе обстоятельство времени, выраженное наречием. И эти четыре примера содержат эмфазу.

Первый пример:

Ин.13:19 απ’ άρτι λέγω υμιν προ τοũ γενέσθαι, ίνα πιστεύσητε όταν γένηται ότι εγώ ειμι.

Говорю это вам уже теперь, прежде чем сбылось, дабы вы уверовали, когда сбудется, что Я есмь.

Здесь эмфатическое усиление «я говорю именно сейчас», которое поддержано уточняющим оборотом «прежде чем сбылось». Но в нашей фразе из Лук. 23:43 нет эмфатического усиления, нет уточняющих фраз…

Второй и третий примеры:

Дети Мои, еще недолго Я с вами. Будете искать Меня, и, как Я сказал Иудеям: «куда Я иду, вы не можете пойти», так и вам говорю теперь.

Здесь сравнение двух заявлений: сделанного в прошлом и сейчас. В такой фразе глагол λέγω требует наречия «ныне». Фраза «Как вчера я говорил, так и сегодня говорю» имеет смысл, потому что надо подчеркнуть обстоятельствами времени неизменность сказанного независимо от дней и времён. Похожая конструкция есть и в Гал. 1:9 (это третий пример). Но в нашем тексте Лук. 23:43 нет сравнения, не сопоставляется сказанное ранее, со сказанным сейчас.

Четвёртый пример:

И теперь говорю вам, отстаньте от этих людей и пустите их. Ибо если от людей начинание это или дело это, — оно будет разрушено.

Однако опять же здесь наречие νũν (ныне) используется для эмфазы. Гамалиил подводит итог, завершая каскад исторических примеров. Его фраза логична: «Я рассказал вам о примерах прошлого, а теперь говорю: сделайте выводы». На такое эмфатическое противопоставление указывает и союз και.

Но, что интересно, использование наречия νũν в этом тексте напоминает нам о преобладающей тенденции: наречие, выполняющее функцию обстоятельства времени ставится перед определяемым глаголом, а не после него. В тексте же Лук. 23:43 наречие σήμερον стоит после глагола λέγω, но перед глаголом έση̣ (будешь). Следовательно, оно относится к глаголу «будешь».

Кроме того, похожая на Лук. 23:43 грамматическая конструкция содержится в Лк. 17:34.

λέγω υμιν, ταύτη̣ τη̣ νυκτι έσονται δύο επι κλίνης μιας, ο εις παραλημφθήσεται και ο έτερος αφεθήσεται·

Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; (Лук.17:34)

Совершенно невозможно представить себе, что Иисус имел в виду: «Сказываю вам в ту ночь: «Будут двое на одной постели»…» Здесь обстоятельство времени передано фразой «в ту ночь» и явно относится не ко времени говорения.

Принцип ясности Писания.

Также обратите внимание на то, что ни в одном из вышеприведённых примеров не используется слово σήμερον (сегодня). Потому что это слово без уточняющих оборотов (вроде «сегодня, рано утром») означает «где-то в течение сегодняшнего дня».

Поэтому, если предположить, что σήμερον относится к первой части предложения, то мы вынуждены прийти к нелепому выводу о том, что Господь говорит разбойнику либо на протяжении всего дня, либо в любой момент сегодняшнего дня.

Если бы нужно было эмфатически подчеркнуть настоящее время говорения, то σήμερον — самое неподходящее слово. Нужно было бы использовать наречие άρτι или νũν, которые обозначают именно этот момент, а не неопределённое по времени «сегодня».

Принцип исследования исторического контекста.

Господь произносит слова, будучи распятым на кресте. Для того, чтобы в таком положении произнести хотя бы одно слово, требуется невероятное напряжение, сопровождающееся страшной болью в потревоженных нервных окончаниях. Даже для того, чтобы сделать вдох, распятому необходимо всем телом подтянуться, оттолкнувшись пробитыми гвоздями ногами и руками. Каждое слово и движение вызывает дикую боль. Поэтому на кресте обычно не до пространных разговоров и речевых излишеств… Никто, находясь на кресте, не стал бы уточнять время говорения. Итак ясно, что слова произносятся сегодня. А вот обозначить время, когда Христос и разбойник благоразумный окажутся в раю, совершенно необходимо.

Принцип литературного контекста и авторского замысла.

Совершенно очевидно, что фраза Иисуса Христа — это ответ на просьбу разбойника благоразумного: «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лук.23:42). Разбойник не знает, когда именно придёт в Царствие Своё Господь Иисус, но просит о поминовении тогда же, в тот же день, когда это совершится. Поэтому ответ Христа указывает на время, когда это будет, когда Он вместе с прощённым и спасённым преступником окажется в раю.

Принцип аналогии веры и аналогии Писания.

О том, что после смерти душа человека продолжает существовать, а не засыпает и не исчезает говорит целый ряд текстов Священного Писания, косвенно поддерживая наше толкование Лук. 23:43.

  1. Так, Моисей и Илия не спали, и явно существовали, когда явились с Иисусом на горе Преображения. (См. Мф. 17:1-13; Мр. 9:2-13; Лк. 9:28-36)
  2. История о богаче и Лазаре (Лук. 16) ясно показывает, что после смерти и богач и Лазарь были в сознании, могли общаться, помнили о своём земном бытии, могли рассуждать и чувствовать.
  3. Упоминание о вопищющих душах убиенных за Слово Божие (Откр. 6:9-10) показывает, что эти личности также находятся в сознании, могут общаться с Богом, помнят обстоятельства своей смерти.
  4. Апостол Павел пишет о своей смерти: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше…» (Флп.1:23). Небытие не может быть лучше бытия. Кроме того, апостол прямо заявляет о бытии: «быть со Христом».
  5. Вера в воскресение тела вовсе не противоречит идее о посмертном существовании души. Так, доказывая идею воскресения, Господь упомянул о том, что ветхозаветные патриархи живы прямо сейчас: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». (Лук.20:38)
  6. Если люди и умирают телом, они продолжают существовать душой, и над этими душами Христос осуществляет владычество. «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми». (Рим.14:9)
  7. Апостол Павел о посмертной участи христиан писал так: «Итак, мы всегда благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа». (2 Кор. 5:8). Словом «водвориться» синодальный перевод обозначил греческое ἐνδημέω, означающее: поселиться, жить, обитать, быть местным жителем, быть дома. Это слово подразумевает активное бытие, но не сон и не прекращение существования.

Вывод.

Господь может простить великого грешника, обратившегося к Нему со словами покаяния. Для прощения не нужны годы и длительные времена. Господь прощает грехи мгновенно и навсегда. А после смерти каждого верующего ожидает рай и общение с Лучшим из собеседников. Вплоть до воскресения праведных души христиан пребывают в сознательном состоянии в присутствии Христа. А после воскресения, когда души воссоединятся с прославленными телами, это общение достигнет совершенства. За это слава нашему Богу. Аллилуйя!

Огненное наказание

Огненное наказание возникает, когда в карте бацзы встречаются 3 земные ветви Тигра, Змеи и Обезьяны. Они могут быть уже вписаны в основную карту или приходить в тактах удачи.

Например, в этой карте наказание заложено при рождении:

Видите, как много в этой карте власти и совсем нет воды – буфера между властью и личностью? Ребенок задавлен «ценными указаниями». У этого трехлетнего мальчика нет другого способа защититься, как напасть на родителей своим самовыражением – ведь именно этим богом является в его карте огонь. Родителям нужно ослабить воспитательную функцию и просто дарить малышу заботу и любовь. А его талантам дать выход через баловство, радость и смех.

Если в карте есть два животных, то третье может добавить месяц и даже день!

Поэтому если в вашей карте есть Змея и Тигр, то готовьтесь к августу – месяцу Обезьяны.

Если в вашей карте живут Тигр и Обезьяна, то вам следует быть осторожным в мае, в месяц Змеи.

Если в вашей карте три животных, то будьте бдительны и в мае и в августе.

Если вы знакомы с китайским календарем, то мы сможете выписать опасные для вас дни самостоятельно. Если нет, то обратитесь к вашему консультанту бацзы. Ведь жизненно важно минимизировать все риски срабатывания наказания в вашей жизни.

Что же это за болезнь такая, огненное наказание?

Огненное наказание считается самой сильной неприятностью в бацзы. Его еще называют «полным». Как вы видите, в нем участвуют три конюшни, или путешествующие лошади. Это самая активная, самая молодая и резвая энергия сезонов весны (Тигр), лета (Змея) и осени (Обезьяна). Поэтому проблемы могут поджидать именно в движении, в путешествии, в поездке.

Нужно быть очень осторожным на транспорте, за рулем. Если в вашей карте есть огненное наказание, то лучше в этот год избегать самому водить автомобиль. Нужно или нанять водителя (только такого, у которого нет в его бацзы наказания огня) или же пересесть на общественный транспорт.

В названии наказания упоминается огонь. Поэтому нужно быть внимательным при использовании открытого огня, свечей, а также электроприборов и электропроводки.

Я тебе, конечно, верю…

Еще огненное наказание называют наказанием неблагодарности. Проявляется оно как предательство, удар в спину от человека, которому мы доверяем, с которым у нас есть что-то общее, например, семья или бизнес.

Как избежать огненного наказания?

Лекарством может стать принцип: доверяй, но проверяй. Нужно исключить любые сделки на слово, хоть и джентельменское. Все юридические бумаги, прежде чем подписывать, нужно не формально, а досконально изучить. И обязательно нужно посмотреть по столпам и божествам, со стороны кого или чего могут прийти неприятности. Особенно важно это сделать, если в вашей карте наказание приходящее – то есть, когда оно формируется при участии такта, года или месяца. В этом случае неприятности приходят из вне – и желательно заранее установить их источник.

Например, если у вас полное наказание достраивается за счет элемента денег, то это значит, что именно они станут причиной ссоры. А если вы мужчина, то для вас элемент денег и женщин совпадает. Поэтому можно ждать денежных или имущественных претензий со стороны милых дам.

Сам себе генератор

Но бывает и так, особенно, если наказание встроено в карту, что человек сам перестает доверять своим партнерам, начинает всех подозревать, у него формируется и ярко выражается враждебное восприятие мира. Логично, что мир отвечает той же монетой: если человек ждет, чтобы его «кинули», то его «кинут». В таком случае требуется помощь психолога или же можно самому проработать свои сомнения.

Рецепт таков:

  1. Быть осторожным на транспорте.
  2. Быть острожным с огнем и электроприборами.
  3. Выяснить, от кого может исходить угроза и пересмотреть отношения с этим человеком.
  4. Доверять миру и вашему консультанту бацзы.
  5. Составить календарь потенциально резонансных дат и в соответствии с ними составлять свое жизненное расписание.

Как видите, главное лекарство против огненного наказания – не страх и паника, а знания и правильная диагностика. Ведь уличенный враг уже не сможет навредить.

Жизнеописание

В канонических Евангелиях имена и биографии распятых с Христом разбойников отсутствуют, однако многочисленные предания находятся в апокрифических источниках. Дисмас был сыном разбойника, жившим на пути в Египет. Мать Дисмаса болела сердцем и не могла кормить ребёнка. Во время бегства в Египет Святое семейство было захвачено мужем больной женщины, и Дева Мария в течение шести дней кормила Дисмаса своей грудью.

Под именем Тит Благоразумный разбойник упоминается в Арабском евангелии детства Спасителя, в котором он предстаёт одним из двух дозорных, уговаривает Думаха пропустить Святое семейство и не причинять ему вреда, отдав напарнику 40 драхм и пояс с деньгами, а Иисус предсказывает свою казнь:

Увидав, что благое дело ради них совершил разбойник, молвила Владычица госпожа Мария ему:
— Господь Бог поддержит тебя Своею десницей и отпущением грехов одарит.
И сказал в ответ матери Своей Господь Иисус:
— Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошую — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное. Арабское евангелие детства Спасителя, гл. 23

Икона Распятия «меж двух разбойников», 1711 год. По правую руку от Христа — Дисмас

Дисмас был распят на Голгофе вместе с Христом и Гестасом, по правую руку от Иисуса. Во время казни, в отличие от Гестаса, покаялся в своих грехах и уверовал в божественность Спасителя, за что и прозван Благоразумным разбойником. Распятие разбойников упоминается во всех четырёх канонических Евангелиях, однако наиболее полный рассказ о казнённых вместе с Христом приводится в Евангелии от Луки:

Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

Поскольку согласно христианскому вероучению спасение невозможно без принятия крещения, считается, что Благоразумный разбойник получил таинство от воды и крови, истёкших из ребра Христа, после того, как сотник Лонгин пронзил его бок копьём.

В апокрифическом Евангелии от Никодима содержится развёрнутое описание Сошествия Христа во ад, после которого следует вознесение душ праведников в рай, где они встречаются с уже находящимися там Енохом, пророком Илией и Благочестивым разбойником. Там же появляется имя разбойника — Джиман, что является славянской транскрипцией греческого имени Δυσμάς, которое на латыни и современном русском языке звучит как «Дюсмас» или «Дисмас».

В древнерусской традиции встречается также вариант имени Рах, которого нет ни в одном литературном источнике. Предполагается, что это имя появилось в результате эволюции имени Варвар—Варах—Рах. Согласно другой версии, это не имя, а прозвище разбойника, означающее «распятый».

Почитание

Благоразумный разбойник почитается как пример истинного покаяния. Традиционно считается, что он стал первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа. В Западной Европе широкое почитание Благоразумного разбойника началось с конца XI века, когда после первого крестового похода одним из мест паломничества стала деревня Латрун, которая, из-за созвучия с латинским словом latro, считалась его родным селением, а в средневековых свидетельствах паломников она называется «замок доброго разбойника» (Castrum boni latronis). Крест Благоразумного разбойника находился на Кипре, откуда он в XIV веке был перенесён в Болонью, в церковь святых Виталия и Агриколы.

Имя Дисмас в почитании Благоразумного разбойника на Западе закрепилось благодаря употреблению в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV век), популярном в Позднем Средневековье. Кардинал Цезарь Бароний в конце XVI века писал о широком распространении почитания Дисмаса, во имя которого были освящены многие алтари. В XVI веке наметилась тенденция отказа от употребления имени Дисмас ввиду его апокрифического происхождения. Службы в честь Дисмаса изымались из бревиариев. Бароний в конце XVI века внёс память Доброго разбойника в Римский мартиролог под 25 марта, но уже без имени. Несмотря на это, имя Дисмас всё равно было распространено среди верующих.

Привилегию литургического чествования Доброго разбойника (без имени) Папа Сикст V даровал ордену мерседариев. Такое же право в 1724 году было дано Конгрегацией богослужения монашеской Конгрегации благочестивых работников сельских катехизаторов (итал.)русск., особым покровителем которой считался Добрый разбойник. В настоящее время почитание Дисмаса сохраняется в формах народного благочестия на юге Италии, например, в городе Галлиполи, где Доброго разбойника считают своим небесным покровителем.

В православной церкви, несмотря на историческое почитание Благоразумного разбойника, формально он не канонизирован, более того, среди духовенства нет единого мнения и относительно его святости. Официальное мнение Церкви по этому вопросу отсутствует, однако его поминают на каждой литургии и ежегодно в службе Великой пятницы. По всей видимости, на Руси Благоразумный разбойник был почитаем в Средние века, но к XIX веку его образ потерял свою актуальность. Между тем в настоящее время списки алтарных дверей вешаются в некоторых храмах как самостоятельные поклонные образы. В 2004 году митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Селидовской колонии строгого режима в Донецкой области освятил первый православный храм во имя Благоразумного разбойника Раха.

Иконография

Лоно Авраамово и Благоразумный разбойник (в центре с крестом). Деталь иконы «Страшный суд», XVI векБлагоразумный разбойник, фреска собора Снетогорского монастыря. 1313 год.

Древняя традиция написания икон Благоразумного разбойника приводится в качестве одного из свидетельств почитания Благоразумного разбойника в Средние века. В византийской иконографии Дисмас представлен в композициях «Распятие», дополненных изображением казни двух разбойников, и «Страшный Суд», где изображён в раю возле восседающей на троне Богоматери. В древнерусском искусстве, кроме того, получили распространение расширенные композиции «Воскресение — Сошествие во ад», описывающие пребывание Дисмаса в раю. Широкое распространение на Руси получила традиция помещать образ Благоразумного разбойника на северных дверях иконостаса, что обусловлено с символическим пониманием восточной части храма как рая, а также преданием о том, что Дисмас был распят по правую руку от Христа. Белый фон дверей или атрибуты райского сада (цветы, птицы, растительные побеги) служат указанием на пребывание Благоразумного разбойника в раю.

Изображается обнажённым по пояс с препоясанием на чреслах, голову окружает нимб. Обязательным атрибутом является орудие мученичества — крест. На заре христианства, когда ещё были актуальны античные понятия о красоте, Благоразумного разбойника писали без бороды; с развитием же христианского мировоззрения, борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и Дисмас стал изображаться уже с бородой.

Примечания

  1. Каган-Тарковская М. Д. Слово о крестном древе // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред.: Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб. : Наука, 1999. — Т. 3: XI–XII века. — 413 с. — 2000 экз.
  2. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя / Пер., исслед. и коммент.: А. П. Скогорева. Науч. ред.: И. С. Свенцицкая. — СПб. : Алетейя, 2000. — 480 с. — (Античное христианство. Источники). — 1600 экз. — ISBN 5-89329-275-8.
  3. Благоразумный разбойник. Православная энциклопедия «Азбука веры». Проверено 28 июня 2017. Архивировано 28 июня 2017 года.
  4. Георгий Максимов. Вне церкви нет спасения. Православная энциклопедия «Азбука веры». Проверено 4 июля 2017. Архивировано 4 июля 2017 года.
  5. 1 2 3 4 5 Губарева О. В. Благоразумный разбойник. Портал «Слово». Проверено 4 июля 2017. Архивировано 4 июля 2017 года.
  6. Архимандрит Амвросий (Погодин). Благоразумный разбойник (толкование притчи). Миссионерский центр имени преп. муч. Афанасия игумена Брестского. Проверено 5 июля 2017. Архивировано 5 июля 2017 года.
  7. 1 2 3 Зайцев Д. В. Дисмас // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV : «Димитрий — Дополнения к „Актам Историческим“». — С. 401. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
  8. 1 2 Пивоварова Н. В. Благоразумный разбойник // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V : «Бессонов — Бонвеч». — С. 314—315. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  9. Виктор Кутковой. О некоторых особенностях иконографии распятия. Православие.Ru (25 июня 2007). Проверено 4 июля 2017. Архивировано 4 июля 2017 года.

Часовня благоразумному разбойнику

Необычная часовня в селе Анишино Веневского района Тульской области.
При въезде в деревню Анишино сразу бросается в глаза красивая часовня. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это не совсем обыкновенная часовня, которых сейчас много строят в небольших деревнях и селах.
Построена она видно от души и доступна для посещений любому остановившемуся здесь человеку. Но посвящена она не только во славу Господню, но и в честь благоразумного разбойника Дисмаса (Дизмас, Дижман, Дижмон, Благоразумный разбойник Рах (в надписях на православных иконах)) который был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью.

День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта. В честь него назван город в Калифорнии — Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.
Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».
Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный» и, по преданию, первым вошёл в рай.

Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи», а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
Традиционно считается, что Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии, взятых на небо живыми). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.
Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов». Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:
Христос будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим совершает чудо — он переменил порочную душу разбойника;
Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром: «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес»;
Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне», но при этом он «исповедал Его прежде всех».
Иоанн Лествичник рассматривает пример Благоразумного разбойника как показатель возможности быстрых перемен в человеке: «Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник — в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена».
Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis), которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение, но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.

Святитель Феофан Затворник, характеризуя веру Благоразумного разбойника, пишет, что крест Благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, в то время, как Крест Господень — крест жертвы чистой и непорочной.
Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) даёт этому следующее толкование:
Один из них злоречил и хулил Господа; другой признал себя достойным казни за злодеяния свои, а Господа страдальцем невинным. Внезапно самоукорение отверзло ему сердечные очи, и он в невинном страдальце-человеке увидел страждущего за человечество всесвятого Бога. Этого не видели ни ученые, ни священники, ни архиереи иудейские, несмотря на то, что почивали на Законе Божием и тщательно изучили его по букве. Разбойник делается Богословом, и пред лицом всех, признававших себя мудрыми и могущественными, насмехавшихся над Господом, исповедует Его, попирая своим святым мнением ошибочное мнение мудрых о себе и сильных собою. Разбойника-хулителя грех богохульства, тягчайший всех прочих грехов, низвел во ад, усугубил там для него вечную муку. Разбойника, пришедшего при посредстве искреннего самоосуждения к истинному Богопознанию, исповедание Искупителя, свойственное и возможное одним смиренным, ввело в рай. Тот же крест — у обоих разбойников! противоположные помышления, чувствования, слова были причиною противоположных последствий.
Арабское «Евангелие детства Спасителя» (VI века) сообщает, что Благоразумный разбойник воспрепятствовал своим товарищам напасть на Марию и Иосифа с младенцем во время Бегства в Египет. После этого Иисус произносит пророчество: «Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошую — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное».
Апокриф «Слово о крестном древе» включает описание происхождения двух разбойников: во время бегства в Египет Святое семейство в пустыне поселилось рядом с разбойником, у которого родилось два сына. Но его жена, имевшая только одну грудь, не могла вскормить их обоих. Помощь в кормлении ей оказала Дева Мария — она выкормила того ребенка, который затем был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью.
В Евангелии от Никодима содержится описание удивления ветхозаветных праведников, выведенных Христом из ада и увидевших разбойника, раньше их попавшего в рай. Автор апокрифа приводит следующий рассказ Дижмана:
…я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест вместе с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он — творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» И тотчас приняв молитву мою, сказал мне Он: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай».

Крест Благоразумного разбойника

Существует апокрифическая версия происхождения древа для креста Благоразумного разбойника. Согласно легенде, Сиф получил от ангела не только ветвь от древа познания добра и зла, но и ещё одну, которую позднее зажёг на берегу Нила и которая долго горела огнём неугасимым. Когда же Лот согрешил со своими дочерьми, то Бог велел ему для искупления посадить три головни из того костра и поливать их, пока не вырастет большое дерево. Из этого дерева и был затем сделан крест благочестивого разбойника.
Сократ Схоластик сообщает сведения о судьбе двух крестов, принадлежавших разбойникам. По его данным, они были найдены равноапостольной Еленой во время её поисков Креста Господня. Раскопки на Голгофе позволили обнаружить практически три идентичных креста. Чтобы выяснить, какой именно принадлежал Иисусу, потребовалось чудо.
Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был установлен императрицей Елене на острове Кипр. В него была вложена частица Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об этом кресте сообщает преподобный Даниил в своём «Хождении игумена Даниила» (XII век):
Стоит же тот крест на воздух ничем не прикреплен к земле, но так, Духом Святым носим в воздухе. И тут я, недостойный, поклонился святыне той чудной, и видел глазами своими грешными Благодать Божию на месте том, и исходил тот остров как следует.
Даниил повторяет самую раннюю, сохранившуюся с 1106 года запись о монастыре Ставровуни, рассказывающую о кипарисовом кресте, поддерживаемом в воздухе Святым Духом. В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками, но спустя несколько лет, как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее место. Однако потом святыня пропала вновь и остаётся ненайденной до настоящего времени.
Небольшая частица креста Благоразумного разбойника хранится в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Её появление в Риме связывают с императрицей Еленой.
Иконография. Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный — с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.

В русской иконописи изображение Благоразумного разбойника кроме традиционных композиций Распятия Христова также помещается:

в сцене сошествия во ад (связано с иллюстрацией апокрифических сказаний «Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад» и «О разбойнице, иже со Христом пострада»). Изображается сцена диалога Благочестивого разбойника с пророками Илией и Енохом у райских врат, охраняемых огненным херувимом;
на северных дверях алтаря, ведущих в жертвенник. Разбойник изображается на белом фоне в окружении райских атрибутов (цветы, птицы, растительные побеги), что символически указывает на его пребывание в раю. В руки Благочестивому разбойнику традиционном помещают крест. В середине XIX веке было распространено мнение, что помещение этого изображения на северных дверях алтаря является старообрядческой традицией, но это, вероятно, объясняется перемещение древних икон в старообрядческие церкви и моленные после реформ патриарха Никона.
Православная церковь почитает Благоразумного разбойника как пример истинного покаяния (см. подробнее раздел «Истолкование в христианстве»). Отдельного дня памяти в месяцеслове благоразумный разбойник не имеет. Его история нашла своё отражение в гимнографии (особо в песнопениях Великой пятницы; к наиболее известному относится светилен «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси…»), а слова разбойника, обращённые к Иисусу Христу, стали припевом к тропарям на блаженны. Также упоминание о Благоразумном разбойнике содержится в молитве, читаемой перед причащением, в которой покаяние разбойника и исповедание им Иисуса Христа противопоставляются предательству Иуды: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя».

Двери в часовню открыты, горят свечи, звучит аудиозапись церковной службы … заходите, думайте, молитесь…

Поддержите наш сайт

Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.