Кто такие волхвы

Волхв

Волхв

в-ол-х-в

Буквально: в состоянии, внутри (в) отдельной части (ол) верховного духа (х) внутри (в).

Слово делится на две части: «волх-» и «-хв». Восстановим исходные значения этих частей слова «волхв». Первая часть. В-ол-х. Буквально: в состоянии, внутри (в) отдельной части (ол) верховного, нисходящего духа (х). Вторая часть. Х-в. Буквально: верховный дух (х) внутри (в). Имеем лигатуру.

Волхв – находящийся внутри отдельной части духа верховного, духа нисходящего сверху и одновременно имеющий этот дух внутри себя. Адепт, находящийся в части духа святого и часть духа святого, находящаяся в нём, внутри волхва. Жрец, осенённый дыханием сверху и содержащий внутри часть этого духа. Выразительное название!

Зеркало – фараон, сакрал (см. наш словарь).

Ещё пара оттенков значения слова.

Волхв

во-л-х-в

Буквально:

1) Выступающей (во) величины (л) дыхания сверху (х) внутри, в состоянии (в)

Волхв – находящийся внутри выступающего, великого дыхания, духа сверху. Разберём подробнее. Выступающая величина – великое, величие, величайшее. Х – дыхание сверху – дух божественный. Получается, что волхв – в состоянии величайшего божественного духа. В состоянии великого духа святого! Человек, осенённый божественной благодатью, духом свыше. Нормальное название общающегося с верховными сущностями жреца. Сошествие духа святого мы наблюдаем и в христианстве и в Египетском анхе-отраде. Брахман соединяется с индийскими праведниками. Яхве осеняет евреев. На волхва также нисходит верховный дух святой. Поскольку богов было несколько, то дух нисходит от всех божественных сущностей. Перед нами встаёт череда зеркальных отражений. Сакральное название.

Зеркало – сакрал (см. словарь).

2) Снаружи (во) на расстоянии (л) распространять (х) внутрь (в)

Волхв – снаружи на расстоянии распространяется внутрь. Провидец, колдун, могущий извне на расстоянии проникнуть, распространиться в объект манипуляции.

Волхвы древней Руси. http://web-kapiche.ru/288-volhvy-drevney-rusi.html

Несмотря на то, что волхвы для дохристианской Руси были людьми, пожалуй, сравнимыми даже с князьями и старейшинами племён, сведений о них сохранилось довольно мало. Большинство из этих сведений содержатся в христианских поучениях против язычества, а также исторических сведениях о бунтах язычников против новой религии. Многие же славные волхвы, жрецы и служители языческих культов «канули в лету» и информации о них не сохранилось совершенно никакой. Однако и те скудные сведения могут рассказать многое о том, кем были эти волхвы, как их звали, чем они занимались и какими делами прославились перед всем славянским народом. Также стоит отметить, что волхвами были не только мужчины, но и женщины, которые упоминаются, как «вълхва» или «волхва».

Волхвы являются главными служителями языческой веры. Волхвы издревле были не только главными служителями, которые проводят обряды и праздники, которые наставляют людей, помогают им понять Богов и свою жизнь, но и колдунами, потворниками, занимающимися волшбой, травничеством, целительством, гаданиями, предсказаниями и так далее. Издревле к волхвам было особенное внимание. Стоит отметить, что волхвы были настолько почитаемы, что люди считали их мнение гораздо выше, чем даже княжеское. За предсказаниями и советом к ним обращались даже представители знати и власти. Пожалуй, именно этот фактор и погубил в своё время язычество.

Волхвы и жрецы — это категория людей, социальный статус которых определить очень сложно. Волхвами могли быть обычные люди, колдуны, старейшины, затворники, что жили в полном одиночестве в лесах и так далее. Волхвы были и среди царских кровей. К примеру, Всеслав Полоцкий, он же Волх Всеславьевич (Всеслав Брячиславич, Всеслав Вещий, Всеслав Чародей, Вольга Всеславьевич, 1029—1101), который был сыном Брячислава, считался рождённым от волхования и носил на себе некую «сорочку», в которой родился, что расценивают как родимое пятно, как часть плаценты оставшейся после рождения или как атавизм в виде лишней кожи. В «Слово о полку Игореве» сказано о том, что Всеслав обладал даром оборотничества, гадания и наваждения. В былине повествуется, что Волх Всеславьевич с детства обучался трём премудростям: оборачивался ясным соколом, серым волком, гнедым туром. Здесь же говорится, что отец отдал своего сына на учение волхвам, где тот и приобрёл свои умения оборотничества. В лице Волха Всеславьевича соединились функции и волхва и князя. Это вовсе не удивительно, так как многие источники утверждают, что на роль главного волхва в различных поселениях древней Руси нередко вступали старейшины.

Во времена Всеслава Полоцкого движение волхвов с войсками славян-язычников были повсеместным явлением. Ряд выступлений, которые были подавлены действующей властью, прокатились в Киеве, в Новгороде, около Ярославля и Белоозера. Деятельность волхвов, которая считалась противозаконной, жестоко подавлялась. К этому времени христианские деятели уже успели утвердить в умах многих людей, что славянские волхвы, которые испокон веков были почитаемы на Руси, — это злые колдуны, еретики, отступники, страшные преступники и чернокнижники, которые связались с демоническими силами и желают людям только зла.

Одним из самых известных эпизодов с участием волхва, является случай в Новгороде «вълхв въстал при Глебе (Святославиче, внуке Ярослава Мудрого)… Глаголашеть бо людьм, творяся акы бог и мъногы прельсти – мало не вьсего града… И бысть мятежь в граде и вьси яша ему веру и хотяху побити епископа… И разделишася надъвое: кънязь бо Глеб и дружина его сташа у епископа, а людие вьси идоша за вълхва….». Это событие довольно известно и подробно описано. Волхв, который был ярым противником новой религии, организовал мятеж в городе Новгород. При этом конфликтующие стороны разделились на две стороны. За князя Глеба выступила его дружина и христианские служители. Все люди, живущие на тот момент в Новгороде и, вероятно, его окрестностях, пошли за волхвом! Такой раздел сил говорит о многом, в частности, о характере власти, которая абсолютно не считалась со своим народом, который не хотел принимать христианство и, даже спустя столько лет, без всякого сомнения перешёл на сторону волхва. Однако всё решил хитроумный и достаточно подлый план князя Глеба, который подошёл к волхву со спрятанным за спиной топором, неожиданно для того вытащил оружие и зарубил оппонента. Лишённым главного волхва людям, пришлось разойтись.

Имя волхва, который пал от руки князя, к сожалению, не дошло до наших дней, но сила его веры и сила веры тех людей говорит о многом. Данный эпизод очень известен, но, к сожалению, не по той причине, что все люди предпочли князю волхва, а по причине, которую выдвинула победившая сторона, назвав поступок Глеба героическим и даже «забавным». В Радзивиловской летописи этот случай даже проиллюстрирован древнерусским художником в виде небольшой миниатюры. Судя по этой миниатюре, мы можем примерно представить себе, как выглядели волхвы того времени. На нём длинное белое одеяние до самой земли с широкими рукавами и большое количество крупных пуговиц. На оплечье волхва есть традиционные орнаменты. Также у Новгородского волхва нет бороды. Конечно, эту миниатюру нельзя считать за своеобразную фотографию, но кое-какие детали художник всё же смог передать. Также является малоизвестным, или вернее опускается «официальными» источниками, тот исторический факт, что новгородцы вовсе не успокоились на этом и отомстили князю Глебу. Новгородская летопись описывает: «И посади Святослав сына своего Глеба и выгнаша из города и бежа за Волок и убиша чюдь», т.е. Святослав посадил в Новгороде своего сына Глеба на княжение, но возмущённые несправедливостью новгородцы выгнали Глеба, тот бежал и вскоре его убила Чудь (племя). Произошло это в 1078 году.

Волхвы были опасны для князей не только своим влиянием на людей, которые тысячелетиями считали их главными духовными наставителями, но и своим колдовством и магическими способностями. В силе магических способностей волхвов не сомневался никто — ни люди, ни княжеская власть, ни даже церковные служители. К примеру, Иаков Мних писал князю Владимиру такие слова «Много бо и волъсви чюдес сътвориша бесовьскым мечтанием…».

Вероятно, что тот самый Добрыня, вошедший в сказки и былины, как славный богатырь Добрыня Никитич, а на деле который по приказу Владимира крушил идолов, крестил Киев и Новгород, изначально был самым настоящим волхвом. Это не стопроцентное утверждение, но всё же такое предположение существует. Основано оно на том, что именно Добрыня утвердил для Новгорода культ Перуна, который стал главенствующим над всеми другими Богами и которого вместе называли только с Велесом. Кто ещё, как не главный волхв, может утвердить культ, ставить святилища и идолы? В былинах Добрыня обладал магическими способностями, а также показан, как гусляр-сказитель. Здесь стоит отметить, что за волхвами отмечена такая особенность, как игра на музыкальных инструментах, а также способность рассказывать былины и сказания. По этой причине тех же волхвов часто называли гуслярами, кощунниками, баенниками и др. Но, как впоследствии мы можем увидеть, волхв (ежели он был таковым) Добрыня оказался обычным руководителем княжеской дружины, и слово князя было для него куда большим, чем слово Богов.

По причине, описываемой выше, то есть по причастности волхвов к музыкальному искусству, к сказителям, многие исследователи славянского волховства, относят к настоящим волхвам всем известного древнерусского певца, которого звали Боян Вещий. Приставка «Вещий», которая закрепилась за известным певцом и сказителем, так же говорит в пользу того, что он обладал особенным даром и мог быть волхвом. Певцу и сказителю Бояну приписывали и способность перевоплощения, точно так же как Волху Всеславьевичу. В статье, которая публиковалась ранее и была посвящена исторической фигуре, о которой здесь идёт речь, приведены доводы в пользу того, что Боян с некоторой долей вероятности, мог быть даже тем самым волхвом Богомилом Соловьём, речь о котором пойдёт ниже.

Может быть, именно по той причине, что музыкальные инструменты были одними из важных атрибутов волхвов и жрецов, их ритуалов и обычаев, новая религия и власть так рьяно взялась за уничтожение музыкального искусства. В летописях говорится, что гусли, сопели и другие инструменты вывозились за город целыми возами и сжигались. Музыка, кроме церковной, стала практически вне закона.

Самым известным волхвом-жрецом, который стал культовой и почитаемой фигурой благодаря бунту, который он устроил против крещения в Великом Новгороде, является Богомил или Богомил Соловей. Есть две версии, почему Богомила называли Соловьём. По одной версии он был очень красноречив и поэтому люди наделили его эпитетом прекрасно поющей птицы. По другой версии, Богомил, как и другие волхвы-песенники, умел обращаться с музыкальными инструментами и пел свои языческие повествования людям, словно соловей. Именно этот человек был во главе людей, которые восстали против Добрыни и Путяты, что по приказу Владимира приехали в Новгород из Киева свергать языческих Богов, разрушать капища и святилища и крестить людей. Не менее известным стал и помощник Богомила — тысяцкий (тысяцкий — военачальник, возглавлявший древнерусское городское ополчение «тысячу»)новгородский Угоняй. Во время бунта он ездил по Новгороду и повсюду выкрикивал: «Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание!». В это время люди разгромили дом Добрыни, разрушали церкви, которые уже к тому времени успели появится в разных частях Новгорода, разрушали жилища христиан. Путята, который был пособником Добрыни, вместе с воинами под покровом ночи пробрался в Новгород незамеченным и устроил жестокую сечу с жителями Новгорода и сторонниками Угоняя и Богомила. Добрыня жёг дома обычных людей, чем привёл в смятение жителей и такой хитростью смог сломить сопротивление. Отсюда и пошло выражение: Путята крестил мечом, а Добрыня огнём. Волхв Богомил погиб в 991 году.

Обратите внимание на приставку к имени «Соловей», объяснение которого было выше. На Руси был ещё один соловей, которого некоторые исследователи славянских былин и сказаний относят к реально существовавшим в стародавние времена волхвам или жрецам. Речь идёт о былинном «злодее» Соловье Разбойнике. К примеру, М. Забылин, в одной из своих публикаций «Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» в 1880 году писал: «…когда во времена св. Ольги и св. Владимира, Христианская вера проникла в Россию, то она не повсюду и не сейчас подавила славянское язычество, что видим из борьбы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, который, по сказаниям, был никто иной, как беглый жрец, скрывавшийся в лесах, что и могло случиться со многими жрецами и идолопоклонниками, державшимися упорно своего язычества и бежавшими от преследования…». Действительно, Илья Муромец, который по преданиям также служил Владимиру, боровшимся с язычеством всеми имеющимися способами, вполне мог охотиться на прятавшихся в лесах и отдалённых селениях волхвов, жрецов и приверженцев Родной веры, а битва с Соловьём Разбойником была настолько яркой и запоминающейся, что сказание о волхве Соловье и Илье Муромце вошло в легенды и сказки.

В 1024 году произошло восстание волхвов в Суздале. Восстание подавил князь Ярослав, часть из них изгнал из города, остальных предал казни. Примерно в это же время загадочный волхв прорицатель появился в Киеве. Судя по летописям, он говорил людям, что через пять лет Днепр потечёт вспять, земли начнут меняться местами, греческая земля встанет на место русской, а русская на место греческой. Судьба волхва неизвестна, так как в одну из ночей он пропал без вести и после этого о нём больше никто не слышал.

В 1071 году близ Ярославля восстали два волхва со своими сторонниками числом 300 человек. Судя по летописям, произошло это в результате голода. Волхвы вместе с обычными людьми стали избивать местную богатую знать, которая спрятала запасы хлеба и другой еды, и обрекало людей на голодное существование. Тогда войско восставших пришло на Белоозеро, где они столкнулись с Яном Вышатичем (представитель киевской знати, тысяцкий, брат Путяты, сын Вышаты, воеводы Ярослава Мудрого, был близок к Киево-Печерскому монастырю), который от имени Святослава собирал дань с местных земель. Княжеская дружина оказалась сильнее, и волхвов захватили. Ян повелел выдирать у волхвов бороды расщепом. Во время этой экзекуции, он спросил у волхвов: «Что же вам молвят Боги?», на что волхвы ответили: «Стать нам пред Святославом!». После этого их связали, привязали к мачте лодки и вложили в уста рубли. Остановив ладьи в устье Шексны, Ян спросил: «Что же вам теперь боги молвят?», на что пленники отвечали: «Так нам боги молвят: не быть нам живыми от тебя», на что тот ответил: «То они вам правду поведали». После этого волхвов убили и повесили на дубе.

Ещё одно очень короткое упоминание о волхве относится к 1091 году, когда волхв появился в Ростове, но вскоре после этого погиб при загадочных обстоятельствах.

В 1227 году в Новгороде появились волхвы. Прибыв в город, они занимались волшбой и волхованием. Приверженцы церкви схватили всех и привели на двор архиепископа. Здесь за них вступилась сама княжеская дружина, на время защитив от расправы. После этого их привели на двор Ярослава, где сложили костёр и сожгли всех заживо. В одной из летописей есть такая запись: «В лето 6735 (1227) сожьгоша волхвов 4 – творяхут их потворы деюще. А то бог весть! И сожгоша их на Ярославле дворе». Кто были эти 4 волхва, которых сожгли заживо на княжеском дворе, конечно же, останется для нас тайной. Однако тот факт, что волхвов сжигали публично, в центре города, на княжеском дворе, говорило о том, какое значение они имели, какой страх наводили на князей и как те хотели запугать народ, настроить его против волхвов если и не убеждениями, то страхом жестокой смерти. В церковном уставе Владимира было прописано наказание волхвам — сожжение. В уставе князя Всеволода значилось такое же наказание.

Волхвов преследовали и уничтожали. Власть никак не хотела мириться с тем, что люди, даже спустя десятилетия и столетия после крещения Руси, всё ещё идут за волхвами, ставят их выше христианских священников и выше княжеской власти. Волхвы, даже зная, какие наказания их ожидают в случае поимки, продолжали свою деятельность.

В. М. Васнецов. Встреча князя Олега с кудесником (волхвом). 1899

Всем известна история Вещего Олега и предрёкшего ему смерть волхва. Волхв сказал, что Олег погибнет от любимого коня. Сила доверия к волхвам была настолько высока, что Олег не думая удалил от себя своего коня и приказал заботиться о нём до конца жизни, а когда тот умер, он пожелал посмотреть на его кости. Его вера в пророчество волхва пошатнулось, но всё решила змея, которая поселилась в черепе у коня и, укусив Олега, сделала слова волхва роковыми. Судя по различным церковным писаниям, даже монахи, которые осуждали волхование, ни на секунду не сомневались в возможностях волхвов и ведуний. Их способности зачастую описываются не как обман или попытка оморочить людей, а как реальная и действующая магия, которая им непонятна и потому называлась дьявольской, сатанинской силой.

В 1410 в Пскове сожгли двенадцать «женок вещих». В царствование Алексея Михайловича (1629- 1676) волхвов сжигали на костре, а ворожей закапывали по грудь в землю. Также популярным была ссылка волхвов в монастыри.

Волхвы оказались очень живучими и существовали на Руси практически всё время вплоть до нашего времени. Одно из упоминаний датируется XVII веком. В 1689 году в приказе Розыскных Дел, допрашивался волхв «Дорофейка». Дорофейка был врачевателем, знахарем, предсказывал будущее, ворожил по бобам и занимался колдовством. Под следствие волхв попал после того, как по просьбе стольника Андрея Безобразова насылал чары на великих князей, чтобы те были благосклонны к стольнику. В результате пыток, волхв признался, что его учителем был некто Федор Бобылев. В его вещах были найдены травы и магические предмеры, о которых он сказал, что «бобами он разводит и угадывает, а ладаном оберегает на свадьбах женихов и невест от лихих людей — от ведунов; а траву богородицкую дает пить людям от сердечныя болез­ни, без шептов; а рвет-де тое траву летом в Рождество Иоанна Предтечи с шепта­ми: «К чему ты, трава, годна, к тому будь и годна». При этом Дорофей добавил: «Он же-де и зубную болезнь лечит, и щепоту и ломоту уговаривает и руду (кровь) загова­ривает…». Впоследствии волхв был казнён.

Цитируется с сокращением.

Школьный этимологический словарь русского языка.

Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

Волхв

Волхв Заимств. из ст.-сл. яз. Образовано с помощью суф. -въ от той же основы, что и ст.-сл. влъснути (через «юс большой») «непонятно говорить», влъшьба «колдовство». См. волшебный. Волхв буквально — «тот, кто говорит колдовскими непонятными словами»

БВП. Вся статья основана на бездоказательном утверждении, что слово «волхв» родственно слову «влъснѪти». Причём влъснѪти, как указывают авторы словаря, есть слово старославянское. А «вълхв» — древнерусское слово. О притягивании за уши везде и всюду «старославянского языка», который, по данным даже отечественных ортодоксальных филологов, скорее всего, моложе древнерусского, я напоминаю регулярно. По данным википедии «в берестяных грамотах впервые слово волхвъ (в древненовгородской диалектной форме — с основой волохв-) встретилось в берестяной грамоте № 1063, найденной в Новгороде в слоях конца XII века (предположительно 1160-е — 1190-е годы) в 2014 году Гиппиус А. А., Зализняк А. А. Берестяные грамоты из новгородских раскопок 2014 г. // Вопросы языкознания, 2015 №3». Читатель должен либо слепо поверить авторам школьного этимологического словаря, либо игнорировать статью, как бездоказательную. Выбор за читателем.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Волхвы

Слово волхв родственно ст.-слав. влъснѪти «говорить сбивчиво, неясно; бормотать», из чего следует, что волхвы выполняли роль прорицателей и лекарей, главным средством магической практики которых было слово. От волхв происходят слова волшба, волшебство — «колдовство».

БВП. Источник приведённого выше утверждения вики не указывает. Ниже вики даёт некое альтернативное мнение, но уже с указанием авторов:

По мнению В. В. Иванова и В. Н. Топорова, это слово родственно словам волосы, волосатый, волхатый, что, видимо, связано с ношением длинных волос, нестриженностью.

Вынужден возразить. Выдумки про невнятное бормотание и волосатость так откровенно притянуты за уши, что делается неудобно за автора текста. Очевидно, что автору хотелось высказаться по поводу сакраментального русского слова волхв. Принизить его. Но прочной и устойчивой базы для высказывания у него не было. Вместо базы пришлось использовать какие-то колченогие подпорки. Вынужденно применяются слова «по мнению», «видимо», чужестранное «влъснѪти». Тенденциозность текста выдаёт использование слова «нестриженность» которое в русском языке по отношению к человеку носит негативный оттенок неряшливости, неопрятности, антисанитарии. Грязный невнятно бормочущий, неопрятный субъект. Характеристика жрецов конкурирующей конфессии. Строятся алогичные цепочки псевдообоснований для надуманных утверждений. Ироничность возникшего положения заключается в том, что «научный» текст являет собой как раз образец сбивчивого и невнятного бормотания, выполняющего роль прорицания от современного служителя науки. Не хватало ещё, чтобы автор был чрезмерно волосат и неопрятен.

Но только собрался идти он на «вы»
Отмщать неразумным хазарам
Как вдруг прибегают седые волхвы
К тому же разя перегаром.

Да кто ж вы такие, откуда взялись!?
Дружина взялась за нагайки
Напился, старик — так иди, похмелись,
И неча рассказывать байки.

В.Высоцкий — Вещий Олег

Не согласимся. Наше восстановление исходных значений русского слова волхв даёт следующие результаты. Волхв – находящийся внутри отдельной части духа верховного, духа нисходящего сверху и одновременно имеющий этот дух внутри себя. Адепт, находящийся в части духа святого и, в то же время, часть духа святого, находится внутри волхва. Жрец, осенённый дыханием сверху и содержащий внутри часть этого духа. Выразительное название!

Волхв – находящийся внутри выступающего, великого дыхания, духа сверху. Разберём подробнее. Выступающая величина, выдающаяся величина – великое, величие, величайшее. «Х» – дыхание сверху – дух божественный. Получается, что волхв – в состоянии величайшего божественного духа. В состоянии великого духа святого! Человек, осенённый божественной благодатью, духом свыше. Нормальное название общающегося с верховными сущностями жреца. Сошествие духа святого мы наблюдаем и в христианстве и в Египетском анхе-отраде, и в религии Бон, и в синтоизме. Брахман соединяется с индийскими праведниками. Яхве осеняет евреев. На шамана нисходит священный дух во время камлания. На волхва также нисходит верховный дух святой. Поскольку богов было несколько, то дух нисходит или от конкретной, или от всех божественных сущностей. Перед нами встаёт череда зеркальных отражений состояния экстаза в разных религиях. Волхв, совершенно очевидно, сакральное название.

Еще один оттенок первичного значения слова. Волхв – снаружи на расстоянии распространяется внутрь. Провидец, колдун, могущий извне на расстоянии проникнуть, распространиться в объект манипуляции.

P. S.

Куда делись волхвы? Вопрос мучающий романтиков. Придумываются всякие волшебные и пафосные теории. И в горы они ушли, и в леса они подались, и в пещерах они не спят. А я думаю, что никуда они не делись. Пришла новая эпоха и новые религии. И волхвы наперегонки перековались в попов. И вдруг появилось много попов. А храмы переделали в церкви. А над золотым шаром Ра на маковке поставили крест. Крест на старой вере! И вдруг пожаром христианство завоевало Европу. А кто не захотел перековаться был уничтожен. Единицы ушли в партизаны и ещё некоторое время пускали под откос поезда. Своим примером нам это наглядно продемонстрировали вожачки-коммунисты. Они массово, мгновенно и организованно перековались в «капиталистов» и куркулей. Партийные вожди, как волхвы в старину, в пожарном порядке стремительно прокляли свою старую веру. И так же, как в старину, после волхвов, в народе ещё долго слышались отголоски старого культа, так и в современном обществе слышатся отголоски низвергнутй идеологии. И бывшие волхвы коммунисты, демонстративно и суетясь, свергают своих «священных» кумиров «в Днепр». А кто жалеет истуканов, того предают анафеме. А вы говорите, куда делись коммунисты волхвы? Никуда. Все живы здоровы.

P. P. S. После эдикта Канута (Кнуда Великого) запрещавшего друидам практиковать свои мистерии, многие жрецы друидов присоединились к христианской церкви. Это были пресловутые калди (culdees).

» Велес, Волос, Перун Клятва »

Славянские волхвы

Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд), А. П. Рябушкин, 1898 год

В славянском языческом обществе волхвы выделились как особая группа, связанная с проведением религиозных обрядов, предсказаниями и гаданиями. Волхвование — это синоним колдовства, предсказания; волхв считался пророком, шаманом, целителем и составителем снадобий. В Древней Руси понятия «волхв», «врач», «лечец», «балий», «зелейник» и «чародей» являлись фактически синонимами.

В древнерусских памятниках обличались как лжепророки: способностью предсказывать судьбу наделяли волхвов бесы. «Повесть временных лет» (начало XII в.) описывает деяния волхвов в Ростовской земле и Белозерье во время голода 1071 г.: те обвинили в голоде «лучших жен» (знатных женщин), которые якобы прятали припасы, и магическим способом доставали у этих женщин из-за спины «жито, либо рыбу, либо белку».

Согласно Стоглаву (1551 г.) волхвы обладали способностью творить «чудеса», гадать по звёздам, предсказывать будущее :

…волхвы и чародейники от бесовских научений пособие им творят; кудесы бьют в аристотелевы врата и в рафли смотрят и по звездам и по планитам гадают и смотрят дней и часов.

В древнеславянской иерархии волхвы традиционно занимали высокое место рядом с правителем. Князья приходили к волхвам за предсказаниями (Гостомысл, Олег Вещий).

В историографии принято называть волхвами всех языческих жрецов у восточных славян.

После принятия христианства на Руси волхвы стали участниками восстаний и поддерживали оппозиционные киевскому князю силы. Волхвы были близки к семье полоцкого князя Брячислава Изяславича, боровшегося против Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый известен разрушением капища Велеса на месте будущего Ярославля (ок. 1010 г.) и подавлением восстания в Ростовской земле во главе с волхвами в 1024 году.

Сын Брячислава — Всеслав Полоцкий — был рожден «от волхования», носил на шее «рубашку» (пелену), в которой родился, из-за чего, по словам летописца, он был «немилостив на кровопролитие». «Слово о полку Игореве» приписывает князю умения волхвов: оборотничество, гадание и наваждение. Одновременно с неудачной борьбой Всеслава Полоцкого за Новгород и Киев по Руси прокатывается ряд выступлений во главе с волхвами (ок. 1071 г.): восстание в Новгороде (подавлено князем Глебом), около Ярославля и Белоозера (подавлено Яном Вышатичем); волхв объявился и в Киеве, но бесследно исчез в одну из ночей.

По мнению доктора исторических наук И. Я. Фроянова, выступления волхвов — это «религиозный и бытовой конфликт общины со своими высшими властями. Но в нём заключена также очередная попытка сопротивления Новгорода Киеву в лице его представителей — князя и епископа, оказавшегося в волховской столице по воле киевских светской и духовной властей».

Волхвы упоминаются в XIII—XIV вв. в Новгороде и Пскове. Позже под этим названием в России понимались разного рода народные знахари, еретики, чернокнижники.

В берестяных грамотах впервые слово волхвъ (в древненовгородской диалектной форме — с основой волохв-) встретилось в берестяной грамоте № 1063, найденной в Новгороде в слоях конца XII века (предположительно 1160-е — 1190-е годы) в 2014 году.

Примечания

  1. 1 2 Левкиевская, 2004, с. 529.
  2. Волхв // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986. — Т. I : А—Д. — С. 345.
  3. Шанский, 1971, с. 90.
  4. velho
  5. Медведь А. Н. Врачевание в Древней и средневековой Руси и его изучение в современной историографии // Журнал «Вестник РГГУ». — М.: РГГУ, 2013 (История. Филология. Культурология. Востоковедение)
  6. Белова, Турилов, 1995, с. 489.
  7. 1 2 Славянские волхвы // Кrupenichka.ru. 1.03.2011. Архивировано из первоисточника 7 июня 2013.
  8. Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр, 2012. С. 123
  9. Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 797 с. ISBN 5-7975-0667-X Автор этого учебника на стр. 12 без малейшего сомнения и объяснений заявляет следующее: «В знаменитой „Велесовой книге“, созданной новгородскими волхвами в IX в., описаны события, происходившие начиная с конца II в. до н. э. и до IX в.»
  10. Гиппиус А. А., Зализняк А. А. Берестяные грамоты из новгородских раскопок 2014 г. // Вопросы языкознания, 2015 № 3

Литература

  • Волхвы // Большая советская энциклопедия, Том 5 — 1971
  • Гадательные книги / Белова О. В., Турилов А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 486–491. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Колдун / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 528–534. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Волхвы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Рудаков В. Е. Волхвы на Руси // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Лукин П. В. Новгородский волхв и поморские жрецы // Восточная Европа в древности и Средневековье. Язычество и монотеизм в процессах политогенеза — М.: Институт всеобщей истории, 2014 — С. 173–178
  • Петрухин В. Я. Волхвы // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995. — С. 110–111. — ISBN 5-7195-0057-X.
  • Мифологическая энциклопедия — «Волхвы»
  • Шанский Н. М. и др. Волхв // Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. — М.: Просвещение, 1971. — С. 90.

Интервью с 450 летним Волхвом из внутренней Земли

В: Можно ли рассказать об этом месте нашей встречи ?
ВОЛХВ : Это место ничего не даст людям в понимании сути. Мы вышли на поверхность три года назад. Пришло время людям узнать правду о себе самих. Мы можем быть совсем в другом месте. Главное для нас — не быть в большом городе, где потоки энергий очень тяжелы.
В: Так все это время вы были под землей ?
ВОЛХВ: Это не совсем так, как вы себе представляете. Но тем не менее это пространство под землей. Я родился в пространстве внутренней земли 450 лет назад. При этом моя прошлая инкарнация была также в пространстве внутренней земли.
В: Вы сказали что вам уже 450 лет… но сколько же живут люди в вашей, не знаю как назвать, стране…, внутри земли ?
ВОЛХВ: Они не живут так долго, Жрецы обязаны быть в одном теле 700-1200лет, для поддеВолхвания принимаемых и посылаемых энергий.
Обычно люди в нашем мире живут 250-400 лет. При этом в любой момент могут сменить тело. При этом им не нужно рождаться вновь. Но при смене тела меняются энергетические потоки, что приводит к изменению привычной жизни. Поэтому люди, вы называете нас Эльфами, не любят менять тела.
В: Так вы эльфы ? Такие же, как в наших сказках ?
ВОЛХВ: (улыбается) В сказках гораздо больше правды, чем принято считать, но мы не маленькие существа с большими ушами. Гораздо больше сходства с людьми. Эльфы и гномы в ваших сказках живут в лесах, под землей. Это нам ближе. Наша внутренняя область земли расположена под горами Урал. Когда мы выходили на поверхность, то были волхвами, шаманами, русскими богатырями. Но теперь мы хотим возродить школу Русского Жречества, полностью утерянную и забытую в битве минус-плюс венереанских Учителей.
В: Не могли бы вы рассказать о битве Учителей ?
ВОЛХВ : Вы можете найти легенды о 7 Кумарах в ваших древних книгах, которые очень сильно искажены. Но в них и много осталось. Для эволюции сознаний на нашу планету спустились 7 Великих Принцев Венеры. Было это во времена континента Му. 4 принца приняли негативную форму, три принца приняли позитивную форму сознания. Это было необходимо для разделения и более быстрого продвижения на лестнице эволюции сознаний землян. Нам мало известно о их работе с морским царством, потому что дельфины не приняли работу в полярности и пошли другим путем развития. Как видим, теперь они достигли не меньших успехов в эволюции, но все же им придется пройти через дуальность.
В: Сейчас мы знаем, что у нас заканчивается дуальность.
ВОЛХВ: Это совершенно не так. Дуальность никуда не денется. Она существует даже в мирах 5 плотности. У вас сейчас много знаний, которые вам дают из астральных царств. Они не могут четко видеть 3 мерность, вы получаете видимость астрала. А на самом деле 3 мерность не сдается только по той причине, что ось земли совершила прецессию. Изменяются энергии, поступающие на планету. Но уровень сознания — это очень трудно изменяемая вещь. Пройдет еще не менее 400 лет, пока Гайя полностью сменит мерность.
В: Но мы все уже здесь готовы к переходу!
ВОЛХВ: Знаю ) Мы пришли в том числе и поэтому ) Ничего подобного не будет. И Нибиру в том числе ) Вас отвлекают от главного. Иногда целенаправленно, иногда из-за астральных собственных заблуждений. Переход, или как мы называем Вознесение, всегда зажигается как спичка. Спичка готова с огню, но чтобы ее зажечь нужно кое-что сделать…
В: Что же нужно сделать ?
ВОЛХВ: Говорю с полной уверенностью : каждый может вознестись в любой момент существования. Вы можете это сделать прямо сейчас. Откажитесь от существования в 3 мерности. Встаньте над смертью. Рассейте страх внутри себя. Представьте грубую материю в виде кристаллизованного света. Иллюзия рассеется как дым.
В: это проще сказать, чем сделать
ВОЛХВ : для Учителей это так же просто, как сама способность мыслить. Но вы же тоже делаете это каждый день!
В: Как это , во сне?
ВОЛХВ: не обязательно во сне. Вы каждую минуту принуждаете материю повиноваться своей мысли. Сожмите свои пальцы…Согните руку… Вы только что материей мысли изменили и заставили повиноваться грубую материю. Почему бы вам не попробовать сделать это же самое на расстоянии ?
В: Но ведь мое желание , мысль, проходит через сложную систему нейроокончаний, синапсов и прочего для управления пальцами.
ВОЛХВ: А вот теперь вы признали, что мысль входит в эти нейроокончания.И создает необходимые токи.Вы с детства это делали, вам это привычно. А сдвинуть стакан на столе непривычно. Вам говорят — невозможно. И вы не пробуете! Уверяю, человек может летать прямо в трехмерности! Правда, при этом он постигнет сущность управления трехмерностью и вот тогда сможет перейти в новое измерение. Но! Никто не перейдет в следующий класс не усвоив урока предыдущего!
В: Многие сообщения сейчас переполнены сообщениями о вознесении, переходе в новое измерение, вы говорите что ничего этого не будет ?
ВОЛХВ: не будет ничего мгновенного. Когда вы соглашались на инкарнацию в этом воплощении, вы все согласились на полное забвение своего духовного начала, те искры, которые все-таки проникают в трехмерность из высших миров сейчас действительно усиливают свою активность. Это связано с общим кол-вом более высоких духов, пришедших в трехмерную жизнь, вы их часто называете индиго, у них преимущественно фиолетовый цвет аур. Именно это новое поколение призвано уравновесить негативность и позитивность на планете Земля. Многие земные институты будут перестроены или ликвидированы. Через 50 лет люди будут входить в сон сознательно и получать нужную им информацию высших миров. Интернет в нынешнем виде разрешен только для того, чтобы люди привыкли к мысли о том, что объединенное сознание дает неоспоримые преимущества для жизни. Представьте, например, такой интернет, где каждый человек способен непосредственно поделиться со всеми своими эмоциями, всем увиденным и сформировать такой пакет информации, получив который, вы будете ощущать его как свой личный жизненный опыт. Это гораздо глубже и контрастнее вашего сегодняшнего интернета !
В: И не нужно компьютеров и мониторов )
ВОЛХВ: Человек устроен гораздо сильнее всех компьютеров, ваши телепатические возможности по пропускной способности не сравняться с вашими самыми быстрыми сетями связи. Вы даже не представляете, как забавляете дельфинов и китов своими примитивными кабелями, проложенными по дну океанов ) При этом многие из них способны считывать с них информацию.
В: То есть дельфины в курсе наших новостей, например гибели принцессы Дианы ?
ВОЛХВ: Больше чем вы думаете! И эту информацию им не нужно получать из вашего интернета. Их сознание объединено в общую сеть передачи данных. Каждая эмоция, каждый опыт одного дельфина мгновенно становится коллективным опытом всех дельфинов. Если я скажу, что они способны покидать нашу планету и совершать межпланетные экспедиции…наверено эту информацию вам пока не понять в полном объеме…
В: В некоторых странах мясо дельфина считается деликатесом…
ВОЛХВ: Несмотря на то, что их трехмерные тела — это лишь небольшая часть плана их существования, уничтожение их является сильным преступлением с точки зрения высших космических существ. Вы не можете иметь представления о грандиозной работе по балансу энергий дельфинов в трехмерной жизни. Чтобы вы поняли всю глупость происходящих событий, вы похожи на дикаря, который ворвался в лабораторию ядерных реакций и после погрома начал убивать нобелевских лауреатов. Но в отличие от дикаря вы прекрасно осознаете, что разум дельфинов не уступает вашему. Хотя на самом деле гораздо его превосходит!
В: В таком случае почему же они не дают нам этого знать, не общаются понятном нам языке, ведь можно найти какой-нибудь способ для установления контакта ?
ВОЛХВ: Это совсем другой уровень восприятий. Они в балансе с духовными энергиями и духовной информацией. Вы пришли с целью познать разобщение с духовным центром и активировать только интеллектуальную суть прогресса в эволюции самого себя. 666. число зверя. Это количество воплощений в забвении самого себя. Примерно на этом количестве воплощений разум становится настолько сильным, чтобы создать ядерную бомбу и разрушить все живое на планете. Никакие злые силы извне не придут, чтобы вас разрушить. Как видите, это вы сами и есть.
В: А число 777 ?
ВОЛХВ: По аналогии 777 воплощений — это выход из колеса сансары, обретение связи с духовным центром. Но уже сохраняя прежний опыт разобщения с ним. Это очень ценный опыт. Например, у дельфинов его нет. Они с ужасом думают о цене такого опыта. И не готовы ее заплатить… Вообще такой опыт — один из самых страшных и вместе с тем один из самых сильных, могучих в энергиях опытов. Потому что негативная полярность возможна только в нем. Здесь возможна дуальность, борьба полярностей и много много чего еще.
В: То есть, мы герои космоса ? )
ВОЛХВ : Почестей не будет ) Вы пришли с четкими целями, они проводят вас через войны, болезни, смерти, страдания. Но итог будет для вас позитивным. Вы будете опытными демиургами новых миров. Наши подземные жители никогда полностью не отказывались от связи с духовным центром, но возможно в будущем им предстоит пройти циклы таких воплощений. Они с удивлением наблюдают за вашими действиями. Когда кто-то из вас идет на смерть за любовь, идею равенства, братства, при этом не будучи уверенным в свой будущей жизни за гранью этой…Мы в таком восторге за вас, если бы вы знали об этом, то каждый день совершали бы такие поступки! А сколько среди вас тех, кто всей жизнью являет собой героический поступок, ежедневно работая и воспитывая достойных детей своих. Те, кто находят силы для достоинства, благородства души, сострадания ближним в трехмерных условиях, ненуждаются в орденах и наградах. Лучшая награда для них — новые духовные возможности. Представьте, как вы обрели возможность видеть жизнь в атоме… Это достигается развитием духа.
В: Нам несколько непонятна философия развития духа, если дух вечен, то как он может быть несовершенным ?
ВОЛХВ : До этого времени все религии вам говорили -«тайна сия велика есть». Теперь пришло время вам узнать эту тайну. Ваш дух является многоуравневым по своей структуре. На высших уровнях вы все едины и сами являетесь этой Вселенной…но чем ниже уровень, тем больше ограничений на сознании и восприятии. Вся информация со всех уровней передается в центр — Ядро Вселенной, где между нами нет никакой разницы. Скоро вам также буде доступна информация по тем принципам, которым вы сможете быть создателями в этой трехмерной вселенной. Вы уже почти достигли этого уровня.
В: Мы сам будем богами создателями?
ВОЛХВ : Будем ? всегда и были ) Но богам иногда приходится забывать, что они боги , для того, чтобы стать еще более могущественными богами. Ваши читатели зададут мне много вопросов и мы во многое проникнем в постижении нового знания, которое скоро будет доступно всем землянам. С 1 октября я смогу ответить всем, кто будет в стремлении к своему духовному центру.

Евангельский рассказ

Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами.

«Поклонение волхвов», Сассетта. Фрагмент. Караван путешественников. На переднем плане Вифлеемская звезда

Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
(Мф. 2:9—11)

После этого волхвам во сне было дано откровение, что к Ироду возвращаться с вестью об успехе их путешествия не стоит, и они отправились домой другой дорогой. Не дождавшись их, разгневанный Ирод устроил избиение младенцев.

Символическое значение рассказа

Этот библейский рассказ подчёркивает, что ещё в раннем детстве в Иисусе был узнан грядущий Царь. Иоанн Златоуст пишет о причинах, почему именно волхвы были приведены ко Христу:

Так как цель пришествия Христа была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христа, не обращали на то особенного внимания, — Господь внушил варварам прийти из отдалённой страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев.

— Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 6:3

Кроме того, многие эпизоды этой истории соответствовали ветхозаветным пророчествам (см. ниже), что имело большое значение.

Время появления волхвов

Со времён раннего христианства существуют самые разные версии времени прихода волхвов к младенцу Христу. Вот что пишет об этом Гийом в своей книге «История христианства»

Одни раннехристианские авторы утверждают, что поклонение волхвов произошло сразу вслед за рождением Иисуса. Иустин Мученик утверждает: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле» (Иустин Мученик. Разговор с Трифоном, 77). Иоанн Златоуст считает, что звезда и вовсе явилась волхвам задолго до рождения Христа: «Волхвы ни при родах Матери не были, ни времени, когда родила, не знали, а потому не имели и основания заключать о будущем по течению звезд. Напротив, задолго до рождения, увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившагося» (Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63). Протоевангелие Иакова прямо увязывает поклонение волхвов с пребыванием Девы Марии с Младенцем в пещере, то есть говорит о поклонении волхвов новорожденному. «И пошли маги. И звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, пока не пришли они к пещере, и остановились перед входом в пещеру. И увидели маги Младенца с Матерью Его Марией» (Протоевангелие, 21). Другие древние авторы, как, например, Евсевий Памфил (Церковная история, кн.1, глава 8), полагают, что поклонение волхвов произошло примерно на втором году жизни Христа. То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея (16).

Действующие лица и атрибуты

Картина Джорджоне «Три философа» — мудрецы у входа в гротВизантийская икона

Волхвы

Основная статья: Три царя

Волхвы — славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит греческое слово μάγοι. В античной литературе в основном существуют два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа. Предание о персидском происхождении волхвов дольше всего держалось в византийской иконографии (этой гипотезы придерживается и Иосиф Волоцкий); в европейском искусстве оно было утрачено: волхвы либо не имели этнической принадлежности, либо, в целом, соотносились с арабским или византийским Востоком. В западной традиции волхвов чаще именуют «маги» (лат. magi) — это слово также исконно обозначало членов жреческой касты Персиды и Мидии.

Евангелисты не пишут о количестве волхвов. Армяне и сирийцы считают, что волхвов было 12. Их имена также не упомянуты в письменных Евангелиях, а являются результатом народной фантазии. Ориген впервые предположил по числу принесённых даров, что их было трое. Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей. С наступлением эпохи Великих географических открытий волхвы становятся олицетворением либо трёх частей света — Европы, Африки, Америки, — либо человеческих рас — белой, чёрной и жёлтой. В любом случае эта идея могла принадлежать только Новому времени, но всё же она связана и с тем, что волхвы всегда образно представляли всё языческое человечество.

В раннехристианской литературе имена волхвов варьируются: у Оригена это Авимелех, Охозат, Фикол; в сирийской традиции это Гормизд, Язгерд, Пероз и др. Есть греческие варианты их имён (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин). Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан (как брата или потомка брата персидского царя Дария I). В ранних рукописях Бальтазара зовут Вифисарей. На средневековом Западе церковные и апокрифические предания дали им имена, в настоящее время распространённые повсеместно — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Эти имена, в частности, приведены на Равеннской мозаике в Сант-Аполлинаре-Нуово (см. иллюстрацию). По мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека (Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик) и трёх различных сторон света (Бальтазар — негроид (возможно, абиссинец или нубиец) (Африка); Мельхиор — белый человек (Европа); Каспар — с восточными (даже семитскими, то есть халдейскими) чертами или в восточной одежде (Азия). То есть условно родиной их могли бы быть три страны с этнически различным населением — Персия, Аравия и Эфиопия.

Церковное Предание считает, что откровение о планах Ирода было получено волхвами во время ночёвки в пещере в окрестностях Вифлеема. Это место почитается верующими, — в V веке над пещерой преподобным Феодосием Великим была основана киновия, ставшая первым общежительным монастырём в Палестине.

По легенде, волхвы были крещены апостолом Фомой, и приняли мученичество в восточных странах.

Впервые назвал волхвов царями св. Кесарий Арльский.

По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой и положены были сначала в Константинополе. В V веке мощи волхвов были перенесены оттуда в Медиолан (Милан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кельн, где и хранятся в Кёльнском соборе в золочёной тройной раке.

Фреска Джотто в капелле Скровеньи. Звезда, как считают, написана по впечатлениям художника от кометы Галлея.

Вифлеемская звезда

Основная статья: Вифлеемская звезда

Согласно Писанию, звезда двигалась по небу с востока на запад и остановилась прямо над местом, где находился младенец, указав волхвам дорогу. Присутствует в большинстве трактовок сюжета.

Для верующих явление Вифлеемской звезды было исполнением т. н. «звёздного пророчества» Валаама в ветхозаветной Книге Чисел:

Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых.
(Чис. 24:17)

Дары

Поклонение волхвов. Фреска пещерной церкви, Каппадокия. XII век

Волхвы принесли младенцу три дара: золото, ладан и смирну (миро или мирра). Согласно учебнику «Закон Божий» —

…и поднесли ему дары (подарки) свои: золото, ливан (ладан) и смирну (драгоценное благовонное масло)

Евангельский рассказ о принесении даров показывает исполнение ветхозаветного пророчества о том, как язычники принесут свои дары Царю Израиля:

…цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему…

(в христианском толковании здесь Израилем названа Церковь Христова, как новый, духовный, Израиль, должный прийти на смену старому Израилю — еврейскому государству и еврейской церкви.)

Эта фраза имеет отсылку на принесение в дар царю Израиля Соломону подарков царицей Савской как событию-прообразу принесения даров Христу.

Принесённые волхвами дары имеют символическое значение:

  • Золото — царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём;
  • Ладан — дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см. иконографию «Великий Архиерей»);
  • Смирна — дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа — одним из эпизодов Страстей Господних, увенчавшихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.

Волхвами и их дарами была заложена широко известная традиция дарить подарки на Рождество.

Божия Матерь бережно хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской церкви, где они находились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенёс дары в константинопольский храм Святой Софии.

Золотой ларец XV века, содержащий дары волхвов, ныне хранится в монастыре Святого Павла на горе Афон. Преподнесён в дар монастырю в 1470 году Марой Бранкович, дочерью правителя Сербии Георгия Бранковича, вдовой османского султана Мурада II, крёстной Мехмеда II Завоевателя. Согласно преданию, Мария лично хотела принести дары волхвов в монастырь, но перед стенами её остановил небесный голос и напомнил о запрете женщинам находится на Святой Горе. В память об этом монахи установили крест, который называется Царицыным, а в стоящей рядом часовне изобразили встречу великих святынь насельниками обители.

В 2014 году золотые пластины впервые за века покинули территорию Греции и были привезены на рождественские святки в Москву, Санкт-Петербург, Минск, Киев, Симферополь, Севастополь, Волгоград. В Москве святыне поклонились более 400 тысяч человек.

Верблюды

Д. Тиссо. «Путешествие волхвов»

Верблюды, на которых приехали волхвы с подарками, возникли в рассказе не только как экзотическое средство передвижения пришельцев из дальних стран, но благодаря пророчеству Исайи о посещении Иерусалима язычниками:

Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа… И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева.
(Ис. 60:6—14)

Вероятней всего, эпизод об ошибочном визите волхвов сначала в Иерусалим (Мф. 2:1—12) также мог, благодаря этому пророчеству, послужить обоснованием для отождествления волхвов с царями.

Прочие свидетели

В сцене поклонения волхвов безусловно присутствуют сам младенец Иисус и Дева Мария. Дополнительные персонажи — Иосиф Обручник, а также пастухи.

В изобразительном искусстве

Мозаика в Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, VI в. Над головами волхвов можно прочесть их имена Картина Джентиле да Фабриано Картина Рембрандта

Христианская иконография основывается на расцвеченном многочисленными деталями рассказе апостола Матфея. Этот сюжет был чрезвычайно популярным, и количество картин, написанных на эту тему, очень велико. Также встречаются скульптуры и музыкальные произведения.

В число первых по хронологии памятников входит катакомбная живопись и рельефы на саркофагах IV в.

В самых ранних изображениях волхвы показаны одетыми в персидские одеяния и фригийские колпаки, как правило, в профиль, в шаге и держащими перед собой дары. Этот вариант — использование позднеантичной иконографии «Варвары, приносящие подношения Императору».

Раннехристианское искусство неизменно изображало волхвов одетыми по-персидски (войлочная круглая шапка, штаны, часто хитон с рукавами и мантия). Последний персидский царь Хосров II Парвиз (VII в.), уничтожавший все христианские церкви в Палестине, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества из-за персидского обличья изображённых на ней волхвов.

В православной иконописной традиции сцена поклонения волхвов может выделяться в отдельный сюжет, хотя чаще является одной из композиций иконографии Рождества Христова.

Усложнение иконографии

Короны на головах пришельцев появляются в Х в. (в западном искусстве), где благодаря устным рассказам они превратились из жрецов в царей. Тогда же их одеяния теряют ярко выраженный восточный оттенок, и их начинают изображать не как ровесников, а людей разных возрастов. Обычай изображать их как представителей разных рас возникает на Западе в XII в. и становится каноническим в XV в.

С XIV в., с наступлением пышного заката средневековья, дары начинают изображаться в изысканных золотых шкатулках, а одежды волхвов становятся всё более разнообразными и роскошными. С этого времени данный сюжет становится популярен среди художников с точки зрения проявления профессионального мастерства: ведь это была сложная, многофигурная сцена, где были не только лошади и верблюды, но и противопоставление различных текстур — шёлка, мехов, драгоценностей и золота волхвов с деревянными конструкциями здания, соломой в яслях и грубой домотканой одеждой Иосифа и пастухов.

Стоит отметить невероятное разнообразие животного мира на подобных картинах. Помимо предсказанных верблюдов, на полотнах оказываются бык и вол, унаследованные из хронологически предшествовавшего эпизода Рождества. Кроме того, обычны кони (до относительно позднего периода европейские живописцы, которым верблюды были известны только по словесным описаниям, старались не рисковать и заменяли их более привычным средством передвижения). Волхвов, превратившихся в царей, сопровождала обширная свита с псами и охотничьими птицами. А на стропилах вертепа могли сидеть воробьи.

Совмещение с другими сюжетами

Начиная с XV века Поклонение волхвов зачастую начали совмещать со сценой Поклонения пастухов (от Луки. 2:8—20). Это позволяло добавить в изображение ещё большее разнообразие людей и животных. В некоторых композициях, например, триптихах, эти две сцены поклонения становились боковыми створками, в то время как центральное место отводилось обычно сцене Рождества.

Список произведений

  • см. Поклонение волхвов (картина)
  • Капелла волхвов

Традиции

  • В католических храмах в праздник Богоявления освящают мел, которым потом пишут на дверях церквей и домов латинские буквы CMB, что иногда интерпретируют как первые буквы имён трёх волхвов — Каспара, Мельхиора и Бальтазара; а иногда как первые буквы латинской фразы «Christus mausionem benedicat», что означает «Да благословит Христос этот дом».
  • В Испании и многих испаноязычных странах именно в праздник Богоявления, а не в Рождество или в день святого Николая дети получают подарки. Считается, что их разносят волхвы — «Los reyes magos».
  1. Волхвы // Рубан Ю. От Рождества до Сретения — СПб.: Коло, 2015 — 128 с. — ISBN 978-5-4462-0052-8
  2. Фаррар Ф. В. Жизнь Иисуса Христа = The Life of Christ. — Изд. И. Л. Тузова, 1893. — С. 15. — 586 с.
  3. Малков П. Ю. Богородица, Дева Мария, родившая Иисуса Христа: Житие // Православная энциклопедия. — Т. 5. — М., 2002. — С. 486—487
  4. 16 // Евангелие от псевдо-Матфея.
  5. 1 2 Волхвы // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 278—282. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  6. Просветитель (Иосиф Волоцкий), 4 слово.
  7. Аверинцев С. С. Волхвы. // Мифы народов мира. — Т. 1. — М. : Советская энциклопедия, 1980. — С. 243—245
  8. Они считаются покровителями путешественников и поэтому их имена часто входили в названия гостиниц.
  9. Там же, с. 245.
  10. Яков Кротов. Словарь святых.
  11. Закон Божий. / Сост. прот. С. Слободской. По благ. Преосв. Лавра, арх. Сиракузского и Троицкого. — Издание РПЦЗ, 1987. — С. 273.
  12. Агиа Павла афон. Проверено 13 января 2013. Архивировано 21 января 2013 года.
  13. Она не приняла ислам и до конца жизни оставалась христианкой.
  14. Вести. Ru: Дары волхвов вызвали столпотворение в Храме Христа Спасителя.
  15. Святейший Патриарх Кирилл: Многотысячные очереди к Дарам волхвов свидетельствуют о горячей вере нашего народа. Официальный сайт Московского Патриархата (19 января 2014). — «Мы особенно чувствуем силу благодати Божией, исходящую от священных предметов, когда соприкасаемся с общехристианскими святынями, — продолжил Патриарх Кирилл. — В этом году по милости Божией со Святой Горы Афон к нам привезены Дары волхвов, великая святыня, к которой прикасались руки Самого Спасителя и Его Пречистой Матери». Проверено 10 февраля 2014.
  16. Более 400 тысяч человек поклонились Дарам волхвов в Москве, РИА Новости (14.01.2014). Проверено 14 января 2014.
  17. Mark Allan Powell. Commentary on Matthew 2:1-12. www.workingpreacher.org. Проверено 8 января 2019.
  18. Аверинцев С. С. Волхвы. // Мифы народов мира. — Т. 1. — М. : Советская энциклопедия, 1980. — С. 245.

Ссылки

  • Поклонение волхвов: тематические медиафайлы на Викискладе
  • Три царя: тематические медиафайлы на Викискладе
  • Волхвы // Православная Богословская Энциклопедия. — Том 3. — Издание «Петроград». (Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.)
  • Who Were the Magi?
  • «Дары волхвов» на Афоне – научная экспертиза
  • в Olga’s gallery
  • Ещё много информации на английском языке

События

Персоналии

Связанные события

Места

Традиции празднования

Рождество по странам

А. П. Лопухин

ВОЛХВЫ — особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности и приобретший особенную известность вследствие того, что представители его явились в Вифлеем поклониться новорожденному Христу (Матф. 2, 1 и 2). Это были «мудрецы» или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его волх. или мудрецы могли представлять собою разные степени «мудрости» — от простого невежественного знахарства до действительно научного знания. Родина волхвов — древний Восток. Магия или волхование было одною из важнейших отраслей знания в древней Ассиро-Вавилонии. Тамошние маги существенно отличались от жрецов; жертву богам, напр., приносят жрецы, а изъясняют сны, предсказывают будущее волхвы, маги, мудрецы. У них был свой глава или начальник, так называемый раб-маг, который, как и другие высшие чины, носившие соответствующие же титулы (раб-сарис, раб-сак), был одним из ближайших советников вавилонского царя (Иерем. 39, 3, и 13). Сами волх. разделялись на несколько разрядов, из которых каждый имел свою особую специальность и носил соответствующее название. К одному разряду относилось составление писанных заговоров или талисманов, прикладывавшихся к телу больных людей или к дверям домов, пораженных каким-нибудь большим несчастием. Волх., занимавшиеся этим, назывались хертуммимами, в собственном смысле магами. Другой класс мудрецов (ашшафимы или мекашафимы) имел своею специальностью чтение заклинаний; третий класс (газеримы) вел запись различных физических и астрономических явлений, которые служили для них основой предсказания будущих событий. Особенно важное значение имели газеримы или звездочеты. Ассиро-вавилонские волх. были самыми знаменитыми в древности, так что их общее название халдеи сделалось впоследствии у других народов синонимом магов. У египтян также были мудрецы или волх.; их волхование весьма близко напоминает собою подобную же мудрость халдеев. Они также отличались знанием тайн природы, которыми пользовались для произведения необычайных явлений, как это можно видеть из их состязания с Моисеем в присутствии Фараона (Исход. 7, 8—12 и др.), истолковывали сны и делали предсказания на основании астрономических наблюдений. Но у египтян сообразно с их более серьезным характером и самые волх. отличались серьезностью и преданы были главным образом научной разработке представлявшихся их наблюдению явлений. От ассиро-вавилонян волх. перешли и к персам, где они сначала встретили себе сильный отпор со стороны туземных жрецов. Но затем магизм привился у персов, слившись с местным жречеством, так что и самое слово маг или волхв у персов получило значение жреца или священника. Зороастр во многих древних памятниках выставляется как глава и преобразователь класса магов или волх. Из Персидской монархии понятие волх. перешли к грекам, сначала азиатским, а затем и европейским. Под именем волхвов или магов греки стали вообще разуметь разных чародеев или колдунов, заклинателей, искусство которых имело иногда весьма сомнительное значение. Впрочем, Платон с уважением говорит о магии Зороастра, как составляющей такую основу воспитания, которая лучше афинской. Ксенофонт также одобрительно отзывается о магах в своей Киропедии. По определению позднейшего лексикографа Свиды, магами назывались «у персов философы и богословы». В греческом переводе Библии под магами разумеются вавилонские и египетские мудрецы, снотолкователи, толкователи священных книг, врачеватели, волшебники, вызыватели мертвых и пр. От греков, а потом и непосредственно от восточных народов, волх. перешли к римлянам, которые весьма скоро стали смотреть на восточных волх., как на низких обманщиков, бессовестно эксплуатировавших народное суеверие. Тацит называет мудрость восточных волх. суеверием (magicae Superstitiones), а Плиний видит в пей «пустоту» и «обман» (vanitates magicae, mendacia magica). Римские сатирики времен империи бичуют как самых магов, так и их многочисленных клиентов. Несмотря на это, волх. получали все больше и больше влияния в римском обществе. Во многих домах римской знати волх. состояли на жалованьи, а при дворе кесарей по временам жили целыми полками, играя важную роль во всех придворных интригах. Уже во II в. до P. X. была попытка изгнать халдеев из Рима. Закон Суллы, относившийся к разным сикариям и тайным злодеям, на практике применялся и к волх. В последующее время иные правители преследовали волх., а другие, напротив, покровительствовали им. Так, император Август, старавшийся восстановить старый римский культ, запрещал азиатским Волхвам и астрологам заниматься своими предсказаниями и даже сжигал их книги. Тиверий и Клавдий также издавали различные постановлений касательно изгнания «математиков и магов», хотя известно, что лично Тиверий был далеко не равнодушен к ним и тайно окружал себя целыми «стадами халдеев» (по саркастическому выражению Тацита). Нерон относился к ним настолько благосклонно, что не прочь был принять участие в пиршествах магов. Весиасиан, Адриан и Марк Аврелий относились к ним с терпимостью. Некоторые из восточных волхвов, как напр., Аполлоний Тианский, приобретали громкую известность. Само понятие о магах все более расплывалось, и под ними разумелись вообще приверженцы всего таинственного и непостижимого. Знаменитый языческий полемист против христианства Цельсий почти не различал магов от христиан и приписывал самому Христу знание магии. Со своей стороны, христиане объясняли магией чудеса, совершавшиеся, будто бы, известными в то время еретиками. В царствование Каракаллы волх. были сжигаемы живыми, а пользовавшиеся их чарами ко вреду другим были распинаемы или отдаваемы на растерзание зверям. Александр Совер относился к волх. так благосклонно, что давал им государственное содержание. Диоплетиан возобновил прежние против них указы, но вполне отрицательное отношение к ним установилось лишь при христианских императорах. Константин Великий издал ограничительные постановления касательно всякого волшебства, а его сын Констанций и последующие императоры запрещали магию под страхом смертной казни. Это отношение к волх. нашло себе ясное юридическое определение в законах Юстиниана, послуживших основой последующего законодательства христианских народов.

Что касается тех волхвов, о которых упоминает евангелист Матфей в истории рождения Христа, говоря, в Иерусалим «пришли с востока волх. и спрашивали, где родившийся царь иудейский» (Матф. 2, 1 и 2), то трудно решить, что это были за люди, из какой страны и какой религии, так как евангелист не дает никаких указаний на это. Но дальнейшее заявление этих волх., что они пришли в Иерусалим, потому что видели на Востоке звезду родившегося царя иудейского, которому и прибыли поклониться (Мф. 2, 2), показывает, что они принадлежали к разряду тех восточных волх., которые занимались астрономическими наблюдениями. Если так, то к путешествию в Иерусалим могло побудить их следующее явление. Около времени Рождества Христова, именно в 747 году по основании Рима, на небе видимо было чрезвычайно редкое сочетание планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. Оно не могло не обратить на себя внимания всех, кто наблюдал за звездным небом и занимался астрономией, т. е. именно халдейских волх. В следующем году к этому сочетанию присоединился еще Марс, который еще более усилил необычайность всего явления, носящего на себе печать чудесности (см. «Звезда на востоке»). Волх., поклонившись новорожденному Христу, найденному ими в Вифлееме, по свидетельству евангелиста, «отошли в страну свою», возбудив тем крайнее раздражение Ирода. О них сложился целый цикл легенд, в которых эти вост. мудрецы являются уже не простыми волх., а царями, представителями трех рас человечества. Позже предание знает даже самые имена их — Каспар, Мельхиор и Вальтасар, и подробно описывает самую их наружность. В восточных христианских сказаниях волх. получают еще более внешнего величия и блеска. Они прибыли в Иерусалим со свитой в тысячу человек, оставив позади себя на левом берегу Евфрата отряд войска в 7.000 человек. По возвращении в свою страну (на отдаленнейшем Востоке, у берегов океана) они предались созерцательной жизни и молитве, и когда апостолы рассеялись для проповеди Евангелия по всему миру, то ап. Фома встретил их в Пареии, где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры. Легенда прибавляет, что их мощи впоследствии были найдены царицей Еленой, положены были сначала в Константинополь, но оттуда перенесены были в Медиолан (Милан), а затем в Кельн, где их черепа, как святыня, хранятся и доселе. В честь их на Западе установлен был праздник, известный под названием трех царей (6-го января), и они сделались вообще покровителями путешественников. Вследствие этого последнего обстоятельства имена их нередко употреблялись для названия гостиниц.

По литературе предмета, кроме специального исследования Ленормана о магии халдеев, можно указать на статьи в специальных словарях: Герцога, под сл. Мagier, Смита под сл. Magi и др. См также обстоятельную ст. проф. П. Протопопова: «Волхвы египетские, вавилонские и вифлеемские» («Вера и разум» 1902 г., кн. 23 и 24) (Ср. Энцикл. Словарь Брокгауз-Ефрон т. 13).

* А. П. Лопухин

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 3, стр. 757. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.