Кто такой авраам

История появления

Притча, описывающая жертвоприношение Исаака отцом Авраамом, повествует о том, как библейский персонаж в знак любви к Богу передал ему самое ценное, что было в жизни. Значение этой легенды нельзя переоценить. Авраам оказался первым, кто заговорил с Всевышним после Всемирного потопа. Отец множества народов и духовный предок заключил завет, который помог спасти человечество. С момента упоминания Авраама в Библии начинается патриархальный период, который длится до момента, когда последний еврей покинул Египет.

Авраам

Сегодня жертвоприношения кажутся дикостью, хотя для ветхозаветных времен это было необходимым действием и нормальным явлением. Невинные души, принесенные в жертву, считались драгоценнейшим подарком от человечества. Описание нюансов, существующих в реальности, добавляет сюжетам особенную актуальность. Например, гора Мориа, на которой Авраам вместо сына заколол барана, в действительности является местом расположения Иерусалимского храма. Царь Соломон воздвиг его в честь Господа.

Теологи связывают притчу об Аврааме с жертвой Иисуса. Своеобразный прообраз спасения человечества заключается в поступке пророка. Как и он, Бог принес в жертву сына своего Иисуса Христа, который не воспротивился воле отца.

Иисус Христос

Действие Авраама рассматривается и под другим углом. В нем видят способ получения от Бога желаемого, несмотря на время ожидания обещанного. По логике верующих, оно будет даровано своевременно. Бог должен знать, что человек готов отдать самое дорогое в знак любви к нему. Божественное милосердие открывается библейским героям и последователям христианства индивидуальным путем, и об этом стоит помнить, перечитывая строки священных текстов.

Авраам в религии

Датой рождения Авраама считается 1812 год до нашей эры. По преданию, герой прожил 175 лет и обрел покой в 1637 году до нашей эры. Значение имени персонажа – «отец множества». Его история – это легенда о жизни патриарха, ведущего диалог с Господом после Потопа. Истинный боголюбец был готов на все ради веры.

Авраам и Сара

Жизнеописание персонажа содержится в Книге Бытия. Авраам родился в древнем шумерском государстве, Уре Халдейском, располагавшемся на нынешней территории Ирана. У персонажа было два брата: Аран и Нахор. Фарра, отец героя, умер в 205 лет. Авраам был женат на Саре, неспособной к продолжению рода. Вместе с ней и племянником он отправился по наставлению Господа в землю, на которую должен указать Всевышний. Бог пообещал Аврааму, что тот станет прародителем великого народа, получит благословение Господне и навсегда сохранит свое имя в веках.

В 75 лет Авраам с семьей вышел из Харрана и направился в Ханаан, где ему явился Бог, завещав земли потомству героя. В честь этого благодеяния мужчина воздвиг в городе жертвенник во имя Господа. Затем Авраам направился на восток, а впоследствии на юг, дойдя до Египта. В писании отдельно рассказывается о том, что Сара, жена Авраама, была забрана в дом фараона, за что египетский правитель понес кару. Разбогатев в Египте, Авраам вернулся к одному из пунктов своего маршрута, ведя за собой людей и скот. Путники встретили препоны в лице людей, проживавших до них на этой местности, и решили искать другие земли.

Агарь

Вопрос продления рода был решен Авраамом с помощью служанки Сары, которую звали Агарь. Первенца назвали Исмаил (или Измаил). Когда Аврааму исполнилось 99 лет, он заключил с Господом завет. Первенца от Сары Бог велел назвать Исааком. Правила завета должны были распространиться на потомков Исаака, а не на детей Исмаила. Друг бога пообещал делать обрезание мальчикам из их семьи в обмен на Ханаанскую землю и почитание потомками Авраама. Множество событий описывает Писание, повествуя о жизни Авраама, но главным моментом его биографии становится то, что он убивает сына Исаака. Жертвой, принесенной Богу, становится его единственный наследник.

Жертва «во всесожжение» была принесена Авраамом без колебаний. В момент занесения ножа над сыном на жертвеннике, что располагался на горе Мориа, Авраам увидел ангела. Тот сообщил, что вера пророка подтверждена, а жертва не нужна.

Авраам убивает сына

Это действие мужчины объясняется его безграничной верой и верностью. Авраам был убежден: если Господь обещал произвести потомство от Исаака, значит, провидение найдет способ воскресения любимого сына.

Авраам умер в 175 лет. Место захоронения библейского персонажа – пещера Махпеле, где покоится и его супруга Сара.

Интересные факты

  • Авраам – герой, чье имя часто упоминается в Ветхом и Новом Заветах. Такой же популярностью пользуется разве что Моисей. Предок Иисуса стал символом, благодаря которому аудитория осознает божественность Иисуса Христа и его возвышенность. Рождение Христа является исполнением завета, заключенного Авраамом с Богом. В то же время его гибель повторяет жертву, принесенную отцом во имя веры. В Новом Завете Авраам считается носителем веры и учителем, транслирующим ее главные принципы. Своим примером он являет образец праведности и благочестивости.

Авраам

  • Авраам – персонаж, фигурирующий в разных религиях. В Коране он – пророк Ислама, носящий имя Ибрахим. Его биография схожа с жизнеописанием из Библии. Любопытно, что в еврейских мидрашах Аврааму принадлежит идея единобожия, монотеизма. По преданию, герой первый, кто понял, что Бог един. В три года он прозрел, осознав, что идолы предков – не те, кто достоин его веры, и стал последователем Господа. В традиции еврейских верований Авраама считают создателем Книги Творения. Этот литературный источник оказался основой каббалистического направления.
  • Жертвоприношение героя интерпретируется учеными и философами по-разному. Исследователи библейских текстов придерживаются идеи о том, что жертвоприношение безвинного Исаака становится примером отказа от дани Господу в виде человеческой жизни. Существует мнение, что с течением времени Библия претерпевала изменения и модификации. Вероятно, что в первоначальном варианте сюжета Исаак был убит, но после отмены жертвоприношений текст был отредактирован.

Сара и Исаак

  • Изначально именем героя было Аврам, что в переводе означает «отец высокий». Имя его супруги – Сара, что означает госпожа. Господь повелел супружеской чете сменить имена в момент, когда огласил, что их роль для будущего человечества многозначительна. Впоследствии собеседника Бога именовали Авраам. Имя интерпретируется как «отец множества». Жену пророка стали звать Сарра – «госпожа множества». Этот прием в литературе и поворот сюжета в писании свидетельствуют о возвеличивании персонажа в глазах верующих и в религии.

hist_etnol

Джеймс Тиссо. Авраам советуется с Сарой.

Более того, во многих случаях Сара оказывается наставницей мужа. Авраѓам часто испытывал потребность обратиться к ней за советом либо считал себя обязанным получить её согласие, прежде чем принять важное решение.»

Ханс Колларт. Сарра (гравюра, около 1581 г.)

Библия повествует о бесплодии Сары. Отчаявшись иметь собственных детей, Сара дала Аврааму в наложницы свою служанку Агарь, чтобы та родила ему детей вместо неё. По словам предания, Агарь была дочерью фараона, пожелавшего лучше отдать ее в качестве рабыни Саре, чем видеть госпожой в другом доме. Сара относилась к Агари очень хорошо, и только после того, как та, забеременев, возгордилась, Сара изменила свое отношение к ней.

Louis Jean Francois Lagrenee (1724-1805).

Сара вручает Агарь Аврааму

Бог объявляет Аврааму, что Он даст ему сына от Сарры, «и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё» (Быт.17:16).

Авраам, Сарра и три ангела.

Видение Авраама под мамрийским дубом.

Мозаика. 432-440 гг. Рим, церковь Санта-Мария Маджоре

Обещание Бога дать Аврааму и Сарре сына сопряжено с переименованием Авраама (прежде — Аврам) и Сарры (прежде Сара / Сарай) и заключением с ним завета, который сопровождается символическим предписанием обрезания (Быт.17:1-21).

Ян Провост.Авраам, Сарра и ангел.1520

Называясь сначала Сарай, дословно «моя владычица», она как бы признавалась владычицей своего лишь дома и своего племени, но с тех пор как ее стали звать Сарра (שרה), она является общепризнанной владычицей — «княгиней всего человечества».

А. А. Иванов. Сарра, кормящая грудью Исаака
1850-е.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

По изменении имени Сарры к ней вернулась юность, и она родила Исаака в возрасте 90 лет. Никто не хотел этому верить; многие говорили, что Авраам имеет в доме приемыша. Тогда патриарх устроил пир. Женщин угощала Сарра на своей половине, причем она накормила грудью детей, бывших на пиру с матерями, —и все поверили чуду рождения Исаака.

Она была единственной женщиной, получившей пророчество непосредственно от Бога, со всеми остальными говорили только ангелы. Сам Всевышний повелевает Аврааму: «Слушайся всего, что скажет тебе Сара» (Быт.21:12). Следуя этому указанию, Авраам выполнил требование Сары изгнать Измаила (Ишмаэля) и Агарь — своего сына и его мать.

Pietro da Cortona (1596-1669). Изгнание Агари

Сарра умерла в Кирьят-Арбе (Хеврон). Согласно объяснениям мудрецов, «душа покинула ее», когда она услышала, что ее сын Исаак связанным возложен на жертвенник. Сохранились две версии. По одной, ангел Самаил возвестил Сарре: «Старик, муж твой, принес в жертву сына твоего; напрасны были плач ребенка и мольбы его!» — и с горя Сарра умерла.

Другая версия говорит, что сатана под видом старца явился к Сарре и поведал ей, что сын ее умер на жертвеннике. Огорченная мать стала горько плакать, но затем примирилась с этим фактом, понимая, что такова была воля Божия. Она направилась к Хеврон, расспрашивая по пути, не встретил ли кто Авраама. Тогда сатана явился снова к ней; на этот раз он оповестил ее, что Исаак жив, и Сарра умерла, не перенеся радости.

Рембрандт. Жертвоприношение Авраама. 1635 г

Эрмитаж

Авраам вернулся в Беер-Шебу и не застал там Сарру, он отправился вслед за нею и нашел ее мертвой в Хевроне, где и похоронил в пещере Махпела, которую приобрел у хетта Эфрона за четыреста шекелей серебром (Быт. 23:3–20).

Г.Доре. Похороны Сарры

Пока С. была жива, жилище ее было гостеприимно открыто для всех и каждого, светильня в ее лампаде не угасала и горела с пятницы до пятницы следующей недели, ивозле шатра Сарры всегда стояло Божественное облако.

Числовая символика, характерная для библейских сказаний о патриархах, играет большую роль в повествовании о Сарре. Так, Сарра родила Исаака в возрасте 90 лет, то есть прожив три четверти от 120 лет (такова в идеале продолжительность человеческой жизни), а умерла в возрасте 127 лет, то есть получила в дар еще семь (также значимое число) лет.