Кто такой епископ

Архиепископ — епископ. Энциклопедия

ЕПИСКОП. Большая российская энциклопедия

ЕПИ́СКОП (греч. ἐπίσϰοπος), на­име­но­ва­ние выс­шей из трёх сте­пе­ней свя­щен­ст­ва (так­же ар­хие­реи) в пра­во­слав­ной, а так­же в ка­то­лич. и древ­них вос­точ­ных церк­вах: мо­но­фи­зит­ских (Ар­мя­но-гри­го­ри­ан­ской, Копт­ской, Си­ро-яко­вит­ской, Эфи­оп­ской, Ма­ла­бар­ской) и Не­сто­ри­ан­ской. Епи­скоп­ское слу­же­ние вос­хо­дит к апо­столь­ско­му ве­ку, пер­вые Е. (гла­вы хри­сти­ан­ских об­щин) бы­ли по­став­ле­ны апо­сто­ла­ми, за­тем но­вые Е. по­став­ля­лись со­бо­ра­ми Е. (с уча­сти­ем не ме­нее двух). Важ­ней­шим при­зна­ком бла­го­дат­ной дей­ст­ви­тель­но­сти епи­скоп­ско­го са­на яв­ля­ет­ся пре­ем­ст­во ру­ко­по­ло­же­ний, вос­хо­дя­щее к апо­сто­лам. Имея че­рез чре­ду ру­ко­по­ло­же­ний бла­го­дат­ную связь с апо­сто­ла­ми, Е. яв­ля­ют­ся их пре­ем­ни­ка­ми и по­то­му об­ла­да­ют в Церк­ви выс­ши­ми пол­но­мо­чия­ми. По уче­нию св. Ио­ан­на Да­ма­ски­на, им вру­че­на Цер­ковь.

В Е. по­став­ля­ют­ся из пре­сви­те­ров; со вре­ме­ни Трулль­ско­го со­бо­ра (691–692) для Е. обя­за­тель­но без­бра­чие. В Рус. церк­ви, как и в не­ко­то­рых дру­гих пра­во­слав­ных по­ме­ст­ных церк­вах, Е. мо­гут быть лишь мо­на­ше­ст­вую­щие. О воз­рас­те лиц, по­став­ляе­мых в Е., в от­ли­чие от пре­сви­те­ров и диа­ко­нов, ка­но­ны умал­чи­ва­ют. Древ­ние «Апо­столь­ские по­ста­нов­ле­ния», не имею­щие ка­но­нич. зна­че­ния, но от­ра­жаю­щие прак­ти­ку ран­ней Церк­ви, пре­ду­смат­ри­ва­ют для кан­ди­да­та в Е. 50-лет­ний воз­раст. В Но­мо­ка­нон Фо­тия вне­се­но по­ло­же­ние из 123 но­велл имп. Юс­ти­ниа­на, ко­то­рое ус­та­нав­ли­ва­ет для кан­ди­да­та 35-лет­ний воз­рас­тной ценз, а в ис­клю­чит. слу­ча­ях – 25-лет­ний. Но из цер­ков­ной ис­то­рии из­вест­ны и зна­чит. от­сту­п­ле­ния от этой нор­мы (напр., слу­чаи по­став­ле­ния в Е. лиц, не дос­тиг­ших 20 лет). В Рус. пра­во­слав­ной церк­ви в нач. 21 в. её Ус­та­вом ус­та­нов­лен 30-лет­ний воз­рас­тной ценз для Е. 2-е пра­ви­ло 7-го Все­лен­ско­го со­бо­ра тре­бу­ет от кан­ди­да­тов в Е. твёр­до­го зна­ния Псал­ти­ри, а так­же хо­ро­ше­го на­вы­ка в чте­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ка­но­нов. В Рус. церк­ви с 19 в. кан­ди­да­ты в Е. долж­ны об­ла­дать выс­шим бо­го­слов­ским об­ра­зо­ва­ни­ем.

Пра­ва и обя­зан­но­сти Е. очер­че­ны в по­сла­ни­ях ап. Пав­ла к Ти­мо­фею и Ти­ту. В ти­тул Е. вклю­ча­ет­ся на­зва­ние го­ро­да, в ко­то­ром он име­ет ка­фед­ру.

Е. име­ют бла­го­дать со­вер­ше­ния всех 7 та­инств, ус­та­нов­лен­ных в пра­во­слав­ной и в ка­то­лич. церк­вах. В пра­во­слав­ной церк­ви им при­над­ле­жит ис­клю­чи­тель­ное пра­во со­вер­шать хи­ро­то­нии (в диа­ко­ны и пре­сви­те­ры – еди­но­лич­но, в Е. – в со­ста­ве со­бо­ра). Е. мо­жет со­вер­шать ру­ко­по­ло­же­ния в диа­ко­на и пре­сви­те­ра толь­ко в пре­де­лах сво­ей епар­хии и ис­клю­чи­тель­но для слу­же­ния в ней. В ка­то­лич. церк­ви лишь Е. мо­гут со­вер­шать та­ин­ст­во ми­ро­по­ма­за­ния (кон­фир­ма­цию). Епар­хи­аль­ные Е. по сво­ему по­ло­же­нию, без вся­ко­го из­бра­ния, яв­ля­ют­ся пол­но­прав­ны­ми чле­на­ми Все­лен­ских и по­ме­ст­ных со­бо­ров.

Все Е. сто­ят на од­ной, выс­шей сте­пе­ни свя­щен­ст­ва, но как чле­ны пра­ви­тель­ст­вую­щей ие­рар­хии Церк­ви они раз­ли­ча­ют­ся свои­ми вла­ст­ны­ми пол­но­мо­чия­ми и в свя­зи с этим име­ют раз­ные ти­ту­лы. Е. мо­гут но­сить ти­тул пап, пат­ри­ар­хов, ка­то­ли­ко­сов, ми­тро­по­ли­тов и ар­хи­епи­ско­пов. В Рус. церк­ви ти­тул пат­ри­ар­ха Мо­с­ков­ско­го и всея Ру­си не­пре­мен­ным об­ра­зом со­пря­жён с воз­глав­ле­ни­ем церк­ви, по­доб­ным об­ра­зом об­сто­ит де­ло с ти­ту­ла­ми пат­ри­ар­хов (Алек­сан­д­рий­ско­го, Ан­ти­охий­ско­го, Ие­ру­са­лим­ско­го), па­пы Рим­ско­го и ка­то­ли­ко­сов в др. церк­вах. Не­ко­то­рые из по­ме­ст­ных церк­вей воз­глав­ля­ют­ся ми­тро­по­ли­та­ми или ар­хи­епи­ско­па­ми. По­след­ние ти­ту­лы упот­реб­ля­ют­ся так­же епар­хи­аль­ны­ми или ви­кар­ны­ми Е., ли­бо в свя­зи с тем, что они яв­ля­ют­ся при­над­леж­но­стью ка­фед­ры, ко­то­рую эти Е. за­ни­ма­ют, ли­бо в ка­че­ст­ве лич­но­го от­ли­чия. Так, в нач. 21 в. в Рус. церк­ви Ки­ев­скую, Мин­скую, Ки­ши­нёв­скую, а так­же Кру­тиц­кую ка­фед­ры не­пре­мен­но по Ус­та­ву, а С.-Пе­тер­бург­скую по тра­ди­ции, за­ни­ма­ют ми­тро­по­ли­ты, но этот ти­тул, а так­же ти­тул ар­хи­епи­ско­па мо­гут но­сить и др. ар­хие­реи, для ко­то­рых он яв­ля­ет­ся их лич­ным от­ли­чи­ем – пат­ри­ар­шей на­гра­дой.

При­зна­ние пра­во­слав­ной цер­ко­вью дей­ст­ви­тель­но­сти ка­то­лич. епи­ско­па­та, а так­же епи­ско­па­та древ­них вост. церк­вей вы­ра­жа­ет­ся в том, что, ко­гда Е. этих церк­вей при­сое­ди­ня­ют­ся к пра­во­слав­ной церк­ви, они при­ни­ма­ют­ся «в су­щем са­не», т. е. в ка­че­ст­ве Е., без их по­втор­но­го ру­ко­по­ло­же­ния. Ана­ло­гич­ная прак­ти­ка име­ет ме­сто и в ка­то­лич. церк­ви.

Е. су­ще­ст­ву­ют в Анг­ли­кан­ской церк­ви. В со­от­вет­ст­вии с соб­ст­вен­ным уче­ни­ем этой церк­ви Е. име­ют пре­ем­ст­во ру­ко­по­ло­же­ний от апо­сто­лов, что ка­те­го­ри­че­ски от­вер­га­ет­ся ка­то­лич. цер­ко­вью. Пред­ста­ви­те­ли пра­во­слав­ных по­ме­ст­ных церк­вей в раз­ное вре­мя вы­ска­зы­ва­ли раз­ные точ­ки зре­ния от­но­си­тель­но апо­столь­ско­го пре­ем­ст­ва анг­ли­кан­ско­го епи­ско­па­та, но пра­во­слав­ная цер­ковь офи­ци­аль­но не при­зна­ёт его дей­ст­ви­тель­ность. Дан­ный во­прос ны­не ут­ра­тил ак­ту­аль­ность в свя­зи с вве­де­ни­ем в Анг­ли­кан­ской церк­ви жен­ско­го свя­щен­ст­ва и епи­ско­па­та, что со­вер­шен­но не­со­вмес­ти­мо с пра­во­слав­ным уче­ни­ем о свя­щен­ст­ве, рав­но как и с уче­ни­ем др. церк­вей, имею­щих апо­столь­ское пре­ем­ст­во.

Ти­тул Е. упот­реб­ля­ет­ся и в не­ко­то­рых про­тес­тант­ских церк­вах, в ча­ст­но­сти в лю­те­ран­ской, но бо­го­слов­ские док­три­ны са­мих этих церк­вей не пре­тен­ду­ют на обос­но­ва­ние апо­столь­ско­го пре­ем­ст­ва сво­их Е., не счи­тая са­мо по­став­ле­ние та­ких Е., рав­но как и пас­то­ров, та­ин­ст­вом.

>Епископ

Кто такой епископ?

В 988 году, после Крещения Руси, в Православии появилось особое сословие – духовенство. Одним из главнейших священнослужителей в Церкви является епископ. Кто такие епископы и, почему они появились в Православной Церкви? За какие заслуги дают такое почетное звание?

Те, кто читал Новый Завет знают, что в самом начале Завета нет ни одного упоминания о епископах в христианстве. Почему? Во времена становления нашей веры не было не только разделения на православие, католичество и, тем более, самую молодую конфессию – протестантизм. В те времена не существовало и Церковной иерархии. Апостолы, ученики Христа пошли учить все народы. Епископами, что в переводе означает “надзирающий” называли главу христианской общины. Со временем епископы стали третьей степенью священства, возглавив пресвитеров и диаконов. Интересно, что звание епископа существует в Ветхом Завете. Епископом в первом послании апостола Петра называется сам Иисус Христос – “блюститель душ наших”.

В Новом Завете упоминание о епископе встречается в:

  • Деяния (Деян. 20:28)
  • Послание к Филиппийцам (Фил. 1:1)
  • Первое послание к Тимофею (1Тим. 3:2)
  • Послание к Титу (Тит. 1:7)
  • Первое послание Петра (1Пет. 2:25)

Постепенно епископы стали получать и другие почетные звания:

  • Архиепископ;
  • Митрополит;
  • Патриарх.

Первые епископы получили важный дар – апостольское преемство. Епископов также принято называть архиереями – старшими иереями.

В XX веке началось реформационное движение, которое хотело разрушит сложившиеся в Православной Церкви устои, в том числе, институт епископата. Иерархия “Обновленцев” выступала против традиций. Они отказались от целибата для епископов, вступали в брак, носили другое облачение. Это движение не прижилось и не имело достаточно большого количества последователей.

В современной Русской Православной Церкви епископов становится все больше, а епархии делятся на меньшие территории.

Функции епископа

«Так как Церковь должна, по обещанию Христову, пребывать до скончания века, то и полнота правительственной власти, дарованная от Христа Апостолам, должна была не окончиться с их смертью, а оставаться в Церкви вечно. Поэтому, Апостолы передали избранным преемникам свои полномочия с тем, чтобы они продолжались в Церкви преемственно и неизменно. Этим лицам, получившим название епископов (επίσκοπος-блюститель), Апостолы поручили высший надзор и управление (архипастырство) в основанных христианских общинах, – то, что Апостолы не могли всегда оставлять за собой лично, будучи обязанными распространять христианство во всем мире.
Таким образом, высшая в собственном смысле правительственная власть в Церкви поручена Апостолами епископам – их преемникам; другие же чины иерархии поставлены быть только помощниками епископа в церковном управлении; а прочие члены клира – служебными лицами».

(c)
протоиерей Василий Певцов. Лекции по церковному праву.

Епископ, получив апостольское преемство, имеет право исполнять все Таинства Церкви:

  • Евхаристию.
  • Крещение.
  • Таинство Брака.
  • Елеоосвящение.
  • Миропомазание.
  • Покаяние.
  • Священства.

Он является вышестоящим священноначалием для настоятелей храмов в своем регионе. Каждый епископ отвечает за определенную область, контролирует ее, помогает решать сложные вопросы.

Только епископ имеет право освящать миро. Вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без епископа, при этом Миропомазание может совершать либо епископ, либо священник, которого епископ назначил.

Епископ – пример для духовенства и мирян. За недостойное поведение его могут лишить сана.

Поскольку такое служение требует полной отдачи от человека, только монашествующий священник может претендовать на роль епископа. Безбрачие епископов – обязательное условие.

Крещение Руси в 988 году и государство Русь

Схема чина хиротонии во епископа

Наречение кандидата во епископа. «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст.
Указ об избрании Речь избранного. Многолетие.
Испытание веры новоизбранного. Благословение Патриарха. Чтение Символа веры.
Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых апостолов, семи Вселенских соборов и девяти поместных и правил святых отец.
Передача текста обещания Святейшему Патриарху.
Благословение ставленника.
Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому.
Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого».
Преклонение ставленником колен пред святым престолом.
Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев, тайносовершительная молитва «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй).
Чтение Патриархом двух молитв.
Чтение первым и вторым митрополитами ектении.
Облачение в архиерейские одежды.
Приветствие и целование архипастырей
Участие в Божественной Литургии
«Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия осенение народа свечами.
Принятие святой чаши от протопресвитера на Великом входе.
Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии.
Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов.
Вручение архипастырского жезла.
Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею.
Вручение жезла Архипастырское благословение народа.