Кто такой игумен

Церковная иерархия в Русской православной церкви

Наиболее полно и мрачно это состояние заявило о себе дважды: перед Великим Потопом и перед приходом на землю Божественного Искупителя. Оба этих грандиозных акта — Потоп и Искупление явились ответом Промыслителя на предельное развращение людей: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что всё мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6, 5).

Подобное состояние душ и крайнее развращение нравов всегда являлось результатом отпадения от Бога и погружения в язычество (демонопоклонство), которое может быть охарактеризовано не только как отказ от подчинения высшей духовной власти и авторитету своего Творца (как, например, у Каина), но и как сознательное принятие и подчинение идеологии полной свободы от любых нравственных законов.

Однако, отказываясь, вопреки голосу совести, от нравственных норм, установленных Богом, и, тем самым, как бы освобождаясь от Его опеки, человечество неизбежно подпадало под авторитет и власть других, прямо противоположных, богоборческих сил. Этими силами, как объясняет Священное Писание и церковное Предание, являются разумные, но враждебные человеку существа параллельного духовного мира — демоны, толкающие людей на самые гнусные преступления. Нет ничего удивительного в том, что, признав духовный авторитет падших ангелов, которые поощряли любые греховные страсти и наклонности, люди стали совершать им религиозное поклонение, что, в свою очередь, лишь увеличило жестокость и разврат общества.

Причину отказа от Бога увидеть нетрудно. Диавол разрешал всё, давал свободу всем, самым низменным страстям, более того, он, как бы свыше, выдавая себя за Архитектора вселенной, «благословлял» любую мерзость, но за это требовал божеского поклонения и божеских почестей. И как же было не поклониться этому великому борцу за «права человека» на любую гнусность любых эгоистических пожеланий, как было не воспеть песнь восхищения освободителю совести от сдерживающих начал, которые в нас вложил Бог и которые Он утверждал в Своих заветах с людьми?…

Письма Игумена N.

В данном разделе будут публиковаться письма, написанные батюшкой своим духовным чадам.

  • Ответ русскому эмигранту, покинувшему родину в начале «перестройки»Мы и не заметили, как зима на убыль пошла. Только подумать! Ведь недавно, кажется, началась, а уже весна на носу – и жутко становится от того, что время так быстро, так стремительно летит. Этак ведь и вся жизнь промелькнет – не заметим. А во Франции, вероятно, это еще менее заметно, поскольку у Вас, на юге, в Провансе, нет такой отчетливой смены времен года, как в России…
  • Психологические проблемы нашей молодежиДорогой о Господе G! Как ни странно, твоя проблема давно уже не является твоей. За последние 20-25 лет она стала настолько массовой и так часто встречается у молодежи, что напоминает скорее пандемию, чем отдельно взятое заболевание. Кстати, и синдром Аспергера – явление молодое, появившееся и описанное на западе несколько раньше появления наших постперестроечных синдромов, как, впрочем, и всякая другая гадость, пришедшая к нам с запада после падения «железного занавеса»…
  • Курение – жертвоприношение демонамНесколько лет твоей жизни в монастыре и наше частое общение отчетливо показали мне слабость твоего характера и силу давления, которое демоны оказывали и продолжают оказывать на тебя – на твою волю и твое сознание. Потому на первый вопрос могу ответить лишь одно: путь твоего спасения не был и не будет легким. Много неприятностей придется тебе пережить и много на этом пути будет у тебя падений. Однако помни, что вставать нужно непременно вновь и вновь…
  • Бесочеловек и «новая» цивилизация антихристаКак всегда, S ., прошу прощения за то, что заставил тебя ждать ответа: просто я хронически не успеваю отвечать на письма, которым все нет конца, а времени, к сожалению, не прибавляется. К тому же есть еще у меня и масса других дел, на которые явно не хватает 24 часов в сутки, но что делать? С опозданием, но все-таки попытаюсь ответить на твой вопрос по поводу сложностей во взаимоотношениях с коллегой по работе, которая попала в лапы к сектантам. Должен тебе сказать, что мой личный опыт в общении с такими людьми выявил необычную, но характерную для них особенность: они совершенно глухи к любым здравым рассуждениям о вере, хотя у всех уши на месте. Эта интересная глухота не похожа на обычную телесную глухоту, связанную с нарушением органов слуха…
  • Как помочь спасению своих близкихГалина, каждый христианин должен выполнить в жизни какую-то свою духовную миссию. У верующих женщин она одна: воспитать детей так, чтобы они могли противостоять соблазнам и грехам мира сего, а мужа, если он не знает своего Творца, привести к познанию Бога. Кроме того, жизнь – это крест. Крест потому, что страданиями приходится искупать свои собственные ошибки и грехи, которые многие из нас совершали еще до того, как узнали о заповедях Божиих….
  • Как устоять против злаТе отношения между людьми, с которыми ты столкнулся в армии – это не какое-то специфическое, чисто армейское явление, а обычные взаимо­отношения между людьми, указывающие на те их душевные качества, с которыми эти люди пришли в армию с “гражданки”. Они и до призыва на службу были такими, – не хуже, и не лучше. Просто в замкнутом коллективе все страсти вылезают наружу….
  • Как и почему уводят из семьи мужейСразу должен отметить, что ваша ситуация – одна из самых распространен­ных. Симптомы – одни и те же, причем очень у многих людей. Молодая женщина, недовольная социальным и материальным положе­нием своего мужа (или незамужняя) встречает женатого мужчину, старше себя, который уже чего-то добился и мог бы стать хорошим «спонсором», как сейчас выражаются, а возможно, даже мужем. Чтобы устроить желаемое она обращается, например, за помощью к колдунье (бабке, магу, экстрасенсу – всё это синонимы), а иногда использует магические методы сама….
  • О трех видах жительства христианинаДорогой “F”, до сего дня главнейшей твоей проблемой является затянувшийся на долгие годы инфантилизм. К сожалению, у тебя, до сих пор отсутствует реальное восприятие и понимание жизни, включая социальные, экономические, политические, психологические и даже технические аспекты. Наблюдая тебя, я только удивлялся: как ты, дожив до 32 лет, умудрился не приобрести никакого жизненного опыта, продолжая парить в несбыточных мечтах и иллюзиях, простительных разве что школьнику 8-9 классов. Создается впечатление, будто тебя растили не в обществе реальных людей, а под колпаком, в теплице (в лучшем случае)…

    Статьи и интервью Игумена N.

  • Что «тормозит» наше исправление (или как христианину избавиться от поврежденности лжеучениями и оккультизмом)
  • Растлевает «опиум безверия» интервью наместника Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, игумена Ефрема, корреспонденту газеты «СОКОЛЬСКАЯ ПРАВДА» Татьяне Пушниковой
  • Религия и государство. Череповецка газета «Речь», 1993 г.
  • Кровью новомучеников освящена Россия. «Православная газета для простых людей» № 2 (8) 1998 г.
  • Забытый юбилей на Красной Поляне. 150-лет со дня окончания Кавказской войны
  • Воля Божия и воля человеческая. Воспоминания об архимандрите Павле (Груздеве)
  • Святогорский опыт духовной брани. Доклад, прочитанный на «Рождественских чтениях» в январе 2013 года
  • Интервью Игумена N на радио «Радонеж». Беседа о книге «Между Небом и адом»
  • Курение – жертвоприношение демонам
  • Медведица схимонахини Елены. Из рассказа «Кавказские подвижницы»
  • «Почему взрослые не любят наших вопросов?» Беседа со школьницей
  • «Строй дом духовный…» Свято-Ольгинский монастырь
  • Новоявленные «пророки» от лукавого. Правда о Славике Крашенинникове
  • Киберзависимые
  • Из книги «Отрекаюсь от тебя, сатана». Как спасти наших детей от сатанизма
  • Не такой как все. Как научить подростка жить среди сверстников
  • Одна жизнь не удалась — проживем другую?! Или О суеверии перевоплощения (из проповеди на Преображение Господне)
  • >Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

    Игу́мен (греч. ηγουμενος — ведущий) первоначально — начальник монастыря.

    Словарь. Иерархия

    В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов.

    В 1764 г. по Манифесту о секуляризации монастырских земель русские монастыри были распределены по трём классам; глава монастыря третьего, низшего класса стал называться игуменом. Отличие его от архимандрита (настоятеля монастыря первого или и второго класса) заключалось в том, что при богослужениях он облачается в простую монашескую мантию и набедренник, тогда как архимандрит облачается в мантию со «скрижалями», наперстный крест, палицу и митру.

    До архиерейского собора 2-4 февраля 2011 года в Русской Церкви игуменство давалось в награждение монашествующему священству (соответствовало протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывалось с участием в управлении монастырем, хотя в большенстве Поместных Церквей игумен явлеется только наместником монастыря. На архиерейском соборе 2-4 февраля 2011 года сану игумена возвращен древний статус, то есть только для наместников монастыря.

    «Чин поставления во игумена, предусмотренный в архиерейском чиновнике, надлежит совершать над лицами, назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. При этом игумену вручается посох. Над лицами, назначенными настоятелями (наместниками) монастырей до вступления в силу настоящего Положения, чин поставления в игумена с вручением посоха следует совершить при ближайшей возможности. Игумен занимает первое место среди пресвитеров при совершении богослужений во вверенной ему обители в период его настоятельства. В случае оставления должности звание игумена сохраняется в память о понесенных трудах».

    О поставлении в игумены см. посвящение.

    В отношении игумений сохраняется более древнее использование термина исключительно в смысле начальницы монастыря. В современной практике игумениям также присвоено ношение наперсного креста и посоха.

    Положение о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви (2011) — http://www.patriarchia.ru/data/2011/02/05/1233349227/_poloze…doc

    История

    Изначально игумен не обязательно был священником, позже их стали избирать только из числа иеромонахов либо посвящать избранного игуменом монаха в пресвитера.

    В 1764 году, в ходе секуляризационной реформы русские монастыри были распределены по трём классам; главу монастыря третьего, низшего класса стали называть игуменом. Отличие его от архимандрита (настоятеля монастыря первого или второго класса) заключалось в том, что при богослужениях он облачается в простую монашескую мантию и набедренник, тогда как архимандрит облачается в мантию со «скрижалями», наперсный крест, палицу и митру.

    При православных монастырях были детские приюты, дети которых получали фамилию Игуменовы (Игумновы). Такая фамилия берёт своё начало от покровительства игумена монастыря над сиротами, детьми погибших героев Отечества, которые имели охранную грамоту от игумена. Их называли неприкосновенными, игуменовыми.

    В связи с тем, что общее число монастырей сильно сократилось, сан игумена стал наградой для монашествующего духовенства (сан соответствовал протоиерею в белом духовенстве) и не обязательно связывался с управлением монастырём. Данная практика закрепилась в XX веке, когда после революции были закрыты все монастыри в СССР, а после Великой Отечественной войны действовало незначительное их число. Только игумен, являвшийся начальником монастыря, обладал правом ношения посоха.

    В 2011 году Архиерейский собор Русской православной церкви, приняв предложение патриарха Кирилла, отменил впредь сан игумена как иерархическую награду и постановил посвящать в игумены не только иеромонахов, но и архимандритов и даже архиереев, если они вступают в управление монастырём. Одновременно с саном игумена должен быть вручён посох. При оставлении должности настоятеля (наместника) монастыря звание игумена будет сохранено за человеком в память о понесённых трудах. Чин поставления в игумены содержится в «Чиновнике». Награждённым саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставлено. По словам архимандрита Саввы (Тутунова): «Теперь игуменами называют всех руководителей монастырей и только их. Ещё остается некоторое количество священников, названных игуменами в дореформенный период, но это исчезающий вид наградного титулования».

    Значения слова игумен. Что такое игумен?

    Игумен

    Игу́мен (греч. ἡγούμενος — «ведущий», женск. игуменья) — настоятель православного монастыря. Изначально игумен не обязательно был священником, позже стали избираться только из числа иеромонахов либо посвящать избранного игуменом монаха в пресвитера.

    ru.wikipedia.org

    ИГУМЕН , начальник мон-ря; в РПЦ титул, присваиваемый как иерархическая награда иеромонахам (соответствует протоиерею белого духовенства).

    Православная энциклопедия

    Игумен (должность) (греч. — предводительствующий) — название начальственного лица в монастыре, в древности всякого монастыря, по штатам 1764 г. в России — монастыря третьеклассного.

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

    Даниил, игумен

    Даниил, игумен Даниил (втор. пол. XI – нач. XII в.) – игумен одного из черниговских монастырей, автор «Хождения». Д. в начале XII в. (по мнению Ю. П. Глушаковой, в 1104–1107 гг.) посетил Палестину…

    Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987-1989

    Даниил, игумен игумен, первый русский паломник, оставивший описание Св. Земли. «Хождение» его относится к 1106-1107 гг. Д. был, по всей вероятности, южнорусс; это заключают на основании упоминания им в конце его паломника одних южнорусских князей.

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

    Памфил, Игумен

    Памфил, Игумен — Игумен Псковского Елизарьева Монастыря, муж в свое время знаменитый ревностью по Вере и Благочестию. Из сочинений его дошло до нас одно Послание, в 1505 г. писанное к Псковскому Великокняжескому Наместнику…

    Большая биографическая энциклопедия. — 2009

    Памфил игумен — игумен Спасо-Елиазарова м-ря. Жил в XV—XVI в. Известен очень ценным посланием псковскому наместнику (1505 г.) о необходимости прекращения купальских языческих игр, происходивших в ночь на праздник рождества св.

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

    Даниил (игумен)

    Даниил — игумен, первый русский паломник, оставивший описание Святой Земли. «Хождение» его относится к 1106 — 1107 годам. Оно было очень популярно и сохранилось в большом количестве списков (больше 100).

    Русский биографический словарь. — 1896-1918

    ДАНИИЛ (2-я пол. XI — 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена»).

    Православная энциклопедия

    Игумен Дании́л или Дании́л Пало́мник — православный монах, священник, первый русский паломник, оставивший описание Святой земли. Игумен Даниил совершил паломничество в Святую землю в 1104—1106 годах.

    ru.wikipedia.org

    Геласий, игумен

    Геласий, игумен — игумен, управлял Саввиным Вишерским монастырем во второй половине XV века. В иных списках жития Преп. Саввы Вишерского, которые составил известный Пахомий Логофет, есть приписки…

    Большая биографическая энциклопедия. — 2009

    Геласий, игумен игумен Вишерского монастыря; в 1464 г. написал «Житие преподобного Саввы Вишерского». Сведение это почерпнуто П. М. Строевым и преосв. Филаретом из приписки к житию, встречающейся в некоторых его списках…

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

    Досифей, игумен Соловецкого монастыря

    Досифей, игумен Соловецкого монастыря Досифей (кон. XV – нач. XVI в.) – игумен Соловецкого монастыря, автор одной из редакций Жития Зосимы и Савватия, книголюб.

    Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987-1989

    Досифей, игумен Соловецкого монастыря — преподобный игумен Соловецкого монастыря в начале XVI столетия. Ученик св. Зосимы, погребен в Соловках, не канонизован; в конце XV века он написал «Записки о житии преподобных отцов» — «не ухищренно…

    Большая биографическая энциклопедия. — 2009

    Корнилий, игумен Псково-Печерского монастыря

    Корнилий, игумен Псково-Печерского монастыря Корнилий (ум. 1570 г.) – игумен Псково-Печерского монастыря, автор редакции 1531 г. Повести о Псково-Печерском монастыре, предполагаемый автор или редактор Летописи Псковской III.

    Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987-1989

    Корнилий, игумен Псково-Печерского монастыря — постриженник и игумен Псково-Печерского монастыря, скончался 20 февраля 1570 г., на 69 году от роду и на 42 году своего игуменства.

    Большая биографическая энциклопедия. — 2009

    Русский язык

    Игу́мен, -а.

    Орфографический словарь. — 2004