Кто такой пресвитер

Иерархия в церкви среди священников

Иерархия в церкви. Со времен апостольских и до сегодняшнего дня в Церкви существует три степени иерархии: низшая – диакон (помощник священника); средняя – священник; высшая – епископ.
Все православное духовенство разделяется на «белое» — состоящее из лиц женатых, и «черное» — монахов (от греческого «монос» — один)
Овдовевший священнослужитель чаще всего принимает монашеский чин, так как не имеет права жениться второй раз.
Диаконы и священники могут быть как женатыми (но только первым браком), так и монашествующими, а епископы — только монашествующими.

Как миряне могут служить в храме? Кто такой алтарник, чтец по иерархия в церкви

Кто такой алтарник

Алтарник — именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Над алтарником не совершается таинство священства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре. В обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и перед иконостасом; подготовка облачения священников и диаконов; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; разжигание угля и подготовка кадила; подавание плата для отирания уст во время Причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; уборка в алтаре; при необходимости — чтение молитв во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря. Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами. Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.

Кто такой чтец

Чтец (псало́мщик; ранее, до конца XIX — дьячок, лат. lector) — в христианстве — низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и поют во время богослужения молитвы. Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались канцелярскими делами церкви и прихода, благотворительностью, имели и другие церковные послушания. Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью.

Пономари также исполняют обязанности звонарей, подают кадило, помогают в изготовлении просфор, убирают в храме, отпирают и запирают его.

Батюшка – обобщенное традиционное для православной Руси именование священника. Обычно называют того, кто проводит службы в храме.

Кто такой дьякон? Разница между иподьяконом, дьяконом, протодьяконом и архидиаконом.

Диакон – первая степень священнослужения. Диаконы являются помощниками священников при совершении богослужения. Не имеет право совершать богослужения самостоятельно. Протодиакон — титул белого духовенства, главный диакон в епархии при кафедральном соборе. В настоящее время титул протодиакона обычно даётся диаконам после 20 лет служения в священном сане. Диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом, а принявший схиму — схииеродиаконом. Старший диакон в белом духовенстве называется протодиаконом — первым диаконом, а в черном — архидиаконом (старшим диаконом).
Иподиакон — это помощник диакона. В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь. Иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями.

Кто такой священник (просвитер, иерей) в иерархия в церкви?

Священник это служитель в храме Церкви, имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение.
Пресвитер (греч. – старший) это древнейшее название священника, духовного лица, посвященного во вторую степень священства.

Впоследствии пресвитеры стали называться священниками или иереями (с греческого «иеревс» — «священник»). Священник, состоящий в монашеском чине, называется иеромонах, а принявший схиму — схииеромонахом.

Кто такие монахи?

Монах – священники, дополнительно давшие ещё 3 обета: нестяжательство, послушания и безбрачия. В случае, когда монах принимает сан, он может стать иеродиаконом (монах-диакон), иеромонахом (монах-иерей), далее – игуменом и архимандритом.

Кто такой протоирей? Протоиерей это старший иерей (священник), обычно настоятель храма.
Кто такой настоятель храма, монастыря? Настоятель, это должность. Старшее духовное лицо в монастыре, храме.

Кто такой архиерей? Архиерей — общее звание для священнослужителя, стоящего на этой ступени церковной иерархии: патриарха, митрополита, архиепископа и епископа. По древней традиции в сан епископа посвящают только священников, принявших монашеский чин.

Кто такой епископ и архиепископ? Епископ (от греческого слова «эпископос» — «смотритель, надзиратель»). Апостолы передали им власть не только учить и священнодействовать, но и посвящать пресвитеров и диаконов, а также наблюдать за их поведением. Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией. По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, как правило, управляющими епархией большего размера.

Митрополит – архиерей (главный священник) очень крупной церковной области. Например: митрополит Тверской и Кашинский Виктор. Митрополит — это епископ большого столичного города и прилегающей области, так как столица по-гречески называется митрополией.

Кто такой патриарх? Патриарх (греч. – родоначальник) это высший священноначальник (архиерей) страны. Высший чин церковной иерархии. Например патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Как правильно обращаться в батюшкам?

«Отец (имя)» — обращение к священнику и диакону, когда вы знаете его имя. Если не знаете имя, можно обратиться словом «батюшка». Если вы видите, что перед вами важный церковный чин, то к нему следует обращаться со слова «владыка». Священника и диакона при обращении называют «отец (имя)», в виде исключения отцами называют пожилых и многоопытных монахов. Обращение Батюшка применяется только к священнику.

Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Ведь святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка».

К архиереям — епископам, митрополитам, патриарху — нужно обращаться «владыка», как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать «Ваше преподобие», протоиереев — «Ваше Высокопреподобие», епископов — «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов — «Ваше Высокопреосвященство», Патриарха — «Ваше Святейшество».

Краткая таблица православных чинов. Иерархия в церкви.

Белое духовенство (женатые)

Черное духовенство (монашествующие)

Степени

Патриарх, Предстоятель Церкви

Архиереи (высшие священники)

Митрополит, Архиепископ
Епископ
Протопресвитер Архимандрит, игумен, игумения

Священники

Протоиерей Иеромонах
Иерей
Протодиакон Архидиакон

Дьяконы
(помощники священника)

Диакон Иеродиакон
Иподиакон
Чтец, псаломщик, пономарь, алтарник Послушник, инок, монах

31. Особенности и основные этапы буржуазной революции в Англии. Политические течения этого периода. Великая ремонстрация.

Особенности и основные этапы английской буржуазной революции XVII в. Буржуазное государство и право Англии возникло в ходе двух английских революций XVII в., получивших названия «Великий мятеж» и «Славная революция». Идеологическую оболочку движения составили лозунги реформы господствующей церкви и восстановления «старинных обычаев и вольностей», характерные для социальных движений средневековья. Вместе с тем в английской буржуазной революции впервые отчетливо проявились основные закономерности развития буржуазных революций нового времени, что позволило назвать ее прообразом Великой французской буржуазной революции.

Основные особенности английской буржуазной революции обусловлены своеобразной, но исторически закономер­ной для Англии расстановкой социально-политических сил. Английская буржуазия выступила против феодальной мо­нархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с «новым дворянством». Раскол английского дворянства и переход его большей, обур­жуазившейся части в лагерь оппозиции позволили еще не­достаточно окрепшей английской буржуазии одержать по­беду над абсолютизмом.

Этот союз придал английской революции незавершен­ный характер, обусловил ограниченность социально-эконо­мических и политических завоеваний.

Сохранение крупного землевладения английских ленд­лордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства — основной показатель незавершенности английской революции в экономической сфере. В политиче­ской области буржуазии пришлось разделить власть с но­вой земельной аристократией при определяющей роли по­следней. Влияние аристократии сказалось на образовании в Англии такой разновидности буржуазной, конституционной монархии, которая наряду с представительным органом сохранила феодальные учреждения, в том числе сильную ко­ролевскую власть, палату лордов, Тайный совет. Последо­вавшие в XVIII и XIX вв. аграрная и промышленная революции, в конечном счете, обеспечили господствующее поло­жение капиталистическим производственным отношениям и лидерство промышленной буржуазии в осуществлении политической власти. На протяжении этого времени полу­феодальная, аристократическая политическая система Британии медленно и постепенно превращалась в буржуазно-демократическую.

Политич течения:

Одной из важнейших особенностей английской революции XVII в. является своеобразное идеологическое оформление ее социально-классовых и политических целей. В преддверии и в ходе революции определились два лагеря, представлявших противоположные политические и религиозные концепции, а также разные социальные интересы. Представители «старого», феодального дворянства и англиканского духовенства были опорой абсолютизма и отстаивали сохранение прежних феодальных порядков и англиканской церкви. Противники абсолютизма в Англии выступали за буржуазные преобразования под знаменем «очищения» англиканской церкви, завершения реформации и создания новой церкви, независимой от королевской власти. Религиозная оболочка социально-политических требований буржуазии, многие из которых имели чисто светский характер, во многом объяснялась особой ролью англиканской церкви в защите основ абсолютизма и в подавлении оппозиции церковно-бюрократическим аппаратом.

Роль боевой теории восставших играла идеология Реформации в форме пуританизма, выполнявшего идеологическую функцию в процессе мобилизации сил революции.

Пуританизм как религиозное течение возник задолго до революционной ситуации в стране, но в 20-30-е гг. XVII в. превратился в идеологию широкой антиабсолютистской оппозиции. Наиболее важным следствием этого движения явилось распространение в широких слоях общества сознания настоятельной необходимости перемен как в церкви, так и в государстве.

Вместе с тем революционный лагерь не был единым ни в социальном, ни в религиозном отношении. В ходе революции в лагере пуритан окончательно определились три главных течения: пресвитериан, индепендентов и левеллеров.

Пресвитерианское течение, объединявшее крупную буржуазию и верхушку джентри, составляло правое крыло революции. Их максимальным требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля. Религиозно-политическая программа пресвитериан предусматривала очищение церкви от пережитков католицизма, ее реформу по шотландскому образцу и утверждение во главе церковно-административных округов пресвитеров из наиболее состоятельных граждан. Пресвитериане захватили и удерживали власть в период 1640-1648гг., который сопровождался вначале мирным, или «конституционным», развитием революции, а затем переходом к гражданской войне.

Индепенденты, политическим лидером которых стал Оливер Кромвель, являлись в основном представителями среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались, как минимум, установления ограниченной, конституционной монархии. Их программа предусматривала также признание и провозглашение неотъемлемых прав и свобод подданных, прежде всего свободы совести (для протестантов) и свободы слова. Индепенденты выдвигали идею упразднения централизованной церкви и создания независимых от административного аппарата местных религиозных общин. Индепендентское течение было самым пестрым и неоднородным по составу. «Индепендентский», радикальный, этап революции (1949-1660гг.) связан с упразднением монархии и установлением Республики (1949-1653 гг.), переродившейся затем в военную диктатуру (1953-1659 гг.), которая привела, в свою очередь, к реставрации монархии.

В ходе революции из индепендентского течения выделились так называемые левеллеры, которые стали пользоваться наибольшей поддержкой среди ремесленников и крестьян. В своем манифесте «Народное соглашение» (1647г.) левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин, реформы сложной и громоздкой системы «общего права». Идеи левеллеров заняли важное место в дальнейшей идейно-политической борьбе с феодальным строем. Вместе с тем, выступая за неприкосновенность частной собственности, левеллеры обошли основное требование крестьянства об упразднении копигольда и власти лендлордов.

Наиболее радикальную часть левлеллеров составили диггеры, представлявшие беднейшее крестьянство и пролетарские элементы города и деревни. Они выступали с требованием уничтожения частной собственности на землю и предметы потребления. Социально-политические взгляды диггеров являлись разновидностью крестьянского утопического коммунизма, однако их влияние на ход событий было незначительным.

Выступавший за сохранение существующих порядков лагерь сторонников короля составляли придворная аристократия и феодальное дворянство, а также обладавшая большими материальными богатствами и значительным влиянием среди части населения англиканская церковь.

ВЕЛИКАЯ РЕМОНСТРАЦИЯ

(англ. Grand Remonstrance, от позднелат. remonstro — заявляю, протестую) — список требований Долгого парламента англ. королю Карлу I; принята парламентом 22 ноября 1641 и фактически обращена к англ. народу. Один из док-тов первого периода английской буржуазной революции 17 века. Содержала перечень (204 параграфа) злоупотреблений короны в период беспарламентского правления Карла I (1629-40) и была обвинит. актом против абсолютизма. Основу содержания В. р. составлял вопрос об обеспечении бурж. собственности на землю, о защите движимого имущества от притязаний короны. Для обоснования неприкосновенности этой собственности привлекались формулы Великой хартии вольностей, в к-рые вкладывалось новое, бурж. содержание. Интересы нар. масс почти не нашли отражения в В. р. §§ 31-32 лишь мельком касаются вопроса об огораживании общинных земель; §§ 54-55 говорят о разорении сукноделия и об эмиграции суконщиков; § 98 мимоходом упоминает о тяжелом положении народа, пропадавшего от «горя и страха». Несмотря на классово ограниченное содержание, В. р. с ее стремлением оградить страну от тирании (§§ 37, 39, 52, 140), пресечь религ. преследования (§2), финансовый произвол (§§ 17-18) и т. д. имела в начальный период революции несомненно революционное общенац. значение. Обсуждение В. р. в Долгом парламенте обнаружило наличие серьезных разногласий в рядах парл. оппозиции (умеренные элементы страшились разрыва с королем). В. р. была принята большинством всего лишь в 11 голосов.