Любовь от бога между мужчиной и женщиной

Олицетворение истинной любви

(5 голосов: 5 из 5)

прот. В. Харинов

Один из прочно укоренившихся в современном светском обществе мифов —миф об угнетенном положении женщины в православии. Влияние развернутой масс-медиа пропаганды равенства между полами и популяризации феминизма настолько сильно, что нередко людям и в особенности женщинам, вступившим на путь воцерковления, сложно от него избавиться.

И зачастую только стремление жить по Евангельским заповедям, общение с православными людьми и опытный духовный наставник способны развеять эти сомнения. О том, какова на самом деле роль женщины в Православии, в чем суть женского церковного служения, а также о Таинстве Брака и истинной любви между мужчиной и женщиной мы беседуем с настоятелем храмов иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (г. Санкт-Петербург) и Успения Божией Матери (с. Лезье-Сологубовка) протоиереем Вячеславом Хариновым.

Отец Вячеслав, в чем, по Вашему мнению, заключается особая роль женщины в Церкви?

Для того чтобы говорить о женской роли в Церкви, надо понять, чем обусловлена необходимость женского участия в церковной жизни. А для этого достаточно вспомнить, что Церковь – Царство Божие на земле, которое, несмотря на присутствие в нем человеческих слабостей и немощей, в целом является богочеловеческим организмом и у каждого человека, каждого члена этого организма есть свое место. Таким образом, необходимость служения женщины в Церкви объективно обусловлена: ненужности женщины здесь просто не может быть. Что касается особого женского служения Церкви, то оно естественным образом отличается от служения мужского, точно так же, как отличаются наши обязанности, привычки и строение в миру. Вершина женского служения в Церкви — это женское монашество. При этом нельзя сказать, что монахиня существует всегда на заднем плане, связана бесконечными послушаниями, безмолвна и забита. Напротив, отношение к монахиням внутри Церкви очень трогательное, почтительное и нежное. Более того, у них, также как и у священников, испрашивают благословения, и также лобызают им руку, что, безусловно, является иллюстрацией равенства. Вообще, аспект равенства между мужчиной и женщиной в христианстве очень часто остается недооцененным. Те, кто утверждают, что в христианстве женщина — это забитое существо, просто не знают истории и не представляют, в каком положении женщина была до христианства, которое на самом деле раскрыло женщину, сделало ее равной мужчине. Ведь сознание античного человека в отношении женщины было исключительно потребительским — как, собственно, и то отношение, что насаждается теперь.
А сегодня без женщин-педагогов, без тех, кто помогает убирать в храме и стоит в свечных лавках мы просто не справились бы. Наверное, только женщина с ее особым душевным устроением, с ее уникальным умением быть матерью для всех может заниматься всей этой непростой работой с любовью и радением. А певчие и регенты? Это ведь своего рода золотой фонд Церкви. Приходящие в храмы с регентского отделения девушки — это не просто музыкально грамотные и умеющие дирижировать профессионалы — они становятся хранителями вековых традиций веры и культуры, они прошли курс богословских наук и сдавали богословские дисциплины наравне с семинаристами. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что если в храме не будет грамотного регента, то самый талантливый священник не сможет выстроить службу с должным благолепием и наполнением. В общем, женщина — это, можно сказать, лицо Церкви и одновременно огромное благо для церкви. Но это благо оборачивается огромным Злом, если в женщине нет любви, тепла и гостеприимства. Такие женщины способны отвращать от Церкви даже в большей степени, чем любые богословские ошибки в проповеди священника. Поэтому на женщине лежит очень большая ответственность, ведь, к сожалению, духовенство нередко малодоступно в силу разных причин: люди приходят в храм, а священник или на требах, или занимается бумажными делами, или посещает различные инстанции.. А в храме остается женщина. И если она вдруг не оказывается той самой гостеприимной матерью, если она сварлива, чванлива или недружелюбна, то очень часто это отталкивает людей.

Вы говорите, что христианство возвысило женщину, но почему же тогда в церковной литературе, особенно древней, множество негативных высказываний о женщине как о «вместилище греха и скверны»?
Такие характеристики женщин ни в коем случае не являются дискриминационным моментом, и рассматривать их надо в контексте времени, в контексте эпохи. Здесь надо, прежде всего, понимать, кому адресованы эти высказывания. Как правило, их адресатами являлись монашествующие и преимущественно молодые люди. И речь здесь идет о женщинах вульгарного поведения, а не о благочестивых христианках и любящих Матерях. Для того чтобы это понять, достаточно привести несколько примеров: мать святого Августина – Моника, сделала все, чтобы ее сын стал тем, кем он стал. То же самое можно сказать о святых Марии и Василиссе, матерях преподобных Сергия Радонежского и Александра Свирского, благочестивой Феодосии, воспитавшей трех (!) святых — своих племянников Амфилохия и Григория Назианзина и сироту Олимпиаду… Святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов долгое время откладывали свое служение в Церкви именно из-за сыновней любви и необходимости заботы о матерях. Те же, будучи сами святой жизни, взрастили и святых сыновей! Вспомним просиявших вместе с мужьями Марию Владимирскую, Ирину Муромскую, Зою Атталийскую. Святые Мария Вифанская, Иулиания Птолемаидская, Евпраксия Московская были сестрами святых братьев. Равноапостольные Елена, Нина и Ольга расположили к принятию христианства очень жестких и грозных властителей Константина, Тиридата и Владимира, что повлияло на ход мировой истории…
Что же касается женщин вульгарного поведения, то тут надо учитывать феноменальную особенность женской природы, которая заключается в том, что женщина, в известном смысле, существо более тонко организованное, чем мужчина, и нравственные претензии к женщине заведомо выше. Именно через женщину мы приобщаемся к любви — любви нас первыми учат наши матери, да и вся вселенная для нас в младенческом возрасте — это лицо мамы. По этой причине всякая вульгарность женщины воспринимается гораздо болезненнее, чем вульгарность мужская. Если женщина выпивает и теряет контроль над собой, то противоестественность ее поведения воспринимается намного острее, чем это бывает в аналогичном случае с мужчиной, и это происходит потому, что во всех нас заложен образ женщины как высоконравственного существа. Таким образом, самая благочестивая, самая внешне благообразная женщина, теряющая контроль над собой, становится просто ужасающей. Возможно, отчасти это результат слабости и высокой эмоциональной восприимчивости женщины, пользуясь которой демонические силы, желающие манипулировать, прежде всего, человеческой душой, набрасываются на женщину, как на легко доступное и при этом наиболее нравственное и высокоорганизованное существо. Женщина — лакомый кусочек для сил зла еще и потому, что в нее заложено очень тонкое богоподобие — ведь материнский инстинкт и врожденная потребность давать жизнь это ничто иное, как ближайший аналог отцовства, которое неотделимо от Бога, как Отца, дающего жизнь всем нам. Таким образом, поражая женщину, силы зла бьют прямо в корень жизни — в будущих детей и потомков.

Женщина — олицетворение любви, а земная любовь в своем высочайшем проявлении может существовать лишь в брачном союзе. В чем смысл Таинства Брака и почему светлая, чистая и горячая любовь считается греховной, если она не освящена церковью?
Дело в том, что симпатии или привязанности, то есть любовь не в высшей ее форме возможна и в обычной жизни. Но форма всегда соответствует содержанию — нельзя в малый сосуд влить много, и поэтому Таинство Брака — это возможность сделать форму максимально большой. Те, кто пытается вливать в малую форму несуществующего брака брачные отношения, неизменно терпят фиаско, и объясняется это просто: всегда надо быть честными перед Богом, перед людьми и друг перед другом, в противном случае любое дело обречено на неудачу. В брачных отношениях вне брака обязательно присутствует момент некоей недоговоренности, условности и, как следствие, бесформенности, которая при очень высоком содержании брачных отношений неизменно приводит к глупостям и диссонансам. В таких отношениях каждый из партнеров неизменно «тянет одеяло на себя», тогда как истинная супружеская любовь подразумевает соразделение всех даров, которые могут иметь мужчина и женщина.

А с чего начинается истинная любовь между мужчиной и женщиной, любовь, ведущая к совершению Таинства Брака?
Она начинается с попытки установить дружбу. Ведь именно дружба характеризует высший союз человека и Бога. Недаром Авраам стал другом Божиим и говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим (Исх. 33:11). А, обращаясь к своим ученикам, Христос сказал: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15:14-15). Точно так же и для двух людей — все начинается с попытки дружеского сближения. Вне этого, руководствуясь голым расчетом, пламенной страстью или чем угодно еще, истинной любви не найти — всегда за поворотом будет маячить призрак очередной соблазнительной приманки, уводящий человека все дальше в царство греха. Кстати в этом вопросе, как и в большинстве других, Церковь оппонирует миру, поскольку мир всегда говорил и будет говорить о невозможности дружбы между мужчиной и женщиной. А Церковь наоборот призывает к этой дружбе и говорит о ней, как об основном условии счастливого брака. Более того, если эти дружеские отношения не установлены и не развиваются, то брак будет или формальным, или несчастным.
В дружбе между мужчиной и женщиной всегда есть элемент союзничества и взаимопомощи Адама и Евы, ведь если люди не становятся друзьями, а значит союзниками, соработниками и помощниками друг другу, то тогда все рассыпается. При этом очень важно правильно воспринимать и оценивать нашу разность, неодинаковость и несхожесть. Надо понимать, что именно за счет этой несхожести брачный союз становится формой неуничтожимой жизни. Именно в этой инаковости залог выживаемости семьи и непотопляемости семейного корабля. И надо уметь увидеть эту разность, полюбить ее и, сталкиваясь с другой логикой, другими подходами и иной точкой зрения супруга, понимать, что в этом и есть смысл Божиего замысла о нас, залог нашей всесторонней защиты. Проблема многих современных семей в том, что в супруге люди пытаются обнаружить свое второе «я», найти какую-то кальку с себя и это, по меньшей мере, наивно и ведет к пагубным последствиям, поскольку Бог создал нас разными.

Можно ли сказать, что влюбленность, для замужней женщины это грех?
На самом деле влюбчивость или влюбленность, не переросшая в греховную блудную страсть — это то, от чего ни один человек не застрахован всю свою жизнь. Нам всем свойственно очаровываться личностью другого человека. В умении искренне любоваться окружающим нас людьми ничего греховного нет, — это даже замечательно, поскольку через это мы открываем Бога. Но если это очарование человек принимает за любовь, то, перефразируя поэта, «жребий его страшен, а дом — непрочен». И при этом очень важно осознавать, что каким бы замечательным ни был мужчина — высоким, стройным, умным, образованным, богатым — никогда нет гарантии, что через день, час или даже через пять минут вы не встретите другого чуть-чуть более высокого, более физически развитого, более умного, более богатого, красивого и обаятельного… Никогда нельзя забывать, что путь страсти и поверхностной любовной утехи, приносящий мимолетное ощущение новых побед, — это всегда путь вниз, путь к деградации, путь к потере себя, путь, который немедленно возьмут под контроль демонические силы, очень неохотно расстающиеся со своими жертвами.

Отец Вячеслав, какое напутствие Вы бы дали женщине, уверенной, что она встретила любовь своей жизни и собирающейся выходить замуж?
Я бы пожелал ей почувствовать себя Евой, обретшей Адама, как недостающую часть самой себя. Быть уверенной, что нет на всей Земле другого Адама, кроме данного ей Богом. Бояться потерять того, кто наполняет жизнь смыслом и водительством, подобно тому, как Христос ведет и животворит Церковь. Забыть страшное и безбожное слово — развод. Знать, что семейное счастье зиждется на родительских молитвах и благословении. Благодарить Того, Кто даровал каждому из нас радости дружбы, любви, творчества и познания. Быть готовой оправдать имя, нареченное ей на заре человеческой истории, — дающая Жизнь.

c отцом Вячеславом
беседовал Иван Михайлов

Православное понимание любви и брака и их подмены

Доклад архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на одноименной секции XIV Международных Рождественских образовательных чтений Всечестные отцы, братья и сестры!

Православие — это не просто обязанность, которую мы выполняем воскресным утром и о которой забываем, покинув храм; Православие — это образ жизни. А образ жизни включает в себя всю совокупность привычек и взглядов, мыслей и действий: стиль жизни и способ жизни. Для нас, православных, христианство — «хлеб наш насущный». Христианин стремится ко Христу и Его Церкви, а не к идеалам современного мира, которые во многом не соответствуют христианскому образу жизни или искажают его. Особенно это заметно в отношении к семье. Она в первую очередь подверглась тлетворному влиянию секулярного общества, которое исказило любовь и брак.

Сейчас за любовь часто принимают влюбленность, а этого душевного (не духовного) чувства отнюдь недостаточно для подлинной семейной жизни. Влюбленность может сопутствовать любви (впрочем, не обязательно) — но она слишком легко проходит; и что тогда? «На каждом шагу мы имеем случаи, когда люди сходятся в браке, потому что «влюбились» один в другого, но как часто и такие браки бывают непрочны! Часто такую влюбленность называют «физиологической». Когда «физиологическая влюбленность» стихает, люди, сошедшиеся в браке, либо нарушают верность, сохраняя внешние брачные отношения, либо разводятся» (1).

Как к браку относится Церковь?

Церковь видит в браке тайну любви — любви не только человеческой, но и божественной.

«Брак есть таинство любви» — говорит святитель Иоанн Златоуст и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним. Называет брачную любовь таинством (sacramentum) и блаженный Августин. С этим неразрывно связан и благодатный характер брачной любви, ибо Господь присутствует там, где люди объединены взаимной любовью (Мф. 18, 20).

О браке как союзе любви говорят и литургические книги Православной Церкви. «О еже ниспослатися им любви совершенней, мирней», читаем мы в последовании обручения. В последовании венчания Церковь молится о даровании брачующимся «друг ко другу любви».

Сама по себе брачная любовь в отношении супругов друг к другу таинственна и имеет оттенок обожания. «Брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости»,- пишет Златоуст. Кроме этой стороны брачной любви есть в ней и другая не менее важная.

«Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по распространенному легкомысленному взгляду, должна заменить будто бы устаревший институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и воскресения для новой вышеличной жизни… Христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин. 15, 13; 1 Ин. 3, 16 и др.), ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной жизни Святой Троицы и Церкви. Такова же должна быть и брачная любовь. Христианство не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви Христа к Своей Церкви, Который предал Себя за нее (Еф. 5, 25.)» (2).

Святитель Иоанн Златоуст в своих вдохновенных проповедях учит, что муж не должен останавливаться ни перед каким мучением и даже смертью, если это нужно для блага жены. «Я считаю тебя драгоценнее души своей», — говорит муж жене у Златоуста.

«Совершенная» брачная любовь, испрашиваемая в чине обручения, есть любовь готовая на самопожертвование и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная песнь «Святии мученицы».

Для чего установлен брак?

Брак не есть всего лишь «способ устроения» земного бытия, не есть «утилитарное» средство для продолжения рода — хотя он включает в себя и эти стороны. Прежде всего, брак — это тайна явления еще в этом мире Царства Божия. «Когда святой Апостол Павел называет брак «тайной» (или «таинством», что по-гречески звучит так же), он имеет в виду, что в браке человек не только удовлетворяет потребности своего земного, мирского существования, но и делает шаг на пути к цели, для которой он был сотворен, то есть вступает в Царство вечной жизни. Называя брак «таинством», Апостол утверждает, что брак сохраняется и в Царстве вечности. Муж становится единым существом, единой «плотью» со своей женой, подобно тому, как Сын Божий перестал быть только Богом, стал также и человеком, чтобы Его народ мог стать Его Телом. Вот почему евангельское повествование так часто сравнивает Царство Божие с брачным пиром. (3)

Брак установлен уже в раю, установлен непосредственно Самим Богом. Основной источник церковного учения о браке — Библия — не говорит, что институт брака возник когда-то впоследствии как установление государственное или церковное. Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник и Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям. (4)

Первый брак был заключен «Божиею милостью». В первом браке муж и жена являются носителями высшей земной власти, являются суверенами, которым подчинен весь остальной мир (Быт. 1, 28). Семья есть первая форма Церкви, есть «малая церковь», как ее называет Златоуст, и в то же время и источник государства, как организации власти, так как, по Библии, основа всякой власти человека над человеком находится в словах Божиих о власти мужа над женой: он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16). Таким образом, семья — не только малая церковь, но и малое государство. Поэтому отношение Церкви к браку имело характер признания. Эта идея хорошо выражена в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 1-11). Таинство брака она видела не в обряде венчания, а в самом соединении мужа и жены в одно вышеличное существо путем согласия и любви. Поэтому святые отцы часто называют таинством взаимную любовь супругов (например, Златоуст), неразрушимость брака (например, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин), но никогда не называют таинством само венчание. Придавая главное значение субъективному фактору брака — согласию, они ставят другой, объективный фактор — форму брака — в зависимость от первого, от воли сторон и самим сторонам дают свободу в выборе формы брака, советуя церковную форму, если для нее нет препятствий. Другими словами, в течение первых девяти веков своей истории Церковь признавала факультативность брачной формы(5).

Как Церковь относится к супружеским отношениям? Человек не есть чисто духовное существо, человек — не ангел. Мы состоим не только из души, но и из тела, материи; и этот материальный элемент нашего бытия не что-то случайное, что можно отбросить. Бог создал человека с душой и телом, то есть одновременно духовным и материальным, именно это соединение духа, души и тела называется в Библии и в Евангелии человеком. «Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни.

Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих» (6) «Ни мужчина, ни женщина не могут быть использованы просто как партнеры для наслаждения, даже если сами они на это согласны… Когда Иисус Христос говорит: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5,28), Он запрещает нам даже в помыслах воспринимать другого человека как объект наслаждения. Ничто не является нечистым само по себе, но все без исключения может стать таковым через недолжное употребление. То же самое может произойти и, увы, сплошь и рядом происходит с высшим Божественным даром человеку — с любовью. И на место святой супружеской любви, естественно включающей в себя и плотские отношения, может встать грязная страсть, жажда обладания. Но ни в коем случае нельзя ставить между ними знак равенства» (7).

Очень важно помнить, что брак — это большой и сложный духовный путь, в котором есть место своему целомудрию, своему воздержанию. Там, где интимная жизнь занимает слишком большое место, там семье угрожает опасность ухода в страстность, и задача семьи, как целостной жизни остается нерешенной… Как только в семье пустеют духовные связи, она неизбежно становится простым половым сожительством, опускаясь иногда до настоящего блуда, принявшего легальную форму.

Выше было сказано, что деторождение не является единственной целью Брака. Но Брак непременно включает в себя (хотя бы потенциально) и эту сторону. И как расцветает, как преображается она в свете подлинно-христианского учения о супружестве! Рождение детей и забота о них в семье являются естественным плодом любви мужа и жены, наибольшим залогом их союза. Муж и жена должны мыслить свои интимные отношения не только как собственное удовлетворение или осуществление полноты жизни личности, но и как участие в приведении в бытие нового существа, новой личности, предназначенной жить вечно.

Интимные отношения не ограничиваются рождением детей, в не меньшей мере они существуют для единства в любви, для взаимного обогащения и радости супругов. Но при всем том высоком значении, которое признает христианство за плотским единением, Церковь всегда безоговорочно отвергала все попытки его «обожествления». Наше время характеризуется попытками освободить плотское внебрачное единение от ассоциаций с грехом, чувством вины и стыда. Все поборники этого «раскрепощения» не понимают, не видят того момента, который, пожалуй, является центральным в христианском видении мира. «Согласно христианскому мировоззрению, природа человека, несмотря на то, что онтологически она является благой, есть природа падшая, и падшая не частично, не так, что некоторые свойства человека остались незатронутыми и чистыми, но во всей своей целокупности… Любовь и похоть — безнадежно смешались, и невозможно отделить и изолировать одно от другого… Именно по этой причине Церковь осуждает, как поистине демонические. те идеи и направления, которые — в различных комбинациях друг с другом — призывают к половому освобождению» (8).

Но способен ли человек в своем теперешнем, падшем состоянии, на истинную, совершенную любовь?

Христианство есть не только заповедь, а откровение и дар любви.

Для того чтобы любовь мужчины и женщины была такой совершенной, как ее сотворил Бог, она должна быть единственной, нерасторжимой, нескончаемой и божественной. Господь не только даровал это установление, но также дает и силу осуществить его в Таинстве христианского брака в Церкви. В нем мужчине и женщине дается возможность стать одним духом и одной плотью.

Высоко учение Христа о подлинном Браке! Поневоле спросишь: да возможно ли такое в жизни? «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене (т. е. если так высок идеал брака), то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано»

(Мф.19, 1 0-11). Христос как бы так говорит: «Да, идеал брака высок, обязанности мужа к жене тяжелы; не всем этот идеал под силу, не все вмещают слово (учение) Мое о браке, но кому дано, с помощью Божией все же этот идеал достигается». «Лучше не жениться!» Это — как бы невольное восклицание учеников, перед которыми начертаны были обязанности мужа к жене. Пред великостью задачи — преобразить греховное естество – равно трепещет слабый человек, вступает ли он в брак, постригается ли он в монахи. Единство в Божественной любви, которое составляет Царсвто Божие, на земле дается зачаточно и должно быть взращено подвигом. Ибо любовь есть и радость, и умиление, и ликование друг о друге, но любовь тоже есть подвиг: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов» (Галл.6,2).

1. Прот. В. Зеньковский. На пороге зрелости М.,1991. С. 31-32.

2. С.В.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. С.98.

3. Прот. Иоанн Мейендорф. Брак и Евхаристия. Клин: Фонд «Христианская жизнь». 2000. С.8.

4. Проф.С.В.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. С.106.

5. Там же, с. 138 -139.

6. Прот. Фома Хопко. Основы Православия. Нью-Йорк, 1987. С.318.

7.Там же, с. 320.

8. Прот. Александр Шмеман. Водою и Духом. М., 1993.С.176.

Олицетворение красоты — что это?

Это красота в действии, в жизни, в быту… это способность пребывать в потоке красоты ежеминутно, даже когда злишься, когда занимаешься бытовыми делами, когда просто находишься в моменте…
Я хочу обратить Ваше внимание на сознание красоты в Вашей жизни, ведь приучив себя жить в этом осознании, Вы станете источником вдохновения, Вами будут любоваться, с Вами захотят проводить время.

Женщине очень важно создавать красоту не только в своей внешности, но и во всем, что ее окружает, тогда любой мужчина захочет задерживаться в ее компании, наслаждаться ее обществом, любить ее.
Вот практические рекомендации, на которые я хочу обратить внимание, если Вы хотите быть красивой женщиной в полноценном понимании этого слова:

Кушайте красиво

Обратите внимание на то, как Вы кушаете.
Быстро? Торопитесь? Или медленно наслаждаетесь каждым кусочком?
Вы набиваете рот или кушаете маленькими кусочками?
Как Вы держите ложку, вилку, нож? Ощущаете ли Вы свою женственность и красоту во время питания?
На Вас приятно смотреть, когда Вы принимаете пищу?
Процесс принятия пищи сакрален, во время него люди обмениваются энергией, сознанием. Если женщина красиво и изящно принимает пищу, то она выглядит в глазах окружающих очень утонченной и привлекательной, а если еще она умеет наслаждаться тем, что кушает, то многие захотят обедать и ужинать в ее обществе.
Попробуйте сделать из процесса принятия пищи — ритуал красоты и женственности. Пусть даже у Вас это будет не всегда, но пару раз прочувствовав это, Вы захотите сделать это своей привычкой.

Купайтесь красиво

Осознание своей обнаженности — это сильное эмоциональное чувство для женщины, для некоторых это приятное чувство, для других совсем нет. Если мы видим свое обнаженное тело и начинаем его критиковать, то оно становится якорем на тяжелые эмоции, и ощущение собственного тела будет приносить только психологическое саморазрушение. Нужно научиться осознавать свою красоту в обнаженном виде, и лучше это делать без зеркала.
Просто когда Вы купаетесь — старайтесь прочувствовать свою женственность, будьте осознаны. Ощущайте, как красиво стекают капли по Вашему телу, как Вы соединяйтесь с водой, обретая ее качества. Пусть даже Ваша поза в душе будет женственной, нежной, изящной… Попробуйте не просто стоять под душем, а наслаждаться процессом.

Создавайте красивый внешний вид когда Вы дома

Дом — это зона комфорта, мы расслабляемся и зачастую забываем о поддержании своей энергии. Но именно тут нам нужно заводить на привычку сознание красоты.
Одевайтесь дома красиво, сексуально, может быть иногда чувственно, иногда нежно. Попробуйте носить по дому длинную юбку, это создает ощущение, что Вы — жрица своего пространства. Если Вы живете с мужчиной, попробуйте под одеждой носить красивое белье (или вообще без нижнего белья), посмотрите как изменятся вибрации между Вами. Не жалейте платьев для ношения дома, потому что чудеса отношений, любви, нежности происходят именно дома!

Спите в красивой дорогой ночнушке или на красивых простынях. Я недавно открыла для себя итальянский стиль ношения платьев: вместо нижнего белья под платье надевается комбинация. Мне это понравилось, я пошла в бутик нижнего белья и купила себе 6 различных комбинаций, черную, белую, шампань, полностью кружевную и полностью шелковую. И с тех пор мне очень нравится ходить в платьях именно так, совершенно другое состояние. Такое женственное, изящное, ощущение какой-то тайны или загадки внутри. И конечно, внимания со стороны мужчин прибавилось! У Вас может быть какой-то свой секрет или своя фишка, которая будет подчеркивать Вашу женственность. Ищите. Пробуйте.

Научитесь красиво плакать

Это совершенно потрясающий навык для женщины. Женщина, которая умеет красиво проявлять свои эмоции восхищает, притягивает, ее хочется успокоить и поддержать. До замужества я умела очень красиво плакать, я пускала сначала одну слезу, потом другую. Делала глубокий вдох, смотрела вдаль. В общем, зрелище было великолепное, мне даже многие делали комплименты 🙂 Но после замужества я немного расслабилась и забыла об этом, что сразу отразилось на реакции моего мужа во время моих слез.
Если раньше он смотрел мне в глаза и поддерживал, утешал меня, то после замужества, он просто говорил «Да ладно тебе расстраиваться-то, успокойся!». Сейчас я вновь внедряю практику в жизнь, и уже получаю отличные результаты 🙂
Попробуйте плакать перед зеркалом, посмотрите на этот процесс, сделайте его более привлекательным. Для женщины очень важно иногда драматически плакать.

Разговаривайте изящно

Мужчины могут грубо между собой общаться, но женщина с ощущением личной ценности никогда не спустится до уровня ругательств или мата (только в том случае, если она пишет терапевтические письма или выпускает на волю свою темную сторону). Запишите себя на диктофон, послушайте, как Вы общаетесь с мужем, с подругами с детьми. Постарайтесь убрать из лексикона грубые слова. «Язык определяет сознание» — этому меня научили еще, когда я училась в институте. Чистая речь — чистое сознание, грязная и грубая речь — тоже является отражением мышления.
Учитесь проявлять красоту в бытовых вещах, ощущайте себя женщиной в разные моменты своей жизни, а не только когда Вы в красивом платье идете в свет. Я не призываю Вас притворяться, поймите меня правильно. Я предлагаю выработать в себе позитивную привычку — быть все время в контакте с женской энергией изящества и красоты.

Моя мама всю молодость ходила в танцевальную школу, это было ее страстью и ее мечтой. Прошло уже много лет, сейчас моя мама уже не танцует, но до сих пор, когда она готовит у плиты, то она неосознанно выпрямляет спину и встает в балетную позицию Ecarte, изящно вытягивая носок и выставляя ногу в сторону, словно она у станка. Я раньше думала, что она специально принимает у плиты такую намеренно-красивую позу, чтобы папе нравиться или производить впечатление своим видом, но потом я заметила, что это происходит не только у плиты, но и когда она на работе, и когда она общается с людьми, когда она умывается и ее никто не видит 🙂 Это просто заведено у нее на привычку, прошло уже более 30 лет с момента ее последнего выступления, но она до сих пор живет этой красотой.

Если Вы в течении дня вспомните о состоянии красоты — сделайте что-то красивое: улыбнитесь, красиво нанесите крем на тело, полюбуйтесь на себя в зеркале, рассматривая свои выгодные стороны.
Чем чаще Вы будете в контакте с красотой, тем большее ее будет проявляться через Вас.
Также важно наблюдать за женщинами, у которых уже есть навыки красоты в быту, учитесь у них, перенимайте у них навыки.
Вырабатывайте также свои личные жесты красоты.
Иногда внешне очень красивая женщина может быть совершенно неуклюжей, с резкой походкой, суетными жестами, что полностью портит о ней впечатление.

Я помню со мной в институте училась одна девочка, которая постоянно ломала всем шаблоны восприятия действительности 🙂 Она была очень красивой девушкой с точеной фигурой, большими голубыми глазами, всегда с идеальным макияжем… когда она приближалась, все окружающие мужчины замирали в ожидании. Один из дней в институте я не забуду никогда. Мы стояли огромной толпой в коридоре, ожидая пары. Народу было много, сразу со многих факультетов собрались ребята (я училась на факультете информатики, и там было много мужчин). И тут из-за угла выходит ОНА, в красивом платье, дефилируя в нашем направлении. Ребята с других факультетов замерли (красота — это энергия, и как любая энергия — она притягивает). Я помню эту затянувшуюся паузу, пока она шла к нам. И вот она подходит к старосте нашей группы, все внимание мужчин и женщин обращено к ней, и внезапно прокуренным хриплым голосом она говорит «Ну че там, блин, уже определилось, где там пара-то будет проходить…? Я задолбалась скакать по этажам, как горный козел…». Это был мощный разрыв шаблонов для всей толпы мужчин. Позже ее больше не воспринимали, как красавицу, ее передразнивали и смеялись над ее манерами. И словно внешняя красота вообще перестала существовать.

Понимаете, о чем я?

Это и есть наше женское образование. Нам не обязательно постигать философию трансцендентализма, доказывать сложные философские теории, создавать новые научные системы. Мы создаем жизнь полную красоты, вдохновения, энергии — вот в чем мы должны продвигаться.

Раньше женщин отделяли от мужчин, были разные спальни, они в баню ходили отдельно, не переодевались друг перед другом, не из-за вожделения, а из-за сохранения тайны женской красоты. Женщин учили танцевать не только для того, чтобы она танцевала перед мужем, но и также для того чтобы ее тело привыкало красиво двигаться. В Ведическом мире танцы являлись обязательным образованием для женщины, в то время как духовная инициация была вовсе не обязательной.

Мы сейчас живем в другом мире, нам никуда не уйти от постоянной коммуникации с мужчиной, правда ведь? Едва ли даже у 100 женщин из нашей группы есть своя отдельная спальня 🙂 Поэтому нам нужно адаптироваться и продолжать сохранять свою созидательную энергию красоты в любых условиях.

Приучите себя красиво одеваться и раздеваться (чрезвычайно важный навык), кушать и пить, расчесывать волосы и наносить крем, смеяться и плакать, засыпать и просыпать… это совсем не трудно, но эти навыки в жизни женщины куда полезнее, чем 10 изученных книг по философии.

В каждой женщине уже есть ощущение красоты, просто в этом быстром мире мы забываем о процессе и стремимся быстрее достичь цели. Нужно немного остановиться, сделать глубокий вдох и насладиться процессом жизни, не предаваясь суетным мыслям…
Сознание красоты нужно не только для гармоничной жизни с мужчиной, оно повышает ощущение женственности, красоты, изящества, что является ключом к хорошей самооценке.