Метеоры в Греции

Метеоры. Монастыри в Греции

Когда-то в этих местах не было храмов и обителей, Метеоры в Греции сама по себе явление необычное. Она известна на весь мир красотой завораживающих творений природы. Каменные скалы невероятной высоты устремлены в небо. Вершины их пологие, что дало возможность облюбовать это прекрасное место. Монахи-отшельники пришли сюда в 10 веке. В стародавние времена не было никакой Фессалийской равнины. Все залила вода огромного озера. Оно постепенно мельчало, утверждают ученые. Сход воды открывал явление небывалой красоты – огромные столбы из камня. Метеора в переводе на русский значит «висящая над землей». Самая мощная скала по высоте Платилитос, превышает 600 метров и возвышается над городом Каламбака. На горе стоит самый величественный монастырь — Великая Ме­теора. Такое наименование обители дал ее основатель, святой Афанасий. Поскольку в стране олив есть монастыри Метеоры Греция становится еще более популярной у туристов и жителей страны, которые находятся далеко от этих мест.

Как все начиналось?

Многое не известно, но некоторые факты от историков не утаить. Конечно, ученые точно не могут сказать, когда конкретно были заселены эти места монахами, но древние источники дают понять, что к 11 веку Метеоры были заселены отшельниками. Они делали себе убежища в нижних ярусах каменных глыб. На вершины величественных сооружений природы они забирались, смастерив примитивные леса. Впрочем, сначала приходилось залазить без таких приспособлений, выискивая в скалах удобные впадины. Деревянные доски поверх клиньев, вбитых в скальные ниши, помогали взобраться на вершины гораздо быстрее, а если под рукой была веревка, дело принимало весьма благоприятный оборот. Небольшие домики отшельники лепили к каменным глыбам или находили пещерки, в которых устраивали жилье. Историки утверждают, что прибрежные территории Греции были под постоянным прицелом нахальных пиратов, которые то и дело совершали набеги на местных жителей. Многие из греков уходили в Метеоры, так появились первые монастыри. Они давали защиту отшельникам.

Со временем здесь стали появляться монастыри. Поначалу их было больше 20. Сейчас из действующих обителей осталось всего 6. Быть наедине с Богом на самой вершине Метеор – вот к чему стремились тогда люди, решившие отдать себя служению высшим силам, молитвам о страждущих и больных. Монастыри выстроили в 14-16 вв. Иноки быстро поняли, что в этих местах довольно безопасно. Сюда не доберутся грабители, не разорят священные места разбойники. Всю свою утварь и ценности монахи привезли к величественным скалам, чтобы основать здесь первые обители. Представители монашеской общины были очень дружны. Благодаря многочисленным сборам и пожертвованиям, инокам удалось выстроить потрясающие по красоте храмы и церкви, окруженные мощными башнями и строениями хозяйственного назначения. Каждое подворье было необыкновенно по своей сути. Ни одно из строений не повторяло архитектурного замысла уже имеющегося по соседству монастыря или церкви.

Паломников принимали здесь хорошо. Монахи даже создали своеобразные лифты. Люди садились в специально приготовленные сетки, которые иноки поднимали посредством нехитрой технологии. 24 монастыря возвели в период с середины 14 по начало 16 веков. Каждая из обителей процветала. Монахи жили дружной семьей вплоть до 17 в., пока не наступило смутное время. Некоторые обители пришли в запустение, другие были разрушены. В 20 в., когда Греция была оккупирована фашистами, монастыри Метеоры разграбили. В середине прошлого века обители были восстановлены, а 2 женских и еще столько же мужских монастырей выстроили заново. Сейчас их 6. Каждый из этих прекрасных монастырей достоин внимания.

Каламбака. В этом населенном пункте есть все условия, чтобы принять путников на ночлег. Отсюда уже совсем недалеко до места, где стоят Метеоры Греция фотокоторых представлены в буклетах самых популярных направлений для экскурсий. Можно и не ночевать в городе Каламбака. У большинства турфирм в буклетах есть пометка «экскурсия Метеоры Греция». Начинается она из Афин, Халкидики, Салоники, Корфу и длится всего 1 день. За это время можно успеть посетить несколько монастырей, соблюдая определенный график. Многие туристы зададут вопрос: метеоры в Греции где находится это прекрасное место? Метеоры Греция на картеГреции нужно искать в северной части страны. Расположены скалы в горах Фессалии. Недалеко протекает река Пиниос. В паре километров на север от города Каламбака и стоят прекрасные Метеоры. До них можно добраться и из города Трикала. Отсюда до величественных гор порядка 20 км. Среди многочисленных запросов на тему Метеоры на интернет страничках, есть и такие: «метеоры Греция как добраться самостоятельно». В Каламбаку без труда реально доехать на общественном транспорте из любой точки. Проложены маршруты из Слоников, Афин и менее крупных греческих городов. Приехать сюда можно и на автомобиле, взятом напрокат. В Каламбаку из Афин курсируют поезда. Билеты лучше купить и в обратный путь. От Лариссис отправляется локомотив под номером 884. В обратный путь – на 885-ом. Стоимость билета на 1 человека равна примерно 25 евро. На дорогу придется потратить примерно 5 часов. Из Салоник до Каламбаки можно поездом доехать за 3 часа и 20 евро.

По шоссе расстояние из Афин – примерно 360 км. Ехать нужно мимо Ламии, Домокос, Кардицы и Трикалы. Указателей немного, но дорога хорошая. Опытные автолюбители не рекомендуют новичкам следовать в Каламбаку на авто. Такое решение подойдет для тех туристов, кто прихватил с собой подробную карту местности или уже путешествовал по этим местам.

Автобус из Афин в Метеоры отправляется в 7:30. Следующие рейсы курсируют через каждые 2 часа. Последний рейс – в 15:30. Ехать придется примерно 5 часов. Стоимость проезда на человека порядка 30 евро.

Из Каламбаки до Метеор ходит автобус от фонтана Plateia Dimarhiou. В субботу и воскресенье расписание такое: с 8:20 до 13:20, в будни – с 9:00 до 13:30. Добраться можно и с местными таксистами. Однако, стоимость проезда высока.

Посещение Метеор рекомендовано начинать с монастыря Святого Николая, после проследовать в монастырь Варлаама, и далее — в Великую Метеору. В эти 3 обители желательно прийти с утра, и успеть все посмотреть до обеда (13:00). В обед монастыри свои двери для многочисленных посетителей закрывают. Через час-полтора можно проследовать в Святые Троицу, Русанну и Стефано. В каждом из монастырей помнят об Афанасии – основателе здешней общины. Он пришел с самой вершины горы Афон. Он был не один. С ним следовали несколько наставников, среди которых был известный в те времена старец Григорий.

О монастырской жизни в прошлом и ныне

Афанасий, который строил главный монастырь – Метеоры, и был соучастником возведения всех остальных. Старец никогда не отказывал прихожанам в аудиенции. Почитали его жители Греции, и гости из других стран. Всех он выслушивал, давал наставления, молился о страждущих. Устав, по которому и поныне живут монахи, довольно сильно напоминает афонский.

Женский монастырь Стефана открыт для посетителей с 9 утра до 13:00. Зимой вечернее время его работа начинается с 16:30, а заканчивается в 18:00. Летом посетителей примут до 18:00. Понедельник – выходной. Мужской монастырь Святой Троицы расположен чуть дальше Стефана, в глубине скал. Здесь посетителей принимают во все дни, кроме четверга. Летом обитель доступна с 9 утра до 17:00, зимой появляется перерыв, который длится с 12:30 до 3 часов дня. Обитель Русану летом не закрывают, паломников принимают с 9 утра до 17:00. А вот зимой не приёмный день – среда. В остальные дни в холодное время года иноки установили перерыв с часа дня до 15:00. Монастырь Варлаама. В эту обитель не пустят по пятницам. Зимой он закрыт еще и по четвергам. В иные дни посетителей примут летом: с 9:00 до 16:00, зимой – с 9:00 до 15 часов. Великий Метеор. Он находится в километре от Варлаама. Закрывается по вторникам в течение всего года. Зимой недоступен и по средам. Посещение летом идет с 9 утра до 17:00. Монастырь Николая, сюда можно прийти с 9 утра до 18:00.

Экскурсия в Метеоры с индивидуальным гидом заказать

Советы для посетителей обителей

Местные обитатели очень не любят тех туристов, которые яростно хохочут, отпускают шуточки, громко говорят. Одежда тоже должна быть довольно скромной. Дамам лучше принарядить платье с длинным рукавом, длина которого будет прикрывать колени. Мужчины должны быть в брюках. Никаких маек. Приветствуются рубашки, футболки. Для обуви тоже есть свой дресскод. Никаких открытых сланцев. Только туфли или иная закрытая обувь. Женщинам не стоит надевать высокий каблук. Есть монастыри, в которые нужно подняться по более, чем сотне ступенек. Делать на шпильке это весьма утомительно. За поведением и внешним видом посетителей неустанно следят Можно взять с собой фотоаппарат, но снимать можно только снаружи, а внутри делать это запрещено. Лучше убрать камеру, заходя в монастыри и церквушки. Рассматривать иконы придется без запечатления их на фотоаппараты. Странники увидят уже знакомые, по традициям русской церкви, лики. Среди них и Ефрем Сирин, и Антоний Великий, Савва Освящённый, Феодор Стратилат. Некоторые сцены из библии россиянам не знакомы. Здесь есть картины суда перед Пилатом, либо повествующие о том, как Иисус предстал перед синедрионом.

Что говорят?

Те, кто посетил Метеоры греция отзывы дают совсем не противоречивые. Многие не ожидали увидеть таких красот и пишут о небывалых чудесах природы. Другие люди больше обращают внимание на сами монастыри, говоря о прекрасных иконах, ликах, необыкновенной церковной утвари. Примечательна иконопись. Несмотря на то, что многие из святых, изображенных на иконах, знакомы россиянам, написаны лики в непривычной манере. Здесь все необычно. Вникая в традиции иноков, каждый турист найдет для себя много интересного. Примечателен случай, который произошел в 1980 году. В Метеорах было решено снимать очередную серию саги о Джеймсе Бонде. Монахи не пустили сюда съемочную группу, мотивируя свой отказ осквернением монастырей в период съемок. Каменные ступени, по которым сейчас можно прийти в монастыри, на самую вершину скал, выбили в 20-х годах прошлого века. До сих пор применяются и лебедки, но с их помощью в обители доставляют провизию и материалы для реконструкции. В редкие часы лебедки используют для подъема величественных гостей из мира священного служения Богу.

Посещение монастырей не только паломниками, священниками и людьми мира православия, приводит иноков в ужас. Туристы вносят небольшую неразбериху в размеренную и спокойную жизнь иноков. Несмотря на это, монахи относятся к происходящему с огромным спокойствием и сдержанностью. Сами они говорят о жизни, которая приносит им немало беспокойств, что существующий порядок вещей не изменят. Ведь если они уйдут отсюда, местные жители устроят в монастырях гостиницы и музеи. Так уже было в середине прошлого века, когда власти Каламбаки, после разгрома монастырей в военное время, устроили здесь своеобразные аттракционы для посетителей из разных стран, в том числе и Греции. Святые не должны быть преданы забвению, говорят иноки, живущие в Метеорах. Поэтому они благосклонно принимают прихожан, большинство из которых весьма учтиво относится к святыням, чтит традиции православия.

Все, кто оставил отзывы о посещении монастырей, говорят о том, что довольно примечательно посещение не только обители Великий Метеор, но и Варлаама. Особенность строений на территории этой обители заключается в использовании довольно легкого материала – туфа. Именно благодаря удобству применения такого строительного туфа, к работам привлекали минимум специалистов. Здания, возведенные на территории обители Варлаама, стоят с 16 века, и сейчас радуют прихожан своей красотой. Исключение составляет часовня Трёх Святителей. Она сейчас для посещений закрыта. Посетителям стоит присмотреться к росписи колонн. На них выписаны лики Пимена Великого, иконы преподобного Онуфрия Макария Египетского, и преподобного мученика Моисея Мурина. Особый почет у посетителей снискала известная композиция на одной из стен основного храма. На ней изображен Сисой, склонившийся перед гробницей Александра Великого. Покровитель египетских пустынь не принимающий все суетное, тоскует по миру священному.

Все, кто побывал в Метеорах, делятся яркими впечатлениями о посещении этих мест. Здесь будто все забывается. Никаких обид, интриг, только спокойствие и простота. Думается только о позитивном. В ходе насыщенных и интересных экскурсий туристам расскажут о таинствах мира иноков и священных традициях православия. О поездке следует позаботиться заблаговременно, просчитав все самые выгодные маршруты. Очень удобно посетить все монастыри в выходные, когда открыты все обители.

Индивидуальная экскурсия в Метеоры из Халкидики с русскоговорящим гидом

Монастыри Метеоры, находящиеся в Греции, известны с Х века. Они имеют уникальное расположение, возвышаясь на вершинах скал и словно вырастая из горной породы. С греческого языка их название переводится как «парящие в воздухе», что как нельзя лучше подходит этим строениям. Узнайте о том, как посетить это самобытное место.

Монастыри Метеоры

Этот монастырский комплекс издавна считается одним из наиболее священных мест православного христианства.

Монастыри Метеоры

Где находятся в Греции


Монастыри Метеоры расположены совсем рядом с городом Каламбака (2 км) с населением в 8,6 тыс. человек. Скалы Метеоры, где созданы эти древние обители, являются частью гор Фессалии, северо-восточного исторического региона Греции. Этим скалам уже 60 млн лет и когда-то они были дном моря. У их подножья располагается Фессалийская равнина.

Знаете ли вы? Город Каламбака находится на Фессалийской равнине у подножия скал Метеор. В нём находится храм Успения Богородицы, известный с X–XI века. Он был построен на руинах раннехристианской церкви VI века. Главными достопримечательностями являются уникальный мраморный амвон в центральной части и фрески XII и XVI века.

История монастырского комплекса


Историки полагают, что самым первым отшельником в Метеорах стал некий Варнава, построивший в 950–970 гг. первый скит Святого Духа. Немного позже были построены Преображенский скит и скит Стаги, ставшие основой для монашеской общины.

Метеоры

В 1334 году сюда прибыл с Афона монах Афанасий, бежавший от каталонских корсаров, и начал строить первый монастырь, названный им Великий Метеор (Преображенский). В 1371 году Метеоры посетил правитель Фессалии Иоанн Уреш, который после знакомства с Афанасием Метеорским отказался от царства и постригся в монахи под именем Иоасаф.

После смерти святого Афанасия он стал игуменом монастыря и немало способствовал процветанию Метеор. Их развитию также способствовало то обстоятельство, что расположение делало монастыри недоступными для завоевателей и разбойников. В XVI веке комплекс насчитывал уже 24 монастыря, но многие из них постепенно пришли в упадок.

Монастыри сильно пострадали во времена Второй мировой войны и последовавшей за ней Гражданской войны в Греции (1946–1949 годы).

Как добраться

В Грецию регулярно осуществляются авиарейсы из аэропортов Украины и России. Лучше всего выбрать рейс в континентальную часть Греции (Афины, Салоники).

Важно! Экскурсии следует осуществлять в хорошую солнечную погоды, дождливая и туманная погода может вам помешать увидеть прекрасные скальные пейзажи и великолепную панораму долины.

Расстояние до Каламбаки от греческой столицы Афин — 355 км, от второго по величине населённого пункта Греции г. Салоники — 230 км.

От Афин можно добраться до Каламбаки тремя видами транспорта:

  1. Арендованным автомобилем. Это самый удобный вид транспорта для турпоездки, которым вы доберётесь до Каламбаки за 4 часа 17 мин. Аренда авто в афинском аэропорту составит от 25,18 евро за сутки, расход бензина в одну сторону получится 28 литров (40–65 евро). Указателей по дороге практически нет, поэтому следует позаботиться о навигации или найти сопровождающего.
  2. Ж/д транспортом. Самый недорогой вариант поездки — стоимость билета в одну сторону 18–24 евро. Поезда ходят ежедневно. Прямой рейс на Каламбаку под номером 884 в 8:30, обратный — 885. Есть варианты с пересадками.
  3. Автобусом. Поездка на автобусе в одну сторону займёт 6 часов 15 минут и обойдётся в 40 евро. Зато автобусы ходят несколько раз в день (с 7:30 по 15:30).

Автомобилем


Из г. Салоники можно добраться до Каламбаки следующим образом:

  1. Арендованным авто. Аренда авто в аэропорту будет стоить минимум 26,48 евро за сутки. В одну сторону уйдёт 18 литров бензина на сумму 27–40 евро, а время поездки в одну сторону составит 2 часа 34 минуты.
  2. Ж/д транспортом. Поезда ходят ежедневно, и стоимость поездки в один конец составит 14–19 евро. Время поездки 3 часа 8 минут. Прямой поезд под номером 591 выезжает в 16:15 и ходит раз в день, обратный — под номером 590 идёт в 8:19.
  3. Автобусом. Автобусы ходят 4 раза в неделю и добираются до места за 3 часа 15 минут. Стоимость билета в одну сторону — около 20 евро.

Поездом

В этих крупных городах вы можете купить себе туристическую поездку в Метеоры.

За один день вы вряд ли сможете осмотреть все достопримечательности скальных монастырей, поэтому имеет смысл остановиться минимум на одну-две ночи в местных отелях. Если вы едете поездом или автобусом, то лучше сразу определиться, насколько вы туда собираетесь и купить билеты в оба конца — это обойдётся вам дешевле.

Из самой Каламбаки к монастырям можно добраться следующими способами:

  1. Автобусом. Ходят с 9:00 по 16:00 почти каждые два часа. Назад идут на час позже.
  2. Автомобилем. В этом случае нужно иметь навигатор.
  3. Такси. Будет стоить 10 евро в один конец.
  4. Пешим ходом. Дорога до первого монастыря составит около 5 км, и идти она будет вверх, что может быстро обессилить туристов, а осмотр монастырских территорий также потребует времени и сил. Любителям пеших прогулок есть смысл остановиться в деревне Кастраки — от неё до монастырей идти 10–15 минут.

Автобусом

Монастыри в наши дни


Во времена процветания монастырского государства на Метеорах насчитывалось более двадцати монастырей, но сейчас осталось только шесть работающих — четыре мужских и два женских.

Знаете ли вы? Монастыри Метеоры находятся в списках объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1988 года под номером 455. Они признаны шедевром человеческого гения, и в то же время — естественным феноменом исключительной красоты и эстетической важности. Кроме них, в Греции находится ещё 17 таких памяток под охраной ЮНЕСКО.

Варлаама

Второй по величине скальный монастырь назван по имени первого монаха, поселившегося там в первой половине XIV века. Варлаам построил храм Трёх Иерархов во времена строительства монахом Афанасием Преображенского храма.

Варлаама

Функционирование этого мужского монастыря связывают с братьями Нектарием и Феофаном Апсар, выходцами из богатой фамилии, принявшими постриг и жившими сначала на острове Янина, а затем на Святой горе (Афоне).

Они поселились на Метеорах в 1510 году и принялись за восстановление монастыря, а в 1541 построили Собор Всех Святых. Похоронены здесь же. Фрески XVI века хорошо сохранились по сей день, в них узнают руку известного мастера живописи Франко Кателано и братьев Кодар из Фив.

Роспись храма считается образцом «школы Северо-Западной Греции».

На территории комплекса имеются алтарь, балконный замок, больница и часовня Трёх Иерархов, ныне закрытая для туристов

Святого Стефана

Попасть в этот женский монастырь легче всего, так как к нему проложены мост и подъездная дорога. Монахи поселились на ней в XII веке, но сам монастырь был основан в XIV веке монахом Антонием из семьи Кадакузинос.

Святого Стефана

Вторую жизнь обители дал монах Филафей, восстановивший старый собор Святого Стефана. В конце XVIII века был сооружён собор Святого Харалампия, который сейчас закрыт для посторонних.

Зато туристы могут любоваться отреставрированными фресками старого собора и алтарём, где сейчас находится музей. Среди построек на территории имеются ещё кельи и кухня.

Святого Николая Анапавсаса

Ближайший монастырь к деревне Кастраки с крутым подъёмом. Назван именем своего основателя монаха Никанора Анапавсаса. К подножью его скалы ведут 143 ступени, и 85 ступеней ведут на его территорию. Площадь скального образования, на которой он построен, невелика, поэтому строение имеет несколько уровней.

Святого Николая Анапавсаса



Первый уровень занимает небольшая часовня, алтарь которой размером лишь 4 кв. м. На втором уровне располагается храм святого Николая, расписанный известным иконописцем Феофаном Критским в 1527 году. Третий уровень занимают: небольшая церковь Иоанна Предтечи, своды с мощами, кельи и трапезная.

Русану

Есть несколько мнений по поводу образования и наименования этого женского монастыря. Согласно одной гипотезе, его основали монахи Никодим и Бенидикт в 1388 году. Другая предполагает, что основателем был житель местечка Росана Русанос.

Русану

Долгое время обитель пустовала, пока её не возродили братья Иоасаф и Максим, которые построили храм Преображения Христа.

Обитель неоднократно приходила в упадок. После реконструкции здесь образовался женский монастырь, именуемый в честь Святой Варвары. В храме хранятся головы святых великомучеников Варвары и Кирика, фрагменты мощей Трифона, Пантелеймона, Прокопия и Харалампия.

Обитель находится на невысокой скале и является 3-уровневым строением. На первом уровне находятся кельи монашек и храм, а два других уровня занимают жилые помещения, залы для посетителей, а также дополнительные кельи.

Внутри помещений много красивых росписей, украшенные драгоценностями аналои, иконы и деревянный алтарь с прекрасной резьбой. Монахини отличаются гостеприимством и часто раздают посетителям сладости.

Великий Метеор

Великий Метеор (Преображенский мужской монастырь) был построен самым первым и является главным храмом. Его настоятель руководит всем монастырским комплексом на скалах. Находится на самой высокой скале — 413 м от поверхности земли, 613 м над уровнем моря.

Великий Метеор

Сейчас к нему прорублены 154 ступени, но когда-то в него можно было попасть только по верёвочным лестницам или в сетках, которыми пользуются и сейчас для поднятия грузов.

У входа в монастырь сохранился скит святого Афанасия. Это небольшое полуразрушенное строение расположено в скале. Главный храм монастыря — Преображенский собор, построен в 1388 году по примеру храмов Святой Горы (Афона), имеет крестообразную планировку и купол с двенадцатью гранями 24 метра в высоту.

В нём имеются захоронение его основателей, святых Афанасия и Иоасафа, ценные иконы и рукописи, старинные фрески. Единственная роспись, сохранившиеся с XIV века, находится на внешней северной стене и состоит из изображений Христоса Пантократора с парой ангелов, Богоматери и Иоанна Предтечи, апостолов, сцен ада и рая.

На территории также находятся две часовни (Иоанна Крестителя, святых Константина и Елены), алтарь, трапезная (ныне музей), больница.

Святой Троицы

Монастырь Святой Троицы живописно расположен на высоком утёсе. К этому месту ведут 140 ступенек, прорубленных в скальной породе. Исторически эта обитель является третьей по старине.

Святой Троицы

Историки утверждают, что основной храм Кафоликон был возведён в 1476 году. Об этом говорит внешняя кладка стен, надписи и другие факты. Другой храм Нартекс был построен позже — в 1692 г. Первым его основателем считают монаха Дометия (данные не подтверждены).

Собор Святой Троицы расписан в два этапа. Самые древние фрески находятся в нефе, а роспись остальной части храма относится к более позднему периоду и нанесена поверх старых изображений.

С балконного комплекса открывается замечательный вид. С востока расположен монастырь Св. Стефана, а с запада хорошо видны монастыри Варлаама и Великий Метеор, с юга можно хорошо рассмотреть небольшой городок Каламбака.

Вершина скалы занимает около 10 га. Помимо храмов на территории расположены кельи монахов и небольшой участок земли для земледелия.

Правила и график посещения монастырей

Метеоры являются достаточно популярным местом у туристов. Сюда приезжают как по организованным экскурсиям, так и самостоятельно. Но обидно будет проехать большое расстояние, чтобы полюбоваться этим историческим памятником, и застать закрытый для туристов вход, так как сейчас выходной или рабочий день уже закончен.

Эти святые места для посетителей открыты не круглосуточно, а в определённые дни и часы. К тому же есть летний и зимний графики посещений.

Метеоры


С ночёвкой можно остановиться рядом в небольшом городке Каламбака, а также в деревне Кастраки.

Сезонность работы Метеор следующая:

  • зимний период — 01.11–31.03;
  • летний период — 01.04–31.10.

График работы монастырей следующий:

Наименование Зимний период Летний период Выходные дни
Большой Метеор с 9:00 до 16:00 с 9:00 до 17:00 зимнее время — Вт, Ср

летнее время — Вт

Св. Варлаам с 9:00 до 15:00 с 9:00 до 16:00 зимнее время — Чт, Пт

летнее время — Пт

Св. Стефан с 9:00 до 17:00

перерыв с 13:00 до 15:00

с 9:00 до 17:30

перерыв с 13:30 до 15:30

понедельник
Св. Николай с 9:00 до 14:00 с 9:00 до 17:00 пятница
Св. Троица с 9:00 до 14:00 с 9:00 до 17:00 зимнее время — Чт, Ср

летнее время — Чт

Русану с 9:00 до 14:00 с 9:00 до 18:00 среда


Часы работы монастырей можно уточнить по таким телефонам:

  • Большой Метеор — тел. 2432–022278;
  • Св. Варлаама — тел. 2432–022277;
  • Св. Стефана — тел. 2432–022279;
  • Св. Николая — тел. 2432–022375;
  • Св. Троицы — тел. 2432–022220;
  • Русану — тел. 2432–022649.

Монастыри Метеоры


Справки по телефону предоставляются с 11 до 13 часов. В остальное время включается автоответчик, который сообщает время работы обителей.

Важно! При посещении христианских святынь следует одеться подобающим образом. Женщинам — надеть длинные юбки и покрыть голову. Мужчинам следует надеть брюки, а не шорты, и снимать головной убор в храмах. Внутри храмов съёмка запрещена, не нужно громко говорить и смеяться.

Сочетание христианских святынь, архитектура и роспись старинных храмов, живописная горная местность — всё это вызывает восхищение у туристов из самых разных уголков мира. Если вы хотите подробно ознакомиться со всеми достопримечательностями, следует учесть, что за один день осмотреть все монастыри невозможно.

Туристы, посетившие эти места, отзываются о них с восторгом и рекомендуют устроить небольшой пикник на смотровых площадках, встретить на них закат или рассвет.

Главная страница

Греция

zhais@yandex.ru

Итак, оставив позади местную иконную лавку,

наш автобус выезжает на «монастырскую кольцевую дорогу».

Мы все выше и выше поднимаемся в горы по извилистому серпантину

и вскоре из окна автобуса перед нашим взором возникают монастыри Метеоры, которые в полном мере соответствуют своему общему названию (в переводе с греческого метеоры — парящие в воздухе).

А вот на горизонте показался и монастырь Варлаама — место нашей первой плановой остановки в Метеорах.

В начале XIV века на скалу, расположенную на высоте около 550 метров над уровнем моря, взобрался монах Варлаам и воздвиг здесь несколько сооружений: келью и небольшую церковь, которые в дальнейшем стали основой будущего монастыря.

Варлаам, наверное, поднимался на скалу достаточно долго. Сегодня же, благодаря развитой инфраструктуре этих мест, «восхождение» к монастырю заняло у нас несколько минут. Спустя это время наш автобус припарковался на площадке, расположенной при входе в монастырь, и мы приступили к его осмотру.

Но сначала вернемся к Варлааму. После его смерти все воздвигнутые им строения достаточно быстро превратились в руины. Следующими покорителями «скалы Варлаама» стали братья-монахи Нектарий и Феофан — представители богатой и знатной семьи из города Янина. В начале XVI века они совершили успешное «восхождение» и имея за душой соответствующую финансовую поддержку приступили к строительству полномасштабного монастырского комплекса. Вскоре результаты их строительной деятельности уже хорошо просматривались снизу, что сыграло не последнюю роль в плане привлечения единомышленников, и те, кто смог преодолеть трудности восхождения, активно включались в монастырскую жизнь. Все это способствовало быстрому подъему и процветанию обители. После смерти братьев монастырь не пришел в упадок, т.к. имелось достаточное число их учеников и последователей, благодаря усилиям и стараниям которых, монастырь продолжал развиваться и поддерживаться в хорошем состоянии на протяжении последующих веков.

Со стороны стоянки монастырь выглядит не столь привлекательным, каким мы его обозревали с дороги, но тем не менее даже в этом ракурсе чувствуется его неприступность и величие.

Приобретя входные билеты и выполнив требования дресс-кода, мы переступаем порог монастыря.

Добраться до «сердца» монастыря непросто.

Сначала надо преодолеть несколько сотен метров по тропинке,

вырубленной в скалах, соединенных между собой небольшими мостиками, нависающими над пропастью.

Несмотря на то, что эта тропинка достаточно комфортная для ходьбы — она с каждым десятком метров все выше и выше поднимается вверх —

ведь основная часть монастыря расположена на самой вершине скалы Варлаама.

Вскоре тропинка преобразуется в крутую лестницу,

преодолев которую

мы оказываемся на главной монастырской площади.

Отсюда, сверху, открывается великолепный вид на окрестности Метеоров.

Вот женский монастырь Русану (Святой Варвары) — место следующей нашей остановки в рамках сегодняшней экскурсионной программы.

А это — место парковки нашего автобуса.

Близлежащие скалы…

Но вернемся к монастырю, над которым развиваются флаги Греческой Республики и Греческой Православной церкви.

Справа от нас располагается здание старинного госпиталя

с небольшой часовней внутри.

Проследовав мимо трехярусной колокольни (строение более позднего периода)

мы выходим

к стенам собора Всех Святых.

Собор был построен в 1542 году,

о чем имеется соответствующая надпись под сводами храма.

Внутрь мы заходить не стали (из-за большого количества паломников и туристов + фотографировать запрещено), однако достоверно известно, что настенные фрески, которыми он украшен изнутри — дело рук Франко Кателано.

Продолжая осматривать доступные для посещения территории монастыря

(в «служебные» помещения, такие как кельи, алтарь, церковь Трех Святителей проход обычным «смертным» закрыт)

мы оказываемся в зоне хозяйственных построек, где поднимаемся в башню с подъемным устройством,

посредством которого в свое время осуществлялась доставка грузов и людей в монастырь.

Выглядело это следующим образом.

фотография с сайта http://www.greeknotes.ru

Поэтому наличие иконы в зоне подъема — вещь достаточно предсказуемая.

Кстати, с этой «смотровой площадки» открывается вид не только тыльную сторону монастыря Варлаама,

но и на главный монастырский комплекс Метеоров —

Мегала Метеора или монастырь Великого Метеора в честь Преображения Господня.

Прежде, чем мы покинем стены монастыря Варлаама (время нашей экскурсии на исходе) — несколько дополнений к сказанному:

— до строительства колокольни в монастыре использовался следующий способ сигнализации, заменяющий громоздкий колокол: к стене собора были прикреплены металлические пластины разной ширины и специальной формы, которые при ударе по ним металлическим предметом издавали звуки разной тональности;

— ступени и пешеходные проемы в скалах начали строиться только в 1922 г. До этого времени монахи поднимались в монастырь либо в сетках (как указано на фотографии выше), либо по хлипкой системе веревочных лестниц;

— первые женщины переступили порог монастыря только в 1928 г., когда помогали монахам тушить пожар. После этого случая им был разрешен доступ на постоянной основе.

Мы могли бы еще долго наслаждаться окружающей обстановкой, но наш гид настойчиво требовал от нас вернуться к автобусу в назначенное им время. Если не выполнить его «пожелания», то можно оказаться в ситуации «семеро одного не ждут». Так что если вы хотите осмотреть все местные достопримечательности подробно и без спешки — забудьте об организованных туристических группах.

Мы же покидаем монастырь Варлаама (он же монастырь Всех Святых) и направляемся к монастырю Русану, расположенной в «шаговой доступности» от нас.

У этого термина существуют и другие значения, см. Метеор (значения).

Монастырь
Монастыри Метеоры
Μετέωρα

Скалы, на которых расположены монастыри, и вид на Фессалийскую равнину
39°42′51″ с. ш. 21°37′37″ в. д.HGЯOL
Страна Греция Греция
Город Каламбака
Конфессия православие
Епархия Стагонская и Метеорская митрополия
Дата основания 950—970 годы
Статус
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 455
рус. • англ. • фр.
Состояние шесть из 24 монастырей являются действующими
Монастыри Метеоры на Викискладе

Метеоры (греч. Μετέωρα — «парящие в воздухе») — скалы, состоящие из смеси песчаника и обломочной горной породы и достигающие в высоту 600 м над уровнем моря, в горах Фессалии на севере Греции, на севере нома Трикала, в 1—2 км к северу от города Каламбака (ранее Стаги). Известны с X века, наряду с Афоном, как один из центров православного монашества в Греции. В 1988 году монастыри, расположенные на вершинах скал, были включены в список объектов Всемирного наследия. В церковно-каноническом отношении монашеские поселения относятся к митрополии Стаги и Метеор (греч. Σταγών και Μετεώρων) Церкви Греции. Скалы образовались более 60 млн лет назад и являлись каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины.

Всего на протяжении истории, по разным источникам, существовало 22 или 24 монастыря наряду со множеством одиночных келий, аскитириев, часовен, скитов, пещер, затворов, столпов, рассеянных по всем метеорским горам. Некоторые из монастырей сохранились в виде развалин. Ныне всего шесть монастырей: четыре мужских и два женских.

История

Коридоры монастыря Святой Троицы

Отшельники

По преданию, первые отшельники поднялись на эти каменистые и неприступные, отрезанные от мира вершины скал задолго до X века. Они жили в пещерах и в скальных углублениях, а рядом основывали небольшие площадки, так называемые «молельные места» для совместного совершения молитв и изучения духовных текстов. Однако для участия в богослужениях и церковных таинствах (прежде всего причастии) отшельникам приходилось спускаться в старую церковь Архангелов в городе Стаги, а позднее во вновь построенную церковь Богородицы.

Согласно большинству исследователей, первым отшельником был некий Варнава, который в 950—970 годах построил старейший скит Святого Духа (Σκήτη του Αγίου Πνεύματος). Затем последовало возведение Преображенского скита (1020 год) критским монахом Андроником, а в 1160 году был сооружён скит Стаги или Дупиани. Основание этого скита положило начало организованному монашескому «государству» (общине) — Метеорам, и общинной монастырской жизни.

Образование монастырского комплекса

Фрески

В течение двух-трех веков Метеоры жили в атмосфере мира и спокойствия, но в XIII веке начались вторжения крестоносцев, сербов, албанцев и турок, стремившихся захватить Фессалию. В 1334 году в Метеоры прибыл монах Афанасий, изгнанный со Святой горы Афона нашествием корсаров, сопровождаемый своим духовным пастырем Григорием. Они обосновались на столпе Стаги («Столп Капель») и прожили там около 10 лет. Афанасий, впоследствии святой Афанасий Метеорский, имел единственную цель — создание хорошо организованного монастыря по подобию афонских. В 1334 году он собрал 14 монахов из близлежащей округи и поднялся на «Платис Литос» (широкий камень) — гигантскую скалу высотой 613 метров над уровнем моря, 413 над уровнем городка Каламбака, начав поистине титаническое для той эпохи дело — строительство первых сооружений знаменитого впоследствии монастыря «Великий Метеор» или Преображения. Этим монахом впервые были определены правила поведения, которым должны были следовать монахи, соблюдая законы монастырской жизни в Метеорах. Считается, что именно Афанасий дал этим скалам название «Метеоры». В 1371 году в Метеоры прибыл эпирский Иоанн Уреш Палеолог, недавно принявший престол после смерти своего отца Симеона Синиши. Познакомившись с Афанасием Метеорским, Иоанн решил оставить управление страной и принял монашеский постриг под именем Иоасаф; в 1390-х годах, после смерти Афанасия, он стал игуменом Преображенского монастыря. С 1490 года настоятель Преображенского монастыря является руководителем всей монастырской общины Литополиса (скального города) Стаги.

Перечень монастырей

Расцвет монашеской страны приходится на XVI век. Величие этого места и его естественная природная безопасность от нашествий грабителей и разбойников, которую ощущали монахи благодаря высоте отвесных скал, позволило создать с течением времени крупную организованную монашескую общину с множеством монастырей, которые росли и укреплялись с помощью многочисленных даров и вкладов правителей и архонтов. В результате, многие известные и неизвестные духовные лица основали следующие монастыри (полужирным выделены ныне действующие монастыри):

Двор монастыря Русану

  • «Архангелов» (греч. Ταξιαρχών)
  • «Вериг Апостола Петра» (начало XV века) (Αλύσεως Αποστόλου Πέτρου)
  • «Вседержителя» (Παντοκράτορα)
  • «Иоанна Бунильского» (Ιωάννου του Μπουνήλα)
  • «Иоанна Предтечи» (середина XVII века) (Προδρόμου)
  • «Ипсилотерас или Каллиграфов» (середина XV века) (Μονής Υψηλωτέρας / Καλλιγράφων)
  • «Калистрата» (Καλλιστράτου)
  • «Миканской Богоматери» (вторая половина XIV века) (Παναγίας της Μήκανης)
  • «Преображенский» (της Μεταμόρφωσης)
  • «Русану или Арсану» (Ρουσάνου / Αρσάνου)
  • «Святого Антония» (XIV век) (Αγίου Αντωνίου)
  • «Святого Варлаама» или Всех Святых (Βαρλαάμ / Αγίων Πάντων)
  • «Святого Георгия Мандиласа (Палаточника)» (Αγίου Γεωργίου του Μανδηλά)
  • «Святого Григория» (XIV век) (Αγίου Γρηγορίου)
  • «Святого Димитрия» (Αγίου Δημητρίου)
  • «Святого Модеста» (XII век) (Μοδέστου)
  • «Святого Монастыря или Богородицы» (вторая половина XV века) (Αγίας Μονής)
  • «Святого Николая Бандова или Кофина» (около 1400 года) (Αγίου Νικολάου του Μπάντοβα)
  • «Святого Николая Анапавсаса» (Αγίου Νικολάου Αναπαυσά)
  • «Святого Стефана» (Αγίου Στεφάνου)
  • «Святой Троицы» (Αγίας Τριάδος)
  • «Святых Апостолов» (начало XVI века) (Αγίων Αποστόλων)
  • «Святых Феодор» (Αγίων Θεοδώρων)
  • «Сретения» (Υπαπαντής)

Эти 24 монастыря существовали в период расцвета монастырского государства, однако постепенно оно начало приходить в упадок.

До 20-х годов XX века, когда к монастырям были проложены дороги и сделаны каменные ступени для подъёма, монахи и посетители могли попасть в монастыри только по навесным деревянным лестницам, либо с помощью монахов, которые поднимали их в специальных сетках (а в первые века существования комплекса монахами использовались сплошные леса из брусьев, крепившиеся в расщелинах скал). Подъём занимал более получаса; сети иногда рвались, монах-гимнограф так предупреждал об опасности:

Сеть говорит иноку: Будь бдителен; я не только поднимаю тебя от земли к вершине, но возношу тебя на Небо

Таким же образом на вершину скал поднимались все строительные материалы для возведения монастырских строений, продукты питания и другие необходимые для монастырской жизни вещи.

Во время Второй мировой войны монастыри были разграблены немецкими и итальянскими оккупантами, пострадали они и в годы Гражданской войны. Однако уже в первые послевоенные годы началось восстановление монастырской жизни, при этом Метеоры стали популярным туристическим объектом.

Действующие монастыри

Двор монастыря святого Стефана

В настоящее время действует только шесть монастырей:

  • мужские — «Преображения», «Варлаама», «Святого Николая Анапавсаса», «Святой Троицы»;
  • женские — «Русану или монастырь святой Варвары», «Святого Стефана».

Другие же либо превратились в руины, либо вообще исчезли.

Преображенский монастырь (Великий Метеор)

Преображенский монастырь
Основная статья: Мегала Метеора

Мужской монастырь Преображения Господня (греч. της Μεταμόρφωσης του Σωτήρος), известный также как Великий Метеор (греч. Μεγάλο Μετέωρο) расположен на самой высокой (613 метров) и большой по площади скале (6 га). Основан Афанасием Метеорским около 1340 года.

Главный собор монастыря (кафоликон) — Преображенский собор — построен в 1388 году по подобию Афонских храмов, крестообразный в плане c с апсидами по бокам и двенадцатигранным куполом, высотой 24 метра и длиной 32 м. Придел опирается на четыре колонны, все стороны которых, также как и потолок, покрыты фресками на религиозные сюжеты со сценами мучения святых. В северной части придела располагается захоронение основателей монастыря преподобных Афанасия и Иоасафа, а рядом изображены они сами, держащие в руках монастырь. Иоасаф (до пострига был последним сербским царём в 1371—1372 годы) расширил Преображенский собор, украсил его иконами и обеспечил необходимыми священными сосудами. Он помогал и другим обителям Метеор, защищая их права царскими грамотами.

Кафоликон Преображенского монастыря

В 1484 году собор был восстановлен и заново расписан, о чём свидетельствует надпись на южной стороне алтаря. Новый этап реконструкции собора пришёлся на середину XVI века, когда после посещения Метеоры патриархом Иеремией I монастырский комплекс вступил в период наивысшего расцвета. В это время была построена значительная часть дошедших до нас построек монастыря (больница, кухня, трапезная, дом для престарелых монахов), а Преображенский собор обрёл нынешний вид. Сохранившаяся роспись собора фресками высокого художественного уровня была выполнена в 1552 году неизвестным мастером. В 1791 году для собора был изготовлен деревянный резной иконостас с позолотой, украшенный фигурками животных и растений. Примечателен также деревянный резной трон игумена с перламутровой инкрустацией (начало XVII века).

В храме находится большое количество ценных икон XIV-XVI веков, а в бывшей трапезной расположен музей монастырских драгоценностей. Среди сокровищ монастыря особо выделяются: древнейшая по времени греческая рукопись 861 года; двустворчатая икона Богоматери, вклад Марии Палеолог, сестры одного из основателей монастыря; часть Золотой буллы с подписью императора Андроника Палеолога; полностью расшитая плащаница XIV века; четыре иконы XVI века: Рождество Христово, Распятие Христово, Страсти Христовы, Богоматерь Скорбящая.

У входа в монастырь находится полуразрушенный скит святого Афанасия. Это маленькая постройка, затерянная в скале. Там в пещере жил основатель монастыря, а позади от входа находятся небольшая часовня и склеп.

Монастырь неоднократно разграблялся турками (например, в 1609 и 1616 годах), в 1633 году пережил сильный пожар. Для более безопасного подъёма в монастырь в 1922 году в скале были прорублены ступени, но сетка до сих пор используется для подъёма провизии и других необходимых для жизни обители предметов. Монастырь пострадал во время Второй мировой войны; после восстановления монастырских строений в помещениях Мегала Метеора была открыта гостиница, однако впоследствии монастырь вновь стал действующим.

Монастырь Варлаама

Основная статья: Монастырь Варлаама

Монастырь Варлаама (греч. Μονή Βαρλαάμ) или Всех Святых (греч. Αγίων Πάντων).

В середине XIV века схимник Варлаам поднялся на скалу и воздвиг несколько келий и маленькую церковь, которую посвятил Трём Святителям. Там он обитал до конца своих дней в полном одиночестве. После его смерти все помещения оставались необитаемы долгие годы.

Монастырь Варлаама

В 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатного рода Апсарадов из города Янина, до этого прожившие семь лет на столпе Предтечи в Преображенском монастыре (Великий Метеор) поднялись на скалу с единственной целью — отреставрировать превратившуюся в руины церковь Трех Святителей, построенную Варлаамом. Однако братья после восстановления церкви остались на скале и постепенно к ним присоединились другие монахи, число которых к середине XVI века достигло 30 человек. В 1542 году братьями была построена новая просторная церковь с двумя куполами, построенная по подобию Афонских церквей, посвященная Всем Святым, ставшая кафоликоном монастыря. После смерти братьев — Феофана в 1544 году и Нектария в 1550 году монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни. В 1922 году для более удобного подъёма к монастырю в скале были прорублены ступени.

Церковь Трех Святителей, однонефная базилика, при её последнем восстановлении в 1627 году была расписана фресками схимником Ефремом Сирийским, одним из самых известных насельников монастыря, плодотворным церковным автором.

В 1550-х—1560-х годах церковь Всех Святых была расписана известным живописцем Франко Кателано (роспись основного храма была окончена в 1566 году). Также в церкви имеется несколько мозаик из слоновой кости и перламутра. В юго-восточном углу притвора находится захоронение основателей монастыря Нектария и Феофана.

В монастырской трапезной расположен музей, где хранится крупное собрание редких рукописей, вышитых золотом плащаниц, резных деревянных крестов исключительно тонкой работы. Особо следует выделить переносные иконы поствизантийского периода, а также Евангелие императора Константина Багрянородного.

Монастырь Святой Троицы

Основная статья: Монастырь Святой Троицы (Метеора)

Монастырь Святой Троицы

Скала, на которой стоит мужской монастырь Святой Троицы (греч. Μονή Αγίας Τριάδος), представляет собой наиболее впечатляющий вид Метеор: утёс высотой 400 метров, у подножья в глубине лежит русло реки Пиньос, а над ней — вершины поросшего лесом горного хребта Пиндос.

Точных данных об основании монастыря не сохранилось, он был построен где-то в период с 1458 по 1476 год. Также достоверно неизвестно, является ли упоминаемый в монастырских хрониках монах Дометий его основателем.

В 1925 году при игумене Никандре в скале прорубили 140 ступеней, которые вслед за тропинкой у подножья скалы ведут в монастырь. При подъёме у входа в монастырь находится вырубленный в скале маленький храм Святого Иоанна Предтечи. Он был построен и расписан в 1682 году монахом Никодимом, о чём свидетельствует надпись над входом с внутренней стороны здания, прочитанная французским археологом XIX века Л. Хозе. Вероятно до того как были пробиты ступени, здесь было место затворничества какого-то схимника.

В северо-западной части монастыря находится кафоликон, посвящённый Святой Троице. Это маленький собор в византийском стиле, крестообразный, с двумя колоннами, низким куполом, состоит из центральной части, притвора и ризницы. Храм был основан во второй половине XV века. Согласно имеющийся в соборе надписи фрески в нём были выполнены в 1741 году священнослужителем Анатолием и его родным братом Никодимом. Придел перекрыт полусферическим перекрытием, над внутренней частью двери имеется надпись, которая сообщает, что придел был построен в 1689 году, а первый раз расписан фресками в 1692 году. Справа от алтаря расположена ризница, большинство сокровищ которой были расхищены во времена иностранных завоеваний неизвестными варварами вместе с монастырскими колоколами. Удалось сохранить 26 старинных икон, которые в настоящее время находятся в монастыре Варлаама, а также 40 рукописей, которые переданы в монастырь святого Стефана. В 1979 году был украден древний деревянный иконостас собора вместе с иконами, вместо него был установлен новый позолоченный иконостас с иконами Христа (1662 года) и Богоматери (1718 года). Одно из главных сокровищ монастыря — Евангелие в серебряном окладе, изданное в 1539 году в Венеции.

Монастырь Русану или святой Варвары

Основная статья: Монастырь Русану

Монастырь Русану

Время создания монастыря Русану (греч. Μονή Ρουσάνου) или Арсани (греч. Αρσάνη) и происхождение его названия доподлинно неизвестны. По одной версии основателем монастыря был некий Русанос, выходец из местечка Росана. По другим неподтвержденным источникам монастырь был основан в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенидиктом. Точно известно, что в 1545 году по разрешению митрополита города Ларисы Виссариона и игумена монастыря Великого Метеора выходцы из Эпира — братья иеромонахи Иоасаф и Максим, построили монастырский кафоликон в византийском стиле на месте разрушенной церкви Преображения и отреставрировали монастырь, который действовал в форме общежительного.

Мучения святых (фреска притвора кафоликона)

Монастырь неоднократно расхищался. Те его реликвии, которые дошли до наших дней, хранятся сейчас в Преображенском монастыре (Великий Метеор). Во время турецких гонений 1797 года и греко-турецкой войны 1897 года в стенах обители укрывались жители окрестных селений. В 1897 году к монастырю были подведены два деревянных моста, заменившие верёвочные лестницы, которыми пользовались монахи прежде (в 1930 году эти мосты были заменены современными). В 1940 году монастырь пришёл в упадок и лишился своих насельников. С 1950 года старица Евсевия из соседней деревни Кастраки в одиночку сохраняла трехэтажное строение монастыря; после смерти старицы в 1971 году монастырь закрыли из-за плохого технического состояния. В 1980-х годах силами Греческой Археологической службы монастырские сооружения были восстановлены, и в настоящее время в них действует женский монастырь, получивший своё второе название в честь святой Варвары.

Кафоликон монастыря — церковь Преображения с нетипичным алтарем, обращенным к северу, представляет собой двустолпное крестовокупольное сооружение с притвором. Церковь была расписана в 1560 году неизвестными иконописцами критской школы. Эти росписи не были записаны в последующие века и сохранились в хорошем первоначальном состоянии. Исключительную ценность представляют собой фрески притвора — страдания святых и «Восшествие на престол» — многофигурная композиция с ангелами, душами усопших и огненной рекой ада. Также большую ценность представляет деревянной резьбы с позолотой иконостас.

Монастырь Святого Стефана

Основная статья: Монастырь Святого Стефана

Монастырь святого Стефана

Монастырь Святого Стефана (греч. Αγίου Στεφάνου) — самый богатый из метеорских монастырей. Он расположен на огромной скале, возвышающейся над городом Каламбака. Вход в монастырь наиболее доступен и осуществляется по единственному пешеходному мосту длиной 8 метров.

На каменной арке над входом в 1927 году обнаружили ранее замурованную плиту с надписью «6770 год. Иеремия», которая означает, что некий отшельник по имении Иеремия жил на этой скале уже в 6770 году от сотворения мира, то есть в 1192 году от рождества Христова. Предположительно, этот отшельник и другие монахи соорудили здесь несколько келий, цистерну для сбора дождевой воды и построили маленькую часовню святого Стефана. Основание самого монастыря относится к концу XIV века. Он был построен Антонием Катакузиносом (племянником Симеона Уроша, сыном которого был один из основателей Великого Метеора Иоасаф) и Филофеем Сиатинским, чьи образы запечатлены в маленькой церкви на территории монастыря. В 1545 году константинопольский патриарх Иеремия I провозгласил монастырь ставропигальным и вывел его из-под юрисдикции епархии Стаги. Долгие годы монастырю щедро благотворили правящие дома Румынии. Во время турецкого владычества обитель вела просветительскую деятельность; на монастырские средства была построена школа в близлежащем городе Каламбака.

В 1798 году была сооружена церковь святого Харлампия — кафоликон монастыря. Церковь большей частью не расписана, иконостас выполнен в технике резьбы по дереву и украшен позолоченным крестом.

В конце XIX века в обители проживал 31 монах, но к 1960 году монастырь почти опустел и в 1961 году был преобразован в женский, и сегодня процветает.

Монастырская трапезная, построенная в 1857 году, используется для экспозиции монастырских реликвий, к наиболее ценным из которых относятся: дискос с потиром (1631 год); множество переносных икон XVII—XVIII веков; рукопись Божественной литургии 1404 года, написанная одним из основателей монастыря.

Монастырь ведёт большую просветительскую работу в области возрождения византийской музыки, проводит обучение в области иконографии.

Монастырь Святого Николая Анапавсаса

Основная статья: Монастырь Святого Николая Анапавсаса

Монастырь Святого Николая Анапавсаса

Монастырь святого Николая Анапавсаса (греч. του Αγίου Νικολάου Αναπαυσά), называемый также Радостным (греч. Άσμενος). Время основания монастыря точно неизвестно, предположительно, первые монахи появились на этой скале в XII—XIII веках. Основание монастыря приписывается монаху Никанору, имевшему фамилию Анапавсас (Αναπαυσάς), которая и вошла в название монастыря. Впрочем, не исключено, что эпитет Αναπαυσάς (успокоитель) связан с самим монастырём как местом, дающим душевный и физический покой монахам и гостям монастыря. Первые письменное упоминание о монастыре относится к 1392 году.

Небольшая площадь скалы, на которой расположен монастырь, вынудила монахов разместить храмы, кельи и подсобные постройки на нескольких уровнях, что создаёт впечатление лабиринта.

У входа в монастырь, в ущелье скалы, находится небольшая церковь святого Симеона.

На первом уровне расположена маленькая церковь, посвящённая святому Антонию. Её алтарь имеет площадь всего 4 квадратных метра и может вместить только одного священнослужителя.

На втором уровне расположен собор святого Николая — кафоликон монастыря. Собор построен в форме прямоугольника без окон и увенчан низким куполом, при этом притвор собора столь просторный, что создаётся впечатление, что изначально он был построен как монастырский двор. Алтарь вынужденно обращён на север. Стены собора украшены фресками Феофана Стрелидзаса, выдающегося иконописца критской школы. Собор святого Николая был построен около 1527 года на средства митрополита города Ларисы Дионисия и иеромонаха и экзарха Стаги Никанора, о чём свидетельствует надпись, находящаяся над входом в собор.

Фреска с изображением Богородицы в монастыре Святой Троицы

На третьем уровне находятся кельи, старая трапезная, используемая как приемная для почетных посетителей, маленькая церковь святого Иоанна Предтечи и склеп с черепами монахов.

В начале XX века монастырь Святого Николая опустел, его здания постепенно приходили в упадок, а хранившиеся в нём ценные рукописи были перенесены в монастырь Святой Троицы; в 1960-х годах силами министерства археологии Греции монастырь был восстановлен и в настоящее время действует.

Примечания

  1. Метеора: вершины истории. Каталог познавательных статей.
  2. На высотах тверди и духа
  3. 1 2 3 4 Метеоры: святые скалы и их история. Каламбака, 2004 г.
  4. 1 2 Метеора: между небом и землёй
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 Метеоры. Греческий православный паломнический центр «Солунь». Проверено 11 сентября 2013. Архивировано 14 сентября 2013 года.
  6. В скобках указаны даты основания тех монастырей, про которые эти данные сохранились
  7. Проватаки, 1989, с. 2.
  8. 1 2 3 4 Проватаки, 1989, с. 14.
  9. Преподобный Иоасаф Метеорит (недоступная ссылка). Проверено 13 декабря 2007. Архивировано 26 сентября 2007 года.
  10. The Holy Monastery of Great Meteoron
  11. Описание монастырских сокровищ здесь и далее приводится по: Феоктени Метеоры: история, искусство, облик монахов Афины, 1980 г.
  12. «Три Святителя» («Три Иерарха») — праздник в честь Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, отмечается Православной церковью 12 февраля (30 января по старому стилю)
  13. 1 2 The Holy Monastery of Varlaam
  14. Проватаки, 1989, с. 19.
  15. The Holy Monastery of Rousanou
  16. Meteora, Connecting with Heaven
  17. Saint Nicholas Anapafsas Monastery
  18. The Monastery of Saint Nikolaos Anapafsas
  19. Проватаки, 1989, с. 21.

> Литература

  • Проватаки Ф. Метеора. — Каламбака: Михалчс Тумбис, 1989.
  • Sofianos D.Z. «Metéora». — Holy Monastery of Great Meteoro, 1991.