Монастырь филофей на афоне

Филофей

Филофей — русский религиозный писатель, публицист начала XVI века; монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к великому князю Василию III Ивановичу, царю Ивану IV Васильевичу, дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину — руководителю администрации в Пскове после его присоединения к Русскому государству (1510), и др. В письмах к Василию III защищал принципы иосифлян? отстаивал теорию «Москва — третий Рим», по которой Москва являлась всемирным политическим и церковным центром после падения Византии. Само падение Рима и Константинополя (первого и второго Рима) он связывал с их изменой «истинному христианству». Московские государи, согласно этой теории, являются прямыми потомками и продолжателями дела римских императоров. Сторонник иосифлян. В его посланиях нашла наиболее последовательное отражение идея преемственности ведущей роли Москвы, Российского гос-ва в православ. христ. мире после утраты её Константинополем. Филофей был сторонником присоединения Пскова к Москве.

Филофей (ок. 1465 — ок. 1542) — старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря, церковный публицист. Автор послания великому князю Василию III «Об исправлении крестного знамения и о содомском блуде» (ок. 1514 — 1521) (существует в двух редакциях), в котором впервые именует московского князя царем и формулирует идею о Москве — третьем Риме, преемственности власти московского великого князя и византийского императора. Филофею принадлежат три послания к псковскому дьяку Мисюрю Мунехину: по случаю морового поветрия во Пскове, о покорении разума откровению, против звездочетцев и латинян, написанные между 1521 и 1528 годами, в которых Филофей утверждает идею ограниченности человеческого знания: человеку недоступно познание многих предметов ближайшего наблюдения и поэтому в познании предметов высшего ведения, особенно путей Божественного промысла, нужно покорять свой разум в послушание Слову Божию, которое открыло нам столько, сколько для нас доступно и необходимо. Во 2-м и 3-м посланиях Мунехину Филофей подчеркивает свое отчуждение от эллинской философии: «Аз сельской человек, учился буквам, а еллинских борзостей не текох, а риторских астроном не читах, ни с мудрыми философы в беседе не бывал, учюся книгам благодатного Закона, аще бы мощно моя грешная душа очистити от грех». В центре критики латинян, католической веры стоит вопрос об опресноках — пресном хлебе, используемом католиками для причастия. Филофей критикует также астрологические идеи «звездочетцев», проникавшие на Русь с распространением «Шестокрыла» — еврейской астрологической книги — через посредство ереси жидовствующих и врача Василия III Николая из Любека (Булева) (ср. с критикой Максима Грека в его сочинения «О колесе фортуны», «Слово на Николая немчина, прелестника и звездочетца»). Филофей принадлежит послание будущему царю Ивану IV Грозному, послание в царствующий град и ряд др. посланий.

А. П. Козырев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 733.

Филофей (XVI в.), старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря, мыслитель, писатель, один из создателей государственной идеологии русской монархии. Автор посланий к вел. кн. Василию III, царю Ивану IV, дьяку М.Г. Мисюрю-Мунехину.

Послание по случаю морового поветрия и на “звездочетцев” пронизывает убежденность в Божественном Промысле, в гармонической предопределенности всего сущего, которую следует не осуждать, не подвергать испытующему сомнению, а принимать с терпением и восхищением.

Главное в сочинении Филофея — последовательное изложение православно-монархического учения “Москва — Третий Рим”. В нем обосновывались идеи преемственности ведущей роли Москвы, Русского государства в христианском мире после утраты ее Константинополем. “Первый Рим, — писал Филофей, — пал от нечестия, второй (Константинополь) — от засилия агарянского (мусульманского), Третий Рим — Москва, а четвертому — не бывать”.

Русский народ принял миссию Третьего Рима не по принципу национализма, а исключительно в силу уверенности в своем Православии, в святости Руси. Все происходящее в жизни людей и народов определяется и совершается Всевышнею и Всесильною Десницею Божиею; Мощию и Промышлением Божиим возводятся на престолы цари и достигают своего величия; во всемогуществе Бога и его Промысле — источник правды на земле. Действием Промысла Божия, согласно пророческим книгам, пал старый Рим вследствие уклонения в ересь Аполлинария и служения на опресноках; за ним пал и новый Рим, т.е. Константинополь, вследствие измены Православию на VIII Соборе и принятия латинства. Поэтому София Цареградская была попрана и сделалась достоянием внуков Агари. Остается невредимою только славная соборная церковь Успения Божией Матери всей новой и великой Руси — Третьего Рима. Эта общерусская святыня сияет своим благочестием во всей вселенной ярче солнца. Третий Рим есть последний в историческом бытии человечества. Четвертому Риму не бывать. Так в последовательном ходе исторической жизни народов все православные христианские царства пали и слились в одно царство русское, вследствие чего русский царь является единственным христианским царем во всем поднебесье. Царство русское есть последнее мировое царство, за которым наступит вечное царство Христа.

О.П.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Послания старца Филофея // Сб.: Памятники литературы Древней Руси. Конец XV — первая половина XVI века М., 1984. Вып. 6,

Литература:

Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901;

Синицына И. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV- XVI вв.). М., 1998.

Монастырь Филофей

Монастырь Филофей занимает в святогорской иерархии двенадцатое место. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Монастырь Филофей стоит среди каштановых деревьев на плато северо-восточной стороны полуострова, около развалин древнего храма Асклепия.

Монастырь Филофей – один из старейших на Святой Горе. Его летопись повествует, что в 973 году «на месте, где теперь стоит соборный храм, существовало прежде идольское капище». Недалеко, на границе филофеевских, лаврских и иверских владений, находился древнегреческий город Клеонэ. К тому же, здесь находилась епископская резиденция, построенная в 323 – 327 годах святым Константином.

Монастырь был основан современником и ближайшим сподвижником преподобного Афанасия Афонского – преподобным Филофеем, жившим здесь вместе с двумя другими монахами, Арсением и Дионисием.

Впервые название этого монастыря упоминается в меморандуме прота Никифора от 1015 года. Кроме этого, до нас дошло еще одно письменное свидетельство существования Филофея в XI веке – письмо игумена Филофея Георгия, написанное в 1016 году в поддержку стремления преподобного Павла Ксиропотамского сохранить Святую Гору в качестве прибежища для отшельников – аскетов и пустынножителей.

К XII веку Филофей разрастается и становится одним из наиболее известных афонских монастырей. Император Андроник II Палеолог после знакомства с игуменом обители Макарием назначает его духовником дворца. Он оказывает монастырю большую помощь и жертвует ряд земель за пределами Святой Горы. В XIV веке в Филофее подвизалось много сербских и болгарских иноков. В этот период обитель получала поддержку у византийских, сербских и грузинских правителей.

В начале XVI столетия игумен Дионисий расширил монастырь, превратив его из особножительного в общежительный и ввел в качестве богослужебного языка греческий. Это шло вразрез с желанием насельников – болгар по национальности и убежденных славянофилов, и они вынудили его покинуть Святую Гору. Он сначала поселился в Вери, а потом перебрался на гору Олимп, где основал монастырь, до сих пор называемый его именем. Впоследствии он был причислен к лику святых и теперь известен нам как преподобный Дионисий Олимпийский.

В середине XVII века российский государь Алексей Михайлович дал разрешение монахам обители Филофей каждые семь лет собирать милостыню на территории России.

Молдовалахский господарь Григорий Гика был также одним из наиболее известных благотворителей монастыря.

Разрушительный пожар 1871 года оставил невредимым новый собор, построенный в 1746 году на основании старой церкви, но вызвал столь большие экономические проблемы, что в 1900 году Священный Кинот взял монастырь под свою опеку.

В 1973 году монастырь Филофей перешел к общежительному уставу.

Соборный храм монастыря Филофей посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1746 году на месте существовавшего здесь ранее храма X века. В 1752 году он был расписан мастерами Константином и Афанасием. Фрески литийного притвора относятся к более позднему периоду (1765 год).

В соборе сохранен иконостас из первоначального храма, его отличительная особенность – непривычно большие иконы двунадесятых праздников XVI века.

В Филофее много параклисов: пяти мучеников (Авксентия, Евстратия, Мардария, Евгения и Ореста), Архангелов, Иоанна Предтечи, святой Марины, святителя Иоанна Златоуста, святителя Николая, Всех Святых.

Кроме того, монастырю Филофей принадлежит девять небольших храмов и часовен и тринадцать келий, одна из которых, в Карее, посвящена святому Косме Этолийскому.

Одна из главных святынь обители Филофей – чудотворная икона Божией Матери «Гликофилуса» (Сладкое лобзание), на которой изображена Богородица, целующая Божественного Младенца. Предание приписывает написание этой иконы апостолу Луке. Икона написана с двух сторон. На передней стороне изображена Богородица, а на обратной стороне изображено Распятие.

Во времена иконоборчества благочестивая жительница Константинополя, Виктория, с опасностью для жизни чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше пустить ее в море – и пустила. Так образ прибыл на Святую Гору. На месте, где была найдена икона, истекла святая вода. В память этого чуда каждый год в Понедельник Светлой Седмицы совершаются крестный ход и водосвятный молебен.

В 1801 году один сребролюбивый паломник похитил привешенные к образу златницы. Совершив святотатство, он сел на корабль, отправлявшийся от Иверской пристани. Но судно, отплыв немного от берега, стало на месте, несмотря на попутный ветер. Между тем, когда в Филофее узнали о пропаже, послали во все стороны людей, чтобы догнать вора. Один из них подплыл на лодке к кораблю, стоявшему недалеко от Иверской пристани. Тем временем, преступник, вразумленный чудесной остановкой корабля, сам раскаялся в святотатстве и поспешил добровольно возвратить златницы, после чего корабль свободно продолжил плаванье.

По молитвам у иконы Богородицы свершилось множество чудес. Одно из них произошло в годы немецкой оккупации.

Запасы пшеницы в монастыре были на исходе, и монахи решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец, отец

Савва, узнав об этом, опечалился и начал упрашивать совет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа, и монастырь лишится благословения. Он привел множество примеров из Священного Писания, в том числе историю вдовицы из Сарепты Сидонской и пророка Илии, и его послушались. Однако по прошествии какого-то времени старца стали донимать укорами, говоря:

– Мука закончилась. Что теперь будет?

Старец им отвечал:

– Отцы мои, то немногое, что еще осталось, доедим вместе с народом, а Божия Матерь нас не оставит.

В кладовых монастыря оставалось лишь двадцать пять окад пшеницы и больше ничего, и монахи начали довольно язвительно выговаривать отцу Савве:

– Отец Савва, пшеница закончилась, что теперь будет?

Но исполненный веры старец на это отвечал:

– Не теряйте надежды на Гликофилусу. Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благий Отец, позаботится о всех нас.

Когда у них закончился последний хлеб, то не успели они даже проголодаться, как к пристани монастыря причалил корабль, шедший из Кавалы, и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова. Монахи, видя Промысл Божией Матери, прославили Бога.

Икона Божией Матери «Сладкое лобзание» находится в левом киоте соборного храма.

Еще одна чудотворная икона – «Герондисса» (Старица). Она чудесным образом прибыла в Филофей из греческой провинции Македония.

Также в монастыре Филофей хранятся часть Животворящего Креста Господня, один из гвоздей, которым Он был пригвожден к кресту, частицы мощей: святителя Иоанна Златоуста, великомученика Пантелеимона, священномученика Харалампия, великомученицы Марины, святого Исидора Хиосского, святого Мардария, мученицы Параскевы, святого Луки Элладского, преподобного Космы Этолийского, великомученика Димитрия Солунского и миро из его гроба.

Библиотека содержит 250 рукописей, два литургических свитка и около 2500 книг (500 из которых – на русском и на румынском).

В обители подвизалось много подвижников. В лике святых прославлены игумены монастыря Филофей: Феодосий (1410), Симеон и Дионисий Олимпийский (XVI), священномученик Дамиан (1568) и его сподвижник, преподобный Дометий. В Филофее принял постриг великий святой нового времени – равноапостольный Косма Этолийский. С Филофеем связаны имена известных современных подвижников: Иосифа Исихаста и его ученика, старца Ефрема. Последний основал более десяти православных обителей в США и Канаде.

В настоящее время обитель насчитывает приблизительно 60 монахов. Обитель – один из самых уютных и ухоженных монастырей на Святой Горе. В ней можно встретить монахов разных национальностей, буквально со всего света.

Отцы Филофея духовно окормляют три женских монастыря: Архангелов на острове Фасос, Одигитрии в Пилио и Иоанна Предтечи в городе Серрес.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Святыни

В монастыре есть две чудотворные иконы. Первая — икона Пресвятой Богородицы «Сладкое лобзание». Стиль письма этой иконы не похож ни на одну из известных школ иконописи. Икона двусторонняя. На ней изображена Пресвятая Богородица, целующая Богомладенца. На обратной стороне — распятие Господа нашего Иисуса Христа: Господь на Кресте, а рядом предстоят Матерь Божия и апостол Иоанн Богослов. Из документов монастыря известно, что в 829—840 икона находилась в Константинополе в семье патриция Симеона и его жены Виктории. С началом периода иконоборчества Симеон, опасаясь гнева царя, убедил Викторию избавиться от иконы. Виктория после молитвы принесла икону на берег моря и положила её на воду. Произошло чудо — икона встала на поверхность моря и начала удаляться. В XI веке на праздник Пасхи игумену монастыря Филофей было явление Пресвятой Богородицы, в котором она указала, где найти её икону. Братия монастыря во главе с игуменом спустилась к берегу моря и увидела стоящий на воде образ Владычицы Небесной. Монахи взяли икону и поставили на землю. На этом месте забил источник, который течёт и по сей день. От иконы «Сладкое целование» происходило и происходит много чудес. В Греции она очень известна, её списки есть почти во всех храмах. По молитвам к ней больные исцеляются, бесплодные рожают детей, духовно ищущие находят утешение и мир.

Другая чудотворная икона Пресвятой Богородицы — «Милостивая». Она пришла в монастырь в 14 веке с подворья монастыря, находящегося рядом с городом Серос. Братья ночью пришли в храм на богослужение и увидели икону, висящую на стене. Икону узнали и унесли обратно, но она снова вернулась. Так повторялось несколько раз. С тех пор икона висит на том месте, которое она себе определила.

Монастырь имеет множество святынь. Из наиболее известных: частица Креста Господня (подаренная сербским царем Стефаном Душаном); нетленная благословляющая десница Иоанна Златоуста (подарок греческого царя Андроника); стопа Пантелеимона целителя (подарок последнего византийского царя Константина Палеолога); нетленное бедро святой великомученицы Марины.

В монастыре подвизались 7 прославленных святых: основатель монастыря святой Филофей; святые Дометий и его ученик Домиан; святой Феодосий; святой Симеон «босой»; святой равноапостольный Косма Этолийский; святой Дионисий Олимпийский.