Монастырь Марии магдалины

Церковь св. Марии Магдалины

Православная церковь св. Марии Магдалины (полное название «Гефсиманская женская община с храмом св. Марии Магдалины») расположена в Гефсимании на нижнем склоне Елеонской горы.

Однопрестольная Церковь была построена в 1885 г. по распоряжению императора Александра III в память о его матери — императрице Марии Александровны, небесной покровительницей которой была равноапостольная Мария Магдалина.

Русский участок в Гефсимании, часть древнего Гефсиманского сада, был приобретен в 1882 г. по инициативе начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным).

Великое освящение храма состоялось в 1888 г., во время празднования 900-летия Крещения Руси.

Участниками этого события были великие князя Сергей Александрович и Павел Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна. Именно здесь, в Святой земле, она приняла решение перейти в православие.

Церковь св. Марии Магдалины расположена в красивом месте среди деревьев у подножья Елеонской горы, соприкасаясь с местом «моления о чаше», вблизи от храма Успения Богородицы, напротив Золотых ворот на противоположной стороне Иосафатовой долины.

Через эти врата, как известно, Иисус Христос въехал в Иерусалим на ослице.

Автор проекта — архитектор Д. И. Гримм (1823 — 1898), руководил строительством архимандрит Антонин.

Архитектура церкви св. Марии Магдалины выдержана в новорусском (московском) стиле с шатровой колокольней, семью традиционными луковками куполов, маковками и кокошниками из бело-серого иерусалимского камня.

Церковный пол выложен цветными мраморными плитами.

Иконостас храма сделан из белого мрамора и украшен орнаментом из темной бронзы.

Иконы и росписи на стенах и куполах церкви Св. Марии Магдалины принадлежат кисти известных российских живописцев Василия Верещагина, Сергея Иванова, А. Корзухина, А. Соколова, Е. Сорокина.

Русская Церковь Св. Марии Магдалины на Елеонской горе

Церковь Святой Марии Магдалины (Гефсимания)

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Святой Марии Магдалины.

Православная церковь

Церковь Святой Марии Магдалины


Церковь Марии Магдалины, вид с Храмовой горы

31°46′44″ с. ш. 35°14′27″ в. д.HGЯOL

Страна

Израиль Израиль

Город

Иерусалим, Гефсимания

Конфессия

православие

Епархия

Русская духовная миссия в Иерусалиме РПЦЗ

Тип здания

Церковь

Архитектурный стиль

неорусский

Архитектор

Давид Гримм

Первое упоминание

1881 год

Дата основания

Строительство

1885—1888 годы

Реликвии и святыни

мощи святых преподобномучениц Елизаветы и Варвары

Статус

действующий храм

Состояние

отличное

Сайт

jerusalem-mission.org/co…

Церковь Святой Марии Магдалины на Викискладе

Церковь Святой Марии Магдали́ны в Гефсима́нии — русская православная церковь в Восточном Иерусалиме. Расположена в Гефсимании, недалеко от гробницы Богородицы, на склоне Елеонской горы. Построена Императорским православным палестинским обществом на средства императорской семьи, в память об императрице Марии Александровне. Освящена в 1888 году в честь святой Марии Магдалины. С 1921 года в церкви хранятся мощи святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары.

Храм относится к РПЦЗ, является главной церковью женского Гефсиманского монастыря Вифанской общины Воскресения Христова.

История

Строительство храма в память императрицы Марии Александровны было предложено начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Он же предложил участок для возведения церкви на склоне Елеонской горы. К осени 1882 года земля была куплена. Архитектор Давид Гримм составил проект, и церковь была заложена 21 января 1885 года. Вело строительный проект Императорское православное палестинское общество под наблюдением и руководством архимандрита Антонина. Сами работы по строительству храма вели иерусалимские архитекторы Конрад Шик, а затем Георгий Франгия. На сооружение храма царь Александр III внёс 100 тысяч рублей, его четверо братьев — по 15 тысяч; великая княжна Мария Александровна — 5 тысяч рублей. Патриарх Иерусалимский освятил храм 1/13 октября 1888 года в присутствии великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича и великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

В январе 1921 года в церкви были погребены доставленные из России через Китай тела мученически погибших великой княгини Елизаветы Фёдоровны и её келейницы Варвары. Погребение совершал патриарх Иерусалимский Дамиан.

В 1934 году по благословению митрополита Анастасия перешедшая в православие шотландка Мария (Робинсон) основала здесь женскую православную общину во имя Воскресения Христова, став его настоятельницей. Поселилась она с частью сестёр своих в русской части Гефсиманского сада у церкви святой Марии Магдалины, где удалось установить ежедневное богослужение и наладить монашескую жизнь.

При общине была организована школа для православных детей арабов, существующая и в настоящее время.

В 1988 году, по случаю столетия освящения церкви Святой Марии Магдалины, Гефсиманская община была возведена в ранг монастыря.

«Мария Магдалина перед римским императором Тиверием», художник Сергей Иванов

Монастырь св. Марии Магдалины в Иерусалиме

Святыни Русской Гефсимании
Над главным входом в церковь – мозаика, изображающая св. Марию Магдалину, работы Сальвиотти по рисунку проф. Васильева.

«Гефсиманская Одигитрия»

В 1939 г. игумения обители мать Мария получила письмо от митрополита Ливанского Илии с просьбой приехать к нему в Бейрут. И она поехала. При встрече он передал ей икону Божией Матери «Одигитрия» со словами: «Я должен передать Вам этот образ». К иконе прилагалось письма с историей этого образа. Событие это произошло на 5-й неделе Великого Поста. Икону поместили в Гефсиманской церкви св. Марии Магдалины, и первый духовник обители о. Серафим отслужил перед ней молебен. Батюшка был болен раком, ожидая кончины со дня на день. Когда же после молебна он помолился еще о даровании ему милости Божией дожить до светлого праздника Пасхи, то внезапно почувствовал исцеление. С того дня он прожил еще 11 лет. Это было первое чудо, явленное по молитве перед этой иконой в Русской Гефсимании. За ним последовали другие: темная, почти черная икона вскоре самообновилась, стала мироточить, и притекающие к ней с верой и молитвой получали исцеления. Еженедельно перед ней читались акафисты. И вот однажды во время чтения акафиста в храме неожиданно появился митрополит Илия. Увидев обновившийся образ и перед ним коленопреклоненных монахинь, он сказал: «Теперь я понимаю, почему должен был отдать Ее и почему Она захотела быть здесь». И поведал следующее: однажды в сонном видении явились к нему вмч. Варвара и Екатерина со словами, что Богоматерь желает, чтобы Ее икона была отдана игумении Марии, на что Владыка никак не отреагировал. Великомученицы явились ему во сне вторично, после чего он решил отдать другой образ Одигитрии, но тоже древний – очень уж не хотелось ему расставаться с любимой иконой. Но когда великомученицы явились в третий раз, сказав, что Богородица гневается на него за неисполнение Ее воли, Владыка стал узнавать, кто же такая игумения Мария, и отыскав, написал ей письмо. Праздник иконы Гефсиманской Одигитрии отмечается 10 августа н.ст., и по традиции святой образ с крестным ходом обносят по всей территории монастыря.

История иконы «Игоревская»

В 1951 г. в Гефсиманскую обитель приехала вдова губернатора г. Киева, ставшая впоследствии монахиней. После революции, эмигрировав, она вывезла с собой старинную икону Божией Матери «Игоревская», которую и передала на хранение в обитель. Гефсиманские сестры полюбили икону, часто молились перед ней, пели ей акафисты и сделали замечательный резной деревянный киот. Предположительно, икона являлась списком с древней чудотворной иконы, которую киевский князь Игорь брал с собой в военные походы, отчего она и получила свое название.

В 1974 г. Гефсиманский храм был ограблен. Похищено много старинных икон, в т.ч. Игоревская. Сестры горевали и молились о возвращении святого образа. Молятся и до сегодняшнего дня. Сейчас на месте той иконы находится ее список, тоже очень благолепный, написанный гефсиманской монахиней, по памяти и по единственной черно-белой фотографии. Этот список сестры тоже почитают как чудотворный.

В храме много икон с частицами мощей святых угодников.
На Страстной неделе 2008 г. в дар Гефсиманской обители был передан ковчежец с частицами мощей преподобных Иова и Амфилохия Почаевских.
Совершенно незапланированно, даже не подозревая об этом событии, мне довелось оказаться в монастыре как раз в момент принесения святыни.
На фото — молебен.
Часть Гефсиманского сада на монастырской территории.
Русское владение у подножия западного склона Елеонской горы оказалось богатым историческими памятниками. Первым обратил на это внимание архим. Антонин (Капустин), стараниями которого были расчищены раннехристианские гробницы в непосредственной близости от храма св. Марии Магдалины. Им же было обнаружено несколько больших пещер, вырубленных в скальных породах горы, где, предположительно, мог молиться Господь со Своими учениками. Заметки об археологических открытиях архим. Антонина печатались в Сообщениях Императорского Православного Общества за 1891 г.

«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41)

Есть здесь и пещерная часовня. До 1987 г. она была просто большой пещерой – склад-хранилище и бомбоубежище на случай войны. А в 1987 г. начальник Миссии архим. Алексий привел ее в порядок, устроив в ней часовню. Каждый вечер в теплое время года сестры собираются в пещеру на вечернюю молитву. На Страстную неделю в пещере много и часто молятся. В ночь с Великого Четверга на Великую Пятницу, после чтения 12 Евангелий, из храма в пещеру совершается крестный ход при большом стечении молящихся. После этого крестный ход с хоругвями и свечами из Гефсимании следует по Крестному пути до Судных врат, с остановками на местах, по преданию отмеченных крестными страданиями Спасителя. На некоторых из них читается Евангелие.

Из воспоминаний инокини Елены, 1997 г.

Была я как-то на воротах, когда пришла одна гречанка-паломница и спрашивает: «Нет ли у вас тут пещеры? Мне было во сне видение: пещера, а в ней молящийся Иисус Христос. Значит, как я понимаю, пещера должна быть в Гефсимании. Внизу ничего похожего нет, но, может быть, у вас ?» Показали ей нашу пещерку, и она признала в ней ту, что видела во сне. Сначала переполошилась, потом успокоилась и долго сидела в ней. И часто к нам приходила, пока не уехала. А сколько случаев было, что бесноватые в ней кричали и рычали! А один паломник из Киева взял с собой камешек, что на полу нашел, а через месяц позвонил, чтобы сообщить, что тот обильно мироточит. Такие чудеса!
Надпись на камне на английском: Watch ye & pray lest ye enter into temptation (Мк. 14:38)
Надпись на церковнославянском: Бдите и молитесь да не внидете в напасть (Мк. 14, 38)

Камень «Пояс Божией Матери»

После вознесения Господня Пресвятая Богородица часто посещала св. Елеонскую гору, где любила молиться. Однажды во время молитвы Ей явился св. Архангел Гавриил и возвестил радостную весть о том, что через три дня Она будет взята на небо. Пресвятая Дева просила исполнить, чтобы все апостолы, которые к тому времени разошлись в разные концы земли с Евангельской проповедью, собрались на Ее погребение, чтобы Сам Господь Иисус Христос пришел и принял Ее душу, и чтобы Ее погребли в Гефсимании около могилы родителей св. Иоакима и Анны.

Как о том поется в светильне праздника Успения: «Апостолы от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманской веси погребите тело Мое, и Ты Сыне Боже Мой прими дух Мой».

Пресвятая Богородица жила в доме св. Иоанна Богослова на Сионе (на месте Ее успения ныне католический храм), а место погребения в Гефсимании находится неподалеку, у подножия Елеонской горы и вблизи Гефсиманского сада.

Святые Апостолы были восхищены силой Божией и предстали пред одром Богородицы. Увидев Пресвятую Деву, они поняли, что Господь собрал их проститься с Нею. Матерь Божия мирно уснула, преподав всем ученикам благословение. Лишь один апостол Промыслом Божиим не был на погребении – св. Фома. Он прибыл из Индии на третий день после Успения и очень скорбел, что не попрощался с Пресвятой Богородицей. И просил, чтобы ему открыли гефсиманскую гробницу. И вот, когда отвалили камень, то увидели, что гробница пуста, так же как опустел Гроб Господень в пасхальную ночь. Апостолы недоумевали. Поднимаясь на Елеонскую гору и проходя через Гефсиманский сад, они увидели на воздухе Пресвятую Деву в небесной славе. Она явилась апостолам, чтобы рассеять их сомнение и утешить скорбящего Фому. Господь прославил Матерь Свою и взял Ее на небо с телом. Пообещав всегда быть с апостолами, Царица Небесная оставила в дар и благословение Свой пояс, который упал из Ее рук на широкий камень.

Позднее святой пояс оказался на Афоне, где пребывает и поныне в Ватопедском монастыре. От него бывает много чудес. А сестры и паломники чтят это святое место, на котором явилась Пресвятая Богородица. В праздник Ее Успения после чина Панагии совершается крестный ход от храма к камню с пением тропаря: «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».
Камень «Пояс Божией Матери» и древняя библейская лестница с часовней

«Древняя библейская лестница»

Дорога, по которой Господь Иисус Христос из Вифании восходил в Иерусалим, неминуемо проходила через Елеонскую гору. Кратчайшим путем сюда вела лестница библейских времен, служившая для религиозных процессий в ветхо- и новозаветный период. В 1931 г. русским историком-археологом Г. Лукьяновым были расчищены последние оставшиеся ступени этой лестницы, на отрезке между Елеонской горой и Золотыми воротами (семь ступеней он расчистил в Русской Гефсимании и восемь – на противоположном склоне Кедронской долины). По этой лестнице и свершился вход Господень в Иерусалим. В память евангельского события, которым освящены эти ступени, в 1987 г. начальником Русской Миссии на них была построена маленькая открытая часовня.

Ежегодно к Вербному Воскресенью сестры украшают часовню пальмовыми ветвями и цветами, а в сам праздник Входа Господня в Иерусалим служат на ступенях малую вечерню и с праздничной иконой крестным ходом идут в храм.

Сестры очень чтут это святое место, там стоит лампада, на ступенях всегда цветы.