Монастыри Ивановской области

Село Введенье Шуйского района Ивановской области

На фото: комплекс Введенской и Владимирской церквей села Введенье.

Село Введенье (а точнее — Введеньё, и такое название, чем дальше на север вы будете удаляться от Москвы, тем меньше будет вас удивлять, а там, глядишь, и Успенье встретите) — старинное торговое село. И как тут не вспомнить Некрасова с его «Кузьминское богатое, а пуще того — грязное торговое село…» (за сомнительную честь быть прототипом Кузьминского, кстати, по сей день спорят несколько сел соседней с Ивановской Ярославской области). Ну, как бы ни было.

Поселение здесь возникло в конце XIV века. Собственно, в историческом контексте уместно говорить о двух селах, раскинувшихся по берегам Молохты. Села эти — Пупки (левый берег) и собственно Введенье (раньше — Введенское) — составляли некогда вотчину князей Горбатых-Суздальских. И, кстати, именно «в казенном селе Пупках», согласно «Владимирскому сборнику» (1857) К. Тихонравова, проходила та самая «знатнейшая» Никольская ярмарка, о коей тот же Тихонравов говорит, что в 1854 году на нее «было привезено товаров и приведено лошадей на 389280 рублей серебром, и продано на 116517 рублей серебром».

Историческая «раздвоенность» села Введенья подчеркнута наличием в нем двух храмовых комплексов, которые и составляют главный интерес села — помимо, конечно, Николо-Шартомского монастыря. К сожалению, храмы не действуют, хотя и являются монастырскими подворьями. Но на восстановление их после разрухи XX столетия уйдет еще немало сил и времени.

Две церкви на окраине села — Введения во храм Пресвятой Богородицы (холодный, 1807 года постройки) и Владимирской иконы Божией Матери (теплый, построен в 1845 году) — отмечают место некогда стоявшего здесь женского монастыря, основанного в незнаемую пору, затем в первой половине XVIII века существовавшего в качестве приписного к Николо-Шартомской обители, а с учреждением в 1764 году штатов — упраздненного и обращенного в приход. То есть нынешние каменные храмы, а равно шатровая колокольня при них, выстроены уже усердием прихожан.

Пятый выпуск «Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии» (1898) сообщает о Введенско-Владимирском приходе, что в нем «дворов… 268, душ мужескаго пола 1074 и женскаго пола 1201 душа; в том числе раскольников: мужескаго пола 7 душ и женскаго пола 11 душ… Причта при церкви положено: священник, диакон и псаломщик (весьма солидно, надо сказать. — Прим. ред.)… Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле». Что касается доходов, то их набегало вместе с процентами с церковного капитала, с хлебным сбором и т. п. до 925 рублей. Увы, сейчас подобное чтение — о двух тысячах прихожан и собственных домах причта — лишь растравляет раны.

О другом комплексе — церквей Вознесения Господня и Иоанна Богослова, — относившемся к селу Пупки, «Историко-статистическое описание» рассказывает, что прежде на сем месте находилась деревянная Параскевинская церковь, в 1699 году «волею Божию со всем церковным строением с иконами и утварью» сгоревшая без остатка. Деревянную церковь восстановили с тем же посвящением, а в начале XIX столетия совершилась постройка каменного Вознесенского храма (Пятницкий престол был сделан в нем придельным). В 1843 году прихожане выстроили теплую Иоанно-Богословскую церковь вместо одноименной деревянной, существовавшей с XVIII века. Приход составляли 128 дворов, «душ мужескаго пола 514 и женскаго пола 556 душ». Причта по штату полагалось — священник и псаломщик. Кроме того, сообщает «Описание» и о древних иконах, бывших в Вознесенском храме, — «св. муч. Параскевы», «Скорбящей Божией Матери», «Спаса Нерукотворенного» и т. п. Где они теперь — Бог весть…