Монастыри старой ладоги

История

История посёлка связана с событиями начала XVIII века, когда Пётр I, совершая поездку по Олонецкому краю, облюбовал место для постройки верфи на территории современного города Лодейное Поле. В 1703 году строительство верфи было завершено. Для изготовления железных цепей и якорей Пётр I выписал из тогдашней немецкой слободы немцев и поселил их на берегу реки Свирь. Мастера производили добычу руды, из которой в «варницах» плавили железо для производства цепей и якорей.

До 1914 года деревня называлось Немецкое. Затем, в связи с началом Первой мировой войны, была переименована на русский манер в Никольское.

По административным данным 1933 года деревня Никольское входила в состав Подпорожского сельсовета Подпорожского района Ленинградской области.

Вплоть до 1941 года в деревне насчитывалось не более 15 домов. Во время Великой Отечественной войны деревня была полностью разрушена, и только в начале 1945 года здесь вновь закипела жизнь.

С 1946 года в связи со строительством Свирской судостроительной верфи началось активное развитие селения. В 1947 году были открыты школа и детский сад. С 1949 года Никольский получил статус посёлка городского типа.

В середине 80-х годов произошёл следующий толчок в развитии посёлка, который был связан со строительством Подпорожского порта.

> Демография

Численность населения

Изменение численности населения за период с 1959 по 2010 год:

Женский Успенский монастырь

Севернее Каменной крепости, на левом берегу Волхова, раскинулся женский Успенский монастырь. Его обнесенная кирпичной оградой территория включает десяток каменных и деревянных строений. Отметим Крестовоздвиженскую церковь, построенную вместе с больничным корпусом около 1862 г. известным архитектором А.М. Горностаевым в старорусском стиле. Предполагают, что на месте этого храма, на мысу, образованном протекавшим здесь ручьем Грубица (ныне засыпан) и Волховом, существовало древнее поселение -возможно, один из центров Ладоги, а затем был устроен монастырь Симеона Богоприимца.

В период Смутного времени не обошла беда и Успенский монастырь. В царской грамоте 1621 г. новгородскому воеводе князю Мезецкому сообщается, что «в прошлом 125 (1617) году, как нам немецкие люди Великий Новгород с пригороды отдали (по Столбовскому миру -А.К.) а они-де (монастырские сестры — А.К.) от немецкого разоренья скиталися меж двор и кормилися христовым именем, и по нашему указу велели им в тот (Успенский — А.К.) монастырь прибегати и монастырь строити и сестер сбирати и вотчинкою владеть по прежнему. И она-де старица Акилина (настоятельница — А.К.) каменный храм покрыла и Божья милосердия образы и книги и всякое церковное и монастырское строение устроила собрав вклады и сестер, и собрала в тот монастырь 23 старицы». Для сравнения отметим, что в конце XIX в. в монастыре находилось около 200 монахинь.
В XVII в. обитель была избрана для заточения (с 1718 по 1725 г.) бывшей царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, первой жены Петра I. В монастыре был размещен военный караул, запрещался вход прихожанам, было приостановлено пострижение новых послушниц.

От внешнего мира святую обитель, ставшую тюрьмой для отвергнутой, ограждал двойной тесовый палисад.Главная достопримечательность монастыря — Успенский собор. Время его сооружения установлено недавно в ходе реставрационных работ (руководитель и автор проекта И.Л. Воинова). На одной из подпружных арок был обнаружен прорезанный по раствору геральдический знак Рюриковичей, принадлежавший, как удалось выяснить, князю Ростиславу Мстиславовичу, княжившему в Новгороде в 1154 и в 1157 гг. (в 1158 г. «на столе» в Новгороде остался его сын Святослав). В это время, то есть в 1157-1158 гг., очевидно, и строили церковь2′. Судя по тому, что знак встречен в единственном числе, и сам князь, согласно летописям, ни в Новгороде, ни в Ладоге ничего не строил, заказчиками могли быть посадник и посадские люди. Косвенно это подтверждается тем, что Успенская церковь строилась, возможно, как приходская, а не монастырская. В качестве монастырской она упоминается впервые в документе около 1500 г., и тогда рассматривалась как центр Богородицкого конца.

Успенский собор полностью сохранился. В 1958-1960 гг. он был освобожден от более поздних пристроек, при этом выявилось строгое членение его фасадов плоскими лопатками, что соответствует его кресто-во-купольной конструкции. Понятие о размерах собора дают следующие цифры: длина около 18 м, ширина — около 14 м, высота более 19 м. Вместить он мог не один десяток людей. Здание было четырехстолпным, трехнефным, одноглавым, трехапсидным; барабан увенчивался куполом со шлемовидной главой. Два из трех его входов имели притворы, а с запада в более позднее время была устроена паперть. В толще западной стены помещалась лестница на хоры. Стены собора были расписаны. Архитектурные особенности Успенской церкви роднят ее с Георгиевской и другими церквями, построенными в Ладоге в середине XII в. Георгиевский и Успенский храмы — редчайшие сохранившиеся на северо-западе России культовые сооружения XII в.

Полагают, что Успенский собор — сооружение этапное. Он был первым воплотившим в себе архитектурные особенности нового типа приходского храма. Последующие церкви, воздвигавшиеся в Ладоге, ему подражали.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите