Монастыри в белоруссии

Почтила Богородица Белорусский край

Условная карта мест явлений Божией матери и икон Ее в Беларуси

Пожалуй, самым древним образом, о почитании которого сохранились сведения, можно считать икону Божией Матери «Изяславская». Предполагается, что этот образ был древневизантийского письма и известен со времен равноапостольного князя Владимира, который подарил город Изяславль (ныне г. Заславль Минской области) своему сыну Изяславу. Хранилась икона в местной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Самым же древним из сохранившихся (в виде списка) принято считать образ Божией Матери «Купятичская». Этот образ был явлен в 1180‒1182 гг. молодой крестьянке Анне из села Купятичи. Нерукотворный образ уникален тем, что представляет собой металлическую пластину в виде креста с рельефным изображением Богородицы с Предвечным Младенцем на руках с одной стороны, а с другой — Распятие. Икона прославилась многочисленными чудотворениями, перед нею молился будущий преподобномученик Афанасий Брестский, будучи игуменом Купятичского мужского монастыря.

Все последующие столетия также отметились явлениями Божией Матери.

Богородица часто являла свои иконы простым людям. Пастухам Александру Стельмашуку и Мирону Макаруку была открыта икона Божией Матери «Леснинская». Детям — «Жировичская». Молодой крестьянке Анне — «Купятичская». Крестьянин Иван Дидько, потерявший своих волов, обрел икону Божией Матери «Васьковская», а крестьянин Лев Шапола — «Старчицкую». Старцем Парфением была открыта икона Божией Матери «Пархимовичская». Сельчанам Григорию, Анне и Раисе явилась Богородица на месте будущей Говезнянской Иоанновской церкви, а поселянин Колтун на липовом дереве обрел икону Божией Матери «Горбацевичская».

Еще с ХVII века существует предание о том, как два слепца в сопровождении поводыря шли лесной дорогой. Утомившись в пути, они прилегли отдохнуть. На рассвете слепцы услышали журчание воды. Придя на звук и умывшись водой из ручья, слепцы прозрели, а на дереве увидели икону Божией Матери. Трижды образ относили в ближайший храм и трижды он возвращался на прежнее место, которое сейчас известно как Проща…

В Ракове бытует более раннее предание, ХV века. Жил в этом местечке одинокий слепой человек. Отчаявшись в своей беде, он решил уйти прочь из селения. Долго блуждал по лесу, заблудился. И вдруг чудесным образом набрел на источник. Утолил жажду, умылся и… прозрел! А рядом с собой увидел икону Пресвятой Богородицы. Обрадованный, отнес он этот образ в Раков. Вскоре для образа был построен храм, а икона стала именоваться «Раковской».

Бывало, что Матерь Божия являлась и людям знатного происхождения. Одно из таких преданий дошло до нас из ХII века. Мстиславского князя Симеона Лугвена постигла болезнь глаз, и он ослеп. Не имея надежды на врачей, он стал просить исцеления у Божией Матери, и однажды во сне получил указание идти в пустынь — умыться водой из источника. Благочестивый князь нашел ту пустынь, источник, с молитвой омыл глаза, и к нему тотчас вернулось зрение. Когда же в благодарственной молитве он возвел глаза на небо, то увидел на липовом дереве образ Божией Матери в сиянии. В благодарность об исцелении князь приказал соорудить на этом месте часовню, а после — иноческую обитель, которая вошла в историю как «Монастырь Святой Пречистой в Пустынках», «Дом Пресвятой Богородицы», а икону Пресвятой Богородицы, прославленную здесь, именовали «Пустынская Патриаршая». Ныне монастырь возрожден, и в наше время многие исцеляются от вод того самого источника.

В преданиях сохранилось указание на множество самых разных мест, где происходило явление Божией Матери. Одни из самых распространенных связаны с тем, что на месте явления остается след Богородицы на камне, а дождевая вода, которая собирается в выемке, считается целебной. Один из таких камней-следовиков находится недалеко от Ляденского Благовещенского мужского монастыря. На камне у придорожного креста было явление иконы Божией Матери, именуемой «Подлесская». Свидетельницей явления была слепорожденная девица, которая тотчас прозрела.

Часто Богородица являлась на источнике или вблизи него. Самый известный случай, пожалуй, — явление иконы Божией Матери «Крупецкая». Как не вспомнить и то, что икона Божией Матери «Минская» была обретена на водах реки Свислочь. А икона Божией Матери «Дисненская» явилась на водах Западной Двины в ярком сиянии во время очередного пожара в местечке Дисна. После обретения иконы и крестного хода с ней по городу пожары прекратились…

Самым известным случаем явления иконы Божией Матери на горе (хотя, наверное, правильнее было бы говорить «на холме») является тот, что сохранили предания в Марьиной Горке — это чудо дало название целому городу. Похожие предания сохранились в Белыничах и Юровичах.

Чаще всего в преданиях фиксируются случаи явления Божией Матери на деревьях: липе, груше, березе, сосне, ели и других.

Липе свойственна мягкость, что сделало ее символом женственности, нежности, в противоположность «мужскому» дереву — дубу. Благодаря мягкости липа часто используется для изготовления иконных досок и является лучшим сортом древесины, произрастающей в условиях умеренного климата.

Икону Божией Матери, явленную на липе в д. Любча, так и именуют — «Подлипская». Каждый год прихожане и священник храма святого пророка Илии собираются на молебен с акафистом в часовне на месте явления иконы и совершают крестный ход на святой источник.

Икона Божией Матери, именуемая «Горбацевичская», в XVII веке была явлена местному крестьянину на липовом дереве. В 1812 году информация об иконе вместе с другими церковными документами была уничтожена отступавшими французами. В годы советских гонений, в 1949 году, икону увезли в неизвестном направлении, в 1968-м — уничтожили сам храм. В 2013 году воссоздана икона, установлена традиция 12-километрового крестного хода из Бобруйска в Горбацевичи и восстановлена старая традиция «феста» — народного гулянья в честь храмового праздника деревни.

Икона Божией Матери «Конковичская» написана на медном листе, с одной стороны которого изображена Богородица с Младенцем, а с другой — Нерукотворный образ Спасителя. Икона также была явлена на липовом дереве рядом с колодцем, вокруг чего позже был выстроен храм.

Ель и сосна — одни из наиболее часто используемых в иконописи сортов древесины. Существует легенда, что ель укрыла Богородицу во время бегства в Египет. За это ель получила награду — оставаться вечнозеленой.

Сосна. В 1981 году пожар уничтожил местечко Дудичи с храмом и хранившейся в нем почитаемой иконой Божией Матери «Дудичская». Но местное предание гласит, что через некоторое время образ был обретен на сосне в лесу, на месте, где стояла до пожара церковь.

Икона Божией Матери «Черняковская» была найдена врубленной в сосну и представляет собой уникальный образ: Божия Матерь, Святитель Николай Чудотворец и пять святителей на одной иконе! На месте обретения в 1725 году был построен Свято-Никольский храм, который чудом сохранился до наших дней. Оригинал иконы хранится в Национальном художественном музее, а в храме — список с нее и часть той сосны, с углублением для иконы…

На сосне также была явлена икона Божией Матери «Говезненская» (ныне с. Вишневец Минской области). Зафиксировано явление Божией Матери и среди трех сосен в д. Боровка Лепельского района. В 1868 году в урочище Борок была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, над целебным источником были возведены три часовни. Из окрестных деревень на Троицу и праздник святых апостолов Петра и Павла стекался народ. После революции 1917 года икона исчезла, церковь была разрушена для постройки военного городка, источник в 1970-е годы исчез… Сейчас в д. Боровка проходят богослужения в храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», снова бьет источник.

В Ганцевичском районе находится овеянное легендами урочище Избийский Бор. Одна из них повествует о том, что заблудившемуся охотнику явилась Божия Матерь и указала верный путь. На месте явления Божией Матери на сосне была обнаружена икона, а в 1865 году построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В богоборческие времена церковь была уничтожена, исчез бивший здесь источник. Но сохранилась та самая сосна, на которой произошло явление, став свидетелем постройки новой часовни и возобновления почитания верующими этого места.

Береза. Образ Божией Матери «Фальковичская» был обретен в березовой роще в местечке Фальковичи недалеко от Витебска. На месте обретения была построена церковь, и уже в ревизионных записях 1785 года он назывался древним, прославленным многочисленными чудотворениями. Французам не удалось снять с иконы драгоценную ризу: солдат, предпринявший попытку, получил смертельные увечья. А после избавления местных жителей от эпидемии в 1831 году слава об иконе распространилась и в далеких селениях.

Нетипична история обретения иконы Божией Матери «Пархимовичская». Она была обретена на березе старцем Парфением. На месте обретения он устроил хижину, где молился перед образом, ведя отшельнический образ жизни. Со временем к образу стали стекаться богомольцы. Селение, которое они образовали, назвали по имени старца Парфенковичи, потом Пархимовичи.

Также иконы Божией Матери на березе были явлены в д. Гавеньково Верхнедвинского района и д. Носилово Молодечненского района.

Такие иконы Божией Матери, как «Барколабовская», «Борунская», «Новосверженская», были также обретены в лесу, но в источниках не встречается указание конкретного дерева.

Иногда Матерь Божия являлась верующим во сне и указывала место обретения Ее чудотворной иконы. Так была явлена икона Божией Матери «Забельская» (Слуцкий район Минской области).

В XVII веке, во время падежа скота, одному крестьянину д. Забелы явилась Божия Матерь и показала, в каком виде желает, чтобы Ее изобразил художник из Слуцка. Крестьянину пришлось убить своего единственного вола и отправиться в город. У городских ворот его уже встречал художник, который также получил указания от Матери Божией. Когда икона «Забельская» была написана и прибыла в названное село, падеж скота прекратился и больше никогда не повторялся.

Особо трепетные предания явления Божией Матери во время сражений. Так, еще в XV веке раненому воину Андрею Саковичу была явлена икона, ныне именуемая «Груздовская». Но наибольшее количество свидетельств о покровительстве Божией Матери во время войн зафиксировано в ХХ веке…

Материал подготовила Татьяна Хоменкова

Дизайн Ольги Сеньковой