Монтессори

Методика Монтессори

Девиз Монтессори «Помоги мне сделать это самому!» Основной идей развития по данной методике являет самоустранение родителей в процессе игры ребенка и даже выборе занятий. В рамках определенной комнаты и созданных специальных условиях, малыш в любом возрасте (буквально от 0 и до 6 лет) сам вправе определять что нравится и чем он хочется заниматься в данный момент.

Родитель, как взрослый человек, просто должен правильно и аккуратно направить своего малыша. Помочь ему изначально разобраться, как работают те или иные вещи, возможно показать и рассказать (особенно в зоне по развитию речи) названия животных и предметов, изображенных на рамках вкладышах, например.

Насколько долго заниматься тем или иным делом – малыш должен решить сам, все обычно зависит от заинтересованности и желания перейти к другому занятию. Еще важен возраст в котором вы начали применять методику раннего развития Марии Монтессори. Даже если вы предлагайте малышу, например, построить башенку, а он ее только ломает, не мешайте ребенку этого делать. В формате разрушений, кроха изучает мир с не меньшей пользой! Психологи даже выдвинули такую теорию, что прежде чем начать созидать, надо научиться разрушать.

Как вы уже поняли – дети смотрят на мир и познают его не так, как взрослые. Они смотрят на многие привычные нам вещи впервые — не стоит забывать об этом. Вполне вероятно, что в данный момент ребенку интереснее смотреть на рассыпающиеся в разные стороны кубики, чем на упорядоченную башенку из них.

Основные принципы методики Монтессори:

  • Ребенок-учитель. Дети способны сами научить себя многим вещам, это помогает им получить бесценный опыт.
  • Дети учат и друг друга. Одна из идей методики Монтессори заключается в том, что дети от 0 до 3 лет могут играть вместе и им не мешает, что кто-то уже разговаривает, а кто-то не умеет ходить. Дети воспринимают детей равными себе, а потому не пытаются сделать все за них, как это часто делают взрослые. В этом важном, хотя и крохотном моменте и сосредоточена вся суть данного процесса.
  • Разделение на зоны. Пространство, в которым ребенок живет и учится должно быть разделено на определенные зоны, где каждая несет в себе определенную смысловую нагрузку. С помощью этого, малышу проще будет проходить различные обучающие занятия самостоятельно.
  • Главная задача родителя — заинтересовать ребенка, а научиться он сможет сам.

ВАЖНО! Помните, что не нужно наседать на малыша и заставлять его заниматься тем, что интересно вам. Даже в возрасте до года, кроха может уже понять, что его заинтересовывает больше, а что менее интересно.

Заповеди Монтессори, как методики раннего развития 0-6 лет

Каждая методика рождается на базе неких закономерностей. Мария Монтессори вывела 12 «заповедей», которые могут объяснить, какие действия к каким последствиям могут привести.

  • Окружающая среда — лучший учитель. Что может подготовить ребенка к миру лучше, чем сам мир? Малыш интересуется всем, что происходит вокруг и это естественно. Наблюдения различных явлений помогает ему узнать, как работаю те или иные вещи. В последствии ребенку будет проще выбрать конкретно те занятия, которые его интересуют и к чему у него склонности. Поэтому, чтобы не навредить – просто создайте крохе даже до года, необходимые условия, отвечающие основным принципам методики Монтессори.
  • Критика учит ребенка осуждать. Если вы постоянно критикуйте своего малыша, он учится критиковать других, в том числе и свои родителей, и других детей, что в плане социализации ему может помешать. Таким образом, старайтесь не концентрировать ваше внимание на том, как было выполнено и кем. А старайтесь сосредоточиться на его личных достижениях и итогах.
  • Похвала учит ребенка оценивать. Если вы хвалите своего малыша, он учится давать свою собственную оценку вещам, предметам и действиям. Но хвалить просто за действие не нужно. Только за результат, которого он смог добиться сам.
  • Враждебное отношение учит ребенка драться. Должен ли ребенок уметь драться — спорный вопрос для многих родителей. Конечно, это не должно становиться для малыша способом добиваться своего или решать какие-то проблемы, но умение постоять за себя не бывает лишним. Таким образом, старайтесь подойти к конфликтам более спокойно, но научите при крайней необходимости постоять за себя!
  • Честное отношение к ребенку учит ребенка справедливости. Не прихваливайте, но при этом сильно и не критикуйте своего ребенка. Он сможет понять, что к нему относятся справедливо и только тогда относится, так же к другим людям и самому себе. Поэтому справедливое отношение к действиям и результатам очень важно для малыша.
  • Если ребенка будут высмеивать он привыкнет быть робким. Робость может быть полезным навыком, но не всегда. Это может привести к тому, что малыш просто будет бояться проявлять свои желания, а значит, и амбиции. Поэтому не нужно морально давить и пытаться принизить малыша. Он очень чувствителен по натуре! Имейте в виду, что после вы будете пожинать плоды такого воздействия, но поменять отношение крохи будет практически невозможно.
  • Если вы создадите для ребенка безопасную среду, это поможет ему доверять не только вам, но и миру. Кончено, всего должно быть в меру, чтобы малыш не вырос излишне наивным. То есть старайтесь обезопасить пространство крохи до 2 лет, но в любом случае говорите и розетках, острых углах. Вы, в конце концов, можете поехать в гости, а там такой идеальной обстановки не будет.
  • Если ребенок постоянно чувствует позор, то он привыкнет чувствовать себя виноватым. Постоянное чувство вины – это не совесть. Это то, что действительно может помешать человеку во взрослой жизни. То есть важно в определенный момент помочь, когда вы понимаете, что кроха не готов еще что-то сделать сам. Нужно давать задачи по силам малыша.
  • Если вы одобряете своего ребенка, это научит его самоуважению. Кончено, перехвалить ребенка не стоит, иначе он может вырасти зазнайкой. Вам, как и малышу нужно знать меру.
  • Снисходительное отношение к малышу, сможет научить его терпению. Как к самому себе, так и к другим людям. Терпение, как и волю нужно взращивать с молодых ногтей.
  • Если родители будут подбадривать своего малыша, показывать ему свою веру в него, он будет уверенней чувствовать себя и сможет добиться большего.
  • Если ребенок чувствует в семье себя нужным и чувствует доброе отношение к себе, он сможет находить в мире любовь, и будет уметь показывать ее другим. Он будет не загнанным зверенышем, а добрым и отзывчивым крохой, который будет готов покорить мир в любой момент!

Выполняя эти не хитрые, но очень важные заповеди методики Монтессори для детей от 0 до 6 лет, вы сможете вырастить

Монтессори методика раннего развития. Правила зонирования

Поговорим о зонирование, которое по методике Монтессори поможет сбалансировано развиваться Вашему малышу от 0 до 6 лет. Правило, которое работает для каждой зоны гласит что, все предметы, необходимые ребенку должны быть доступны ему самому.

Зоны в методике Монтессори для детей

Вот 6 зон, которые вы сможете легко организовать у себя дома:

  • Зона повседневной жизни. Она включает в себя одежду, купальные принадлежности, обувь.
  • Зона языкового развития. Туда сложите все игрушки, связанные с развитием речи: кубики с буквами, книжки, развивающие карточки.
  • Зона творчества. К этому пространству относятся музыкальные инструменты, краски, карандаши, бумага и цветной картон — все те вещи, которые помогают ребенка воплощать в жизнь свои творческие задумки.
  • Зона естествознания. Здесь должны быть игрушки и предметы, помогающие ребенку узнать о многообразии животных и растений, форм и цветов и многие другие понятия о мире вокруг нас. Все, что нужно изучить в окружающем их мире.
  • Зона сенсорного развития. Развитие тактильных ощущений способствует развитию речи малыша. В этой зоне должны находиться различные материалы, способные показать малышу разные фактуры, формы и даже температуру.
  • Зона активности. Здесь хранятся атрибуты активных игр: мячи, скакалки, резиночки и другие спортивно-развлекательные принадлежности.

Возраст ребенка при использовании методики развития Монтессори

Разделить методику Монтессори на определенные возраста довольно сложно, ведь одним из основополагающих принципов методики является как раз объединение детей разных возрастов в одной группе. Кончено, такой принцип может соблюдаться в специальных заведениях, где применяют методику Монтесссори, например, в садах.

Если вы хотите самостоятельно заниматься с малышом по методике Монтесссори, следуйте ее принципам и разделите пространство на зоны. В зависимости от возраста ребенка меняется в основном масштаб этих зон.

Монтессори методика до 1 года

Так, например детям до года, на этапах раннего развития, стоит оборудовать их маленькое личное пространство, например, ковриком и мобилем. Разложить игрушки, способствующие восприятию цветов и движений.

Методика Монтессори для детей от 1 до 2 лет

Деткам более старшего возраста, от года до 2 лет стоит расширить пространство, так как появляется возможность передвижения. В этом возрасте ребенок может самостоятельно ходить в ванную комнату и на кухню, где его будут ждать купальные принадлежности и его бутылочка в доступном для него месте. Такой прием сможем приучить ребенка, что кушать, купаться и играть нужно в отведенных для этого местах.

Монтессори методика для детей от 2 до 3 лет

Ребенку 2 и 3 лет будет интересно не просто пользоваться своими вещами, но и убирать их по местам. Например, вы можете хранить одежду малыша не на открытой полочке, а в закрытом шкафчике, чтобы малыш сам открывал и закрывал дверцы. Увеличение количества действий в алгоритме поможет малышу развить логику и память.

Монтессори методика для детей 5 лет

Когда ваш малыш уже умеет хорошо управлять своим телом и выражать свои мысли (этот момент наступает в период от 4 до 6 лет, основная масса детей в возрасте 5 лет) с помощью речи, привлеките его к помощи по дому: готовка обеда, мытье посуды, подметание полов. Для маленького ребенка это будет не только игрой, но и приобретением полезных навыков. Такие занятия помогут почувствовать ребенку себя нужным и сплотит семейные отношения.

Как реализовать методику Монтессори дома?

Вот уже 2,5 года мы с дочкой являемся приверженцами методики Монтессори – замечательной системы раннего развития, покорившей весь мир, системы, основанной на идее свободного воспитания и глубоком уважении интересов ребенка. Я не буду повторяться и рассказывать про основные принципы методики, о них ранее было написано . В этой статье я бы хотела остановиться на том, как реализовать методику Монтессори в домашних условиях. Ведь ходить в развивающий Монтессори-клуб – это одно, а поддерживать дух свободного воспитания дома – это совсем другое, пожалуй, это даже более важная составляющая.

Возможно, раньше вы уже читали на сайте мою статью о реализации методики Монтессори дома. Сейчас перед вами доработанная версия статьи, написанная с учетом накопившегося у нас опыта применения методики.

Итак, если вы хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, научился самостоятельно играть, при этом с удовольствием играл не только с летающими феями и машинками, но и с развивающими дидактическими игрушками, чтобы научился убирать за собой, то вам просто необходимо, во-первых, создать для ребенка дома развивающую среду, а во-вторых, предоставить ребенку полную свободу действий в этой среде.

И вот что для этого нужно:

2. Правильное место хранения для игрушек

Очень часто у детей в комнатах все игрушки хранятся в контейнерах или глубоких корзинах для игрушек. По сути это такая свалка игрушек, где найти что-то конкретное практически невозможно. Да маленький ребенок никогда и не будет этим заниматься, он просто забывает о тех игрушках, которые валяются на дне корзины.

В правильно организованном игровом пространстве все материалы расставлены на стеллажах и полочках. При этом все полочки располагаются на уровне ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие. У каждого материала здесь свое определенное место, а это значит, ребенок всегда знает, откуда можно взять то, что ему нужно, и куда впоследствии убрать.

В развивающих центрах Монтессори игровое пространство обычно выглядит примерно так:

Однако сделать что-то подобное в условиях обычной городской квартиры весьма затруднительно, т.к для всех этих полочек требуется немало места, а нужно ведь еще и шкаф куда-то поставить, и кровать… Поэтому дома можно сделать более упрощенную версию с меньшим количеством полочек. К тому же вам нет необходимости выкладывать сразу все пособия как в развивающем центре, вы можете выложить ограниченное количество игрушек и регулярно проводить их ротацию. Такой подход будет не только экономить пространство в комнате, но и способствовать поддержанию интереса ребенка к игрушкам, они не будут «приедаться». Подробнее об этом чуть ниже.

Таким образом, для организации Монтессори-среды в домашних условиях вполне достаточно одного 2-3 ярусного стеллажа. Его можно изготовить на заказ или воспользоваться готовыми решениями. Мы свой стеллаж купили в магазине Икеа, так он выглядел в 2 года:

Когда такой стеллаж появился в нашей детской, сразу стало ясно, что это огромное благо! Про восторг дочери я вообще не говорю. Раньше рамки-вкладыши, стучалки и прочее хозяйство валялись на подоконнике, где про них вечно все забывали, теперь все было на виду, как у дочери, так и у меня. Когда Таисия принималась за игру, сразу было понятно, за что браться

Есть несколько важных моментов, которые необходимо знать, чтобы организовать грамотную Монтессори-среду, в которой ребенку всегда будет интересно.

1. Игрушек на стеллаже не должно быть много!

Во-первых, ограниченный набор игрушек облегчает выбор ребенка, помогает сконцентрироваться на чем-то конкретном. Во-вторых, если полки битком забиты развивающими материалами, то добраться до какого-то конкретного становится не так-то просто. Ну а если ребенок испытывает трудности, связанные с вытаскиванием и уборкой материала, то с высокой долей вероятности он вообще предпочтет с ним не играть.

2. Необходимо постоянно менять игрушки, выставленные на стеллаже.

Когда я впервые организовывала стеллаж для дочери, я ориентировалась на выкладку развивающего клуба – там были выложены абсолютно все развивающие материалы, имеющиеся в наличии. Мне хотелось, чтобы и дома у Таисии был полный выбор материалов, поэтому я натолкала в стеллаж все имеющиеся у нас развивающие игрушки, которые в данный момент подходили дочке по возрасту. Прошло некоторое время, прежде чем я поняла, что дочь просто перестала замечать игрушки, постоянно находившиеся в стеллаже! Они настолько ей примелькались, что казались совсем неинтересными.

Тогда я сделала то, что нужно было сделать с самого начала: убрала все игрушки в закрытый шкаф, а на полки выставила только ограниченный набор материалов так, чтобы каждый хорошо просматривался. Каждую неделю я стала проводить небольшую ревизию: убирала из поля зрения те игрушки, интереса к которым не наблюдалось, и заменяла их на другие. И вот тут началась вторая жизнь нашего Монтессори-стеллажа! Материалы, на которые раньше никто не смотрел, заиграли новыми красками.

Регулярная ротация игрушек действительно очень важна, она помогает поддерживать постоянный интерес ребенка к развивающим пособиям. А также позволяет обходиться небольшим набором игрушек, так как, исчезая из поля зрения ребенка, вскоре они воспринимаются как новая вещь.

Естественно, чтобы отвечать меняющимся интересам малыша и способствовать его дальнейшему развитию, время от времени нужно выставлять и совершенно новые материалы.

3. Игрушки должны быть на доступной для ребенка высоте

(не выше уровня глаз), так чтобы он мог взять с полки и поставить обратно любое заинтересовавшее его пособие без помощи взрослого.

4. У каждой вещи на стеллаже должно быть свое место.

По возможности расставляйте игрушки так, чтобы они зрительно были отделены друг от друга (на небольшом расстоянии друг от друга).

5. Стеллаж должен быть открытым.

Избегайте всего того, что преграждает ребенку обзор содержимого полок: большого количества ящиков, дверок и т.п.

Мария Монтессори рекомендует распределять все материалы по зонам. В своем стеллаже вы также можете сгруппировать игры по смыслу. Например, в одном отсеке можно всегда выкладывать рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки,

в четвертом – пазлы,

в пятом – музыкальные инструменты и т.д.

Несмотря на то, что Мария Монтессори практически не уделяла внимания сюжетно-ролевой игре, я убеждена, что игрушки для ролевых игр также необходимы на стеллаже. У нас эти разделы всегда были одними из самых используемых.

6. Доступные и открытые книжные полки

Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.

Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.

Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.

Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти )

Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел развивающих книг и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:

На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все. Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько четких и простых правил, а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – принципа свободы и самостоятельности. Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!

Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, Вконтакте, Facebook.

Искренне ваша, Яна Разначенко

Рекомендую также почитать:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА? ИГРЫ И СОВЕТЫ

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЗРАСТАМ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Система М. Монтессори в контексте свободного воспитания

Пользующаяся мировым признанием и получившая широкое распространение система М.Монтессори представляет собой замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, прочно вошедшего в гуманистически ориентированное педагогическое течение. И главное, чем отличается ее школа среди различных авторских школ, это, прежде всего гуманизмом цели – созданием условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ученика, развития его личности, полноценной самореализации и самоутверждения; гуманностью методов и средств достижения поставленной цели, демократическим стилем управления и гуманистической окрашенностью конечного результата – возникновением чувства «мы» и у педагогов, и у учащихся, а также эмоционально комфортным климатом и культурой школы.

Именно в контексте свободного воспитания в школах Монтессори понимают воспитание как помощь в саморазвитии, ибо учителя формации Марии Монтессори искренне верят в то, что у ребенка есть своя миссия и «план строительства» своей личности. Здесь не воспитывают специально, поскольку в атмосфере свободы любая учеба и жизнедеятельность становится тем путем, по которому идет ребенок, образовывая в себе человека.

Во всех школах свободного воспитания, куда входит и школа Монтессори, особая роль принадлежит душевной экологии, атмосфере, которая позволяет ребенку пройти свой путь познания без ненужных задержек.

Новое воспитание Монтессори видела в том, что «взрослому никогда не следует формировать ребенка по своему собственному подобию. Его надо оставить в покое и действовать лишь исходя из его глубинного понимания». Она считала, что каждый ребенок обладает потенциалом саморазвития, причем потенциал этот безмерен и каждый может достичь в жизни любой цели и осуществить любой жизненный проект. Воспитание зависит от веры в этот потенциал ребенка и поэтому необходимо единственно предоставить его самому себе и не препятствовать в выборе собственной жизненной цели. Подобной же оценки свободы как саморазвития придерживались многие приверженцы свободного воспитания, которые были убеждены в том, что принцип свободы непременно согласуется с принципом саморегуляции, самодисциплиной, которая не навязана извне педагогом, а определена самим ребенком.

В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – жизнь есть существование свободной и активной личности. У каждого ребенка есть врожденная потребность в свободе и саморазвитии. Поэтому необходимо отказаться от авторитарного воздействия на ребенка, создать специальную педагогическую среду, отвечающую его потребностям. Важно предоставить ребенка самому себе, не препятствуя ему в свободном выборе занятия в соответствии с актуальными интересами. Дисциплина в связи с этим становится активностью, контролируемой самим ребенком и не навязанной педагогом.

Эта идея свободного развития получила практическое воплощение в различных педагогических концепциях, в частности, А.Нейлла. Создавая Саммерхилл, он, например, сознательно противопоставил концепцию своей школы концепции, опирающейся на режим, дисциплину и принуждение.

Принципу свободы Монтессори, как и ее коллеги, придавала фундаментальное значение в деле преобразования педагогики. Если педагоги смогут создать условия для свободного развития ребенка, то, как полагает Монтессори, им удастся много достигнуть в развитии человеческого общества.

Создавая свою педагогику в контексте свободного воспитания, конкретную реализацию принципа свободы Монтессори видела в создании условий для высвобождения внутренних созидательных сил ребенка, его спонтанной творческой активности. При этом конкретизация свободы ребенка предполагает, как считает Монтессори, границу, которая в отношении предметов и пространства определяется мерой, стоящей между такими величинами, как «слишком много» и «слишком мало».

Согласно теории свободного воспитания, по педагогике Монтессори свобода выбора и принятия решения, свободное осуществление деятельности ведет ребенка по пути формирования у него умения организовать свои собственные действия и поведение, быть «мастером самого себя».

Одним из важнейших аспектов, что роднит педагогику Монтессори с другими представителями свободного воспитания, является самореализация личности, котораяпредставляет собой созидаемую педагогически подготовленной средой, воспитанием и самовоспитанием характеристику такого уровня развития личности, когда индивид достигает удовлетворяющее его состояние ощущения счастья.

В связи с выше сказанным приведем свойства, качества, параметры личности, культивируемые в школах свободного воспитания, к которым относится и школа Монтессори. Наиболее основными из них являются следующее:

— постоянное стремление к познанию других людей, установление взаимоотношений с ними, искренность и готовность к открытому диалогическому общению;

— способность к самоорганизации и саморегуляции;

— творческое проявление самостоятельности и умение отстаивать свои права в соответствующих ситуациях;

— последовательность в достижении цели и при этом проявление уверенности в себе;

— стремление личности к полному выявлению и развитию своих возможностей и задатков с целью превращения их в способности;

— стремление индивида развиваться в направлении все большей сложности, компетентности, зрелости и самодостаточности;

— осознание необходимости самопознания, потребности понимать внутренние переживания и адекватно их оценивать, а также умения изменить точку зрения на самого себя;

— постоянное стремление к актуализации собственного личностного потенциала;

— непрекращающаяся деятельность по созданию собственных потребностей, не противоречащим запросам других членов коллектива и необходимых обществу на данный момент социального развития;

— практическое осуществление собственных способностей и дарований через ту или иную сферу социальной деятельности;

— постоянное стремление быть настолько хорошим по нраву и умелым в какой-нибудь сфере деятельности, насколько это возможно;

— творческая направленность, не зависящая от того, чем человек занимается, а также стремление к самоосуществлениюсвоей творческой сущности в процессе самодеятельности;

— способность находить каждый раз новое в уже известном;

— стремление к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств.

Таким образом, идея свободы лейтмотивом проходит через всю педагогику Монтессори, по которой считается, что природный потенциал саморазвития у каждого ребенка уникален и неповторим. Каждый ребенок, каждый человек выявляет силу жизни и достигает реализации своих возможностей единственным, только для него характерным способом. Реализация возможностей ребенка происходит благодаря проявлению индивидуальных внутренних импульсов. И смысл человеческой жизни с этой точки зрения состоит в наиболее полном раскрытии своего духовного потенциала, о чем ратовали в своей повседневной педагогической работе Мария Монтессори и все те, кто исповедовал идеи свободного воспитания.

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 476 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Книги о системе Монтессори с рождения до трех лет.

Самый распространенный вопрос от мам, интересующихся методикой Марии Монтессори: «Какие книги можно прочитать о системе Монтессори для возраста с рождения до трех лет?» и «Правда ли, что Мария Монтессори работала только с детьми от 3 до 6 лет?»

Да, действительно, Мария Монтессори на методическом уровне детально проработала возраст старших дошкольников с 3 до 6 лет. Но в тоже время, Мария Монтессори в своих книгах писала о детях с самого рождения, об их особенностях и потребностях.
Таким образом, в научной педагогике, воплощая идеи указанные Марией Монтессори, работали её сторонники и последователи. Её сын Марио глубоко занимался методикой преподавания школьникам с 6 лет. Детально прорабатывала возраст с рождения до трех лет Сильвана Монтанаро.

Книга Сильваны Монтанаро: «Понимание человека. Важность первых трех лет жизни», изданная на русский язык фондом Монтессори (филиал АМИ в России) – является программным произведением для студентов профессиональных курсов АМИ 0-3, и настольная книга многих родителей в разных странах мира вот уже более двадцати лет.

Доктор Сильвана Монтанаро – первый тренер АМИ 0-3, сподвижница Адель Коста Ньокки, создавшей вместе с Марией Монтессори систему работы с детьми до трех лет. Доктор Монтанаро научно обосновала многие принципы Монтессори-метода и смогла ясно и просто объяснить базовые понятия.

Именно с этой книги стоит начать свое знакомство тем, кто хочет глубоко разобраться в особенностях возраста от 0 до 3.

Сильвана Монтанаро в этой книге подробно объясняет теоретические аспекты Монтессори-подхода к воспитанию детей в раннем возрасте. Дает практические рекомендации, как грамотно организовать жизнь малыша с рождения, помочь ему оптимально развиваться и реализовать свой уникальный природный потенциал.

Конечно, стоит так же читать книги самой Марии Монтессори.
Самая важная книга, квинтэссенция идей Марии Монтессори для детей от рождения до 6 лет — «Впитывающий разум ребенка».

О взгляде на взаимоотношения с ребенком можно прочесть в книге Марии Монтессори «Ребенок в семье». Книга также переведена и издана фондом Монтессори (АМИ) в России.

Еще одна книга от ученицы Марии Монтессори Грации Фрешко «Новорожденный с любовью» от издательства «Народная книга».Особенность этой книги в том, что в ней рассматривается не только период с рождения, но и подготовка всей семьи еще до появления ребенка, период до зачатия, беременность, и сами роды.
Работу Грации Фрешко по праву можно назвать руководством по индивидуальному развитию малыша, она призвана помочь родителям осознать главный вектор их взаимоотношений с ребенком: «внимательное наблюдение», способное дать понимание нужд и потребностей ребенка.

Многие эти книги есть в магазинах «Монтессори-Питер», Интернет-магазин Монтессори-материалов «Незнайка», магазин журнала «Монтессори-клуб».

Ниже, все картинки кликабельны со ссылкой.

Энциклопедия Монтессори. Тим Селдин.
Эта книга написана президентом Фонда Монтессори (США) Тимом Селдином, познакомит вас с общими принципами методики и основными материалами.

Книга очень красива и качественно выполнена, её приятно листать и рассматривать фотографии, которыми она насыщена. Текст хорошо структурирован и написан легким доступным языкам. Некоторые считают это недостатком, поскольку в книге не найти глубоких теоретических рассуждений, но, на мой взгляд, это и есть достоинство книги – в легкой и ненавязчивой форме увлечь и вдохновить родителя духом и идеями Монтессори.
Задача этой книги — дать общее представление о системе Монтессори и проследить изменения и потребности малыша от рождения до 6 лет.

Еще одна очень важная книга для тех, кто любит анализировать и размышлять.
Книга Елены Хилтунен, эксперта Ассоциации Монтессори-педагогов России, «Толкование детства. Книга дневников Монтессори-педагогов».

В этой книге собраны уникальные дневники наблюдений сторонников идей Марии Монтессори.
Автор делает попытку истолковать записи, сделанные педагогами и родителями в разные годы с начала ХХ века по наши дни и в разных странах, а так же приводит собственные дневники наблюдений за собственной внучкой.

Фильм «Монтессори-метод: Вы и ваш малыш. Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет.»
В этом видео Лариса Климанова, председатель Ассоциации Монтессори-педагогов России, простым и доступным языком рассказывает об особенностях системы Монтессори. Рассказывает и показывает основные материалы, которые необходимы для возраст с 8 месяцев до 3х лет. Показывает, как презентовать материал ребенку, как сделать самим учебные материалы, и как заниматься дома.

Видео очень вдохновляющее, а живой и искренний настрой Ларисы Юрьевны не может оставить равнодушным никого. Тем более это единственное видео, в котором подробно и наглядно показаны все Монтессори-материалы, которые используются для детей в среде до трех лет.

Серия книг от Монтессори-педагога Натальи Кулаковой.
Эти книги насыщенны именно практическими рекомендациями и живым опытом многодетной мамы.
Автор не делает акцентов на ключевых идеях методики Монтессори, скорее это книга рассказывает о жизни с ребенком и этот рассказ пропитан духом идей Монтессори, о возможных сложностях и как их преодолевать для каждой возрастной категории.

60 занятий с ребенком по методике Монтессори. Мари-Элен Пляс.
Книга от увлеченной мамы, не являющейся Монтессори-педагогом. Некоторые ставят недостатком этой книги именно этот факт. Но в данном случае, то что автор рассказывает о своем опыте – является неоспоримым преимуществом книги. Читая труды самой Марии Монтессори, родитель вряд ли когда-нибудь узнает о том, как делать первые мобили, и какими игрушками окружить ребенка в первые годы жизни, да и в целом, литературы на русском языке с примерами пособий и игрушек для возраста 0-3 просто нет.
Поэтому эта книга – краткий, иллюстрированный конспект нужностей и важностей для ребенка с рождения, начиная от организации пространства, заканчивая тем, как делать самостоятельно первые мобили и другие пособия.

И еще две книги, которые ценны именно примерами того, как воплотить некоторые идеи системы Монтессори в домашних условиях, из подручных материалов:
Элизабет Хейнсток: «Система Монтессори у себя дома. От 0 до 6 лет»
Дельфина Котт: «Большая энциклопедия раннего развития Марии Монтессори»

А если вам нужно составить целостное представление о системе Монтессори, написанное простым и доступным языком, то несомненно книга «Чудо Монтессори» Елены Тимошенко станет вашей настольной книгой на первое время.
После прочтения этой книги у вас сложится совершенно ясная картинка о Монтессори-воспитании. О том, какие идеи непременно стоит реализовать дома, и это касается не только работы с материалами, но и особом Монтессори-подходе, новом родительском взгляде на своего ребенка.

В одной из следующих статей я расскажу про все книги Марии Монтессори, изданные на русском языке. Следите за обновлениями.