Мощи православных святых

Что такое святые мощи и почему их почитают

О феномене нетления мощей бытовало множество различных мнений. Кто только не изучал это явление, какие только гипотезы не выдвигались.

Православная Церковь, в отличие от ученых, никогда не сомневалась в подлинности мощей. И сегодня мощи святых угодников свидетельствуют миру об истинной вере, истинной Церкви, являясь неоспоримым доказательством Божьей любви.

О традиции почитания мощей Православной Церковью рассказал митрополит Антоний (Паканич).

– Владыко, нетленные мощи святых – свидетельство жизни вечной для верующих и загадка для учёных. Даже скептики не могут отрицать, что это настоящее чудо. Что значит поклоняться мощам? И когда начали почитать мощи?*

– Традиция почитания святых мощей проистекает из веры христиан в обόжение человека, начинающееся еще здесь, во временном мире. Плоть человека, исполненного Святого Духа, по отшествии души сохраняет свою святость – об этом знали еще люди, жившие до Рождества Христова, о чем свидетельствует ветхозаветная Книга Царств. В ней повествуется, как умерший человек воскрес от прикосновения к мощам пророка Елисея (4 Цар. 13:21).

В новозаветное время христиане убедились на собственном опыте, что Дух Святой может действовать даже через вещи, принадлежавшие святым людям. Так, книга Деяний апостольских рассказывает о том, что когда на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни и из них выходили злые духи (Деян. 19:12).

Вся история Церкви преисполнена свидетельств благодатных действий Святого Духа через часто нетленные мощи угодников Божиих. Нетление святых мощей – не только исполнение ветхозаветного пророчества «Не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10), но и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых и вечной жизни.

Древние христиане с опасностью для своей жизни собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили. Позже эти мощи полагали в основание церквей. И в наши дни в каждом православном храме Божественная Литургия совершается лишь на мученических мощах. Благоговейное почитание мощей является, по святоотеческой мысли, основанием для наших молитв ко святым, которые всегда могут испросить у прославившего их Бога исполнения наших просьб. Исходя из такого опыта Церкви, отцы Седьмого Вселенского Собора называли святые мощи спасительными источниками, изливающими благодать на немощных.

Почитая святые мощи, мы не поклоняемся им, как поклоняемся Богу, но почитаем, как сосуды Святого Духа, Который стяжали святые еще при жизни и Который действует и поныне через их святые мощи. Подлинное же почитание святых мощей таково, как и почитание угодников Божиих: молитва, соединенная с подражанием жизни тех, кто подражал Христу (1 Кор. 4:16).

Печерские святые, чьи дни памяти приходятся на Рождественский пост

Богатыри – не мы!

В 1643 году преподобный Илья Муромец был причислен к лику святых и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской Лавры. 1 января – день памяти святого.

При исследовании мощей преподобного Ильи Муромца в 1988 году ученые обнаружили поразительные факты: Илья «тридцать лет и три года», как и повествует предание, вообще не мог ходить. По заключению исследователей, причиной тому был туберкулез костей и полиомиелит, что спровоцировало паралич ног. Также ученые подтвердили, что это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. В XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким. На костях преподобного ученые обнаружили следы многих битв – множественные переломы ключицы, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. А смертельным для него, видимо, стало сквозное ранение грудной клетки острым предметом.

Через пост – к Богу

Преподобный Иоанн Печерский, постник, подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII веке и погребен в Ближних пещерах. Память святого чтим 20 декабря.

Мощи преподобного Иоанна Постника открыто почивают в Ближних пещерах. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках Лавры.
Прозвание Постник, данное преподобному Иоанну, говорит о том, что строгий пост был путем, которым он приблизился к Господу.

Образ жизни – затвор

Киево-Печерский патерик рассказывает, что Афанасий Затворник был монахом строгой жизни, заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи.

Ночью игумену было видение, и некто сказал ему: «Человек Божий этот второй день лежит непогребенным, а ты веселишься». Придя в келью, игумен с братией увидели, что Афанасий сидит живой и плачет. На вопросы о случившемся он ответил:

«Во всем слушайте игумена, во всякое время кайтесь, молитесь Господу Иисусу Христу, пречистой его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить вам жизнь здесь и сподобиться погребения в пещере со святыми отцами. Вот три самые важные вещи из всего, если только исполнять все это по чину, не возносясь. Более не спрашивайте меня ни о чем и молю вас простить меня».

После этих слов он ушел в пещеру, стал затворником и ни с кем не разговаривая прожил в ней 12 лет — «плакал беспрестанно день и ночь, ел немного хлеба и чуть-чуть пил воды, и то через день». Скончался Афанасий около 1176 года и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерского монастыря. После смерти прославлен как чудотворец.

День памяти святого – 15 декабря.

Примечание:

*Свв. отцы проводили четкое различие между поклонением, которое можно воздавать только Богу, и почитанием, совершаемым по отношению ко всякой святыне – иконам, мощам и т. п.

Основой христианского культа святых мощей является догмат о Боговоплощении. Великий современный святой Сербской Церкви св. Иустин Попович пишет: «Тайна святых мощей — в сердце новозаветной всетайны: Боговоплощения». Он вспоминает при этом цитату из Послания ап. Павла к Тимофею: И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1Тим.3:16). Бог принял человеческое тело, и благодаря этому, как человеческому телу, как и всей материи был присвоен божественный смысл. Словами св. Иринея Лионского: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом».

Мощи святых, таким образом, являются свидетельством и обоснованием для Боговоплощения. Приняв на Себя человеческое тело во всей его полноте, Второе Лицо Святой Троицы — Иисус Христос, Сын Божий навсегда подтвердил его достоинство. Человеческое тело не является для христианина случайным одеянием души, ни ее тюрьмой, в которой она закрыта. Бога можно прославлять не только духом, но и телом: Посему прославляйте Бога и в телах ваших (1Кор.6:20).

И так апостолы, а за ними святые отцы говорят об обожении не только человеческой души, но и тела. Апостол Павел писал: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы? (1Koр.6:19). Поэтому христиане исповедуют веру в воскресение тел, как и своим телом воскрес Иисус Христос: Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк.24:39).

Православная церковь учит, что человеческое тело является храмом Святого Духа и не перестает им быть и после смерти. У святых также тело достигает благодати Святого Духа. Почитание мощей берет начало из убеждения, что освящающее действие благодати Божией преображает как душу, так и тело человека, а свидетельством изменения тела и духа является сияние, которое излучается, будучи отражением Божественного света, и одновременно доказательством достижения единения святого с Богом.

Бог сохраняет тела избранных Им святых не только для того, чтобы прославлять их, но также для того, чтобы явить через них чудотворную силу. В мощах действует такая же благодать Святого Духа, которой святые были исполнены при жизни. Не покинула она их и после земной смерти. Апостол Павел такими словами просит Бога, чтобы все христиане не испытывали разложения вплоть до Судного дня: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1Фес.5:23).

Почитая святые мощи, тем самым мы почитаем святого, которому они принадлежат, так как принадлежащее ему освященное Богом тело не исчезло после смерти. Аналогично с почитанием икон, о чем немного позже.

Почитая мощи святых, тем самым мы почитаем Создателя всего. Блаженный Иероним Стридонский в своей книге против Вигилянция, в которой выступил против критикующих почитание мучеников и их мощей, писал «Мы не поклоняемся, не прославляем, не служим твари более, чем Творцу, мы почитаем мощи мучеников, чтобы прославлять Того, за Кого они пострадали». Эти слова полностью совпадают с известной мыслью св. Василия Великого, в отношении иконопочитания: «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу».

С догматической стороны почитание мощей основано на тесной связи духа с телом, которое эту связь не теряет в момент смерти человека. Красиво выразил это о. Сергий Булгаков, написав: «Смерть ограничивает свою силу относительно святых, которые не вполне оставляют душою свое тело, но имеют особое духовное благодатное присутствие в своих мощах…». Для Бога святые даже после смерти остаются живыми. Бог не есть Бог мертвых, но живых (Ср. Мк.12:27).

В современном христианстве существуют различные формы поклонения мощам святых, по сути являющиеся продолжением более ранних обычаев.

Древним обычаем является, например, открытие гробниц с мощами святых и их перенос на другое место. Первый известный случай перенесения мощей святых относится к середине IV в., когда император Констанций — сын императора Константина I Великого, приказал перенести в храм Двенадцати Апостолов, мощи апостолов Тимофея (356 г.), также Андрея и Луки (357 г.). Однако этот обычай, вероятно, с подходом еще ветхозаветных христиан к телам умерших, не развивался быстро. Император Феодосий Великий в 386 году запретил даже этого типа практики. Обретение мощей и перенесение их в другое место (как правило, из расположенных за стенами городов кладбищ в их центры) стало повсеместно принятой практикой уже во второй половине V в., во времена императора Льва Великого. Однако это было возможно только с согласия местного епископа. Открытие мощей и их перенесение на другое место, как правило, было связано с установлением в этот день праздника в честь святого, чьи мощи были перенесены. В Православной Церкви до сегодняшнего дня существует практика обретения мощей святых, и обычай организовать торжественные процессии вокруг храма с размещенными в раке мощами в день памяти этого святого. Это своего рода продолжение древнего обычая приносить мощи святых в дома верующих с верой и молитвой об исцелении семьи.

Поклонение святым мощам имеет не только измерение строго литургическое (как, например, через каждение раки с мощами), но так же персональный. В появившемся в XV веке на Руси, и, в конечном счете, созданном в середине XVI века руководстве по семейной жизни под названием «Домострой», читаем: «…В молитвах вспоминай и кланяйся и на помощь от Бога призывай их (святых), мощи же святых с верою целуй и кланяйся им».

Основные причины почитания мощей

Какова причина, по которой в христианстве такое огромное значение привязано к поклонению мощам святых? Ответ на этот вопрос мы находим в частности у проф. Ивана Попова, который, опираясь на учение святых отцов, определяет три основные причины, по которым был создан культ святых мощей:

1. Святые мощи являются носителями благодати Божией, которая почивает в телах святых также после их смерти. Святые, еще при жизни были исполнены Святым Духом. Бог присутствовал в телах святых, которые стали — как пишет св. Иоанн Дамаскин, — «одухотворенными храмами Божиими, одухотворенными жилищами Божиими». Также после смерти благодать Святого Духа пребывает как в их душах так и в телах. Обожению подлежат и души и тела святых, которые, как пишет митрополит Иларион (Алфеев) «в единстве с Богом, становятся пропитаны Его присутствием, энергией и благодатью».

Для православного христианина мощи — это, прежде всего, сокровищница Святого Духа. Св. Иоанн Златоуст пишет об этом так: «Не на то гляди, что лежит пред тобой нагое тело мученика, лишенное душевной деятельности, а рассмотри то, что в нем присутствует иная, высшая самой души, сила, благодать Святого Духа, которая через свои чудотворения всем говорит в защиту воскресения». Отходя в жизнь вечную, святые оставили после себя фрагменты своих тел или их полностью, которые благодаря этой благодати являются источником исцелений и чудес. Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Владыка Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовонное. Через мощи святых изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозирают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби, и всякое благое даяние от Отца светов нисходит на тех, которые просят с несомненной верою» (Ср. Иак.1:17).

2. Причина религиозно-нравственная. Святые мощи являются для верующего, который молится перед ними, живым напоминанием личности этого святого. Они побуждают молящегося к подражанию его жизни. Св. Иоанн Златоуст даже говорит, что святые мощи сильнее, чем поучение и наставления побуждают человека к набожной жизни: «Когда вспоминаем, какое достоинство имеют мученики у Царя всех Бога, каким блеском, какой сияют они славой, приводим на память наши грехи, скорбим и сокрушаемся тем более, чем более ощущаем нашу бедность по их богатству и узнаем, как далеко отстоим от них». Молясь при мощах, верующие ощущают, что тот, земные останки которого покоятся в раке, молится вместе с ними. Дело в том, что верующие любят молиться перед мощами, веря в особую силу такой молитвы и неизменное заступничество святого у Бога.

3. Причина литургическая. Мощи святых, которые находятся в храмах (или только в алтаре и в антиминсе, или в других местах), усиливают среди верующих чувство связи с невидимой Церковью небесной. Благодаря мощам Церковь земная, воюющая, незаметно соединяется с Церковью небесной, торжествующей. Это прекрасно выражают слова из Литургии Преждеосвященных Даров: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится». Таким образом, присутствие святых мощей во время богослужения символизирует участие в нем не только живых, молящихся здесь и сейчас, но и тех, которые уже умерли. Мощи святых являются гарантом их присутствия и участия в наших молитвах и молитвенного заступничества за нас, живущих. Вот, почему для первых христиан было так важно встречаться для совместной молитвы именно на могилах мучеников за веру. Поэтому, по сей день, в каждом православном храме должны находиться мощи святых.

Отрывки из книги Ярослава Харкевича под названием «Культ мощей святых в Православии».