Можно ли изменить прошлое

digitall_angell

Сеанс нового гипнолога
В: Я погружал человека в сеанс, его душа из плотности 4,5. Так вот, после текущего воплощения (условно говоря, 2015 год) следующая его жизнь будет в 1920 году, где он проведет свою жизнь, попутно принимая какие-то решения и совершая какие-то действия. Так вот, возник вопрос: та временнáя шкала нашего мира (3-й плотности на Земле)… ну, его Высшее Я воплотилось в его более развитой форме сначала в 1920 году, а потом в менее развитой — в 2015-м. И в дальнейшем ход истории в Мироздании не нарушился… Тот опыт, который он имеет сейчас, переносится ли он в прошлое? И как он на это прошлое повлияет, если, конечно, он как-то влияет?
О: С тех пор, как вы допустили, что прошлое можно изменить, с тех пор, как эта мысль проникла в сознание людей и начала распространяться, у вас возникли проблемы с историей, с прошлым. Таким образом, у вас прошлое начинает трансформироваться, становиться многовариантным, как и будущее. Поэтому там сейчас такая чехарда и с точки зрения хронологии, и с точки зрения линейной последовательности исторических событий, и с точки зрения наличия или отсутствия исторических фактов вообще. Например, если ты считаешь, что следующее твое воплощение будет в прошлом, а не в будущем (а такое прежде считалось чем-то немыслимым), то ты, считая, что имеешь опыт будущего, воплощаешься в «прошлом» и что-то можешь там поменять, чтобы это будущее изменить из прошлого. В допустимых рамках, разумеется. Это окажет какое-то влияние и на твой опыт, полученный в предыдущем воплощении «из будущего», и тогда у тебя поменяются представления о том, как было в прошлом. Вот такая хитрая, парадоксальная штука. В действительности будущего нет как такового, время — это не более чем игровая среда, необходимая для поддержания реальности, в том смысле, в каком вы эту реальность понимаете.
Еще такой интересный момент он говорит. При рождении, когда душа входит в физическое тело, у нее возникает кодировка на «нулевой отсчет времени». Что-то вроде завода пружины механических часов и запуска часового маятника. Это похоже на выбор нулевой точки на числовой прямой. Таким образом «программа ощущения времени» запускается у человека в момент физического рождения. Это как часть программы — ощущение физического, линейного времени. Перед воплощением душа соглашается, что будет соблюдать эти правила «игры во время», вместе с остальными подобными правилами. В принципе, человек может научиться смещать туда-сюда эту нулевую точку (подобно тому, как он сзади циферблата находит рычажок, которым можно подкручивать стрелки). В принципе, это возможно, но в целом — не приветствуется и считается чем-то вроде «нечестной игры» (в варианте компьютерной игры это похоже на использование консольных команд). Если ты научишься двигать время, ты автоматически сможешь изменять события не только в настоящем и не только в будущем, но и в прошлом. Но такие пируэты могут оказать сильное деструктивное влияние на программы других людей, других душ, и создавать в физической реальности никому не нужный хаос. В пределе сможешь вообще разрушить реальность 3D. Поэтому лучше в эти игры со временем не лезть на вашем уровне развития, тем более из праздного любопытства и без соответствующих навыков. Иначе получится, что ребенок влез вовнутрь сложного высокотехнологичного устройства и что-то там «наизменял».

Таким образом, у человека есть способности варьировать время, ускорять, замедлять его и т.д., но «уровень допуска» к этим вещам у него, как правило, очень ограничен. По вполне понятным причинам.
От себя могу сказать, что говорил в прошлый раз. Ощущение времени можно сравнить с тем, что игрок вставляет игровой диск в компьютер и запускает игру. В принципе, все возможные варианты ее исхода на диске уже есть и существуют как бы «вне времени», вместе с правилами, декорациями, текстурами. Но ты запускаешь игру с «нулевой точки» — и у тебя возникает ощущение динамики и непредсказуемости результата. Таким образом возникает «игровое пространство» и «игровое время».
С этой точки зрения другие воплощения можно рассматривать как прошлые запуски этой игры, того же самого диска, но диск может быть и вообще другим, с другими правилами, декорациями, а значит, и с другим «пространством и временем». Смысл этих «игрушек» — наработать какие-то навыки, которые называются опытом, чтобы «переиграть» в максимальное количество игр, имеющихся в дисковом хранилище.
Аналогично и с «историческими» воплощениями: на одних дисках записана одна эпоха, на других — другая: сознание, находясь в настоящем, здесь и сейчас, начинает «экстраполировать» реальность за пределы настоящего момента, в прошлое и будущее.
В: Понятно. А если, к примеру, возьмем обычного человека, который, проживая эту жизнь, уже вроде как знаком с рукописной историей, с общепринятой нынче историей, перемещается в 1920 год — и там совершает нечто, что может поменять привычный и известный нам ход истории. Такое возможно, или же это в принципе недопустимо, потому что история уже «устоялась»?
О: Ну, что значит «знать»? Это значит иметь определенную кодировку. Ты знаешь, что такое-то событие произошло тогда-то.
В: Да.
О: Поэтому, если ты меняешь что-то в ходе событий в прошлом, с учетом знания свершившегося события в более позднее время, для того чтобы отменить его или изменить его исход, ты берешь на себя автоматически ответственность за эти изменения. Потому что знания предполагают ответственность. В принципе, «на диске» существуют все варианты исходов данной игры. Но в воле человека выбрать из этих вариантов какой-то один. Если ты изменишь событие в прошлом, ты можешь тем самым изменить нынешние обстоятельства своей жизни, своего воплощения или своей цепочки воплощений. Это непросто объяснить, пользуясь вашими понятиями… Хм… Здесь еще играет роль, насколько ты готов кармически изменить в настоящем свой внешний и внутренний мир через изменение прошлого. Готов не на словах, а на деле, без возвращения к тому, что было прежде. Последнее означает даже вплоть до отсутствия мыслей о старом. Иначе цепочка событий/процессов между измененным прошлым событием и нынешним настоящим, которое ты подсознательно не готов изменить, в твоей памяти сложится так, что все равно приведет тебя к тому, что имеешь сейчас.
В: Здесь понятно: каждая душа будет проживать свою реальность. Но, с точки зрения мироздания, получается, что создается какая-то дублирующая ветка, которая забирает на себя часть энергии, или это не так?

О: Она не то чтобы «создается». Скорее она проявляется, активируется. В принципе, все создано изначально, все ветки и все варианты существуют. Ты просто выбираешь, что проявить. Да, на это расходуется энергия. Или, что точнее, с незначительными энергопотерями «перебрасывается» с одной ветки на другую.
В: А если этих веток миллиард будет вместо одной?
О: Их гораздо больше.
В: Та-ак… Получается, что общий ход истории — это совокупность всех веток?
О: Нет. «Общий ход истории» — это общая, общепринятая мифология, в соответствии с которой ты видишь определенную реальность в прошлом. Измени мифологию — и ты увидишь все по-другому. В качестве наглядного примера можно привести личность И.В. Сталина. Вначале он был «великий вождь всех времен и народов», потом он стал «кровавым тираном», сейчас он постепенно становится «мудрым учителем». Понимаешь?
В: Да.
О: То есть, одни и те же события ты рассматриваешь в разных ракурсах, с разными, так сказать, событийными фильтрами. Хотя и то, и другое, и третье — все это мифы. И вся история строится аналогичным образом. В соответствии с мифологией у человека настраиваются фильтры восприятия информации: он будет замечать лишь те археологические, документальные и иные факты, которые подтверждают его мифологию, а остальные либо не воспримет, либо тут же забудет, либо деформирует, либо заблокируется от них, либо физически уничтожит — словом, их для него существовать не будет. Таким образом, та часть психики, та область сознания, которая отвечает за веру, за мифологию, разворачивает, проявляет соответствующую ей реальность, приводит к определенному опыту.
В: Как-то на одном сеансе Сущности говорили, что не существует ни прошлого, ни будущего, есть лишь настоящее, которое, подобно узору, меняется сложным образом… Вы можете это подтвердить?
О: Если не существует ни «прошлого», ни «будущего», то и настоящего в той же мере не существует: тогда понятие времени теряет смысл. «Существование» как таковое можно представлять в виде пространственно-временных разворотов твоего сознания, как «распаковки». Это сложно представить образно, но для понимания попробуем провести хоть какую-то аналогию. Пусть у тебя существует банк данных в виде дисков-кластеров, в котором есть все-все-все. Огромная такая дискотека. Предположим, тебе захотелось поиграть. Ты подходишь к стеллажу с дисками и спрашиваешь: какую игру я сейчас выберу? Ну, пусть ты проявил волю и выбрал какой-то диск, вставил его в привод, запустил игру — и она пошла: появилось игровое пространство, игровое время — словом, проявилась игровая реальность, в которой ты что-то там делаешь. А остальные диски остались стоять на стеллаже. И вот ты спрашиваешь: а что было бы со мной, если бы я другой диск поставил? Или если бы я в данном месте игры поступил бы не так, а вот так?
В: Ну, это понятно. Тогда такой вопрос: Этанон, ты там с восьмого измерения видишь ли мое будущее и будущее Оператора? будущее третьей плотности?
О: Он говорит: я вижу ваше будущее, но не как линию времени, а как временнóе пространство.
В: Есть ли аналогии в нашем мире, с чем можно сравнить это?
О: Ну, аналогия, наверное, простая. Представь, что ты сейчас встанешь и пойдешь к двери, выйдешь из комнаты. Сколькими способами ты можешь это сделать?
В: Ну, их можно придумать бесчисленное множество…
О: Ну, вот все эти варианты в совокупности представляют уже не временную линию, а некоторую область некоторого временнóго пространства. Если ты реально, не в мыслях, встанешь и пойдешь к двери, ты в этой области начертишь временнýю линию.
В: Тогда получается, не суть кáк, а суть чтó мы делаем, да? То есть, делаем выбор?
О: Естественно. В нашей воле начертить там любую линию. Таким образом и совершается выбор. Из всех существующих во временнóй области вариантов (существующих как бы «одновременно») мы выбираем один. Ну, или несколько, если ты уже дорос до такого уровня, что можешь выбирать из области не линию из пространства вариантов, а плоскость из пространства вариантов.
В: Ого! Это, наверное, в более высокой метрике, да?
О: Да. Если ты видишь n-мерное пространство вариантов, то ты можешь выбрать его подпространство размерности n-1. Сознание человека устроено так, что он может наблюдать только на одно измерение больше, в качестве времени.
В: Четвертое, то есть?
О: Для вас — да. Остальные измерения вам недоступны до тех пор пока вы не освоите измерение n+1. Если вобрал в себя это измерение — твое восприятие расширяется. Но тогда тебе трудно будет объяснить свое восприятие человеку, у которого сознание работает с измерением на единицу ниже. Часть твоего пространства он будет воспринимать как время, и ему будет казаться, что ты, например, обладаешь даром ясновидения. Сейчас люди, находящиеся в пространстве 3D, осваивают четырехмерное пространство (условно, конечно).
В: Тогда получается, что ты, Этанон, осваиваешь пространство размерности 9D?
О: В вашем понимании — да.
В: А в твоем понимании?
О: В моем понимании понятие размерности пространства существенно видоизменяется, расширяется. Но не в том смысле, как у вас, число измерений может быть не только натуральным, целым или даже дробным. Вместо числа может быть группа чисел (вектор, матрица), числа могут быть динамичными, зависеть от твоего сознания. Ты своим сознанием можешь их менять: схлопывать лишние мерности, разворачивать нужные… Вам это пока еще нет возможности понять, нужно для понимания постичь еще множество промежуточных свойств реальности.
По теме: Искусство перепрыгивать через временные линии / Всевидящее пространство или как будущее влияет на прошлое // Переброс между ветками реальности и дежавю / Нити судьбы / Фильмы и игры как метод манипуляции реальностью / Воображение, мысли и слова / Программируем свою реальность. Законы успеха / Сила сознания и эпифиз (шишковидная железа) / Скачки времени и его управление / Оркестринг реальности
Материя из пустоты. Нанотехнологии Творца / Физики признали, что времени не существует / Энергия времени и качество реальности / Изобретение времени / Время как синхронизатор в симуляции / Многовариантность времени и роли высших Я / Плотность времени / Наука и развитие, или почему блокируются знания и технологии / Сознание, пустота и законы вселенной / Тайны Мироздания на основе достижений официальной науки / Голограмма квантового супа: эксперименты квантовой физики / Влияние электромагнитного поля, гравитации и времени на сознание / Квантовый суп и влияние сознания на реальность / Вибрация и материя / Квантовое построение / Эфир и строительство реальности / Квантовая эволюция и эфир / Российские ученые о цифровой реальности / Занимательная физика. Фрактальность Мироздания / Расслоение земной реальности / Эволюция эго и его влияние на развитие души / Большая система и Большой Взрыв

Разные типы космического сознания / Разные типы космического сознания. Эволюция на Земле / Эволюционный путь на земле: жизнь камня / Эволюционный путь на земле: из растения в животное / Разные типы космического сознания – аргументы и факты / Разные типы космического сознания – неожиданные выводы
ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ:
ЛУЧШИЕ ПОСТЫ БЛОГА | РЕГРЕССИЯ В ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ | РЕИНКАРНАЦИЯ | КАРМА | ДЕТИ ЗВЕЗД | ХРАНИТЕЛИ | СОЗНАНИЕ | АВТОРСКИЕ СТАТЬИ | ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ | ПОДКЛЮЧКИ И ПРЕДИКТОР | ИСТОРИЯ | ХРОНО | FAQ | ПОСТЫ О ЧИСТКАХ | АВАТАРЫ БОГОВ | МАТРИЦА | МНОГОМЕРНАЯ КАРТИНА ПРОИСХОДЯЩЕГО | МЕДИЦИНА | ДУХОВНЫЕ ПРАКТИКИ | ХРОНОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИЛИ ЕЁ ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ | ПИТАНИЕ | ВИДЕО | ДНК | ГРАДОСТРОЕНИЕ | ЖИВОТНЫЕ | ОТЗЫВЫ О СЕАНСАХ |
КНИГА ПАМЯТИ ЗВЕЗДНОГО ПЛЕМЕНИ | ARTICLES IN ENGLISH | AUF DEUTSCH | О ПРОЕКТЕ | КУРСЫ ГИПНОЗА

Можно ли изменить прошлое

Давно уже меня интересует тема прошлого – как оно живет в нас и меняется вместе с нами. Давно уже заметила, что прошлое это не что-то раз и навсегда неизменное, а вполне себе подвижная субстанция, поэтому не совсем верно говорить, что изменить прошлое нельзя – можно. Просто менять его нужно не посредством возвращения в прошлое, чтобы исправить свои совершенные поступки, а здесь и сейчас – в нашем настоящем.

Даже если не заниматься этим специально, можно заметить, как это происходит. Случилось, к примеру, что-то, что потом много лет нам покоя не дает. И, кажется, ну не исправить это никак, не изменить, и потому только и остается, что локти кусать, сожалея, что ты тогда не поступил иначе. Только разве могли мы поступить иначе? В том-то и дело, что нет. Если уж и надо было менять что-то в прошлом, то не сам поступок, а свои убеждения, состояния, которые ему предшествовали и которые к нему привели. Пока они остаются прежними, мы раз за разом делаем один и тот же выбор, и ведь порой единственное, что может помочь нам выбраться из этого круга, это что-то, после чего хочется кусать локти.

Прошлое меняется, когда мы меняемся

Чтобы чувствовать себя гармонично и спокойно, чтобы быть успешным, нужно, чтобы все части нашей жизни находились на своих местах – прошлое, настоящее и будущее. И если они вдруг начинают подменять друг друга, нужно постараться вернуть им положенный статус. В том числе и прошлое должно остаться просто прошлым, чем-то, что может в лучшем случае вызвать легкую грусть или улыбку, но оно уж точно не должно заставлять краснеть и бросать нас то в жар, то в холод.

Никто не говорит, что это просто, ведь чтобы этого добиться, нам приходится меняться самим, а это всегда довольно сложно. Почти всегда это связано с вопросами принятия себя и окружающих, принятия жизни такой, какая она есть. И все-таки насколько легче становится на душе, когда что-то из прошлого отпускает! Иногда это касается каких-то мелочей, но в другой раз благодаря этому мы буквально открываем новых себя, новую жизнь, новые возможности. И в результате это позволяет нам не только прошлое изменить, но и будущее.

Мой новый рассказ о том, как меняется наше прошлое.

Говорят, прошлое не исправить. Его не переписать, не изменить. Так ли уж это?

Возможно все. Удивительно, как иногда поворачивается жизнь. Была у меня знакомая, Рита. К тридцати пяти годам она стала настоящей красавицей. В юности она тоже была довольно милой, но после тридцати в ней появился тот неуловимый шарм, который делает женщину по-настоящему привлекательной, сексуальной, притягивающей взоры и вызывающей желание схватить ее и удержать любой ценой.

Когда ей было восемнадцать, в ней и в помине этого не было. Я видела ее фотографии того времени – обычная девочка. Хрупкая, беленькая, не слишком выразительная и уж совсем не яркая. В ней была своя прелесть, но прелесть эта была тихой, непритязательной, порой даже слишком неявной.

Имела место быть к тому же какая-то история в юности, из-за которой Ритуля стала еще более неуверенной в себе, и поэтому, когда в ее жизни появился Олег, она даже, кажется, не задавала себе вопросов, ее это человек или не ее, подходит он ей или нет. Приняла его ухаживания и предложения руки и сердца с такой покорностью и благодарностью, словно… Читать рассказ о прошлом

Почему нельзя делать шаг назад?

Но случается, что человек отчаянно хочет изменить свою жизнь, будто стерев все, в чем он оступился, из ее летописи. Как изменить прошлое, и главное, зачем это нужно?

Дело в том, что наше прошлое – это своеобразный катализатор для настоящего и будущего. Все, что мы совершили прежде (или кто-то совершил по отношению к нам), формирует не только «обновление» нашего сознания и перестройку психомоционального фона на новый лад, но и отвечает за наши действия в дальнейшем.

Прошлое и будущее имеет тесную взаимосвязь, и это можно понять на простом, самом банальном примере. Человек рождается и начинает развиваться как личность, попадая в первую и главную среду обитания его жизни – семью.

Но, увы, в этой самой среде ему прививают отнюдь не силу и величие, а напротив, угнетают и подавляют его. Далее он попадает в еще более коварную, чужеродную среду – социум. Он и вовсе безжалостен и беспощаден по отношению к человеку.

Итог такого пути – слабости, комплексы и масса грехов, вызывающих страдания и сожаления на протяжении всей жизни.

Прошлое можно изменить, но для этого нужно задаться конкретной целью и пообещать себе не сворачивать с этого пути. Все реально, и все в ваших руках. А потому, если вы больше не желаете «прятать голову в песок» и избегать «потенциально опасных» ситуаций, имеющих отголоски с вашим прежним бытием, начинайте коррективную работу над своим прошлым.

Желание изменить прошлое: откуда оно берется

Один психолог привел в качестве примера простую и понятную житейскую ситуацию: «Однажды я занималась своими делами на кухне и стряпала семейный обед. Так вышло, что по невнимательности я опустила указательный палец правой руки в работающий кухонный комбайн. После этого в течение трех дней мне приходилось ходить с поднятой рукой – настолько тяжело было остановить кровотечение.

Прошло несколько лет с тех пор. Боль забылась, а о произошедшем напоминает только рубец, ставший за это время едва заметным. Однако я заметила интересную закономерность: я почти никогда не использую этот палец. Даже когда достаю нож или беру стакан с водой, я как бы отодвигаю его от остальных, будто он все еще болит. В целом, это нормальная, инстинктивная реакция человека – бессознательное избегание неприятных ситуаций, которые имели место в прошлой жизни.

Но что, если я скажу вам, что аналогично моему примеру с пальцем, вы избегаете болезненных
ситуаций, которые состоялись у вас за плечами?

Женщина, которую бросил любимый, выбирает путь одиночества, опасаясь мужчин. Мать, потерявшая ребенка, теряет рассудок и превращается в деспотичного монстра по отношению к другому чаду, лишь бы с ним ничего не случилось.

Парень, которого «клевали» в школе за полноту и подростковые угри, заседает в четырех стенах у компьютера и избегает всяких контактов с обществом. И неважно, что из гадкого утенка он давно превратился в прекрасного лебедя…».

Теперь вы понимаете, насколько прошлое меняет будущее людей?

А порой не просто меняет, а буквально ломает и рушит его, нещадно разбивая счастливую судьбу в щепки обид, разочарований и деструктивных установок! Можно сто раз изменить себя, купировать негативные черты своего характера, стать чуть ли не святым и безгрешным. Но в голове то и дело будет всплывать тот опыт, который сформировал «больную» личность. Как же реально изменить прошлое? В первую очередь, стоит разобраться, с чем конкретно связано данное желание.

Желания изменить былое косвенно делятся на две группы:

  1. Сожаления. Эти желания связаны с жаждой вернуть потерянное / утраченное – возможности, вещи, люди (умершие или оставившие вас) и т.п.;
  2. Мотивации. Эти желания связаны со стремлением избавиться от деструктивных чувств и эмоций (обид, страхов, тревог, комплексов, злости, вины), которые терзают вашу душу, ум и совесть. Именно они останавливают вас на пути к достижению внутренней гармонии и успеха, отравляют существование и мешают двигаться в продуктивном, нужном направлении.

Как вы можете понять, именно вторая группа желаний является реально эффективной в данном вопросе. Ведь вам уже не выпадет та возможность, что выпадала пять лет назад, вы уже не встретите тех людей, что ушли от вас год назад, вы не воскресите покойных и не найдете любимый «мобильник», украденный у вас недавно. Зато вы можете избавиться от внутренних терзаний, связанных с произошедшим, а значит, очистить свой дух и разум, подготовив его к нормальному течению будущей жизни.

«Ворошим» прошлое в деталях

Почему вы задаете себе вопрос о том, можно ли изменить ваше прошлое? Если вы узнали себя в графе желаний-сожалений, психологи готовы «отрезвить» вас и направить в нужное русло прямо сейчас.

В.: Хочу вернуть утерянную / украденную вещь!

О.: Увы, в данный момент это невозможно, а значит, проблему не стоит «мусолить» с завидным энтузиазмом. К тому же, если эта вещь по сей день вызывает в вас столько беспокойства, значит, вы были слишком к ней привязаны. А материализм, как известно, к хорошему не приводит.

Сконцентрируйтесь на духовных аспектах своей жизни: поймите, они куда важнее всего материального, что может приходить и уходить постоянно. И возможно, когда вы отпустите эту ситуацию и перестанете растрачивать на нее свою энергию, вам неожиданно вернут ее!

В.: Хочу вернуть упущенную возможность!

О.: Здесь полезно вспомнить мудрость: «что ни делается – все к лучшему». Если вы упустили эту возможность, значит, она и не была вашей. Значит, в тот момент вы этого не заслуживали. Значит, вы были не готовы получить то, что она вам сулила. Но это не говорит о том, что отныне стоит «лежать на печи» и полагаться на судьбу. Напротив, работайте над собой и старайтесь идти вперед, без сожалений о том, чего нельзя изменить. И будьте уверены – в этом случае подобные, но «оптимизированные» возможности выпадут вам еще неоднократно.

В.: Хочу вернуть ушедшего / умершего человека!

О.: Если вы верите в карму, вы должны знать, что покинувшие вас люди уже «выслужили» положенные для вас уроки. Вы перешли на новый кармический уровень и готовы к испытаниям, связанным с их отсутствием. Примите это как данность и постарайтесь не ломать свой путь пустыми и бесполезными слезами. Возвращение к миру мертвых и вовсе недопустимо с точки зрения эзотерики. Бесконечная скорбь делает «мертвой» не только усопшего близкого, но и вашу текущую жизнь. Как вы думаете, хотел бы он видеть вас разбитой, усталой, грустной и бесцельно проживающей свою жизнь сломанной личностью? И чего вы сами можете добиться путем перманентного ношения траура?

Изменить свое прошлое – значит, по-настоящему изменить себя. Работайте над обидами и чувством вины – прощайте людей, прощайте себя, прощайте судьбу и обстоятельства. Если вам не удается сделать это самостоятельно, обратитесь к церкви или эзотерическим практикам – в зависимости от того, во что вы верите и что вам ближе. Не таите обид – помните, что все мы простые смертные, и все мы можем ошибаться. Если с вами поступили плохо, пусть это лежит на совести тех, кто в этом участвовал. Вы не должны постоянно грызть себя обидами. Особенно это касается обид на родителей.

Навсегда разучитесь сравнивать. Воспитывайте в себе «естьность» — принятие того, что вы имеете в данный момент. Полюбите свою жизнь и научитесь извлекать из нее только лучшее. Поверьте в то, что даже «черные полосы» несут в ваш разум очень важные и ценные уроки, которые помогут вам впредь. Ни о чем не сожалейте. Это чувство – наиболее деструктивное из всех негативных эмоций. Сожалея, вы топчетесь на месте, не принимая настоящего и отступая от будущего. Не жалейте никогда и ни о чем.

Будьте счастливы, и пусть в вашей душе царит настоящая гармония!

Изменение прошлого

Прошлое каждого человека накладывает серьезный отпечаток на его будущем. Порой, прошлое то и дело возвращается к нам, мешает жить настоящим. Одна серьезная ошибка, допущенная несколько лет назад или даже в детстве, вынуждает постоянно думать о себе, бояться жить дальше. Естественно, это не может не привести к серьезным последствиям психики человека.

Для того чтобы было понятно о чем идет речь, приведем пример. Много лет назад с одной девушкой произошел очень страшный случай. Она стала жертвой насилия. Конечно, психологическая травма после такого происшествия очень глубокая, справиться с ней очень тяжело. Вот и девушка долго не могла оправиться от этого происшествия. Ее мучили кошмары, она ушла в себя. Не надо говорить о том, что и отношения с мужчинами у нее не складывались. Более того, не только с мужчинами, но и с людьми в целом. Страх прошлого постоянно преследовал ее, ломая настоящую жизнь. Когда ее родители поняли, что так больше продолжаться не может, что срочно надо что-то делать с их ребенком, они обратились к психологу, который помог разрешить проблему девушки. Он направил ее на сеанс к экстрасенсу, который смог вернуть девушку в прошлое и изменить его. Такая шоковая терапия помогла расстаться со страхами, позволила жить дальше. Давайте подробнее поговорим про изменение прошлого. Возможно ли это? И как это происходит?

Конечно, выражение «изменить прошлое» звучит нереально. Как можно изменить то, что уже произошло? Но поверьте, вы сами не раз сталкивались с этим явлением. Допустим, вы когда-то поссорились с подругой. Это отложило отпечаток в вашей душе, вы переживали, терзали себя сомнениями. А спустя какое-то время, вы посмотрели на эту ситуацию с другой стороны, вы вспомнили причину, по которой вы разругались, и она показалась вам такой смешной, что не могла не вызвать у вас улыбку. Вам сразу полегчало на душе, потому что сами того не желая вы провели процедуру изменения прошлого, пусть и маленького масштаба. Вы могли дальше идти по выбранному маршруту жизни с обидой или вернуться в прошлое для того, чтобы избрать другой путь.

Конечно, пример, который мы привели в самом начале гораздо тяжелее пережить, чем ссору с близким человеком. В жизни людей часто случаются такие ситуации, когда изменение прошлого невозможно без помощи специалиста. Экстрасенс, человек, обладающий специальным даром, с помощью гипноза и других манипуляций помогает вернуться в прошлое, пережить тяжелую ситуацию еще раз. Для изменения прошлого необходимо пережить все заново, только под контролем специалиста. В чем смысл этой шоковой терапии? Дело в том, что вспомнив произошедшее событие, мозг человека, его мысли и эмоции возвращаются в прошлое, они снова испытывают все те же переживания, страх, боль, но при этом они могут изменить его. Во-первых, на событие прошлого человек смотрит уже с новой позиции, более взрослой, более умной, ведь эта ситуация многому научила. В ситуации с девушкой, пережившей насилие, экстрасенс заставил ее пережить все заново, и это не было таким уж шоком. Ведь девушку постоянно мучили кошмары. Больше всего ее терзало то, что она чувствовала себя виноватой в том, что произошло, не могла простить себе надругательства над своим телом. Экстрасенс заставил ее изменить прошлое, посмотреть на эту ситуацию под другим углом. Она поняла, что в том, что случилось, нет ее вины, что на ее месте могла быть любая, она почувствовала вину перед собой не только за то, что ненавидела себя все это время, но и за то, что жила постоянно этим страшным событием, терроризируя свою душу. Погружение в прошлое позволило девушке сделать выводы, простить себя, у нее возникло желание пожалеть себя, полюбить. Вот таким образом произошло изменение прошлого.

Изменение прошлого необходимо для того, чтобы пережить многие события, Это могут быть такие тяжелые ситуации, как у героини нашего примера, может быть детский комплекс, страх, пережитое событие, все что угодно. С простыми ситуациями можно пытаться справиться самостоятельно, но вот тяжелое прошлое лучше всего бередить на пару со специалистом, который поможет направить события прошлых дней в нужное русло и помочь изменить прошлое так, чтобы его отпечаток не накладывался на настоящее. Специалисты Колизео помогут вам в трудной ситуации. Специально для таких случаев существует возможность личной встречи с профессионалом – экстрасенсом и беседа с психологом по телефону. Не оставайтесь со своей бедой один на один, существует масса способов изменения прошлого, которые помогут вам жить настоящим, не оглядываясь назад.

Путешествие во времени

Способы путешествия в будущее

Современная наука допускает несколько теоретически возможных способов путешествия в будущее (строго говоря, любой объект естественным образом путешествует в будущее с течением времени, поэтому речь идет о путешествии «в обход» течения времени):

  1. Физический (на основе следствий теории относительности):
    • Движение со скоростью, близкой к скорости света. Время путешествия, измеренное по часам того, кто двигался с такой скоростью, всегда меньше измеренного по часам того, кто оставался неподвижен (точнее: того, кто не испытывал ускорений — «парадокс близнецов»).
    • Нахождение в области сверхвысокой гравитации, например, вблизи горизонта событий чёрной дыры.
  2. Биологический — остановка метаболизма тела с последующим восстановлением (например: криоконсервация).
  3. Квантовый — теоретически более глубокое познание квантовой физики позволит не только телепортировать информацию, но и переносить физические объекты во времени и пространстве.

Способы путешествия в прошлое

Кротовая нора в двухмерном изображении

Существует несколько гипотетических способов перемещения в прошлое:

  1. Через так называемые «кротовые норы» (англ. wormhole — червоточина), гипотетически допускаемые Общей теорией относительности, — некие туннели (возможно, очень короткие), соединяющие удалённые области в пространстве, через нарушение топологии пространства. Разрабатывая теорию кротовых нор, К. Торн и М. Моррис заметили, что если перемещать один конец (А) кротовой норы с большой скоростью, а потом приблизить его к другому концу (Б), то — в силу парадокса близнецов — объект, попавший в момент времени T во вход А, может (см. ниже) выйти из Б в момент, предшествующий T (однако таким способом невозможно попасть во время, предшествующее созданию машины времени). Из уравнений Эйнштейна следует, что кротовая нора закроется раньше, чем путешественник сумеет пройти через неё (как, например, в случае «моста Эйнштейна — Розена» — первой описанной кротовой норы), если её не будет удерживать от этого так называемая «экзотическая материя» — материя с отрицательной плотностью энергии. Существование экзотической материи подтверждено как теоретически, так и экспериментально.
  2. В 1936 году Ван Стокум обнаружил, что тело, вращающееся вокруг массивного и бесконечно длинного цилиндра, может попасть в прошлое (позже Ф. Типлер предположил, что это возможно и в случае цилиндра конечной длины, однако более поздний результат С. Хокинга показывает, что в этом случае опять была бы необходима экзотическая материя). Таким цилиндром могла бы быть так называемая космическая струна, но нет никаких свидетельств, что космические струны существуют, и вряд ли есть способ создавать новые.
  3. Выведенное в 2017 году Беном Типпеттом и Дэвидом Цангом решение уравнения Эйнштейна допускает возможность существования замкнутой времениподобной кривой вне горизонта событий черной дыры. Хотя существование данной машины времени, по мнению исследователей, теоретически возможно, для этой модели, как и для Пузыря Алькубьерре, необходима экзотическая материя.
  4. Можно, наконец, вообще ничего не предпринимать, а просто дождаться, пока машина времени образуется сама собой. Не видно никаких оснований ожидать, что это произойдёт, но важно, что, если она всё же образуется, то это не войдёт в противоречие ни с какими известными законами природы. Простейшая модель такой ситуации — машина времени Дойча — Политцера.

Парадоксы путешествий во времени

См. также: Временной парадокс

Есть несколько часто упоминаемых аргументов против путешествий в прошлое:

  1. Нарушение причинно-следственных связей.
  2. «Парадоксы». Допустим, некто в 11 утра заряжает пистолет, в 11:30 создаёт машину времени и в полдень (12:00) входит в неё. Затем, пользуясь свойствами машины времени, он возвращается к моменту 11:50, поджидает, пока его более молодая версия приблизится ко входу, и пытается её убить. Он, конечно, не может в этом преуспеть — человек способен выстрелить только при условии, что он пережил состоявшееся час назад (по его часам) покушение. Возникает, однако, вопрос: что именно помешает ему (и всем его последователям)? Не приходим ли мы в некоторое противоречие с привычными представлениями о свободе воли? Иногда парадоксом называют и другую ситуацию, которая формулируется, например, так («парадокс убитого дедушки»): если внук вернётся в прошлое и убьёт собственного деда, его рождение окажется невозможным; но если он не родится, то деда никто не убьёт, и его рождение окажется возможно. Что же произойдёт в действительности? Здесь, однако, никакого парадокса нет, также как и никакой неопределённости. Слова «человек» (или «внук») и «человек, чей дедушка не был убит в колыбели» суть синонимы.
  3. Отсутствие документированных общедоступных фактов пребывания в нашем времени пришельцев из будущего.

В науке первую проблему сейчас не рассматривают, полагая, что машина времени и нарушение причинно-следственных связей — это просто синонимы и здесь нет темы для обсуждения (альтернативное мнение было высказано в книге).

Решение второго парадокса предложено в работе С. Красникова, суть которой в том, что при создании машины времени возникает крайне нетипичная для классической физики неопределённость: как бы хорошо мы ни знали начальные данные, мы не можем однозначно предсказать эволюцию пространства-времени. Причём среди бесконечно большого числа возможных вариантов всегда есть такой, в котором машина времени не появляется. Таким образом, если мы видим человека, пытающегося построить машину времени, то тот факт, что он вооружён и полон решимости через час выстрелить, не означает, что свободная воля этого человека будет вскоре чем-то ограничена. В лучшем случае он означает лишь, что одна возможность (из бесконечного количества) исключена — в течение часа машина времени в этом месте не появится.

При разработке — пока не существующей — квантовой механики в пространствах с нарушениями причинности — существенным мог бы оказаться принцип самосогласованности Новикова.

В произведениях культуры

В литературе

Иллюстрация к новелле американского писателя Вашингтона Ирвинга «Рип ван Винкль».

Описание путешествий во времени является распространённым приёмом, используемым в научно-фантастической литературе. В фантастике идея таких путешествий и специального устройства («машины») для этой цели приобрела популярность во многом благодаря известному роману Герберта Уэллса «Машина времени» (1895).

Однако эта идея использовалась в литературе и ранее, например в пьесе Anno 7603, написанной Йоханом Весселем в 1781 году. Путешествие в будущее описано Фаддеем Булгариным в его очерке «Правдоподобные небылицы, или Странствования по свету в двадцать девятом веке», 1824 год. Идею продолжил Александр Вельтман, в романе «Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса» (1836), описавший путешествие в прошлое на волшебном гиппогрифе.

Путешествия главного героя во времени в собственном теле без помощи технических приспособлений описаны в «классических» произведениях Марка Твена «Янки при дворе короля Артура», Джека Лондона «Межзвёздный скиталец», Сватоплука Чеха «Путешествие пана Броучека в XV столетие», Лазаря Лагина «Голубой человек» и многих других. С этим связано понятие «попаданец» — персонаж, который против своей воли попал в другой мир или другое время и, не имея возможности вернуться, выстраивает там свою жизнь.

О путешествиях во времени писали Клиффорд Саймак, Артур Кларк, Филип Дик, Айзек Азимов («Конец Вечности»), Гарри Гаррисон, Антон Грановский, Кир Булычёв, Станислав Лем, Джоан Кэтлин Роулинг, Джек Финней, Михаил Булгаков, Илья Варшавский, Борис Акунин и многие другие.

Классическим описанием нарушения причинно-следственных связей является рассказ Роберта Хайнлайна «Все вы зомби». Его главный герой — девушка, которую соблазнил незнакомец. Через девять месяцев она родит ребёнка, причем врачи выясняют, что она гермафродит, и удаляют женский комплект органов. После этого главный герой — теперь мужчина, завербовывается в службу патруля времени. Сначала он отправляется в прошлое, где соблазняет некую девушку (которая и является им самим в прошлом). Отправившись на девять месяцев вперёд, он похищает ребёнка и отправляется в далекое прошлое, где оставляет в приюте похищенного ребёнка, из которого потом вырастет он сам. Таким образом, получается, что человек сотворил самого себя из ничего. Иначе говоря, встает вопрос об изначальном появлении материи. Ибо остаётся неясным, откуда появился главный герой, чтобы создать самого себя.

Так же путешествие во времени присутствует в сказке Эдит Несбит «История с амулетом».

Внешние изображения

Мемориальная доска, посвящённая С. В. Савельеву

Один из рассмотренных выше парадоксов дал название рассказу «Парадокс дедушки» писателя Сергея Ушенина. Своеобразным откликом на рассказ стала вывешенная в Воронеже на стене дома № 45 по улице Карла Маркса мемориальная доска, текст на которой гласит: «В этом доме с 2063 по 2065 гг. жил С. В. Савельев, изобретатель машины времени» (речь идёт о главном персонаже рассказа).

Упомянутые выше парадоксы «решаются» в фантастике огромным числом способов. Вот некоторые (подробнейшее исследование на эту тему с сотнями ссылок можно найти в P. Nahin «Time machines»):

  1. Последовательность событий неизменна.
    1. Путешествия в прошлое управляемы, но никакими действиями изменить ход истории невозможно. «Если некоторый факт существует во времени, то как бы вы ни старались его изменить, результатом всех ваших усилий оказывается именно этот факт». Такое явление фантаст Джон Уиндем назвал «хроноклазм». Например, в романе Лазаря Лагина «Голубой человек» (1964) на интересы, воспитание, судьбу главного героя — воспитанника советского детского дома — в 1959 году оказывает влияние старая большевичка-преподавательница; герой попадает в Москву 1894 года и сам, в свою очередь, воспитывает и определяет судьбу девятилетней девочки в революционных интересах; она становится революционеркой и потом воспитывает его самого в детском доме. Аналогичным «хроноклазмом» можно считать «Парадокс Фрая», в котором человек, отправившись в прошлое, становится биологическим дедом самому себе. Также в книге Гарри Гаррисона «Фантастическая сага» викинги в XI веке открывают Америку только потому, что в XX веке находящаяся на грани банкротства киностудия решает срочно снять «с натуры» фильм про открытие Америки викингами. Ещё одним показательным примером, с использованием данного подхода, может служить фильм «Двенадцать обезьян» режиссёра Терри Гиллиама.
    2. Путешествия в прошлое формально управляемы, но на практике воздействие на прошлое смертельно опасно, так как возникновение любого временного парадокса приведёт к немедленной катастрофе глобальных масштабов (вплоть до гибели Вселенной).
    3. Путешествия в прошлое неуправляемы. Например, в цикле «Конец Времени» Майкла Муркока при попытке нарушить причинно-следственную связь путешественник возвращается в своё время. В повести Сергея Лукьяненко «Пристань жёлтых кораблей» результатом путешествий во времени становятся временные разломы, внезапно и непредсказуемо перебрасывающие область пространства в прошлое или будущее.
    4. При перемещении во времени путешественник ещё и перемещается в пространстве. Например, при перемещении на 1 год назад он перемещается на 1 световой год (ровно то расстояние, с которого он не сможет повлиять на события точки отправления). Из этих рассуждений следует, что путешествовать можно только через искривления пространства-времени, то есть через червоточины.

Купол времени на рисунке Давида Ревоя для фильма «Слёзы стали» (2012).

  1. Последовательность событий изменяема.
    1. Каждое путешествие в прошлое создает новую реальность, так что парадоксы не имеют места. В старой реальности ничего не меняется. Так, убийство дедушки приведёт к тому, что возникнет новая реальность, где путешественник во времени не рождался, а его дед был убит; параллельно ей останется старая реальность, где с дедом ничего не случилось. Судьба путешественника во времени при этом имеет два варианта: либо, создав новую реальность, он навсегда остаётся в ней, бесследно исчезнув из своей реальности (тогда при попытке вернуться в будущее он обнаружит внесённые им в историю изменения и вполне может встретить там новый вариант себя самого), либо при возвращении в будущее он возвращается в собственную реальность и обнаруживает, что ничего не изменилось.
    2. Путешествие во времени создаёт такую реальность, в которой путешественнику как бы нет места, то есть он стирается из своего времени. Так, в фильме «Проект Нострадамус» детектив Майкл Ностранд, вернувшись в своё время, обнаруживает, что его никто не знает.
    3. Каждый вариант развития событий уже существует и изменение прошлого просто отправляет путешественника на другую мировую линию (в другую вселенную), соответствующую данному развитию событий. При изменении прошлого без физического путешествия во времени, никто не будет знать об изменении прошлого, за исключением тех людей, кто может сохранять воспоминания при сдвиге мировых линий. Такой подход использовался в японском визуальном романе «Steins;Gate».
    4. Вариант предыдущего: новая реальность появляется при изменении, но через какое-то время события естественным образом приводят изменённую реальность в соответствие с неизмененной. Таким образом, в истории появляется не «стрелка», а «параллельный отрезок», который в какой-то момент снова стыкуется с основным путём. Наглядный пример — смерть героини в фильме «Машина времени» («Time machine»). Впрочем, с точки зрения современной физики наличие возможности соединить несколько прошлых в одно будущее весьма сомнительно.
    5. Каждое путешествие в прошлое мгновенно переписывает старую реальность в новую. Люди и предметы из старой реальности бесследно исчезают (если они не существуют в новой реальности) или изменяются (если они в ней существуют). Сам путешественник во времени не меняется. Примерами такого подхода являются «Конец вечности» Айзека Азимова, «Патруль времени» Пола Андерсона, «Палимпсест» Чарльза Стросса, серия фильмов «Эффект бабочки», повесть «Винсент Ван Гог» С. Гансовского, роман и одноимённый фильм «И грянул гром», серия «Южного парка» «Вперёд, Бог, вперёд XII». Фантаст Ларри Нивен высказал идею, что в этом случае реальность будет изменяться до тех пор, пока не достигнет состояния, при котором путешествия во времени никогда не будут открыты. Такое состояние является стабильным и достигается в «Конце вечности», образуя базовую историю вселенной Основания и Галактической Империи. Стросс, в свою очередь, отмечает, что в рамках технологии перемещений во времени, использующей «кротовые норы», путешественник может рассматриваться как волновой пакет излучения Хокинга. В системе отсчета, связанной с переписываемой версией реальности, этот пакет возникает из короткоживущей сингулярности и в ней же затем исчезает, причем вся заключённая в нём информация не обязана удовлетворять принципу причинности для подвергнутой «корректорским правкам» вселенной. Вследствие этого путешественник (или любой регистрирующий прибор, которым он располагает) в принципе способен сохранить воспоминания об уничтоженном варианте реальности. Такой набор свидетельств у Стросса называется «не-историей» (unhistory), а совокупность наборов образует Последнюю Библиотеку (Final Library) и подчиненные ей, доступные для редактирования Библиотеки Ответвлений (Branch Libraries). Последняя Библиотека в некотором смысле является фейнмановской суммой по мировым линиям всех возможных вариантов человеческой документированной истории.
      1. Перезапись может действовать и на самих путешественников во времени, как это происходит в рассказе Юрия Нестеренко «Клятва Гиппократа». Поскольку меняются и их воспоминания, сами они не замечают ни изменения внешнего мира, ни собственные изменения.
      2. Перезапись может быть не мгновенна, а занимать некоторое время. Такой вариант показан в фильме «Назад в будущее» и игре «Chrono Trigger». В данной теории человек, отправившийся в прошлое и сделавший своё рождение невозможным, через некоторое время исчезнет, причем не его двойник, а именно он сам.
  2. Последовательность событий ограниченно изменяема: лишь до тех пор, пока события не влияют на субъективное прошлое самого путешественника во времени. Так, например, путешественник во времени не может убить своего деда, либо окажется, что в действительности его дедом был другой человек. Он также не может изменить те события, которые, как ему известно, произошли. Роберт Хайнлайн в романе «Дверь в лето» развил эту идею. У него закон причинности работает, по отношению к последовательности действий самого человека, независимо от его перемещений во времени: путешественник свободен в своих действиях, но с ним в принципе не может произойти ничего такого, что сделает невозможной уже состоявшуюся для него лично последовательность событий, независимо от того, происходили эти события в прошлом или будущем относительно текущего момента в «глобальном» времени. В результате вернувшись в прошлое можно изменить события, но только те, о которых путешественник ранее не знал, и воздействовать на будущее, но только то, которое для путешественника ещё не наступило. Например, ограбленный не может, вернувшись в прошлое, помешать грабителям (так как для него это ограбление уже произошло), но ничто не мешает ему в свою очередь завладеть награбленным, спрятать его в укромном месте и вернуть после возвращения в своё время.

Вот некоторые способы решить третью проблему (впрочем, на этот «парадокс» всегда можно возразить тем, что мы не можем знать наверняка о несуществовании чего-либо).

  1. Предполагается, что в будущем путешествия в прошлое запрещены, а те люди, кто всё-таки попадает в наше время, стараются ничем не выдавать своего присутствия (Асс, Бегемотов «Вперёд в прошлое»).
  2. Согласно ещё одной гипотезе, путешествовать в прошлое можно лишь после времени изобретения машины времени, но не раньше. И то, что наше время не заполнено пришельцами из будущего, свидетельствует лишь о том, что машина времени пока ещё не изобретена, а не о том, что путешествия в прошлое невозможны.
  3. Путешествия в прошлое не запрещены и путешественников из будущего в нашем времени много, но они не могут или скорее не хотят изменять прошлое, поскольку единственным следствием этого будет размножение реальностей, что не позволит путешественникам вернуться в свою исходную реальность в будущем. Таким образом, внесение изменений в прошлое просто бессмысленно, за исключением случаев специального проектирования нужной реальности. Этот вариант рассматривается, например, в фантастическом романе А. Махрова «В вихре времён».

Нравственный аспект проблемы путешествия во времени (в будущее, с помощью засыпания под действием специального газа и пробуждения через много лет практически в том же физическом состоянии, что и в момент погружения в сон) поднимает фильм «Бегство мистера Мак-Кинли» по сценарию Леонида Леонова. Песня Владимира Высоцкого «Баллада об уходе в Рай», использованная в этом фильме, адресована главному герою произведения: «Разбудит вас какой-то тип и впустит в мир, где в прошлом войны, вонь и рак. Где побеждён гонконгский грипп. На всём готовеньком… Ты счастлив ли, дурак?»

Известная кинотрилогия Роберта Земекиса и Боба Гейла о путешествиях во времени «Назад в будущее». О путешествиях во времени рассказывается и в научно-фантастическом телесериале «Доктор Кто».

Путешествие во времени играет важную роль в любовно-фантастических романах Одри Ниффенеггер, Дианы Гэблдон, Керстин Гир.

В кино

Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи. Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Согласно решению Арбитражного комитета Википедии, списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список.

Машина времени из фильма «Назад в будущее» в виде модифицированного автомобиля DeLorean. Машина времени из сериала «Доктор Кто» в виде полицейской будки ТАРДИС. Копия маховика времени из серии фильмов о Гарри Поттере

  • 11.22.63
  • 12 обезьян
  • 31 июня
  • Adventure Kid
  • Dragon Ball Z и Dragon Ball Super
  • Kamen Rider Den-O
  • Fringe (сериал)
  • Mahou Shoujo Madoka Magica
  • Steins;Gate
  • Stewie Griffin: The Untold Story
  • Winx Club
  • Zipang
  • Азирис Нуна (по книге «Сегодня, мама!» С. Лукьяненко и Ю. Буркина).
  • Ангел из будущего
  • Аргай
  • Арка (фильм, 2016)
  • Академия «Амбрелла»
  • Армия тьмы
  • Бегство мистера Мак-Кинли (1975, СССР)
  • Бегство с планеты обезьян
  • Бегущий во времени
  • Безопасность не гарантируется
  • Бигглз
  • Бойфренд из будущего
  • В гости к Робинсонам
  • Вечно молодой (фильм)
  • Вера (сериал)
  • Взлётная полоса (фильм, 2005)
  • Взлётная полоса
  • Волшебный халат
  • В ловушке времени
  • В плену времени
  • Временная петля
  • Временщик (сериал, Россия, 2014)
  • Гарри Поттер и узник Азкабана
  • Где-то во времени (1980, США)
  • Гостья из будущего
  • Грань будущего
  • Гравити Фолз
  • Грозовые камни
  • Губка Боб в 3D
  • Девочка, покорившая время
  • Дежа вю (2006)
  • День сурка
  • Детонатор
  • Двенадцать ноль одна пополуночи
  • Доктор Кто
  • Доктор Стрэндж (фильм, 2016)
  • Донни Дарко
  • Домик у моря
  • Дэдпул 2
  • Если это случится с тобой(1972, СССР)
  • Жена путешественника во времени
  • Завтра наступит сегодня
  • Завтра встану и ошпарюсь чаем
  • Звёздные врата: Атлантида / Звёздные врата: Континуум
  • Звёздный путь (2009)
  • Зеркало для героя (1987, СССР)
  • И грянул гром (2005, США)
  • Иван Васильевич меняет профессию (1973, СССР)
  • Изменяющий время
  • Исходный код (фильм)
  • Интерстеллар
  • Инцидент(фильм) Мексика, 2014)
  • Капкан времени
  • Кейт и Лео
  • Корпорация «Бессмертие»
  • Крестоносец в джинсах
  • Квантовый скачок (сериал)
  • Континуум (сериал)
  • Континуум (фильм)
  • Лангольеры
  • Легенды завтрашнего дня (телесериал, 2016)
  • Ледяная комета 3D (Iceman, 2014)
  • Лиловый шар
  • Люди в чёрном 3
  • Люди Икс: Дни минувшего будущего
  • Машина времени (фильм) 1960
  • Машина времени (фильм) 2002
  • Машина времени в джакузи
  • Мегавременной отряд(2018, Новая Зеландия)
  • Меланхолия Харухи Судзумии / Исчезновение Харухи Судзумии
  • Министерство времени (телесериал)
  • Мстители: Война бесконечности
  • Мы из будущего
  • Мы из будущего 2
  • Назад в будущее 1, 2, 3 (1985, США)
  • Назад в СССР (фильм, 2010)
  • Новый день (телесериал) (2006)
  • Овечка Долли была злая и рано умерла (2014, Россия)
  • Ошибка времени
  • Обратная сторона Луны (телесериал) (2012/2016, Россия)
  • Патруль времени (фильм, 1994)
  • Патруль времени (фильм, 2014)
  • Пегги Сью вышла замуж
  • Петля времени (2012)
  • Пиджак
  • Повторяющие реальность (2010, Канада)
  • Последний отсчёт
  • Подопытные (сериал)
  • Полицейские во времени (сериал)
  • Последний день лета (2007)
  • Похитители прошлого (1999)
  • Предчувствие (фильм, 2007)
  • Пришельцы
  • Пришельцы в Америке
  • Провал во времени (фильм, 1979)
  • Провал во времени (фильм, 1997)
  • Проект «Нострадамус»
  • Путешественник (Journeyman) (телесериал)
  • Отбросы (сериал)
  • Радиоволна
  • Рождественская история
  • Сквозь червоточину с Морганом Фрименом. Путешествие во времени — фантазия или реальность? — научно-популярный фильм, (2010, Discovery)
  • Сверхъестественное (сериал)
  • Спасатели во времени
  • Стрелец неприкаянный
  • Смешарики. Дежавю
  • Сумеречная зона (телесериал, 1959) — эпизод Игра тени
  • Однажды в сказке (телесериал) — 3 сезон
  • LOST (Остаться в живых) — 5 сезон
  • Сдвинутый (сериал, 2001, Россия)
  • Суперкнига (сериал)
  • Счастливого дня смерти
  • Счастливого нового дня смерти
  • Таймлесс. Рубиновая книга
  • Таймлесс 2: Сапфировая книга
  • Таймлесс 3: Изумрудная книга
  • Тариф новогодний
  • Терминатор / Терминатор 2 / Терминатор 3
  • Терминатор: Да придёт спаситель (биологический способ)
  • Терминатор: Генезис
  • Территория тьмы 3D (2009)
  • Треугольник
  • Тысячелетие
  • Туман
  • Туман 2
  • Тариф на прошлое (сериал)
  • Тьма (сериал)
  • Терра Нова (сериал)
  • Утиные истории 52-я (43-я) серия «Утята в будущем» (Duck to the Future, 1987 год, пародия названия фильма «Назад в будущее»)
  • Уже вчера
  • Филадельфийский эксперимент / Секретный эксперимент (1984)
  • Филадельфийский эксперимент (2012, реж. П. Зиллер)
  • Филадельфийский эксперимент 2 (1993)
  • Фил из будущего (сериал)
  • Флэш (телесериал, 2014)
  • Футурама
  • Хочу. Не могу
  • Человек будущего (сериал)
  • Чернобыль. Зона отчуждения (сериал)
  • Чудеса Науки (сериал) — серия «Пульт для Вселенной»
  • Чужестранка (сериал) по одноимённому роману
  • Час расплаты
  • Чёрный рыцарь
  • Часто задаваемые вопросы о путешествиях во времени
  • Школа «Чёрная дыра» (сериал)
  • Эффект бабочки 1, 2, 3
  • Я убил Эйнштейна, господа

В музыке

  • концептуальный альбом «Time» (1981) группы Electric Light Orchestra
  • концептуальный альбом «Time Machine» (1988) группы Silicon Dream

В играх

> См. также

Путешествие во времени на Викискладе

  • Нерешённые проблемы современной физики
  • Мультивселенная

Примечания

  1. M.S. Morris, K.S. Thorne, U. Yurtsever «Wormholes, Time Machines, and the Weak Energy Condition», Phys. Rev. Lett. 61, 1446—1449 (1988)
  2. G. Bressi, G. Carugno, R. Onofrio, G. Ruoso, «Measurement of the Casimir force between Parallel Metallic Surfaces», Phys. Rev. Lett. 88 041804 (2002)
  3. F. J. Tipler «Rotating cylinders and the possibility of global causality violation», Phys. Rev. D. 9, 2203—2206 (1974)
  4. Hawking, Stephen. The Future of Spacetime. — W. W. Norton, 2002. — P. 96. — ISBN 0-393-02022-3.
  5. Benjamin K. Tippett, David Tsang. Traversable Achronal Retrograde Domains In Spacetime (англ.). — 2017. — 31 March.
  6. Существование машины времени доказали математически. Проверено 22 июня 2017.
  7. Учёные создали математическую модель машины времени (рус.). Проверено 22 июня 2017.
  8. Зельдович, Новиков, 1975, с. 679.
  9. S. Krasnikov. The time travel paradox // Physical Review D. — 2002. — Т. 65, вып. 6. — ISSN 1089-4918 0556-2821, 1089-4918. — DOI:10.1103/PhysRevD.65.064013.
  10. Красников С. В. Некоторые вопросы причинности в ОТО: «машины времени» и «сверхсветовые перемещения». M.: Ленанд, 2015. ISBN ISBN 978-5-9710-2216-9
  11. Friedman, John; Michael Morris; Igor Novikov; Fernando Echeverria; Gunnar Klinkhammer; Kip Thorne; Ulvi Yurtsever (1990). “Cauchy problem in spacetimes with closed timelike curves”. Physical Review D. 42 (6): 1916-1917. Bibcode:1990PhRvD..42.1915F. DOI:10.1103/PhysRevD.42.1915.
  12. Ушенин С. Г. Парадокс дедушки. // Сервер современной литературы «Самиздат» (24.11.2009). Проверено 1 ноября 2015.
  13. Изобретатель машины времени жил в Воронеже (27.06.2013). Проверено 1 ноября 2015.
  14. Колядина, Елена. Куры за колючей проволокой, зато яйца подешевели // Metro Москва. — 2014. — № 26 за 28 мая. — С. 12. (Проверено 1 ноября 2015)
  15. Из хитов 80-х: ELO — Ticket To The Moon. «Граммота». grammota.com. Проверено 20 ноября 2018.